Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОГО ВУЗА)'

РАЗВИТИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОГО ВУЗА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
102
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАТЕКСТ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ковалева Светлана Сергеевна, Кудрявцева Ирина Геннадьевна

Статья посвящена вопросам медиаобразования. Авторы рассматривают такие понятия, как медиаграмотность и медиакомпетентность, анализируют значимость этих понятий на современном этапе развития общества, указывая, что формирование этих составляющих в процессе обучения иностранному языку является не только эффективным для иноязычной подготовки, но и носит профессионально-ориентированный характер, способствует развитию критического мышления, формированию независимых суждений с целью защиты от возможного манипулятивного медийного воздействия и выработке умения ориентироваться в информационном поле. В статье подчеркивается, что обретенная в результате освоения учебного материала медиаграмотность, помогает человеку активно использовать возможности информационного пространства сети Интернет, телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы. Статья содержит методические рекомендации по формированию медиаграмотности, которые могут быть использованы на занятиях с целью развития и совершенствования профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MEDIA LITERACY IN PRACTICAL CLASSES IN A FOREIGN LANGUAGE (ON THE EXAMPLE OF A MILITARY UNIVERSITY)

The article is devoted to the issues of media education. The authors consider such concepts as media literacy and media competence, analyze the significance of these concepts at the current stage of society development, pointing out that the formation of these components in the process of teaching a foreign language is not only effective for foreign language training, but also has a professionally oriented character, contributes to the development of critical thinking, the formation of independent judgments in order to protect against possible manipulative media influence and the development of the ability to navigate in the information field. The article emphasizes that media literacy acquired as a result of mastering educational material helps a person to actively use the possibilities of the information space of the Internet, television, radio, video, cinema, and the press. The article contains guidelines for the formation of media literacy, which can be used in the classroom to develop and improve the professionally oriented communicative competence of cadets.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОГО ВУЗА)»

Развитие медиаграмотности на практических занятиях по иностранному языку (на примере военного вуза)

Ковалева Светлана Сергеевна,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Московское высшее общевойсковое командное училище E-mail: klarisa2008@mail.ru

Кудрявцева Ирина Геннадьевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет E-mail: KudryavtsevaIG@mgsu.ru

Статья посвящена вопросам медиаобразования. Авторы рассматривают такие понятия, как медиаграмотность и медиаком-петентность, анализируют значимость этих понятий на современном этапе развития общества, указывая, что формирование этих составляющих в процессе обучения иностранному языку является не только эффективным для иноязычной подготовки, но и носит профессионально-ориентированный характер, способствует развитию критического мышления, формированию независимых суждений с целью защиты от возможного мани-пулятивного медийного воздействия и выработке умения ориентироваться в информационном поле. В статье подчеркивается, что обретенная в результате освоения учебного материала медиаграмотность, помогает человеку активно использовать возможности информационного пространства сети Интернет, телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы. Статья содержит методические рекомендации по формированию ме-диаграмотности, которые могут быть использованы на занятиях с целью развития и совершенствования профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции курсантов.

Ключевые слова: медиаграмотность, медиакомпетентность, медиаобразование, медиатекст, военный вуз, медийное пространство

Современное общество невозможно представить без медийного наполнения, к которому традиционно относят печатный материал, телевидение, кинематограф, радио, различные аудио и видео тексты и, безусловно, Интернет-контент. Особое значение в жизни человечества медиа приобрели за последние годы в связи с широким разнообразием и динамичностью массовой коммуникации и средств массовой информации. Исследования взаимодействия со СМИ как предмета изучения привели к объединению усилий в сфере различных учебных дисциплин: культурологии, психологии, лингвистики, социологии и т.д. Симбиоз различных научных направлений позволяет добиваться успехов в развитии разнообразных технологий взаимодействия с медийными источниками. В связи с этим огромную популярность с точки зрения медиа лингвистики имеет концепция медиаграмотности, которая направлена на то, чтобы сделать способы создания и распространения информации практически прозрачными для понимания воздействия лингво-медийных технологий на массовую аудиторию [2]. Понятие меди-аграмотности развивается как многовекторная концепция и охватывает все стороны взаимодействия со средствами массовой информации: начиная от технической и заканчивая технологической, к которой можно отнести когнитивный, эмоциональный, эстетический, моральный, линвистиче-ский и другие аспекты.

Понятие медиаграмотности трактуется исследователями неоднозначно. Само слово произошло от англоязычного термина «media literacy» и имеет довольно широкий спектр понимания, включая в себя наряду с владением необходимыми техническими навыками и умениями для нахождения нужной информации также и способности выявления различных идеологических, возможно имплицитных, интерпретаций заложенных смыслов, способов понимания лингво-медийных технологий влияния на индивидов. Н.В. Чичерина понимает «медиаграмотность» как «способность адекватно взаимодействовать с потоками медиа-информации в глобальном информационном пространстве: осуществлять поиск, анализировать, критически оценивать и создавать медиатексты, распространяемые с помощью различных средств массовой информации и коммуникации, во всем разнообразии их форм» [10]. А.В. Федоров трактует медиаграмотность как способность индивида распознавать различные типы журналистских текстов, а также ориентироваться в способах и особенностях подачи информации в современных

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

средствах массовой информации и коммуникации

[8]. В целом, концепция медиаграмотности носит просветительско-гуманитарный характер, и тесно связана с такими понятиями как медиаобразова-ние и медиакомпетентность. Термин «медиаобра-зование» также пришел к нам из англоязычных источников, а именно из зарубежной педагогики, и в настоящий момент его толкование представляется нам довольно размытым. Так определение, сформулированное в документах ЮНЕСКО в 1973 г. гласит: «...обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, например, как математика, физика или география» [12]. Здесь важно то, что медиаобразование выделяется в качестве «автономной области знаний в педагогической науке» и такие понятия, как «использование СМК как вспомогательных средств» и «изучение СМК», разводятся в разные стороны. А.В. Федоров предлагает более прагматичный подход, трактуя меди-аобразование как «.процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиа-техники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернет» [7]. Термин «медиакомпетентность» в международных материалах рассматривается как «критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации, что дает им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и/или культурные интересы, которые с ней связаны, интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа, а также позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность»

[9]. У К. Тайнера мы встречаем более сдержанное определение медиакомпетентности, которая обозначена как «способность находить, оценивать и эффективно использовать информацию в лич-

5 ной и профессиональной деятельностях» [12]. о На наш взгляд понятие «медиакомпетентность» £3 фактически дублирует понятие медиаграмотно-еЗ сти, хотя А.В. Федоров, являясь одним из уважа-Ü емых апологетов отечественного медиаобразова-

ния, в процессе анализа широкого разброса терминов в этой области утверждает, что «термин медиакомпетентность более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [7].

Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что медиаграмотность является на сегодняшний день необходимым навыком в эпоху развития информационных технологий, неотъемлемым качеством профессиональной личности. Следует отметить, что согласно современным образовательным стандартам, одним из основных требований к достижению результатов обучения иностранному языку в рамках компетенций, подлежащих освоению в военном вузе, является способность выделять главную информацию в иноязычных источниках и в формализованных документах профессиональной сферы деятельности и оформлять ее в виде вторичных материалов, овладевать навыками работы с письменными и устными источниками информации на иностранном языке, подлежащей изучению в интересах военно-профессиональной деятельности (УК-4) [9]. Отсюда на первый план при подготовке обучающихся в высших военных учебных заведениях выходят те методики, которые будут способствовать формированию и дальнейшему развитию их медиаграмотности.

Использование различных технологий по формированию медиаграмотности развивает у курсантов высших военных заведений следующие способности:

• осознавать и формулировать свои информационные потребности;

• производить поиск надежных источников меди-аинформации;

• выполнять критический анализ и оценку информации;

• умело и безопасно применять информацию;

• создавать свои собственные медиапродукты. Медийная грамотность помогает курсантам

общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни. Медиаграмотный курсант должен быть способен осознанно воспринимать и оценивать медиатек-сты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к популярной культуре и сопротивляться манипуляциям. В более специфической терминологии обучение медиаграмотности должно предоставить курсантам возможность:

• развивать способности, необходимые для анализа способов, с помощью которых медиа активно конструируют реальность;

• получать знания социального, культурного, политического и экономического значения этих конструкций и распространяемых ими ценностей;

• развивать уровень оценки и эстетического восприятия медиатекстов;

• декодировать медиатексты, чтобы распознать и оценить культурные ценности, практическую значимость, идеи, содержащиеся в них;

• распознавать, анализировать и применять разнообразие технического использования и создания медиатекстов;

• осознавать, что те, кто создают (конструируют) медиатексты, делают это, исходя из множества мотивов (контроль, давление и др.) - экономических, политических, организационных, технических, социальных и культурных;

• понимать, что каждый человек вовлечен в селективный и аналитический процесс исследования медиатекстов. Этот процесс и связанные с ним смыслы/значения зависят от различных психологических, социальных и природных факторов [8].

Медиа сегодня - один из важнейших факторов, влияющих на жизнь будущих офицеров. В своих исследованиях, посвященных изучению роли военнослужащего в обеспечении безопасности государства в условиях стремительного темпа развития информационных технологий, российские военные Ф.К. Алиев, В.П. Горемыкин, А.А. Ковалев, Е.И. Кудайкин, В.П. Курочкин, О.В. Масленников, Д.В. Суслов, О.М. Тляшев обозначили основные задачи профессиональной военной деятельности: наблюдение, анализ, сбор данных в рамках определённой военной ситуации с участием автоматизированных систем и осуществлением контроля [1, 3, 4, 6,].

Черпая информацию из многочисленных источников, курсанты оказываются в бесконечном круговороте новостей и событий, в которых порой им трудно ориентироваться и выделить для себя наиболее важный материал. Умению анализировать всю поступающую информацию возможно и необходимо обучать на занятиях по иностранному языку. При этом деятельность преподавателя должна быть направлена на формирование как когнитивно-информационного, так и технологического компонентов: объяснение и структурирование приёмов работы с информацией на иностранном языке (поиск, анализ, сравнение, классификация, презентация), а также способов работы с медиа-источниками.

Таким образом, обучение иностранному языку в военных вузах следует организовать так, чтобы будущие офицеры имели навыки ориентирования в иноязычном медийном пространстве, имели способность к адекватному восприятию, критическому анализу и оценке медийных материалов, могли бы понимать социокультурный и политический контекст функционирования медиа в современном мире, используемых ими имплицитных и эксплицитных лингво-идеологических средств. С этой целью на кафедре иностранных языков Московского высшего общевойскового командного училища (МВОКУ) на практических занятиях по иностранному языку применяются технологии формирования медиаграмотности и медиакомпетентно-сти курсантов.

При проведении таких занятий прежде всего необходимо руководствоваться целями занятий, которые изначально направлены на формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений курсантов в рамках следующих тем: «Иностранный язык в профессиональной коммуникации», «Вооруженные силы страны изучаемого языка», «Актуальные вопросы международной безопасности». Одновременно, они призваны решить более широкий спектр задач, связанный не только с освоением лексическо- грамматического контента по теме, но и с изучением интерпретационных технологий, способных распознавать различные модальности, применяемые в средствах массовой информации.

Наряду с этим, использование упражнений, направленных на развитие медиаграмотности, является одной из эффективных технологий иноязычной подготовки; они носят профессионально-ориентированный характер, способствуют развитию критического мышления, формированию независимых суждений по проблематике аудио- или видеотекста с целью защиты от возможного мани-пулятивного медийного воздействия и выработке умения ориентироваться в информационном потоке. Реестр таких упражнений достаточно вариативен и может быть рассмотрен в диапазоне от простого к сложному с учетом уровня иноязычной подготовки курсантов.

Поскольку основными задачами медиаобра-зования являются: подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, к ее пониманию, осознанию последствий ее воздействия на психику; овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [5], упражнения, которые направлены на выработку медиаграмот-ности, как способности адекватно взаимодействовать с потоками медиаданных в глобальном информационном пространстве, должны включать в себя эффективные методические приемы.

При работе с медийными материалами необходимо подготовить курсантов к восприятию текста, четко обозначить задачи, расставить акценты на ключевых моментах, снять лексико-грамматические трудности. Также целесообразно ознакомить обучающихся с базовыми лингвистическими техниками привлечения внимания в СМИ. Безусловно, необходим тщательный подбор тек-сов как в аудио, так и в печатном формате, где аутентичность текстов должна быть в приоритете. Однако зачастую именно аутентичность медиатек-ста затрудняет его восприятие и, соответственно, его использование в лингводидактических целях. Так происходит, например, с новостными сюжетами, когда курсантам уже не интересно обсуждать то, что утратило свою актуальность. Вместе с тем нужные и полезные с познавательной точки зрения тексты оказываются носителями избыточного лексического наполнения и информации, которая сложна для восприятия теми курсантами, которые

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

имеют слабый уровень подготовки. В таких случаях приходится прибегать к моделированию аутентичного текста с одновременным сохранением приверженности к определенному жанровому стилю.

Рассмотрим конкретные этапы работы с меди-аматериалом по теме «Выдающийся военачальник». Рекомендуется начать ознакомление с данной темой заблаговременно, используя приемы перспективного опережения, когда элементы тематического дискурса вводятся заблаговременно на предшествующих занятиях небольшими блоками. Например, вполне логично ознакомить курсантов с крылатыми высказываниями выдающейся личности и обсудить их актуальность на настоящий момент времени. При этом целесообразно согласовать введение лексического материала с грамматической составляющей, что косвенно поможет обеспечить запоминание грамматических правил без их зазубривания. В целях последующего знакомства с темой рекомендуется поручить курсантам, имеющим высокий уровень знаний, подготовить материал об интересных фактах биографии, который можно представить в качестве аудирования, уделяя этому небольшое количество времени на занятиях и, организуя обсуждение каждого фрагмента. Таким образом, все курсанты будут вовлечены в процесс, что особенно ценно в группе с разноуровневой подготовкой. К моменту непосредственного изучения темы курсанты уже будут владеть определенной частью необходимой информации, и, таким образом, даже сложный текст не будет вызывать трудности при восприятии нового материала.

На первых этапах работы желательно использовать аудио и видео материалы, имеющие опосредованные точки соприкосновения с темой. Наиболее актуальным при работе с видеотекстами нам представляется следующий сет вопросов:

• Какая информация для вас нова? (Is there any new information in the video that you didn't know before?)

• Кому адресовано видео? (Who is this video for?)

• Каков замысел создателей фильма? (What is the intension of the filmmakers?)

• Что заставляет вас удивляться? (Is there anything that makes you get surprised?)

• Какие цифры, имена, виды оружия и т.д. упоминались в видео сюжете? Выпишите их. (Write out all numbers you hear: all proper names, all types of weapons etc.).

• Какие комментарии вы бы могли оставить под видео? (What comments could you make after the video?)

• Согласно сюжету верны ли следующие утверждения? (According to this video are these statements true?)

5 Использование такого рода вопросов застав-§ ляет курсантов анализировать, сравнивать и твор-£3 чески перерабатывать информацию, что способов ствует достижению образовательной (практиче-Ц ской) цели обучения иностранному языку, вно-

сит существенный вклад в совершенствование профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции курсантов.

На следующем этапе при работе с тематическим медиаматериалом предлагается выполнить дотекстовые задания, изучить печатный медиа-текст и закрепить знания послетекстовыми заданиями.

С целью развития медиаграмотности представляется критически важным использовать определенные виды коммуникативных упражнений при работе над медиатекстом. К основным видам упражнений мы относим те, которые включают задания, направленные на:

• общее понимание медийного печатного материала, аудио- или видеотекста из СМИ и/или выделение основной идеи (comprehension, main idea),

• развитие критического мышления (critical reasoning),

• коррекцию ложной информации (text correction),

• включение недостающих фрагментов текста (filling in the gaps)

• формирование собственных выводов (making inferences),

• выражение своего мнения по изученному материалу (giving opinion).

• перефразирование (paraphrase)

• дискуссию (discussion)

На заключительном этапе рекомендуется в качестве творческих заданий использовать элементы ролевых игр, таких как «Мы - военкоры» или «Мы-журналисты», итогом которых может быть творческий медиапродукт, оформленный, например, в виде статьи или интервью.

Задания на развитие медиаграмотности позволяют курсантам экспериментировать с техниками работы с медиа для решения проблемных вопросов, играть различные роли в процессе их решения, создавать свои модели развития ситуаций.

Изучение медиа материалов на иностранном языке, их критический анализ и творческое использование в соответствии с поставленными целями и задачами способствует развитию медиа-грамотности современной личности.

Литература

1. Горемыкин В.П. Готовить квалифицированные кадры - приоритетная задача // ВВО. 2019. № 5 (20). https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=29461698

2. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения меди-атекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). - М.: Едиториал УССР, 2005. - 288с. - С. 262

3. Ковалев А.А., Кудайкин Е.И. Информационные технологии в обеспечении военной безопасности государства // Управленческое консультирование. 2017. № 5 (101). https://www.elibrary. ru/item.asp?id=29461698

4. Масленников О.В., Курочкин В.П., Алиев Ф.К., Тляшев О.М. Об информатизации вооружен-

ных сил российской федерации // Военная мысль. 2019. № 12.

5. Российская педагогическая энциклопедия, 1993, c.555

6. Суслов Д.В. Военно-профессиональная направленность личности российского офицера [Электронный ресурс] // Региональная общественная организация «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы». ЦИ-ТИСЭ. 2017. № 2(11). https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=29461698

7. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентно-сти и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Информация для всех, 2007. - C.6-7

8. Федоров А.В. Медиаобразование и медиагра-мотность. Учебное пособие для вузов. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - С. 22

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специа-литет по специальности 56.05.04 «Управление персоналом (Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=29461698.

10. Чичерина Н.В. Концепция формирования ме-диаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008. -С. 15

11. Совет Европы, 2000. URL: http://www.ifap.ru/ pr/2006/060914a.htm

12. Медийное обучение. Париж: ЮНЕСКО, 1984. 93 с.

13. Тайнер К. Грамотность в цифровом мире. Ма-вах. Нью Джерси. Лондон. Эрлбаум Ассошиэйт Паблишерс, 1998. С. 8

THE DEVELOPMENT OF MEDIA LITERACY IN PRACTICAL CLASSES IN A FOREIGN LANGUAGE (ON THE EXAMPLE OF A MILITARY UNIVERSITY)

Kovaleva S.S., Kudryavtseva I.G.

MVOKU, National Research Moscow State University of Civil Engineering

The article is devoted to the issues of media education. The authors consider such concepts as media literacy and media competence, analyze the significance of these concepts at the current stage of society development, pointing out that the formation of these com-

ponents in the process of teaching a foreign language is not only effective for foreign language training, but also has a professionally oriented character, contributes to the development of critical thinking, the formation of independent judgments in order to protect against possible manipulative media influence and the development of the ability to navigate in the information field. The article emphasizes that media literacy acquired as a result of mastering educational material helps a person to actively use the possibilities of the information space of the Internet, television, radio, video, cinema, and the press. The article contains guidelines for the formation of media literacy, which can be used in the classroom to develop and improve the professionally oriented communicative competence of cadets.

Keywords: media literacy, media competence, media education, media text, military university, media space.

References

1. Goremykin V.P. To train qualified personnel is a priority task // VVO. 2019. No. 5 (20). https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=29461698

2. Dobrosklonskaya T.G. Issues of studying media texts (experience in the study of modern English media speech). - M.: Editorial of the Ukrainian SSR, 2005. - 288s. - p.262

3. Kovalev A.A., Kudaikin E.I. Information technologies in ensuring the military security of the state // Administrative consulting. 2017. No. 5 (101). https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=29461698

4. Maslennikov O.V., Kurochkin V.P., Aliev F.K., Tlyashev O.M. On informatization of the armed forces of the Russian Federation // Military Thought. 2019. No. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Russian Pedagogical Encyclopedia, 1993, p.555

6. Suslov D.V. Military-professional orientation of the personality of a Russian officer [Electronic resource] // Regional public organization "Center for Innovative Technologies and Social Expertise". CITISE. 2017. No. 2(11). https://www.elibrary.ru/item. asp?id=29461698

7. Fedorov A.V. Development of media competence and critical thinking of students of a pedagogical university. M.: Information for everyone, 2007. - C.6-7

8. Fedorov A.V. Media education and media literacy. Textbook for universities. - Taganrog: Kuchma Publishing House, 2004. -P. 22

9. Federal State Educational Standard of Higher Education - Specialist in the specialty 56.05.04 "Personnel Management (Armed Forces, other troops, military formations and equivalent bodies of the Russian Federation https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 29461698.

10. Chicherina N.V. The concept of the formation of media literacy among students of language faculties on the basis of foreign media texts: Abstract of the thesis. dis. ... Dr. ped. Sciences. SPb., 2008. - S. 15

11. Council of Europe, 2000. URL: http://www.ifap.ru/ pr/2006/060914a.htm

12. Media education. Paris: UNESCO, 1984. 93 p.

13. Tyner K. Literacy in a Digital World. Mahwah; New Jersey; London: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1998. p.8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.