Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ'

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боркова Елена Аркадьевна, Трунин Виктор Иванович

Основываясь на концепции и опыте реализации государственно-частного партнерства (ГЧП), в статье рассматривается механизм и практика развития модели ГЧП в инновационной сфере. Обобщены основные принципы сотрудничества, позволяющие государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду. Исследование показало, что внедрение модели ГЧП в сфере инноваций снижает финансовое давление со стороны государства и содействует развитию инновационной сферы в разных секторах экономики, тем самым способствуя повышению общественного благосостояния. Предложения, вытекающие из результатов исследования, состоят в том, чтобы установить открытые, инклюзивные, доверительные отношения между бизнесом и государством, а также идентифицировать конкретные области партнерства в инновационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE INNOVATIVE SPHERE

Based on the concept and related experience in the implementation of public-private partnership (PPP model), this article examines the mechanism and practice of developing the PPP model in the innovation sector. In combination with the practice of implementing the PPP model, the main principles of forms of cooperation that allow the state and the private sector to derive mutual benefit are systematically summarized. The study showed that the introduction of the PPP model in the field of innovation reduces financial pressure from the state and promotes the development of the innovation sector in various sectors of the economy, thereby contributing to the improvement of public welfare. The proposals arising from the results of this study are to establish an open, inclusive, trusting relationship between business and the state, as well as to identify specific areas of partnership in the innovation field.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ»

Боркова Е.А., Трунин В.И.

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Аннотация. Основываясь на концепции и опытt реализации государственно-частного партнерства (ГЧП), в статье рассматривается механизм и практика развития модели ГЧП в инновационной сфере. Обобщены основные принципы сотрудничества, позволяющие государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду. Исследование показало, что внедрение модели ГЧП в сфере инноваций снижает финансовое давление со стороны государства и содействует развитию инновационной сферы в разных секторах экономики, тем самым способствуя повышению общественного благосостояния. Предложения, вытекающие из результатов исследования, состоят в том, чтобы установить открытые, инклюзивные, доверительные отношения между бизнесом и государством, а также идентифицировать конкретные области партнерства в инновационной сфере.

Ключевые слова. Государственно-частное партнерство, инновационная сфера, инновации, государственное управление, финансирование, частные инвестиции.

Borkova E.A., Trunin V.I.

DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

IN THE INNOVATIVE SPHERE

Abstract. Based on the concept and related experience in the implementation of public-private partnership (PPP model), this article examines the mechanism and practice of developing the PPP model in the innovation sector. In combination with the practice of implementing the PPP model, the main principles of forms of cooperation that allow the state and the private sector to derive mutual benefit are systematically summarized. The study showed that the introduction of the PPP model in the field of innovation reduces financial pressure from the state and promotes the development of the innovation sector in various sectors of the economy, thereby contributing to the improvement of public welfare. The proposals arising from the results of this study are to establish an open, inclusive, trusting relationship between business and the state, as well as to identify specific areas of partnership in the innovation field.

Keywords. Public-private partnership, innovation sphere, innovations, public administration, financing, private investment.

Введение

Взаимодействие бизнеса и государства становится реальностью в современной России, об этом свидетельствует опыт достаточно успешной реализации партнерских проектов государственного и частного

ГРНТИ 06.56.31

© Боркова Е.А., Трунин В.И., 2023 EDN PPJXWR

Елена Аркадьевна Боркова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общей экономической теории и истории экономических учений Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Виктор Иванович Трунин - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Контактные данные для связи с авторами (Трунин В.И.): 191119, Санкт-Петербург, Днепропетровская ул., 8 (Russia, St. Petersburg, Dnepropetrovsk str., 8). Тел.: +7 911 130-54-08. Е-mail: Galas@ngs.ru. Статья поступила в редакцию 08.02.2023.

секторов в различных отраслях экономики [1, с. 42]. Термин государственно-частное партнерство (ГЧП) предполагает взаимодействие 2-х основных субъектов: государства и частного бизнеса. ГЧП охватывает широкий спектр отношений взаимодействия государства и бизнеса, направленных на достижение национально значимых проектов [2, 3]. Целью исследования является анализ форм, моделей и механизмов реализации государственно-частного партнёрства в инновационной сфере. В частности, исследуется практика реализации проектов в разных отраслях национальной экономики. Материалы и методы

В мае 2018 года Президент РФ подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Этот документ определил национальные проекты, в том числе основные направления развития инновационной сферы. В настоящее время механизм ГЧП получил широкое распространение и включил в себя ряд форм сотрудничества. ГЧП - один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации.

В настоящее время такой вид партнерства в мире весьма развит, он представлен в основном проектами, связанными с общественной деятельностью. Партнёрство заключается на базе соглашения о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионного соглашения (КС), являющихся по своей природе гражданско-правовыми договорами. Способом заключения СГЧП и КС обычно являются торги в виде конкурса на право заключения. Под партнёрством подразумевается сотрудничество, при котором обе стороны равноправны и взаимодополняют друг друга. Существует два основных способа развития: государство и частные компании присоединяются к существующей организации или вместе создают смешанную, заключая договор о сотрудничестве или управлении компанией, реализации, лизинге и пр.

В процессе работы над статьей был использован аналитический метод познания процессов, а также сравнительный анализ и метод научного исследования. Формы и модели ГЧП, применение которых возможно в рамках национального законодательства, следующие:

• ВТО («Построй-Передай-Управляй») - контракт, по которому отстроенный объект сразу передается государству;

• ВОТ («Построй-Управляй-Передай») - механизм, дающий право пользования на срок соглашения, а после происходит передача государству;

• ВОО («Построй-Владей-Управляй») - с окончанием срока соглашения объект переходит в частную собственность;

• ВООТ («Построй-Владей-Управляй-Передай») - окупив все свои затраты, частная сторона передает объект государству;

• БББО («Проектируй-Построй-Финансируй-Управляй») - частный партнер занимается проектированием, строительством, финансированием, эксплуатацией объекта, собственником которого может являться как частная, так и публичная сторона.

Государственно-частное партнерство в сфере инноваций

ГЧП в сфере инноваций является относительно новым инструментом и пока только развивается. Тем не менее, оно является одной из наиболее значимых и успешных форм взаимодействия бизнеса и государства. По мнению авторов, в России механизм ГЧП в сфере инноваций воплотился в жизнь с принятием ряда федеральных целевых программ, таких как: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы, «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России» на 2007-2013 гг. и на 20142020 гг.

Данные программы в первую очередь основаны на софинансировании из внебюджетных источников, прямо не предусматривая конкретных механизмов реализации ГЧП. Более того, наблюдается значительное изменение соотношения финансирования в пользу государства (от 2:1 до 5:1). Однако уже 2019 году утверждена новая государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», которая будет реализовываться в 2019-2030 годах, подразумевающая значительный прирост частного участия в реализации инновационных проектов и активное продвижение практик ГЧП.

Хотя отнести к инновационной сфере сегодня можно лишь весьма небольшую часть от общего количества российских проектов, реализуемых в рамках ГЧП, наличие общего предмета для партнерства и опыт применения на всех уровнях во многих отраслях, принятие специального закона о ГЧП и ряда федеральных программ являются значительным шагом для активного развития отношений ГЧП в инновациях, что дало толчок для создания бизнес-инкубаторов, технических парков, инновационно-технологических центров и наукоградов.

Схема такого партнерства выглядит так: государство способствует проведению фундаментальных исследований, так как это весьма рискованный этап, вложения в который могут окупаться довольно долго или вовсе не окупиться, а также задает направления в развитии и обеспечивает благоприятные условия для инновационной деятельности частных компаний, а те, выбирая для себя благоприятную среду, осуществляют прикладную деятельность, создавая новые технологии и их коммерциализируя. Обычно фундаментальные исследования проводятся на базе университетов, исследовательских лабораторий (например, в институтах РАН), посредством деятельности которых государство стремится достичь результатов, которые в будущем могут непосредственно использоваться обществом [4, с. 71].

В России представлено 4 основных механизма осуществления инновационной деятельности: (1) прямое участие; (2) государственный заказ; (3) субсидирование; (4) льготный режим. Однако, часть из них не предполагает рассматривать их в рамках ГЧП. Преимуществами механизма ГЧП для публичной стороны являются: возможность реализовать проект при отсутствии необходимого объема средств; возможность объединения различных этапов; возможность качественного улучшения общественной жизни и удовлетворения потребителей за счёт частной стороны, в том числе привносящей новые технологии; раздел рисков; сокращение срока выбора инвестора; повышение эффективности управления. Для частной стороны есть такие преимущества: закрепление партнерства с государством на долгий срок; возможность получение территорий для реализации проекта без торгов; софинансирование со стороны государства; правовые гарантии; увеличение выручки путём оказания платных услуг и снижения издержек в процессе реализации проекта; передача части рисков.

Основными целями государства в рамках ГЧП являются привлечение средств частных лиц для развития наиболее важных направлений в науке и развитии инноваций, а также координации развития инновационных процессов в экономике. Основными целями бизнес-структур, в свою очередь, являются снижение коммерческих рисков и сроков, в течение которых инвестиции в инновации начнут приносить прибыль. На рисунке 1 представлено количество запущенных проектов на базе ГЧП с 2012 по 2022 год.

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

Составлено авторами на основе данных Национального центра ГЧП.

Рис. 1. Количество запущенных проектов (накопительным итогом)

Анализируя данные, можно заметить, что данный механизм партнерства приобретает все большее распространение, пусть и относительно стагнирует последние несколько лет. Тем не менее, есть явная перспектива дальнейшего роста количества успешных проектов, о чём говорят как восходящая линия тренда, так и общая ситуация, сложившаяся во взаимодействии государства и бизнеса. Но ряд проблем в развитии и продвижении ГЧП в инновационной сфере существует и ждёт решения. Наиболее важной

задачей сейчас является преодоление разрыва между фундаментальными и прикладными этапами разработок и обеспечение долгосрочности отношений и обоюдной выгоды между государством и бизнесом.

Частная сторона заинтересована в наименее затратном получении продуктов фундаментальных исследований, снижении рисков. Также встает вопрос о том, насколько бизнес готов к партнерским отношениям с государственными научными организациями в области наукоемких и высокотехнологичных производств. Более того, отечественный сектор исследований и разработок очень зависим от государства и зачастую не воспринимает частные инвестиции [5, с. 234].

Еще одной проблемой успешной работы ГЧП является бюджетное финансирование научных организаций и вузов, являющихся партнерами промышленных предприятий, коммерциализирующих результаты научно-исследовательских работ. Выделение средств на исследования и коммерциализацию из разных источников осложняет согласование действий бизнеса и науки и эффективность передачи разработок в производство. Незначительность числа предприятий, ориентированных на инновации, играет в этом немалую роль. Согласно статистике, инновационно-ориентированными в последние годы являлись в среднем 7-10% предприятий, и лишь в последние 5 лет их доля значительно увеличилась (рис. 2).

25 20 15 10 5 0

Составлено по данным Росстата (см.: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/innov-2.xls).

Рис. 2. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в их общем числе

Кроме того, даже инновационно-ориентированные предприятия зачастую относятся к сотрудничеству с государством с недоверием. Соответственно, для успешного развития механизма ГЧП необходимо проработать следующие аспекты: устранить существующие законодательные противоречия, такие как проблемы в защите прав интеллектуальной собственности; практической реализации различных научных разработок; а также налоговых льгот и финансовой поддержки со стороны государства; стимулировании потребителей наукоемкой продукции.

Важно доведение исследований до воплощения в готовый продукт, который можно успешно внедрить в определенную сферу жизни общества, так как ввиду различных причин сегодня огромная часть разработок в России попросту не находит применения на практике, так и оставаясь лишь неоконченным проектом, не оказавшим ни экономического, ни социального, ни технологического эффекта. Преодоление данного разрыва сегодня является одной из главных задач в партнерстве между бизнесом и государством.

Предварительное определение специфики и направленности проекта помогло бы избежать данной ситуации, так как обе стороны заведомо знали бы, какой конечный продукт они получат и могли бы планомерно продвигать его, не тратя средства и время на исследования в какой-либо общей научной области, не имея конкретных представлений, будут ли они иметь практический результат, или так и остановятся на фундаментальном этапе.

Практика развития ГЧП в инновационной сфере

Несмотря на то, что курс на цифровизацию общества и активное развитие ГЧП был взят правительством всего несколько лет назад, в нашей стране есть примеры вполне успешных проектов. Примером потен-

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 2018 2019 2020

циально перспективной направленности реализации проектов на основе ГЧП является развитие городской инфраструктуры посредством внедрения специальных сервисов. Проект «Умный город» - один из ярких примеров. Он представляет собой единую систему мероприятий, направленных на улучшение городской среды через использование различных инноваций и цифровых новшеств в таких направлениях, как городское управление; «умное» ЖКХ; «умный» городской транспорт и пр.

Основой его реализации являются нацпроекты «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда». Главной целью является внедрение интеллектуальных систем безопасности, как экологической, так и общественной, а также реализация на практике автоматизированных систем в городах и энергоэффективных систем освещения. Согласно данным Министерства строительства РФ, около 16 млрд рублей из 80, требующихся на выполнение проекта до 2024 года, поступит от инвесторов в рамках ГЧП.

Среди так называемых «умных» проектов выделяется проект по переоснащению остановок общественного транспорта через внедрение систем навигации и видеонаблюдения. Также в последние годы активное развитие получили системы платных городских парковок, создаваемых на основе ГЧП. Так, соглашение с рядом муниципалитетов заключила организация «Городские парковки». Говоря о практической эффективности, можно отметить, что одна из таких парковок (в Воронеже) вмещает 6 тыс. парковочных мест (см.: https://tv-gubernia.ru/novosti/obwestvo/godovoj_abonement_ na_parkovku_v_centre_goroda). Еще одним примером ГЧП в данной сфере является соглашение о создании системы платных городских парковок между администрацией Нижнего Новгорода и ПАО «Мегафон» (см.: https://www.kommersant.ru/doc/5090854).

В качестве еще одного примера практики инновационного развития можно назвать совместный проект ГК «Ростех» и ПАО «Ростелеком» «Цифромед», целью которого является создание единого цифрового контура в сфере здравоохранения. В данный момент в рамках этого проекта уже собрано внушительное количество медицинских данных граждан РФ, но должным образом они все еще не обрабатываются, тем не менее, данная инициатива по-прежнему является весьма перспективной (см.: https://rostec.ru/news/rostekh-i-rostelekom-budut-sovmestno-razvivat-tsifrovoe-zdravookhranenie).

Есть успешные проекты ГЧП и в транспортной отрасли. Так, на железных дорогах стартовало тестирование десятка первых в своем роде локомотивов, оснащенных искусственным интеллектом на основе уникальной отечественной разработки «Cognitive Rail Pilot», делающей возможным распознавание препятствий любого рода на пути состава. Несколько лет назад сотрудники НИЦ НАМИ в сотрудничестве с «Яндексом» и «КАМАЗом» разработали «Шатл» - беспилотный 12-местный электромобиль. Похожим ярким примером является беспилотный трамвай с автоматической системой управления компаний «Cognitive Technologies» и «ПК Транспортные системы» (см.: https://www.tadviser.ru/index.php).

В сфере экологии также есть примеры успешных проектов. Так, в Пермском крае был запущен информационный ресурс, способствующий управлению лесным хозяйством - РГИС «Умный лес». «Ростелеком» представил ряд интеллектуальных сервисов видеоаналитики, самостоятельно обрабатывающих полученные данные и отправляющий их в местные коммунальные службы или управляющие организации.

Отдельного внимания заслуживает многофункциональный научно-индустриальный комплекс «Сколково», включающий в себя университеты, предприятия и бизнес-инкубаторы, вместе образующие систему приема, трансляции и коммерциализации инноваций. Основная цель комплекса заключается в создании технологий и основанных на них услуг, имеющих высокий практический и экономический потенциал и востребованность. С 2013 года «Сколково» развивается в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», два этапа подпрограммы которой, непосредственно относящиеся к комплексу, были завершены в 2020 году, после чего было принято решение о продлении программы вплоть до 2024 года. Примечательно, что объём бюджетного финансирования за годы реализации программы составил 177 млрд рублей, а посредством ГЧП - 570 млрд руб. К партнерам проекта относится ряд университетов (РГУ нефти и газаимени И.М. Губкина; НИУ МГСУ и др.), исследовательских центров, корпораций.

16 сентября 2022 года произошел запуск акселератора ИТ-проектов под руководством РФРИТ, Фонда «Сколково» и Национального центра ГЧП, целью которого является повышение эффективности реализации проектов ГЧП в сфере ИТ. Акселератор был запущен на базе платформы «Росинфра». В рамках соглашения будет создан центр, регулирующий компетенции по ГЧП в указанной сфере для

применения наиболее эффективных практик, их оптимизации и качественного улучшения уровня квалификации участников. Также будет создан единый проектный офис, учитывающий ключевые моменты данной сферы и напрямую работающий с предлагаемыми инициативами.

Сегодня также представляет интерес успешное партнерство в эксплуатации и развитии космической системы связи и вещания «Ямал», являющейся совместным проектом Роскосмоса и «Газпрома», включающей три спутника, наземные сети спутниковой связи и телевидения и комплекс управления. Такое партнерство создает явные перспективы для внедрения инноваций и развития инновационных отраслей. В 2021 году было заключено концессионное соглашение в отношении информационной' системы «Цифровое Приморье», реализуемой в рамках национальной программы «Социально-экономического развития Дальнего Востока». Цель проекта заключается в разработке общедоступного информационного пространства, которое будет учитывать информационные потребности граждан в ряде сфер, таких как транспорт, образование, коммунальные услуги и др. Заключение

Инновационная сфера в рамках ГЧП остается крайне перспективной как для государства, так и для частного бизнеса и более того, нуждается в активном развитии [6, с. 42]. На базе государственно-частного партнерства осуществление исследовательской деятельности и процесс внедрения инноваций в экономику и общественную жизнь становятся в разы эффективнее, повышая уровень жизни в стране и уровень технологического развития, при этом являясь взаимовыгодным для обеих сторон партнерства. И хотя в России все еще остается ряд проблем и вопросов, нуждающихся в решении, ГЧП приобретает все большее распространение и в будущем может вывести инновационное развитие РФ на качественно новый уровень.

В целом следует отметить, что создание необходимых условий для развития ГЧП в инновационной сфере требует достаточно длительного времени, в течение которого должны быть понятны экономические, социальные, экологические и иные стимулы для соблюдения принципов социальной ответственности, а также поддерживающие подсистемы должны быть идентифицированы и созданы. Как показало исследование, достаточная институциональная база уже существует и действует. Важным аспектом устойчивого развития ГЧП в сфере инноваций также является внедрение мониторинга комплексных регламентов и исполнения закона, регулирующего механизм ГЧП. Благодарности

Статья выполнена в рамках инициативной НИР Санкт-Петербургского государственного экономического университета «Формирование хозяйственных систем евразийского типа: динамика, противоречия, эффективность» (рег. № 121042600253-4)».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Боркова Е.А., Ватлина Л.В., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Оценка влияния макроэкономических шоков на устойчивость развития секторов национальной экономики и проблемы экономической безопасности. СПб., 2022.

2. Курбанов А.Х., Плотников В.А. Государственно-частное партнерство и аутсорсинг: сравнительный анализ структуры и характера отношений // В мире научных открытий. 2013. № 4 (40). С. 33-47.

3. Плотников В.А., Маслюк А.В. Перспективы цифровизации процессов государственного управления // Управленческое консультирование. 2022. № 3 (159). С. 87-94.

4. Радушинский Д.А. Особенности реализации соглашений о государственно-частном партнерстве в инновационной сфере // Петербургский экономический журнал. 2016. № 2. С. 70-78.

5. Селищева Т.А., Ларионова Н.И. Механизм государственной поддержки высокотехнологичного сектора экономики России // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. XXXVIII научная конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам научно-исследовательской деятельности университета за 2015 год. СПб., 2017. С. 234-239.

6. Ватлина Л. В. Проблемы и предпосылки актуализации технологий при государственном управлении // Социально-экономические предпосылки и результаты развития новых технологий в современной экономике. Материалы IV Международной научной конференции. Нижний Новгород, 2022. С. 42-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.