Научная статья на тему 'Развитие малого инновационного предпринимательства в регионах Российской Федерации'

Развитие малого инновационного предпринимательства в регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
589
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМА / ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тупчиенко В. А.

На современном этапе развития экономики в динамично меняющихся условиях хозяйствования, а также в кризисных ситуациях постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в успешном функционировании любой организации. Инновации для предприятия на сегодняшний день являются наиболее весомым источником прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого инновационного предпринимательства в регионах Российской Федерации»



УДК 332.142

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. А. ТУПЧИЕНКО,

доктор экономических наук, профессор кафедры региональной экономики и управления E-mail: regek@yzfei.ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт

На современном этапе развития экономики в динамично меняющихся условиях хозяйствования, а также в кризисных ситуациях постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в успешном функционировании любой организации. Инновации для предприятия на сегодняшний день являются наиболее весомым источником прибыли.

Ключевые слова: инновации, малое предпринимательство, развитие, проблема, прогноз.

Финансовая сторонадеятельности малых предприятий совершенно не похожа на аналогичную деятельность крупных корпораций вследствие того, что основатель малого предприятия рискует своими личными средствами и риск его, как правило, намного выше. Возможно, что целью руководителя малого предприятия является создание компании, которая в конечном итоге станет крупной корпорацией, но на пути к этому предприниматель не может пользоваться теми же финансовыми инструментами, что и руководитель крупной фирмы. Рынок ценных бумаг и облигаций для малых предприятий закрыт, обычные банковские кредиты получить нелегко, а если и можно, то в меньшем объеме, чем хотелось бы.

Крупные фирмы, желая удержать уже приобретенные позиции на рынке и в производстве, т. е. опасаясь за свои завоевания, идут по пути незначительных модификаций и улучшения старой продукции, а не создания новой. Для них нововведения означают лишь увеличение прибыли или расширение рынков, адля мелких фирм введение новшеств в прямом смысле связано с собственным существованием. Поэтому неудивительно, что крупные корпорации не стремятся применять технологические или технические новшества, в корне меняющие процесс производства, пока не убедятся в их действительной эффективности или пока их не начнут применять конкуренты.

Большинство выдающихся изобретений нашего времени увидели свет благодаря небольшим компаниям и лишь по прошествии известного времени стали производиться крупными корпорациями. И это неудивительно. По данным американских ученых, 70—80 % всех исследований и разработок не проходят даже первой стадии (проработки идей), затем процент отбракованных идей снижается, а оставшиеся приобретают более или менее приемлемую коммерческую ценность и практическую

осуществимость. Около 80 % новых продуктов, поступающих на рынок, вообще не имеют успеха и снимаются с производства.

И крупные, и мелкие фирмы, связанные с научными исследованиями и разработками, заинтересованы в сотрудничестве. Формы сотрудничества представлены на рисунке.

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.

Анализ сложившейся в стране предпринимательской среды позволяет выделить ряд причин, замедляющих поступательное развитие в России малого предпринимательства. В их числе:

- сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

- низкий уровень экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной

Формы сотрудничества малых инновационных фирм и крупных предприятий

деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе. Экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. В первую очередь предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющих сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Процесс создания, распространения и коммерциализации новшеств предусматривает взаимодействие множества субъектов на каждом этапе. Между генерацией идеи и широкомасштабным внедрением ее результатов в деятельность крупных предприятий (что сопряжено с риском, ибо требует масштабных изменений) стоят малые высокотехнологичные фирмы, выполняющие функции отбора и доработки перспективных идей. Следовательно, главное условие создания в России инновационной экономики — развитие высокотехнологичного сектора. Поэтому при разработке целостной стратегии его развития необходим системный анализ проблем, мешающих становлению малых высокотехнологичных фирм, с учетом его особой роли в инновационной системе.

Для малых высокотехнологичных фирм существует два пути развития: самостоятельное освоение ниш мирового рынка высокотехнологичной продукции с перерастанием в случае успеха в средние и крупные фирмы и разработка и выведение на рынок нового продукта (процесса) совместно с крупной корпорацией. В последнем случае малая фирма может оставаться независимой.

Соответственно, малые высокотехнологичные фирмы играют важную роль на ранних стадиях инновационного процесса (формирование концепции, создание макета, опытного образца, рыночное тестирование разработки, производство опытной партии и даже полномасштабное промышленное освоение новшества). Крупное же предприятие может позволить себе рентабельное внедрение инноваций именно потому, что знания обладают практически нулевыми предельными издержками при их распространении. Следовательно, предприятие легко может развивать кооперацию с другими компаниями на основе научно-технической разработки или расширять ассортимент выпускаемой продукции при наличии необходимой производственной базы.

Российский инновационный бизнес мог бы приобрести совсем иной масштаб при поддержке государства и притоке частных инвестиций. Страна может экспортировать не нефть и уголь, а продукты высоких технологий, но пока в России такая продукция занимает в структуре экспорта не более 1 %. Просто необходимо увеличивать долю высокотехнологичной продукции в стране и затем значительно увеличить ее экспорт, потому как природные ресурсы страны небезграничны.

При поддержании добычи на текущем уровне, по некоторым данным, России хватит нефтегазовых запасов лишь на 60 лет, при этом нефти осталось лишь на 20 лет. Более того, эти оценки не

принимают во внимание качество нефти в разных странах. Этот фактор делает разрыв между Россией и арабскими странами по запасам еще более значительным, так как качество российской нефти ниже, например, ближневосточной или нигерийской.

Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, с каждым годом все меньше. Поданным за 2000—2010 гг., итоговое число таких организаций уменьшается (табл. 1).

Для поддержания инноваций на должном уровне и развития малого предпринимательства в этой сфере необходимо развивать торговлю технологиями с зарубежными странами, что должно вызывать здоровую конкуренцию на рынке (табл. 2).

В настоящее время Россия переживает глубокий инновационный кризис. Главным противоречием, порождающим этот кризис, является то, что, с одной стороны, переход к свободному предпринимательству, создание конкурентной среды, ориентация на запросы потребителей должны стимулировать инновационную деятельность, технологические новшества, реализацию научно-технических и других инноваций. С другой стороны, экономическая нестабильность, резкое снижение инвестиционной активности, социальная напряженность в обществе дезорганизуют инновационный процесс, ликвидируют естественные стимулы к инновационной деятельности.

Необходимо отметить, что в России имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но при этом имеет место крайне слабая ориентация инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности.

Инновационный кризис проявляется в резком снижении уровня управляемости процессом созда-

Таблица 1

Число организаций, выполнявших в 2000—2010 гг. научные исследования и разработки

Показатель 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Научно-исследовательские организации 2 686 2 464 2 115 2 049 2 036 1 926 1 813 1 713

Конструкторские бюро 318 194 489 482 497 418 494 518

Проектные и проектно-изыскательские 85 63 61 58 49 42 36 31

организации

Опытные заводы 33 31 30 49 60 58 58 62

Образовательные учреждения высшего 390 402 406 417 500 503 494 508

профессионального образования

Научно-исследовательские, проектно- 284 244 231 255 265 239 237 233

конструкторские подразделения

в организациях

Прочие организации 303 258 234 312 550 480 467 494

Всего организаций 4 099 3 656 3 566 3 622 3 957 3 666 3 599 3 559

4

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ Ъ'ПРАХЖ'иХА

Таблица 2

Торговля технологиями с зарубежными странами по объектам сделок в 2009 г.

Объект сделки Экспорт Импорт

Число соглашений Стоимость предмета соглашения, млн долл. Поступление средств за год, млн долл. Число соглашений Стоимость предмета соглашения, млн долл. Выплаты средств за год, млн долл.

Патент на изобретение 4 - 0,2 15 21,8 1,1

Патентная лицензия на изобретение 34 30,6 12,8 84 148,6 75

Полезная модель 12 12,2 0,9 4 0,3 0,3

Ноу-хау 29 53,7 11 32 122 61,9

Товарный знак 8 0,4 0,4 89 345,4 392,7

Промышленный образец 1 27 3,6 1 0 0

Инжиниринговые услуги 712 2 399,9 410,9 1 021 2 392,9 879,2

Научные исследования 672 406,2 120,9 67 36,5 19,9

Прочие 294 78,8 57,5 336 359,9 189

Всего 1 766 3 008,8 618,2 1 649 3 427,3 1 619

ния и реализации новшеств, отсутствии в ряде случаев источников его финансирования, свертывании деятельности исследовательских коллективов. За последнее время поток иностранных технологий подавляет развитие национальной инновационной политики и прикладной науки, создает реальную опасность возникновения технологической зависимости от зарубежных разработок. Обобщая опыт малого инновационного бизнеса в экономике высокоразвитых стран, для России можно сделать ряд выводов, предполагающих:

- доведение удельного веса малых предприятий в объеме валового внутреннего продукта с 17 до 60%;

- особое внимание созданию и развитию малого бизнеса в сфере инноваций (в России только 2,5 % малых предприятий заняты инновационными разработками);

- усиление роли малого бизнеса в инновационных процессах при его объединении с крупными фирмами и с научными учреждениями, где он выступает структурным подразделением;

- применение используемых в развитых странах методов государственной поддержки: реализации масштабных программ партнерства малого инновационного бизнеса с крупным бизнесом, с государственными структурами, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, передачи технологий, кооперации, обеспечения льготами (налоговые, кредитные, возмещение определенных затрат), создания инновационной инфраструктуры (технопарки, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы). Руководством страны малое предпринимательство рассматривается как один из основных

элементов институциональных преобразований экономики. К 2020 г. доля занятых в малом и среднем предпринимательстве должна составлять 60—70 % активного населения страны. Уже к 2012 г. количество малых и средних компаний на тысячу человек должно увеличиться на 15 %. Достичь таких показателей будет не просто. Осложняется все тем, что предприниматели не надеются на помощь государства.

Как показал опрос, проведенный в 2008 г. Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», среди 5,5тыс. предпринимателей из 40 российских регионов только 6 % респондентов принимали участие в федеральных программах поддержки, 15% — в региональных программах, 12% — в муниципальных.

Мировой опыт показывает, что малое предпринимательство следует рассматривать как одно из эффективных направлений активизации инновационной деятельности в промышленности. В связи с этим проблема повышения эффективности поддержки малого предпринимательства и управления малыми предприятиями в этой сфере деятельности остается особенно актуальной.

Механический перенос формируемой методологии современного российского менеджмента на малые предприятия, деятельность которых связана с инновационным процессом, не приводит к получению ожидаемого эффекта и, более того, компрометирует эту признанную во всем мире организационно-производственную форму предпринимательства. Можно выделить несколько причин, препятствующих эффективному использованию малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сферахдеятельности.

Во-первых, отсутствие рыночного механизма интеграции отдельных субъектов интеллектуальной собственности в добровольно создаваемые коллективы (организации) разработчиков и производителей, способные воспроизвести цепь «исследование— разработка — производство — продажа».

Во-вторых, проблема связана с преодолением традиционной для бывшего советского периода организации научно-технической и инвестиционной деятельности.

В-третьих, проблема заключается в необходимости возврата в научно-техническую и инновационную сферы деятельности высококвалифицированных научных и конструкторских кадров, ушедших в другие сферы профессиональной деятельности или уехавших за рубеж. Необходимо восстановление непрерывности в системе подготовки кадрового потенциала, необходимого для создания экономики более высокого технологического уклада. Одним из путей решения этой проблемы является усиление предпринимательских начал, перенесение центра тяжести в научно-технической и инновационной деятельности на частный капитал, в том числе на малое предпринимательство.

Решить эти проблемы одному или нескольким малым предприятиям не под силу. На этом направлении должны быть сконцентрированы усилия законодательной и исполнительной властей, ученых, предпринимателей и менеджеров, поскольку решение лежит в плоскостях научно-технической и инновационной деятельности, совершенствования рыночного механизма, управления хозяйствующими субъектами, регулирования поведения рыночной среды, налогового, кредитно-финансового и правового механизмов.

Например, государственная поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства в г. Москве осуществляется в целях:

- создания условий для устойчивого развития экономики города, расширения финансовой базы формирования городского бюджета, повышения уровня занятости и качества жизни населения;

- роста интеллектуального потенциала города, развития частной инициативы;

- содействия обеспечению экономической, технологической и информационной безопасности города как субъекта Федерации и городского поселения;

- поддержания статуса города как центра промышленности, науки и высоких технологий;

- снижения затрат на содержание и обслуживание городского хозяйства за счет применения

наукоемких (в том числе импортозамещающих) разработок и технологий. К числу приоритетов при реализации целей государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства относятся:

- разрешение проблем, сдерживающих создание, развитие и эффективную деятельность субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере науки и промышленности;

- повышение конкурентоспособности продукции и услуг малого бизнеса Москвы на отечественном и зарубежных рынках;

- привлечение негосударственных инвестиций в сферу наукоемкого малого предпринимательства города, обеспечение «кумулятивного» эффекта бюджетных инвестиций;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области предпринимательства, науки и технологий;

- оптимизация деятельности и реструктуризация крупных научных и производственных предприятий за счет развития субконтрактных, субподрядных и кооперационных взаимоотношений с субъектами малого предпринимательства. Предусматриваются различные направления

деятельности при реализации государственной и иных форм поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Это, во-первых, мероприятия, осуществляемые непосредственно в отношении субъектов малого предпринимательства:

- предоставление налоговых (в соответствии с законодательством) и тарифных льгот субъектам малого предпринимательства промышленной сферы, создающим и развивающим у себя научные, научно-конструкторские, научно-технологические и т. п. подразделения, создание условий для стимулирования НИОКР на наукоемких малых предприятиях города;

- информационное, организационное и финансовое содействие субъектам малого предпринимательства в развитии научно-производственной кооперации, коммерциализации интеллектуальной собственности;

- долевое участие органов городской администрации в финансировании научных и технологических исследований субъектов малого предпринимательства;

- организационное содействие и компенсация затрат по патентованию, лицензированию и сертификации высокотехнологичной продук-

ции, новых технологий, ноу-хау, создаваемых субъектами малого предпринимательства;

- финансирование инновационных малых предприятий в форме государственных инвестиций или бюджетных кредитов;

- компенсация части процентной ставки по кредитам и займам, идущим на разработку и освоение новой техники субъектам малого предпринимательства, до момента ее коммерческой реализации.

И, во-вторых, мероприятия, осуществляемые

в отношении иных организаций в интересах субъектов малого предпринимательства:

- создание городских организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, иных элементов институциональной инфраструктуры, в том числе территориальных зон высоких технологий, территориальных единиц с особым статусом ит. д.;

- создание коммерческих и некоммерческих организаций для финансирования наукоемких и высокотехнологичных проектов малых предприятий в инновационной сфере;

- финансирование фондов венчурного капитала в форме государственных инвестиций или бюджетных кредитов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание условий и стимулов для привлечения средств негосударственных инвесторов в венчурные фонды, включая предоставление государственных гарантий, льгот по арендной плате за земельные участки и недвижимость, компенсацию процентной ставки по привлекаемым на возвратной основе финансовым ресурсам ит.п.;

- предоставление субъектам малого предпринимательства инновационной сферы услуг и

Список литературы

ресурсов организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая подготовку предпринимательских кадров в сфере высоких технологий, менеджмента инноваций и т. д.

Финансовое обеспечение мер поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства г. Москвы относится к числу приоритетных задач органов исполнительной власти города. При этом признается необходимость государственной поддержки высокорисковых проектов, реализация которых имеет научную и экономическую перспективу и социальную значимость, но невозможна или нецелесообразна в рамках действующих рыночных механизмов.

На сегодня инновационная активность российских компаний низка, доля инновационной продукции в общем объеме производства составляет лишь 2—3 %. Правительство предпринимает усилия по созданию национальной инновационной системы, развитию рынка объектов интеллектуальной собственности, но эти шаги будут успешными тогда, когда российские компании увеличат реальный спрос на инновации. Скорее всего, это должны быть компании, представляющие малый бизнес.

Таким образом, малые инновационные организации в России — это не только объективная реальность, но и важный фактор государственной научно-технической политики. Малые предприятия, созданные специалистами научно-исследовательских институтов, крупных научно-производственных объединений и функционирующие, по сути, как их необходимые партнеры, занимаются в зависимости от текущих потребностей исследованиями, разработками и даже производством.

1. Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы — http:// www.dmpmos.ru.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р.

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от24.07.2007г. № 209-ФЗ.

4. ОПОРА РОССИИ - http://www.opora.ru.

5. Управление инновациями в малом бизнесе. URL: http://www.dist-cons.ru/modules/innova/section4. html.

6. Федеральная служба государственной статистики — http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.