Научная статья на тему 'Применение кластерного подхода в машиностроительном комплексе Вологодской области'

Применение кластерного подхода в машиностроительном комплексе Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулый И. М.

В статье обосновывается возможность реализации кластерного подхода применительно к конкретной отрасли региона машиностроению Вологодской области. Для достижения данной цели мы должны раскрыть преимущество кластерной формы пространственной организации хозяйства, проанализировать предпосылки образования кластера в машиностроении Вологодской области, предложить меры поддержки его развитию со стороны органов государственной власти. В заключение хочется отметить, что комплексное и целенаправленное использование современных форм и методов промышленной интеграции, одной из которых является рассмотренная в статье кластерная модель, в стратегическом будущем будет являться залогом конкурентоспособного и инвестиционно-привлекательного национального машиностроительного бизнеса, способного занять достойную нишу на мировом рынке высоких технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение кластерного подхода в машиностроительном комплексе Вологодской области»

ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

И. м. гулый,

старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента вологодский государственный технический университет

В условиях перехода России с сырьевого на инновационный путь развития, ускорения внедрения механизмов и принципов инновационно-инвестиционного сценария на микро- мезо- и макроуровнях одним из наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов является поиск наиболее эффективных форм пространственной организации хозяйства, современных внутренних источников конкурентоспособности, позволяющих активизировать инновационные процессы на уровне каждого отдельного региона как элемента национальной экономической системы.

В мировой теории и практике существует множество способов создания и совершенствования инновационной среды региона. Одним из них является кластерный подход функционирования региональных бизнес-систем, который является мощным инструментом реализации инновационной стратегии отдельной территории и, как следствие, национальной экономики, в целом, как интеграла составляющих ее территорий.

В статье поставлена цель: обосновать возможность реализации кластерного подхода применительно к конкретной отрасли региона — машиностроению Вологодской области. Для достижения данной цели необходимо раскрыть преимущество кластерной формы пространственной организации хозяйства, проанализировать предпосылки образования кластера в машиностроении Вологодской области, предложить меры поддержки его развития со стороны органов государственной власти.

Сначала определим текущее состояние инновационной системы исследуемого региона, с тем чтобы четко представлять его позиции относительно других элементов национальной экономики (подход к региону как «квазикорпорации»). Для этого проведем расчет уровня инновационной

активности Вологодской области по методике [1], предложенной специалистами Фонда стратегических разработок «Северо-Запад», взяв за базу сравнения соседние территории — регионы Северо-Западного Федерального округа. Данная методика позволяет наиболее полно и универсально оценить уровень инновационного развития территории, поскольку основана на показателях, максимально отражающих состояние исследуемого объекта с точки зрения достигнутых преимуществ по основным стадиям инновационного процесса. От подготовки человеческого капитала к созданию, передаче, применению знаний и, в конечном итоге, воплощению потенциала имеющихся знаний и доведению инновационной продукции до потребителя. Суть данной методики схематично представлена на рис. 1.

Как видим (табл. 1), Вологодская область по уровню инновационного развития в СЗФО занимает средние позиции, оказавшись в 2006 г. на 5-м месте из 10 регионов федерального округа. Регион имеет сильные позиции на следующих стадиях инновационного процесса: подготовка человеческого капитала, вывод инновационной продукции на рынок (в основном, за счет относительно высокого удельного веса отгруженной инновационной продукции и относительно большого числа использованных производственных технологий за 2006 г.). По остальным показателям — фазам инновационного процесса область занимает средние (передача и применение знаний) и даже слабые позиции (создание новых знаний). Последнее является причиной того, что Вологодская область значительно уступает остальным регионам по уровню развития инновационной инфраструктуры (научные организации, инновационные фонды, центры трансфера технологий и др.)

1. Подготовка человеческого капитала

_1.1. Соотношение выпускников вузов и априрантуры ~1.2. Численность исследователей с учеными степенями на 100 тыс. чел. населения

—1.3. Процент выпуска из учреждений послевузовского образования с защитой степени -1.4. Доля населения с высшим образованием в экономически активном населении

_1.5. Занятость в секторе обрабатывающих производств

2. Создание новых знаний

_2.1. Внутренни затраты на исследования и разработки (% от ВРП) _2.2. Численность организаций, выполняющих исследования и разработки (% от общего числа организаций) 2.3. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (на 10 тыс. человек населения)

3. Передача и применение знаний

_3.1. Количество выданных патентов ■3.2. Удельные вес организаций, осуществляющих технологические инновации —3.3. Затраты на технологические инновации

4. Вывод инновационной продукции _на рынок

Рис. 1. Показатели, используемые для расчета индекса инновацион-ности российских регионов

_4.1. Объем отгруженной инновационной продукции (% от общего объема) _4.2. Затраты на ИКТ -4.3. Число использованных передовых производственных технологий

* Индекс инновационности региона определяется как среднее арифметическое из 4 промежуточных показателей инновационного развития по каждой из 4 групп. Промежуточные показатели, в свою очередь, определяются как среднее арифметическое из частных показателей инновационнос-ти, определяемых по формуле (методика European Innovation Scoreboard)

Гц = ^ix - Iminxj ) ( \maxxrj - ¡minx- ) , где i — частный показатель

V n V n V n

инновационности (Е i = 14), j — порядковый номер группы показателей

( Е j = 4), r -

регион.

Одним из механизмов укрупнения инновационного вектора не только на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, но и отраслей, межотраслевых комплексов, региона в целом является эффективное внедрение современных форм и методов организации производства. Причем это относится не только к внутренней управленческой среде компаний, но и к внешней среде — взаимодействию предприятий друг с другом, с элементами производственной инфраструктуры. Скорость из-

Значения факторов инновац

менений, происходящих в окружающей внешней среде, острая конкуренция между компаниями делают необходимым поиск и создание различных форм взаимовыгодного сотрудничества поставщиков, покупателей и даже конкурентов. Одной из таких форм является кластерная кооперация.

В настоящее время термин «кластер» получил большую популярность для характеристики пространственной организации бизнеса, промышленной деятельности внутри региона. Инициатором и вдох-

Таблица 1

нности регионов СЗФО (2006 г.)

Регион Подготовка человеческого капитала Создание новых знаний

Соотношение выпускников аспирантуры и вузов, % Численность исследователей с учеными степенями на 100 тыс. чел. населения Процент выпуска из учреждений послевузовского высш. образования с защитой степени Доля населения с высшим образованием в экономически активном населении Занятость в сфере обрабатывающих производств, % от общего числа занятых Внутренние затраты на исследования и разработки (% от ВРП) Численность организаций, выполнявших исследования и разработки (в % от общего числа организаций) Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (на 10 тыс. человек населения)

Республика Карелия 3,0 50 32,6 17,0 13,6 0,26 0,08 12

Республика Коми 1,3 46 23,3 16,6 9,0 0,42 0,11 21

Архангельская область 1,6 10 30,0 17,1 16,5 0,41 0,11 116

Вологодская область 1,9 5 27,6 16,7 22,9 0,06 0,06 5

Калининградская область 2,4 12 35,1 21,2 20,9 0,58 0,03 22

Ленинградская область 0,7 37 - 18,6 20,1 0,77 0,04 39

Мурманская область 1,8 57 15,1 18,9 11,8 0,80 0,13 25

Новгородская область 2,2 3 18,4 19,9 22,5 0,35 0,08 13

Псковская область 0,9 8 20,6 22,9 17,5 0,07 0,06 4

С-Петербург 4,3 260 31,4 32,7 17,4 3,91 0,09 186

Максимальное по РФ 4,9 418 72,3 51,4 30,9 4,40 0,19 240

Минимальное по РФ 0,6 1 0,0 12,2 2,9 0,03 0,02 1

Источник: Регионы России: социально-экономические показатели. 2007. — М.: Росстат., 2007. — 991с.

Таблица 2

Окончание табл. 1

Регион Передача и применение знаний Вывод инновационной продукции на рынок

Количество выданных патентов (в расчете на 1 организацию, вып. исследования и разработки) Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, % Затраты на технологические инновации, % от ВРП Объем отгруженной инновационной продукции (в % от общего объема) Затраты на ИКТ, % от ВРП Число использованных передовых технологий (на 1 млрд. руб. произведенной продукции)

Республика Карелия 2 6,1 0,71 0,5 0,83 7

Республика Коми 2 7,3 0,24 0,9 1,00 1

Архангельская область 2 4,9 0,14 0,2 0,55 3

Вологодская область 6 8,9 0,72 5,5 0,75 10

Калининградская область 5 10,2 2,42 7,8 1,09 5

Ленинградская область 8 8,1 0,78 0,3 0,60 1

Мурманская область 2 9,3 1,19 0,3 1,02 6

Новгородская область 4 8,9 3,39 6,7 0,89 13

Псковская область 4 8,3 0,30 1,1 1,06 17

С-Петербург 7 12,4 1,35 5,5 2,02 5

Максимальное по РФ 24 24,9 5,9 25,1 4,0 51

Минимальное по РФ 0 0 0,0 0,0 0,1 0

Расчет индекса инновационности регионов СЗФО в 2006 г.

Индексы по каждой группе показателей Сводный индекс иннова-ционности Место регионов по индексу ин-новационности

Регион Подготовка Создание новых знаний Передача и Вывод иннова-

человеческого применение ционной продук-

капитала знаний ции на рынок

Республика Карелия 0,46 0,29 0,35 0,30 0,35 6

Республика Коми 0,32 0,40 0,32 0,24 0,32 9

Архангельская область 0,37 0,53 0,26 0,20 0,34 7

Вологодская область 0,41 0,16 0,47 0,41 0,36 5

Калининградская область 0,48 0,24 0,57 0,44 0,43 3

Ленинградская область 0,25 0,33 0,50 0,17 0,31 10

Мурманская область 0,37 0,47 0,43 0,29 0,39 4

Новгородская область 0,42 0,31 0,58 0,47 0,44 2

Псковская область 0,34 0,17 0,39 0,41 0,33 8

С-Петербург 0,72 0,80 0,56 0,48 0,64 1

новителем теории кластеров является американский бизнес-экономист М. Портер, автор современной теории конкурентных преимуществ, рассматривающий данное понятие для характеристик групп взаимосвязанных и наиболее конкурентоспособных отраслей экономики многих стран мира.

По определению М. Портера [2], кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

Сразу же подчеркнем, что кластер — это более емкое и даже более совершенное, с точки зрения рынка, понятие по сравнению с такими формами

межфирменной и межотраслевой интеграции, как вертикально интегрированные холдинговые структуры, ассоциации, стратегические альянсы, сетевые объединения, совместные предприятия, технопарки, бизнес-инкубаторы, промышленные парки, особые экономические зоны, бывшие в плановой советской экономике территориально-производственные комплексы (ТПК). Данные компоненты инновационной инфраструктуры, а также эволюционные формы, наследуемые из плановой системы (например, ВИК), могут быть частью или одной из организационных форм кластера, усиливающих его суммарный эффект. Но будет заблуждением отождествлять полноценный кластер с перечисленными выше понятиями.

Вологодская обл. ^ Ярослаская обл. [—[ Нижегородская обл. ^ Самарская обл. [Новосибирская обл. |

Ленинградская обл.

Ростовская обл.

Санкт-Петербург

Томская обл.

Пермский край

Омская обл.

Волгоградская обл. [Краснодарский край"|

[ Челябинская обл. [~"[ Свердлоская обл. [—[ Респ. Башкортостан^] Респ. Татарстан [

Рис. 2. Регионы, образующие производственный каркас машиностроения России

Следует полагать, что главная особенность кластера — его инновационная направленность. К атрибутам кластера, исходя из классического определения М. Портера, также отнесем следующие моменты.

Кластерная система представляет собой комбинацию, казалось бы, несопоставимых свойств: во-первых, конкуренции (внутри системы в борьбе за потребителя и его удержание) и кооперации (вовлечении родственных и поддерживающих отраслей и местных институтов в создание конечного продукта, конкурентоспособного на внешнем рынке). А также конкурентоспособность на рынке за счет высокой производительности, основанной на специализации и взаимодополнении всех участников системы. Тем самым кластер отражает конкуренцию фирм по горизонтали и кооперацию по вертикали.

Экономическому кластеру также присущи:

• географическая локализация;

• наличие крупного ядра — ведущих компаний, которые ориентируют остальных участников кластера на конечный результат — инновационный продукт;

• четкая специализация на выпуске определенного продукта с высокой добавленной стоимостью, как правило, ориентированного на внешний рынок (вне региона, экспорт);

• координация работы всех компаний и окружения системы с помощью единой стратегии.

Перейдем к исследованию возможностей реализации описанного подхода применительно к машиностроительному комплексу Вологодской области.

Для того чтобы ответить на вопрос, возможна ли в будущем организация машиностроительного кластера на территории Вологодской области, проведем экономическое обоснование потенциала организации комплекса в кластерную систему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под машиностроительным кластером Вологодской области понимается региональная концентрация предприятий машиностроения и металлообработки, имеющих стабильную сеть развитых местных поставщиков (в частности, предприятий областной металлургии), компаний смежных и поддерживающих отраслей, вместе с элементами инновационной инфраструктуры, объединенных общими стратегическими приоритетами, конкурирующих, но, вместе с тем, сотрудничающих друг с другом, извлекая при этом выгоды синергии из совместного расположения и социальной устроенности.

Вологодская область входит в 19 экономически сильных регионов, образующих производственный каркас машиностроительного комплекса всей страны (рис. 2):

При небольшом удельном весе в объеме производства промышленной продукции области (в 2006 г. — 4 %) в отрасли занято 19 % от числа работающих в обрабатывающих производствах. В табл. 3 представлены показатели, характеризующие значимость машиностроительного комплекса в региональном промышленном производстве.

Отрасль является социально значимой: от ее благополучия зависит социальная стабильность в регионе, развитие кадрового потенциала, сохране-

Таблица 3

Доля машиностроения (с учетом 3 производств) в промышленности Вологодской области, %

Показатели 2002 2003 2004 2005 2006

В объеме отгрузки продукции 6,2 6,4 5,6 5,8 4,0

В объеме экспорта 0,7 0,6 0,5 0,4 0,5

В объеме инвестиций 3,9 2,9 3,4 0,5 0,8

В стоимости основных фондов 6,6 6,4 5,4 4,8 3,0

В объеме прибыли 5,1 2,0 1,1 1,4 0,8

В численности работающих 17,8 19,1 18,0 18,0 19,0

В налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней 12,9 8,2 5,0 5,0 7,8

Источник: Статистический ежегодник Вологодский области: стат. сб-к. — Вологда: Вологдастат, 2007. — 364 с. /Машиностроительный комплекс Вологодской области представлен тремя основными видами деятельности: производство машин и оборудования (более 80 % объемов машиностроения), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также производство транспортных средств и оборудования.

ние большого числа рабочих мест (пятая часть от всех занятых в промышленном секторе).

По итогам 2006 г. сальдированный финансовый результат по машиностроительному комплексу области составил 720,4 млн руб., выручка от продажи товаров — 13 млрд руб., превышение дебиторской задолженности над кредиторской составило 369 млн руб. (на 29 %).

По результатам анализа регионального машиностроения, основываясь на статистических данных, применяя результаты разработанной автором статьи методики поиска и отбора потенциальных производственных кластеров [3], можно выделить ряд весомых предпосылок для образования регионального кластера машиностроения, а именно:

1) сильный промышленный потенциал отрасли [4];

2) высокий научный и образовательный потенциал основных центров расположения производств — городов Вологды и Череповца;

3) в достаточной степени развитая инфраструктура, поддерживающая промышленное развитие;

4) относительно высокий уровень инновационной активности предприятий. По данным табл. 4, мы видим, что на протяжении последних лет сохранялся пусть не достаточный, но повышенный по сравнению со среднепромышленным уровнем показатель инновационной активности машиностроительных предприятий.

Таблица 4

Уровень инновационной активности на предприятиях машиностроительного комплекса Вологодской области

2003 2004 2005 2006

Производство машин и оборудования 30,0 42,9 10,5 16,7

Для сравнения: обрабатывающие производства 31,6 9,3 9,3 12,0

Примечание: уровень инновационной активности — это отношение числа предприятий, внедряющих инновации в производство, к общему числу обследуемых предприятий по отрасли (виду бизнеса).

Для развития машиностроения наиболее важным направлением является выпуск конкурентоспособной инновационной (новой) продукции. Предприятия отрасли динамично внедряют инновации. Выпуск новой номенклатуры в настоящее время осваивают такие предприятия, как: • ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" (подшипники для железнодорожного транспорта);

• ОАО "Вологодский оптико-механический завод" (гироскопы, тепловизионные прицелы);

• ОАО "Электротехмаш" (мебельная и трубная продукция);

• ЗАО "Вологодский электромеханический завод" (высоковольтная электрическая аппаратура;

• ОАО "Транс-Альфа" (модель сочлененнного троллейбуса с низким уровнем пола, евро-дизайн).

Как видим, машиностроение обладает уровнем инновационной активности, большим по сравнению со средними показателями по промышленности. Тем не менее активизация инновационных процессов с каждым годом замедляется, в связи с чем необходимы срочные усилия по повышению скорости внедрения инноваций в данной отрасли, являвшейся и продолжающей оставаться локомотивом высокотехнологичного развития на мезо — и макроуровне;

5) высокий уровень промышленной концентрации, о чем свидетельствуют представленные на рис. 3 показатели уровня локализации (клок), душевого производства (к1), а также их соотношение. Коэффициент локализации по производству машин и оборудования близок к 1, а коэффициент душевого производства превосходит единичное значение, что свидетельствует о географической концентрации данного производства в региональном масштабе;

6) высокий темп роста одновременно со значительными объемами промышленной продукции в ВРП и высокой концентрацией занятых. Машиностроительная отрасль является социально значимой в региональном масштабе, от ее благополучия во многом зависит социальная стабильность, развитие кадрового потенциала;

7) динамичное развитие при высокой концентрации в региональном масштабе. По рис. 4 мы наблюдаем стратегическую перспективу машиностроительного комплекса. Стратегический элемент матрицы «выпуск машин и оборудования» занял позиции «лидера» производства, т. е. это основная точка регионального развития;

8) Вологодская область — слабодиверсифици-рованный регион. Несмотря на это, перспективные точки роста по соотношению «производитель-

1 Коэффициент локализации фиксирует отношение производства отрасли к совокупному региональному производству, соотнесенное с аналогичным показателем удельного веса отрасли по России в общем объеме национального промышленного производства.

Коэффициент душевого производства имеет ту же основу расчета, только вместо объемов производства берутся значения численности занятых в соответствующих отраслях по региону и стране в целом.

6 и

Пр-во проч. в

Строительств еметаллич. минерал^р^бд.! [II Пр-во пищ£в<продук*Р

Металург. пр-во и пр-во готовых метал. изделий

А

Обработка древесины и про-во изделий из дерева

Химическое ф пр-во

Пр-во машин и

Пр-во и распр. эл.энергии, газа и воды

Текстильное и швейное по-во

ючие производства

1 2 Коэффициент душевого производства (Кдуш)

5

4

3

I

2

1

0

0

3

4

Рис. 3. Соотношение коэффициентов локализации и душевого производства1 производящих отраслей Вологодской области, 2006 г. 2

1 Четверть I включает виды деятельности, наиболее существенные для региона; четверть II — наиболее эффективные виды коммерческой деятельности, характеризуемые высокими объемами выручки, но незначительным числом занятых; четверть III — наименее развитые в регионе виды деятельности; IV четверть — социально значимые отрасли, в которых высока концентрация занятых, но объемы выпуска незначительны.

2 Источник: расчеты автора.

ность / специализация региона» — это обработка древесины, строительство, производство машин и оборудования.

Особо подчеркнем, что, несмотря на кажущееся, на первый взгляд, соответствие показателей металлургического и химического производства признакам кластерных систем (рис. 3, 4 и 5), мы не рассматриваем их в данном качестве. Поскольку данные отрасли, во-первых, являются экспортно ориентированными сырьевыми, обладают признаками вертикально интегрированных монополизированных холдинговых структур, специализирующихся на выпуске продукции начального или промежуточного передела, отсутствием высоких технологий. Здесь ярко прослеживается зависимость экспорта сырьевых ресурсов от мировых цен на них, то есть компании могут успешно существовать, только благодаря краткосрочным выгодам, получаемым вследствие благоприятного состояния мировой рыночной конъюнктуры;

9) стратегическими перспективами обладают многие из подотраслей российского машиностроения. Такие отрасли, как оборонное машиностроение (военная авиация, средства ПВО, судостроение), вошли в зону лидеров перспективного развития. Многие из данных стратегических бизнес-единиц национальной экономики имеют ресурсную базу (в части поставок комплектующих) на территории Вологодской области;

10) особо отметим существенность межотраслевого взаимодействия регионального машиностроительного и металлургического комплексов, поскольку машиностроение является основным потребителем металла среди отраслей обрабатывающих производств.

Данные табл. 5 свидетельствуют о существенной зависимости машиностроения от областной металлургии, являющейся мощным внутренним обеспечивающим элементом. Это в очередной раз подтверждает один из основных принципов клас-

44 42 40

"38

§ 36 ¿34

^32

ч:

$ 30 г * 28

3 26 з 24

= 22 ^ 20 5 18

| 16

ю

О 14 12 10 8 6

"ДОЙНЫЕ КОРОВЫ"

Текст ил. и шв. пр-во Пр-во мед. техн., средсив. изм.,

огггич. приб. Пр-во дерев. строит конст., дер. строений Пр-во кокса Добыча пол. иск. Пр-во изд. кожи, обуви

Пр-во и распр-е Э1

ВОД!

Фанерное Лесозаготовк1

"СОБАКИ" проч. пром-

Пр-во целлюлозы, древ. массы, {

бумаги, картона Пр-во дерев. тары и проч. изд. из

=дерева

Т

Металлургии. пр-Е

металлоизд. (169,5 млрд. руб., 1,05)

• Строительство

"ЗВЕЗДЫ"

# Химическое пр-во энергии, газа,

ельское юзяиство

^Пищевые продукты, вкл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пр-во машин и ^ оборудования

плитное пр-во, шпон

# # Пр-во проч. неметал. мин. прод.

1ИЛйБкЗИСТрйГЗИИё

древесинЫф *_

•рч

'ТРУДНЫЕ и^мтранеи. йрадс!ыиооо

м Пр-во резин. и ппастмас.

Д^ТИ Пр-во^зделий из бумаги ®-

трич.

0,5

0,6

0,7

машин и з/оборуд. 1,1 1,2

картоне

РУД. |Д.

1,3

1,4

0,8 0,9 1,0

Средний темп роста за 2000-2006 г.г.

Рис. 4. Бостонская матрица по темпам развития видов промышленного производства Вологодской области, 2000 — 2006 гг. /Источник: расчеты автора на основе: Добывающие, обрабатывающие производства и организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды: стат. сб-к. — Вологда: Вологдастат, 2007. — 173с.

5,0

4,5

4,0

и

а 3,5

Л И

я 3,0 я о а

сЗ 2,5

а

§2,0 я

« Я

а

о

51,0

металу^эгия + пр-во гот. мет изд.

обр. древесины, дерев ообр.

0,0

О хим. пр-во

Добыча полезн. иск., пр-во 0 кожи, резин +5°°|стмасс, трансп. , электрообору д.

низкая

1000 1500 2000 2500

Производительность

3000 высокая

3500

4000

4500

Рис. 5. Портфель потенциальных кластеров Вологодской области по отношению «Производительность / Специализация региона»

4

§ 0,5

терной теории: конкурентоспособность одной отрасли зависит от конкурентоспособности в других, являющихся родственными, обслуживающими, поддерживающими или выступающими в качестве основных ее поставщиков. Потребление в регионе включает поставку металла другим металлургическим предприятиям Северсталь-Групп, расположенным на территории области, машиностроению, строительству и другим отраслям экономики.

Таблица 5

Межрегиональный товарообмен по категории продукции «Прокат черных металлов», 2007 г.

1. Производство в Вологодской области, тыс. тн 9 079

2. Вывоз из области, тыс. тн 7 820

3. Ввоз в область, тыс. тн 129

4. Расчетное потребление в области, тыс. тн 1 388

5. Отношение объема потребления к объему производства, %о 15,3

6. Коэффициент ввоза, доли единицы 0,09

7. Коэффициент вывоза, доли единицы 0,86

Источник: Ввоз и вывоз потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения в 2007 г.: стат. бюллетень. — Вологда: Вологдастат, 2008. — 133 с.

Следовательно, рост производства продукции машиностроения способствует значительному увеличению емкости внутреннего рынка металлопродукции. Повышение инвестиционной активности в металлургии, в первую очередь, является

Механизмы поддержки потенциального машиностроительного кластера

1. Создание в Вологде крупного технопарка машиностроения (центра инновационного технологического развития) с целью восстановления связей между проектными институтами или исследовательскими лабораториями вузов и конструкторскими подразделениями машиностроительных предприятий._

2. Создание регионального центра трансфера технологий, а также региональной базы данных по системе субконтрактации с целью оптимизации и укрупнения кооперационных поставок по изготовлению компонентов и комплектующих машиностроительной продукции, узлов и отдельных деталей (изделий), производимых по спецификациям заказчика, российским и зарубежным стандартам._

3. Региональная программа поддержки модернизации машиностроительных заводов (нес колько предприятий на конкурсной основе через координационный совет кластера).

4. Механизм поддержки с помощью льгот (например, снижение ставки налога на прибыль машиностроительным предприятиям по критериям: переход на передовые технологии; обеспечение роста инновационной продукции).

5. Проекты и программы развития кооперации машиностроительных заводов Вологодской -^области (единая база данных по предприятиям, компенсация стоимости заказов в случае получения дополнительного бюджетного эффекта от размещаемого заказа в регионе).

Постепенное решение кадровой проблемы: заявки на специалистов в вузы, на рабочих ■ в техникумы, целевые программы подготовки квалифицированных специалистов для машиностроения.

7. Привлечение потенциальных инвесторов на территорию области из других регионов России и Зарубежья. База данных по свободным производственным площадям.

Рис. 6. Меры поддержки зарождающегося машиностроительного кластера

импульсом к развитию металлургического машиностроения, инициирует рост производства в других производствах машиностроительного комплекса.

Несмотря на ряд перечисленных выше факторов, которые указывают на наличие возможностей кластеризации комплекса, нашей принципиальной точкой зрения является следующий момент. При высоких значениях коэффициентов локализации и душевого производства в целом и отдельных видов продукции (подшипники, технологическое оборудование для перерабатывающих отраслей АПК, ЛПК, выпуск металлоконструкций) и значении индекса промышленной агломерации (Вологда и Череповец) рассчитывать на формирование полноценного машиностроительного кластера в среднесрочной перспективе сложно. Семь предприятий с численностью занятых свыше 1 тыс чел. дают наибольший удельный вес (79, 4 %) отгрузки продукции: ООО «ССМ Тяжмаш»: (17,5 %), ЗАО «ВПЗ» (14,1 %); ЗАО Фирма «Стоик» (13,8 %); ЗАО «СКДМ» (11,9 %); ООО «Север-Эмаль» (7,5 %); ООО «Электроремонт» (7,4 %); ООО «Грайф Вологда» (7,2 %). Основные предприятия данной отрасли работают на внутренний рынок, который к тому же является высококонкурентным и будет все больше открываться, в том числе за счет допуска в РФ зарубежных производителей, грядущего вступления нашей страны в ВТО.

В связи с этим мы должны особо подчеркнуть, что машиностроительный кластер области нужно классифицировать как латентный, потенциально возможный: в нем имеются лишь отдельные кластерные структуры, но не хватает коммуникативных взаимосвязей, структура пока еще весьма фрагментирована.

Для устранения негативных факторов, сдерживающих формирование полноценного машиностроительного кластера, необходимы направления его поддержки со стороны государственных органов с целью трансформации формирующейся системы в ранг устойчивого зрелого кластера. На рис. 6 представлена система мер, которая, на наш взгляд, должна

способствовать дальнейшему усилению конкурентных преимуществ регионального машиностроения и превращению его в конкурентоспособную кластерную систему.

В заключение хочется отметить, что комплексное и целенаправленное использование современных форм и методов промышленной интеграции, одной из которых является рассмотренная в статье кластерная модель, в стратегическом будущем будет являться залогом конкурентоспособного и инвестиционно привлекательного национального машиностроительного бизнеса, способного занять достойную нишу на мировом рынке высоких технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мовиллы В. Научно-технологический форсайт РФ: региональные аспекты. Некоторые выводы исследования [Электронный ресурс] / В.

Мовиллы // Материалы Российского венчурного форума. — СПб. 10 октября 2007 г. Режим доступа http://www. csr-nw. га

2. Портер М. Конкуренция: учебное пособие: пер. с англ. / М. Портер. — М.: Вильямс, 2000. — 495 с.

3. Гулый И. М. Методология формирования региональных кластерных систем/ И. М. Гулый // Современные подходы к исследованию и моделированию в экономике, финансах и бизнесе: материалы конференции Евр. ун-та в С-Петербурге и СПб ЭМИ РАН. — СПб: Изд-во Европ. ун-та в С-Петербурге, 2007. С. 43 — 46.

4. Митенев В. В. Машиностроение Европейского Севера России: сб. статей/ В. В. Митенев. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. — 219 с.

5. Сальников В. А. Карта конкурентоспособности российской экономики: материалы доклада [Электронный ресурс] / В. Сальников. Режим доступа http://www. csr. ги

и полиграфические работы

ф

Тел.: 8-499-166-61-80

Издания любой сложности

• книги • журналы

• проспекты • буклеты

• рекламная продукция

Товаросопроводительная, деловая и представительская документация

Оперативность Высокое качество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.