Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы инновационного развития Ульяновской области'

Проблемы и перспективы инновационного развития Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / КРИЗИС / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СТАБИЛИЗАЦИЯ / УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдина Е. В.

Рассматриваются проблемы, стоящие на пути формирования инновационной экономики. Анализируется экономическая ситуация, в которой оказалась Ульяновская область в результате системного кризиса 1990-х гг. В качестве эффективного направления стабилизации обстановки предлагается развитие инновационной деятельности. Даются предложения по содействию развитию науки, построению инновационной инфраструктуры, принятию мер по активизации инновационной активности хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы инновационного развития Ульяновской области»

проблемы и перспективы

инновационного развития

ульяновской области

е. в. юдина,

аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: elena_udvic@maM. ш

Ульяновский государственный технический университет

Рассматриваются проблемы, стоящие на пути формирования инновационной экономики. Анализируется экономическая ситуация, в которой оказалась Ульяновская область в результате системного кризиса 1990-хгг. В качестве эффективного направления стабилизации обстановки предлагается развитие инновационной деятельности. Даются предложения по содействию развитию науки, построению инновационной инфраструктуры, принятию мер по активизации инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: экономика, кризис, инновационное развитие, стабилизация, Ульяновская область.

Основой устойчивого и долговременного развития любой страны является стабильное положение ее регионов. Значительная дифференциация субъектов Федерации по социально-экономическому положению и необходимость ее сокращения требуют специальных механизмов стратегического управления регионами, ориентированных на их инновационное развитие. Общемировая тенденция к глобализации и регионализации инновационных процессов, тяготение научных ресурсов к пространственной локализации актуализирует проблему изучения инновационной деятельности на региональном уровне.

Рыночные преобразования, проводимые нашей страной в 1990-е гг., кардинальным образом изменили состояние, структуру и динамику инновационного потенциала России и регионов. Начались разрушительные процессы в науке, особенно отраслевой, существенно снизился научно-исследовательский потенциал вузов, наметилась тенденция к исчезновению «заводской» науки. Кроме того, произошло значительное сокраще-

ние всех основных показателей экономического и промышленного развития, таких как объемы производства, использование производственных мощностей, рентабельность производства и т. д. Неблагоприятная обстановка сложилась и в финансовой сфере — наблюдался дефицит регионального и местных бюджетов, значительным источником покрытия расходов служили дотации из федерального бюджета.

Результатом вышеуказанных процессов стало возникновение целого ряда проблем, стоящих на пути инновационного развития регионов России:

• недостаточность законодательной и правовой базы инновационной деятельности;

• недостаточность финансирования науки и инноваций и неэффективность системы финансирования;

• невысокий социальный статус ученого-исследователя, предпринимателя-инноватора, отсутствие значимых стимулов для занятия инновационной деятельностью;

• нерыночный менеджмент в научно-технической сфере и слабые знания большей части управленцев основ инновационного развития экономики и общества;

• отсутствие инфраструктуры инновационной деятельности;

• неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;

• низкий уровень информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса.

В России научные, образовательные и иные инновационные ресурсы исторически концентрировались на европейской части страны, и в частнос-

ти в Поволжье. Одним из лидеров Приволжского федерального округа по научному и инновационному потенциалу является Ульяновская область. Основной отраслью экономики Ульяновской области является промышленность. На 01.01.2007 промышленный комплекс Ульяновска насчитывал 2 271 предприятие, из них крупных и средних — 183. Их оборот составил около 55,4 млрд руб. Ведущая отрасль — машиностроение, ядром которой является авиа- и автомобилестроение. Кроме того, промышленность представлена предприятиями энергетики, строительной, радиоэлектронной, мебельной, деревообрабатывающей индустрии, легкой и пищевой отраслей [1].

Общесистемный кризис в экономике России после распада СССР повлек за собой резкое снижение промышленного производства в Ульяновской области. Произошло значительное сокращение всех основных показателей экономического и промышленного развития, таких как объемы производства, использование производственных мощностей, рентабельность производства и т. д. Неблагоприятная обстановка сложилась и в финансовой сфере — наблюдался дефицит регионального и местных бюджетов, значительным источником покрытия расходов служили дотации из федерального бюджета. Так, доля финансовой помощи из федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета области в 2006 г. составила 33,80 % [4].

Сложившаяся ситуация привела к необходимости поиска эффективных путей развития области, изыскиванию альтернативных резервов стабилизации экономической обстановки. Учитывая высокий научный и научно-технический потенциал Ульяновской области, одним из направлений экономической политики может стать развитие инновационной сферы. В настоящее время проводить научные исследования и разработки на территории области могут более 100 предприятий и организаций, в том числе 7 вузов, 8 научных, научно-исследовательских и научно-производственных организаций, 11 крупных предприятий и более 70 средних и малых предприятий. Общая численность работников в организациях науки составляет около 9 тыс. человек, в том числе более 250 докторов наук и 1 400 кандидатов наук. Удельный вес инновационно активных предприятий Ульяновской области — около 7 % (в среднем по России — 11 %, в США — 30 %) [2]. Такое положение дел вызывает необходимость инновационного развития региона, охватывающего в комплексе три направления: развитие науки, систему интеграции науки и производства, активизацию инновацион-

24 -

ной деятельности хозяйствующих субъектов.

Основные механизмы, направления и возможности инновационного развития региона определяются федеральным и региональным законодательством в инновационной сфере, объемом и доступностью ресурсов, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами. В Ульяновской области вопросы инновационного развития регулируются федеральным и региональным законодательством.

Среди принятой в Ульяновской области нормативной документации по регулированию и обеспечению инновационной деятельности следует отметить следующие:

1) распоряжение губернатора Ульяновской области от 22.03.2005 № 270-р «О совете по научно-технической и инновационной политике при Главе администрации области»;

2) постановление губернатора Ульяновской области от 13.12.2005 № 240 «Об утверждении «Концепции инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006—2010 годы и дальнейшую перспективу»;

3) закон Ульяновской области от 02.11.2006 № 164-ЗО «Об областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2006—2010 годы»;

4) закон Ульяновской области от 02.11.2006 № 161-ЗО «О государственной поддержке приоритетных инновационных проектов Ульяновской области»;

5) закон Ульяновской области от 02.11.2006 № 162-ЗО «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, реализующих приоритетные инновационные проекты Ульяновской области»;

6) закон Ульяновской области от 02.11.2006 № 163-ЗО «О внесении изменений в статью 5.1 закона Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области»;

7) закон Ульяновской области от 02.11.2006 № 172-ЗО «О внесении изменений в закон Ульяновской области «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области».

Целью областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2006—2010 годы» является создание региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода экономики области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий. Про-

грамма предусматривает комплекс мер по созданию и развитию инновационной инфраструктуры, включающей производственно-технологическую, информационную и финансовую составляющие. Планируемый объем финансирования из областного бюджета на различные мероприятия программы составляет порядка 332 млн руб.

Общий прогнозируемый объем финансирования из различных источников (включая средства федеральных и отраслевых программ, направленных на развитие инновационной деятельности и технологической базы, а также средства частных зарубежных и отечественных инвесторов и собственные средства субъектов инновационной деятельности Ульяновской области, направленные на развитие инновационной деятельности) составляет 732,55 млн руб. Законом о государственной поддержке приоритетных инновационных проектов Ульяновской области предусматриваются налоговые и другие льготы и преференции предприятиям, создаваемым для реализации приоритетных инновационных проектов.

Принятие указанных законодательных актов является лишь первым шагом на пути к формированию развитой системы нормативного регулирования инновационной деятельности. Как на федеральном, так и на региональном уровне в настоящее время отсутствуют необходимые законодательные акты, которые должны стать основой правового обеспечения инновационной деятельности. Так, на федеральном уровне отсутствует базовый федеральный закон об инновационной деятельности, который должен содержать определяющие принципы формирования государственной инновационной политики, полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации по формированию и обеспечению реализации государственной инновационной политики, формы организации инновационной деятельности. Важной проблемой, нуждающейся в законодательном урегулировании, является определение условий закрепления права собственности и передачи объектов интеллектуальной собственности в составе единой технологии, полученной за счет средств или с участием финансирования из средств бюджета субъекта Федерации. Необходим также федеральный закон об участии государства в развитии национальной инновационной системы, проект концепции которого уже подготовлен Министерством образования и науки РФ. Дальнейшее построение законодательной системы Ульяновской области в инновационной сфере во многом определяется разработкой указанного федерального законодательства.

Инновационные процессы, как правило, концентрируются вокруг научного центра, осуществляющего фундаментальные и прикладные разработки, поэтому развитие науки — основа формирования инновационной экономики региона. Процесс построения в России рыночной экономики сопровождался серьезной трансформацией системы образования и науки. В годы реформ научный фактор был фактически исключен из числа стратегических государственных приоритетов. Проблемы сохранения и развития национальной науки, обеспечивающей технологическое обновление производства и выпуск конкурентоспособной продукции, в настоящее время выступили на первый план в связи с необходимостью построения инновационной экономики.

Основная проблема, с которой сталкиваются венчурные фонды, технологические парки, бизнес-инкубаторы и прочие составляющие инновационной инфраструктуры, — нехватка инновационных проектов, готовых к реализации. Неготовность инновационных проектов выражается в их несоответствии мировому уровню аналогичных разработок, недостаточном уровне новизны и низкой коммерческой эффективности. Такая ситуация вызвана тем, что в период рыночных преобразований в условиях массового оттока научных кадров за рубеж и сокращения материально-технической базы наука не обеспечивала последовательного создания научного «задела».

В Ульяновской области представлены организации академической науки, вузы, отраслевые научно-исследовательские институты. В связи с этим развитие науки в регионе должно идти по следующим направлениям:

• развитие государственных академий наук и подведомственных им организаций;

• развитие вузовской науки;

• организация системы прикладных разработок, проектов технологической модернизации, прежде всего нанотехнологий. Основные задачи развития науки по этим

направлениям должны свестись к следующим моментам:

1) поддержание и развитие среды генерации знаний и осуществление проблемно ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладных исследований мирового уровня;

2) сохранение и воспроизводство системы научных кадров;

3) реконструкция и техническое перевооружение научных организаций.

- 25

Решение задачи организации фундаментальных и прикладных исследований, адекватных современным реалиям, должно основываться на учете общемировых тенденции развития науки. В настоящее время претерпевают развитие отрасли науки, составляющие ядро пятого технологического уклада — электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги, атомная и альтернативная энергетика. Также в мире сейчас начинается фундаментальная разработка очередного — шестого технологического уклада, время которого в передовых странах, вероятно, придется на 1920— 1930-е гг. Ядром формирующегося уклада станут биотехнологии, нанотехнологии, космические технологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Дальнейшее развитие получат атомная энергетика, тонкая химия.

Большинство наукоемких отраслей России, по оценкам экспертов, находятся только в начале компьютерной революции, т. е. между третьим и четвертым технологическими укладами. Технологии пятого уклада в широком масштабе в стране пока не применяются, Россия отстает в этой области от промышленно развитых стран на 45—50 лет. Поэтому основой научной политики России и ее регионов должна стать ориентация не на догоняющееразвитие отраслей третьего, четвертого и пятого укладов, а на опережающее развитие на основе разработки направлений шестого технологического уклада.

Государственная политика в области науки должна строиться на стратегическом планировании развития тех направлений и видов научных исследований, которые имеют первостепенное общегосударственное социально-экономическое и оборонное значение. Данные направления составляют ограниченный набор приоритетных направлений, на которые должны направляться основные бюджетные средства. На сегодняшний день в России утверждены Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ, а также Перечень критических технологий РФ. Среди приоритетных направлений развития науки, технологий и техники такие, как безопасность и противодействие терроризму, индустрия наносис-тем и материалы, информационно-телекоммуникационные системы, перспективные вооружения, военная и специальная техника, авиационные и космические системы, энергетика и энергосбере-

26 -

жение. В перечне критических технологий Российской Федерации также нашли свое отражение биомедицинские технологии, нанотехнологии, технологии атомной энергетики, технологии обеспечения экологической безопасности и др.

Согласно общим стратегическим целям государства разработке подлежат также научные приоритеты на уровне отдельных регионов, отраслей, организаций с учетом особенностей образовательной, научной, кадровой, материально-технической, природно-ресурсной баз каждого субъекта. Основываясь на таком подходе, в Ульяновской области в качестве научных приоритетов необходимо выделить, прежде всего, развитие атомной энергетики, нанотехнологий и биомедицинских технологий. В качестве научных центров, ведущих исследования в данных направлениях, в Ульяновской области выступают Димитровградский научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР), Ульяновский государственный университет и Ульяновский государственный технический университет.

Одним из лидеров наукоемких отраслей мировой экономики на современном этапе выступает наноиндустрия. Продукция наноиндустрии — это интеллектуальная и материальная наукоемкая продукция с раннее не достижимыми технико-экономическими показателями, создаваемая с широким применением новых материалов, технологических процессов и методов контроля. Базисом наноин-дустрии является система знаний, основанная на описании, объяснении и предсказании свойств материальных объектов с нанометрическими характеристическими размеров или объектов более высокого метрического уровня, упорядоченных или самоупорядоченных на основе наноразмерных элементов [3].

Одно из направлений деятельности НИИАРа — атомное материаловедение. Разрабатываемые в НИИАРе технологии радиационного создания наноструктурных неоднородностей могут использоваться для упрочения пластмасс и полиэтилена, радиационного упрочения и повышения износостойкости автомобильных шин, облагораживания и упрочения изделий из древесины, получения особых свойств и окраски некоторых видов стекол, повышения качества изделий микроэлектроники. Особое направление — модификация наноструктуры металлов.

Другой крупный научный центр, где концентрируется исследовательская деятельность по нанотехнологиям, — это Ульяновский государственный университет. Здесь осуществляется раз-

работка наноматериалов и приборов для опто- и микроэлектроники, атомной промышленности, приборостроения, развиваются новые экспериментальные и теоретических методы прогнозирования ресурсов атомных реакторов, разрабатываются технологии создания и управления свойствами нелинейной, периодической оптической среды, содержащей активные наноразмерные включения. Отдельное направление работы идет в области разработки уникальных лучевых фармпрепаратов, обеспечивающих повышение эффективности лечения тяжелых онкологических заболеваний. Другой Ульяновский вуз также ведет активную работу в данном направлении — в Ульяновском государственном техническом университете совместно с Ульяновским филиалом Института радиотехники и электроники РАН создана кафедра радиотехники, опто- и наноэлектроники.

Другое приоритетное направление исследований в области — это разработка медицинских технологий. В этой сфере очень перспективным может оказаться проект, предлагаемый НИИА-Ром — создание центра радионуклидной диагностики и терапии. Радионуклидная диагностика предназначена для распознавания патологических состояний отдельных органов и систем с помощью радионуклидов и меченых соединений и является малотравматическим способом диагностики. Создание данного центра в Поволжье с широкой номенклатурой радиофармпрепаратов разгрузит медицинские учреждения Москвы и Обнинска этого направления, снизит показатели смертности населения, переориентирует расходы здравоохранения на профилактику здоровья, позволит реализовать возможности российской медицины в борьбе с самыми тяжелыми заболеваниями.

На пороге ХХ—ХХ1 вв. человечество подошло к некому энергетическому порогу. Масштабное использование «дешевых» источников энергии — органических ископаемых топлив — делает экономику зависимой от сырьевых ресурсов, ведет к изменению функционирования биосферы, локальным экологическим катастрофам, изменению климата. В России затраты на тепловую энергию занимают значительную долю в государственном бюджете. Значительная часть городов отапливается с помощью нефтепродуктов и природного газа, сжигаемых на ТЭЦ, на которых применяются устаревшие и неэффективные технологии. Осуществление базисных инноваций в сфере энергетики — одно из направлений инновационного прорыва России. Очевидно, что кластер базисных энергоинноваций должен включать, в первую очередь, переход к

атомной и водородной энергетике, возобновляемым источникам энергии.

В такой ситуации использование потенциала НИИАРа — необходимый элемент инновационного развития области. Фундаментальные исследования в сфере атомной энергетики приведут не только к развитию энергетики — они окажут стимулирующий эффект на машиностроение, электроснабжение, модернизацию железнодорожного транспорта и других сфер и отраслей народного хозяйства как региона, так и страны в целом.

Таким образом, развитие рассмотренных научных направлений в Ульяновской области в качестве приоритетных обеспечит становление в регионе научного кластера по разработке нано-, медицинских технологий и атомной энергетики, а развитие элементов инновационной инфраструктуры сделает возможным образование на базе научного кластера инновационного кластера.

Другая важнейшая задача, стоящая перед нашим государством и его регионами на пути формирования «экономики знания», — это построение и развитие инновационной инфраструктуры, призванной объединить науку, бизнес и власть и обеспечить эффективную передачу и коммерциализацию технологий. В настоящее время слабость инфраструктуры является основным барьером для коммерциализации технологий.

Существует множество возможных вариантов создания инновационной инфраструктуры. В развитых странах выделяют такие формы интеграции науки и производства, как «научные парки», «исследовательские парки», «инкубаторы» и инновационные центры. В большинстве случаев эти объекты представляют собой крупные территориальные научно-промышленные комплексы, охватывающие все стадии инновационного процесса. Научный парк — это форма интеграции науки и промышленности, территориальный научно-промышленный комплекс. Пример научного парка — Стэнфордский — расположен на землях университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год высокотехнологичным компаниям, взаимодействующим с университетом. Исследовательские парки, в отличие от научных, не предполагают размещения промышленных компаний на территории университета. Чаще всего в таких парках размещаются исследовательские институты некоммерческого характера, тесно связанные с промышленностью.

Инновационные центры в Европе и американские «инкубаторы» выполняют задачу соединения идей с капиталом и предпринимателями, оказывают помощь по привлечению финансовых средств

- 27

на начальном этапе функционирования инновационных компаний. Японская модель инновационной инфраструктуры предполагает строительство совершенно новых городов — «технополисов», сосредоточивающих научные исследования в передовых отраслях и промышленное производство. При этом строительство технополисов в значительной мере финансируется на региональном уровне.

Построение национальной и региональной инновационных систем в России также невозможно без развития инновационной инфраструктуры. В нашей стране действуют такие ее элементы, как технологические и промышленные парки, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны.

В последнее время в нашей стране заметное развитие получили технологические парки различной типологии: индустриальные парки, логистические парки, экопарки, агротехнопарки, технопарки высоких технологий и др. Технологический парк представляет собой организацию, осуществляющую формирование территориальной инновационной среды с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической базы для становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий и фирм, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий. Кроме общепринятого и наиболее часто употребляемого названия «технопарк» для технологического парка иногда используются также следующие: исследовательский парк, промышленный парк, научно-промышленный парк, научный парк, бизнес-парк высоких технологий, научно-технологический парк, технологическая деревня и т. п.

Технопарки могут быть организованы как крупные территориальные научно-производственные системы — своего рода инновационно-промышленные кластеры, аналоги научных парков США и Европы. В этом случае они представляют собой значительные территории, на которых созданы и функционируют университеты, банки, научные организации, промышленные предприятия, организации малого бизнеса. Другой вид технопарков — это технопарки, создаваемые при университетах, научно-исследовательских организациях, промышленных предприятиях. Такие технопарки, как правило, создаются с целью решения целевых задач, стоящих перед создающими их структурами. В России в настоящее время действуют по-

28 -

рядка 70 технологических парков, возникших на базе крупных вузов, однако к мировому уровню близки лишь ряд московских, а также уфимский и томский технопарки. Из общего числа научных парков преобладают комплексы, созданные на базе вузов, — 82 %. Технопарки, созданные на базе предприятий, составляют только 8 %, а крупные территориальные технополисы — 2 %.

Другой элемент инновационной инфраструктуры, развитие которого должно способствовать активизации инновационной деятельности в регионе, — это промышленные парки. Если научные парки создаются, как правило, на базе научной организации (часто на базе университетов) и используют ее потенциал и задел в исследованиях и разработках, то промышленные парки по большей части используют площади крупных заводов, предоставляя предприятиям-клиентам имеющиеся там производственные мощности, необходимые им для осуществления инновационной деятельности.

В конце 1990-х — начале 2000-х гг. с участием Минпромнауки России было начато создание сети инновационно-технологических центров, которые по решаемым задачам во многом пересекаются с технопарками. Инновационно-технологические центры являются структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания. В отличие от технопарков, которые создаются, как правило, при вузах и выполняют задачу инкубирования малых фирм, инновационно-технологические центры призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому создаются по большей части при предприятиях или научно-производственных комплексах.

Другой элемент инновационной инфраструктуры — бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубатор представляет собой структуру, оказывающую помощь новым компаниям на этапе их учреждения и становления. Они предоставляют начинающим субъектам малого бизнеса помещения, инфраструктуру, определенный набор услуг, которые необходимы им на начальном этапе организации своей деятельности. Принципиальное отличие бизнес-инкубатора от технопарка заключается в том, что технопарк объединяет компании разного уровня развития, а бизнес-инкубатор — одного. Изначально бизнес-инкубаторы создавались как некоммерческие структуры, поддерживаемые региональными и местными администрациями, исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями, а начиная с 2000 г. некоммерческие

бизнес-инкубаторы все более активно вытесняются коммерческими.

В настоящее время в России насчитывается около восьмидесяти бизнес-инкубаторов. В общей схеме инновационной системы бизнес-инкубатор как элемент инновационной инфраструктуры решает ряд следующих задач:

• предоставление малым инновационным предприятиям возможности доступа к профессиональным консультациям (главным образом относительно вопросов организации бизнеса), оказание прочих консалтинговых услуг;

• обеспечение доступа малых инновационных предприятий к производственным мощностям, офисным помещениям и оборудованию;

• предоставление доступа к научно-технической и другим видам информации, обеспечение возможности использования информационных систем, позволяющих получать требуемую информацию из соответствующих баз данных. С 2003 г. в России осуществляется развитие

центров трансфера технологий, задачей которых является ускорение коммерциализации научно-технических результатов, обеспечение создания малых инновационных предприятий, в том числе в составе технопарков и инновационно-технологических центров. Понятие «трансфер технологий» появилось в русскоязычной литературе недавно и напрямую связано с переориентацией на рыночные отношения в большинстве сфер человеческой деятельности. Это понятие заместило насильственный термин «внедрение», существовавший в административно-командной системе. Основное отличие трансфера от «внедрения» (предполагающего активное или пассивное сопротивление среды, в которую производится это «внедрение» чего-то инородного) заключается в том, что «трансфер» предполагает не только передачу информации о новшестве, но и ее освоение при активном позитивном участии источника этой информации (например автора изобретения), реципиента и реализатора информации о новой технологии.

Основной акцент при трансфере технологии делается не столько на технологии как таковой, сколько на субъектах — участниках этого процесса. Существует отличие и в понятии трансфера технологий и близкого к нему по значению коммерциализации технологий. Оно заключается в том, что коммерциализация технологии предполагает обязательное получение прибыли и не обязательно связано с подключением третьих лиц (кроме источника технологии и конечного пользователя), а трансфер технологии предполагает обязательную

передачу технологии реципиенту, который и осуществляет ее промышленное освоение, но это не обязательно связано с извлечением прибыли как источником технологии, так и ее реципиентом. Цель деятельность центров трансфера технологий направлена на поддержку и сопровождение различных аспектов инновационных процессов, в связи с чем они выполняют ряд функций: научно-техническую, маркетинговую, юридическую, финансовую, консультационную, образовательную, административную.

Современная инновационная экономика требует принципиально новых механизмов финансирования наукоемких проектов. Реализацию таких механизмов способны обеспечить венчурные фонды и сообщества бизнес-ангелов. Бизнес-ангелы — это физические и юридические лица, инвестирующие часть собственных средств в инновационные компании самых ранних стадий развития: «посевной» (seed) и начальной (start-up). Объем бизнес-ангельских инвестиций в одну компанию может составлять от нескольких десятков тысяч до миллиона евро. Бизнес-ангелы используют механизм инвестирования, в соответствии с которым финансирование предоставляется на длительный (3—7 лет) срок, без залогов и гарантий, за долю (пакет акций) в компании. Снижение рисков таких вложений обеспечивается за счет инвестирования одновременно в несколько компаний, тщательной проверки и отбора проектов (так называемая процедура due diligence), участия в управлении бизнесом. Успех бизнес-ангельского инвестирования во многом достигается за счет формирования благоприятных деловых и дружеских отношений между инвесторами, изобретателями и менеджерами компании, их совместной работы единой командой. Бизнес-ангелы вносят в компании не только деньги, но также опыт, знания, деловые связи. Цель вложений бизнес-ангелов — рост стоимости проинвестированных ими компаний за счет разработки и продвижения на рынок высокотехнологичных продуктов.

Основной доход бизнес-ангел получает на «выходе» через продажу своей доли (пакета акций) за стоимость, значительно превышающую первоначальные вложения. Несмотря на высокие риски, бизнес-ангельское инвестирование является одним из самых высокодоходных видов бизнеса, способным принести инвестору не менее 70 % годовых. В настоящее время существуют различные сообщества и объединения бизнес-ангелов, среди которых особо необходимо отметить СБАР — Национальное содружество бизнес-ангелов России. СБАР обра- 29

зовано по инициативе Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ) при поддержке Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике в 2006 г. и является членом Европейской сети бизнес-ангелов (European Business angels network) и членом Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования. Его основными целями являются оказание содействия становлению и развитию новой отрасли в экономике страны — бизнес-ангельского инвестирования на основе создания благоприятных условий для деятельности бизнес-ангелов в России. В рамках СБАР действуют региональная и кадровая программы, выпускается отраслевой журнал «Angel-investor».

Другое звено в сложной цепи финансирования инноваций — венчурные фонды. На определенном этапе развития инновационной компании финансовые возможности бизнес-ангела могут быть уже недостаточны для ее развития, поэтому на рынок выходит венчурный капитал. Венчурное (рисковое) инвестирование — это весьма эффективный механизм финансового обеспечения инновационного процесса. Он основан на диверсификации рисков за счет финансирования из одного источника большого количества высокорисковых наукоемких проектов. Венчурный бизнес зарекомендовал себя в качестве действенного инструмента инновационного развития реального сектора экономики. Мировой опыт показывает, что успешное развитие венчурного предпринимательства во многом определяется участием государства в данном процессе и наличием государственных программ поддержки венчурного бизнеса. Эффективное частно-государственное партнерство явилось катализатором венчурных процессов в США (SBIC), Финляндии (SITRA), Израиле (Yozma). Венчурные фонды имеют много общего с бизнес-ангелами — это также вид инвестиций в высокотехнологичные малые компании, связанный с большой долей риска.

В России один из первых шагов на пути к созданию развитого рынка венчурных инвестиций был сделан в 2000 г., когда распоряжением Правительства РФ был основан Венчурный инновационный фонд как некоммерческая организация с объемом основного фонда 200 млн руб. Назначение Венчурного инновационного фонда — выступать в качестве учредителя коммерческих венчурных фондов, ориентированных на наукоемкие технологии. В 2006 г. распоряжением Правительства РФ была создана ОАО «Российская венчурная компания» — «фонд фондов». По замыслу Правительства РФ, Российская венчурная компания должна стать основным инструментом формирования института венчурного

30 -

инвестирования в России. Российская венчурная компания инвестирует свои средства в инновационный сектор через посредство частных венчурных фондов, предоставляя каждому из них 49 % от их инвестиционных ресурсов. Сейчас инвестиционные ресурсы в распоряжении Российской венчурной компании составляют 15 млрд руб. и в ближайшее время планируется их увеличение еще на 40 млрд руб. Направление инвестирования создаваемых с участием ОАО «Российская венчурная компания» венчурных фондов должны соответствовать приоритетам, определенным в соответствии с перечнем критических технологий, утверждаемых Президентом РФ, а также с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники.

В рамках разрабатываемых с 2004 г. мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства за последние годы в нашей стране был создан ряд региональных венчурных фондов (к лету 2007 г. их насчитывалось порядка 20). Цель функционирования региональных венчурных фондов — обеспечение инвестиционными ресурсами малых предприятий научно-технической сферы. Региональные венчурные фонды создаются на базе партнерства федеральных и региональных властей с бизнесом. Их структура предусматривает в качестве источников финансирования средства федерального бюджета — до 25 % фонда, средства регионального бюджета — до 25 % фонда, средства частных инвесторов — не менее 50 % фонда. Размер финансовых ресурсов региональных венчурных фондов варьируется от 120 млн руб. до 800 млн руб. (Москва, Республика Татарстан). Средняя инвестиция в проект составляет 0,5—1,5 млн долл.

На территории Ульяновской области действуют три технопарка, инновационный бизнес-инкубатор, поддерживающий предпринимателей-швейников, областной центр трансфера технологий на базе Ульяновского государственного технического университета. В Ульяновской области свои технопарки имеют два университета: Ульяновский государственный университет и Ульяновский государственный технический университет. Однако результаты их деятельности широкому предпринимательскому сообществу неизвестны. Технопарк в классическом понимании предполагает, в первую очередь, наличие специализированных площадей, которые можно предоставить на льготных условиях.

Существующие сегодня в Ульяновской области технопарки готовы оказать консультационную помощь в составлении бизнес-плана, в решении определенных маркетинговых задач, привлечении инвестиций, но никак не предоставить реальные

площади и оборудование для реализации инновационного проекта. Среди причин низкой эффективности функционирования университетских технопарков Ульяновской области — нехватка готовых к реализации инновационных проектов и недостаточность финансирования. Последний недостаток определяется неразвитостью венчурных структур в области.

Таким образом, получается своеобразный порочный круг: венчурные инвестиции не приходят в область из-за отсутствия готовых с коммерческой точки зрения инновационных проектов и условий и для их реализации (включающих, не в последнюю очередь, наличие инновационной инфраструктуры), а элементы инновационной инфраструктуры не получают должного развития из-за низкого финансирования, в том числе из-за отсутствия в области венчурных инвестиций.

Очевидно, задача организации инновационной деятельности в регионе заключается в комплексном развитии сразу всех необходимых условий. В 2007 г. распоряжением Правительства Ульяновской области был создан Ульяновский областной технопарк — ОАО «Ульяновский технопарк», 51 % акций ОАО «Ульяновский технопарк» принадлежит Ульяновской области, остальной капитал был внесен частными инвесторами. По замыслу региональных властей, ОАО «Ульяновский технопарк» должен стать основным элементом инфраструктуры инновационной системы Ульяновской области, а деятельность технопарка должна оказывать прямое влияние на формирование и развитие наукоемкой экономики инновационного развития региона.

Учитывая ограниченность финансовых и прочих ресурсов, в условиях которой в настоящее время действуют технопарки Ульяновской области, деятельность данных структур должна строиться, в первую очередь, на тщательном конкурсном отборе поддерживаемых малых наукоемких предприятий. При этом должен учитываться комплекс коммерческих и научно-технических критериев к претендентам, а именно:

• характер деятельности предприятия-претендента: насколько основной вид деятельности предприятия (реализуемый или планируемый) соответствует направленности деятельности технопарка и его целям;

• состояние организационной среды предприятия: наличие грамотного менеджмента и квалифицированного персонала, их заинтересованность в реализации проекта, а также потребности заявителя в производственных и офисных площадях, планируемые сроки аренды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• экономические показатели: результаты хозяйственной деятельности организации на момент обращения в технопарк, ее финансовая эффективность, планируемые показатели;

• научная значимость проекта, планируемого к реализации на предприятии, — соответствие его мировому уровню, вклад в поддержку лидирующего положения российской науки и промышленности, степень новизны, состояние и сроки разработок;

• общеэкономическая и социальная значимость проекта — вклад в решение важнейших проблем развития России, таких как обеспечение населения теплом и энергией, продовольствием, медицинскими услугами и медикаментами, транспортом и связью и др.;

• повышение эффективности использования трудовых, материальных или финансовых ресурсов, создание новых экономически эффективных продуктов, вклад в крупные структурные сдвиги в экономике; вклад проекта в сохранение окружающей среды и экологического равновесия.

Мировой и отечественный опыт показывает, что путь от появления новой идеи до выпуска на рынок инновационной продукции занимает от 3 до 5 лет. Поэтому представляется целесообразным определить продолжительность периода пребывания малого предприятия в технопарке двумя — пятью годами, в зависимости от успешности и эффективности его деятельности по созданию наукоемких товаров. Данный срок должен корректироваться согласно экспертной оценке, осуществляемой руководством технопарка регулярно на протяжении всей деятельности организации в технопарке.

Ульяновский областной Центр трансфера технологий на базе УлГТУ является членом Российской сети трансфера технологий ^ТТ^ и Франко-Российской технологической сети (RFR). Его основные цели — содействие ученым-изобретателям и хозяйствующим субъектам в привлечении инвестиций для реализации начальных этапов освоения технологий и оказание им организационной помощи в создании инновационного бизнеса, а также координации запросов промышленности и предложений исследовательско-конструкторских организаций.

Таким образом, число организаций инновационной инфраструктуры Ульяновской области явно недостаточно для реализации имеющегося научного потенциала и построения эффективного регионального инновационного процесса. Создание и развитие необходимых элементов инноваци-

- 31

онной инфраструктуры в такой ситуации возможно только на основе активного участия региональных органов власти в инновационном процессе. Одним из факторов, сдерживающих развитие организаций инновационной инфраструктуры, является уже отмечавшаяся раннее нехватка готовых к реализации инновационных проектов. Решение данной проблемы лежит в создании и развитии в регионе сети центров трансфера технологий. Механизм взаимодействия участников инновационного процесса при условии активного участия региональных властей и приоритетном развитии центров трансфера технологий приведен на рисунке.

Необходимость развития сетей центров трансфера технологий определяется тем, что инновационная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Создание малых инновационных предприятий носителями инновационных идей, которые не являются профессиональными менеджерами, приводит к неэффективности функционирования таких предприятий. Генерируемые исследователями идеи и инновационные проекты часто несут в себе достаточно большую долю научной новизны, но имеют невысокий уровень экономической проработки. Недостаточная проработанность экономической составляющей

инновационных проектов препятствует получению венчурного и банковского финансирования, а также сужает возможности сотрудничества с технопарками, бизнес-инкубаторами и инновационно-технологическими центрами. Центры трансфера технологий в такой ситуации проводят технико-экономическую экспертизу проектов, маркетинговые исследования, оказывают помощь в разработке бизнес-плана, то есть превращают инновационную идею в бизнес-проект. На основе разработанной бизнес-концепции центр трансфера осуществляет поиск партнеров и инвесторов по реализации инновационного проекта.

Другое направление деятельности центров трансфера технологий — координация запросов промышленности и предложений исследователь-ско-конструкторских организаций. Промышленные предприятия в процессе осуществления своей деятельности сталкиваются с необходимостью решения ряда научно-технических задач. Такие задачи формализуются в виде технологических запросов. Генерируемые идеи также возможно представить в виде инновационных предложений. Центры трансфера технологий аккумулируют технологические запросы и предложения, создают и ведут базы технологических профилей и таким

Доработка инновационных . идей до стадии I

бизнес-проекта

К Поиск партнеров ■

У и инвесторов N 1

г

_ Технико-экономическая экспертиза инновационных проектов

Финансирование^!— инновационных проектов

Бизнес-ангел

Венчурный фонд

Банк

Частно-государственное партнерство: участие в создании регионального венчурного фонда, участие в реализации региональных программ СБАР

Нормативно -правовое регулирование и информационное сопровождение деятельности всех участников инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот

Технопарк

Инновационно-технологический центр

Бизнес-инкубатор

3

Инкубирование малых инновационных предприятий, содействие в организации наукоемкого производства

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Механизм взаимодействия субъектов регионального инновационного процесса

32 -

образом формируют ивестиционно-технологичес-кие площадки и содействуют интеграции науки и промышленности.

Роль региональных властей как участников инновационного процесса охватывает такие направления, как нормативно-правовое регулирование инновационной сферы, стимулирование инновационной деятельности посредством предоставления налоговых льгот, осуществление механизмов частно-государственного пратнерства.

Объемы корпоративного финансирования инновационной деятельности во многом обусловливаются наличием льгот, предоставляемых федеральными и региональными властями. В развитых странах действует целая система налоговых стимулов. Например, в Великобритании крупные компании имеют право списывать на издержки 125 % своих расходов на науку, малые — 150 %. Облагаемая налогом прибыль уменьшается на определенный процент в зависимости от увеличения расходов на научные исследования. В другой активно наращивающей инновационный потенциал стране, Китае, действует дифференцированная ставка по налогу на добавленную стоимость: в среднем она составляет 18 %, однако в сфере информационных технологий — в два раза ниже.

В нашей стране принимаемые меры по сокращению налогового бремени на инновационную деятельность недостаточны, налоговая система в целом не стимулирует инновационной деятельности в стране. Например, практика взимания налога на добавленную стоимость (НДС) препятствует проявлению инновационной активности, поскольку инновационная продукция, как правило, имеет достаточно длительный срок разработки и изготовления, что требует ее авансирования со стороны потребителей. В то же время суммы, полученные в порядке авансовых платежей, подлежат обложению НДС еще до поставки товаров или выполнения работ. В настоящее время действуют лишь точечные льготы на НИОКР. В том числе НДС не облагаются реализация прав на объекты интеллектуальной собственности; выполнение НИОКР за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов; выполнение НИОКР учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров; выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

В отношении единого социального налога льготы устанавливаются только для организаций,

осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и только в части уменьшения порога налоговой базы, необходимого для применения регрессивной ставки. В отношении налога на прибыль в рамках действующего законодательства также предусмотрен ряд стимулирующих мер для субъектов, осуществляющих инновационную деятельность. Расходы на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), признаются для целей налогообложения налогом на прибыль после завершения этих исследований или разработок и подписания сторонами акта сдачи-приемки.

Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования. Аналогично признаются и расходы на НИОКР, не давшие положительного результата. Кроме того, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не более 3.

На территории Ульяновской области для юридических лиц, реализующих приоритетные инновационные проекты и являющихся субъектами государственной поддержки, устанавливаются следующие налоговые льготы:

• по налогу на имущество организации;

• по транспортному налогу;

• по налогу на прибыль организаций в части

средств, зачисляемых в областной бюджет

Ульяновской области.

Эти льготы предусматривают снижение налоговых ставок по указанным налогам, однако уменьшение и так невысоких значений ставок по указанным налогам не может оказать существенного влияния на активизацию инновационной активности в регионе. В деле повышения привлекательности инновационного бизнеса главную роль играет федеральное налоговое законодательство как инструмент значительного снижения налогового бремени инновационных компаний.

Юридическим лицам, реализующим приоритетные инновационные проекты и являющимся субъектами государственной поддержки, законодательством Ульяновской области предоставляются также льготы по аренде имущества:

33

1) юридическое лицо, являющееся субъектом государственной поддержки, арендующее для реализации приоритетного инновационного проекта имущество, находящееся в собственности Ульяновской области, уплачивает арендную плату в размере 50 % ставки арендной платы за пользование имуществом, арендованным для указанной цели;

2) юридическое лицо, являющееся субъектом государственной поддержки, арендующее для реализации приоритетного инновационного проекта земельные участки, находящиеся в собственности Ульяновской области, освобождается от арендной платы за земельные участки в части платежей, зачисляемых в бюджет Ульяновской области.

Таким образом, в области налогового стимулирования инновационной деятельности в регионе необходим комплексный подход, прежде всего на уровне федерального законодательства, при котором наряду с точечными льготами на НИОКР была бы сформулирована система взимания единого социального налога и косвенного налогообложения.

Частно-государственное партнерство в инновационной сфере может быть реализовано в программах сотрудничества с объединениями бизнес-ангелов и венчурными фондами. Бизнес-ангельское инвестирование должно стать одним из действенных инструментов развития малых предприятий Ульяновской области в научно-технической сфере. Привлечению бизнес-ангельских инвестиций способствуют участие в специализированных выставках и налаживание прямых контактов с объединениями бизнес-ангелов. На сегодняшний день проводятся регулярные ярмарки бизнес-ангелов, призванные объединить продавца и покупателя. В Приволжском федеральном округе такие ярмарки проводятся регулярно начиная с 2003 г. под названием «Российским инновациям — российский капитал». Они проходили в Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Перми, Чебоксарах.

Участвовать в конкурсе на проведение очередной ярмарки вполне может и Ульяновская область. Весьма перспективным представляется участие Ульяновской области в региональной программе СБАР. Данная программа состоит из двух взаимодополняющих подпрограмм: «Создание региональной сети бизнес-ангелов» и «Развитию малого инновационного бизнеса в регионе — новый импульс». Первая часть программы предполагает объединение бизнес-ангелов в региональные сети, которые выполняют чрезвычайно важные функции для своих членов. Они берут на себя большую часть квалифицированной работы по поиску,

34

отбору и подготовке проектов в требуемом для представления бизнес-ангелам формате, а также являются площадкой для поиска соинвесторов, обмена опытом среди бизнес-ангелов. Вторая часть программы предлагает сотрудничество СБАР и региональных властей в создании или в дальнейшем совершенствовании в регионе важных механизмов инновационного развития, а именно системы отбора и подготовки инновационных компаний ранних стадий к инвестированию.

Создание регионального венчурного фонда в Ульяновской области —это необходимый и приоритетный шаг на пути организации инновационного процесса пятого поколения. Основная проблема на пути создания регионального венчурного фонда — изыскание средств из областного бюджета, необходимых для формирования капитала фонда. Кроме того, задачей региональных властей является стимулирование местных инвесторов к сотрудничеству с Венчурным инновационным фондом и ОАО «Российская венчурная компания» с целью создания на территории Ульяновской области частных инвестиционных фондов.

В заключение отметим, что результатом реализация предложенных мероприятий должно стать развитие экономики Ульяновской области по инновационному типу, что предполагает ускорение темпов экономического роста, наличие компонента знания практически в каждом продукте и услуге, производство валовой части добавленной стоимости на нематериальной стадии производства, наличие развитого и законодательно урегулированного рынка интеллектуальной собственности, развитость и доступность информационных технологий и баз данных по всем современным отраслям знания и различным аспектам инновационной деятельности.

Список литературы

1. Инвестиционно-инновационный центр при Ульяновской ТПП / Ульяновск: социально-экономическая справка. URL: http://www. iic. ultpp. ru/oblast/ulyanovsk1.php.

2. Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006— 2010 годы и дальнейшую перспективу: утверждена постановлением Губернатора Ульяновской области от 13.12.2005 № 240.

3. Лучинин В. Наноиндустрия и «человеческий капитал» // Наноиндустрия. 2007. № 6. С. 3.

4. Рейтинг дотационных регионов // Журнал «Волга-Бизнес». URL: http://www. volgabiz. ru/ arh/07/01/29.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.