Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ПОДДЕРЖКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедова Милена Расуловна, Перова Анастасия Евгеньевна

В статье анализируются стратегические направления развития малого предпринимательства в России в соответствии с современными тенденциями. Разработана матрица стратегий развития малого бизнеса в зависимости от региона, которая позволяет рассмотреть сильные и слабые стороны каждого субъекта, предлагает оптимальную, адекватную стратегию по поддержке малого бизнеса и позволяет делать инструменты государственной поддержки более гибкими и адаптивными с учетом особенностей региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмедова Милена Расуловна, Перова Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

The article analyzes the strategic directions for the development of small business in Russia in accordance with current trends. A matrix of small business development strategies has been developed depending on each region of Russia, which allows you to consider the strengths and weaknesses of each region, offers an optimal, adequate strategy for supporting small businesses and allows you to make government support tools more flexible and adaptive to a particular region, taking into account the characteristics of the regional economy .

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

DoI 10.47576/2712-7559_2022_4_2_205 УдК 33

Ахмедова милена расуловна,

кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия, e-mail: mili-g1@mail.ru

перова анастасия Евгеньевна,

кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия, e-mail: nasper13@mail.ru

развитие малого предпринимательства в россии

В статье анализируются стратегические направления развития малого предпринимательства в России в соответствии с современными тенденциями. Разработана матрица стратегий развития малого бизнеса в зависимости от региона, которая позволяет рассмотреть сильные и слабые стороны каждого субъекта, предлагает оптимальную, адекватную стратегию по поддержке малого бизнеса и позволяет делать инструменты государственной поддержки более гибкими и адаптивными с учетом особенностей региональной экономики.

Ключевые слова: малое предпринимательство; государственная стратегия; поддержка; экономическая привлекательность региона.

udc 33

Akhmedova Milena Rasulovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia, e-mail: mili-g1@mail.ru

perova anastasia Evgenievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia, e-mail: nasper13@mail.ru

development of small business in Russia

The article analyzes the strategic directions for the development of small business in Russia in accordance with current trends. A matrix of small business development strategies has been developed depending on each region of Russia, which allows you to consider the strengths and weaknesses of each region, offers an optimal, adequate strategy for supporting small businesses and allows you to make government support tools more flexible and adaptive to a particular region, taking into account the characteristics of the regional economy .

Keywords: small business; state strategy; support; economic attractiveness of the region.

Малое предпринимательство в современной экономике играет важную роль, снабжая ее разнообразным сервисом, услугами, дифференцированным рынком рабочей силы, снижает уровень безработицы и определяет вектор развития целых реги-

онов и отраслей [7]. Финансовые вложения, которые сегодня осуществляются государствами в сектор малого предпринимательства, оказывают воздействие не только на экономику, но также на социально-экономическое положение граждан и домохозяйств,

которые присутствуют в экономике малого предпринимательства.

Малый бизнес в России недостаточно развит, а также слабо развита его государственная поддержка. Это не снижает потребности малого бизнеса в финансовых и нефинансовых инструментах роста, которые должны обеспечить совокупный рост конкурентоспособности российской продукции, дифференциации предложения, обеспечения гибкости и мобильности российской экономики [4]. Этим рынок частично компенсирует невозможность использования государственных программ и предлагает собственные инструменты решения: взаимосвязь с крупным бизнесом, договор франчайзинга, коллективное финансирование, высоко рискованные ценные бумаги и т. д.

В России складывается ориентация на повышение финансовой автономии малого бизнеса, в то время как развитые экономики поддерживают собственный малый бизнес комплексно (перекрывая различные потребности), при этом финансы играют не первостепенную роль. В этом существует принципиальная разница между инструментами поддержки субъектов малого бизнеса в России и развитых странах.

Государственные меры по поддержке субъектов малого бизнеса в России отличаются в зависимости от того или иного региона [6], отрасли, но в совокупности выглядят следующим образом:

1. Гранты на открытие бизнеса. Гранты на открытие, развитие или расширение малого бизнеса можно получить, если соответствовать определенным стандартам, которые установило государство, также принимать участие в муниципальных и региональных конкурсах, которые могут организовать фонды, инвесторы или иные заинтересованные лица.

При этом существуют ответвления от грантов, позволяющие покрыть часть уже понесенных расходов в прошлом на открытие бизнеса, если он соответствует определенным видам деятельности [3]. Например, в Краснодарском крае широкой популярностью пользуется агропромышленный бизнес, здесь высокая доля фермерства, личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Региональное правительство выделяет средства

на приобретение или строительство производственных, основных фондов, возмещает затраты, связанные с приобретение специализированной техники, хранилищ, транспортных средств для организации перевозок и т. д.

Тем не менее гранты являются адресными, оказывают целевую поддержкой малого бизнеса, поэтому необходимо четко и экономически обосновано сформировать цели, на которые требуется предполагаемой грант.

2. Гарантийная поддержка по кредитам. Если малому бизнесу необходимы кредитные средства на открытие или развитие своего бизнеса, необходимо самостоятельно скоординировать профильные государственные органы власти и выбранный банк, где выдают кредиты при поддержке региональных гарантийных организаций.

3. Субсидии. Субсидии - это финансовые средства, которые федеральные, региональные или местные власти на конкурсной основе выделяют на покупку оборудования, сырья или даже чего-то нематериального, например патента [5]. Это схожее целевое финансирование, которое нельзя потратить не по назначению. Размер субсидий зависит от региона и конкретной программы господдержки - найти необходимую информацию по этому виду поддержки можно на портале для малого и среднего предпринимательства региона.

4. Скидки на лизинг. Этот вид поддержки работает следующим образом: часть процентов, которые малый бизнес должен лизинговой компании, помогает возместить региональное правительство.

5. Займы по сниженным ставкам. Получить такой заем можно в МФО предпринимательского финансирования, работающих по программам господдержки. Условия в них выгоднее, чем в обычных коммерческих организациях.

6. Льготы на аренду. В большей степени это касается аренды земли для фермеров, но есть программы, по которым можно снять и помещение для бизнеса на более выгодных условиях, чем у частных компаний. Подобрать недвижимость для бизнеса можно с помощью бизнес-навигатора малого бизнеса.

8. Обучение. Информационное сопровождение, бесплатные курсы, программы по

повышению квалификации и финансовому просвещению, повышение финансовой грамотности и ознакомление с современными технологиями в сфере финансового управления. Подобный пакет государственных программ позволяет предпринимателям получить бесплатные, но эффективное знания о бизнес-планировании, налоговом администрировании, страховых отчислениях и т. д.

Субъект малого предпринимательства может в равной степени участвовать в нескольких государственных программах, если у него есть данная потребность, а также он соответствует параметрам по данным программам. На сегодняшний день не существует ограничения по использованию субъектами предпринимательства различных источников поддержки, в том числе государственного финансирования.

Наиболее благоприятными отраслями для открытия малого бизнеса является сфера услуг, консалтинга, образование, обработки и легкой промышленности, подрядных работ на строительство, сфера продаж. Специфика данных отраслей позволяют легко входить новым, небольшим предприятием и осуществлять хозяйственную деятельность.

Эффективность развития малого предпринимательства определяется нужным и возможным перечнем стратегических ориентиров, которые позволяют наилучшим образом использовать имеющиеся финансовые, человеческие, правовые и инфраструктурные возможности. Стратегическая инициатива должна исходить не только от государственных органов власти, но также корректироваться в связи с внутренними проблемами субъектов предпринимательства, на которых будет рассчитана данная стратегия.

При этом в рамках национальной стратегии развития субъектов малого предпринимательства необходимо доносить информацию о стратегических инициативах и изменениях до целевой аудитории, до предпринимателей. Это необходимо делать для того, чтобы стратегия имела смысл, реали-зовывалась и трансформировала экономическое пространство предпринимателей. В рамках глобальной стратегии каждый предприниматель вырабатывают собственную стратегию поведения на рынке не только по отношению к спросу, но также в отношениях с государственными органами, финансово-

кредитными учреждениями, налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д. В том числе предпринимателей могут интересовать вопросы следующего характера:

- решения о размещении ресурсов;

- адаптация к внешней среде;

- внутренняя координация;

- создание длительных конкурентных преимуществ.

В России существует большое количество субъектов, а также представлено множество отраслей экономики [2]. В связи с этим государственные стратегические инициативы должны исходить из особенностей отрасли и региона, в котором развивается данная отрасль.

Важной особенностью формирования государственной стратегии по развитию частного предпринимательства является выбор приоритетных ресурсов для различных отраслей и регионов [1]:

- с использованием материальных ресурсов;

- с использованием финансовых ресурсов;

- с использованием человеческих ресурсов (основанные на ключевых компетенциях);

- с использованием информационных ресурсов.

Возникает потребность в скрупулезном планировании имеющихся ресурсов, определения перечня участников государственной стратегии, целей, сроков и задач. Необходимо обобщить весь имеющийся опыт, создать профессиональные связи по вопросам стратегического планирования среди органов государственной власти, обеспечить связанную и последовательную работу всей инфраструктуры и правовой базы для того, чтобы стратегия могла быть реализована, а также определить компетентных участников контроля за использованием тех или иных ресурсов.

В рамках стратегии развития предпринимательства в России малого типа приоритетами выступают развитие многоформатной инфраструктуры потребительских рынков и создание необходимых условий для развития торговли, услуг общественного питания и бытовых услуг. Основные стратегические ориентиры эффективной деятельности предпринимательства в сфере торговли пред-

ставлены на рис. 1. Представленные стратегические направления должны обеспечить малый бизнес доступным финансированием и информационными технологиями. Для реализации данного процесса необходима многоканальная финансовая поддержка субъектов малого бизнеса, которая основана на

возвратных и невозвратных инструментах финансирования. Финансовый механизм многоканального финансирования основан на дифференциации проблематики различных субъектов малого бизнеса, а также на дифференциации экономических проблем в регионах.

Рисунок 1- Направления стратегического развития малого бизнеса в России

Для того чтобы скоординировать рабо- треть матрицу возможностей и угроз для раз-ту по созданию стратегии развития малого личных регионов (табл. 1). предпринимательства, необходимо рассмо-

Таблица 1 - Матрица экономической привлекательности региона - конкурентоспособности

малого бизнеса по всем регионам России

Конкурентоспособность малого предпринимательства

Низкая Средняя Высокая

Высокая Тверская область; Республика Татарстан 1А липецкая область; Республика Башкортостан; Белгородская область; Тюменская область; Пермская область; Новгородская область; Республика Коми; ярославская область 1В Свердловская область; Самарская область; г. Санкт- Петербург; г. Москва Ю

го I о ф _0 н о 0 1 _0 с; <и н го ^ ф с; Средняя Республика Мордовия; Костромская область; Республика Алтай; Республика Северная Осетия; Республика Адыгея; Тамбовская область; Владимирская область; Тульская область; Курская область; Брянская область; Ивановская область; Чувашская Республика; Смоленская область; Оренбургская область 2А Кировская область; Удмуртская Республика; Волгоградская область; Астраханская область; Красноярский край; Республика Саха (якутия); Пензенская область; Иркутская область; Мурманская область; Омская область; Псковская область; Сахалинская область; Вологодская область; ленинградская область; Томская область; Рязанская область; Саратовская область; Ставропольский край; Краснодарский край; Калужская область; Хабаровский край; Орловская область; Воронежская область; Республика Карелия; Новосибирская область; Челябинская область 2В Калининградская, Кемеровская, Московская, Ростовская, Нижегородская. Магаданская области 2С

С Низкая Республика Дагестан; Республика Калмыкия; Ингушская Республика; Читинская область; Еврейская автономная область; Кабардино- Балкарская Республика; Республика Тыва; Карачаево-Черкесская Республика; Республика Хакасия; Курганская область; Республика Марий Эл. 3А Ульяновская область; Приморский край; Камчатская область; Архангельская область 3В зс

Обобщенный вид табл. 1 позволяет сделать выводы о состоянии региона, его потенциалах, рисках и разработать на данной основе соответствующий комплекс мер и мероприятий. Таблица имеет общность со скорингом, когда на основе экспресс-теста можно сделать вывод о состоянии хозяйствующего субъекта, его платежеспособности и конкурентоспособности на основе базовых параметров. При этом базовые параметры могут быть совершенно различными, в том числе и объект исследования.

Стратегия концентрической диверсификации рекомендована для регионов, где происходит снижение количества малых предприятий, их место в региональной экономической системе незначительно, высок уровень конкуренции. Основными инструментами реализации данного стратегического направления являются: поддерживающее

финансирование путем оказания налоговых льгот; дерегулирование, направленное на преодоление многочисленных барьеров; льготное налогообложение.

Стратегия внутреннего роста приемлема для регионов, где присутствует большое количество крупных предприятий, имеются внутренние резервы развития, высок уровень жизни. Основными инструментами являются меры косвенного стимулирования: создание более либерального режима функционирования хозяйственных объектов, упрощенный режим регистрации и отчетности компаний.

Ю Стратегия активной обороны от крупного бизнеса предлагается для регионов, где уровень социально-экономического развития сопоставим с уровнем развитых зарубежных стран, имеются большое количество крупных предприятий, высокий уровень кон-

куренции в различных отраслях, монополизация рынка, высокоразвитая инфраструктура, поэтому основными инструментами являются правовая поддержка малого предпринимательства с целью не допустить его вытеснения с рынка, организация бизнес-сообществ, создание и развитие технопар-ковых структур, развитие электронного бизнеса, помощь малому предпринимательству для выхода на внешний рынок.

2А. Стратегия фокусирования рекомендована для регионов со средней инвестиционной привлекательностью и низким уровнем развития малого предпринимательства. Инструментами для реализации стратегических направлений являются выделение точек роста, селективное финансирование.

2В. Стратегия конгломератной диверсификации приемлема для регионов, где имеется финансовый капитал, рынок товаров и услуг насыщен. Избирательное стимулирование развития малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики в зависимости от специфики региона, разработка новых технологий с использованием потенциала малого бизнеса являются основными инструментами реализации стратегии.

2С. Вертикальная интеграция (кластеризация) применима для регионов, где малое предпринимательство занимает существенное место. Основным инструментом реализации данной стратегии является налаживание взаимосвязей малого предпринимательства с крупным бизнесом (аутсорсинг, субконтрактация, технопарки, кластеры).

3А. Антикризисная стратегия рекомендована для регионов, в которых происходит спад в экономике, существуют высокий уровень безработицы, низкое качество инфраструктуры, высокие риски. Основными механизмами реализации стратегии являются выявление внутренних резервов развития, привлечение специалистов, создание предпринимательских зон, в которых на основе законодательных актов местным властям будет предоставлена возможность осуществления комплекса мер по стимулированию предпринимательства. Это даст возможность создания новых рабочих мест, обеспечит прилив капитала в депрессивные регионы и, как следствие, снижение уровня безработицы за счет маятниковых миграций и улучшение имиджа всего района.

3В. Горизонтальная интеграция рекомендована для регионов, где существуют низкий уровень развития экономики, недостаточность собственных средств. Основными инструментами являются вовлечение малого предпринимательства в деятельность крупных предприятий на одну и ту же стадию цепочки создания ценностей, объединение малых предприятий, привлечение внешних ресурсов.

3С. Реструктуризация бизнеса предлагается для регионов, имеющих низкие уровни развития экономики и эффективность или отсутствие крупных предприятий, поэтому путем выделения малых предприятий из крупных можно повысить уровень развития данных регионов.

Наличие данной матрицы позволяет определить особенности экономического развития различных регионов России, вырабатывать уникальную стратегию по развитию отдельных отраслей, где присутствует концентрация субъектов малого предпринимательства, также совершенствовать конкретные инструменты для повышения эффективности их использования.

Создание стратегических ориентиров развития субъектов малого предпринимательства активно способствует наращиванию качества конкуренции со стороны предложения. Оценка эффективности государственных вложений в наращивание привлекательности предпринимательства должны проводиться с учетом современных тенденций движения экономики в область использования сетевых и инновационных технологий, что также отражается в субъектах малого предпринимательства. Комплекс данных мероприятий позволит совершенствовать систему государственной поддержки малого предпринимательства, а также приблизит качество экономики России к экономикам развитых стран.

Субъекты малого предпринимательства в России нуждаются в активной, всесторонней поддержке не только по линии привлечения финансовых ресурсов, но также в обеспечении инфраструктурой, доработке правовой базы, создании благоприятного экономического микроклимата, снижении административных и бюрократических барьеров. Более того, субъекты малого предпринимательства очень остро нуждаются в платежеспособном

спросе, поскольку это снизило бы потребности в целевом финансировании, выделении грантов и субсидий на открытие бизнеса.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/GovPrograms/doc201312322 (дата обращения: 09.07.2022).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349463/92 d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 14.07.2022).

3. Антонов М.В. Малый бизнес: сущность, становление, перспектива // Интернет-журнал «Науковедение». URL: http://naukovedenie.ru/PDF/88EVN316.pdf (дата обращения: 12.07.2022).

4. Блинов А. О. Малое предпринимательство: теория и практика. М.: Дашков и Ко, 2016. 256 с.

5. Брциева И. Малое предпринимательство как экономическая категория // Общество и экономика. 2009. № 9. С. 148 -159.

6. Нурмухамедова М. Х., Шодибоева М. К., Абдула-хадов Х. Э. Пути совершенствования государственной поддержки малых предприятий // Вопросы экономики и управления. 2016. № 2 (4). С. 14-17. URL: https://moluch. ru/th/5/archive/28/608/ (дата обращения: 27.07.2022).

7. Оганян О. О. О государственной поддержке малого бизнеса в России // Вопросы управления. 2016. № 2. С. 45-50.

References

1. The State Program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy". URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ GovPrograms/doc201312322 (accessed: 09.07.2022).

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 409 dated 02.04.2020 "On measures to ensure sustainable economic development". URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349463/92d9 69e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b / (accessed: 07/14/2022).

3. Antonov M.V. Small business: essence, formation, perspective. Online journal "Science Studies". URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/88EVN316.pdf (date of address: 12.07.2022).

4. Blinov A. O. Small entrepreneurship: theory and practice. M.: Dashkov and Co., 2016. 256 p.

5. Brcieva I. Small entrepreneurship as an economic category. Society and economy. 2009. No. 9. pp. 148 -159.

6. Nurmukhamedova M. H., Shodiboeva M. K., Abdulakhadov H. E. Ways to improve state support for small enterprises. Issues of economics and management. 2016. No. 2 (4). pp. 14-17. URL: https://moluch.ru/th/5/ archive/28/608 / (date of address: 27.07.2022).

7. Ohanyan O. O. On state support of small business in Russia. Management issues. 2016. No. 2. pp. 45-50.

индустриальная экономика« № 4, том 2, 2022 211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.