Научная статья на тему 'Развитие машиностроения в республике Татарстан: состояние и перспективы развития'

Развитие машиностроения в республике Татарстан: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1447
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мифтахов А. Н.

Обсуждаются актуальные вопросы развития отечественного машино-строения, государственной поддержки инвестиционной деятельности пред-приятий машиностроения. Проводится оценка производственной и инноваци-онной конкурентоспособности предприятий машиностроения, динамики раз-вития ключевых предприятий компрессоростроения. Разработана организаци-онно-структурная схема межрегионального отраслевого субкластера ком-прессоростроения в Республике Татарстан, предложены меры государствен-ной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие машиностроения в республике Татарстан: состояние и перспективы развития»

А. Н. Мифтахов

РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Обсуждаются актуальные вопросы развития отечественного машиностроения, государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий машиностроения. Проводится оценка производственной и инновационной конкурентоспособности предприятий машиностроения, динамики развития ключевых предприятий компрессоростроения. Разработана организационно-структурная схема межрегионального отраслевого субкластера компрессоростроения в Республике Татарстан, предложены меры государственной поддержки.

В настоящее время промышленный комплекс Татарстана - один из самых динамично развивающихся не только в Приволжском федеральном округе, но и в России. Об этом свидетельствуют макроэкономические показатели инвестиционно-инновационной деятельности в регионе. Однако экономический рост Республики Татарстан требует не только больших объемов инвестиций, но и повышения качества процесса инвестирования, что находит отражение в величине социального, экономического и бюджетного эффектов от инвестиций. По величине среднедушевых отечественных инвестиций республика занимает 14 место в РФ, на ее долю в 2005 г. приходилось 3,9% всех российских инвестиций.

Тенденции инвестирования в экономику Татарстана аналогичны тенденциям инвестирования по России в целом, хотя в отдельные годы динамика инвестиций в регионе была более благоприятной. Тем не менее отставание темпов инвестирования в республике в 2002-2004 гг. привело к тому, величина инвестиций в 2006 г. составила около 48% от уровня 1990 г., что соответствует среднероссийской ситуации. В условиях нехватки инвестиционных ресурсов значительное внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций. Так, по среднедушевому объему прямых иностранных инвестиций Татарстан опережает другие регионы ПФО, превышая средний по округу показатель более чем в два раза, однако это лишь 37% от среднероссийского уровня 2006 года.

Основная часть промышленного производства формируется топливной отраслью, машиностроением и химией и нефтехимией. В настоящее время государству принадлежит 37% активов промышленных предприятий Татарстана. Нельзя не отметить увеличение доли государства в активах предприятий машиностроения, а это предполагает существенное его влияние на формирование инвестиционной стратегии развития предприятий, возможность непосредственной поддержки реализации инвестиционных проектов. Именно в машиностроении, на наш взгляд, сосредоточены инновационные стратегические резервы стабильного экономического роста региона. Более того, машиностроение имеет высокую социальную значимость для республики, ведь здесь занято 42% от общей численности работающих в промышленности.

В условиях инновационной экономики должна обеспечиваться высокая восприимчивость к технологическим, организационно-экономическим и управленческим новшествам. Новым подходом государственного регулирования и управления размещением промышленных активов является кластерный подход, который предполагает формирование

гибкой сетевой структуры промышленности региона, использование программно-целевых, функциональных и матричных методов управления. В настоящее время эффективность кластерной модели развития доказана международной практикой.

Однако в России реализация кластерного подхода сдерживается рядом факторов. Прежде всего это отсутствие понимания преимуществ кластеров со стороны государства и как следствие - отсутствие поддержки. В этих условиях основной задачей федеральных и региональных органов власти является развитие инфраструктуры и формирование благоприятного бизнес-климата. Создание и развитие кластеров становится общей задачей региона и муниципалитетов.

В рамках данного исследования автором разработана организационно-структурная схема межрегионального отраслевого субкластера компрессоростроения в Республике Татарстан (рис. 1). Как свидетельствует международная практика (Австрия, Словения, Финляндия и пр.), кластеры могут формироваться с классической «ядерной» структурой и «двухполюсной» - когда развиваются субкластеры, производящие продукцию для ядерных предприятий кластера. Например, в автомобильном кластере развивается субкластер автокомпонентов. Если рассматривать компрессоростроение, то основная продукция реализуется в отрасли нефтепереработки, химии и нефтехимии, нефтегазодобычи. Поэтому субкластер компрессоростроения имеет межотраслевой характер.

РЫНКИ сбыта-более чем 20 стран: Россия, страны СНГ, Польша, Болгария, Египет, Китай, Индия, США и др

-1

Маркетинг и дистрибуция

Исследования и технологическое р азвитие:

КГТУ, КГТУ им, Туполева и др. высш. учеб. заве д., НИИ; ЗАО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа»;ЗАО «НИИ труб око мпре ссор» (проектирование, разработка, испытания); Технопарк «Идея», бизнес-инкубаторы, научно-технические центры; малый инновационный бизнес - разработчики НИОКР. .

Продукция кластера

Л

.Ядро субкластера:

Казанькомпр ес сормаш

Металлургическое производство и производство ■ го товых металлических изделий

НПО Российская электротехническая компания «РЭЛГЭК»; СКТБ «Элек-тротерм»; СУХО «Теппсприбор» и др. Гроизводство свароччого оборудования «Электрик»; ООО «Горизонт плюс»; НИТИ «Прогресс Гроизводство насосов:

ЗЮ «Китайский насосный завод»; «Ремзавод»; и др.

комплектующие изделия от более 50 внешних поставщиков, металлопрокат от более 100 поставщиков, неметаллические материалы —|ОТ белее 100 поставщиков

Ресурсное

обеспечение

развития

субкластера:

-) аудиторские, консалтинговые и страховые компании;

-) АКБ «БТА - Казань» и др.

финансово-кредитные

учреждения;

-) объекты инвестиционной инфраструктуры, вт.ч. фонды, биржи и пр.

Производство металпор ежущ ег о

оборудования :

«Савма», КБ Станкосгр, (СПБ), Breton (Италия), ОАО «Альфа Ловаль Паток», ипр,

Развитие малого и среднего бизнеса по направлениям:

1) выпуск автокомпонентов,

2) материально-техническое снабжение,

3) сбыт готовой продукции,

4) р емонт и наладка оборудования,

5) аутсорсинг.

Рис. 1 - Организационно-структурная схема межрегионального отраслевого субкластера компрессоростроения в Республике Татарстан

Ядром субкластера компрессоростроения должен стать Казанский завод компрессорного машиностроения - одно из крупнейших предприятий Татарстана и России по производству центробежных и винтовых компрессоров и установок на их основе. Совместно с крупнейшими российскими авиационными и судостроительными предприятиями, а также с известными зарубежными фирмами: «Джон Крейн» (Англия), «Сименс» (Германия), «Бентли-Невада» (США), «Казанькомпрессормаш» участвует в проектах на поставку газпоперекачи-вающих агрегатов для магистрального транспорта и подземных хранилищ газа, уникальной мобильной компрессорной станции для откачки газа, центробежных многовальных компрессорных установок «АЭРОКОМ» для системы термостатирования ракеты в составе ракетно-космического комплекса (международный проект «Морской старт») и т. д.

Основную часть техники «Казанькомпрессормаш» изготавливает по разработкам ЗАО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа», которое совместно с заводом образует тандем науки и производства. Этим объясняется инновационная направленность инвестиционных проектов предприятия. Оценка системы государственных мер поддержки и регулирования развития субкластера компрессоростроения основана на трех критериях: привлекательность отрасли; наличие условий для ее развития в регионе; влияние отрасли на смежные секторы.

Анализ динамики развития и инвестиционной деятельности машиностроительного комплекса Республики Татарстан проводился на базе исследования деятельности 23 предприятий машиностроения, которые в целом формируют около 8G% объема производства машиностроительной продукции, что обеспечивает репрезентативность выборки (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика основных интегральных показателей предприятий машиностроения Республики Татарстан

Наименование показателя Годы 1-я группа 2-я группа 3-я группа Всего

Численность работающих, чел. 2GG3 г. 2GG4 г. 2GG5 г. 55 912 55 199 54 435 27 288,0 23 854,0 2G 867,0 2 596,0 2 619,0 2 489,0 85 796,0 81 672,0 77 791,0

Объем производства, тыс.руб. 2GG3 г. 2GG4 г. 2GG5 г. 42 79G 86G,G 51 842 857,G 57 827 35б,9 4 814 157,0 4 780 458,0 5 821 314,9 727 883,0 707 573,0 728 506,8 48 332 900,0 57 330 888,0 64 377 178,6

Стоимость основных фондов, тыс. руб. 2GG3 г. 2GG4 г. 2GG5 г. 33 181 121 33 343 2G7 3б 324 179 4 926 333 4 776 722 4 495 910 310 939 335 608 415 601 38 418 393 38 455 537 41 235 690

Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. 2GG3 г. 2GG4 г. 2GG5 г. 1 389 723 1 244 191 1 117 981 210 448 268 366 281 043 39 365 15 326 22 530 1 639 536 1 527 883 1 421 554

Затраты на технологические инновации, тыс. руб. 2GG3 г. 2GG4 г. 2GG5 г. 1 155 G18 992 б92 787 91G 301 089 195 248 440 154 1 048 0 93 1 457 156 1 187 940 1 228 157

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 2GG3 г. 2GG4 г. 2GG5 г. 9б1 947 1 б34 61g 1 88G G93 507 294 455 611 539 080 -1 391 -35 298 -36 164 1 467 850 2 054 923 2 383 009

1G5

Все исследуемые предприятия были сгруппированы в три основные группы. В первую группу вошли предприятия, стоимостный объем производства и стоимость основных производственных фондов которых составляет более 1 млн руб, во вторую группу - предприятия, объем производства которых и стоимость основных производственных фондов составляет более 300 тыс.руб. , но менее 1 млн руб, в третью группу - предприятия, стоимость основных производственных фондов которых составляет менее 300 тыс.руб.

о

А

▼ К1 К1 ■

КЗ ▲

л.

£>♦ 'КЗ ♦ 2003 год

■ 2005 год

Т—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I I I I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I——I—I—I—I—1—|—I—I—I—I—I—I—I—I—гт

О 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1 000 1 100 1 200

Производительность труда, тыс. руб ./чел.

Рис. 2 - Динамика производственной конкурентоспособности предприятий машиностроения РТ

Как видно из рис. 2, наиболее динамично развивается вторая группа предприятий машиностроения, поскольку именно в этой группе произошел существенный рост производительности труда и инвестиционной активности. Вместе с тем разрыв между первой и второй группами остается значительным в силу того, что финансовый и производственный потенциал крупнейших предприятий машиностроения (первой группы) очень высок. Среди негативных тенденций важно отметить снижение инвестиционной активности крупных предприятий отрасли, а также значительное снижение производственной конкурентоспособности второй группы. Во вторую группу входят средние предприятия, в том числе ОАО «Казанькомпрессормаш». Таким образом, группа средних предприятий является наиболее устойчивой и динамично развивающейся. Данный тезис подтверждается и динамикой инновационной конкурентоспособности предприятий машиностроения (рис. 2).

$ 30

И

О

^ М 20

о з о а4

и <.

£ ^ §

а ^

л

Е

л

ю

К ■

Он

И

10

-20

1111 ■

: К

- >

: КЗ

Л 5 10 15 20 25 3 ♦ 2003 год

й КЗ ■ 2005 год

Коэффициент инновационной активности, тыс.руб./чел.

Рис. 3 - Инновационная конкурентоспособность предприятий машиностроения РТ

Как видно из рис.3, значительный прогресс за счет инновационной активности, внедрения технологических инноваций достигнут во второй группе предприятий. Первая и вторая группы ухудшили свои позиции на рынке с точки зрения инновационной конкурентоспособности.

Таким образом, в целях оценки инвестиционной привлекательности в работе проведен матричный анализ производственной конкурентоспособности и интенсивности влияния инноваций на финансовый результат деятельности предприятий машиностроения в разрезе всех трех групп. Лидирующие позиции занимает группа К1 - группа крупных предприятий. Но наиболее динамично развивается группа средних предприятий К2, в том числе и ОАО «Казанькомпрессормаш». Именно здесь наблюдается рост инвестиционной активности и за счет этого достигается более высокий уровень производительности труда. В первой группе (К1) коэффициент инвестиционной активности снижается, а рост производительности труда достигается за счет отдачи от инвестиций прошлых лет, поэтому в перспективе динамика развития первой группы предприятий будет снижаться. Проблемной группой остается группа малых и средних предприятий, которая в большей степени нуждается в поддержке государства. Данный тезис подтверждается и динамикой стратегического позиционирования предприятий машиностроения по интенсивности влияния инноваций. Так, прогрессивный сдвиг по соотношению коэффициента инновационной активности и прибыли произошел во второй группе предприятий. Инновационная активность первой группы снижается, а для группы К3 характерен регресс. Только развитие кластерных инициатив в машиностроении и государственная поддержка могут изменить положение малых и средних предприятий в машиностроении.

Государственная поддержка инвестиций в развитие рассматриваемого субкластера должна охватывать следующие направления:

1. Развитие инфраструктуры (транспортной, коммуникационной и т.д.). Для межрегионального отраслевого кластера особенно важным условием развития является высокий

уровень развития объектов инфраструктуры. Кроме того, создание и интеграция новых участников в структуру кластера, в том числе и на территории ОЭЗ «Алабуга», приведет к большей загруженности инфраструктурных объектов, к резкому изменению логистики. В этой связи необходимо рассмотреть возможность развития сети транспортнологистических центров на территории Татарстана с учетом опыта Москвы, Самары и др.

2. Улучшение образовательной базы. Создание партнерств между реальным и образовательным секторами. В частности, создание на базе специализированных НИИ, вузов, технопарков и бизнес-инкубаторов образовательного кластера. Финансирование на паритетных началах специальных программ материально-технического и финансового обеспечения деятельности организаций по подготовке высококвалифицированных специалистов на базе профессионально-технических учреждений и пр.

3. Государственная поддержка совместных НИОКР, активизация возможностей использования ресурсов инновационных институтов (Инвестиционно-венчурного фонда, Российской венчурной компании и др.).

3. Организация кластерных совещаний определения потребностей участников кластера.

4. Создание условий для привлечения инвестиций, улучшение бизнес-климата, проведение целевых мероприятий по снижению инвестиционных рисков и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Решение вопроса по сертификации качества продукции, выпускаемой российскими поставщиками. Создание центра сертификации и лицензирования поставщиков комплектующих. Данная структура будет проводить независимую оценку продукции смежников прежде всего с учетом требований специального отраслевого стандарта ИСО ТУ 16000, признанного международными сертификационными органами. Вместе с тем указанный центр призван оказывать помощь производителям комплектующих в сертификации их производства, исходя из обоюдной заинтересованности в повышении качества выпускаемых компрессоров.

Литература

1. Комков, Н.М. Анализ и оценка перспектив перехода к инновационной экономике / Н.М. Комков, С.Ю. Ерошкин, М.В. Кравченко // Проблемы прогнозирования. - М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», - №6. - 2005 - С. 10-27.

2. Агапова, Т.Н. Построение рейтинга мезоприоритетов кредитных вложений в экономику региона / Т.Н. Агапова // Региональная экономика, теория и практика. - 2004. - №4(7). - С. 56-60.

3. Бакуменко, Л.П. Методологические вопросы определения приоритетов промышленного развития региона / Региональное развитие в России: перспективы, конкурентоспособность, политика: материалы международ. науч. форума. Ч. 1. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2005.

- С.4-7.

4. Корнев, А.К. Потенциал роста промышленности: формирование стоимости машин и оборудования / А.К. Корнев // Проблемы прогнозирования. - М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», - 2005.

- №1. - С. 62-72.

© А. Н. Мифтахов - асп. каф. экономики КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.