Научная статья на тему 'Развитие механизма импортозамещения в инновационных территориальных кластерах'

Развитие механизма импортозамещения в инновационных территориальных кластерах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
647
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / IMPORT SUBSTITUTION / INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTER / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаиров Б. Г.

В условиях глобализации возникает необходимость развития импортозамеще-ния. Предлагается развитие механизма импортозамещения в инновационных территориальных кластерах. В статье исследован российский опыт импортозамещения и выбор направления его стратегического развития в инновационных территориальных кластерах. Рассмотрен потенциал импортозамещения в России. Дан анализ импортозамещения в ключевых отраслях экономики страны. Создание кластеров на территории Российской Федерации предусматривает построение кооперационных связей между субъектами предпринимательства и представителями промышленной инфраструктуры, а также построение устойчивых цепей поставок для увеличения добавленной стоимости производимой продукции в целях импортозамещения в стратегически важных отраслях народного хозяйства страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хаиров Б. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF IMPORT SUBSTITUTION MECHANISM IN INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS

In the context of globalization, there is a need to develop import substitution. It is proposed to develop the mechanism of import substitution in innovative territorial clusters. The article examines the Russian experience of import substitution and the choice of the direction of its strategic development in innovative territorial clusters. The potential of import substitution in Russia is considered. Analysis of import substitution in key sectors of the country's economy is given. The creation of clusters on the territory of the Russian Federation provides for building cooperative links between business entities and representatives of industrial infrastructure, as well as building sustainable supply chains to increase the added value of manufactured products for import substitution in strategically important sectors of the country's economy.

Текст научной работы на тему «Развитие механизма импортозамещения в инновационных территориальных кластерах»

УДК 336.6

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРАХ

Б. Г. Хаиров

Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, з. Омск, Россия

ФГБОУ ВО «СибАДИ», г. Омск, Россия

Аннотация. В условиях глобализации возникает необходимость развития импортозамеще-ния. Предлагается развитие механизма импортозамещения в инновационных территориальных кластерах. В статье исследован российский опыт импортозамещения и выбор направления его стратегического развития в инновационных территориальных кластерах. Рассмотрен потенциал импортозамещения в России. Дан анализ импортозамещения в ключевых отраслях экономики страны. Создание кластеров на территории Российской Федерации предусматривает построение кооперационных связей между субъектами предпринимательства и представителями промышленной инфраструктуры, а также построение устойчивых цепей поставок для увеличения добавленной стоимости производимой продукции в целях импортозамещения в стратегически важных отраслях народного хозяйства страны.

Ключевые слова: импортозамещение, инновационный территориальный кластер, промышленная политика.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Фину-ниверситета 2017 года.

ВВЕДЕНИЕ

Территориальные кластеры являются локомотивами экономического роста и эффективным инструментом взаимодействия между участниками региональных инновационных систем во многих странах мира. Существуют различные финансовые и нематериальные механизмы их государственной поддержки, цель которых - перевести такие образования в фазу устойчивого развития. Однако становление кластера и его перспективы зависят от многих факторов, поэтому сохраняется риск, что без государственной поддержки кластер не сможет выйти на нужную траекторию.

В мировой практике инновационной политики последних десятилетий при управлении затратами и оптимизации финансовых потоков широкое распространение получила кластерная концепция, объясняющая рост конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия между географически близкими факторами, расширения доступа к технологиям, инновациям, специализированным услугам, высококвалифицированным кадрам и т.п. Развитые кластеры стали эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций, интеграции национальных произво-

дителей в мировой рынок высокотехнологичной продукции.

С 2012 г. в России в соответствии со Стратегией инновационного развития на период до 2020 г. реализуется программа поддержки инновационных территориальных кластеров. С этой целью были отобраны 25 пилотных образований, которые получили субсидии из федерального бюджета в размере 1.3 млрд руб. с приоритетной поддержкой в последующие годы [1,2,3,4,5,6].

Очевидно, что государственное финансирование не гарантирует успеха. Существует вероятность, что в случае его прекращения кластеры перестанут существовать либо трансформируются в иные образования. Подобные квазикластеры могут препятствовать инновационной активности своих участников, замыкаясь на теряющих конкурентоспособность технологиях и бизнес-моделях.

Переход ряда кластеров к модели устойчивого развития в ближайшее время, во многом будут зависеть от перспектив укоренения межорганизационного взаимодействия в рамках локальных инновационных систем, создания кластеров различной специализации в других регионах России. В связи с этим представляется актуальным выявить слабые места в функционировании механизма импортозамещения пилотных кластеров.

Развитие кластеров позволяет обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках

создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, интенсификации государственно-частного партнерства.

Достижение стратегической цели кластера базируется на формировании высокотехнологичного импортозамещающего научно-производственного комплекса территориально взаимосвязанных и взаимодополняющих в рамках кластера инновационных производств, структур для разработки, внедрения в производство и выпуска инновационной продукции нового поколения, призванных повысить национальную безопасность России в наиболее социально значимых сферах.

1. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И АНАЛИЗ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Исследование возможностей организации промышленного производства с учетом целесообразности вытеснения отдельных видов импортной продукции и гармоничного его замещения отечественными аналогами является крайне актуальным вопросом для современной российской экономической науки.

Проблема возможности и экономической целесообразности замещения импортной продукции отечественными аналогами многоаспектна и включает в себя уровень качества, который в состоянии обеспечить отечественные предприятия, сложности с нахождением рынков сбыта, необходимость защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и другое.

Теория и методология импортозамеще-ния исследовались в трудах современных отечественных и зарубежных ученых. Импор-тозамещение интегрирует страну в систему мирохозяйственных связей, направленное на экономический рост государства и развитие внутреннего рынка промышленных товаров. Неокейнсианцы М.Бруно, Н.Картер, А.Страуг, Х.Ченери целью экономического развития в теоретических моделях считали промышленное импортозамещение. П.Линдерт исследовал влияние импортозамещения на международные условия торговли. А.Киреев обосновывает механизм импортозамещения на основе ее эффективности. П.Кадочников дал оценку влиянию глобальных процессов на импортозамещение. Л.Исмагилова, Д.Зайцев на уровне

региона исследовали направления механизма импортозамещения. В свою очередь С.Редь-ко в своих исследованиях считает импортозамещение основным условием обеспечения экономической безопасности России. А.Тереховым определены факторы конкурентоспособности импортозамещающей продукции.

Стратегией импортозамещения представляется система мер, которая обеспечивает достижение целей организации по объемам и структуре импортозамещения для повышения эффективности его деятельности.

Выбор стратегических направлений развития импортозамещения различен, который должен учитывать развитие интеграционных отношений в условиях санкций на фоне новых угроз и рисков для экономической безопасности страны.

Как приоритет и альтернативное направление развития промышленности, органами государственной власти считается импортозамещение.

Опыт показывает, что при необходимости эффективной защиты внутреннего рынка и ускоренного развития отечественного производства применялась политика импортозамещения, например, страны Латинской Америки и Азии, Белоруссия, Казахстан,

Факторы внешней среды способствовали повышению значения импортозамещения в отраслях отечественной экономики. Стратегически важные отрасли оказались не готовы к внедрению элементов импортозамещения на фоне технологической, логистической и финансовой нестабильности в развитии. Однако, внедрение элементов импортозамещения в отрасли промышленности возможно в условиях комплексного подхода к проводимой промышленной политики на основе применения кластерного подхода.

Мировой опыт показывает, что механизмы общественного спроса и контрактной системы могут и должны быть встроены в систему инструментов и механизмов реализации промышленной политики, ориентированной на инновационно-технологическое развитие национальной промышленности. Внедрение механизма импортозамещения становится возможным на основе становления инновационных территориальных кластеров.

2. ПОТЕНЦИАЛ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ

Одним из наиболее эффективных механизмов реализации программы импортозамеще-

ния, необходимого для активизации экономической среды России, содействия развитию предприятий, являются госзакупки. Программа импортозамещения предполагает создание условий для повышения конкурентоспособности, содействие продвижению на рынках отечественной продукции, совершенствование нормативно-правовой базы, мониторинг ситуации в промышленности с целью выявления проблемных для импортозамещения моментов, препятствующих нормальному развитию предприятий.

Функции регулятора процесса импортозамещения в отечественной промышленности возложены на государство. Минпромторгом разработана дорожная карта «План содействия импортозамещению в гражданских отраслях промышленности». Одновременно с этим планом были утверждены 20 отраслевых планов. Собрано около 4 тысяч заявок, половина из которых была отнесена на основании перечня к критичным видам продукции. К отраслям приоритета №1 (по критерию их влияния на экономическую безопасность, на национальную безопасность, отраслям, имеющим мультипликативный эффект и постоянный платежный спрос) отнесены: нефтегаз, автопром, судостроение и авиастроение. В отраслевые планы по импортозамещению было включено 2061 позиций. Из них свыше 400 - по авиастроению (здесь уровень импортозави-симости на сегодняшний день около 92% по номенклатуре). К 2020 г. поставлена задача снизить этот показатель до 72%. В вертолето-строении импортозависимость всего 25%.

В числе критических позиций по авиастроению: вспомогательные установки, радионавигационное оборудование, бортовые системы и т.д. Определен пул российских компаний, которые могут разрабатывать и поставлять необходимые изделия. В качестве основного источника финансирования является госпрограмма по развитию авиационной промышленности.

В станкостроении степень импортозависи-мости составляет 88%. К 2020 г. планируется выйти на уровень 58%. При участии системного интегратора российской станкостроительной отрасли холдинга «Станкопром», в котором консолидированы ведущие российские станкостроительные предприятия, уже сегодня реализуются заделы этой отрасли. Запущено производство по выпуску линейки точных токарно-фрезерных обрабатывающих центров в г. Сасово Рязанской обл. В 2016 г. производство ультра-прецизионного оборудо-

вания с выходом на серию. Поставлена задача потеснить мировых лидеров высокоточного оборудования.

Успешность реализации проектов по отраслевым планам зависит от получения долгосрочных заказов, которые сегодня возможны только по линии госзаказов. Минпромторг поддержало принятие поправок в 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (от 18 июля 2011 г.). С Минэкономразвития были проработаны и внесены в ГД поправки в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В 2014 г. на субсидии в 2,6 млрд руб. было заключено около 30 контрактов в 12 секторах. 2016 г., при вложении 2,6 млрд руб., привлечено порядка 17 млрд руб. частных инвестиций. При наличии поддержки со стороны государства компании заинтересованы вкладывать свои средства в развитие производства.

Основным источником финансирования программы по импортозамещению Фонд развития промышленности (ФРП), созданный в августе 2014 г. В капитал фонда уже перечислены 20 млрд руб. Исходя из параметров, заложенных в бюджете на 2015-2017 гг., дополнительно должно поступить еще 16 млрд руб. Фонд уже начал рассмотрение заявок на получение льготных кредитов - по ставке 5-6% годовых. В первую очередь льготные кредиты получат проекты, ориентированные на экспорт и импортозамещение, важна также инно-вационность производства. Основной задачей Фонда развития промышленности станет выдача займов промышленным предприятиям на этапе предбанковского финансирования с целью подготовки технико-экономических и финансово-экономических обоснований, проведения проектно-изыскательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Экспертный совет фонда проводит жесткий отбор заявок. Поддержку получат самые значимые проекты по тем отраслям промышленности, где у нас имеется наибольший провал. ФРП выбрал 10 производств, которым будет выделено 3,2 млрд рублей льготных займов под 5% годовых на срок до семи лет. В список проектов, в которые фонд будет инвестировать, попали фармацевтические, машиностроительные, научные проекты компаний «Уралвагонзавод», «Фармасинтез», Нанотех-нологический центр композитов, «Воронеж-сельмаш», Уральский дизель-моторный завод и другие.

В реализации производственных стадий проектов помогут субсидии на комплексный инвестпроект. Теперь по кредитам компенсируется 70% ключевой ставки, о чем так долго просили предприятия.

Важнейшую роль будут играть регулятор-ные механизмы: поправки к 44-ФЗ и к 223-Ф3, а также ФЗ «О промышленной политике», в рамках которого разработан такой инструмент, как специнвестконтракт. Специнвестконтракт, как инструмент содействия импортозамеще-нию, будет востребован при реализации проектов локализации производств, при создании и развитии инфраструктуры, необходимой для интенсификации процессов импортозамещения и модернизации российской промышленности. Он предоставляет льготы по налогам на прибыль и на имущество.

Одним из основных направлений развития Российской Федерации в рамках сегодняшних условий и вызовов заявлено импортозамеще-ние. Важным является повсеместное внедрение мероприятий по импортозамещению на всей территории Российской Федерации. Для наиболее эффективной реализации этого направления необходимым условием является разработка соответствующих нормативных актов, в том числе программ развития импортозамещения, как на уровне федерации, так и на уровне каждого отдельного региона (субъекта РФ). Целью настоящего исследования стали определение наличия таких программ в разрезе отдельных субъектов РФ и анализ их содержания на предмет выявления основных мероприятий, предлагаемых в рамках импор-тозмещения.

На сегодняшний день в шести субъектах РФ утверждены программы или концепции развития импортозамещения: Астраханская, Челябинская, Владимирская, Свердловская, Пензенская, Волгоградская, Саратовская области и Чувашская республика.

Основополагающими документами для разработки программ, концепций по развитию импортозамещения уровне являются следующие документы федерального уровня:

-Федеральный закон о промышленной политики РФ (на его основе разрабатываются региональные федеральные законы и концепции о промышленной политики);

-План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р (на его основе разрабатываются региональные планы). Одной из

ключевых задач данного Плана является поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;

-Отраслевые планы по содействию импортозамещения (на их основе разрабатывается общая Программа развития импортозамещения и отраслевые программы на региональном уровне).

Планы по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности с установленными мерами по содействию импортозамещения разработаны в 26 субъектах РФ. Планы по содействию импортозамещения или «дорожные карты» разработаны в 37 субъектах РФ. У 18 субъектов РФ отсутствуют указанные документы.

В условиях развития мировой экономики на сегодняшний день стала актуальной проблема разработки и применения политик, способствующих развитию субъектов РФ. Нестабильность финансовой системы заставляет многие страны мира искать способы сокращения расходов. Одним из решения является сокращение объемов импортируемой продукции путем замещения его продукцией, произведенной внутри страны полностью или частично.

Ориентированность российской экономики на экспорт ресурсов и отсутствие эффективных государственных программ, направленных на увеличение уровня экономического развития отдельных образований оказалась неэффективной.

Одним из способов одновременного развития и повышения уровня качества производимой продукции отечественными предприятиями является разработка механизма импортозамещения. Импортозамещение позволит усовершенствовать и реализовать продукцию на основе создания конкурентных преимуществ предприятий в технической, экономической и организационных сферах деятельности, что позволит производствам более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

Базисом механизма импортозамещения является разработка и реализация комплексной целевой программы, направленной либо на уменьшение использования импортного сырья и орудий труда в производственном процессе, либо замещение импортной продукции отечественными аналогами схожими по качеству, техническим свойствам и конкурентоспособной цене.

В настоящее время доля импорта в себестоимости промышленной продукции до-

вольно высока. Это объясняется не только обеспечением повышения конкурентоспособности экспортной продукции, но и возросшими требованиями инновационной составляющей внутреннего рынка.

В связи с этим развитие импортозамещения в инновационных территориальных кластерах становится особенно актуальным, поскольку именно оно позволит избежать напряженности, возникающей вследствие необходимости использования при изготовлении промышленной продукции импортных изделий, компонентов и услуг, в то время как отечественные предприятия не получают потенциальных заказов на изготовление продукции, требующихся для выхода из кризисной ситуации.

3. АНАЛИЗ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

В последнее время на фоне снижения потребительского и инвестиционного спроса, индексов производства, в обрабатывающих отраслях было зафиксировано снижение доли импорта. Принятые меры органами власти восстанавливают рост деловой активности на основе выхода большинства проектов на стадию производства серийной продукции.

Важным результатом является организация процесса импортозамещения по всем ключевым отраслям, проведена инвентаризация потребностей страны в технологиях, в оборудовании. Разработана нормативно-правовая база, инструменты поддержки, налажена работа по отраслевым планам. В промышленности появились чёткие технологические приоритеты снижения зависимости от иностранного оборудования, от комплектующих, от технических услуг, программ. Приняты отраслевые планы, работают законы о промышленной политике, о стандартизации, программам замещения импорта обеспечена государственная поддержка.

Одна из главных задач - обеспечить спрос на отечественную продукцию. Компании с государственным участием в своих корпоративных планах, в закупочной политике должны больше ориентироваться на продукцию российского производства, более того, их планы будут увязаны с отраслевыми планами по им-портозамещению. Если производители будут в курсе перспективных потребностей компаний, мы можем рассчитывать на достаточно уверенное движение вперёд.

Важная задача максимально широко вовлекать в реализацию планов по замещению

малый и средний бизнес на основе инновационных территориальных кластеров, которые в совокупности должны придать политике импортозамещения более серьёзную устойчивость.

При активном участии бизнеса реализуются отраслевые планы импортозамещения, которые включают 1730 проектов. реализация 423 с общим объёмом инвестиций около 300 млрд рублей. С начала 2017 года уже начато 97 проектов. Планируется выделить 73 млрд рублей, которые распределятся по основным, приоритетным отраслям промышленности, включая средства из Фонда развития промышленности - 20 млрд рублей. В настоящий момент фонд совместно с Центробанком приступил к реализации новой программы поддержки лизинга промышленного оборудования. Это важно для повышения технологического уровня предприятий, которые будут выпускать новую продукцию.

Пул участвующих банков и лизинговых компаний полностью сформирован, первые заявки уже поступают на рассмотрение наблюдательного совета нашего фонда. Эта программа обеспечит дополнительный спрос на продукцию станкостроения в районе 15 млрд рублей. 2 млрд предполагается выделить из фонда, и 10 млрд Центральный банк обеспечит из предоставленных займов.

Импортозамещение осуществлять не только через развитие собственных компетенций, но и через локализацию. В рамках принятого 719-го Постановления Правительства РФ уже осуществлены соответствующие требования об увеличении объёмов производственных операций, выполняемых в России, тем самым предоставлен стимул иностранным компаниям для обеспечения трансфера технологий в нашу страну. Создаваемое агентство технологического развития ставит задачей - содействие в привлечении частных инвестиций для реализации лицензионных проектов.

Что касается поддержки спроса на замещающую продукцию, как можно более активно использовать регуляторные механизмы. По тем видам продукции, которые уже производятся в нашей стране, Правительством установлены ограничения и запреты на импорт в рамках госзакупок. К сожалению, на конкурсных процедурах госкомпаний в настоящий момент наблюдается разночтение в трактовке понятия «российский продукт», поэтому целесообразным определить требование 719-го постановления обязательным и для таких ситуаций.

Дальнейшее развитие регуляторного направления будет осуществляться в рамках

применения положений принятого закона «О стандартизации». Он внёс изменения в федеральные законы о госзакупках и закупках компаний с госучастием. Благодаря этому заказчики будут устанавливать требования к продукции, работам или услугам на основе национальных стандартов. В прошлом году утверждено более 2 тыс. стандартов, разработанных совместно с бизнес-сообществом, план на этот год - 2,5 тыс. по всем отраслям. Применение нацстандартов позитивно скажется на процессах импортозамещения и будет содействовать повышению качества отечественной продукции. Это необходимо и для наращивания своей доли на внутреннем рынке, и, самое главное, для развития экспорта новой продукции, которую мы создаём в рамках планов импортозамещения. В этом направлении большое значение будут иметь инструменты поддержки экспорта, которые включены Правительством в план по обеспечению стабильного социально-экономического развития. И очень важно, чтобы они были реализованы в полном объёме.

Импортозамещение в интересах топливно-энергетического комплекса осуществляется в трёх связанных отраслях: нефтегазовом, тяжёлом и энергетическом машиностроении. совокупно по этим секторам через различные инструменты поддержки доведено до предприятий более 5 млрд рублей. С использованием этих средств реализовывается свыше 60 проектов, включённых в соответствующие отраслевые планы импортозамещения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная экономика характеризуется значительным повышением объема потребления и радикальным снижением издержек компаний в процессе производства товаров и услуг, что способствует развитию принципиально новой экономики, новых рыночных, отраслевых и корпоративных структур [7].

Для производителей товаров и услуг, в том числе образовательных, степень приверженности цивилизованным рыночным отношениям воплощается в степени перехода от так называемой «производственной» ориентации к рыночной, маркетинговой ориентации [8].

Анализ опыта социально-ответственного реформирования отраслей и крупных организаций в США, Японии и Германии свидетельствует о том, что возникающие при этом отрицательные последствия (высвобождение и привлечение трудовых ресурсов, социаль-

ная нестабильность и т.п.) компенсируются стимулированием развития малого и среднего бизнеса в окружении реформируемых предприятий. Одной из наиболее эффективных форм такого стимулирования является создание кластерных структур как систем взаимодействия разнородных предприятий на основе коммерческого использования имеющихся региональных конкурентных преимуществ. Несмотря на наличие некоторого разнообразия в определениях, названиях, формах управления, основной сутью кластерных структур является система, обеспечивающая умножение возможностей отдельных элементов, т.е. такая система всегда обладает боль- шими возможностями, чем сумма возможностей отдельных ее элементов [9].

Развитие механизма импортозамещение должен способствовать формированию благоприятных организационных и материально-технических условий, необходимых для формирования инновационных территориальных кластеров, стимулирующих как инновационную активность организаций, так и повышение спроса на результаты инновационной деятельности.

Развитие российских ресурсодобывающих и перерабатывающих отраслей играет важную роль в проведении государственной промышленной политики. Таким образом, появляется необходимость в усилении сотрудничества предпринимательских структур с государством в соответствующих формах [10].

Инновационные территориальные кластеры обеспечат условия для реализации мероприятий государственной промышленной политики в соответствии с установленными сроками и задачами; рост ВВП через увеличение объемов производства и сбыта конкурентоспособной импортозамещающей продукции промышленности субъектов РФ; условия для подготовки квалифицированных работников инженерно-технических и рабочих специальностей в количестве и с качеством, полностью удовлетворяющими текущим и перспективным потребностям экономики страны, с учетом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импортозамещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 779 от 31 июля 2015 г. «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров»

3. Постановление Правительства Российской Федерации № 41 от 28 января 2016 г. «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения»

4. Отраслевые планы импортозамещения

5. Стратегия приоритетного проекта Минэкономразвития России «Развитие инновационных кластеров-лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня»

6. Указ Губернатора Омской области №93 «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года»

7. Хаирова, С.М. Логистика сотрудничества [Текст] : монография / С.М. Хаирова // AVM - Akademische Verlagsgemeinschaft München, 2013. - 58 p

8. Хаирова, С.М. Совершенствование системы образования: пути интеграции вуза и производства / С.М. Хаирова, Б.Г. Хаиров // Российское предпринимательство. - 2007. - № 3. - С. 120-123

9. Хаиров, Б.Г. Вопросы формирования вертикальной интеграции предприятий лесопромышленного комплекса Омской области / Б.Г. Хаиров // Российское предпринимательство. - 2007. - № 4 (1). - С. 3-6

10.Хаиров, Б.Г. Ценообразование в российских отраслевых логистических сетях в условиях частно-государственного сотрудничества / Б.Г. Хаиров // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - 2014. - № II. - С. 117-122

DEVELOPMENT OF IMPORT SUBSTITUTION MECHANISM IN INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS

B. G. Khairov

Abstract. In the context of globalization, there is a need to develop import substitution. It is proposed to develop the mechanism of import substitution in innovative territorial clusters. The article examines the Russian experience of import substitution and the choice of the direction of its strategic development in innovative territorial clusters. The potential of import substitution in Russia is considered. Analysis of import substitution in key sectors of the country's economy is given. The creation of clusters on the territory of the Russian Federation provides for building cooperative links between business entities and representatives of industrial infrastructure, as well as building sustainable supply chains to increase the added value of manufactured products for import substitution in strategically important sectors of the country's economy.

Keywords: Import substitution, innovative territorial cluster, industrial policy.

REFERENCES

1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrja 2014 g. N 488-FZ «O promyshlennoj politike v Rossijskoj Federacii» [The federal law of the Russian Federation of December 31, 2014 N 488-FZ «On Industrial Policy in the Russian Federation]

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 779 ot 31 ijulja 2015 g. «O promysh-lennyh klasterah i specializirovannyh organizaci-jah promyshlennyh klasterov» [Resolution of the Government of the Russian Federation of July 31, 2015 N 779 «On Industrial Clusters and Specialized Organizations of Industrial Clusters»]

3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj

Federacii № 41 ot 28 janvarja 2016 g. «Ob ut-verzhdenii Pravil predostavlenija iz federal'nogo bjudzheta subsidij uchastnikam promyshlennyh klasterov na vozmeshhenie chasti zatrat pri real-izacii sovmestnyh proektov po proizvodstvu promyshlennoj produkcii klastera v celjah importo-zameshhenija» [Resolution of the Government of the Russian Federation of January 28, 2016 N 41 «On Approval of the Rules for Granting Subsidies from the Federal Budget to Participants of Industrial Clusters to Reimburse Part of the Costs in the Implementation of Joint Projects for the Production of Industrial Cluster Products for Import Substitution»]

4. Otraslevye plany importozameshhenija [Sectoral plans for import substitution]

5. Strategija prioritetnogo proekta Minje-konomrazvitija Rossi «Razvitie innovacionnyh klasterov-liderov investicionnoj privlekatel'nosti mirovogo urovnja» [Strategy of the priority project of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation «Development of innovative clusters-leaders of investment attractiveness of the world level»]

6. Ukaz Gubernatora Omskoj oblasti №93 «Strategija social'no-jekonomicheskogo razviti-ja Omskoj oblasti do 2025 goda» [Decree of the Governor of the Omsk region N 93 «Strategy of social and economic development of Omsk region till 2025»]

7. Hairova, S.M. Logistika sotrudnichestva [Logistics cooperation] AVM - Akademische Verlagsgemeinschaft München, 2013. 58 p

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Hairova S.M., Hairov B.G. Sovershenstvo-vanie sistemy obrazovanija: puti integracii vuza i proizvodstva [Perfection of the education system: ways of integration of higher education and production] Russian Entrepreneurship, 2007, no. 3, pp. 120-123.

9. Hairov, B.G. Voprosy formirovanija verti-kal'noj integracii predprijatij lesopromyshlennogo kompleksa Omskoj oblasti [Issues of formation

of vertical integration of enterprises of the timber industry complex of the Omsk Region] Russian Entrepreneurship, 2007, no. 4 (1), pp. 3-6.

10. Hairov, B.G. Cenoobrazovanie v rossijskih otraslevyh logisticheskih setjah v uslovijah chast-no-gosudarstvennogo sotrudnichestva [Pricing in Russian industrial logistics networks in conditions of private-state cooperation] RISK: Resources. Information. Supply. Competition, 2014, no. II, pp. 117-122.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Хаиров Бари Галимович (Омск, Россия) - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», заместитель директора по научной работе Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, (644001, г. Омск, ул. Масленникова, д.43, e-mail: [email protected]).

Khairov Bari G. (Omsk, Russia) - PhD, Associate Professor of "Finance and Credit", Deputy Director for Research of the Omsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (644001, Omsk, ul. Maslennikov, d.43, e -mail: [email protected]).

УДК 338.001.36

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ В СРАВНЕНИИИ С ЕГО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ ФОРМОЙ

Т.В. Чибикова, К.В. Крумина

ФГБОУВО «Омский государственный технический университет», г. Омск, Россия

Аннотация. В статье, в соответствии с предложенными показателями, проводится анализ особенностей и отличий так называемых «высокоорганизованных рынков» и рынка недвижимости. Это сравнение может быть использовано для развития методологической базы технологии анализа рынка недвижимости. В настоящем исследовании использовались структурный и функциональный методологические подходы. В качестве общенаучного метода исследования выбраны: системный метод, рассматривающий рынок недвижимости во взаимосвязи с отраслевой структурой экономики в целом; формализация. Исследование носит теоретический характер. Статья может быть использована как для развития теоретической базы исследования рынка недвижимости, так и для практического анализа рынка ее участниками: риэлтерами, девелоперами, консультантами и др.

Ключевые слова: рынок недвижимости, высокоорганизованный рынок, трансакционные издержки, мультилистинг, отраслевой рынок.

ВВЕДЕНИЕ

Общественная жизнь современной эпохи связана с перманентными трансформациями,

затрагивающими все сферы своего существования. Не является исключением и отраслевая структура экономического развития стран и регионов. Рынок недвижимости, долгое время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.