Научная статья на тему 'Развитие малых форм гостиничного бизнеса экономкласса, как способ привлечения туристического потока'

Развитие малых форм гостиничного бизнеса экономкласса, как способ привлечения туристического потока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / БЮДЖЕТНЫЕ ГОСТИНИЦЫ / TOURISM / MEANS OF ACCOMODATION / SMALL ACAMODATION BUSINESS / BUDGET HOTEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Р. Г.

В статье рассматриваются особенности функционирования малых форм гостиничного бизнеса эконом-класса (бюджетных гостиниц). Представлена классификация бюджетных средст размещения, раскрыты их преимущества, даны социально-экономические обоснования необходимости открытия данных средств размещения с точки зрения развития внутреннего туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL ACCOMODATION BUSINESS FORMS OF ECONOMY CLASS

The article considers the peculiarities of small accomodation business forms of economy class (budget hotels). Classification of budgetary means of allocation was suggested, its advantages were identified. Social and economic substantiation for classification according to development of domestic tourism was suggested.

Текст научной работы на тему «Развитие малых форм гостиничного бизнеса экономкласса, как способ привлечения туристического потока»

Р. Г. Федоров, ассистент кафедры управления персоналом, туризма и сервиса Оренбургского государственного института менеджмента

РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ФОРМ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА ЭКОНОМ-КЛАССА, КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО

ПОТОКА

В статье рассматриваются особенности функционирования малых форм гостиничного бизнеса эконом-класса (бюджетных гостиниц). Представлена классификация бюджетных средст размещения, раскрыты их преимущества, даны социально-экономические обоснования необходимости открытия данных средств размещения с точки зрения развития внутреннего туризма.

Ключивые слова: туризм, средства размещения, малые формы гостиничного бизнеса, бюджетные гостиницы.

Развитие туризма, как социального феномена, способствующего увеличению продолжительности и улучшению качества жизни человека приводит к увеличению современных туристских потоков. Изменения, происходящие в современной инфраструктуре туризма, например появление бюджетных (lowcost) авиаперевозчиков, вовлекают в туризм все большее количество людей и делают этот вид деятельности более востребованным. Развитие современного туризма закономерно приводит к повышению разнообразия предприятий индустрии гостеприимства, прежде всего, гостиниц. В связи с этим дифференцируются подходы к структуризации и сегментации гостиничного хозяйства в регионе, согласно которым выделяются различные группы средств размещения. В данной статье будут рассмотрены особенности развитии средств размещения, получившие в последнее время широкое распространение в крупных туристических городах и ставшие основой для развития новых туристических дестинаций, это малые формы гостиничного бизнеса эконом-класса или, по-другому, бюджетные гостиницы.

Основных назначением или целью структуризации становится выделение класса средств размещения, означающего различную ценовую доступность. В научной и практической литературе при определении такого рода класса или сегмента гостиниц используются различные определения и понятия,которые зачастую дублируют друг друга: высший, средний, низший; бюджетное; экономичное (эконом-класс); средний класс; первоклассные, премиум, фешенебельные гостиницы. Становится очевидным, что основная дифференциация опирается на выделение наиболее общих групп:

• высшего сегмента, который представлен пятизвездочными гостиницами, которые отличаются высоким и исчерпывающим сервисом, высокими ценами;

• среднего сегмента, к которому относятся гостиницы от 2 до 4 звезд;

• низшего сегмента, состоящего из некатегорийных гостиниц, гостиниц 1-2 звезд, отличающихся ограниченным сервисом и относительно низкими ценами размещения [10, с. 17].

Однако, в представленных выше определениях зачастую объединяются предприятия указанных сегментов. Так, как правило, к категории бюджетного разрешения относят гостиницы и аналогичные средства размещения среднего и низшего сегмента, а в размещения эконом-класса нередко включают некоторые четырехзвездочные гостиницы.

Таким образом, развитие современной индустрии средств размещения делает такую сегментацию недостаточной, требуя уточнения и детализации. Становится целесообразно сегментировать данные виды на более однородные группы.

Из множества существующих определений, наличие которых свидетельствует об отсутствии единого подхода к классификации средств размещения наиболее оптимальным, на наш взгляд, является следующее определение малых форм гостиничного бизнеса эконом-класса (бюджетные гостиницы) - коллективное средство размещения, предназначенное для временного проживания туристов, функционирующие по упрощенному стандарту гостиничного обслуживания, с числом номеров от 5 до 100.

Помимо малых гостиниц эконом-класса, существуют малые гостиницы бизнес и среднего класса, имеющих 5-100 номеров, но уровень цен которых сопоставим с крупными гостиницами. Уровень цен в малых гостиницах эконом-класса значительно отличается от гостиниц бизнес-класса за счет предоставления ограниченного набора услуг, необходимого для комфортного проживания. Данного уровня цен можно достичь за счет более быстрого срока окупаемости бюджетных гостиниц, проживание в номерах без удобств,

исключения из цены за проживание таких услуг, как завтрак, ежедневная смена постельного белья и т.д.

С развитием таких направлений, как сельский, экологический, событийный, оздоровительный, паломнический и другие виды туризма, встает острый вопрос об обеспечении туристов доступными и комфортными средствами размещения. Возведение крупных гостиничных комплексов с дорогими номерами в данном случае становится экономически нецелесообразно, а в некоторых случаях невозможно. Поэтому в настоящее время активно стали развиваться малые формы гостиничного бизнеса эконом-класса. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Особенно актуальным данный вопрос становится в преддверии проведений крупных спортивных мероприятий, таких как олимпиады, универсиады и чемпионаты мира.

В качестве подтверждения данного факта можно привести следующие примеры. В Алтайском крае коллективные средства размещения малых форм стали превалирующим видом размещения. Массовый туризм на Алтае начал активно развиваться с середины 90-х годов: если в 1997 тур-компаний было 14, то в 2001 году их количество достигло 94. Основную роль в развитии туризма в регионе сыграло местное население, создававшее сельские микрогостиницы или «зеленые дома» [14, с. 16].

В Вологодской области малые гостиницы стали предпосылкой развития сельского туризма. Так, с 2003 года в Кирилловском районе туристов принимают 32 дома, полностью соответствующие требованиям контролирующих органов и комфортным условиям. За счет туризма в Кириллов-

ском районе формируется до 20% бюджета [8].

В преддверии таких мероприятий, как Чемпионат Европы 2012 года в Киеве, Универсиада 2013 в Казани и других крупных спортивных мероприятий, такие бюджетные гостиницы, как хостелы, стали практически единственным путем решения нехватки гостиничных мест, так как могут быть открыты за 2-4 недели при минимальных затратах и издержках.

Бюджетные гостиницы становятся популярными благодаря тому, что такие категории населений, как пенсионеры, молодежь, а также гражда-ни, предпочитающие семейный отдых, являются основыми потребителями туристических услуг и предъявляют меньшую требовательность к гостиницам. Большинство туристов рассчитывает отдохнуть в гостиницах, удачно вписывающихся в местный ландшафт, при условии предоставления всего комплекса гостиничных услуг [5, с. 53].

Все бюджетные средства размещения можно разделить на две основные группы: коммерческие гостиницы и частные средства размещения.

Микроотели — отели с маленькими номерами, размер которых от 6,8 м2 и до 14 м2 в зависимости от категории номера и принятой концепции самого бренда. Номера сопоставимы с небольшой комфортной каютой круизного лайнера, где каждый сантиметр площади используется с максимальной пользой для потребителя. Все микроотели объединяют одинаковые жесткие условия бронирования номеров, возможные только через Интернет в режиме он-лайн, и политика ограничений. Все они рассчитаны на продвинутого потребителя, знакомого с передовыми коммуникационными технологиями, способного осуществить бронирование самостоятельно, провести автоматизированную регистрацию и выписку, привыкшего к самостоятельности и ответственности [4].

Основной принцип работы всех микроотелей заключается в предоставлении минимума набора услуг и системы самообслуживания. Все что требуется потребителям сверх объявленного набора,

Бюджетные средства размещения

КОММЕРЧЕСКИЕ

• микроотели

• мотели

• капсульные отели

• bed & Breakfast

• хостелы

zs;__________________________

ЧАСТНЫЕ

• гостевые дома

• Homestay (проживание в семье)

• Farm stay (сельский дом)

• Паломнические гостиницы

• Меблированные комнаты

Рис. 1. Виды бюджетных средств размещения

оплачивается дополнительно. Большинство микроотелей используют бесконтактные технологии, расширяющие визуально узкое внутреннее пространство номера и возможности потребителей.

Мотели (от англ. motorhotel) — разновидность отеля. Мотель представляет собой придорожную гостиницу, которая состоит из типовых зданий, как правило, в два-три этажа, количество дополнительных услуг и типов номеров минимально, что соответствует низкой стоимости проживания. Здания практически полностью состоят из одних лишь номеров. Отличительная особенность мотеля - двери номеров выходят на парковку. Обстановка в номерах скромная, пригодная как раз для того, чтобы провести ночь и отправиться дальше в путь. В России, несмотря на огромную протяженность автодорог, до недавнего времени этот вид бюджетного средства размещения не был популярен, однако с развитием самостоятельного («дикого») туризма и путешествий автостопом динамика роста данных гостиниц заметно возросла. Их количество, по мнению некоторых экспертов, достигает пятисот [9].

Капсульные отели — один из вариантов отелей, представляющий собой небольшие спальные ячейки, размером расположенные друг над другом. 2^1x1,25 м. Этого размера достаточно, чтобы спать, смотреть телевизор или читать. Капсулы располагаются рядом друг с другом в два яруса. Приватность обеспечивается занавеской или дверью из стекловолокна в открытом конце капсулы. Багаж постояльца хранится обычно в шкафчике, расположенном недалеко от капсулы. Туалеты также расположены отдельно и являются общими. Находятся в основном возле крупных вокзалов и аэропортов. Данный вид бюджетных гостиниц популярен в Японии, в остальных странах, в том числе и в России, он пока не развит, но в то же время все предприниматели все чаще стали говорить о возможности открытия данных гостиниц в аэропортах [6].

Bed and Breakfast, или сокращенно B&B (в переводе с английского - ночлег и завтрак) - распространенная во всем мире форма размещения туристов в частных домах и микро-гостиницах. Услуги крупных гостиниц, предлагающих своим клиентам завтрак и размещение, к системе B&B не относятся.

Хостел — (англ. Hostel — общежитие) — европейская система размещения, предоставляющая своим постояльцам на короткий или длительный срок жильё, как правило, представляющее собой спальное место без дополнительных удобств в комнате [1]. Количество мест в хостелах может варьироваться от 2 до 20 человек в номере, которые в хостелах принято называть «дорм» (от английского слово «dorm»). Цена за проживания

уменьшается обратно пропорционально числу мест в номере. Хостелы отличаются особой атмосферой, направленной на общение и знакомство туристов. Обычно в хостелах есть большие кухни-гостиные, где можно приготовить, где гости могу самостоятельно приготовить себе еду, поиграть в настольные игры и т.д. [11].

Гостевой дом — как правило, частное домовладение, владелец которого сдаёт его в наём (в аренду) целиком или покомнатно. Зачастую, сам владелец и его семья проживают в том же домовладении, но на отдельном этаже или в отдельной части домовладения. Особо популярны гостевые дома в городах-курортах, таких как Крым, Сочи, Геленджик, Соль-Илецк (Оренбургская область), а также в районах, где развит сельский туризм.

Homestay - проживание в семье. Данный вид размещения в основном используется в образовательном туризме, при изучении иностранных языков. Проживания в семье положительно сказывается на изучении иностранного языка, а стоимость проживания значительно отличается от проживании в гостиницах и общежитиях. Обычно проживающим по системе ^те81ау, предоставляется отдельная комната, завтракают и ужинают, а иногда и проводят свободное время гости вместе семьей, у которой проживают. Данный вид размещения особенно популярен в Англии, где многие семьи участвуют в реализации.

Farmstay - проживание в сельской семье. Данный вид размещения используется в сельском, экологическом и этнографическом туризме. Проживая по системе farmstay, туристы участвуют в быте местных жителей, изучают местную культуру, архитектуру, быт и традиции народа, этноса.

Паломнические гостиницы - средства размещения при монастырях и церквях. Данные гостиниц стали появляться благодаря развитию религиозного (паломнического) туризма. В паломническую гостиницу часто селят бесплатно при условии, если гость православный или готовится принять крещение, приехавший на срок более трех суток, готовый нести трудовые послушания.

Меблированные комнаты - помещения, используемые для размещения, с ограниченным перечнем оказываемых услуг (или, как правило, без предоставления услуг питания и других дополнительных услуг). Данные комнаты могут находиться как в жилых домах, так и в зданиях гостиниц и общежитий.

Теперь, после того как мы рассмотрели виды бюджетных гостиниц, мы можем выделить общие черты, характерные всем типам данных средств размещения, такие как:

• Функционирование по упрощенному стандарту гостиничного обслуживания, ограничивая условия предоставления основных услуг и сокращая перечень дополнительных услуг и удобств,

что позволяет сокращать стоимость пребывания.

• Расположение в центральной части населенных пунктов и вблизи крупных социально значимых объектов.

• Использование мебели и оборудования эконом-класса.

• Отсутствие отдельных помещений для прачечной и химчистки, минибаров, гимнастических залов, бассейна и т.д.

• Отсутствие удобств в номерах, туалет и душ общие на несколько номеров.

• Наличие кафе при гостинице либо оборудования для самостоятельного приготовления еды.

• Индивидуальный подход и внимание к каждому гостю.

• Низкие или полностью отсутствующие затраты на рекламу.

• Быстрый период окупаемости гостиницы.

Открытие малых гостиниц эконом-класса требует в значительной мере меньше завтра, чем открытие остальных видов средств размещения. За счет этого, а также за счет предоставления минимального набора услуг при должном уровне комфорта, бюджетным гостиницам удается поддерживать минимальные цены на проживание, что является основным преимуществом данных средств размещения.

Развитие бюджетных средств размещения позволяет решать следующие социально-экономические задачи:

1. Уменьшение нехватки гостиничных мест

Данная проблема наблюдается практически

во всех туристических дестинациях, особенно в крупных городах. Нехватка гостиничных мест сдерживает развитие туризма и препятствует удовлетворению постоянно увеличивающемуся спросу со стороны туристов.

2. Создание комфортных условий для пребывания туристов на территории

За счет бюджетных гостиниц за относительно короткий срок можно решить вопрос по обеспечению туристов комфортным проживание. Бюджетные гостиницы, в отличие от крупных гостиничных комплексов, не требуют больших затрат.

3. Увеличение потока туристов на территорию

Наличие доступных средств размещения стимулирует развитие смежных сфер труизма, таких как экскурсионный и музейный сервис, места общественного питания, культурно-спортивных заведений, за счет чего данная территория становится привлекательной для туристов.

4. Снижение уровня безработицы

Тот факт, что открытие бюджетных гостиниц не требует больших капитальных затрат, а в некоторых случаях затраты ограничиваются косметическим ремонтом и закупкой необходимой мебели, положительно сказывается на деловой активности населения. Особенно данный вопрос

актуален для сельской местности, где индивидуальное предпринимательство в сфере туризма и гостеприимства, становится основным спасением от безработицы.

5. Сохранение и восстановление культурных традиций и ремесел

Возрастающий туристический поток способствует сохранению, а иногда восстановлению местных культурных традиций и ремесел за счет интереса и востребованности со стороны туристов к местным сувенирам и изделиям, обрядам и местным блюдам.

6. Быстрое реагирование на изменяющийся спрос современного туриста

Малые формы гостиничного бизнеса в значительной степени быстрее реагируют на меняющийся спрос со стороны туристов, за счет индивидуального подхода к каждому клиенту.

7. Подготовка кадров для крупных гостиничных объектов

Малые формы гостиничного бизнеса являются хорошим стартом для начинающих администраторов, менеджеров и других профессий в сфере гостиничного бизнеса. Здесь, с небольшим уровнем потока гостей и упрощенным сервисом, гораздо легче освоить азы гостиничного дела, после чего уже легче приступать к работе в крупных гостиничных комплексах. Это также выгодно и самим крупным отелям, которые имеют возможность принимать и переманивать на работу персонал с опытом работы и не нести дополнительные затраты на обучение сотрудников с нуля.

Что касается Оренбургской области, то здесь наблюдается острая нехватка современных бюджетных средств размещения. Гостиничный рынок Оренбуржья в основном можно разделить на три сегмента: гостиницы бизнес-класса, гостиницы среднего класса, и дешевые гостиницы советского формата. Последние явно не отвечают требованиям современных гостиничных стандартов и не способны удовлетворить потребности современных туристов, предоставляя им советский сервис. Минимальная стоимость, за которую в Оренбурге можно получить более или менее достойный сервис за 800-1000 рублей, в то время как в Москве или Санкт-Петербурге за 400-600 рублей можно остановиться в бюджетных гостиницах по уровню комфорту и сервиса значительно превышающий уровень гостиниц Оренбуржья. Стимулирование и поддержка со стороны местных властей развития бюджетных средств размещения окажет значительное влияние на развитие внутреннего туризма. По мнению автора, в Оренбургской области наиболее остро нуждаются в развитии бюджетных гостиниц такие туристические дестина-ции, как Кувандыкский и Соль-Илецкий районы. Туристы, число которых, благодаря природной, лечебной и спортивно-досуговой привлекатель-

ности данных дестинаций, постоянно увеличивается, нуждаются в доступных и комфортных средствах размещения.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо еще раз отметить, что развитие такого или иного района в качестве туристической дестина-ции невозможно без малых средств размещения эконом-класс, благодаря которым становится воз-

можным привлекать массовый поток туристов. Но в то же время необходимо отметить, что одного только наличия бюджетных гостиниц не может гарантировать того, что данная территория станет привлекательной для туристов. Параллельно с этим необходимо развивать транспортную инфраструктуру, экскурсионные услуги и предприятия общественного питания.

Литература

1. Байки из хостела [Электронный ресурс] // Коммерсантъ Секрет Фирмы : [web-сайт]. 01.06.2011.

— URL: http://kommersant.ru/doc/1638782. — Дата обращения: 17.04.12.

2. Баханова, Е. Переспать в Москве / Е. Баханова // Огонек. — 2007. — № 3. — С. 34—36.

3. Бахвалов, Т. Малая гостиница как сервис и бизнес / Т. Бахталов // Бизнес-журнал. — 2004. — № 11.

- С. 56—59.

4. Галина, К. Быть или не быть микрогостиницам в регионе / К. Галина // Отель. — 2004. — № 5. -С. 15—17.

5. Грачева, И. Типология и особенности сервиса в социальных гостиницах / И. Грачева // Социальная политика и социальное партнерство. — 2009. — № 11. — С. 52—56.

6. Капсульный отель [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия Векипедия : [web-сайт]. — URL: http://wikipedia.org/wiki.ru. — Дата обращения: 2.10.12.

7. Люлекин, М. Малый отель, двери свои открой / М. Люлекин // MOT&DOM. Business. — 2007. — № 11. — С. 100—103.

8. Малые гостиницы в Вологодской области способствуют развитию сельского туризма [Электронный ресурс] // Hotelnews : [web-сайт]. 17.10.2005. — URL: http://www.hotelnews.ru/3/13/1140. — Дата обращения: 1.08.12.

9. Мотель [Электронный ресурс] // Отели по всему миру : [web-сайт]. 27.04.2009. — URL: http:// www.city-of-hotels.ru/168/types-of-hotes/motel.html. — Дата обращения: 1.10.12.

10. Мусакин, А. А. Малый отель: С чего начать, как преуспеть : советы владельцам и управляющим / А. А. Мусакин. — СПб. : Питер, 2009. — 317 с.

11. Нуриджанов, М. Понятия деловой туризм и хостел вполне совместимы / М. Нуриджанов // Секретарское дело. — 2009. — № 9. — С. 36—38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.