Научная статья на тему 'Отличия и функции основных форм поддержки культуры: патронаж, меценатство, спонсорство, благотворительность'

Отличия и функции основных форм поддержки культуры: патронаж, меценатство, спонсорство, благотворительность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6053
762
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / ART-MANAGEMENT / ПАТРОНАЖ / МЕЦЕНАТСТВО / СПОНСОРСТВО / SPONSORSHIP / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / ОТЛИЧИЯ / DIFFERENCES / PATRONAGE OF ART

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маланина Дарья Владимировна

В данной статье рассмотрена проблема интерпретации понятий «патронаж», «спонсорство», «меценатство» и «благотворительность» как синонимов. Данные понятия проанализированы, выявлены различия между ними, а также разработаны индивидуальные функции каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differences and functions base forms of support of art: patronage of art, sponsorship, charity

This article discusses the problem of interpretation terms “patronage of art”, “sponsorship” and “charity” as synonyms. These terms are analyzed, these differenses between it revealed and also individual functions each of them are developed.

Текст научной работы на тему «Отличия и функции основных форм поддержки культуры: патронаж, меценатство, спонсорство, благотворительность»

Отличия и функции основных форм поддержки культуры: патронаж, меценатство,

спонсорство, благотворительность

Differences and functions base forms of support of art: patronage of art, sponsorship, charity

Маланина Дарья Владимировна

Студент 2 курса

Факультет Менеджмент социально-культурной деятельности Сибирский Федеральный Университет Россия, Красноярск e-mail: [email protected]

Malanina Darya V.

Student 2 term

Faculty of Management of social and cultural activities

Siberian Federal University Russia, Krasnoyarsk e-mail: micheletto. korella@yandex. ru

Научный руководитель Костылев Сергей Валерьевич

доцент кафедры экономики и управления Красноярского государственного педагогического

университета имени В. П. Астафьева Сибирский Федеральный Университет e-mail: [email protected]

Scientific adviser Kostylev Sergey V.

associate Professor of Economics and management Krasnoyarsk state pedagogical University University

named after V. P. Astafiev Siberian Federal University e-mail: [email protected]

Аннотация.

В данной статье рассмотрена проблема интерпретации понятий «патронаж», «спонсорство», «меценатство» и «благотворительность» как синонимов. Данные понятия проанализированы, выявлены различия между ними, а также разработаны индивидуальные функции каждого из них.

Annotation.

This article discusses the problem of interpretation terms "patronage of art", "sponsorship" and "charity" as synonyms. These terms are analyzed, these differenses between it revealed and also individual functions each of them are developed.

Ключевые слова: арт-менеджмент, патронаж, спонсорство, меценатство, благотворительность, функции, отличия.

Key words: art-management, patronage of art, sponsorship, charity, functions, differences.

Основы культурной политики закрепляют важность развития культурной жизни для роста качества жизни, динамичного развития субъектов Российской Федерации и единства культурного пространства и государственного единства России в целом. Инфраструктуру культурной сферы составляют учреждения культуры, большинство из которых на данный момент существуют за счет государственного или муниципального финансирования, (субъекты культурной деятельности на частном финансировании являются, скорее, исключением из правил, как, например, частный музей с богатейшей коллекцией предметов современного искусства «Эрарта»), однако оно зачастую оказывается недостаточным для выполнения уставных функций учреждений и совершенствования их деятельности, особенно в условиях жесткой конкуренции не

только с прямыми конкурентами, но и косвенными в лице организаций досуговой сферы. Следовательно, для учреждений культуры крайне актуальной является проблема привлечения ресурсов из внешних источников.

Существует ряд технологий, посредством применения которых можно удовлетворить данную потребность: фандрайзинговые технологии, а также технологии поддержки культуры - благотворительность, спонсорство, меценатство и патронаж. Однако, несмотря на то, что данные технологии широко применяются и, как правило, освещены в учебной литературе по арт-менеджменту, существует проблема интерпретации данных понятий (в особенности патронажа и меценатства) как синонимов, что является ошибкой. Следовательно, целью данной статьи является разграничение этих понятий и выявления особенностей и функций каждого из них.

Меценатство - вид добровольной безвозмездной помощи деятелям культуры, культурным учреждениям и акциям со стороны богатых и влиятельных покровителей (само слово «меценатство» переводится с латинского как «богатый покровитель» и происходит от имени древнеримского политического деятеля Мецената Кай Цилия). Оно избирательно и являет собой определенный заказ и социальный контроль со стороны части потребителей. Мотивы меценатства носят духовный характер.

Меценат - это физическое или юридическое лицо, безвозмездно передающее средства (финансовые, материально-технические) для сохранения и развития культурного достояния страны. Он является субъектом меценатства.

Объект меценатства - физические объекты культурного наследия, учреждения культуры, мероприятия, на которые направлена финансовая или материально-техническая поддержка. Получатели меценатской поддержки - физические или юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с сохранением и развитием культурного достояния страны, на средства, обеспечиваемые меценатом.

В Европе меценатство получило развитие и распространение достаточно рано (о чем свидетельствует само происхождение слова «меценат»), однако в России развитие меценатства началось только в XVIII веке, а расцвет его произошел в середине XIX века.

Меценатство выполняет ряд функций, которые касаются как субъекта, так и объекта меценатства, а

именно:

1. Филантропическая функция (от греч. рЫ1ео - люблю и anthropos - человек) означает, что меценатство является способом реализации филантропических устремлений мецената, основан исключительно на духовных мотивах и не ориентирован на получение финансовой выгоды;

2. Культуро-созидательная функция, заключающая в себе благотворное влияние меценатства на сферу культуры: сохранение и реставрация объектов культурного наследия, способствование созиданию таких объектов;

3. Функция социального заказа: меценат оказывает влияние на деятельность учреждения культуры или творца, пользующегося расположением мецената;

4. Имиджевая функция: социально активный человек, который демонстрирует обеспокоенность развитием культурной сферы, вызывает симпатию, доверие и уважение у потенциальных бизнес-партнеров и клиентов.

5. Материально-обеспечивающая функция: усилиями мецената улучшается материально-техническая база учреждения (меценат предоставляет финансовые средства, которые используются с целью улучшения материально-технической базы, или непосредственно материально-технические объекты, необходимые учреждению);

Спонсорство - взаимовыгодное сотрудничество, фактически реализация совместного проекта или программы. Спонсор - физическое или юридическое лицо, которое выдвигает или гарантирует предложение,

выступает в качестве поручителя, устроителя, финансирует какое-либо мероприятие и рекламирует при его проведении свою продукцию. Спонсорские отношения оформляются договором, в основе которого лежит типовой договор о совместной деятельности, в котором указываются взаимные права и обязательства сторон. Спонсорская поддержка оказывается не структурам (организациям, учреждениям), а конкретным проектам и программам в виде целевых субсидий или переводов средств, оплаты счетов, передачи материальных ценностей, оборудования, инструментов или в виде организационной поддержки.

Функции спонсорства кардинально отличаются от функций всех остальных понятий, которые анализируются в данном исследовании:

1. PR-функция схожа с имиджевой и в то же время в корне от нее отличается, поскольку в списке функций спонсорства отсутствует филантропическая функция. Это означает, что спонсор выбирает объект спонсорства осознанно, исходя из соображений выгоды, в том числе выгоды, касающейся построения того или иного имиджа и связи в сознании потенциального потребителя с теми или иными образами;

2. Функция взаимной рекламы: спонсор и объект спонсорства обоюдно рекламируют друг друга;

3. Функция совместного проектирования означает, что если меценат и патрон могут лишь косвенно влиять на деятельность опекаемого субъекта культурной деятельности (благотворитель лишен даже этого), то спонсор, напротив, обладает большими полномочиями в данном аспекте и реализует вместе с объектом спонсорства некий определенный проект;

4. Материально-обеспечивающая функция.

Благотворительность - проявление филантропии, не предполагающее каких-либо финансовых и любых других обязательств со стороны получателей благотворительной поддержки. Благотворительность демонстрирует акт свободной воли. Она оформляется как акт дарения посредством дарственной, перечисления средств, оплаты счетов, передачи ценностей с баланса на баланс. Благотворительную поддержку могут оказывать не только физические лица, но и благотворительные фонды - организации, создающиеся для финансирования некоммерческого сектора.

Функции благотворительности шире, чем функции всех остальных понятий данного исследования, но здесь приводятся лишь те, которые касаются непосредственно сферы культуры:

1. Филантропическая функция;

2. Интегрирующая: благотворительность способствует интеграции в сферу культуры социально незащищенных элементов, таких как люди с инвалидностью, дети из неблагополучных семей, дети-сироты и другие.

3. Материально-обеспечивающая функция;

4. Культурно-сохранная функция, заключающаяся в сохранении усилиями субъектов благотворительности (благотворительных фондов, физических и юридических лиц) видов искусства и направлений культурной деятельности, находящихся на грани исчезновения.

Патронаж - это финансовое и организационное покровительство, оказываемое учреждениям, организациям культуры или физическим лицам на стабильной и долговременной основе. Патронаж может оформляться долговременным договором или, в случае, если патрон входит в число соучредителей учреждения культуры, организационными документами. Пример: широко распространенное в зарубежном музейном деле «членство» (membership), создание попечительских советов, члены которых имеют закрепленное (и ограниченное) договором право влиять на деятельность патронируемой организации (в зависимости от объемов предоставляемой ими поддержки). Другой формой патронажа является создание фондов поддержки

патронируемой структуры. В правление таких фондов, как правило, входят представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм.

Функции патронажа близки к функциям меценатства, однако, как было сказано выше, патронаж реализуется не только в форме материально-технической и финансовой, но и в форме организационной поддержки, что иллюстрируется одной из его функций:

1. Филантропическая функция;

2. Культуро-созидательная функция;

3. Функция социального заказа;

4. Имиджевая функция;

5. Функция поддержки и содействия деятельности учреждения культуры/патронируемого творца (организационная поддержка, вспомогательно-коммуникативная поддержка, поддержка в планировании).

Таблица 1 суммирует вышеизложенные данные в целях более наглядной демонстрации различий между данными понятиями.

Таблица 1 Отличия понятий «спонсорство», «меценатство», «благотворительность» и «патронаж»

Понятие Отличия

Спонсорство Взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместного проекта/программы. Спонсор оказывает финансовую и организационную поддержку. Его основная цель - получение финансовой выгоды.

Меценатство Оказывает только финансовую, материально-техническую поддержку не на постоянной основе. Мотивы носят духовный характер, получение меценатом финансовой выгоды не подразумевается. Более узкоспециализированный термин, связанный непосредственно со сферой культуры (в отличие от благотворительности).

Благотворительность Абсолютно бескорыстная помощь учреждению культуры/производителю арт-продукта, не подразумевающая никакой финансовой выгоды. Более широкое понятие, чем меценатство, спонсорство и патронаж. В первую очередь связана с социальным, а не культурным аспектом жизнедеятельности общества.

Патронаж Патрон оказывает как финансовую, так и организационную поддержку (как и спонсор), но делает это бескорыстно, не имея перед собой цели получить финансовую выгоду (как и меценат). В отличие от мецената и спонсора, поддерживает учреждение культуры или производителя арт-продукта на постоянной основе, независимо от того, какой проект реализуется на данный момент.

Таблица 2 наглядно демонстрирует сходства и различия понятий в аспекте функционирования.

Таблица 2 Сходства и различия функционального аппарата понятий «спонсорство», «меценатство»,

«благотворительность», «патронаж»

Понятие Функции

Спонсорство - РЯ-функция; - Функция взаимной рекламы; - Функция совместного проектирования; - Материально-обеспечивающая функция.

Меценатство - Филантропическая функция; - Культуро-созидательная функция; - Функция социального заказа; - Имиджевая функция; - Материально-обеспечивающая функция;

Благотворительность - Филантропическая функция; - Интегрирующая функция; - Материально-обеспечивающая функция; - Культуро-сохранная функция.

Патронаж - Филантропическая функция; - Культуро-созидательная функция; - Функция социального заказа; - Функция поддержки и содействия деятельности объекта патронажа; - Имиджевая функция.

Итак, по крайней мере, три из четырех рассматриваемых в данном исследовании понятий действительно очень схожи между собой. Меценатство, патронаж и благотворительность различаются лишь в некоторых нюансах, связанных с организацией данной деятельности по покровительству и поддержке культурной сферы: так, например, патронаж подразумевает более организационную поддержку, а меценатство - финансовую и материально-техническую; патронаж стабилен и постоянен, когда как меценат оказывает разовую, нестабильную поддержку. Эти понятия также очень схожи в аспекте функций и различаются лишь формой поддержки: патронажу свойственна в большей степени организационная, а меценатству - материально-техническая и финансовая.

Благотворительность также имеет некоторое сходство с данными понятиями, однако она акцентирует внимание на социальном аспекте: если меценат и патрон оказывают безвозмездную поддержку субъектам культурной деятельности, основываясь на своих вкусах (функция социального заказа демонстрирует это), то благотворитель основывается на социальных нуждах. Патрон и меценат могут не оказать поддержку субъекту культурной деятельности, даже если тот нуждается в ней, потому что не испытывают симпатии к производимому им арт-продукту, когда как благотворитель ставит чужие нужды выше своих предпочтений, то есть, в случае благотворительности намного ярче выражена филантропическая функция.

Полной противоположностью благотворительности, патронажа и меценатства по своим целевым ориентациям является спонсорство: ориентация на финансовую прибыль и осознанное выстраивание своего имиджа, использование спонсируемого объекта как площадки для рекламирования спонсора - это показывает, что данная технология является яркой иллюстрацией действия рыночных механизмов, и основной задачей спонсора является получение выгоды для своей фирмы, компании или организации, а не удовлетворение филантропических устремлений или духовных мотивов.

Таким образом, несмотря на внешние сходства, данные понятия различны между собой в аспекте функционирования и содержательного наполнения.

Список используемой литературы:

1. Арт-менеджмент: учебное пособие / О. Ф. Морозова [и др.]. ; Сиб. федер. ун-т, Гуманитар. ин-т. -Красноярск : СФУ, 2016. - 185 с. - Библиогр.: с. 179-184.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: 2 е изд. СПб.; М., 1881. Т. 2.

3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык,

2000

4. Кудринская Л.А. Благотворительность и спонсорство в современном российском обществе // Омский научный вестник. 2009. № 6 (82). С. 73-77.

5. Майсекова Д.А. Спонсорство как элемент маркетинговой стратегии

6. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).- Екатеринбург. В.С. Безрукова.

2000.

7. Сулакшин С.С., Бачурина Д.В., Вилисов М.В., Каримова Г.Г., Киш И.Р., Куропаткина О.В., Макурина Л.А., Сулакшина А.С. Благотворительность в России и государственная политика: монография. М.: Научный эксперт, 2013. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.