Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мелкая моторика / развитие / физические упражнения / рисование / рукоделие / игры / обучение / дети / взрослые / motor skills / development / physical exercise / drawing / crafts / games / learning / children / adults

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилова Анна Алексеевна

В данной статье рассматривается важность развития мелкой моторики через разнообразные виды деятельности как у детей, так и у взрослых. Приведены различные методики и подходы, способствующие улучшению этого аспекта физического развития. Обсуждаются физические упражнения, рисование и творчество, рукоделие, игры и игрушки как эффективные инструменты для совершенствования мелкой моторики. Отмечается важность таких занятий для общего физического и когнитивного развития. Рекомендации для родителей и педагогов также приводятся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the importance of developing fine motor skills through a variety of activities in both children and adults. Various methods and approaches are presented to help improve this aspect of physical development. Exercise, art and creativity, crafts, games and toys are discussed as effective tools for improving fine motor skills. The importance of such activities for general physical and cognitive development is noted. Recommendations for parents and teachers are also provided.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация. В статье рассматривается понятие, функции и виды электронных образовательных ресурсов. Доказывается необходимость их использования в практике обучения умственно отсталых обучающихся на уроках истории. Подчеркивается важность использования электронных образовательных ресурсов для формирования исторических представлений у школьников с умственной отсталостью. Описываются результаты экспериментального исследования особенностей и частоты применения электронных образовательных ресурсов в коррекционной школе учителями. Уточняются представления обучающихся с умственной отсталостью о данных средствах обучения. Отображаются интересы обучающихся в практике их применения.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, умственно отсталые учащиеся, уроки истории, коррекционная школа, учителя, средства обучения.

Annotation. The article discusses the concept, functions and types of electronic educational resources. The necessity of their use in the practice of teaching mentally retarded students in history lessons is proven. The importance of using electronic educational resources for the formation of historical ideas among schoolchildren with mental retardation is emphasized. The results of an experimental study of the characteristics and frequency of use of electronic educational resources by teachers in a correctional school are described. The ideas of students with mental retardation about these teaching aids are clarified. The interests of students in the practice of their application are displayed.

Key words: electronic educational resources, mentally retarded students, history lessons, correctional school, teachers, teaching

Литература:

1. Бакаева, O.A. О сущности информационных технологий / O.A. Бакаева // Юность и Знания - Гарантия Успеха -2018: Сборник научных трудов 5-й Международной молодежной научной конференции. В 2-х томах, Курск, 20-21 сентября 2018 года / Ответственный редактор A.A. Горохов. Том 2. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. - С. 36-39

2. Дьякова, Б.А. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения / Б.А. Дьякова, Г.Г. Сечкарева // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2. -С. 24-35

3. Новиков, М.А. Педагогика: словарь система основных понятий / М.А. Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.-С. 268.

4. Ольхина, Б.А. Роль учебной презентации в формировании исторических понятий у умственно отсталых школьников / Б.А. Ольхина // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-5. - С. 919-923

5. Сидорова, И.В. Актуальные проблемы инновационной деятельности педагога в свете теории и практики / И.В. Сидорова // Мир науки. Вопросы педагогики и психологии. - 2021. -Т.9.- №2.

6. Сидорова, И.В. Применение информационно- коммуникативных технологий обучающихся на примере проектно-исследовательской деятельности на уроках истории / И.В. Сидорова, О.Б. Сиротина // Наука и Образование. - 2022. -Т. 5,№ 1.

7. Фадеев, И.В. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе современной школы / И.В. Фадеев // Преподавание истории в школе и вузе: актуальные проблемы методологии и методики. - 2019. -С. 198-202

УДК 378.2

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Панфилова Анна Алексеевна студент

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный Федеральный Университет» (г. Ростов-на-Дону)

Постановка проблемы. В современном обществе существует растущая проблема недостаточного развития мелкой моторики у детей и взрослых, что может привести к ограничениям в повседневных деятельностях и нарушениям в учебном и профессиональном процессе. Недостаточная внимательность к этому аспекту развития может привести к дальнейшим затруднениям в усвоении навыков письма, манипулирования предметами, выполнении творческих заданий и поддержании общего физического здоровья. Поэтому важно изучить различные подходы и методики, способствующие эффективному развитию мелкой моторики через разнообразные виды деятельности.

Изложение основного материала исследования. Развитие мелкой моторики играет ключевую роль как в детстве, так и во взрослом возрасте, поскольку оно напрямую связано с выполнением повседневных задач, обучением и профессиональной деятельностью. Развитие мелкой моторики в детстве способствует развитию навыков письма, координации движений и улучшению когнитивных функций, что важно для успешной адаптации в школе и взаимодействия со сверстниками, точность движений и в целом качественное выполнение задач как на рабочем месте, так и в повседневной жизни.

Учеными давно доказано, чем больше продуктивных видов деятельности задействовано в жизни дошкольника, тем более развита его мелкая моторика и, соответственно, психические процессы [4, С. 591].

Упражнения играют ключевую роль в развитии мелкой моторики, поскольку они помогают укрепить мышцы, улучшить координацию движений и повысить точность движений. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, такие как манипуляции с мячом, игра пальцами, складывание конструкторов, развивают мелкую моторику и улучшают координацию движений. Упражнения способствуют активизации мозговой деятельности и стимулируют нейронные связи, что благотворно влияет на когнитивные функции и общее физическое здоровье. Существует множество эффективных упражнений, которые помогают развить мелкую моторику у детей и взрослых. К ним относятся массажные шарики, которые помогают укрепить мышцы рук и пальцев и улучшить тактильную чувствительность. Лепка из глины или пластилина также является отличным способом развить моторику и творческое мышление. Использование веревок и скакалок помогает улучшить координацию движений и точность реакций. Помимо того, игры, упражнения, в которых используются мелкие предметы, такие как сортировка и подсчет бусинок, собирание мозаики и пазлов, также эффективно развивают моторику и логическое мышление. Такие упражнения не только способствуют развитию мелкой моторики, но и доставляют удовольствие, что стимулирует интерес к занятиям и учебе. Физические упражнения очень положительно влияют на развитие мелкой моторики. Они помогают укрепить мышцы, улучшить координацию движений и улучшить ловкость рук и пальцев. Регулярные упражнения также способствуют развитию тактильной чувствительности и улучшению координации движений, что важно для выполнения различных повседневных задач, но также важно для успешного

овладения такими навыками, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и многие другие занятия, требующие точности движений и небольшого мышечного контроля [2, С. 167].

Рисование играет ключевую роль в развитии мелкой моторики, поскольку в процессе выполнения различных движений рук, контролируемых глазами, мышцы укрепляются и развивается координация движений. Двигательные действия, такие как удержание рук, линейный контроль и точность движений, способствуют развитию мелкой моторики и улучшают координацию движений, что важно для развития письма, чтения и других творческих и образовательных задач., работа кистью развивает ловкость и точность движений, карандаши требуют усилий для контроля давления и направления линий, а краски позволяют экспериментировать с различными текстурами и методами нанесения, что способствует разнообразию движений и стимулирует творческое мышление. Можно использовать различные упражнения и задания, чтобы развить мелкую моторику с помощью рисования. Например, попросите ребенка нарисовать круги, волны, прямые и изогнутые линии, чтобы практиковать контроль карандаша и правильные движения. Для более сложных упражнений можно предложить рисовать мелкими деталями, такими как точки или мелкие узоры, с помощью тонких кистей или карандашей. Также будет полезно рисовать по рисунку или шаблону, что поможет развить способность копировать формы и структуры. Эти упражнения не только способствуют развитию мелкой моторики, но и стимулируют воображение и творческое мышление [5, С. 403].

Вышивка играет важную роль в развитии мелкой моторики, поскольку включает в себя различные манипуляции с материалами, требующие точности и ловкости рук. Вышивка, вязание крючком, лоскутное шитье, создание украшений из бисера - все эти виды рукоделия помогают улучшить моторику рук и пальцев, развить координацию движений и повысить тактильную чувствительность. В процессе вышивания задействованы различные мышцы рук и пальцев, что способствует их укреплению и развитию. Вышивка требует терпения, внимания к деталям и умения обращаться с инструментами, что развивает не только физические навыки, но и когнитивные навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе. Существует множество техник вышивки, к ним относятся вышивка, вязание крючком, лоскутное шитье, макраме, мозаика, вышивка бисером, аппликатура и т.д. Каждая из этих техник требует навыков и точности в управлении руками и пальцами, что помогает укрепить мышцы и улучшить координацию движений. Работа с различными материалами и инструментами развивает тактильную чувствительность и творческое мышление, что делает рукоделие приятным хобби, полезным не только с точки зрения физического развития, вышивка очень положительно влияет на развитие мелкой моторики. Постоянное применение различных ремесленных техник, таких как вышивка, вязание крючком, лоскутное шитье и т.д. помогает укрепить мышцы рук и пальцев, улучшить координацию движений и точность движений. Работа с различными материалами и инструментами также помогает развить тактильную чувствительность и улучшить контроль над небольшими движениями, поделки способствуют творчеству, концентрации и устойчивости к стрессу, что делает их не только полезным инструментом для развития двигательных навыков, но и источником удовольствия и расслабления [1, С. 2].

Игры и игрушки играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики у детей, поскольку они дают им возможность активно участвовать и экспериментировать с различными движениями рук и пальцев. Различные игры, конструкторы, пазлы, мозаики, а также игрушки, требующие сборки или манипуляций, помогают развить ловкость, координацию движений и улучшить мелкую моторику. Во время игры у детей развивается творческое мышление, воображение и социальные навыки, что делает игры и игрушки не только интересным времяпрепровождением, но и эффективным способом обучения и развития. Существует множество игр и игрушек, специально разработанных для развития мелкой моторики у детей. К ним относятся конструкторы, такие как lego или деревянные блоки, которые требуют точных движений и сборки мелких деталей. Набор мозаики, в котором детям нужно аккуратно разместить мелкие элементы на доске. Логические игры различной сложности, которые улучшают ловкость рук и концентрацию. Наряду с различными игрушками для манипулирования, такими как кубики, магнитные лабиринты, различные формы, требующие точных движений пальцев и обучения, эти игры и игрушки не только доставляют удовольствие, но и способствуют эффективному развитию мелкой моторики и когнитивных навыков у детей. Чтобы максимально развить мелкую моторику у детей, стоит выбирать игры и игрушки, которые предлагают широкий спектр манипуляций с мелкими деталями и требуют точных движений пальцев. Также важно выбирать игрушки, стимулирующие детей к активным движениям рук и пальцев, такие как магнитные лабиринты, кубики, а также игры с кнопками или ручками, которые помогают развивать координацию рук и силу пальцев, а также головоломки, в которых мелкие элементы должны быть размещены в определенном месте [3, С. 208].

Выводы. Подведение итогов подчеркивает важность развития мелкой моторики как ключевого аспекта физического и когнитивного развития как у детей, так и у взрослых. Мелкая моторика играет неотъемлемую роль в выполнении повседневных задач, усвоении навыков и достижении успеха в учебе и профессиональной деятельности. Эффективное развитие мелкой моторики через различные виды деятельности, такие как физические упражнения, рисование, рукоделие и игры, не только способствует улучшению физического здоровья и моторных навыков, но и стимулирует креативное мышление, развивает когнитивные способности и улучшает качество жизни. Соответственно, инвестирование времени и усилий в развитие мелкой моторики является важным шагом на пути к общему благополучию и самореализации.

Родителям и педагогам стоит поощрять разнообразные виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики у детей, включая физические игры, рисование, рукоделие и игры с мелкими деталями. Важно предоставлять детям доступ к разнообразным материалам и инструментам для творчества и экспериментирования, а также создавать стимулирующее окружение, где они могли бы свободно развивать свои моторные навыки, наблюдать за ними и поддерживать их в этом процессе, поощряя терпение, усердие и творческий подход. Регулярное включение таких активностей в повседневную жизнь ребенка и поддержка со стороны взрослых помогут обеспечить оптимальное развитие мелкой моторики и создать прочные фундаментальные навыки для успешного обучения и дальнейшего развития.

В дальнейших исследованиях в области развития мелкой моторики можно углубиться в изучение влияния различных видов деятельности на конкретные аспекты мелкой моторики у детей разных возрастных групп и с разными особенностями развития. Также важно провести более глубокие исследования, направленные на выявление оптимальных методов и подходов в обучении и тренировке мелкой моторики, а также изучить эффект долгосрочного воздействия различных видов деятельности на моторные навыки и когнитивные функции в долгосрочной перспективе. Дополнительно, можно исследовать влияние новых технологий, таких как виртуальная реальность, на развитие мелкой моторики, а также разработать инновационные методики и тренировочные программы, учитывающие индивидуальные особенности и потребности детей с разными уровнями развития.

Аннотация. В данной статье рассматривается важность развития мелкой моторики через разнообразные виды деятельности как у детей, так и у взрослых. Приведены различные методики и подходы, способствующие улучшению этого аспекта физического развития. Обсуждаются физические упражнения, рисование и творчество, рукоделие, игры и игрушки как эффективные инструменты для совершенствования мелкой моторики. Отмечается важность таких занятий для общего физического и когнитивного развития. Рекомендации для родителей и педагогов также приводятся.

Ключевые слова: мелкая моторика, развитие, физические упражнения, рисование, рукоделие, игры, обучение, дети, взрослые.

Annotation. This article examines the importance of developing fine motor skills through a variety of activities in both children and adults. Various methods and approaches are presented to help improve this aspect of physical development. Exercise, art and creativity, crafts, games and toys are discussed as effective tools for improving fine motor skills. The importance of such activities for general physical and cognitive development is noted. Recommendations for parents and teachers are also provided.

Keywords: motor skills, development, physical exercise, drawing, crafts, games, learning, children, adults.

Литература:

1. Багрянская, A.E. Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности / А.Е. Багрянская. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. -№2.1 (8.1).-С. 2-3

2. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 372 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для среднего профессионального образования / Г.М. Коджаспирова. -4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 711 с.

4. Курбатова, Ю.В. Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности с помощью различных аппликативных техник / Ю.В. Курбатова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 19 (99). - С. 591-594

5. Часовских, А.В. Развитие мелкой моторики у детей / А.В. Часовских, С.А. Тетерева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 45 (440). - С. 403-404

УДК 378.1

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И КОРРЕКЦИИ

Парамонова Елена Алексеевна преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательногоучреждения высшего образования «Российский государственныйуниверситет правосудия» (г. Краснодар);

Медведева Наталья Петровна старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательногоучреждения высшего образования «Российский государственныйуниверситет правосудия» (г. Краснодар)

Постановка проблемы. Учебная мотивация - это такая же важная составляющая учебной деятельности, как и, собственно мотивация, которая является основой любой человеческой деятельности. Без мотивации невозможно говорить о достижениях, положительных сдвигах и личностном росте человека. По сути, мотивация - это катализатор запуска человеческих действий. Проблемами мотивации психологи занимались особенно активно на протяжении всей второй половины XX века. Было разработано много различных теорий, подходов, было проведено большое количество разных исследований. На основе полученных эмпирических данных и их всестороннего анализа современная наука выстраивает композиции понимания не только мотивации, как динамично меняющегося феномена, но и поиска путей ее оптимизации и коррекции. Особую значимость в этой связи приобретает проблема внутренней мотивации.

Проводимые в разное время исследования, связанные с всесторонним изучением мотивации, в качестве целевой аудитории выбирали и успешных, и неуспешных людей, что позволило многоаспектно посмотреть на ту детерминацию и те факторы, которые обусловливают мотивационные процессы и успешность. Особый интерес в данной проблемной парадигме вызывает учебная мотивация обучающихся и вектор перехода внешней мотивации во внутреннюю. Проблемным аспектом данного дискурса всегда является поиск ответов на вопросы, почему одни студенты активны, ответственны, успешны и замотивированы, готовы добиваться поставленных целей, несмотря на трудности, стоящие на их пути, а другие транслируют локус контроля на избегание неудач, постоянно «прокрастинируют», и замотивировать их весьма сложно.

Изложение основного материала исследования. Учебная деятельность является одним из базовых вариантов человеческой деятельности. Мотивация - это сложная комплексная структура, и, в первую очередь, очевидной для исследователей проблемой, является соотнесение ее с интеллектом. В отличие от интеллекта, который является условием достижений, мотивация является движущей силой. Если мотивация не включается в процесс, то интеллект тоже не дает никаких результатов. Именно эта композиция является предиктором низкого уровня успеваемости обучающихся с высоким уровнем интеллектуального развития. В отличие от интеллекта, мотивация является более сложной и разнородной структурой.

В настоящее время большинство исследователей склоняются к такой точке зрения, что мотивацию не следует рассматривать в дифференциации на высокую и низкую, на ее наличие или отсутствие у обучающегося. Дискурс должен разворачиваться в проблемном поле определения мотивации, как составной комплексной системы, включающей внутренние и внешние мотивы, разные типы внешних мотивов, процессы целеполагания, настойчивости, а также весьма значимые учебного процесса когнитивные факторы.

Очень важными в этой связи являются индивидуально-типологические особенности личности студента. Верит ли обучающийся в то, что он справится с поставленными задачами, причем на высоком уровне, как он сам для себя понимает причины успехов и неудач, - вот те проблемные маркеры, которые требуют сегодня всестороннего и глубокого анализа. Эффект обратной связи в процессе коммуникации по постановке учебных задач тоже нельзя сбрасывать со счетов. Важно понимать, как именно студенты рассматривают интеллект: считают ли они, что он обязательно связан с усилиями, или они полагают, что это врожденный, генотипически обусловленный феномен. Все эти важные структурные составляющие задают и определяют мотивацию. Базовыми из них, безусловно, являются внешняя и внутренняя мотивация ГЗ, С. 4881.

Внутренняя мотивация, по своей сущностной характеристике, - это интерес субъекта к предмету деятельности. В данном контексте деятельность интересна сама по себе, не из-за каких-то внешних преимуществ, которые дает ее выполнение, или результат, а из-за того, что процесс ее выполнения доставляет субъекту удовольствие. Например, для студенческой целевой аудитории это может быть процесс решения задач, процесс вовлеченности и врабатывания в учебную деятельность. Этот процесс опирается на чувство радости от реализованных усилий, от ощущения компетентности, возникающей в результате выполнения тех или иных заданий.

Внешняя мотивация есть продукт более поздний. В ряде исследований, посвященных разграничению внешней и внутренней мотивации, проиллюстрировано, что внешняя мотивация возникает под влиянием социума, который предъявляет к личности определенные требования. Личность не может на эти требования не реагировать, и, таким образом,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.