Научная статья на тему 'Экономические проблемы благотворительности и спонсорства в сфере услуг'

Экономические проблемы благотворительности и спонсорства в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STATE (THE MUNICIPALITY) / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И СПОНСОРСТВО В СФЕРЕ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ГОСУДАРСТВО (МУНИЦИПАЛИТЕТ) / ЧИНОВНИК / CHARITY AND SPONSORSHIP IN SPHERE OF THE SERVICES / SOCIAL SPHERE / ECONOMIC PROBLEMS / HUMAN FACTOR / OFFICIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стародубцева В. С.

Статья посвящена исследованию экономических проблем при оказании благотворительной и спонсорской помощи. Автором определяются значимость благотворительности и спонсорства, выявляются недостатки современного отечественного законодательства в данной сфере и влияние человеческого фактора непосредственного влияния чиновника на реализацию осуществления процесса благотворительности и спонсорства. Направления совершенствования законодательства, повышение требований к чиновникам, как представителям государства (муниципалитетов) рассматриваются в качестве путей решения экономических проблем благотворительности и спонсорства в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC PROBLEM TO CHARITIES AND SPONSORSHIP IN SPHERE OF THE SERVICES

The Article is dedicated to study of the economic problems when rendering charitable and спонсорской help. The Author are defined value to charities and sponsorship, are revealled defect modern domestic legislation in given to sphere and influence of the human factor of the direct influence of the official on realization of the realization of the process to charities and sponsorship. The Directions of the improvement legislation, increasing of the requirements to official, as representative state (the municipality) are considered as ways of the decision of the economic problems to charities and sponsorship in sphere of the services.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы благотворительности и спонсорства в сфере услуг»

вопросы администрирования сбора платежей, так как крупной компании в этой ситуации предстоит, вместо заключения договора с управляющей компанией, фактически заключить аналогичные договоры фактически с каждым собственником жилых, офисных или производственных площадей.

Например, в г.Барнауле действуете ОАО «Эко-Комплекс», учредителем которого является муниципалитет. Предприятие не только владеет полигоном, но и осуществляет услуги по вывозу ТБО от контейнерных площадок до мест складирования [4]. Вопрос администрирования платежей здесь также проработан: уже много лет в г.Барнауле действует единая платежная электронная «Система "Город"», позволяющая автоматизировать выставление и оплату счетов, что существенно облегчает задачи и производителя услуг ЖКХ, включая услуги по санитарной очистке (сбор, вывоз и утилизация ТБО), и их потребителя.

Однако задачи, подлежащие решению в случае внедрения предлагаемых мероприятий, заключаются, разумеется, не только в администрировании сбора платежей. Так, актуальными станут организационные вопросы, такие как: оплата мест размещения контейнеров, которые в случае реализации предлагаемой схемы перейдут в ведение комплексного предприятия, а также оплата работников жилищно-коммунальных хозяйств, осуществляющих подготовку контейнеров к разгрузке и их установку (возврат) в места сбора отходов. Другая проблема, которую следует решить до начала внедрения предлагаемых мероприятий, заключается в необходимости оптимизации санитарной очистки в частном секторе (например, путем создания публичных контейнерных площадок, как в многоквартирных домах). Не менее важным является решение задач размещения и логистики для пунктов приема вторичных ресурсов.

Библиографический список

Здесь следует отметить, что в зарубежной практике при формировании и оптимизации сферы управления отходами столкнулись с рядом барьеров, препятствовавшие формированию рынков вторичного сырья. Ключевыми препятствиями были информационно-организационные: доступ к информации о наличии и объемах вторичных ресурсов, о технологиях, о спросе (реальном и потенциальном) на товары и услуги, производимые с использованием вторичных ресурсов, а также — отсутствие финансовых механизмов, способствующих (поощряющих) совершенствованию системы обращения с твердыми муниципальными отходами (и в части их сортировки, и в части их переработки, и в части сферы оборота вторичных ресурсов) [5, с. 188-189].

Преодоление этих барьеров осуществлялось при активнейшем участии государственных структур. Среди информационных мероприятий нужно отметить создание информационных центров, аккумулирующих необходимую информацию и предоставляющих ее на льготных условиях (нередко - бесплатно). Среди организационных мероприятий выделяется активное применение системы госзаказа (приоритет имели товары и услуги, произведенные с использование вторичных ресурсов), а также использование механизмов частно-государственного партнерства в сфере управления отходами и сопряженных отраслях [5, с. 193-195].

Таким образом, можно сказать, что в процессе формирования системного подхода соответствующие управленческие структуры муниципалитетов (и в частности городских агломераций) имеют все возможности взять на себя принятие решений, способствующих снятию этих барьеров и переходу к повышению эффективности управления сферой обращения отходов. Тем более что подобные решения требуют в первую очередь организационных и координационных мероприятий.

1. Захаров, А.М. Прогрессивные методы сбора вторичного сырья от населения // А.М. Захаров, Б.А. Мелютин, Л.В. Харламов, В.С. Фридланд, А.К. Голубин. - М.: Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению, ЦНИИТЭИМС, 1980 [Э/р]. - Р/д: http://www.recyclers.ru/uploads/library/collecting.pdf

2. Думнов, А.Д. Учет отходов: прорыв или движение по кругу // Вопросы статистики. - 2004. - № 1.

3. Пирогов, Н.Л. Вторичные ресурсы: эффективность, опыт, перспективы // Н.Л. Пирогов, С.П. Сушон, А.Г. Завалко. - М., 1987.

4. Эко-Комплекс. Официальный сайт предприятия [Э/р]. - Р/д: http://www.eco-komplex.ru/#!-/c19pb

5. Ларионов, Г.В. Экономические проблемы утилизации твердых промышленных и бытовых отходов больших городов. - М., 2011. Bibliography

1. Zakharov, A.M. Progressivnihe metodih sbora vtorichnogo sihrjya ot naseleniya // A.M. Zakharov, B.A. Melyutin, L.V. Kharlamov, V.S. Fridland,

A.K. Golubin. - M.: Gosudarstvennihyj komitet Soveta Ministrov SSSR po materialjno-tekhnicheskomu snabzheniyu, CNIITEhlMS, 1980 [Eh/ r]. - R/d: http://www.recyclers.ru/uploads/library/collecting.pdf

2. Dumnov, A.D. Uchet otkhodov: prorihv ili dvizhenie po krugu // Voprosih statistiki. - 2004. - № 1.

3. Pirogov, N.L. Vtorichnihe resursih: ehffektivnostj, opiht, perspektivih // N.L. Pirogov, S.P. Sushon, A.G. Zavalko. - M., 1987.

4. Ehko-Kompleks. Oficialjnihyj sayjt predpriyatiya [Eh/r]. - R/d: http://www.eco-komplex.ru/#!-/c19pb

5. Larionov, G.V. Ehkonomicheskie problemih utilizacii tverdihkh promihshlennihkh i bihtovihkh otkhodov boljshikh gorodov. - M., 2011.

Статья поступила в редакцию 12.06.14

УДК 338.46

Starodubtseva V.S. ECONOMIC PROBLEM TO CHARITIES AND SPONSORSHIP IN SPHERE OF THE SERVICES.

The Article is dedicated to study of the economic problems when rendering charitable and спонсорской help. The Author are defined value to charities and sponsorship, are revealled defect modern domestic legislation in given to sphere and influence of the human factor of the direct influence of the official on realization of the realization of the process to charities and sponsorship. The Directions of the improvement legislation, increasing of the requirements to official, as representative state (the municipality) are considered as ways of the decision of the economic problems to charities and sponsorship in sphere of the services.

Key words: charity and sponsorship in sphere of the services, social sphere, economic problems, human factor, state (the municipality), official.

B.С. Стародубцева, канд. эконом. наук, практикующий экономист, г. Горно-Алтайск, E-mail: radostvera@mail.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И СПОНСОРСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ

Статья посвящена исследованию экономических проблем при оказании благотворительной и спонсорской помощи. Автором определяются значимость благотворительности и спонсорства, выявляются недостатки современного отечественного законодательства в данной сфере и влияние человеческого фактора непосредственного влияния чиновника на реализацию осуществления процесса благотворительности и спонсорства.

Направления совершенствования законодательства, повышение требований к чиновникам, как представителям государства (муниципалитетов) рассматриваются в качестве путей решения экономических проблем благотворительности и спонсорства в сфере услуг

Ключевые слова: благотворительность и спонсорство в сфере услуг, социальная сфера, экономические проблемы, человеческий фактор, государство (муниципалитет), чиновник.

На протяжении длительного периода становления и развития России неоспоримым является факт оказания безвозмездной помощи в сфере социальных услуг для малоимущей и неимущей части населения, а также соответствующих некоммерческих организаций и учреждений в виде благотворительности и спонсорства.

В современных условиях становления и совершенствования государственной системы социального обеспечения нуждающихся в ней граждан повышается актуальность оказания адресной благотворительной и спонсорской помощи.

Значимость, экономическая сущность, общие и отличительные признаки, проблемы оказания благотворительности и спонсорства находят отражение в научных работах таких исследователей, как Б.И. Антонов [1], С.В. Буданцева [2], Н.Г. Щитова [3] и других ученых. Специфическим отличием спонсорства от благотворительности, как бескорыстной помощи, является, как правило, проявление личной инициативы коммерческих структур при оказании безвозмездной помощи незащищенным группам населения и учреждениям социальной сферы, рассчитывающих вместе с этим на прямую или косвенную выгоду, как часть рекламной или маркетинговой компании.

Автор поддерживает точку зрения вышеперечисленных исследователей в том, что в настоящее время сохраняется несовершенство правовой базы [4; 5; 6; 7] и нормативных регламентов, как на уровне государства, так и на уровне муниципалитетов и локальных актов организаций и учреждений социальной сферы.

Более того, действующее законодательство на всех уровнях законодательной и исполнительной власти осложняет экономическое состояние большей части благотворителей и спонсоров в виде налоговых рисков, затрудняет их взаимодействие с представителями государства (муниципалитетов) в ходе практической реализации благотворительных и спонсорских проек-

Библиографический список

тов. Так, если пунктом 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена возможность формирования доходов в виде безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, то при разработке локальных планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений в сфере оказания социальных услуг в составе доходов такой потенциальный вид дохода отсутствует. Это означает наличие человеческого фактора, так как для чиновников соответствующего ведомства отсутствует обязанность и необходимость организовывать и осуществлять взаимодействие с потенциальными благотворителями и спонсорами. Однако, если болеет душой за вверенный участок работы конкретный чиновник, то он сам будет искать благотворителей и спонсоров, в противном случае - «палец о палец не ударит», как гласит русская пословица.

По мнению автора, изменение действующего законодательства с целью минимизации рисков налогообложения и повышения привлекательности безвозмездного вложения средств субъектами хозяйственной деятельности на благотворительность и спонсорство услуг в социальной сфере возможно. Аргументом для этого послужат расчеты эффективности оказания таковых услуг благотворителями и спонсорами - как для государственных (муниципальных) организаций и учреждений, в частности, так и для государства (муниципалитетов) в целом,

Кроме того, особое внимание при оказании адресной благотворительной и спонсорской помощи, следует уделить четкой координации соблюдения всеми сторонами процесса взаимодействия. Следовательно, возникает необходимость разработки действенного регламента для представителя государства (муниципалитета) - чиновника, курирующего конкретное направление в сфере социальных услуг, с учетом его мотивирования в оперативном и качественном личностном участии по организации и продвижения благотворительных и спонсорских услуг в социальной сфере.

1. Антонов Е.Н. Благотворительность в России: основные проблемы и пути решения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 631. - С. 20-22.

2. Буданцева С.В. Экономическая сущность явления «благотворительность»: цели и принципы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 3. - С. 81-85.

3. Щитова Н.Г. Проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства // Сводный реферативный сборник журнала Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2010. - № 1-4. - С. 11-12.

4. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998).

5. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000).

6. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (принят ГД ФС РФ 07.07.1995).

7. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995). Bibliography

1. Antonov E.N. Blagotvoriteljnostj v Rossii: osnovnihe problemih i puti resheniya // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2008. -№ 631. - S. 20-22.

2. Budanceva S.V. Ehkonomicheskaya suthnostj yavleniya «blagotvoriteljnostj»: celi i principih // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya:

Gumanitarnihe nauki. - 2010. - № 3. - S. 81-85.

3. Thitova N.G. Problemih blagotvoriteljnosti, mecenatstva i sponsorstva // Svodnihyj referativnihyj sbornik zhurnala Predstaviteljnaya vlastj -XXI vek: zakonodateljstvo, kommentarii, problemih. - 2010. - № 1-4. - S. 11-12.

4. «Byudzhetnihyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii» ot 31.07.1998 № 145-FZ (prinyat GD FS RF 17.07.1998).

5. «Nalogovihyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii» ot 05.08.2000 № 117-FZ (prinyat GD FS RF 19.07.2000).

6. Federaljnihyj zakon ot 11.08.1995 № 135-FZ «O blagotvoriteljnoyj deyateljnosti i blagotvoriteljnihkh organizaciyakh» (prinyat GD FS RF 07.07.1995).

7. Federaljnihyj zakon ot 12.01.1996 № 7- FZ «O nekommercheskikh organizaciyakh» (prinyat GD FS RF 08.12.1995).

Статья поступила в редакцию 08.08.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.