УДК 332
Кислякова Мария Александровна
аспирант. Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения Milena.555@mail.ru
Развитие механизмов
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ, МЕЦЕНАТСТВА И СПОНСОРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
Mariya A. Kislyakova
St.-Petersburg University of cinema and television Milena.555@mail.ru
Development of mechanisms
OF CHARITY, PATRONAGE OF ARTS AND SPONSORSHIP IN THE CONTROL SYSTEM OF PRODUCTIVITY OF WORK OF THE ENTERPRISES OF SPHERE OF SERVICES
Аннотация. В статье уделяется внимание актуальным направлениям развития механизмов благотворительности, меценатства и спонсорства в сфере услуг, раскрывается сущность предлагаемых механизмов, раскрывается сущность результативности, как необходимого условия жизнеспособности предлагаемых механизмов. Особое внимание обращено на то, что с реализацией предлагаемых механизмов благотворительности, меценатства и спонсорства возможно повышение результативности работы предприятий сферы услуг и предприятий связанных отраслей.
Ключевые слова: благотворительность, меценатство, спонсорство, сфера услуг, результативность, развитие, механизм.
Annotation. In clause the attention is paid to actual directions of development of mechanisms of charity, patronage of arts and sponsorship in sphere of services, reveals the essence of the proposed mechanisms, the essence of
performance, as a necessary condition for the viability of the proposed mechanisms. Special attention is drawn to the fact that with realization of offered mechanisms of charity, patronage of arts and sponsorship may increase the performance of service businesses and enterprises related industries.
Keywords: charity, patronage
sponsorship, sphere of services, development, the mechanism
of arts, productivity,
Начало каждому бизнесу дают финансовый капитал и идея. В 1990-е годы в России появились крупные собственники, которым имущество, а зачастую и целые заводы, перешли в собственность в процессе приватизации. Таким образом, резко выросшим крупным владельцам перешли и финансовый капитал и идея, иными словами готовый отлаженный бизнес. Таким собственникам оставалось только научиться грамотно управлять и развивать этот бизнес. Однако далеко не все справились с этой задачей. Многие мгновенно выросшие собственники потребительски относились к попавшим им во владение предприятиям. Как свидетельствуют факты, большинство из таких собственников сводили процесс управления бизнесом к потреблению не ими созданного имущества и не занимались как таковым развитием бизнеса. Статистика свидетельствует, что на большинстве работающих заводов основные средства имеют значительный износ и не обновляются новыми владельцами. На многих предприятиях износ основных средств достиг критического значения, следствием чего является повышение опасности труда рабочих. Другие собственники занимались распродажей доставщегося им имущества. И уж,
конечно, мало кто из резко выросших в 90-е годы собственников думал об инновационном развитии перешедших им во владение предприятий. Все это привело к упадку отечественной промышленности и нарастанию отставания инновационного развития национальной экономики.
Как ни парадоксально, но с распадом промышленности в России отчасти связано развитие сферы услуг. Практически повсеместно оставшиеся промышленные предприятия переводят бизнес-процессы на аутсорсинг. Аутсорсинговые компании, занимающиеся оказанием различного вида услуг, сегодня имеют широкий спектр деятельности, занимаясь от оказания бухгалтерских и юридических услуг до услуг производственного характера. Сегодня складывается ситуация, характеризующаяся увеличением степени концентрации аккумулирования интеллектуального капитала в сфере услуг, что предопределяет необходимость обращения пристального внимания к созданию условий для ее развития. Результативное использование интеллектуального капитала сферы услуг может сыграть непосредственную роль в повышении уровня инновационного развития промышленности. Таким обра-
305
зом, сегодня развитие сферы услуг является интеллектуальной платформой для создания нового пространства для деятельности современного отечественного бизнеса. Однако для ее использования необходимы эффективные механизмы привлечения финансового капитала. Малые масштабы предприятий, работающих в сфере услуг, и соответственно небольшие доходы не позволяют рассчитывать на привлечение большого потока инвестиций, что обуславливает востребованность поиска иных форм поступления в сферу услуг финансового капитала. Такими формами могут выступать благотворительность, меценатство и спонсорство. Данные формы оказания финансовой поддержки не принято считать явно инвестиционными, так как они не характеризуются такими инвестиционными признаками, как срочность, возвратность и платность. Однако, их безвозмездность носит поверхностный характер. Ни благотворитель, ни меценат, ни спонсор не будут тратить финансовые ресурсы без какой-либо выгоды для себя. Другой вопрос, что эта выгода, как правило, проявляется в неявно денежной форме, например в повышении уровня деловой репутации, в повышении престижа, в увеличении объемов продаж на рынке своей продукции, товаров, услуг, работ, которые своим результатом имеют увеличение доходов благотворителя, мецената или спонсора в стратегической перспективе. Поэтому взаимодействие между конкретными людьми или предприятиями, с одной стороны, благотворителями, меценатами и спонсорами, с другой стороны, осуществляется на условии взаимовыгодное™ и приносит экономическую выгоду обеим сторонам в стратегической перспективе. Поэтому развитие форм этих взаимодействий является актуальной задачей в области повышения эффективности и уровня развития предприятий сферы услуг, решение которой может быть мощным стимулятором экономического роста в связанных отраслях и являться одним из современных инструментов подъема национальной экономики.
Благотворительность, меценатство и спонсорство целесообразно рассматривать как форму финансирования стратегических проектов, которая имеет три стадии:
- предынвестиционная стадия оказания финансовой помощи;
- инвестиционная стадия;
- стадия получения дивидендов.
Первая стадия предполагает финансовые траты на безвозмездной основе, посредством которых могут быть созданы условия дальнейшего выгодного инвестирования.
Вторая стадия предполагает непосредственно инвестирование в реализацию стратегических перспектив, начало которым положено на первой стадии оказания финансовой помощи.
Третья стадия предполагает извлечение выгоды в долгосрочной перспективе в обмен на вложенный капитал на предыдущей стадии.
В таком аспекте далее рассмотрим перспективные механизмы реализации благотворительности, меценатства и спонсорства в сфере услуг.
Перспективным направлением благотворительности может являться финансирование рекламы и продвижения услуг стороннего предприятия на безвозмездной основе с целью создания условий для увеличения масштабов деятельности последнего, после чего инвестирование в наращивание производственных возможностей объекта для обеспечения возможности удовлетворения увеличившегося рыночного потенциала и извлечения личной экономической выгоды. Первая стадия реализации предлагаемого механизма предполагает финансирование рекламы услуг определенного предприятия, посредством чего создаются перспективы для развития этого предприятия, наращивается рыночный потенциал и возникает необходимость в наращении производственного потенциала, что является объектом для инвестирования на следующей стадии. Вторая стадия предполагает непосредственно инвестирование в реализацию стратегических перспектив посредством наращения производственного потенциала, начало которым положено на первой стадии оказания финансовой помощи. Третья стадия предполагает извлечение выгоды в долгосрочной перспективе в обмен на произведенные инвестиции в наращение производственного потенциала предприятия сферы услуг на предыдущей стадии.
Перспективным направлением меценатства в сфере услуг может быть финансовая поддержка талантливых работников посредством финансирования их образования или их проектов и продвижение их по карьерной службе. Успех бизнесмена во многом зависит от способностей и компетентности людей, на него работающих. Очень многое зависит от качества управляющего. Зачастую руководящие должности на предприятиях занимают родственники и знакомые, которые часто не обладают необходимыми для результативного руководства качествами. Неспособность руководителя стратегически мыслить и анализировать, неспособность адекватно оценивать персонал и его идеи, проекты, неспособность принимать объективные управленческие решения, неспособность грамотно ставить задачи перед подчиненными и формировать систему контроллинга и при этом зачастую безразличие к судьбе предприятия и работников, завышенная самооценка и неустойчивый характер являются следствиями низкоэффективной работы предприятий, текучести кадров, возникновения конфликтных ситуаций и застоя (а то и понижение) в развитии предприятия. В этой связи для целей обеспечения успешности бизнеса и его развития необходим поиск и поддержка талантливых кадров. Необходимо выявлять людей, способных генерировать идеи, вырабатывать механизмы их реализации и способных к формированию вокруг себя команды. Это может быть молодой специалист, занимающий рядовую должность и при этом обладающий всеми перечисленными качествами. Заметив такого генератора идей и оказав ему финансовую помощь в реализации этих идей в сочетании с продвиже-
306
нием по карьерной службе, можно вырастить эффективного менеджера, который выстроит эффективную систему управления в организации или откроет при своем непосредственном участии новые бизнес-направления на предприятии. Первая стадия реализации предлагаемого механизма предполагает финансирование образования или повышения квалификации, а также разработки инновационных проектов. Вторая стадия предполагает непосредственно инвестирование в реализацию проектов и перспектив, начало которым положено на первой стадии оказания финансовой помощи. Третья стадия предполагает извлечение выгоды в долгосрочной перспективе в обмен на инвестиции в реализацию проекта на предыдущей стадии.
Перспективным направлением спонсорства может быть финансирование научных разработок и печатных изданий по актуальным для предприятия темам в обмен на указание в них наименования фирмы спонсора в целях рекламирования новых проектов спонсора и привлечения дополнительных инвестиций для их реализации. Эта форма спонсорства является востребованной по причине дороговизны процесса защиты диссертаций и печати монографий и статей, и, как правило, отсутствия должных объемов финансовых ресурсов у соискателей и авторов. Выгода спонсора при реализации такого механизма заключается в использовании научного потенциала в инновационном развитии предприятия и в дальнейшем рекламировании разработанных проектов через публикацию научных изданий в целях обеспечения притока дополнительных инвестиций для их воплощения в жизнь. Первая стадия реализации предлагаемого механизма предполагает финансирование научных разработок и печатных изданий на безвозмездной основе, посредством чего создаются новые проекты и осуществляется их реклама для привлечения дополнительных инвестиций. Вторая стадия предполагает непосредственно инвестирование в реализацию инновационных проектов, начало которым положено на первой стадии оказания финансовой помощи. Третья стадия предполагает извлечение выгоды в долгосрочной перспективе от реализации инновационных проектов на предыдущей стадии.
Условием жизнеспособности предложенных механизмов является обеспечение их результативности и эффективности.
В практике российского менеджмента часто встречаются такие слова как эффективность, повышение эффективности, повышение экономической эффективности, повышение социально-экономической эффективности. При этом мало внимания уделяется результативности, как таковой, в системе управления предприятиями.
Рассмотрим сущность понятий «эффективность» и «результативность» и уточним различие между ними.
Под эффективностью понимается экономичное расходование ресурсов, получение максимальной отдачи от используемых ресурсов. Питер
Друкер трактует эффективность как способность правильно делать вещи. То есть, в смысл слова «правильно» Питер Друкер закладывает значение «экономично».
Под результативностью понимается достижение необходимых результатов цели (формы) без внимания к цене и способу. Питер Друкер трактует результативность как способность делать правильные вещи. То есть, в смысл слова «правильные» Питер Друкер закладывает значение «нужные рынку» [4].
Мировой финансовый кризис 2008 г. отчетливо показал неблагополучность состояния российской экономики. Сильная сырьевая зависимость, слабый уровень диверсификации отечественного бизнеса и низкая конкурентоспособность отечественного бизнеса и государства в целом наносят существенный урон экономической безопасности предприятий и государства. Вступление России в ВТО еще более усугубило положение отечественных предприятий. Увеличение потока зарубежной продукции, которая по качеству и дизайну намного опережает отечественную, загоняет в тупик российский бизнес, можно сказать - нейтрализует его. Поэтому сегодня основной акцент в деятельности отечественных предприятий должен быть поставлен на инновационную продукцию и инновационные технологии. Именно это в толковании П. Друкера сегодня будет считаться «правильными вещами».
Эффективность, в отличие от результативности, предполагает не столько достижение цели, сколько достижение ее за счет минимального расхода ресурсов.
Важным отличием эффективности от результативности является необходимость в первом случае более частой оценки ее достижения - значение расхода ресурсов на достижение поставленной цели требует более частого контроля, при этом и данных для оценки эффективности в процессе достижения цели гораздо больше, чем для оценки результативности [2].
В современной литературе часто упоминается следующая рекомендация для менеджеров -«Doing things right is not as important as doing the right things» («Делать вещи правильно не так важно, как делать правильные вещи») [3, с. 5].
Идеально, если получается делать правильные вещи правильно, то есть быть эффективным и результативным. Однако при планировании деятельности эффективность и результативность вступают в конфликт. Как правило, то, что является максимально результативным, является чаще всего неэффективным (неэкономичным). Таким образом, при принятии решений о способе и форме достижения цели важно найти компромисс между эффективностью и результативностью (определенную точку равновесия (с учетом приоритетов всех критериев и параметров эффективности и результативности).
Очевидно, в системе управления предприятием в идеале нужно строить эффективный и резуль-
307
тативный менеджмент. Такой подход рассматривается в трудах известного исследователя Ицхака Адизеса [1].
Такой подход повышает предсказуемость результатов, проясняет связи между стратегическими, операционными и финансовыми целями, делает их понятными для менеджеров и групп сотрудников, что позволяет им действовать, а не дожидаться указаний начальников [2].
На основании всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Современные проблемы экономики выдвигают результативность над эффективностью. Однако шанс на воплощение в жизнь результативной продукции, работ, услуг дает их эффективность. Поэтому в системе управления предприятия актуальной сегодня является задача повышения результативности с учетом обеспечения желаемой эффективности. Такой подход позволит создать основу для успешного развития бизнеса благодаря возможности принятия оптимальных стратегических решений и своевременности решения тактических операционных задач.
Литература:
1. Ицхак Адизес. Стили менеджмента. URL : http://www.adizes.info/ index.php/ Книги-^изеса
2. Кокинз Г. Управление результативностью: Как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами / Гэри Кокинз; пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. 315 с. С. 27-29.
3. Ларри Боссиди, Рэм Чаран. Искусство результативного управления. Издательство: Добрая книга, 2005. 288 с.
4. Питер Друкер. Эффективный управляющий.
URL : http://www.libok.net/writer/4670/kniga/13186/
druker_piter/effektivnyiy_upravlyayuschiy/read
5. Управление эффективностью и результативностью / Материалы постоянно действующего научного семинара Выпуск № 11. ООО «Издательский дом «Реальная экономика». URL : http://grid2030. ru/userfiles/UER_ 2013_11(1).pdf
Как справедливо отмечает Гэри Кокинз, управление результативностью - это управление претворением стратегии организации в жизнь, превращением планов в конкретные результаты [2].
Сфера услуг в России характеризуется высоким уровнем конкуренции. Сегодня достаточно
большое количество предпринимательских
структур оказывает одинаковый спектр услуг, и выживать каждому из них становится все сложнее. В этих условиях особую актуальность приобретает задача повышения уровня развития предприятий сферы услуг за счет использования и обеспечения баланса результативности и эффективности механизмов благотворительности, меценатства и спонсорства. С решением данной задачи возможно создание условий для развития предприятий сферы услуг, что способно оказать непосредственное влияние на подъем уровня развития предприятий связанных отраслей благодаря результатам финансирования проектов в рамках механизмов благотворительности, меценатства и спонсорства.
Literature:
1. Ichak Adizes. Stili menedzhmenta. URL : http://www.adizes.info/ index.php/ Knigi-Adizesa
2. Kokinz G. Upravlenie rezul'tativnost'ju: Kak preodolet' razryv mezhdu ob#javlennoj strategiej i real'nymi processami / Gjeri Kokinz; per. s angl. M. : Al'pina Biznes Buks, 2007. 315 p. P. 27-29.
3. Larri Bossidi, Rjem CHaran. Iskusstvo
rezul'tativnogo upravlenija. Izdatel'stvo: Dobraja
kniga, 2005. 288 c.
4. Piter Druker. JEffektivnyj upravljajushhij. URL : http://www. libok. net/writer/4670/kniga/13186/druker_ piter/effektivnyiy_upravlyayuschiy/read
5. Upravlenie jeffektivnost'ju i rezul'tativnost'ju /
Materialy postojanno dejstvujushhego nauchnogo seminara Vypusk № 11. OOO “Izdatel'skij dom “Real'naja jekonomika”. URL : http://grid2030.ru/
userfiles/UER_ 2013_11(1). pdf
308