Научная статья на тему 'Развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малого аграрного бизнеса'

Развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малого аграрного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / сельскохозяйственный кредит / государственная поддержка / Small business / agriculture / the agricultural credit / the state support
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of small and average business in agrarian sector of economy has been illustrated in the article and the basic problems of their external financing have been shown in it. Experience of crediting with use of resources of guarantee funds has been presented in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малого аграрного бизнеса»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 336.77:338.43

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО АГРАРНОГО БИЗНЕСА

© Е. В. АФОНИНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра финансов и кредита e-mail: afonina.e@uniastrum.com

Афонина Е. В. - Развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малого аграрного бизнеса // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 171-173. - В статье определена роль малого и среднего бизнеса в аграрном секторе экономики, выявлены основные проблемы их внешнего финансирования. Представлен опыт кредитования с использованием ресурсов гарантийных фондов.

Ключевые слова: малый бизнес, сельское хозяйство, сельскохозяйственный кредит, государственная поддержка.

Afonina E. V. - Development of mechanisms of financially-credit support of small agrarian business // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 171-173. - The role of small and average business in agrarian sector of economy has been illustrated in the article and the basic problems of their external financing have been shown in it. Experience of crediting with use of resources of guarantee funds has been presented in the article.

Keywords: small business, agriculture, the agricultural credit, the state support.

Развитие малых предприятий в России остается одной из важнейших задач современной экономической политики страны, что подтверждается отдельными положениями программ социально-экономического развития, реализуемых в настоящее время. Решение проблем ускорения темпов экономического роста, ликвидации дисбаланса в развитии территорий, преодоления бедности, развития инноваций связывается с созданием новых малых предприятий, повышением их конкурентоспособности, увеличением занятости в данном секторе экономики.

Малый бизнес, представляет собой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны. Являясь по своему уровню жизни и социальному положению большей частью населения, малый бизнес на рынке одновременно выступает в роли как производителя, так и потребителя широкого спектра товаров и услуг. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, узкая специализация, тесная взаимосвязь с потребителями, возможность начать свое дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты являются достоинствами малых предприятий.

Рассматривая деятельность малых форм хозяйствования в аграрном секторе, следует отметить, что малое предпринимательство заняло свою экономическую нишу и стало составной частью многоукладной

экономики на селе. Отмечается положительная динамика в увеличении удельного веса частно-семейного уклада, включая К(Ф)Х, хозяйства населения, ЛПХ и другие формы хозяйствования в общем объеме продукции сельского хозяйства. Так, доля фермерской продукции в общем объеме составляет 10-12 %, а по отдельным регионам - 15-18 % и выше [2].

В условиях засухи 2010 года основная доля зерна (77,1 %), сахарной свеклы (89,2 %) и подсолнечника (72,5 %) выращена в сельскохозяйственных организациях; а картофеля (84,3%) и овощей (72 %) -в хозяйствах населения. В крестьянских (фермерских) хозяйствах собрано 21,9 % от общего сбора зерна, 10,3 % сахарной свеклы и 11,4% овощей (в 2009 году -20,9 %, 9,8 % и 10,3 % соответственно) [3]. Субъекты малого агарного бизнеса отчасти компенсировали дефицит товарной продукции, вызванный неблагоприятными погодными условиями и спадом производства в крупных хозяйствах.

Следует отметить, что крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, товарные крестьянские подворья и другие малые формы хозяйствования в настоящее время заняты не только сельскохозяйственным производством. Они организуют переработку произведенной сельхозпродукции, осуществляют строительство и ремонт хозяйственных помещений и жилых домов, занимаются реализацией продукции, оказывают различные услуги. В большей мере они выполняют роль социокультурной ячейки на

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 24 2011 г.

селе, реализуя ряд функций: обеспечивают сохранение сельского образа жизни, народных традиций; выполняют роль селообразующих формирований с поддержанием традиционных и альтернативных форм занятости; создают предпосылки для создания среднего класса; способствуют повышению занятости и росту доходов населения; сохраняют сельский ландшафт и улучшают экологическую ситуацию в сельской местности.

Государство, декларируя особое значение малого аграрного бизнеса в России, предпринимает некоторые мероприятия, призванные обеспечить его поддержку и развитие. Первым шагом в этом направлении стала реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», составной частью которого являлась подпрограмма «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе». На финансирование этой части национального проекта из федерального бюджета было выделено 16 млрд. рублей, что с учетом мультипликативного эффекта позволило за два года мобилизовать на развитие малых форм хозяйствования в АПК около 100 млрд. рублей [1].

С 2008 года Национальный проект «Развитие АПК» трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., которая также включает меры поддержки малого предпринимательства в АПК.

Вместе с тем, реализация программных мероприятий не в полной мере позволяет преодолеть проблемы, связанные, прежде всего, с дефицитом собственных источников финансирования деятельности и низкой доступностью сельскохозяйственного кредита, что, в свою очередь, сдерживает развитие малого аграрного бизнеса.

Начиная с апреля 2009 года ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации снизилась с 13 % до 7,75 %. Но реальные ставки по кредитованию сельских товаропроизводителей достигают 20-25 %, что делает кредитные ресурсы для большинства из них недоступными. При этом процентные ставки по кредитам малому агробизнесу почти в два раза выше, чем для крупных сельскохозяйственных организаций, при сопоставимом уровне рисков. Это обусловлено тем, что на рынке крупного сельскохозяйственного кредита сложилась конкурентная ситуация.

Сложившаяся ситуация благоприятна для отрасли в целом и дает хороший экономический эффект, так как крупные сельскохозяйственные товаропроизводители начинают в той или иной форме финансировать свою производственную и сбытовую цепочку - в виде товарных кредитов, отсрочек по платежам, авансирования. Но, проходя по цепочке, этот эффект рассеивается и не достигает малого бизнеса. А именно в этом секторе наблюдается хроническое недофинансирование и недостаточная конкуренция между банками.

Коммерческие банки не выработали специализированные кредитные технологии, обеспечивающие удовлетворение потребностей малого бизнеса вообще

и аграрного, в частности, что вызвано недостаточным знанием и пониманием специфики их бизнеса.

Одним способов решения проблемы обеспечения и возвратности сельскохозяйственных кредитов и поддержки субъектов малого аграрного предпринимательства может стать система государственных гарантийных фондов.

В Пензенской области создан и успешно функционирует гарантийный фонд - ОАО «Поручитель», предоставляющий платное поручительство по привлекаемым субъектами малого, в том числе аграрного, предпринимательства кредитам. К субъектам, функционирующим в аграрном секторе экономики региона и практически не имеющим доступа к внешним финансовым и кредитным ресурсам, относятся малые формы хозяйствования на селе и различные типы их объединений в форме потребительских кооперативов.

Основные требования, предъявляемые к таким субъектам для получения поручительств фонда:

1) сельскохозяйственный товаропроизводитель должен являться субъектом малого и среднего предпринимательства быть зарегистрирован на территории области;

2) сельскохозяйственный товаропроизводитель должен осуществлять безубыточную деятельность в течение не менее трех календарных месяцев, предшествующих дате обращения с заявкой о предоставлении поручительства;

3) отсутствие у сельскохозяйственного товаропроизводителя (кооператива) просроченной задолженности по оплате труда и просроченных обязательств по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней;

4) использование средств кредита на цели финансирования производственных проектов и проектов по оказанию услуг;

5) хороший бизнес-потенциал.

При отсутствии у потенциального заемщика в достаточном объеме залогового обеспечения для получения кредита, он может предоставить необходимый пакет документов в гарантийный фонд ОАО «Поручитель», который выступит перед банком в качестве поручителя (или залогодателя). Например, если техника, которую хочет приобрести заемщик, не входит в перечень кредитуемой по программам ОАО «Россельхозбанк», и существует проблема дефицита собственных средств для внесения залога по кредиту, ОАО «Поручитель» может предоставить залог в банк в размере до 70 % стоимости.

Поручительство предоставляется по кредитным договорам сроком до 5 лет и покрывает не более 70 % по кредиту и срочных (плановых) процентов, не обеспеченных предоставленным кредитной организации залогом. В абсолютном выражении сумма поручительства не может превышать 10 млн. рублей. Поручительство (залог) является платным - 2 % годовых от суммы предоставленного поручительства (залога).

Наряду с этим, фонд «Поручитель» осуществляет выдачу краткосрочных микрозаймов на пополнение оборотных средств, приобретение объектов недвижи-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►»

мости, покупку оборудования, автотранспорта, проведение строительно-монтажных работ.

Краткосрочные займы предоставляются на срок не более 12 месяцев в размере, не превышающем 600 тыс. рублей единовременно на каждого заемщика в зависимости от его потребности на реализацию бизнес проекта, финансово-экономического состояния и результатов оценки кредитоспособности. Процентная ставка по займу устанавливается равной ставке рефинансирования Банка России, действующей на момент подписания договора займа.

За время своего функционирования в Пензенской области фонд накопил достаточно обширный опыт работы в сфере обеспечения возвратности кредитов, необходимый для регионов, в которых данные институты отсутствуют или находятся на стадии формирования. Так, лимит поручительства по кредитам на момент учреждения фонда составлял 3 млн. рублей, впоследствии был увеличен до 5 млн. рублей, затем до 10 млн. рублей. Это позволило оказать финансовую поддержку более широкому кругу потенциальных заемщиков - 2007-2009 гг. гарантийный фонд выступил поручителем за 26 субъектов малого предпринимательства на общую сумму 55 млн. 667 тыс. рублей, что позволило привлечь кредитных ресурсов в сумме 159 млн. 453 тыс. рублей. Оказана финансовая поддержка в виде выдачи микрозаймов 14 субъектам малого предпринимательства на сумму 3 млн. 550 тыс. рублей.

Предоставление поручительств по заявкам субъектов малого аграрного предпринимательства позволяет увеличить объемы кредитования субъектов сельскохозяйственной потребительской кооперации области, объемы займов, выдаваемых членам СПКП, обеспечивает рост объемов производства и реализации

сельскохозяйственной продукции, создание новых рабочих мест и увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

Еще одним эффективным способом обеспечения обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей является государственная поддержка в форме учреждения муниципальных залоговых фондов и предоставления муниципального имущества в залог.

При этом следует подчеркнуть, что достижение целей финансово-кредитной поддержки малых форм сельскохозяйственного предпринимательства невозможно без обеспечения общеэкономических и рыночных условий их функционирования, включая:

- формирование рынка сбыта произведенной продукции;

- преодоление проблемы ценового диспаритета;

- формирования рыночной инфраструктуры малого агробизнеса (институты финансового посредничества, бизнес-инкубаторы, информационно-консультационные и обучающие центры).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башмачников В.Ф. Ход реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // Фермерское самоуправление. 2006. № 2. С. 10-12.

2. Козлов М.П. Тенденции развития крестьянских (фермерских) хозяйств и крестьянских подворий // АПК: экономика, управление. 2005. № 2. С. 57-62.

3. Сельское хозяйство Пензенской области. Официальное издание. Федеральная служба государственной статистики. Российский территориальный орган федеральной службы Государственной статистики Пензенской области. Пенза, 2010. 269 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.