ПОДДЕРЖКА КООПЕРАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ
Карачев Игорь Андреевич
кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО ЯрГУ им. П.Г. Демидова, кафедра «Мировая экономика и статистика», г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Шварц Даниил Сергеевич
магистрант,
ФГБОУ ВО ЯрГУ им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье раскрыта сущность механизмов государственной поддержки проектов с кооперационным эффектом в Российской Федерации. Авторами установлено, что финансирование указанных проектов осуществляется через предоставление субсидий в рамках проведения кластерной политики. В статье с использованием методов системного анализа и сравнения выявлены два вектора поддержки кооперационных проектов: для инновационно-территориальных кластеров (поддержка со стороны Министерства экономического развития России) и для промышленных кластеров (поддержка со стороны Министерства промышленности и торговли России). Проведен анализ условий предоставления субсидий, раскрыты требования к участникам кластеров и их совместным проектам. В результате определен механизм фактического распределения субсидий, дана характеристика кооперационных проектов, а также сформулированы другие возможные методы государственной поддержки кластеров, стимулирующие инновационный рост.
Ключевые слова: кооперационный проект; производственная кооперация; инновационно-территориальный кластер; промышленный кластер; субконтрактация; технологическая цепочка; субсидирование.
JEL: О14
COOPERATIVE PROJECTS IN THE RUSSIAN ECONOMY AS CLUSTER DEVELOPMENT DRIVERS
Karachev Igor Andreevich Candidate of Economics
Associate professor of the Department of World Economy and Statistics of the P.G. Demidov Yaroslavl State University Yaroslavl, Russian Federation
Shvarts Daniil Sergeevich
Postgraduate student of the P.G. Demidov Yaroslavl State University Yaroslavl, Russian Federation
Abstract: The article reveals the essence of the mechanisms of state support for projects with a cooperative effect in the Russian Federation. The authors found that the financing of these projects is carried out through the provision of subsidies in the framework of the cluster policy. In the article, using the methods of system analysis and comparison, two vectors of support for cooperative projects have been identified: for innovation-territorial clusters (support from the Ministry of Economic Development of Russia) and for industrial clusters (support from the Ministry of Industry and Trade of Russia). The analysis of the conditions for the granting of subsidies was carried out, the requirements for the participants of the clusters and their joint projects were disclosed. As a result, the authors defined a mechanism for the actual distribution of subsidies, characterized the cooperative projects, and formulated other possible methods of state support for clusters that
stimulate innovative growth.
Keywords: cooperative project; production cooperation; innovation-territorial cluster; industrial cluster; subcontracting; technological chain; subsidizing.
Одним из основных инструментов, позволяющих предприятиям с разным масштабом деятельности достичь высокой эффективности производства благодаря разделению труда, специализации, рациональному использованию производственно-технологических мощностей и оптимизации всех видов ресурсов, выступает производственная кооперация и ее основной вид -субконтрактация [1, с. 151-152].
Основными преимуществами, которые получает экономика от широкого применения субконтрактации, являются:
- большая гибкость и быстрая адаптация к изменению спроса (если есть возможность использовать механизм субконтрактации, адаптация к изменениям на рынке происходит легче, чем в случае прямых и полных инвестиций одной компании или предпринимателя);
- оптимизация производственного процесса (во многих случаях предприятия с вертикальной интеграцией страдают от неоптимального использования производственных мощностей в определенных точках производственного цикла. Разделение одного и того же процесса между различными специализированными предприятиями, пользующимися финансовой, управленческой и оперативной самостоятельностью, заставляет каждое из них бороться за полное использование своих ресурсов);
- территориальная диффузия для экономических систем, опирающихся на субконтрактацию (типичным является диффузионный процесс по типу «нефтяного пятна», то есть территориального распространения экономической активности, а не сосредоточение ее в определенном пункте. Диффузия по типу «нефтяного пятна» способствует более быстрому и плавному распространению духа предпринимательства, новых культурных ценностей, инноваций и благосостояния, что обеспечивает лучший социальный баланс и стабильность);
- механизм субконтрактации является важнейшим элементом функционирования промышленных кластеров [2, с. 18-19].
Становление национальной сети кооперации в Российской Федерации, а также финансирование инвестиционных проектов с кооперационным эффектом осуществляется преимущественно в рамках проведения кластерной политики.
Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением транзакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции [3; 4, с. 106]. Рассмотрение кооперационных проектов в контексте реализации кластерной политики определяется природой кластера и его характерными признаками, один из которых заключается в использовании участниками кластера механизмов субконтрактации.
С точки зрения мер финансовой поддержки необходимо различать два типа кластеров: территориальные кластеры (поддержка предоставляется по линии Министерства экономического развития Российской Федерации) и промышленные кластеры (поддержка предоставляется по линии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации).
Инновационный территориальный кластер - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной
близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации [4].
Промышленный кластер - совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации. [5]
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в ноябре 2011 года был утвержден перечень инновационных территориальных кластеров [6], которые характеризуются сочетанием мирового уровня конкурентоспособности базирующихся на их территории предприятий, демонстрирующих высокую динамику роста объемов производства, и высокого научно-технического потенциала исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера. Следует отметить, что перечень инновационных территориальных кластеров является закрытым, поскольку в рамках действующего законодательства не предусматривается механизма отбора для получения данного статуса.
Реализация программ развития инновационных территориальных кластеров поддерживается путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров, предусмотренных в государственных программах субъектов Российской Федерации, направленных в том числе на стимулирование инноваций.
Под комплексным инвестиционным проектом по развитию инновационного территориального кластера подразумевается перечень мероприятий с обоснованием экономической целесообразности объема и сроков их реализации, в том числе действий по осуществлению инвестиций, а также проектов по созданию новых либо модернизации существующих организаций различных организационно-правовых форм на территории, на которой расположен территориальный кластер, на реализацию которых планируется предусмотреть бюджетные ассигнования в текущем финансовом году и плановом периоде последующих 2 лет.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, относящихся к комплексным инвестиционным проектам, по следующим направлениям:
- обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития территориального кластера;
- профессиональная переподготовка, повышение квалификации, в том числе в форме проведения стажировок работников организаций, указанных в государственной программе субъекта Российской Федерации в качестве ее участников (далее - организации-участники), по направлениям реализации государственной программы субъекта Российской Федерации, в том числе за рубежом;
- консультирование организаций-участников по вопросам разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере;
- проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участие представителей организаций-участников в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом;
- развитие на территории, на которой расположен территориальный кластер, объектов инновационной и образовательной инфраструктуры;
- развитие на территории, на которой расположен территориальный кластер, объектов транспортной и энергетической инфраструктуры;
- развитие на территории, на которой расположен территориальный кластер, объектов инженерной и социальной инфраструктуры.
В 2013-2015 годах 26 инновационных территориальных кластеров, входящих в программу, получили 98 млрд. руб. из бюджетов различного уровня, а также 362 млрд. руб. внебюджетных инвестиций (табл. 1). Минэкономразвития субсидирует кластерные проекты с 2013 года. Первоначально субсидия составляла 1,3 млрд. руб., в 2014 году увеличилась до 2,5 млрд. руб., однако в 2015 году в связи с сокращением бюджетных расходов уменьшилась вдвое. Около 70% средств, выделяемых в рамках субсидий, направляется на развитие инфраструктуры кластеров.
В 2015 году, по данным Министерства, кластеры, включенные в программу, выпустили продукции на сумму около 2 трлн. руб. - на 0,5 млрд. руб. больше, чем в 2013 году. В числе наиболее успешных кластеров следует отметить Нефтехимический кластер Башкортостана, кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины Калужской области, кластер информационных технологий Новосибирской области, аэрокосмический кластер Самарской области.
Таблица 1 - Распределение субсидии за период с 2013 года
Период 2013 год 2014 год 2015 год
Размер субсидии 1,3 млрд. руб. [7] 2,5 млрд. руб. [8] 1,25 млрд. руб. [9]
Процентное распределение по субъектам Российской Федерации: 100 % 100 % 100 %
Алтайский край 2,4% 3,3%
Архангельская область 2,8% 2,7%
Город Москва 0,2% 7,9% 5,3%
Город Санкт-Петербург 0,6%
Калужская область 7,2% 2,2% 3,9%
Кемеровская область 2,0% 2,7%
Красноярский край 1,4% 4,5% 2,5%
Ленинградская область 0,1% 0,4%
Московская область 19,8% 11,1% 7,6%
Нижегородская область 3,2% 5,3% 5,3%
Новосибирская область 11,5% 10,8% 8,3%
Пермский край 4,7% 3,0%
Республика Башкортостан 4,4% 2,7%
Республика Мордовия 8,7% 8,1% 6,8%
Республика Татарстан 16,4% 9,8% 12,7%
Республика Удмуртия 3,3%
Самарская область 25,3% 9,3% 10,9%
Свердловская область 0,8% 3,0%
Томская область 3,6% 7,9% 7,7%
Ульяновская область 2,6% 3,6% 6,4%
Хабаровский край 1,9% 1,6%
В 2016 году перечень территориальных кластеров пополнился Пермским кластером оптических технологий [10]. Пермский кластер волоконно-оптических технологий занимается производством оптического волокна для авиации и космонавтики, кабелей, а также различных датчиков, электроники и навигационных систем. Он создан на базе пермского завода «Инкаб» - крупнейшего российского
производителя оптического волокна.
Однако с 2016 года прекратилась программа субсидирования инновационных территориальных кластеров по линии Министерства экономического развития Российской Федерации. Мероприятия по финансированию комплексных инвестиционных проектов кластеров не были включены в федеральные законы о бюджете на 2016, 2017 и 2018 годы.
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации предусмотрена двухэтапная система поддержки промышленных кластеров:
I этап - включение промышленного кластера и реализуемого участниками совместного проекта в федеральные реестры.
II этап - субсидирование совместного проекта [11].
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» применение в отношении промышленных кластеров мер стимулирования деятельности в сфере промышленности возможно при одновременном соблюдении следующих условий.
- Создание специализированнойорганизации, осуществляющейметодическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера.
- Соответствие промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (табл. 2).
При этом следует обратить внимание на то, что перечень промышленных кластеров, в отличие от инновационных территориальных кластеров, не является закрытым, создание новых и развитие существующих промышленных кластеров на территориях субъектов Российской Федерации осуществляются с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Таблица 2 - Требования к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров [12]
Требования
Промышленный кластер Специализированная организация
Наличие не менее 10 субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных территориально и функционально, осуществляющих промышленное производство промышленной продукции и размещенных на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Специализированная организация промышленного кластера создается в организационно-правовой форме хозяйственного товарищества, или общества, или автономной некоммерческой организации, или ассоциации (союза), к которой относятся в том числе некоммерческое партнерство и саморегулируемая организация.
Не менее 20 процентов общего объема промышленной продукции, материалов и комплектующих, произведенных каждым участником промышленного кластера, используется другими его участниками, за исключением участников, осуществляющих конечный выпуск промышленной продукции в целях реализации ее на внутреннем и внешних рынках. Целью деятельности специализированной организации промышленного кластера является создание условий для эффективного взаимодействия участников промышленного кластера, учреждений образования и науки, некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, инвесторов в интересах реализации программы развития промышленного кластера и достижения ее целевых показателей.
Требования
Промышленный кластер Специализированная организация
Наличие не менее 1 участника промышленного кластера, являющегося субъектом деятельности в сфере промышленности, осуществляющим конечное промышленное производство промышленной продукции с использованием промышленной продукции участников промышленного кластера в целях реализации ее на внутреннем и внешних рынках. Основной вид деятельности специализированной организации промышленного кластера -методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера.
В состав инфраструктуры промышленного кластера входят: - не менее 1 образовательной организации высшего образования и (или) 1 профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования и (или) 1 организации дополнительного профессионального образования; - не менее 2 объектов технологической инфраструктуры. Специализированная организация промышленного кластера в рамках разработки и содействия реализации программы развития промышленного кластера осуществляет, в том числе: - оказание консультационных и правовых услуг участникам промышленного кластера; - обеспечение привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов в рамках программы развития промышленного кластера; - проведение маркетинговых исследований на различных рынках, связанных с продвижением продукции промышленного кластера.
Создание и развитие промышленного кластера осуществляются с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Органы управления специализированной организации промышленного кластера включают представителей не менее половины участников промышленного кластера.
Производительность труда в промышленном кластере за предыдущий отчетный период должна быть выше средней производительности труда в обрабатывающей промышленности субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположена инфраструктура промышленного кластера. Соглашение о создании промышленного кластера содержит следующие положения: - обязанность специализированной организации осуществлять сопровождение развития промышленного кластера с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации; - функциональная карта организации промышленного кластера, представляющая собой схему территориального размещения и функциональной зависимости участников промышленного кластера; - обязанность руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Требования
Промышленный кластер Специализированная организация
осуществлять мониторинг и координацию деятельности участников промышленного кластера для достижения цели создания промышленного кластера, и взаимодействие с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в части принятия решения о предоставлении промышленному кластеру мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.
Количество высокопроизводительных рабочих мест в организациях - участниках промышленного кластера составляет не менее 50 процентов всей численности рабочих мест в организациях - участниках промышленного кластера. Специализированная организация промышленного кластера ведет реестр участников промышленного кластера. Её деятельность информационно открыта и прозрачна.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет проверку на соответствие требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности и вносит соответствующие данные в реестр. Подтверждение соответствия промышленного кластера и специализированной организации требованиям осуществляется каждые 3 года. В настоящее время в указанный реестр входят 20 промышленных кластеров, основные характеристики которых приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Основные параметры промышленных кластеров, входящих в реестр Минпромторга России
Наименование кластера Кол-во участников, ед.(кол-во предприятий, осуществляющих конечный выпуск промышленной продукции кластера, ед.) Уровень кооперации участников промышленного кластера Дата включения в реестр Объем финансирования программы развития кластера, в том числе частные инвестиции (ЧИ) и федеральный бюджет (ФБ), млн.
Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области (Воронежская область) 16(10) 63,58 31.05.2016 Всего - 161,83; ЧИ - 80,9; ФБ -55,89.
Наименование кластера Кол-во участников, ед. (кол-во предприятий, осуществляющих конечный выпуск промышленной продукции кластера, ед.) Уровень кооперации участников промышленного кластера Дата включения в реестр Объем финансирования программы развития кластера, в том числе частные инвестиции (ЧИ) и федеральный бюджет (ФБ), млн.
Электротехнический кластер Псковской области (Псковская область) 12 (3) 66,6 02.06.2016 Всего - 792,03; ЧИ - 482,9; ФБ -309,38.
Кластер «ПоморИнноваЛес» (Архангельская область) 15 (6) 84,45 14.06.2016 Всего - 531,758; ЧИ - 309,963; ФБ - 223,255.
ЮУПСК «ПЛАНАР» (Челябинская область) 11 (3) 84,54 14.06.2016 Всего - 1160; ЧИ -800; ФБ - 360.
Национальный аэрозольный кластер (Карачаево-Черкесская республика; Ставропольский край) 10 (2) 73,81 29.06.2016 Всего - 583,75; ЧИ - 583,75; ФБ - 0.
Кластер «ЛИПЕЦКМАШ» (Липецкая область) 17 (6) 65 29.06.2016 Всего - 6210,6; ЧИ - 3403,2; ФБ -2807,4.
Промышленный кластер Республики Мордовия «Волоконная оптика и оптоэлектроника» (Республика Мордовия) 10 (4) 50,86 29.06.2016 Всего - 14364,28; ЧИ - 3818,7; ФБ -5841,85.
Промышленный кластер Фрязино (Московская область) 19 (8) 52,8 29.06.2016 Всего - 848,22; ЧИ - 451,32; ФБ -396,9.
Промышленный кластер метровагоностроения (Московская область; Тверская область) 11 (3) 87,19 16.08.2016 Всего - 1140; ЧИ -838; ФБ - 302.
Промышленный Пищевой кластер Республики Татарстан (Республика Татарстан) 12 (2) 60,21 16.08.2016 Всего - 3901,6; ЧИ - 3586,5; ФБ -315,1.
Наименование кластера Кол-во участников, ед. (кол-во предприятий, осуществляющих конечный выпуск промышленной продукции кластера, ед.) Уровень кооперации участников промышленного кластера Дата включения в реестр Объем финансирования программы развития кластера, в том числе частные инвестиции (ЧИ) и федеральный бюджет (ФБ), млн.
Омский Биокластер (Омская область) 11 (7) 35,59 28.10.2016 Всего - 2024,1; ЧИ - 1718,8; ФБ -305,2.
КАПСО (Самарская область) 52 (3) 59,7 08.12.2016 Всего - 17944,9; ЧИ - 9001,4; ФБ -8943,4.
Фотоника (Пермский край; Свердловская область; Удмуртская республика) 11 (3) 49,1 12.01.2017 Всего - 190; ЧИ -110; ФБ - 80.
Кластер высокотехнологичного машиностроения и приборостроения (Республика Бурятия) 10 (3) 52,7 12.12.2016 Всего - 138,2; ЧИ - 121,2; ФБ - 0.
Промкластер «БиоМед» (Пензенская область) 11 (1) 48,75 26.12.2016 Всего - 1468,56; ЧИ - 817,38; ФБ -647,17.
Омский НПК (Омская область) 10 (7) 20,06 26.12.2016 Всего - 4664,9; ЧИ - 3487,6; ФБ -1177,3.
Лесопромышленный кластер Республики Коми (Республика Коми) 10 (6) 20,7 22.02.2017 Всего - 2278,8; ЧИ - 2072; ФБ -206,8.
Фармацевтический кластер Пермского края (Пермский край) 10 (1) 20,06 26.12.2016 Всего - 98,77; ЧИ - 54,66; ФБ -44,11.
Электротехнический кластер Чувашской Республики (Чувашская республика) 11 (7) 52,99 17.08.2017 Всего - 480; ЧИ - 240,65; ФБ -239,35.
Машиностроительный кластер РТ (Республика Татарстан) 43 (12) 28,19 06.10.2017 Всего - 4000; ЧИ -2440; ФБ - 1560.
После включения в реестр участники промышленных кластеров могут претендовать на получение субсидии из федерального бюджета в случае реализации совместного проекта (или кооперационного проекта). Совместный проект - комплекс процессных и (или) технологических мероприятий по созданию и развитию производственной кооперации между участниками промышленного кластеравцеляхпроизводства промышленнойпродукции. Субсидияпредоставляется инициатору совместного проекта на возмещение части затрат, понесенных в процессе реализации проекта после внесения проекта в реестр и заключения соответствующего договора с Минпромторгом России. В настоящее время в реестр Минпромторга России включено 8 совместных проектов. Важно отметить также, что производимая в рамках реализации совместного проекта участниками кластера продукция должна обязательно входить в отраслевые планы по импортозамещению Минпромторга России.
Субсидия Минпромторга России может быть направлена на компенсацию до 50 процентов затрат участников промышленных кластеров по двум типам мероприятий:
процессные мероприятия - мероприятия, направленные на обеспечение соответствия выпускаемой промышленной продукции инициаторов совместного проекта требованиям участников совместного проекта и включающие затраты организационного характера.
технологические мероприятия - мероприятия по организации производства новых видов промышленной продукции, включая промышленную продукцию с улучшенными техническими и (или) эксплуатационными характеристиками, реализуемые инициаторами совместного проекта в соответствии с потребностью в указанных видах промышленной продукции участников совместного проекта и включающие затраты технологического характера.
Согласно действующим сегодня правилам, уровень кооперации участников промышленного кластера влияет на предельный размер субсидии за весь срок реализации совместного проекта (РСтах), который определяется по формуле:
РСтах = ОЗ х (1 - УП)х (0,5 + УК), (1)
где:
ОЗ - объем затрат инициаторов совместного проекта по смете его реализации;
УП - доля затрат инициаторов совместного проекта, источником возмещения которых являются собственные средства инициаторов совместного проекта и иные внебюджетные источники;
УК - уровень кооперации участников промышленного кластера.
С 2016 года в Минпромторг России было подано 15 заявок совместных проектов участников промышленных кластеров из 9 регионов России. Первые 5 проектов получили субсидии из федерального бюджета в 2016 году (табл. 4). Еще 3 совместных проекта включены в реестр совместных проектов участников промышленных кластеров в сентябре 2017 года. Общая стоимость проектов составила 1 823,2 млн. руб., планируемый объем субсидий составляет 847,4 млн. руб. до 2020 года.
Таблица 4 - Распределение субсидии за период с 2016 года
Период 2016 год 2017 год
Размер субсидии 176 млн. руб. [13] 463,2 млн. руб. [14]
Количество поддержанных совместных кластерных проектов, ед. 5 3
Планируемый размер субсидии по проектам за период до 2020 года 975,97 млн. руб. 847,4 млн. руб.
Проекты 1. Тележечная система торможения ТМХ (Промышленный кластер метровагоностроения; стоимость 249,5 млн. руб.). 2. Разработка и организация производства мобильных газотурбинных электростанций серии «МИГ» (Промышленный кластер Фрязино; стоимость - 350,5 млн. руб.). 3. Создание модульной обвязки скважины, оборудованной длинномерными лифтовыми колоннами, с использованием устьевого источника энергосбережения (Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области; стоимость 99,6 млн. руб.). 4. «ГЕНБОРГ» (Кластер «ЛИПЕЦКМАШ»; стоимость 1332,211 млн. руб.). 5. Организация производства электротехнической элегазовой продукции напряжением 110-220 кВ (Электротехнический кластер Псковской области; стоимость 686,2 млн. руб.). 1. Освоение производства элементов топливной системы для гражданского авиастроения (Промышленный кластер высокотехнологичного машиностроения и приборостроения Республики Бурятия; стоимость 176,6 млн. руб.). 2. Проект по производству инновационных обрабатывающих фрезерных, токарных и шлифовальных центров с применением собственной российской системы ЧПУ «ИНТЕРМАШ» (Промышленный кластер «Липецкмаш»). 3. Проект «Разработка и освоение производства современных измерительных элегазовых трансформаторов тока и напряжения на 330-500 кВ и комплектных распределительных устройств с элегазовой изоляцией» (Электротехнический промышленный кластер Псковской области).
Всего объем бюджетных средств по данной мере поддержки составит в целом по России: в 2018 году - 795,4 млн.; в 2019 году - 850 млн.; в 2020 году - 950 млн. руб. [15].
Промышленные кластеры уже доказали свою эффективность как инструмент повышения инвестиционной и инновационной привлекательности регионов. Кроме того, реализация импортозамещающих проектов с привлечением сразу нескольких участников промышленных кластеров позволяет государству эффективно распределять ресурсы и получать синергетический эффект. Все одобренные Минпромторгом России проекты направлены на развитие кооперационных связей в ключевых отраслях промышленности.
Таким образом, можно заключить, что формирование кооперационных связей предприятий и организаций через развитие кластерных инициатив в Российской Федерации является верным шагом на пути к созданию национальной сети кооперации и субконтрактации.
Среди других методов государственной поддержки развития кластеров и их совместных проектов можно выделить:
- облегчение налогообложениядля участников кластеров, вт. ч. исключение из налогооблагаемых
сумм затрат на НИОКР и списание инвестиций на НИОКР, льготное налогообложение университетов и НИИ;
- предоставление ссуд, в том числе беспроцентных участникам совместных проектов;
- целевые дотации на научно-исследовательские разработки;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сапир Е.В. Теория непосредственно общественного продукта А.И. Кащенко и современная сетевая производственная модель / Е.В. Сапир // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 2. - С. 149-155.
2. Гордеев В.А. Тенденция к взаимодействию и сотрудничеству вместо конкуренции: новое подтверждение идей Т.С. Хачатурова / В.А. Гордеев // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2007. - № 2. - С. 16-27.
3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: [утверждены Минэкономразвития России от 26.12.2008 № 20615-ак/д19]. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/innovations/development/doc1248781537747
4. Гордеев В.А., Шкиотов, С.В. К вопросу о модернизации национальной воспроизводственной системы в условиях глобализации / В.А. Гордеев, С.В. Шкиотов // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. - 2010. - № 1. - С. 101-108.
5. О промышленной политике в Российской Федерации: [федер. закон от 31.12.2014
№ 488-ФЗ (ред. от 31.12.2017)]. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201412310017
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: [постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 (ред. от 03.02.2018)]. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201404240014
7. О распределении субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров: [распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 2128-р] // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 2013. - № 47. - Ст. 6141.
8. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров: [распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.12.2014 № 2480-р] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 50. - Ст. 7240.
9. О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров: [распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2015 № 1737-р] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 37. - Ст. 5175.
10. О внесении изменения в приложение № 6 к государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: [постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 600]. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201607010037.
11. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам
промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения: [постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 41 (ред. от 06.10.2017)]. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/ 0001201602010027.
12. О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров: [постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 779 (ред. от 26.09.2016)] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 32. - Ст. 4768.
13. О федеральном бюджете на 2016 год: [федер. закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016)]. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512150048.
14. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: [федер. закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ (ред. от 14.11.2017)]. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612210008.
15. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: [федер. закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ]. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document /View/0001201712060044.