профессиональной ориентации детей и подростков [Текст] / Л. А. Коханова, С. Б. Головко, Д. И. Аблихарова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 4 (26). -С. 123-132.
5. Лукина, М. М. Технология интервью [Текст] : учеб. пособие / М. М. Лукина [Электронный ресурс]. - URL: http://evartist.narod.ru/text5/36.htm#_ftn2 (дата обращения: 23.09.2018). - Загл. с экрана.
6. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] : учеб. пособие / А. А. Тертычный. - М. : «Аспект пресс», 2014. - 350 с.
7. Пургин, Ю. П. Роль образовательных медийных программ в формировании мировоззрения молодежи [Текст] / Ю. П. Пургин // Известия АлтГУ - 2011. - № 2-1. -С. 153-157.
8. Челышева, И. В. Современные медиаобразовательные стратегии в России: развитие медиакомпетентности и медиабезопасность подрастающего поколения [Текст] / И. В. Челышева // Вестник ЧелГУ. - 2013. - № 22. - С. 260-266.
Бронникова Светлана Игоревна - магистрант Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.
Электронная почта: [email protected]
DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10218 Е. Н. Гринько
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермь (Россия)
РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматривается роль медиакомпетентности для работы современного специалиста в сфере дипломатии в контексте трансформации политической картины мира, анализируются вопросы и проблемы формирования и развития медиакомпетентности при обучении английскому языку студентов специальности «Международные отношения». В статье также описываются некоторые эффективные подходы к обучению медиаграмотности на занятиях по дисциплине «Иностранный язык (английский)».
Ключевые слова: обучение английскому языку, критическое мышление, медиакомпетентность, медиатекст, международные отношения.
В современных условиях медиапотребление - это обычная деятельность и неотъемлемая часть упорядоченных действий, которые составляют повседневную жизнь. Так, например, люди могут читать новости или смотреть Youtube-видео, чтобы скоротать время по дороге на работу; слушать подкасты или аудиокниги, чтобы скрасить монотонность приготовления ужина или уборки. Медиапотребление органично вплетено в повседневную жизнь человека и составляет его естественную среду.
Медиа играют большую роль в жизни каждого человека, формируя ценности, социальные и культурные нормы, модели поведения и в целом картину мира современного человека. Не только медиапроизводство, но и медиапотребление становится самостоятельным видом деятельности современного человека [3].
Особое значение медиа имеют для молодежи, для которой значительная доля времени протекает в медиасреде, и именно там осуществляется большая часть коммуникации. Многочисленные исследования показывают, что современные студенты проводят приблизительно 40-60 минут в день, читая учебную и справочную литературу; и тратят около 7-8 часов в день, поглощая информацию электронных СМИ, читая новости и посты, размещенные в популярных блогах и социальных сетях. Эти результаты подтверждают тот факт, что сегодняшние студенты находятся в нескончаемом потоке медиаконтента: информации и идей, которые они получают онлайн.
Учитывая роль электронных массмедиа в современном обществе, исследователи все чаще акцентируют внимание на необходимости медиаобразования на всех ступенях обучения (от дошкольного до послевузовского) [3].
Растущий поток информации требует от личности не только адекватного восприятия, эффективной переработки информации, но и творческого осмысления и критического анализа медиасообщений. В этом контексте целью медиаобразования как неотъемлемой части современного образования становится формирование новых умений.
Следует отметить, что понятие медиаобразования в современной науке рассматривается с разных позиций. В научно-методической литературе можно встретить понятия медиаграмотность, медиаобразованность, медиакультура, информационная компетентность, медиакомпетентность и др. [1-7].
А. В. Федоров считает, что термин «медиакомпетентность» более точно определяет суть имеющихся у обучаемых умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [5. С. 20].
Данное исследование о развитии медиакомпетентности охватывает студентов вуза, обучающихся по направлению «Международные отношения».
Медийная грамотность и медиакомпетентность на сегодняшний день важны для всех направлений образования. Более того, образование в сфере массмедиа рассматривается как обязательная составляющая образования современного человека [1. С. 5]. Однако для будущих специалистов в сфере международной политики, дипломатии и права медиакомпетентность является одной из ключевых компетенций.
Актуальность развития медиакомпетентности у студентов данного направления вызвана многими причинами, среди которых можно выделить следующие:
• Идеологическая важность интернет-медиа, и их влияние на сознание аудитории.
• Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления информацией.
• Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.
• Намеренное распространение дезинформации или манипулирование информацией как современная политическая стратегия.
Так как большая часть медиатекстов глобальной сети представлена на английском языке, является логичным включить медиаобразование в содержание обучения английскому языку и сделать непрерывным развитие у студентов адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных текстов и самостоятельной оценки СМИ.
О. П. Кутькина считает, что для успешного формирования и развития медиакомпетентности необходимы следующие условия:
• положительная мотивация и ценностно-смысловые представления (отношения) об использовании медиа и создании медиапродукции;
• развитие качеств личности (познавательная активность, критическое мышление, творческое мышление, коммуникативность и рефлексия);
• приобретение опыта использования медиа в различных видах деятельности [4. С. 39].
H. В. Чичерина отмечает, что необходимым условием для развития медиаграмотности в контексте компетентностного подхода к образованию также является интегративность, междисциплинарность и надпредметность. Формирование и актуализация медиаграмотности осуществляется на интегративной и междисциплинарной основе с использованием знаний, навыков и умений, приобретаемых обучаемыми в ходе изучения различных дисциплин, обеспечивающих теоретическую основу для анализа политического, социального и культурного контекстов медиатекста [7. C. 18].
Практическая часть исследования предполагает использование различных современных подходов, которые способствуют развитию медиакомпетентности и критического мышления студентов вуза.
Ниже приведены подходы, которые подтвердили свою эффективность в процессе обучения английскому языку.
Во-первых, считаем эффективным включить обсуждение текущих новостей в процесс обучения английскому языку. Сейчас, когда практически все новости мы узнаем из интернет ресурсов, просто обсуждать новости на занятиях по английскому языку ради развития умений аудирования и говорения уже недостаточно. Студентов следует обучать критическому анализу медиатекстов. Например, кроме традиционных вопросов и заданий, направленных на контроль понимания содержания, следует включить вопросы, которые помогут студентам развивать умения использовать, критически анализировать и оценивать медиатексты, анализировать их воздействие на общественное мнение и др. [8-10].
Типичные вопросы для обсуждения:
I. Who created this media product?
2. What is its purpose?
3. What assumptions or beliefs do the creators have? Are they reflected in the content?
4. How might different people see this media product differently?
5. How does this make you feel? Are you similar or different from the people portrayed in the media product?
6. Who and what is shown in a positive light? In a negative light?
7. Why might these people, things, or events be shown this way?
8. Who and what is not shown at all?
9. What conclusion have you come to? What conclusions might audiences draw based on these facts?
Во-вторых, для обеспечения эффективной работы также необходимо обучать студентов навыкам критической оценки источников информации.
Чтобы повысить качество работы с новостными ресурсами, студентов следует обучать навыкам поиска надежных ресурсов и критического оценивания получаемой информации. Преподаватели английского языка должны предлагать такие задания и проекты, которые вовлекают студентов в процесс поиска и обоснования выбора источников информации и проверки фактов. Например, студенты могут исследовать новостной материал, который они хотят обсудить. Перед тем, как представить материал для обсуждения на занятии, они должны описать и объяснить группе, из какого источника они узнали эту новость, и аргументировать свой выбор источника с точки зрения его надежности и достоверности.
В этой связи актуальным является знакомство студентов с сервисами определения достоверности информации. Как ни странно, но многие студенты до начала работы даже не подозревали о наличии специальных сервисов (например, Google сервис, запущенный в 2017 году), целью которых является проверка достоверности новостей и верификация фактов.
Другим полезным навыком может стать работа со специальными приложениями, агрегаторами новостей. Данные приложения, например, Newsy, Feedly, NewsMap,
помогут студентам лучше ориентироваться в новостной среде, собирать подборку по интересам, агрегировать контент по источникам.
В-третьих, необходимо отказаться от учебных тексов (созданных для учебных целей для людей, изучающих английский язык) в пользу аутентичных медиатекстов (созданных носителями языка для носителей языка для реальных условий в естественном социальном контексте).
Аутентичные тексты имеют следующие преимущества:
1) Язык аутентичных материалов является средством реального общения и отражает в себе реальную языковую среду;
2) Аутентичные материалы являются продуктом современной жизни носителей языка, и их использование уменьшает вероятность искажение иноязычной действительности;
3) Аутентичные материалы пользуются огромной популярностью и имеют высокий уровень авторитарности у учеников, так как включают в себя достоверную информацию и показывают естественные ситуации, имеющие место в реальном мире, тем самым повышая мотивацию обучающихся.
Чтение современных аутентичных текстов способствует как развитию коммуникативных умений и языковых навыков, так и развитию критического мышления, повышению уровня осведомленности о текущих событиях и проблемах современного мирового сообщества.
При работе с такими текстами также был отмечен рост интереса студентов к рассмотрению альтернативных, а зачастую противоположных точек зрения, представленных разными авторами.
Таким образом, качественного изменения уровня медиакомпетентности студентов можно добиться, используя на занятиях по английскому языку различные виды и методы работы с медиатекстами. Целенаправленная работа с информацией, получаемой нами ежедневно из многочисленных ресурсов Интернета, позволяет студентам направления «Международные отношения» пересмотреть свои привычки и стратегии чтения, повысить свою медиаграмотность, приобрести и постоянно совершенствовать умения оценки источников информации, проверки фактов, анализа текстов и др.
Овладев навыками работы с медиатекстами, научившись критически осмысливать информацию, проверять ее достоверность, сопоставлять с данными из альтернативных источников, а также самостоятельно создавать элементарные медийные сообщения, студенты становятся более осознанными потребителями информации. Также является важным, что для студентов направления «Международные отношения» это ещё и возможность повысить уровень собственной политической культуры и совершенствовать профессиональные компетенции.
Список литературы
1. Вартанова, Е. Л. Медиаобразование как приоритет общественного развития [Текст] / Е. Л. Вартанова // Медиаобразование в школе / под ред. Е. Л. Вартановой, О. В.Смирновой. - М., 2010. - С. 5-16.
2. Груцо, Е. И. Медиаобразование в практике преподавания иностранного языка в высшей школе [Текст] / Е.И. Груцо // Современные тендениии в развитии российского медиаобразования / под общ. ред. Е. Л. Вартановой, И. В. Жилавской. - М., 2010. - Т. 2. -С. 72-77.
3. Жижина, М. В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценивания медиакомпетентности [Текст] / М. В. Жижина // Медиаобразование. - 2016. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/mediagramotnost-kak-strategicheskaya-tsel-mediaobrazovaniya-o-kriteriyah-otsenki-mediakompetentnosti (дата обращения: 20.05.2019). - Загл. с экрана.
4. Кутькина, О. П. Формирование медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов [Текст] / О. П. Кутькина // Вестник Московского государственного университета исскуств и культуры. 2006. - № 3-2. - М., 2006. - С. 38-43.
5. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров // Информация для всех. - М., 2007. - 616 с.
6. Хлызова, Н. Ю. Медиаобразование и медиакомпетентность в эпоху информационного общества [Текст] / Н. Ю. Хлызова // Медиаобразование [Электронный ресурс]. - URL: https:^yberleninka.ru/article/n/mediaobrazovanie-i-mediakompetentnost-v-epohu-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 12.04.2019). - Загл. с экрана.
7. Чичерина, Н. В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе медиатекстов [Текст] : автореф. дисс. ... уч. степ. д-ра педагогических наук / Н.В. Чичерина // [Электронный ресурс]. - URL: https://
mediaeducation.ucoz.ru/_ld/2/292_.-2008.pdf (дата обращения: 12.04.2019). - Загл. с
экрана.
8. Aboulkacem, S., Haas, L. E., Winard, A. Perspectives from Algeria and the USA: Media and News Literacy Perceptions and Practices of Pre-Service Teachers [Электронный ресурс] / S. Aboulkacem, L. E. Haas, A. Winard // International Journal of Media and Information Literacy. - 2018. - 3 (2) - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/perspectives-from-algeria-and-the-united-states-media-and-news-literacy-perceptions-and-practices-of-pre-service-teachers (дата обращения: 12.04.2019). - Загл. с экрана.
9. Hattani, H. Media Literacy Education in English as a Foreign Language Classroom [Электронный ресурс] / H. Hattani // International Journal of Media and Information Literacy. - 2016. - 1 (2). - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/media-literacy-education-in-english-as-a-foreign-language-classroom (дата обращения: 12.04.2019). - Загл. с экрана.
10. Silverblatt, A. Media Literacy and Critical Thinking [Электронный ресурс] / A. Silverblatt // International Journal of Media and Information Literacy. - 2018. - 3 (2). -URL: https://cyberleninka.ru/article/v/media-literacy-and-critical-thinking (дата обращения: 12.04.2019). - Загл. с экрана.
Гринько Елена Николаевна - старший преподаватель факультета современных иностранных языков и литератур, кафедры английского языка и межкультурной коммуникации Пермского государственного национального исследовательского университета.
Электронная почта: [email protected]