Научная статья на тему 'Развитие малого инновационного предпринимательства в России'

Развитие малого инновационного предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова И. А., Моковозов С. А., Соколова Е. Л.

Поднимаются вопросы развития инновационного предпринимательства; особенности функционирования малых и средних предприятий, их вклад в инновационные процессы; сильные и слабые стороны малых инновационных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого инновационного предпринимательства в России»

В 2006 году компания Текора разработала систему «4И» на основе технологии активизации и использования интеллектуального потенциала сотрудников. «Информационный Инкубатор Инновационных Идей» (система «4И») предназначена для сбора, первичной обработки и отбора для реализации предложений штатных сотрудников предприятия по широкому кругу вопросов, имеющих отношение к развитию бизнеса. Система «4И» позволяет любому пользователю - от рядового сотрудника до топ-менеджера - разместить инициативное предложение или сформировать запрос на решение актуальной проблемы.

«Система 4И» предназначена для повышения эффективности использования знаний и опыта коллектива вашей компании при решении комплекса следующих задач:

• Разработка новых продуктов и услуг, востребованных на рынке.

• Улучшение выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

• Разработка планов вывода продукции на новые рынки.

• Улучшение системы управления компанией и разработка новых моделей ведения бизнеса.

• Повышение производительности труда и сокращение производственных издержек.

• Повышение эффективности основных бизнес-процессов компании.

Проанализировав систему «4И», автор данной работы выявил ее преимущества и недостатки.

Преимущества системы «4И»

• Анонимность.

• Удаленное соавторство сотрудников компании.

• Подача идей авторами «из рук в руки» руководству компании.

• Хранение идей в одном формате и доступном каждом сотруднику компании.

• Помощь в развитии идеи.

• Индивидуальная доработка системы под организацию.

Недостатки системы «4И»

• Система выгодна только для крупных предприятий (свыше 500 занятых).

• Не доработана система сортировки проектов.

• Система требует больших финансовых затрат.

В результате внедрения информационной системы сбора и первичной обработки предложений сотрудников предприятия достигается существенный эффект. Снижаются финансовые затраты, трудозатраты и сроки на сбор предложений сотрудников за счет автоматизации большинства рутинных операций. Уменьшается вероятность конфликтности между авторами. Снижается риск принятия неверного решения за счет вовлечения широкого круга компетентных специалистов. Происходит увеличение потока предложений сотрудников за счет использования методов коллективного поиска идей. Увеличивается числа горизонтальных связей между специалистами различных подразделений предприятия. Осуществляется обмена знаниями и опытом между сотрудниками различных подразделений предприятия.

На сегодняшний момент, данная система внедрена и успешно функционирует на таких предприятиях как: ОАО «РЖД»; ОАО «ОГК-3»; НП «Инноватика».

По мнению автора работы, система «4И» перспективна для крупных организаций и подойдет для любого рода бизнеса. Система позволяет обмениваться идеями между филиалами. Формировать, размещать проблемные вопросы и предлагать решения по ним, а также обмениваться опытом. Это поможет сократить затраты и время на реализацию многих проектов. Выявить различные способности своих сотрудников. И, несомненно, улучшить и оптимизировать существующие бизнес-процессы в организации.

Библиографические ссылки

1. Васильева Н. А. Экономика предприятия. URL: http://www.be5.biz/ekonomika/e005/07.htm/

2. Текора. Технология корпоративного развития. URL: http://tekora.ru/Products/44i/

3. Tekora Lab. «Биржа идей» в Сбербанке. URL:http://lab.tekora.ru/?p=741/

4. Малаева Е. Есть идея // Энергия роста. Вып. 3(33). 2011. URL:http://www. ogk3.ru/user data/130381 5951.pdf/

5. Нелюбин С., Хасанов М. Курс - на эффективность // Энергия роста. Вып. 7(25). 2010. URL: http://www.ogk3.ru/userdata/1283343 773.pdf/

© Гринева Д. В., 2012

УДК 338:005.591.6:470

И. А. Данилова, С. А. Моковозов Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Поднимаются вопросы развития инновационного предпринимательства; особенности функционирования малых и средних предприятий, их вклад в инновационные процессы; сильные и слабые стороны малых инновационных предприятий.

Как свидетельствует зарубежный опыт, малое структурная составляющая рыночного инновацион-предпринимательство в инновационной сфере - ного потенциала промышленно развитых стран. первая по массовости и наиболее динамичная

Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»

Действительно, основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы (эксплеренты) - технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов [1].

Строгое значение понятия «инновационное предпринимательство» появилось в начале научно-технической революции как отражение принципиально нового явления: превращения науки в массовую производительную силу. В авангарде инновационного предпринимательства к середине XX в. были такие гиганты, как IBM, General Electric и ряд других корпораций. Но одновременно в сфере инновационного предпринимательства начали появляться небольшие компании, которые с чрезмерно ограниченными ресурсами (финансовыми, материальными и людскими) брались за рискованные проекты, все больше определяя динамику научно-технологических радикальных изменений в тех или иных отраслях экономики [2].

В реальных рыночных инновационных системах из-за отсутствия государственного патернализма почти все основные риски берут на себя сами субъекты инновационной деятельности. Они рискуют собственным благополучием, а иногда и самим своим существованием. Зато и мотивационные стимулы здесь многократно выше, и поэтому органично возникает и развивается малый инновационный бизнес. В целом для организационных структур таких систем характерно сочетание крупных интегрированных фирм -лидеров национальной и мировой экономики с множеством малых предприятий, осуществляющих пионерную, рисковую инновационно-технологическую деятельность [4].

Инновационный бизнес уникален и одновременно сложен тем, что включает в себя все другие сферы предпринимательской деятельности: и производство, и торговлю, и менеджмент, и маркетинг. Аккумулируя все эти сферы, инновационный бизнес, с одной стороны, использует весь национальный потенциал этих отраслей, с другой стороны, собирает все возможные проблемы этих сфер [3].

Приблизительно 99 % всех предприятий Евросоюза являются малыми или средними фирмами (далее -МСП). Эти предприятия произвели 65 миллионов рабочих мест в 2005 году.

МСП играют важную роль в сегодняшней экономике, потому что производят много рабочих мест и являются главными «предпринимательскими двигателями новых технологий и продуктовых инноваций».

Согласно мнению специалистов в области инновационного менеджмента (Хоффман, Лафорет, Танн и другие) большинство МСП - важные двигатели инноваций, потому что они могут использовать преимущество своего малого размера. Благодаря своему относительно малому размеру МСП меньше подвержены бюрократическому методу принятия решений, что делает их более гибкими. Возрастающая гибкость усиливает их способность адаптироваться к изме-

няющимся условиям рынка (к примеру, новым технологиям и специфическим нуждам покупателя) по сравнению с крупными фирмами. Меньшая фирма имеет более плоскую управленческую структуру с более короткими линиями коммуникаций, что ведет к лучшему выполнению своей предпринимательской роли. Более того, предприниматель сам управляет процессами всего производства и маркетинга. МСП не обязательно инновационны в традиционно понимаемом смысле, но инновационны больше на специальной основе.

Однако важность МСП зависит от их размера. Есть разница в инновационности малых фирм и средних фирм. К примеру, исследователи Гот и Ёрл нашли, что меньшие фирмы производят меньше продаж новых продуктов в сравнении с большими (средними). По мнению другого исследователя - Вайта, малые фирмы (с количеством работников до 20 человек) извлекают пользу из индивидуализма, что значит, что всё в фирме организовано вокруг предпринимателя. Большие МСП (с пятьюдесятью и более работниками) извлекают пользу из более высокой доступности ресурсов, в то время как средние фирмы (численностью от 20 до 50 работников) нуждаются и в том и в том. Основываясь на этих исследованиях, можно сделать вывод, что большие МСП могут быть двигателями инноваций, потому что у них есть организационные возможности, чтоб серьезно инвестировать и использовать инновационную деятельность, пользуясь своей гибкостью благодаря относительно небольшому размеру. Маленькие фирмы могут быть проводниками инноваций, когда извлекают пользу из инновационности предпринимателя. Однако Хоффман выясняет, что малые и успешные фирмы часто поглощаются своими большими хищными конкурентами. Средние фирмы находятся где-то посередине. У них недостаток ресурсов и нет возможности извлекать пользу из инновационного духа единичного предпринимателя [5].

Трудности в деятельности таких предприятий связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных подразделений, что связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетический эффект.

К сильным сторонам малых инновационных предприятий относятся следующие:

- оперативное принятие управленческих решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;

- низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным контактам с ними;

- отсутствие бюрократических процедур в организации в виду минимальной управленческой иерархии предприятий [1].

Основываясь на всей этой информации можно прийти к выводу, что малые инновационные предприятия - главные двигатели инноваций. Ряд преимуществ этих предприятий, таких как ориентация на поиск принципиально новых продуктов и процессов, связанных с высоким коммерческим и техническим

риском; организационная обособленность от крупного текущего производства; отсутствие в них многочисленных бюрократических процедур и ограничений, присущих крупным организациям; создание атмосферы интенсивной работы по решению поставленной задачи, делает их важной составляющей инновационного процесса. Именно на их долю приходится основная часть усилий по поиску, разработке и освоению научно-технических нововведений, стоимость которых относительно невелика.

Библиографические ссылки

1. Миндели Л. Э., Пиния Л. К. Малое и среднее инновационное предпринимательство: условия развития и международные отношения. М., 2004.

2. Портал «Центр информационной поддержки

малого бизнеса». URL: http://smallbusinesses.ru/ content/9/

3. Малый инновационный бизнес: проблемы и перспективы : Аналитическая записка подготовлена Общественным советом по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга совместно с Северо-Западным Ресурсным Центром «Помощь бизнесу». СПб., 2006.

4. Балдин К. В. и др. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М., 2008.

5. Портал «Enterpreuners and innovation». URL: http://www.aUiance-capabiUty.com/entrepreneurs-and-innovation/

© Данилова И. А., Моковозов С. А., 2012

УДК 338:005.591.6:470

И. А. Данилова Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

Рассматривается национальная инновационная система России, ее институциональная структура и уровни, взаимодействие между различными элементами; анализируется роль малых инновационных фирм для инновационной системы России в современных условиях.

Понятие национальной инновационной системы (НИС) в последнее десятилетие используется во всех работах, посвященных экономическим аспектам технико-технологического прогресса.

Национальная инновационная система представляет собой совокупность экономических субъектов - институтов, производящих новые знания (научных и инновационных структур, технологических, аналитических центров, которые соединены множеством взаимосвязей), а также правовых, финансовых, социальных институтов, общественных норм и этических ценностей, участвующих в создании новых знаний, их хранении, распространении, трансформации в новые технологии, продукты и услуги, потребляемые обществом [1, с. 52].

Институциональная структура НИС включает государство, формирующее инновационную политику страны, сферу НИОКР, отвечающую за создание новшеств, механизм передачи знаний, сферу производства, где инновации выпускаются сериями, и сферу потребления, где реализуются их качественные характеристики.

Первый уровень НИС образуют государственные организации, Министерства, ведомства, финансовые структуры, фонды, занимающиеся разработкой национальной инновационной политики, осуществляющие координацию деятельности всех институтов рынка и их регулирование, поддерживающие процесс взаимодействия между всем комплексом экономических, социальных, политических и других факторов, определяющих создание инноваций.

Среда, производящая знания, - это совокупность научных, учебных и научно-производственных орга-

низаций, основная деятельность которых связана с разработкой фундаментальных исследований, проведением НИОКР по государственным заказам, а также вне зоны ответственности государства.

Передача новых знаний и технологий, обмен опытом, и информацией, в основном осуществляется через специальную литературу, на выставках, ярмарках, научных семинарах, конференциях, симпозиумах. Важное место в распространении новых технологий и видов продукции, экспорте и импорте инноваций имеет система контрактов между субъектами инновационной деятельности, а также приобретение патентов и лицензий.

Реализация механизма трансфера знаний невозможна без услуг, которые предоставляют различные консалтинговые и инжиниринговые фирмы, научные, производственные и маркетинговые подразделения организаций, включенных в инновационный процесс.

Предпринимательская среда состоит как из сферы производства и коммерциализации инноваций, так и сферы их потребления. Поэтому здесь основными субъектами выступают предприятия различных видов деятельности и размерных классов.

В качестве важного звена НИС выступают малые инновационные предприятия. Они входят в структуру каждого блока, хотя и выполняют разные функции. На стадии производства знаний, это малые предприятия, занимающиеся научными исследованиями и научным обслуживанием. Они обладают высоким потенциалом работников, творческим духом и стимулами к сотрудничеству с государством и различными предпринимательскими структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.