Сенин В. С., Денисенко А. В. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: Учеб. пособие для вузов. М.: Финансы и статистика, 2007. 144 с. Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 454 с.
Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования: Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51185-98.
7. Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения / Утв. приказом Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 21 июля 2005 г. № 86.
8. Стратегия развития внутреннего и въездного туризма в Смоленской области на 2010-2012 годы (в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 19 мая 2010 г. № 288, от 3 февраля 2011 г. № 48, от 13 мая 2011 г. № 265).
Развитие механизма регулирования диверсификацией деятельности предпринимательских структур в условиях интеграции
Development of regulation mechanism diversification by activity of business structures in integration conditions
УДК 339.924
Бахарев Вячеслав Олегович
декан Санкт-Петербургского государственного университета управления и экономики, доктор экономических наук, профессор
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А
Bakharev Vyacheslav Olegovich
Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103
В современных условиях возникают новые интеграционные объединения, приводящие к усилению сотрудничества приграничных регионов Российской Федерации с сопредельными странами. В этом плане положительным примером может стать сотрудничество между Россией и Финляндией, в том числе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, основанное на на Соглашении от 20 января 1992 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о торговле и экономическом сотрудничестве. В условиях посткризисной перестройки экономики в настоящий момент особенно актуальным является расширение спектра финских предприятий, вовлеченных в торговлю с Россией.
New integration associations appear in the modern conditions and leading to strengthening of cooperation of frontier regions of the Russian Federation with the adjacent countries. In this plan cooperation between Russia and Finland, including Staint-Petersburg and Leningrad region, basis on the Agreement from January 20th of 1992 between the Government of the Russian Federation and the Government of the Finnish Republic about trade and economic cooperation can become a positive example. In the conditions of postcrisis reorganization of economy at the moment expansion of a spectrum of the Finnish enterprises involved in trade with Russia is especially actual.
Ключевые слова: предпринимательские структуры, глобализация, интеграция предпринимательских структур, товарооборот
Keywords: enterprise structures, globalization, integration of enterprise structures, commodity turnover
Голубецкий Владимир Сергеевич
аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Golubetskiy Vladimir Sergeevich
Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103
В условиях глобализации мировой экономики возникают новые интеграционные объединения и происходит усиление сотрудничества приграничных регионов Российской Федерации с сопредельными странами. В этом плане положительным примером может стать сотрудничество между Россией и Финляндией, в том числе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Оно основывается на Соглашении от 20 января 1992 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о торговле и экономическом сотрудничестве.
Исторические предпосылки, значительная протяженность сопредельной территории, эффективность и результативность совместных предпринимательских структур, создание мощной инфраструктуры позволили поэтапно сформировать и реализовать концептуальную схему взаимовыгодного экономического сотрудничества. При этом отправным моментом данного результата стало подписанное в 1994 г. между ЕС и Россией Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в котором в отношении торговли России с членами Европейского Союза закреплено взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Анализ статистической отчетности показал, что и в 2010 г. российско-финляндская торговля сохранила тенденцию роста товарооборота, наблюдающуюся с 2000 г.
При положительной динамике российско-финская торговля перестала быть клиринговой и находиться под жесткой государственной регламентацией, по
14 12
о 1) и
« ю
Я
3 8
ч
а> н £
0
□ — 2009 г.
□ —2010 г.
а
п
Германия Эстония Франция Италия Польша Норвегия Китай США Бельгия Дания Испания Нидерланды Россия Япония
Великобритания Швеция
Рис. 1. Удельный вес основных торговых партнеров в финском экспорте в январе-декабре 2009-2010 гг. Источник: данные Таможенного управления Финляндии
^ 18
ф ±о я
'Я 14 Я
9 12
ч
% Ю * 8 6 4 2 0
□ — 2009 г.
□ —2010 г.
П ГП т
ж
а
0.
11111111111 Германия Эстония Франция Италия Польша Норвегия Китай США Бельгия Дания Испания Нидерланды Россия Япония
Великобритания Швеция
< >
Рис. 2. Удельный вес основных торговых партнеров в финском экспорте в январе-декабре 2009-2010 гг.
Источник: данные Таможенного управления Финляндии
факту она превратилась в торговлю по прямым валютным расчетам между предпринимательскими структурами. Финские компании Россию называют одним из самых привлекательных мест для предпринимательства. Значительный по объему неосвоенный рынок и благоприятная логистическая система в РФ способствуют вовлечению в межгосударственную торговлю многих финских компаний, а также являются хорошим фундаментом для создания совместных предприятий с российскими партнерами. Министерство иностранных дел Финляндии прилагает усилия, направленные на «полное использование возможностей расширяющегося рынка» [1, р. 3].
В условиях посткризисной перестройки экономики в настоящий момент особенно актуальным является расширение спектра предприятий, вовлеченных в торговлю с Россией. Начиная с 2004 г., когда объем торговли между Финляндией и Россией составил около 10 млрд евро [2], во все последующие годы для Финляндии Россия стала самым приоритетным торговым партнером. По итогам 2010 г. доля России в финском экспорте составила 11,6% (рис. 1). Удельный вес поставляемых в Финляндию российских товаров значителен. Их доля равна 16,3%, при показателях Германии и Швеции, равных 14,0 и 9,9% соответственно (рис. 2). Доля России в товарообороте Финляндии по итогам 2010 г. составила 13,9%, что также является наибольшим показателем среди торговых партнеров этой страны.
Структура товарооборота за последние годы практически не меняется. Россия экспортирует в основном сырьевые товары: нефть и нефтепродукты — 67,2%
экспорта России в Финляндию; природный газ — 10,6%; древесное сырье — 6,8%; химические продукты и товары — 4,6%; электроэнергия — 3,9%; каменный уголь и кокс — 3,3%; руды и металлолом — 2,8%; машины и оборудование — 1,2%. В российском импорте основная доля приходится на готовые товары — 78,5%: машины, оборудование и транспортные средства — 57,2%; химические продукты и товары — 12,6%; бумага и картон — 6,9%; пищевые продукты — 4,0% [3].
Углубляются взаимоотношения между предпринимательскими структурами России и Финляндии. По данным Федеральной таможенной службы России и Центробанка РФ, оборот внешней торговли товарами и услугами с Финляндией составил в 2010 г. 26,9 млрд долл. Товарооборот составил 22,4 млрд долл., а торговля услугами превысила 4,5 млрд долл. (рис. 3). По оценкам Таможенного управления Финляндии и Банка Финляндии, объем торговли товарами и услугами между Россией и Финляндией превысил 30,6 млрд долл., а товарооборот — 26,1 млрд долл. С 2003 по 2010 г. товарооборот между Россией и Финляндией рос более высокими темпами, чем торговля услугами (рис. 4). Кроме того, через Финляндию проходит значительная часть товарооборота между Россией и Евросоюзом, что весьма важно для финской экономики. В настоящий момент большое внимание со стороны Финляндии уделяется облегчению пограничной торговли [4, р. 137].
До наступления мировых кризисных явлений объем финских инвестиций в российскую экономику неизменно рос. В 2007 г. объем финских инвестиций в Россию впервые превысил миллиардный рубеж и
< >
25
ч ч
0 ч ч а
1 20
15
10
22,42
2 — товары □ — услуги
15,74
13,19
10,74
8,13
6,17
2,25
2,49
2,73
3,07
3,31
4,55
2005
2006
2007
2008
2009
2010*
Год
Рис. 3. Внешняя торговля товарами и услугами между Россией и Финляндией в 2005-2010 гг.
Источник: Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ. Примечание: * — данные о торговле услугами имеют предварительный характер
25-1 О — товарооборот России и Финляндии — оборот услуг России и Финляндии
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010* Год
Рис. 4. Динамика товарооборота и оборота услуг в торговле России с Финляндией в 2004-2010 гг.
Источник: Таможенное управление Финляндии, Банк Финляндии. Примечание: * — данные об обороте услуг имеют предварительный характер
ч
о 120
ч и ч
^ 100
80
60
40
20
1013,949
467,329
302,422
354,805
2007
2008
2009
2010
Год
Рис. 5. Динамика поступления финских инвестиций (общий объем) в Россию в 2007-2010 гг., тыс. долл.
составил 1033 млн долл. США (на 116% выше показателя 2006 г. (рис. 5)). По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2010 г. накопленный объем инвестиций из Финляндии в российскую экономику составлял 1,953 млн долл., или 0,88% от всех накопленных в России иностранных инвестиций. Кредитное агентство «Финнвера», которое призвано способствовать развитию малых и средних предприятий, интер-
национализации финского бизнеса, а также развитию финансового рынка Финляндии, в 2007 г. охарактеризовало Россию как страну с относительно низким финансово-кредитным риском, соответственно повысив ее рейтинг до трех баллов (по 7-бальной шкале данной организации). Это незамедлительно сказалось на увеличении инвестиций со стороны Финляндии и привлекло новых инвесторов.
Транспорт и связь, 53,955 (2,8%)
Производство электрооборудования, 61,308(3,1%) Финансовая деятельность, 23,068(1,2%)
Сельское хозяйство, в том числе охота и лесное хозяйство, рыболовство,
40,012 (2,0%)
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов, 203,475 (10,4%) Услуги, в том числе аренда, здравоохранение, образование, коммунальные, прочие социальные, 194,417(10,0%)
Строительство, 118,635(6,1%)
Прочее, 177,699 (9,1%)
Целлюлозно-бумажное производство, в том числе издательская и полиграфическая деятельность, 177,504 (9,1%)
Обработка древесины и производство изделий из дерева, 337,039(17,3%)
Оптовая и розничная торговля, в том числе ремонт автотранспортных и других средств, 177,600 (9,1%)
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 121,276 (6,2%)
Химия, в том числе производство резины и пластмасс, 267,241 (13,7%)
< >
Рис. 6. Структура финских накопленных инвестиций в экономике России в 2010 г., тыс. долл./%
С точки зрения определения приоритетных регионов активности предпринимательских структур, основной объем инвестиций из Финляндии, как и в предыдущие периоды, поступает в Северо-Западный федеральный округ России, где аккумулируется около 50% от общего объема финских инвестиций в российскую экономику. В этом плане особое место занимают Санкт-Петербург и Ленинградская область — эти регионы наиболее близки к Финляндии и, соответственно, к уже освоенным финскими компаниям и рынкам.
С точки зрения направлений интеграции предпринимательских структур по объему накопленных финских инвестиций в экономике России, к приоритетным областям относятся: обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность, химия (включая производство резины и пластмасс), неметаллические минеральные продукты, строительство, оптовая и розничная торговля, аренда и предоставление услуг, производство и распределение электроэнергии, газа и воды (рис. 6).
Учитывая глобализацию мировой экономики, для повышения эффективности деятельности российско-финских предпринимательских структур необходимым условием является улучшение бизнес-климата в России, механизмами которого могло бы быть принятие новых законов и подзаконных нормативных актов в сфере торговли и инвестиций. Перспективные направления интеграции предпринимательских структур связаны с острой необходимостью решения основных проблем, присущих российской экономике и препятствующих развитию бизнеса, среди которых выделяют несовершенство таможенных процедур, системы перевозок (логистики), нестабильность законодательства, неразвитость системы денежного и платежного обращения, бюрократию.
Действующая договорно-правовая основа российско-финляндского торгово-экономического сотрудничества в 2010 г. не претерпела изменений и включает в себя следующие межправительственные соглашения: Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве от 20 января 2002 г.; Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении
налогов на доходы от 4 мая 1996 г. и Протокол к нему от 14 апреля 2000 г. Помимо вышеупомянутых «базовых» соглашений между двумя странами действует ряд двусторонних документов, которые оказывают положительное влияние на двустороннее торгово-экономическое сотрудничество.
В сфере торгово-экономических отношений существует Российско-финская экономическая комиссия под председательством финского министра иностранной торговли и развития и российского министра экономического развития. В ведении комиссии находятся вопросы содействия торговле и инвестициям, кооперации и инновациям, лесного хозяйства, а также вопросы, касающиеся экономических отношений России и ЕС на современном этапе. К задачам Экономической комиссии и ее рабочих групп относится содействие развитию бизнеса и подписание новых контрактов предпринимательскими структурами. На повестке дня также регулярно стоят вопросы сотрудничества в транспортной отрасли, оптимизации таможенных пошлин и развития проектов в энергетике [5].
Российская и финская экономики во многом взаимозависимы, что отмечается и на высшем уровне. Эту взаимозависимость иллюстрирует и рост товарооборота, который ежегодно составляет порядка 25%. В торгово-экономических отношениях предпринимательских структур традиционно приоритетной областью является сотрудничество в сфере энергетики, в ближайшей перспективе такими направлениями интеграции могут стать деревообрабатывающая промышленность, телекоммуникации, металлургия, строительный комплекс.
В российско-финской интеграции предпринимательства, как и в других межгосударственных связях, существует ряд проблем, среди которых либерализация визового обмена, снижение тарифов на поставки энергоресурсов и в целом создание более либерального режима для торговли. Наиболее перспективными направлениями на ближайшие годы можно назвать развитие производственной кооперации, отношений субконтрактинга между российскими и финскими компаниями. Весьма важной является и сфера технических инноваций, а также поддержка в этой области проектов
g малого и среднего бизнеса, способного более гибко
^ реагировать на достижения науки и техники. Здесь
о следует заметить, что торгово-экономическое сотруд-
о ничество в этих сферах активно развивается на регио-
ш нальном уровне в рамках трансграничных связей.
х Литература
со
3 1. Summary of the Annual Report 2008 / Ministry for Foreign Affairs: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://for-min.finland.fi/public/default.aspx?nodeid=34600&content lan ш =2&culture=en-US.
5 2. Minister for Foreign Trade and Development Mari Kiviniemi to о visit Moscow: Press release 336/2005. 28 October, 2005.
3. Состояние торгово-экономических связей Российской Федерации с Финляндией: Справка по Финляндии / Стат. департамент Банка Финляндии. 2010: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.suomenpankki.fi/en/Pa-ges/default.aspx.
4. Finnish Security and Defence Policy. 2004: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://formin.finland.fi/public/de-fault.aspx?nodeid=15701&contentlan=2&culture=en-US.
5. Finnish-Russian Intergovernmental Commission for Economic Cooperation to meet in Helsinki: Press release 94/2006. 11 April, 2010 // Электронная версия на сайте МИД Финляндии: http://formin.finland.fi/netcomm/news/showarticle.asp?int NWSAID=50085&intSubArtID=20829&intIGID=2&LAN=EN& Thread=50165,43700,48402,31156,15873,50172,50119,50085, 50015,&intThreadPosition=7.
Инновационные функции совета высшего учебного заведения
Innovative functions of council of a higher educational institution
Лосев Константин Викторович
декан Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, кандидат экономических наук, доцент 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 67
Losev Konstantin Viktorovich
Bol'shaya Morskaya Str. 67, St. Petersburg, 190000
По мнению автора, характеристики результативности инновационной деятельности в Российской Федерации в целом и в сфере высшего профессионального образования, применяемые прикладные решения в области состава и структуризации инновационных функций нельзя признать в достаточной степени адекватными современным задачам развития национальной экономики. Сами инновационные функции требуют детализации, конкретизации, дополнения и научно обоснованного распределения между линейными и матричными подразделениями высших учебных заведений.
According to the author, in the Russian Federation in whole and in sphere of the higher vocational training, applied used decisions in the field of structure and structurization of innovative functions is impossible to recognize characteristics of productivity of innovative activity sufficiently adequate to modern problems of development of national economy. Innovative functions demand detailed elaboration, concrete definition, addition and scientifically well-founded distribution between linear and matrix divisions of higher educational institutions.
Ключевые слова: инновационные функции, внутренняя инновационная среда, совет высшего учебного заведения, линейные и матричные подразделения вузов Keywords: innovative functions, internal innovative sphere, council of a higher educational institution, linear and matrix divisions of high schools
Формирование целостного и строго подчиненного решениям, принятым в ходе определения иерархической совокупности целей субъекта управления,
УДК 378.11
функционального состава внутренней среды с позиций современной теории организации является центральной задачей его организации (в прикладном аспекте — организационного проектирования [1]). Рациональное решение этой задачи позволяет обеспечить создание объективных условий реализации иных базовых функций менеджмента.
Данное положение означает, что целесообразное распределение функций между структурными единицами внутренней инновационной среды высшего учебного заведения, необходимость создания или реформирование которых обусловлены сущностными особенностями реализуемой модели, составляет принципиальное условие выработки эффективных решений комплекса проблем прогнозирования, планирования, мотивации и контроля инновационной деятельности учреждения высшего профессионального образования.
В общем виде и в соответствии с практикой функционирования российских высших учебных заведений функциональный состав внутренней инновационной среды данного объекта представляется и описывается в рамках структурной схемы.
Характеристики результативности инновационной деятельности в Российской Федерации в целом и в сфере высшего профессионального образования, применяемые прикладные решения в области состава и структуризации инновационных функций нельзя признать в достаточной степени адекватными современным задачам развития национальной экономики.
Сами инновационные функции требуют детализации, конкретизации, дополнения и научно обоснованного распределения между, с одной стороны, линейными и, с другой, матричными подразделениями высших учебных заведений.
Структурной единицей высшего уровня линейной структурной иерархии внутренней инновационной среды учреждения высшего профессионального заведения в соответствии с требованиями законодательства