Научная статья на тему 'Развитие малого инновационного бизнеса в Российской Федерации'

Развитие малого инновационного бизнеса в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова С.

В статье раскрываются основные условия развития малого инновационного бизнеса в России, описываются накопившиеся проблемы в этой сфере экономики, предлагаются оперативные меры для стимулирования его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого инновационного бизнеса в Российской Федерации»

С. АЛЕКСАНДРОВА, аспирантка Московского государственного университета

им. Н.Э. Баумана

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье раскрываются основные условия развития малого инновационного бизнеса в России, описываются накопившиеся проблемы в этой сфере экономики, предлагаются оперативные меры для стимулирования его развития.

Ключевые слова: малый бизнес, инновации, инновационный бизнес.

Мировой опыт показывает огромную значимость малого инновационного предпринимательства. В экономике зарубежных стран малые предприятия определяют темпы экономического роста и развитие инновационного потенциала экономики, обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест. Малыми инновационными формами создается около 50% нововведений. В наиболее развивающихся отраслях (информатика, электроника и биомедицинская техника) из общего количества действующих фирм малые предприятия численностью до 100 человек составляют свыше 80%.

Малый инновационный бизнес представляет собой специфическую организационную форму инновационной деятельности, имеющую большое значение как для развития экономики страны в целом, так и для удовлетворения индивидуальных потребностей разработчиков новой техники, создателей инноваций, авторов изобретений и открытий. Со свойственной малому бизнесу гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры, именно он, в кооперации с крупными компаниями, позволяет активизировать инновационные процессы.

Согласно статистическим данным, доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России в настоящее время варьирует, по разным оценкам, от 1,4 до 3,5%. По экспертным оценкам, удельный вес инновационной продукции малых и средних предприятий в объеме инновационной продукции составляет 0,7%.

С народнохозяйственной точки зрения, малые инновационные предприятия являются эффективным инструментом постоянного обновления всех элементов производственных процессов, обеспечения высокой конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Они способны очень динамично и гибко реагировать как на изменения потребительского спроса, так и на новые предложения и перспективы, открывающиеся на базе результатов научных исследований и разработок.

Малые инновационные предприятия осуществляют инновации, которые не требуют значительных инвестиций и привлечения существенных материальных, трудовых и энергетических ресурсов. В то же время они способны в значительной степени снижать социальную напряженность в кризисных ситуациях, в условиях реструктуризации отраслевых производств, предоставляя рабочие места для квалифицированных специалистов и рабочих.

Инновационный бизнес привлекателен по следующим причинам: совершенствует

деятельность всех других сфер предпринимательства (без инновационной составляющей любому

бизнесу крайне сложно конкурировать); направлен на конкретные потребности покупателя; всегда носит актуальный и соревновательный характер.

Можно отметить следующие особенности малого предпринимательства в инновационной сфере. Во-первых, большинство малых предприятий возникло в 90-х годах на базе государственных КБ и др. организаций. Во-вторых, неоднородность, случайность, наличие сомнительных источников первоначального накопления капиталов, отсутствие долгосрочного внешнего финансирования. В-третьих, ориентация на узкоспециализированные направления научных разработок, что позволяет даже при ограниченном объеме финансовых средств конкурировать с крупными компаниями. В-четвертых, зависимость степени интенсивности инновационной деятельности от отрасли, в которой действуют малые предприятия. Разработка и освоение ими нововведений осуществляются в тех областях, которые кажутся для крупного бизнеса или неперспективными, или слишком рискованными, и где, как правило, короток жизненный цикл изделий.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого инновационного предпринимательства, можно выделить ряд определенных его преимуществ. К ним относятся: короткая длительность инновационного цикла; прямые и персональные контакты с партнерами; быстрое принятие управленческих решений; высокая мотивация труда; гибкая реакция на научнотехнические достижения; динамичная ориентация на спрос потребителя, свободные рыночные ниши; минимальная иерархия в менеджменте.

Однако, как показала практика деятельности малых инновационных предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, к которым относятся: невысокий профессиональный уровень менеджмента; незначительные

возможности привлечения внешнего финансирования; высокий уровень риска в предпринимательской деятельности; незначительная степень разделения труда и специализации рабочих мест; ограниченные возможности удовлетворения масштабного спроса; персонифицированная ответственность за финансовые результаты деятельности.

Необходимость создания системы поддержки инновационной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях не вызывает никаких сомнений. Известно, что, как элемент системы государственного управления, политика в области инновационной деятельности должна иметь четко определенные цели, органы управления, информационную систему для реализации функций управления, инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы управления воздействуют на предприятия.

Можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого инновационного бизнеса в России. Одной из ключевых проблем является, по нашему мнению, отсутствие правовой основы для малого инновационного бизнеса. На первый взгляд, сегодня существует законодательная база, регламентирующая деятельность малого инновационного бизнеса. Однако существующие законы даже не упоминают ключевого понятия этой сферы -«инновационная деятельность», «инновации»; вместо него используется «НИОКР». Но понятие «инновационная деятельность» гораздо шире и масштабнее.

Основной причиной того, что на малых предприятиях в большинстве случаев используют обычные или незначительно усовершенствованные технологии и лишь в 10% случаев применяются достаточно уникальные разработки, является неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в наукоемких малых производствах.

Также можно выделить: отсутствие серьезного внутреннего спроса на проекты предприятий и, как следствие, низкая рентабельность; не пресекаемые государственными органами грубые нарушения прав интеллектуальной собственности; недобросовестная конкуренция и коррупция. В

целом можно утверждать, что интеллектуальный потенциал негосударственного сектора экономики используется крайне нерационально.

Следующая проблема - неустойчивость и незавершенность законодательной базы в области налогового регулирования, которое все еще остается противоречивым и сложным. Это приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляют свою предпринимательскую деятельность. Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую деятельность остается все еще тяжелым. Существенное негативное влияние на деятельность предприятий оказывают органы местного самоуправления, которые вводят дополнительные местные налоги и сборы, пытаясь компенсировать часть налогов, теряемых из-за перераспределения средств на региональные и федеральный уровни. Кроме того, отсутствует дифференциация размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних.

Кадровая проблема также является очень актуальной на малых инновационных предприятиях. Именно сейчас в России происходит «смена поколений директорского корпуса» инноватики. Опытные кадры уходят, а у молодых не хватает опыта в данной сфере. Качество образования молодых специалистов не подлежит сомнению, однако вновь пришедшим не хватает навыков ведения крупных инновационных проектов, которыми обладает лишь «старое» поколение. Серьезной проблемой является «утечка мозгов». Процесс для России не новый. Хотя известно, что в последнее время часть «покинувших», набравшись зарубежного опыта, вновь возвращается на родину. Но в России, к сожалению, отсутствуют благоприятные условия для новых разработок.

Еще одна проблема - неразвитость системы информационной поддержки малых инновационных предприятий. На рынке доступных информационных систем сегодня есть только узкий спектр информации о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию (в том числе - льготному) и лизингу, о потенциальных инвесторах, о новых технологиях и оборудовании. Проблема малых инновационных предприятий, у которых есть достаточно серьезный интеллектуальный потенциал, как правило, заключается в том, что для создания опытных образцов им необходима дорогостоящая материально-техническая база.

На данный момент существуют несколько способов финансовой поддержки малого инновационного бизнеса. Банки, по вполне понятным причинам, крайне редко кредитуют малый бизнес, а инновационный тем более. Все логично: инноватика -достаточно рискованная сфера. Здесь крайне сложно предугадать степень окупаемости, прибыльности разработки. Высокий уровень процентных ставок, нереальные требования со стороны банков по залоговому обеспечению заемных средств и срокам их предоставления - все это сводит роль поддержки банковского сектора к символической.

В наше время «бизнес-ангельское» инвестирование перестает быть экзотикой и уже признается в качестве одного из основных финансовых двигателей инновационной экономики. Бизнес-ангелы - это физические и юридические лица, инвестирующие собственные средства в инновационные компании самой ранней стадии развития. Это -первые профессиональные инвесторы, вкладывающие средства в инновационные компании. Объем бизнес-ангельских инвестиций в одну компанию составляет от нескольких тысяч до миллиона евро. Сети бизнес-ангелов - это получивший в последние годы широкое распространение на Западе механизм диверсификации рисков вложений в «посевные» предприятия. Их отличительными чертами являются коллективное инвестирование в несколько проектов, отлаженные и централизованные процедуры отбора проектов, проведение презентационных сессий перед инвесторами - участниками сети. Множественность объектов инвестиций и централизованный процесс отбора и

анализа проектов роднят их с венчурными фондами. Бизнес-ангелы и традиционные венчурные фонды не конкурируют за проекты, а скорее дополняют друг друга, поскольку первые инвестируют на более ранней стадии. В развитых странах бизнес-ангельское инвестирование - уже весьма развитая отрасль. В США насчитывается 225 тыс. бизнес-ангелов, объем их инвестиций составляет свыше 25 млрд. долл. в год, в Европе цифра меньше, но тоже внушительна - около 2-3 млрд. долл. в год.

По сравнению с ведущими технологически развитыми странами мира российский сектор бизнес-ангельского инвестирования не развит, поскольку непреодоленными остаются три отрицательных фактора:

- фрагментарность: слабое взаимодействие и информированность друг о друге инвесторов физических лиц и групп индивидуальных инвесторов;

- неидентифицируемость - понятие «бизнес-ангел» еще не стало общепринятым в деловом сообществе, ряд действующих инвесторов в малые инновационные компании не осознают себя бизнес-ангелами, не входят в профессиональное сообщество, не имеют широкого доступа к инновационным проектам;

- недостаточность финансовых ресурсов - объемы бизнес-ангельских инвестиций в инновационные компании ранней стадии недостаточны для роста и развития последних из-за высоких рисков и неразвитости коллективных механизмов инвестирования.

Однако в последние годы наметилось поступательное движение к формированию в стране единого бизнес-ангельского сообщества. Неуклонно растут объемы частных инвестиций в «посевные» проекты и число бизнес-ангелов. В 2006 г. под патронажем Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования было создано Национальное содружество бизнес-ангелов (СБАР), представляющее Россию в Европейской сети бизнес-ангелов (ЕБЛЫ). Одно из основных направлений деятельности содружества - поиск и подготовка качественных инвестиционных проектов и проведение презентационных сессий для своих членов. Таким образом в СБАР нарабатывается опыт создания бизнес-ангельской сети национального масштаба. Ряд проектов, отобранных СБАР, был коллективно профинансирован несколькими инвесторами. Энтузиасты уже начали формирование сетей в регионах. Существуют бизнес-ангельские организации в Москве, Владивостоке, Томске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Иркутске.

Венчурный капитал специализируется на инвестировании развивающихся инновационных компаний. Венчурное финансирование имеет следующие особенности: платой за венчурное финансирование является не кредитный процент, а доля прибыли (обычно около 50%) в случае успеха нововведений; это совместное предпринимательство фирмы и венчурного фонда; венчурный фонд, помимо финансирования, оказывает фирме экспертно-консультационные, информационные, управленческие, бухгалтерские и др. услуги.

Данный источник финансирования в России только зарождается. Для его существования не создана ни законодательная, ни нормативная база. Налоговые и другие стимулы для его развития полностью отсутствуют. И все же положительные тенденции существуют. В России все же действуют несколько финансовых инвестиционных групп, открыто и реально поддерживающих малый бизнес. Правительством России создан Венчурный инвестиционный фонд символического объема (3 млн. долл.), но это показывает инвесторам намерения Правительства. Поддержка Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - это государственная некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Среди основных задач Фонда - «оказание прямой финансовой,

информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности». На настоящее время профинансировано более 4000 проектов на сумму более 2500,0 млн. руб.

Финансирование за счет грантов является одним из источников для финансирования инновационных проектов на первых стадиях его развития. Сюда относятся гранты от государственных и частных инновационных фондов, международных ассоциаций. Гранты поддерживают и различные международные программы развития, курируемые международными центрами и благотворительными фондами. Часто средства выделяются не из единого источника, а по линии различных учреждений и ведомств в рамках целевой программы.

Неблагоприятный экономический фон также накладывает свой отпечаток на становление малого инновационного бизнеса. Кризис и экономики, и науки, и образования не дает в полной мере развиваться малым предприятиям. Для преодоления губительного воздействия кризисной ситуации Правительством РФ была разработана Программа антикризисных мер, одним из приоритетов которой является стимулирование инноваций. В целях поддержки малого инновационного бизнеса будут созданы «посевные фонды» с участием открытого акционерного общества «Российская венчурная компания». Первоочередными задачами являются меры по совершенствованию процедур в сфере лицензирования инновационных продуктов. Государством будет расширена поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, будет продолжено развитие сети технопарков, бизнес-инкубаторов, технико-внедренческих особых экономических зон.

В России имеется высокий научный потенциал, хороший уровень и качество образования, высокий процент технически образованного населения. Но в стране пока еще низок дух предпринимательства, высоки инвестиционные риски и для внутренних, и для внешних инвесторов. Чтобы сделать малое инновационное предпринимательство значимым явлением в экономике России, мы предлагаем комплекс мероприятий.

Во-первых, необходимо доработать законодательную базу, регламентирующую деятельность малого инновационного бизнеса, с учетом его специфики, путем формирования отлаженной и сбалансированной правовой системы, включающей:

- общее законодательство по инновационной политике - доктрину, содержащую нормы государственного содействия распространению в стране технических знаний и новых технологий;

- законы по защите прав интеллектуальной собственности;

- контрактное право, регулирующее взаимодействие инновационных партнеров.

Во-вторых, расширить доступ малых предприятий инновационного сектора к финансовым

ресурсам, максимально упростив и сделав как можно более доступной систему получения кредитов и займов (снизить, насколько это возможно, процентную ставку за кредит, сделать более гибкими сроки кредитования, упростить процедуру оформления документов). Обеспечить более полную информационную поддержку малого инновационного бизнеса, например, посредством создания специальных государственных информационных бесплатных центров, которые будут сообщать предпринимателям о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию, о потенциальных инвесторах, о новых технологиях и оборудовании.

В-третьих, оптимизировать систему налогообложения малых инновационных предприятий. Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой,

справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной. Упростить и сделать менее бюрократизированной процедуру сертификации продукции, оформления прав собственности, а также установить строгий контроль за нарушениями прав интеллектуальной собственности.

В-четвертых, рассмотреть создание молодежной предпринимательской программы, в рамках которой оказывалась бы финансовая, юридическая и консультативная помощь молодым людям, решившим заняться инновационным бизнесом. Оказывать помощь в обучении кадров, в повышении квалификации персонала, например, путем проведения периодических бесплатных тренингов и консультаций. Обеспечивать малые инновационные предприятия госзаказом.

S. ALEXANDROVA, post-graduate student of Moscow state University named after N.E. Bauman

DEVELOPMENT OF SMALL INNOVATION BUSINESS IN RUSSIA

The paper distinguishes basic condition of development of small innovation business in Russia as well as describes the accumulated problems in this sphere of the Economy. The author proposes operative measures to stimulate development of this sphere.

Keywords: small business, innovation, innovation business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.