Научная статья на тему 'Инновационная инфраструктура России'

Инновационная инфраструктура России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8643
722
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ / ЭЛЕМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТУКТУРЫ / ТЕХНОПАРК / ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД / ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС / INNOVATION / INNOVATION INFRASTRUCTURE / INNOVATION INFRASTRUCTURE OF SAMARA REGION / ELEMENTS OF INNOVATION INFRASTRUCTURE / TECHNOPARK / VENTURE CAPITAL FUND / THE VENTURE CAPITAL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комлев Алексей Сергеевич

В данной статье проводится обзор инновационной инфраструктуры России и Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF RUSSIA

This article provides an overview of the innovative infrastructure in Russia and the Samara region.

Текст научной работы на тему «Инновационная инфраструктура России»

УДК: 334 ББК: 65.3

Комлев А.С.

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИИ

Komlev A.S.

THE INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF RUSSIA

Ключевые слова: инновация, инновационная инфраструктура Самарской области, элементы инновационной инфрастуктуры, технопарк, венчурный фонд, венчурный бизнес.

Keywords: innovation, innovation infrastructure, innovation infrastructure of Samara region, the elements of innovation infrastructure, Technopark, a venture capital Fund, the venture capital business.

Аннотация: в данной статье проводится обзор инновационной инфраструктуры России и Самарской области.

Abstract: this article provides an overview of the innovative infrastructure in Russia and the Samara region.

Инновационное развитие экономики России является основным приоритетом современной экономики. Это стимул для таких форм деловой активности, которые поддерживают в обществе систему новейших факторов производства, основным из которых является интеллектуальный капитал. Такая система -не только основа конкурентоспособности экономики, она создает институциональный базис общества, в котором реализованы условия для всестороннего развития личности через творческую

самореализацию и инвестиции в человеческий потенциал. В период так называемой экономической стабилизации 2000-х гг. инновационное развитие экономики России лишь внешне улучшило свои показатели. Скорее оно выполняло в обществе элементарные социокультурные функции, поддерживая существование слоя интеллектуалов и воспроизводя атрибутику научно-производственных традиций,

которые были заложены в избранных отраслях экономики во времена СССР. К середине 2000-х гг. российская экономика, несмотря на стабильный рост ВВП, продолжала демонстрировать черты стагнации в развитии собственных технологических инноваций -

экономическим агентам по-прежнему было невыгодно инвестировать в

крупномасштабные проекты, основанные на

отечественных разработках, а

отечественные разработчики вынуждены были осваивать второстепенные рыночные ниши. Состояние и функционирование инновационного производства в России все это время описывалось понятием «технологический пат», концепция которого была разработана Г. Меншем на рубеже 1970-1980-х гг.

Ситуация «технологического пата» характеризуется тем, что базисные нововведения исчерпали свой потенциал, инновационная активность существует, но технологические инновации почти повсеместно вытесняются

«псевдоинновациями» - созданием по форме новых, но по сути приводящих к упрощению производства, то есть распространением удешевленных копий чужих разработок, попытками

модернизации устаревших поколений техники и технологий, не имеющих долгосрочного потенциала роста и т.д. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. «псевдоинновации» в секторе российских производств доминировали, чему можно привести немало примеров. Инновационно-технологическое развитие (но не рост научно-технического потенциала)

происходило лишь через импорт технологий и оборудования, доступный благодаря нефтедолларам. Вклад в ВВП и в экспортный потенциал технологических

инноваций, осуществленных собственными силами российских предприятий, остается незначительным.

Итак, что же такое инновация?

Инновация - это результат инвестирования интеллектуального

решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии, изделия, организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука,

информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением

дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения.

Понятие «инновация» относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни,

удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием

предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой,

государственной, благотворительной,

морально-этической).

Инновация - это такой процесс или результат процесса, в котором:

- используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности;

- обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;

- обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;

- достигается высокая экономическая эффективность в производстве или

потреблении продукта.

В современных условиях

правительства различных стран

инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную

деятельность, например Германия на научные исследования и разработки направила около 2,7 % ВВП, США -2,8 %, Япония - около 3,5 %, страны с переходной экономикой тратят значительно меньше: Белоруссия - 0,74 % ВВП, Россия -1,04 %. Однако в условиях кризиса мировой экономики на первый план выходит задача повышения эффективности использования средств, выделяемых предприятиям и научным коллективам. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности. Для данных целей в странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций» (European Innovation Scoreboard - EIS). Так же в 2007 году на основе метода анализа среды функционирования были рассчитаны показатели технической эффективности для ряда стран Европейского союза. На основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4 группы:

1) инновационные лидеры;

2) инновационные последователи;

3) страны-умеренные инноваторы;

4) догоняющие страны. [1]

Сфера деятельности компаний, которые инвестируют средства в инновации, называется венчурным бизнесом.

Венчурный бизнес (от англ. venture -рискованный) - рискованный научно-технический или технологический бизнес. Венчурный бизнес является производным от науки, фундаментальной и прикладной, и появился на свет как требование экономического развития в качестве недостающего звена между наукой и производством.

Сформировался он впервые в современном виде в Кремниевой долине в США, и оттуда постепенно распространился с национальными отличиями по всем развитым и крупным развивающимся странам (Китай, Индия, Бразилия и другие).

Венчурный бизнес (далее - Венчур)

имеет особое значение в процессах создания эффективной и конкурентоспособной современной экономики.

Высокие технологии, создаваемые на базе Венчура, позволяют стране с «догоняющей экономикой» приблизиться в обозримом будущем по душевым доходам к развитым странам мира. Так, например, Новая Зеландия, страна с самым развитым в мире сельским хозяйством, остается в нижней части списка развитых стран мира по ВВП на душу населения. В то же время Сингапур, сумевший поставить у себя на высоком уровне инновационный венчурный бизнес, сравнялся по этому показателю с передовыми странами мира.

Миссию создания кластеров высоких технологий и выполняет венчурный инновационный бизнес. Венчурный бизнес является ведущей креативной частью волнового инновационного процесса, так сказать его системным ядром.

Развитый венчурный технологический бизнес является тем базовым сектором постиндустриальной и новой экономикой, который определяет способность страны удерживать конкурентоспособные мировые позиции в передовых технологиях.[2]

Для наиболее успешного внедрения каких-либо инноваций создается

инфраструктура инновационной

деятельности.

Инфраструктура инновационной

деятельности - совокупность субъектов инновационной деятельности,

обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной

деятельности и функционирования инновационных процессов (таблица 1).

В настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности.

Таблица 1 - Общая схема инновационной инфраструктуры

Составляющие инновационной инфраструтуры Вид организации

Производственно-технологическая Технопарк, центр коллективного пользования оборудованием и др.

Консалтинговая Центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор, консалтинг в сфере экономики и финансов, технологий, маркетинга, внешнеэкономической деятельности

Финансовая Бюджетная организация, внебюджетные фонды, венчурные фонды

Кадровая Система подготовки специалистов в области технологического и научного менеджмента; система повышения квалификации персонала в области инноваций

Информационная Государственная система научно-технической информации, региональные информационные сети, Интернет

Сбытовая Внешнеторговое объединение, специализированная посредническая фирма, Интернет, выставка

Следует отметить, что объекты инновационной инфраструктуры (далее -ИИ) могут решать лишь часть проблем, и успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры.

Инновационная система для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно-

право-вую базу.[3]

Элементы инновационной

инфраструктуры и их характеристика

Охарактеризуем роль отдельных элементов инфраструктуры и проблемы их развития.

1. Производственно-технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа малых предприятий к производственным ресурсам. К ней относятся технопарки, инновационно-

технологичес-кие центры, технологические кластеры и др.

Технопарк - имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Учёные могут в технопарке проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований. Управление технопарком осуществляет внешняя управляющая компания.

Международная ассоциация

технологических парков дает свое определение объекту инновационной инфраструктуры. По мнению ассоциации, технопарк - это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание и рост инновационным компаниям с помощью инкубационных процессов и процессов выведения новых компаний из существующих (spin-off processes). Технопарк помимо

высококачественных площадей

обеспечивает другие услуги.

Технопарки впервые появились в США. После Второй мировой войны количество тудентов в Стэндфордском университете резко увеличилось, и возникли проблемы с финансированием учебного заведения. Университет владел большим участком земли (около 32 км2), но не имел право продавать его. Учитывая ограничения, декан инженерного

факультета, профессор Фредерик Терман, предложил руководству учебного заведения сдавать землю в долговременную аренду для использования в качестве офисного парка. Тем самым, учебное заведение стало получать доход, а компании могли воспользоваться лизинговыми инструментами.

Арендаторами могли выступать только высокотехнологичные компании, что позволило обеспечить работой

выпускников университета, а также решить проблему дефицита

высококвалифицированных специалистов. Идея Термана и ее реализация на территории Стэнфордского университета стали началом Кремниевой (Силиконовой) долины (англ. The Father of Silicon Valley).

Первые европейские научные парки начали появляться в 70-х годах прошлого века и создавались по аналогии с технопарками США. Они имели одного учредителя, а основная деятельность заключалась в сдаче земли в аренду собственникам наукоемких фирм. Однако темпы развития европейских технопарков были слишком низки. Для исправления ситуации в научных парках стали возникать инкубаторы технологического бизнеса - здания для размещения начинающих инновационных компаний. Инкубаторы предоставляли

производственные помещения,

обеспечивали набором необходимых услуг, а также способствовали поиску инвесторов и позволяли наладить контакт с местным университетом или научным центром.

В России создана ассоциация «Технопарк». Технопарками, в

определённом смысле, можно назвать академгородки.

Первым технопарком России считается Томский научно-

технологический парк, открытый в 1990 году на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. После этого технопарки начали расти как грибы: в начале 90-х годов они открывались чуть ли не во всех университетских городах страны.

В 1991 был открыт технопарк МИЭТ при Московском институте электронной

техники в городе Зеленограде. В 1992 году - Научный парк Московского государственного университета, в 1993 -«Технопарк в Москворечье» при МИФИ, в 1998 - технопарк на базе Курчатовского института и так далее.

Сейчас на территории России технопарки открываются не только при университетах, но и в крупных научных центрах, наукоградах, а также в «закрытых городах».

Один из самых успешных -Технопарк Новосибирского академгородка, чьи резиденты вошли в Т0Р-30 наиболее быстроразвивающихся инновационных и высокотехнологичных предприятий

России.

В России с 2006 года реализуется комплексная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", утверждённая 10 марта 2006 года Правительством. Координатором программы является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В программе принимают участие следующие субъекты Российской Федерации:

-Нижегородская область - "ИТ-парк Анкудиновка";

- Республика Мордовия - "Технопарк Мордовия";

- Самарская область - "Жигулёвская долина";

- Калужская область - "Технопарк Обнинск";

- Пензенская область - "Технопарк высоких технологий";

- Тюменская область - ЗападноСибирский инновационный центр;

- Кемеровская область - Кузбасский Технопарк;

- Новосибирская область - Центр технологического обеспечения инновационных разработок;

- Республика Татарстан - "Технополис Химград" и ИТ-парк.

С целью поддержки технопарков Министерством связи были подписаны соглашения о сотрудничестве и поддержке в реализации проектов компаний-резидентов с инновационным центром

«Сколково» (в июле 2011 года) и с ОАО «РВК» (в октябре 2011 года). Кроме того, было создано Некоммерческое партнерство «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий».

Планировалось, что к 2011-му году стоимость общего объёма продукции, произведенной в результате работы компаний-резидентов технопарков, может составить более ста миллиардов рублей, а средняя выручка в расчете на одного работника технопарка может составить приблизительно полтора миллиона рублей. На деле же, по данным на третий квартал 2011 года, удалось выручить лишь 33 миллиарда рублей, количество

сотрудников всех технопарков составило 11 тысяч, фирм-резидентов - около 440. Из всех технопарков, которые планировалось построить, реально функционируют лишь 4. Развитию проекта препятствуют отсутствие льготного налогообложения, материальные трудности и зависимость от вузов. Кроме того, мешает также высокая монополизация экономики. В результате доля высокотехнологичной продукции в ВВП страны так и не увеличилась. По мнению Альфреда Коха, строительство технопарков - вещь бессмысленная, если не модернизировать и изменять параллельно экономику [4].

В последнее время появилась тенденция организации кластеров -совокупности предприятий,

расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями.

2. Консалтинговая инфраструктура -это совокупность консалтинговых организаций. Инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретается только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям

(финансовым, экономическим,

маркетинговым, а также по внешнеэкономической деятельности)

представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие.

Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры трансфера технологий (ЦТТ). В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных вузах и академических институтах, ведь именно они обладают наиболее значительным заделом в области разработки новых технологий. ЦТТ создаются либо как структурные подразделения организаций, обладающих инновационными

разработками, либо как самостоятельные юридические лица.

Основные проблемы, которые стали проявляться с началом развития сети ЦТТ - отсутствие квалифицированных кадров для их комплектования. Если проблема кадров будет решена, ЦТТ могут стать одним из важных структурных элементов, стимулирующих развитие инновационной деятельности в регионах.

3. Инфраструктура подготовки кадров. Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Как отмечалось выше, нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время считается старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, следует отметить, что в настоящее время большинство предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно

обеспечить продвижение новых продуктов на рынок. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного

производства ведут десятки вузов страны, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число выпускников идет работать по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого количества центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки.

Наконец, следует отметить и дефицит квалифицированных преподавателей для подготовки кадров. Во многих вузах преподавание ведут специалисты, не имеющие практического опыта в тех вопросах, которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым потом в течение нескольких лет приходится набирать опыт методом проб и ошибок.

В этой связи еще раз следует отметить роль системы консалтинга.

Поскольку обучение кадров - процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, необходимо предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции. Эта система не повторяет систему ЦТТ, хотя и должна работать с ней в тесной увязке, а обеспечивает разовый консалтинг по отдельным вопросам, возникающим у предприятий. Возможно, эту систему целесообразно строить как систему

экспресс-обучения основам

инновационных подходов.

4. Информационная инфраструктура связана с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающая малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете.

Сложившаяся система достаточно эффективно решает ряд проблем. Так, техническая информация в настоящее время доступна в больших объемах практически по всем направлениям науки и техники. Не представляет особых проблем доступ к патентной информации. Основная информация, которая может оказывать влияние на решение задач инновационного развития и по которой существует значительный дефицит, связана с информацией о рынках.

Еще одна группа вопросов информационного обеспечения

инновационной деятельности связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных

пользователей, организация консультаций по их использованию.

Частично данная проблема может быть решена благодаря созданию сети информационно-аналитических центров по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также по инновационной тематике. Необходима работа по организации сбора, анализа и систематизации информации о

завершенных НИОКР по регионам и в целом по России. Существенные усилия следует направить на доведение информации о завершенных НИОКР до заинтересованных потребителей.

5. Финансовая инфраструктура включает структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам. В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов,

однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим и коротким для развития инновационной деятельности.

Ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий.

Венчурное инвестирование, о котором в последнее время ведется много дискуссий, до сих пор остается экзотикой для России. Следует отметить, что в последнее время во многих регионах идет создание региональных венчурных фондов. В большинстве таких случаев слово «венчурный» в названии отражает лишь модную тенденцию. По существу, большинство этих структур являются фондами поддержки инновационной деятельности, нацеленными на

финансирование НИОКР и не предполагающими создание новых предприятий.

Венчурный фонд (англ. venture -рискованное предприятие) -

инвестиционный фонд, ориентированный на работу с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или доли предприятий с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Как правило, 70-80% проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20-30% окупает все убытки.

Особенностью данного вида фондов является законодательное разрешение проводить более рискованную

деятельность: отсутствует или резко снижена необходимость диверсификации рисков, им разрешено не только покупать корпоративные права, но и кредитовать компании (например, через покупку векселей). Единственное, что им запрещено, - вкладывать средства в банковскую, страховую, инвестиционную отрасли.

Второй составляющей рынка инвестиций на этапе стартапов являются

бизнес-ангелы. Если венчурные фонды, как правило, предпочитают вложения в проекты со средней степенью риска (типичная инвестиция - 1-5 млн. дол. в проект), то бизнес-ангелы, в основном, сосредотачивают свою деловую активность на вложения в компании на самой ранней стадии развития (50-300 тыс. дол. в проект) и, как следствие, более рискованных инвестициях.

Инвесторами (участниками) фонда, как правило, являются частные лица, компании, банки, пенсионные фонды. Вклады могут быть внесены не только непосредственно деньгами, но и коммитментами - обещаниями вложить сумму, когда она понадобится.

Часть денег вносит и венчурная компания, создавшая фонд и управляющая им.

Первоначально фонд инвестирует в компании, входящие в его портфель (обычно 9-12 компаний). Затем три-семь лет развивает эти компании, участвуя в операционной работе. В конце цикла фонд продаёт свои доли либо через публичное размещение акций, либо через продажу стратегическому инвестору.

Венчурное предприятие (англ. venture company) - предприятие малого бизнеса, занимающееся опытно-конструкторскими разработками или другими наукоёмкими работами, благодаря которым

осуществляются рискованные проекты. Венчур бывает внешним и внутренним. Внутренний венчур организуется самими авторами идеи и венчурным предпринимателем. Внешний венчур занимается привлечением средств для осуществления рисковых проектов через пенсионные фонды, средства страховых компаний, накопления населения, средства государства и других инвесторов.

Венчурное финансирование (англ. venture finance) - рисковое предпринимательство, направленное на использование технических и

технологических новшеств, научных достижений, ещё не используемых на практике. Такой вид финансирования связан с большим риском неполучения доходов по инвестициям. Венчурным

бизнесом чаще всего занимаются малые предприятия, организованные, в основном, при наукоёмких областях производства, разработчиках новых технологий, научных исследований.

Всего в рамках государственно-частного партнёрства сформировано 7 венчурных фондов. Общий объём этих фондов - 18,983 млрд. руб. Фонды сформированы на 10 лет. Формат фондов: закрытый паевой инвестиционный фонд.

Доля российской венчурной компании в каждом фонде составляет 49%. 51% - средства частных инвесторов.

В рамках государственно-частного партнёрства сформированы региональные венчурные фонды. Фонды сформированы на 7 лет. Формат фондов: закрытый паевой инвестиционный фонд.

Структура активов фондов: 25% -средства федерального бюджета, 25% средства бюджета региона и 50% -вложения частных инвесторов.

Управляющие компании фондов выбраны на конкурсной основе.

В последнее время в ряде регионов создаются гарантийные структуры и фонды, которые должны решать проблемы обеспечения займов малых предприятий в банковской системе. Успешное развитие получают также лизинговые схемы закупки высокотехнологичного оборудования

малыми предприятиями.

Еще одним источником

финансирования инноваций является участие предприятий в международных проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника возможно с развитием сети центров трансфера технологий с участием иностранных партнеров.

6. Сбытовая инфраструктура. Сбыт -один из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта инновационной продукции, в результате чего нет активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.

Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки.

На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий, поэтому без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом этих предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличение их доли с 0,3-0,5% (в настоящее время) до сравнимых с показателями развитых стран.

В связи с этим создание действенной системы продвижения инновационной продукции российских предприятий на внутренний и мировой рынки является крайне актуальной задачей, определяющей успех всей программы перевода российской экономики на инновационный вариант развития.

Классические методы продвижения (участие в выставках, продажи через Интернет), характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции,

характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с советскими внешнеторговыми организациями,

обслуживавшими экспорт отраслей). Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число

квалифицированных специалистов,

которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий,

объединенных по региональному или отраслевому принципу.

Естественно, при этом необходимо развивать и другие методы продвижения, существующие в настоящее время: через выставочную деятельность,

профессиональные объединения

предприятий, посреднические фирмы и систему консалтинговых и маркетинговых фирм.

Инновационная инфраструктура нуждается также в законодательно-правовой основе - своде законодательных положений по предпринимательской деятельности, обеспечивающих свободу и альтернативность использования

объектами рынка своего технического и экономического потенциала.

Государственная поддержка

инновационной деятельности в Самарской области оказывается через организации инновационной инфраструктуры

Самарской области.

В регионе создана комплексная система инфраструктурных организаций -институтов инновационного развития: Инновационный фонд Самарской области, Региональный центр инноваций и трансфера технологий, Региональный венчурный фонд Самарской области, Центр инновационного развития и кластерных инициатив, Евро Инфо Корреспондентский Центр, Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области, Информационно-консалтинговое агентство Самарской области, Региональный центр развития предпринимательства Самарской области, Ассоциация малых

инновационных предприятий Самарской области. Действует ряд вузовских технопарков. В целях поддержки малых предприятий, обеспечения условий развития предпринимательства путем предоставления комплекса необходимых услуг и инфраструктуры в муниципальных образованиях области открыто 5 бизнес-инкубаторов (два в Самаре, по одному в Тольятти, Кинель-Черкассах,

Нефтегорске). Они ориентированы на поддержку вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства и становятся элементами инфраструктурной поддержки инновационного предпринимательства, процесс становления которой активно ведется в Самарской области.

В настоящее время в Самарской области идет реализация инвестиционных проектов создания технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская

долина» в городском округе Тольятти и Технопарка Самарской области. Это позволит создать максимально комфортные материально-технические условия и осуществлять комплексную поддержку малых инновационных предприятий-резидентов технопарков.

Организации инновационной

инфраструктуры, каждая в своей нише, работают в тесном контакте друг с другом, с университетами, как основным источником предложения научно-технических разработок, и с производственными предприятиями для обеспечения трансфера технологий, образуя своеобразный «инновационный лифт». В этой системе поддержка инновационной деятельности организаций и отдельных предпринимателей

осуществляется на всех этапах жизненного цикла инноваций: от зарождения идеи до реализации конкретного инновационного проекта в виде внедрения технологии, организации производства инновационной продукции на действующем производстве, создания нового производства. Такой подход отражает системность и комплексность мер государственной поддержки инновационной деятельности в Самарской области.

Формы поддержки инновационных проектов и разработок различны: предоставление грантов, субсидий, займов, вхождение в уставный капитал, софинансирование проектов совместно с федеральными институтами,

организационная поддержка (разработка бизнес-планов, патентной и заявочной документации, организация экспертизы проектов, представление разработок Самарской области на российских и международных выставочно-презен-

тационных мероприятиях, организация взаимодействия с федеральными институтами развития и др.). Поддержка инновационных проектов осуществляется на конкурсной основе (рисунок 1).

Рисунок 1 - «Инновационный лифт» Самарской области

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Шепелев, Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры - URL: http://regions.extech.ru/left menu/shepelev.php

2. Инновационная сфера и ее элементы - URL: http ://www.bibliofond. ru/view. aspx?id=657744

3. Инновационная инфраструктура / Правительство Самарской области - URL: http://economy.samregion.ru/activity/innovacii/inovinfr/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.