НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ TAXES AND TAXATION
УДК [336.22:334.012.64] (470.631) ББК 65.261.41 - 18 (2Рос.Као) К 21
Е.У. Каракаева,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, г. Черкесск. Тел.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: [email protected]
3.3. Тикова,
старший преподаватель кафедры математики Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, г. Черкесск. Тел.: +7 (928) 395-39-97, e-mail: [email protected]
РОЛЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
( Рецензирована )
Аннотация. Статья посвящена исследованию динамики развития малого предпринимательства в России и Карачаево-Черкесской республике. Рассматривается роль государства в поддержке малого бизнеса. Анализируются пути поддержки малых предприятий, в том числе с использованием налоговых инструментов.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка малого бизнеса, стимулы к предпринимательской деятельности, совершенствование специальных налоговых режимов, освобождение от уплаты налогов.
E.U. Karakayeva,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Theory, North-Caucasian State Academy of Humanities and Technology, Cherkessk. Ph.: 8 (8782) 29-35-13, e-mail: elena umarovna@ mail.ru
Z.Z. Tikova,
Senior Lecturer of the Department of Mathematics of the North-Caucasian State Academy of Humanities and Technology. Ph.: +7 (928) 395-39-97, e-mail: [email protected]
THE ROLE OF TAX POLICY IN REGULATION
ACTIVITY OF SMALL ENTERPRISE IN THE KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC
Abstract. The article is devoted to the study of the dynamics of small business development in Russia and the Karachay-Cherkess Republic. The role of the state in
supporting small business is considered. The ways of supporting small enterprises, including the use of tax instruments, are analyzed.
Keywords: small business, state support of small business, incentives for entrepreneurial activity, improvement of special tax regimes, exemption from payment of taxes.
Предпринимательство является одним из важнейших секторов экономики России и нуждается в действенной системе государственной поддержки. Хотя число микро- и малых предприятий увеличилось за последние 5 лет более чем на 38,4%, их количественный рост не отражает качественные изменения в состоянии этого сектора.
более чем в 1,3 раза и составило 2770,6 тысяч единиц, по сравнению с 2012 годом, что является достаточно высоким показателем за историю развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Что касается годовых оборотов малого бизнеса, то здесь картина немного другая: до 2015 года мы наблюдаем их рост (в 2015 году был достигнут максимум - 167,2%), а в 2016 году оборот МП упал на 11,9%, что связано с ухудшением условий для функционирования бизнеса. Если рассматривать численность занятых в малом бизнесе, то здесь в течение исследуемого периода с 2012 года по 2014 год
Анализ статистических данных развития малых предприятий за 2012-2016 гг. позволил оценить состояние сектора и выявить современные тенденции его развития. Сопоставление данных позволяет оценить качественный и количественный рост показателей их развития (табл. 1).
Число малых предприятий за исследуемый период возросло
она оставалась примерно на одном уровне, но в 2015 году снизилась на 3,5%, по сравнению с 2014 годом, а в 2016 году - еще на 2,5%, по сравнению с 2015 годом. Эти процессы связаны с высоким уровнем страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Еще одним показателем деятельности малых предприятий являются инвестиции в основной капитал. По данным, приведенным в таблице, можно сделать вывод, что до 2014 года данный показатель имел тенденцию к увеличению, максимальный рост наблюдался в 2014 году (109,8%), затем в 2015 году сумма инвестиций уменьшилась на
Таблица 1
Динамика численности малых предприятий за 2012-2016 гг. [1]
Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Число предприятий, тыс. ед. 2003,0 2063,1 2103,8 2222,4 2770,6
Темп роста, % 100,0 103,0 102,0 105,7 124,7
Оборот малых предприятий, млрд руб. 23463,7 24781,6 26392,2 44124,3 38877,0
Темп роста, % 100,0 105,7 106,5 167,2 88,1
Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 11683,9 11695,7 11744,2 11330,7 11040,1
Темп роста, % 100,0 100,1 100,5 96,5 97,5
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 364,5 389,5 427,7 409,3 411,6
Темп роста, % 100,0 106,9 109,8 95,7 100,6
4,3%, по сравнению с 2014 годом, а в 2016 году примерно осталась на уровне 2015 года.
Динамика средних, малых и микропредприятий в экономике России за период с 2012 по 2016 годы приведена в таблице 2.
Из данных табл. 2 можно сделать вывод о том, что за последние 5 лет общее количество предприятий и организаций в России изменилось незначительно, хотя в 2016 году мы наблюдаем некоторое снижение их численности в России
Таблица 2
Динамика численности предприятий в Российской Федерации за 2012-2016 гг. [1]
Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Число предприятий, тыс. ед. 4886,4 4843,4 4886,0 5043,6 4764,5
Темп роста, % 100,0 99,1 100,9 103,2 94,5
Средние предприятия 13,8 13,7 13,7 19,3 13,4
Темп роста, % 100,0 99,3 100,0 140,9 69,4
Малые предприятия 2003,0 2063,1 2103,8 2222,4 2770,6
Темп роста, % 100,0 103,0 102,0 105,7 124,7
в т.ч. микропредприятия 1760,0 1828,6 1868,2 1990,0 2597,6
Темп роста, % 100,0 103,9 102,2 106,5 130,5
- на 5,5%, по сравнению с 2015 годом, а по сравнению с 2012 годом, уменьшение численности составило 2,5%. Это является следствием высокой налоговой нагрузки на бизнес, налоговая система РФ продолжает выполнять фискальную функцию, несмотря на декларирование создания благоприятных условий для бизнеса.
Что касается внутренней структуры предпринимательства, то здесь картина совершенно другая. Самый высокий рост наблюдается у микропредприятий, их количество за последние 5 лет увеличилось на 837,6 тысячи единиц (на
47,6%), по сравнению с их количеством в 2012 году.
В 2016 году наблюдался самый большой уровень их роста, темп роста составил 130,5% по отношению к 2015 году. Что касается средних предприятий, то, несмотря на увеличение их численности в 2015 году (на 40,9%), в 2016 году их количество уменьшилось на 5,9 тысячи единиц. Это обусловлено тем, что малым предприятиям легче выживать в кризисных условиях, да и налоговая нагрузка на них меньше, чем на средний и крупный бизнес. Динамика малых предприятий в Российской Федерации представлена на рис. 1.
2014г.
2015г.
2016г.
□ малые предприятия
□ микропредприятия
□ средние предприятия
Рис. 1. Динамика количества малых предприятий в России за 2014-2016 гг., тыс. ед.
Исходя из вышесказанного, по нашему мнению, основным фактором роста числа малых предприятий (МП) является деградация крупных и средних предприятий. Рост малого бизнеса нужно воспринимать скорее как отрицательную тенденцию, так как имеет место ухудшение состояния предпринимательства в целом, то есть количество малых предприятий в основном увеличивается за счет уменьшения крупных и средних предприятий, несмотря на то, что государство проводило определенную работу по поддержке этого сектора.
На рисунках 2 и 3 представлена структура коммерческих предприятий за 2012 и 2016 гг.
Анализ структуры коммерческих предприятий в 2012 и 2016 гг. показал, что в структуре коммерческих организаций удельный вес малых и средних предприятий очень мал, и в последние годы наблюдается тенденция к сокращению их доли.
По данным рисунка 3 можно сделать вывод, что большая часть существовавших в 2012 году коммерческих организаций (58,7%) - это крупные предприятия, на втором месте -микропредприятия, их доля составляла 36%.
36,0%
5,0%
0,3%
58,7%
■ крупные предприятия малые предприятия микропредприятия средние предприятия
Рис. 2. Структура коммерческих предприятий в РФ за 2012 г.
41,6%
I крупные предприятия малые предприятия микропредприятия средние предприятия
Рис. 3. Структура коммерческих предприятий в РФ за 2016 г.
На средние предприятия приходилось всего 0,3%, на малые предприятия - 5% от всех предприятий.
В 2016 году структура коммерческих предприятий кардинально поменялась, наибольший удельный вес приходится на микропредприятия, их доля составила 54,5%, доля крупных предприятий уменьшилась достаточно существенно и составила
41,6%, снизилась доля и малых предприятий - до 3,6%. Количество средних предприятий уменьшилось, но в структуре предприятий их доля осталась прежней и составила 0,3%.
Таким образом, на основании приведенных данных можно сделать вывод о деградации большого числа предприятий и существенном сокращении масштабов их деятельности.
Объем продукции (работ, услуг) является одной из важнейших качественных характеристик развития МП, так как позволяет оценить прирост добавленной стоимости, произведенной малыми предприятиями. Данный показатель за исследуемый период возрос в 1,9 раза, по сравнению с 2012 годом. Наибольшие темп роста приходится на 2015 год (167,2%), но в
2016 году объем произведенных товаров, работ и услуг уменьшился и составил 88,1% от объема 2015 года.
При анализе состояния сектора малого предпринимательства представляется целесообразным рассмотреть динамику показателя объема реализованной продукции (работ, услуг) в расчете на 1 субъект МП (табл. 3).
Таблица 3
Динамика объемов продукции малых предприятий (включая микропредприятия)
за 2012-2016 гг. [1]
Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Число предприятий, тыс. ед. 2003,0 2063,1 2103,8 2222,4 2770,6
Темп роста, % 100,0 103,0 102,0 105,7 124,7
Оборот малых предприятий, млрд руб. 23463,7 24781,6 26392,2 44124,3 38877,0
Темп роста, % 100,0 105,7 106,5 167,2 88,1
Объем продукции (работ, услуг) в расчете на 1 МП, тыс. руб. 11714,3 12011,8 12792,5 19854,3 11040,1
Темп роста, % 100,0 102,6 106,5 155,2 55,6
Оценивая динамику показателя, отметим, что темпы роста объемов продукции (работ, услуг) МП достаточно значительны, в 2016 году они выросли на 65,7%, по сравнению с 2012 годом. Что касается удельного показателя, в наибольшей степени рост объемов реализации в расчете на 1 малое предприятие был достигнут в 2015 году, по сравнению с 2014 годом (155,2%). В 2016 году данный показатель снизился на 44,4%, по сравнению с 2015 годом.
Согласно данным за 2015 год, субъекты МП в среднем имеют объем реализации 19,9 млн руб. в текущих ценах, он меньше ограничения на применение УСН, малые предприятия смогут применять упрощенную систему налогообложения. Хотя это средний показатель, и некоторым предприятиям придется перейти на общую систему налогообложения. Анализ показателя среднесписочной численности работников (без учета внешних совместителей) субъектов
МП представляется особенно важным и актуальным по ряду причин: а) ввиду большой социальной роли МП, обеспечивающего занятость и самозанятость широких слоев населения; б) численность персонала предопределяет экономическую мощность и производительность предприятий, особенно в условиях недостаточной фондовооруженности и значительного устаревания основных фондов МП; в) показатель численности не подвержен влиянию ценовых факторов, что обеспечивает его сопоставимость за разные периоды времени; г) рост или снижение числа занятых в МП напрямую отражает развитие или деградацию сектора МП.
Так, с 2012 по 2014 гг. число занятых на МП практически не увеличилось (в 2014 г. увеличение составило 0,5% и в 2013 г. - 0,1%). В 2015 году, несмотря на значительное увеличение объемов производства на малых предприятиях, среднесписочная
Таблица 4
Динамика инвестиций в основной капитал малых предприятий (включая микропредприятия) [1]
Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 364,5 389,5 427,7 409,3 411,6
Темп роста, % 100,0 106,9 109,8 95,7 100,6
Малые предприятия 2003,0 2063,1 2103,8 2222,4 2770,6
Темп роста, % 100,0 103,0 102,0 105,7 124,7
Инвестиции в основной капитал в расчете на 1 МП, руб. 182,0 188,8 203,3 184,2 148,6
Темп роста, % 100,0 103,8 107,7 90,6 80,7
численность работающих уменьшилась на 3,5%, по сравнению с 2014 г., в 2016 г. - еще на 2,5% к уровню 2015 г., что говорит о сокращении масштабов деятельности МСП.
Инвестиции в основной капитал за период 2012-2016 гг. возросли на 13% и составили 411,6 млрд рублей (табл. 4). Рост инвестиций наблюдался с 2012 по 2014 годы, за этот период они выросли на 17,4%, по сравнению с 2012 годом. Этот рост в наибольшей степени обусловлен ростом цен на товары и услуги. В 2015 году суммы инвестиций уменьшились на 18,4 млрд руб., в 2016 году произошел незначительный их рост (0,6%), по сравнению с 2015 годом.
Показатели инвестиционной активности МП в России снизились до минимального уровня, масштабы сокращений инвестиций достаточно серьезны, наибольшего значения показатель достиг в 2011 году, он составил 236,4 тыс. руб., тогда как за исследуемый период его максимальное значение составило 203,3 рубля на одно малое предприятие, то есть снижение составило более тысячи раз. Проанализируем отраслевую структуру малых предприятий, сложившуюся на конец 2016 г., и сравним ее со структурой 2014 и 2015 гг. (табл. 5).
В соответствии с приведенными в табл. 5 данными отметим, что для малых предприятий в России за исследуемый период характерно
превалирование отрасли торговли и оказания бытовых услуг (более 33%), на втором месте - операции с недвижимым имуществом (более 19%), затем идет строительство (около 10%). Эта картина характерна для малого бизнеса за весь исследуемый период. Если сравнивать данные таблицы с данными до исследуемого периода, то здесь очевидно, что малый бизнес теряет позиции в данных отраслях, особенно в торговле [2].
На наш взгляд, это связано с постепенным вытеснением с рынка мелких конкурентов сетевыми торговыми компаниями. При этом в состав многих сетевых торговых компаний входят юридически не зависящие друг от друга магазины, часто оформленные на разных владельцев, но работающие под одним брендом с единой сетью снабжения. У них больше конкурентных преимуществ и более гибкая ценовая политика, чем у местных фирм, которые, как правило, малого или наименьшего размера. Процесс этот пока еще медленный, но тенденция устойчивая. При этом отрасль торговли не является приоритетной, поэтому у таких фирм есть только один выход - переориентация деятельности.
Отрасль сельского хозяйства малыми и микропредприятиями представлена мало (около 3,0%), и в последние годы наблюдается тенденция к их сокращению. То,
Таблица 5
Отраслевая структура малого предпринимательства в 2014- 2016 гг. [1]
Отрасли 2014 г. 2015 г. 2016 г.
тыс. ед. % тыс. ед. % тыс. ед. %
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 149,6 зд 146,8 2,9 133,1 2,8
Рыболовство, рыбоводство 8,4 0,2 8,5 0,2 8,2 0,2
Добыча полезных ископаемых 17,8 0,4 18,5 0,4 18,2 0,4
Обрабатывающие производства 403,1 8,3 412,0 8,2 387,1 8,1
Пр-во и распределение газа, энергии и воды 32,6 0,7 33,0 0,7 31,8 0,7
Строительство 483,6 9,9 512,4 10,2 497,8 10,4
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметы личного пользования 1697,4 34,7 1754,5 34,8 1585,0 33,3
Гостиницы и рестораны 104,8 2,1 110,6 2,2 107,3 2,3
Транспорт и связь 313,4 6,4 330,9 6,6 325,3 6,8
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 948,4 19,4 985,3 19,5 961,3 20,2
Образование 149,4 3,1 146,6 2,9 141,7 3,0
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 83,2 1,7 86,0 1,7 85,9 1,8
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 295,0 6,0 298,9 5,9 291,1 6,1
что микро- и малых сельскохозяйственных фирм немного, объясняется, по-видимому, тем, что предприниматели регистрируются как крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), поэтому число субъектов МП этой отрасли на самом деле выше.
Отметим, что в целом наблюдается тенденция к сокращению сельхозпредприятий, несмотря на налоговые послабления, следовательно, нужна другая мотивация, чтобы преломить эту негативную тенденцию.
Следует отметить, что малые фирмы оказываются неспособными добиться госзаказов, так как, во-первых, для крупных и средних
госзаказов требуется предоставить банковскую гарантию или другие обеспечительные меры, что требует либо изъятия значительной доли средств из оборота, либо использование банковских гарантий на условиях менее выгодных, чем предоставляемые более надежным крупным фирмам, во-вторых, при выборе наилучших условий выполнения госконтракта определяющей является цена, а мелкие фирмы, имеющие, как правило, более высокий уровень издержек, не могут предложить цену меньше той, что предлагают крупные фирмы, а в третьих, несмотря на появление саморегулируемых организаций и отмену лицензирования, затраты времени финансов
на получение соответствующих допусков существенно возросли, а в самих саморегулируемых организациях основные вопросы решаются крупными участниками, которые заинтересованы в соблюдении своих интересов и вытеснении мелких игроков из бизнеса.
Отрасль транспорта и связи, несмотря на небольшой удельный вес этих предприятий в числе малых фирм, увеличилась и составила 6,4%, 6,6%, 6,8% от числа малых и микроорганизаций. Необходимо отметить, что эта динамика может стать обратной из-за роста отчислений в ПФР и расходов на систему ОЫЖАвв, так как уровень издержек является главным фактором, стимулирующим или сдерживающим развитие отрасли. Другие виды отраслей представлены в секторе МСП мало и в настоящее время существенного влияния на его развитие не оказывают.
Необходимо отметить, что при создании существенных стимулов к предпринимательской деятельности возможен высокий потенциальный рост малого предпринимательства за счет граждан. Необходимы смещение акцента государственной поддержки малого предпринимательства на личностный уровень и индивидуальный подход. Возможности для реализации такого подхода, на наш взгляд, уже созданы, и на региональном, и на местом уровнях. Необходимо закрепление этого подхода в законодательных и нормативных актах, регулирующих деятельность малого предпринимательства. Его последовательная реализация стимулирует к активизации предпринимательской инициативы населения.
Проведенный анализ показателей развития малого предпринимательства в России позволил сделать следующие выводы.
Достигнутый в настоящее время уровень развития малого предпринимательства недостаточен для того, чтобы придать экономике и регионам России необходимую стабильность
и решить цели государственной социально-экономической политики. Однако данный сектор имеет большой потенциал развития, который остается нереализованным из-за отсутствия необходимых условий его внешней среды, как общих, так и специальных.
Создание благоприятных условий развития малого предпринимательства возможно только путем проведения активной государственной политики и создания действенной системы господдержки этого сектора [3].
Сложившаяся структура малого предпринимательства не является оптимальной. Перекос в сторону отраслей обращения (торговли и общепита) вызвал замедление роста производительности малых предприятий. Поэтому одной из основных задач системы государственной поддержки малого предпринимательства должно стать предоставление льгот, субсидий, гарантий для тех отраслей, развитие которых позволит улучшить структуру малого предпринимательства.
Увеличение как абсолютного, так и относительного числа предприятий промышленности, строительства, науки, развитие малого инновационного бизнеса позволит сделать рост малого предпринимательства качественным, а не количественным. Это окажет положительное влияние на экономическую и социальную обстановку в регионах РФ, в особенности с депрессивной экономикой, таких как Карачаево-Черкесская республика.
Несмотря на то, что объем инвестиций в основной капитал малых предприятий растет, тем не менее, этих средств явно недостаточно для того, чтобы переломить тенденции в развитии малого предпринимательства. Нарастить объемы инвестиций необходимо преимущественно за счет внешних источников, так как возможности реинвестирования средств у малых предприятий весьма ограничены.
Анализ рентабельности продукции и активов малых предприятий показал, что их деятельность стала менее прибыльной и уступает аналогичным показателям крупного и среднего бизнеса в разы. Эта ситуация требует проведения активных мер по улучшению положения малых предприятий, иначе этот сектор, на данный момент исчерпавший практически полностью внутренние резервы роста и развития, деградирует.
Начало нового этапа в развитии малого предпринимательства - широкомасштабного развития и роста - возможно только при создании необходимых институциональных условий, режима максимального благоприятствования предпринимательской деятельности, в особенности в малых формах.
С целью выявления влияния макроэкономической ситуации внутри
страны на развитие малого бизнеса в регионе, сопоставим динамику основных показателей развития малых предприятий в КЧР и сравним их с тенденциями развития этого сектора по данным в целом по стране.
Наиболее простым, но в то же время наиболее противоречивым, является показатель числа малых предприятий. Проанализируем, как менялся показатель с 2014 по 2016 гг., сопоставим его с динамикой общего числа организаций в КЧР.
Структура малых предприятий по отраслям в регионе отражена на рисунках 4 и 5. В 2015 году число малых предприятий в республике составило 7088 единиц, в 2016 году их количество уменьшилось до 6085 единиц [4].
Это, с одной стороны, можно объяснить перерегистрацией предприятий и ликвидацией
49,5%
21,8%
I сельское хозяйство
I добыча полезных
ископаемых обрабатывающие
производства I строительство
I оптовая и розничная
торговля другие отрасли
Рис. 4. Структура распределения малых предприятий КЧР по отраслям в 2015 г.
1,0% 8,4%
50,0%
Ю,2%, па/ ■ сельское хозяйство
■ добыча полезных
ископаемых 9,1% ■ обрабатывающие
производства
■ строительство
■ оптовая и розничная
торговля другие отрасли
Рис. 5. Структура распределения малых предприятий КЧР
по отраслям в 2016 г.
нефункционирующих организаций. Переход такого количества организаций из малых в крупные, на наш взгляд, маловероятен.
В 2015 году основной отраслью, в которой создаются малые предприятия в республике, является оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В этой отрасли функционировало в 2015 году почти 22% МП, в 2016 году их доля немного уменьшилась - на 0,2%. Пятьдесят семь предприятий было закрыто, 10,5% предприятий было создано в сельском хозяйстве, в строительной отрасли - 8,9%.
Данные за 2015 г. в статистических сборниках приведены без микропредприятий, поэтому считаем некорректным включение их в таблицу. За три года количество малых форм хозяйствования в Карачаево-Черкесской республике уменьшилось до 3,4 тысячи единиц, соответственно, объем товаров и услуг, предоставляемых ими, снизился на 16%, численность занятых также снизилась на 13,5%. Это говорит о том, что в республике пока программы по поддержке малого предпринимательства не работают достаточно эффективно.
Также, на наш взгляд, отставание данных показателей отчасти объясняется занижением числа реально занятых на малых фирмах,
Что касается отраслевого распределения малых предприятий, то в республике традиционно более двадцати процентов создано в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, на втором месте - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (более десяти процентов предприятий), и третье место занимает строительная отрасль, в этой сфере функционирует около девяти процентов предприятий малого бизнеса.
Проанализируем динамику основных показателей развития малых предприятий, включая микропредприятия (табл. 6).
что стало больше проявляться с ростом тарифов по отчислениям на обязательное социальное страхование. Кроме того, много и предприятий, реально не осуществляющих деятельность, соответственно, появление таких предприятий практически не увеличивает число занятых в малом бизнесе.
Несмотря на некоторую ограниченность и узость анализа развития малого предпринимательства КЧР на основе статистических данных, он позволил сформулировать основные проблемы функционирования этого сектора, а именно:
- несмотря на положительную динамику отдельных показателей развития малого предпринимательства республики в течение последних
Таблица 6
Динамика численности малых предприятий в КЧР за 2014-2016 гг. [4]
Показатели 2014 г. 2016 г.
Число предприятий, тыс. ед. 3,7 3,4
Темп роста, % 100,0 91,9
Оборот малых предприятий, млрд руб. 24,3 20,4
Темп роста, % 100,0 84,0
Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 12,6 10,9
Темп роста, % 100,0 86,5
лет, его развитие находится все еще на невысоком уровне и значительно отстает от среднего уровня развития сектора в РФ;
- в наименее неблагоприятной ситуации находятся микропредприятия - падает показатель объемов реализации, инвестиции в основные средства минимальны, срок их деятельности существенно снизился, предприятия развиты слабо и наименее устойчивы к изменениям внешней среды;
- рост отчислений на обязательное социальное страхование в 2013 году вызвал массовое сокращение числа ИП и МП;
- статистические данные по малому предпринимательству содержат существенные неточности, что затрудняет оценку состояния этого сектора.
На наш взгляд, с учетом специфики развития малого предпринимательства в регионе, для повышения эффективности государственной поддержки малых предприятий КЧР необходимо [5]:
- пересмотреть местные и региональные варианты притока финансов к малым предприятиям;
- создать местные схемы поддержки в сферах, где проблема финансирования МП стоит особенно остро, опираясь на партнерство с коммерческими источниками финансовых ресурсов;
- реализовать партнерство на мезоуровне и установить четкие правила участия государственного бюджета в региональных и местных расходах;
- продвигать местные программы подготовки специалистов, занимающихся экспертизой бизнес-планов для обеспечения их адекватной оценки;
- установить пониженные ставки налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики для участников федеральных и региональных инвестиционных проектов;
- пересмотреть повышение ставок по налогу на имущество организаций в отношении субъектов малого бизнеса;
- необходимо совершенствование специальных налоговых режимов с учетом анализа изменений федерального законодательства, размера страховых взносов на социальное страхование, эффективности установленных ставок, корректирующих коэффициентов;
- увеличить пороговые размеры объема годовых доходов и остаточной стоимости основных средств, по достижении которых налогоплательщик теряет право применения упрощенной системы налогообложения;
- корректировать механизмы установления значения коэффициента-дефлятора, используемого в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
- продлить действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
- ввести для незарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность, возможность добровольного уведомления об осуществлении указанной деятельности и освободить их на 3 года от уплаты налогов и обязательных платежей во внебюджетные фонды, не привлекая их к ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности;
- предоставить вычеты из суммы транспортного налога у владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с которых взимается плата в целях возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, уплаченной в отношении этого транспортного средства налогоплательщиком в данном налоговом периоде.
Примечания:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
2. Мухаметжанова А.С. Состояние и динамика развития предпринимательства в РФ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. 2016. С. 1-5.
3. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/main.
4. Официальный сайт Управления ФНС России по КЧР. URL: https://www.na-log.ru/rn09/.
5. Официальный сайт Министерства финансов КЧР. URL: http://minfin09.ru/.
References:
1. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru.
2. Mukhametzhanova A.S. The state and dynamics of the development of entrepreneurship in the RF // Reference and legal system ConsultantPlus. 2016. Pp. 1-5.
3. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: http://economy.gov.ru/minec/main.
4. Official site of the Office of the Federal Tax Service of Russia for the KCR. URL: https://www.nalog.ru/rn09/.
5. The official website of the Ministry of Finance of the KCR. URL: http:// minfin09.ru/.