РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прозорова А. С., Уварова М. П.
Вятский государственный университет,
г. Киров
Аннотация. Во время подготовки ребенка к школе педагоги обращают внимание на множество аспектов, одним из которых является развитие мелкой моторики рук. Мелкая моторика рук важна в жизни человека. Особое внимание необходимо уделять данному аспекту во время предшкольной подготовки, так как при низком уровне сформированности мелкой моторики рук у ребенка возникают трудности при обучении. Но как создать комфортные условия для развития мелкой моторики рук ребенка 6-7 лет? В школе отвести для этого достаточного времени невозможно, поэтому необходимо работать над этим в детском саду, а также в центрах дополнительного образования. Последние, как прописано в Концепции развития дополнительного образования детей, имеют ряд преимуществ. Здесь дети выбирают кружки по интересам, следовательно, их познавательная активность будет выше.
Данная статья предлагает решение вышеописанной проблемы через использование экспериментальной деятельности в кружке «Окружающий мир». В статье предлагается анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, а также методические решения по организации экспериментальной деятельности. Приведены результаты проведенных диагностик по выявлению уровня сформированности мелкой моторики рук у детей 6-7 лет до и после занятий с использованием экспериментальной деятельности.
Ключевые слова: дошкольник; предшкольное образование; экспериментальная деятельность; кружок «Окружающий мир»; диагностика
сформированности мелкой моторики рук детей.
1
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Эта составляющая помогает повысить двигательную координацию, облегчает овладение навыком письма, а также способствует развитию мышления и речи ребенка [1].
Н.А. Бернштейн даёт следующее определение понятию моторика -двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой автор понимает последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи [2].
Принято классифицировать крупную и мелкую моторику. Известно, что крупная моторика рук является основой, на которую затем накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Э.Я. Степаненкова в своих работах показывает, что понятие крупной (общей) моторики следующим образом: крупная (общая) моторика - это «разнообразные движения рук, ног, тела, то есть, по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела» [3].
Мы предполагаем, что максимального эффекта по развитию мелкой моторики рук можно достичь в ходе экспериментальной деятельности на кружке «Окружающий мир». Во-первых, дети данного возраста любопытны, они с радостью готовы познавать окружающий мир.
Во-вторых, в процессе работы с предметами происходит массаж пальчиков, что также благотворно сказывается на развитии мелкой моторики рук. В-третьих, экспериментальная деятельность детей проводится регулярно, на каждом занятии, следовательно, мелкая моторика рук формируется систематично и последовательно. В-четвертых, каждое занятие кружка имеет познавательный, занимательный характер, включает игровые элементы, что благотворно сказывается на вовлеченности детей в занятие, а значит и на
выполнение заданий, способствующих развитию мелкой моторики рук.
2
При организации экспериментальной деятельности детей на кружке необходимо учитывать то, что педагог хоть и помогает организовать эксперимент, но ни в коем случае не делает его за ребенка.
Как доказал Н.Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем [4].
Каждый ребенок - экспериментатор, педагогу необходимо лишь натолкнуть ребенка на совершение необходимых действий и правильно организовать экспериментальную деятельность. Для этого необходимо соблюдать некоторые условия:
- преодоление неопределенности в одних зонах когнитивной сферы должно сопровождаться возрастанием неопределенности в других ее зонах - это является важнейшим условием самодвижения, саморазвития детского мышления То есть при правильной организации эксперимента, у детей должно возникать противоречие: с одной стороны происходит переход от отсутствия или от знаний из неясных знаний в точные, определенные знания, а с другой стороны - рост неопределённых знаний [5];
- проведение эксперимента не в качестве демонстрационного, а в качестве фронтального или самостоятельного выполнения действий;
- необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, а также создавать ситуации успеха, поэтому на первом занятии необходимо предложить детям провести простой эксперимент, который требует минимальных физических затрат;
- эксперимент развивает не только практические умения. Ребенок учится планировать свою деятельность, ставить цель, подбирать нужные материалы для ее осуществления [6];
- моделирование эксперимента. Важно, если ребенок научиться моделировать ситуацию эксперимента. Можно даже предлагать детям создавать две модели: до эксперимента (отобразить то, как предположительно будут развиваться события), после эксперимента (то, как на самом деле происходили события). Создание модели эксперимента также оказывает влияние на уровень развития мелкой моторики рук. При этом необходимо дать полную свободу ребенку, то есть, модель может создаваться из бумаги, пластилина, любых подручных материалов, может отображаться на рисунке.
Приведем примеры конкретных занятий, в рамках которых особое внимание уделялось развитию мелкой моторики рук в процессе экспериментальной деятельности.
Задание «Как образуются реки?».
Методический комментарий. Как правило, педагог самостоятельно готовит оборудование, материалы для эксперимента и создает условия для его проведения. Но иногда стоит просить детей выполнять эти подготовительные этапы самостоятельно.
Ход работы. Возьмите лист бумаги и скомкайте его, но не очень плотно. Расправив, вставьте его в пустую картонную коробку из-под конфет. Бумага должна быть похожа на горную местность. Налейте в бутылочку распылителя немного воды с разбавленной в ней синей краской. Разбрызгайте воду на бумагу. Обратите внимание на реки, образовавшиеся на бумаге. Попробуйте брызнуть немного сильнее. Что происходит теперь? Сделайте вывод [7].
Методический комментарий. Благодаря проведенному эксперименту, дети
приблизительно увидят, как на самом деле образуются реки, что поможет лучше
запомнить данный материал. Такого рода эксперимент так же окажет
положительное влияние на развитие мелкой моторики рук детей. Работа с
бумагой требует работу обеих рук, поэтому мы развиваем общую моторику
обеих рук. Работа с распылителем требует активной работы пальцев рук, а если
4
мы попросим ребенка менять руки, то положительное влияние данного эксперимента на мелкую моторику рук возрастет.
Справедливость наших предположений мы проверили в ходе педагогического эксперимента, проведенного в группах детей предшкольного возраста. Для выявления уровня сформированности мелкой моторики рук были проведены две диагностики: «Повторение фигур из пальцев» и «Дорожки». Также для чистоты эксперимента дети были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.
Результаты диагностики получились следующими: у 38% детей экспериментальной группы сформирован высокий уровень развития мелкой моторики рук, 50% - средний уровень, 12% - низкий уровень. У детей контрольной группы 38% - высокий уровень развития мелкой моторики рук, 36% - средний уровень, 26% - низкий уровень.
После проведения ряда занятий с использованием экспериментальной деятельности была проведена повторная диагностика и в экспериментальной, и в контрольной группе.
В экспериментальной группе мы можем увидеть следующие результаты: 44% -высокий уровень развития мелкой моторики рук, средний у 44%, низкий -12%.
В контрольной группе: 38% - высокий уровень развития мелкой моторики рук, 36% - средний уровень, 26% - низкий уровень. Как мы видим, в контрольной группе все осталось без изменений, в экспериментальной -увеличился процент детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки.
Сравнительный анализ проведенных диагностик уровня развития мелкой моторики рук у дошкольников представлен на рисунке 1.
Мы видим, что в экспериментальной группе увеличился процент высокого уровня развития мелкой моторики рук и, следовательно, уменьшился средний
уровень. В контрольной группе изменений нет.
5
60% 50% 40% 30°% 20°% 10% 0%
Входная Итоговая Входная Итоговая
диагностика диагностика диагностика диагностика (экс.гр.) (экс. гр.) (к онтр. гр.) контр. гр.)
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. 1 Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики рук
детей 6-7 лет
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование экспериментальной деятельности на кружке по окружающему миру создает комфортные условия для развития мелкой моторики рук. В ходе эксперимента дети с интересом познают окружающий мир, учатся строить гипотезы и развивают мелкую моторику рук через выполнение определенных действий.
Если педагог в кружке по окружающему миру будет использовать экспериментальную деятельность, а также соблюдать условия ее проведения -мелкая моторика рук детей будет сформирована до высокого уровня развития.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность [8].
Литература
1. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 217 с.
2. Бернштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: 1966.
3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -368 с.
4. Поддьяков Н. Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника // Исследователь/Researcher. - 2009. -№2. - URL: https://cyberlenmka.m/article/n/detskoe-eksperimentirovame-i-evristicheskaya-struktura-opyta-rebenka-doshkolnika
5. Любина Г. Рука развивает мозг / Г. Любина // Ребенок в детском саду. -2004 г. - № 1. - С. 2-6.
6. Громова Р. С. Проведение опытов и экспериментов на уроках окружающего мира в начальной школе / Р. С. Громова. - URL https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/proviedieniie-opytov-i-ekspierimientov-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie.
7. Горошилова Е. П., Шлык Е. В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 96 с.
8. Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут / Л. Сидоренко // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7. - С. 67-70.
THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS' FINE MOTOR SKILL IN EXPERIMENTAL ACTIVITIES
Prozorova A. S., Uvarova M. P.
Vyatka state University, Kirov
Annotation. During the preparation of the childfor school teachers pay attention to many aspects, one of which is the development of fine motor skills of hands. Fine motor skills of hands are important in a person's life. Particular attention should be paid to this aspect during pre-school preparation, as with a low level of formation of fine motor skills of the child's hands there are difficulties in learning. But how to create comfortable conditions for the development offine motor skills of hands of a child 6-7 years? It is impossible to allocate sufficient time for this at school, so it is necessary to work on this in kindergarten, as well as in the centers of additional education. The latter, as spelled out in the Concept of the development of additional education of children, have a number of advantages. Here children choose hobby groups, therefore, their cognitive activity will be higher.
This article offers a solution to the above problem through the use of experimental activities in the circle "the World around". The article offers an analysis of psychological and pedagogical literature on the topic of research, as well as methodological solutions for the organization of experimental activities. The results of diagnostics to identify the level of formation of fine motor skills of hands in children 67 years before and after classes using experimental activities.
Key words: preschool child; preschool education; experimental activity; circle "the World around"; diagnosis offormation offine motor skills of children's hands.
References
1. Introduction to psychology of development / D. B. Elkonin. - M.: Trivola, 1994. - 217 p.
2. Bernstein N. A. Essays on the physiology of movements and physiology of
8
activity [Text] / N. Ah. Bernstein. - M.: 1966.
3. Stepanenkova E. Y. Theory and methods of physical education and development of the child: studies. benefits for students. higher. studies'. institutions / Stepanenkova. - 2nd ed., Rev. - Moscow: Publishing center "Academy", 2006. - 368 p.
4. Poddjakov N. N. Children's experimentation and heuristic structure of the experience of the preschool child // Scholar/Researcher. - 2009. -№2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-eksperimentirovanie-i-evristicheskaya-struktura-opyta-rebenka-doshkolnika.
5. Lubina G. Hand develops the brain / G. Lubina // Child in kindergarten. - 2004
- № 1. - Pp. 2-6.
6. Gromova R. S. Conducting experiments and experiments on the lessons of the world in primary school / R. S. Gromova. - URL https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/proviedieniie-opytov-i-ekspierimientov-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie.
7. Voroshilova E. P., Shlyk E. V. Experimental activities preschoolers. Long-term planning: second Junior, middle, senior, preparatory to the school group. From experience in the program "From birth to school." — SPb. : LLC "PUBLISHING HOUSE "CHILDHOOD-PRESS" 2018. — 96 p.
8. Sidorenko L. My fingers will tell / L. Sidorenko // Preschool education. - 2008.
- №7. - P. 67-70.