Научная статья на тему 'Развитие малого предпринимательства в России: анализ проблем современного этапа'

Развитие малого предпринимательства в России: анализ проблем современного этапа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / СТАТИСТИКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанова Сабина Зайнудиновна

Данная статья посвящена анализу текущего состояния малого предпринимательства в Российской Федерации. Рассмотрены не только основные проблемы и трудности, препятствующие эффективному развитию малого бизнеса, но и определены механизмы развития предпринимательства в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого предпринимательства в России: анализ проблем современного этапа»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА

И ТВОРЧЕСТВА

Рамазанова Сабина Зайнудиновна, Башкирский государственный университет, г. Уфа

E-mail:7965660208@yandex. т

Аннотация. Данная статья посвящена анализу текущего состояния малого предпринимательства в Российской Федерации. Рассмотрены не только • основные проблемы и трудности, препятствующие эффективному развитию малого бизнеса, но и определены механизмы развития предпринимательства в стране.

Ключевые слова: анализ, статистика, малое предпринимательство, бизнес.

Предпринимательство - важнейшая часть экономики любого государства, поэтому очень важно мониторить состояние данной сферы. Для анализа развития малого предпринимательства на современном этапе мы обратимся к сплошным и выборочным статистическим наблюдениям Федеральной Службы Государственной Статистики за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства [8].

В первую очередь рассмотрим отраслевую структуру малого предпринимательства Российской Федерации за периоды 2012-2014 г.

Итак, большую долю на протяжении всех трёх лет составляют предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей. На втором месте предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, арендой, услугами, на третьем - строительство. Наименьшую долю заняли следующие виды деятельности: рыболовство, рыбоводство (0,2%), образование (0,3%), добыча полезных ископаемых (0,4%).

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Таблица 1

Число малых предприятий в Российской Федерации по видам экономической деятельности (на конец года, включая микропредприятия) 2012-2014 гг. [4]

Малые предприятия в тыс. Малые предприятия в процентах к итогу

2012 2013 2014 2012 2013 2014

Всего 2003038 2063126 2103780 100 100 100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 62494 62604 56067 3,1 3,0 2,7

Рыболовство, рыбоводство 3837 3854 3855 0,2 0,2 0,2

Добыча полезных ископаемых 7052 7242 7667 0,4 0,4 0,4

Обрабатывающее производство 191617 195902 199943 9,6 9,5 9,5

Строительство 231310 241505 250362 11,5 11,7 11,9

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 786971 806770 815762 39,3 39,1 38,8

Гостиницы и рестораны 56067 59152 63462 2,8 2,9 3,0

Транспорт и связь 129676 136908 142964 6,5 6,6 6,8

Связь 12482 12460 12213 0,6 0,6 0,6

Операции с недвижимым имуществом, аренда, услуги 408941 418898 428398 20,4 20,3 20,4

Научные исследования и разработки 15169 15551 15220 0,8 0,8 0,7

Образование 6205 6405 6742 0,3 0,3 0,3

Здравоохранение, соц.услуги 27147 29008 30552 1,4 1,4 1,5

Прочие коммунальные, социальные, персональные услуги 49417 51536 53271 2,5 2,5 2,5

Если по обрабатывающим и добывающим производством понятна малочисленность - эти виды деятельности требуют больших капитальных затрат, то такой низкий процент сферы услуг (в том числе образования и здравоохранения) видится нам не очень понятным. Ведь именно малый бизнес наиболее тесно соприкасается с потребителем, а в сфере услуг это важный аспект. Кроме того, многие услуги (образовательные, консалтинговые, сфера красоты) требуют творческого подхода, а именно малый бизнес позволяет развиваться творчеству и гибкости в организации. Нам видится, что такое состояние требует принятия дополнительных мер по государственному стимулированию развития малого бизнеса именно в сфере услуг.

Важная составляющая для анализа предпринимательства - это оборот малых предприятий. По данным статистического сборника "Малое и среднее предпринимательства в России, 2015", лидирующую позицию занимает оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В 2012 году их оборот составил 13881,0 млрд. руб., что в процентах к итогу равно 59,2% (в 2013 - 58,4%, в 2014г.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

58,3%). Далее следует строительство. В 2012 и 2013 годах его оборот в процентах к итогу составил 11,0%, а в 2014 г. - 10,4%. Для операций с недвижимым имуществом, арендой и соответствующими услугами зафиксирован следующий процент: в 2012 г. - 10,3%; в 2013г. - 10,5%; в 2014 г. -10,8%. Так же весомой по этому показателю отраслью является обрабатывающее производство, оборот которого составил в 2012г. и в 2013г. - 9,4%; а в 2014 г. -9,3% [4]. Как видим, торговля с большим отрывом лидирует и по количеству, и по обороту.

Самую наименьшую долю оборота занимают следующие отрасли: связь, добыча полезных ископаемых (0,4% за 2012-2014г.); рыболовство и рыбоводство 2012-2013г. - 0,1%, 2014г. - 0,2%; образование - 0,3% к общему итогу (в 2012г. 10,5 млрд. руб.; 2013 г. - 11,4 млрд. руб.; 2014г. - 12,8 млрд. руб.) [4].

На рис.1. изображен оборот малых предприятий во видам экономической деятельности в январе-сентябре 2015 года. Тенденция остается прежней и никаких значительных отклонений от предыдущих периодов не замечено. 60,5% занимает оптовая торговля; 9,7% обрабатывающее производство; 8,4% строительство; 5,5% транспорт и связь; 5,3% операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 4,4% сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

.... и сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

5.3 ' '

и обрабатывающие производства

,4

ы строительство

■ оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | гостиницы и рестораны

Итранспорт и связь

■ операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Рис. 1 Оборот малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в 2015 году [8]

Опять же хочется выразить обеспокоенность низкими показателями по обороту у сферы услуг и особенно образования.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Ключевой момент - это рассмотрение основных факторов, которые препятствуют развитию малого предпринимательства. В табл.4. представлены основные из них.

Таблица 4

Распределение малых предприятий в Российской Федерации (без микропредприятий) по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность (в процентах от общего числа организаций) за 2010-2014 г. [4]

2010 2011 2012 2013 2014

Недостаточный спрос на продукцию 24 22 22 24 27

Недостаток собственных финансовых средств 58 54 59 49 52

Высокий процент коммерческого кредита 27 29 29 28 29

Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов 15 17 17 14 16

Инвестиционные риски 10 11 11 11 10

Неудовлетворительное состояние технической базы 7 7 9 7 5

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал 7 8 9 9 10

Неопределенность экономической ситуации в стране 26 28 25 24 32

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы 6 8 6 7 5

Итак, к основным факторам, вызывающих проблематичность в развитии малого предпринимательства, на первое место за все анализируемые периоды относят недостаток собственных финансовых средств: от 52 до 59%. Практически равносильны друг другу по значимости два следующих фактора: высокий процент коммерческого кредита и неопределенность экономической ситуации в стране - в 2014 году он составил 32%, что, на наш взгляд, явным образом отражает нестабильность России на политической и экономической аренах мира, жесткие условии продленных санкций со стороны стран Евросоюза. Недостаточный спрос на продукцию - еще один ограничивающий момент, который составляет наибольший процент - 27% в 2014 году, это можно связать с повышенным уровня инфляции, увеличением цен на продовольственные товары, плодоовощную продукцию, бензин и топливо, на платные и коммунальные услуги. Этот период, в целом, характерен снижением личных доходов граждан, что ограничивает покупательскую активность. Так же сравнительную высокую долю занимают такие факторы как: сложность получения кредита, инвестиционные риски и низкая прибыльность инвестиций в основной капитал.

Вклад малого бизнеса в ВВП России заметно меньше, чем в странах Евросоюза и составляет около 20% [2]. По результатам исследования национального отчета "Глобальный мониторинг предпринимательства" субъекты

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

малого предпринимательства России функционируют на рынке от 3 до 5 лет [6]. Можно сделать вывод, что отечественные малые предприятия не обладают высокой устойчивостью к неблагоприятным факторам.

По данным исследования Глобального мониторинга предпринимательства в 2013 году были выяснено, что от "открытия собственного дела большинство респондентов удерживает боязнь быть неуспешными (59,5%). Лишь 28,2% считают, что обладают достаточными знаниями и опытом для открытия собственного дела. Доля тех, кто владел бизнесом, просуществовавшим более 3,5 лет, составила 3,4% взрослого трудоспособного населения [3]."

На наш взгляд, существуют и другие трудности для малых предприятий: барьеры со стороны крупных компаний; высокие издержки на поиски поставщиков и подрядчиков; отсутствие достаточных налоговых льгот и преференций для быстро растущих компаний; затраты, связанные с проникновением на новые рынки; низкая договороспособность организаций и непрозрачность ведения бизнеса.

Однако общий экономический курс в нашей стране уже взят на поддержку малого бизнеса. Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к субъектам предпринимательской деятельности будут применяться следующие принципы: развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества; снижение административных барьеров в экономике; формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности; развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков; упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями [1]. На конкурсной основе предоставляется субсидирование предпринимательства. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации объем субсидий, выделенный из федерального бюджета для малого и среднего предпринимательства бюджетам субъектов составила: "в 2012 г. - 20800000 т.р., в 2013 - 19786882 т.р., в 2014 - 19374822 т.р. [7]".

Мы считаем, что к прогрессу в малом бизнесе приведут инновационные технологии. «Предпринимательство связано с новаторством, а сам предприниматель является смелым человеком с оригинальным мышлением, который добивается успешного внедрения новых идей» [5]. На наш взгляд,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

бизнес - основанный на модернизированных технологических направлениях, будет являться серьезным подспорьем для социально-экономического развития страны. Согласно опросам, около 90% предпринимателей уверены, что не применяют новейшие или новые технологии на своем предприятии. 13,9% ранних предпринимателей и 7,9% устоявшихся посчитали, что используют новейшие (менее 1 года). Наиболее высокое значение индекса для ранних предпринимателей наблюдается в США, где каждый третий ранний предприниматель характеризует свою продукцию как новую и не имеющую конкурентов. В странах Восточной Европы в среднем доля ранних предпринимателей, считающих свою компанию инновационной, составляет 24,1%, а в странах БРИКС — 23,1%. При этом Китай и ЮАР демонстрируют одни из самых высоких значений среди всех стран — участниц, в то время как Бразилия - одно из самых низких [6].

В настоящее время бизнес-сообщества, стартапы генерируют действительно стоящие идеи, масштабные проекты, способные удовлетворить разнообразные потребности как населения, так и государства. Самые достойные из них получают поддержку от венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, бизнес-ангелов и от крупнейших и известнейших фондов, такие как "Фонд Развития Интернет-Инициатив", Фонд "Сколково". Данные фонды направлены на развитие исследований приоритетных направлений.

Таким образом, Россия, на наш взгляд, должна войти в число мировых разработчиков научных исследований и технологий и может занять лидирующие позиции в данной области, в том числе и в рамках малых предприятий. При этом, как уже отмечалось выше, было бы важным стимулировать развитие предпринимательства в сфере услуг, в том числе в медицине и образовании, что безусловно повысило бы клиентоориентированность российской экономики.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).

2. Дамдинов Д. Развитие малого предпринимательства в России // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://esstu.ru/library/free/vestnik/ ВЕСТНИК_2013_2/19_Дамдинов. pdf (дата обращения 20.03.2016). - С.4.

3. Легко ли быть предпринимателем в России // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=86053 (дата обращения 20.03.2016)

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

4. Малое и среднее предпринимательство в России, 2015 :статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. - М.: Федерал. служба гос. статистики, 2015. - С. 11.

5. Мочерный С.В., Некрасова В.В. Основы организации предпринимательской деятельности: учебник для вузов / Под общ. ред. проф. С.В. Мочерного. — М.: Приор- издат, 2004. - С. 224.

6. Национальный отчет "Глобальный мониторинг предпринимательства" // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: ЬИрв://ёосу1е,№ег.уапёех.ги/?иг1=Ь1;1р% 3A%2F%2Fgsom.spbu.ru%2Fimages%2Fcms%2Fdata%2Ffacu1ty% 2Fgem_2013_fina120_a11.pdf&name=gem_2013_fina120_a11.pdf&1ang=ru&c=56eee4 2dcc45 (дата обращения 20.03.2016). - С. 57.

7. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/ minec/main

8. Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ resources/910583004c13a066bb36ffb4bce00d93/3-1+малые+предприятия.htm (дата обращения 08.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.