Научная статья на тему 'Бизнес-ангельское финансирование инновационных проектов'

Бизнес-ангельское финансирование инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2337
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-АНГЕЛЫ / ИННОВАЦИИ / ПРОЕКТЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ВЕНЧУР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косов M.Е., Сигарев А.В.

Статья посвящена изучению такого источника финансирования инновационных проектов как бизнес-ангелы. Рассматриваются основные характеристики данного типа инвесторов, сети и синдикаты бизнес-ангелов. Анализируется положение дел в России, где движение бизнес-ангелов лишь начинает зарождаться. Сделан вывод о том, мировой экономического кризиса оказывает влияние на бизнес-ангельский сектор в двух направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-ангельское финансирование инновационных проектов»

Инновации

бизнес-ангельское финансирование

инновационных проектов

М. Е. КОСОВ, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой налогового процесса и контроля

Е-mail: kosovme@mail.ru Российский государственный торгово-экономический университет

А. В. СИГАРЕВ, студент экономического факультета Е-mail: alexsigarev@yandex.ru Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова

Статья посвящена изучению такого источника финансирования инновационных проектов, как бизнес-ангелы1. Рассматриваются основные характеристики данного типа инвесторов, сети и синдикаты бизнес-ангелов. Анализируется положение дел в России, где движение бизнес-ангелов лишь начинает зарождаться. Сделан вывод о том, что мировой экономический кризис оказывает влияние на бизнес-ангельский сектор в двух направлениях.

Ключевые слова: бизнес-ангелы, инновации, проекты, финансирование, венчур.

Опыт развитых стран говорит о том, что создание инновационной системы может существенно повысить эффективность функционирования всех сфер жизнедеятельности государства.

Принято считать, что одним из главных источников инноваций является малый бизнес — связующее звено между промышленностью, наукой и рынком. Именно на малые инновационные компании приходится основная доля новшеств. Любая компания на начальном этапе своего развития остро нуждается в финансовых ресурсах. Для прохождения «долины смерти», как правило,

'Бизнес-ангел — частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале (обычно блокирующий пакет, а не контрольный).

недостаточно личных средств организаторов проекта, поэтому зачастую инновационная компания вынуждена обратиться к внешнему инвестору. Однако, когда есть только идея и нет основных активов, привлечение средств классическим путем (кредит) невозможно. Довольно сложно рассчитывать и на получение денег от венчурных фондов, хотя эти организации и призваны финансировать инновационные проекты. Фонды предпочитают более «просчитанные» проекты, нежели просто хорошие идеи. Как раз на посевной стадии развития инновационной компании, когда фирмы как таковой либо вообще нет, либо она на самом начальном этапе своего существования, возможно взаимодействие с неформальным сектором инвесторов — бизнес-ангелами.

Бизнес-ангелы — это частные лица, инвестирующие от 10 000 до нескольких сот тысяч долларов в обмен на долю в компании. Часто финансирование, получаемое от бизнес-ангелов, позволяет компании продвинуться в разработке продукта или услуги настолько, что уже на ранних стадиях развития становится целесообразным привлекать финансирование венчурного фонда или начинать переговоры со стратегическими инвесторами. Пришло столь странное название из США (с Бродвея в Нью-Йорке) и первоначально означало

спонсоров, которые финансируют спектакли на благотворительной основе [3]. Его происхождение объясняют тем, что кроме бизнес-ангелов никто не решался вкладывать деньги в столь рискованные проекты. Можно сказать, что бизнес-ангелы спасают молодых предпринимателей и их компании, находящиеся в тяжелом финансовом положении. В экономике этот термин впервые стал применяться также в США — в Силиконовой долине.

Однако наивно думать, что бизнес-ангелы безвозмездно раздают деньги. Их основной целью является получение прибыли. Механизм при этом используется такой же, как и у венчурных фондов: прибыль образуется при продаже своей доли бизнеса на «выходе» другому инвестору (например тому же венчурному фонду). У одного проекта может быть несколько бизнес-ангелов. В этом случае инвестирование осуществляется в форме долевого капитала.

Уровень неэкономической мотивации в случае бизнес-ангельского инвестирования гораздо выше, чем в случае венчурных фондов [4]. Здесь все гораздо менее формально, и очень важными являются именно отношения между предпринимателем и инвестором. От того, насколько они приглянулись друг другу и готовы сотрудничать, зависит судьба инновационной компании и вопрос о получении средств для развития.

Подавляющее большинство бизнес-ангелов в прошлом сами были предпринимателями. Продав свой бизнес или отойдя от управления, они ищут молодые и перспективные компании, которые имеют высокий потенциал роста и позволяют выйти из проекта в обозримые сроки (3—10 лет). Зачастую бизнес-ангелы инвестируют в компании даже тех отраслей, где они не являются серьезными экспертами. Однако бизнес-ангелы редко инвестируют в бизнес, которого не понимают, за исключением случаев особой уверенности в способностях и таланте предпринимателя. Эта уверенность, как правило, возникает после одной или нескольких успешных инвестиций в предыдущие проекты этого предпринимателя. По статистике, 99 % бизнес-ангелов — мужчины, каждый пятый — миллионер. Если средний возраст стартапера составляет 24 года, то средний возраст бизнес-ангела — 55 лет. Бизнес-ангелы обычно не афишируют своих «ангельских» деяний и ценят анонимность. Поэтому трудно подсчитать их точное количество. По разным оценкам, в США их насчитывается около 1 млн, в Европейском Союзе — более 125 тыс., в Содружестве бизнес-ангелов России (СБАР) — около 100 членов [6].

По состоянию на 2006—2007 гг. инвесторов, четко идентифицирующих себя как бизнес-ангелов и позиционирующих себя в этом качестве, очень немного. Бизнес-ангелы в России — это бизнесмены, владельцы различных фирм, топ-менеджеры крупных корпораций, иностранцы. Однако совокупный объем инвестиций в «посевные» проекты, которые могут быть отнесены к формату бизнес-ангельских, вероятно, значительно больше. Причина этого — достаточно малый объем каждой конкретной инвестиции. «Рискнуть на миллионы» для большинства российских бизнесменов — проблема если не материальная, то психологическая. А рискнуть несколькими десятками или сотней тысяч долларов могут позволить себе уже многие состоятельные люди. Предприниматели, получавшие инвестиции от бизнес-ангелов, считают, что в России найти своего бизнес-ангела пока еще очень сложно, хотя и вполне реально. Сегодня актуально создание сообщества, объединяющего тех, кто занимается «посевными» инвестициями, и позиционирование его членов как бизнес-ангелов.

Бизнес-ангел не просто вкладывает деньги в проект, он «живет» вместе с компанией и передает полезные связи и управленческие навыки. Часто инвестор помогает предпринимателям «строить» компанию. Этот факт можно объяснить тем, что многие бизнес-ангелы в прошлом сами успешные предприниматели и знают толк в бизнесе. Следовательно, с одной стороны, они могут быть хорошими советниками для основателей компании и топ-менеджмента в вопросах стратегии, продаж и персонала. С другой стороны, они являются обеспеченными и влиятельными людьми, обладают широким кругом знакомств в бизнес-среде и могут служить источником контактов с потенциальными клиентами и инвесторами.

Бизнес-ангельское финансирование отличается гораздо большей гибкостью в принятии решений и меньшими организационными издержками по сравнению с венчурными фондами. В настоящее время данный вид инвестирования очень сильно напоминает венчурные фонды в начале своего развития, когда не существовали четкие критерии отбора компаний-реципиентов и контроль сочетания риск—прибыльность был не столь жестким.

Многие бизнес-ангелы работают в одиночку. Их знакомство с предпринимателями, представляющими потенциальный интерес для инвестирования, осуществляется через личные контакты, иногда на конференциях или других мероприятиях. Некоторые бизнес-ангелы являются членами «ан-

гельских» клубов или ассоциаций. Компании, в которые вкладывают свои деньги бизнес-ангелы, почти всегда находятся в непосредственной территориальной близости к их месту жительства. В настоящее время все большее распространение получают сети и ассоциации бизнес-ангелов, которые дают возможность компаниям, нуждающимся в деньгах, найти себе подходящего инвестора. Сети выполняют «грязную» работу по экспертизе и отбору проектов, являясь местом встречи потенциального инвестора с компанией-реципиентом.

При выборе проектов для инвестиций бизнес-ангелы на первое место ставят личность предпринимателя, затем потенциал роста данного сегмента рынка и конкурентные преимущества товара. Зачастую все, на чем основывает свое решение бизнес-ангел, — это уверенность в том, что предприниматель способен реализовать свой проект. Поэтому задача предпринимателей, желающих привлечь инвестиции в свой проект, — создать такую уверенность.

Инвестиции бизнес-ангелов являются очень рискованными. Это выражается в высокой доходности удачных вложений при большой доле неудач [6]. В среднем результаты их инвестирования в проекты следующие:

— полная неудача, потеря денег — 34 %;

— частичные потери или выход на «точку безубыточности» — 13 %;

— невысокая доходность — 17 %;

— удовлетворительная доходность в размере 25-49 % годовых - 13 %;

— высокая доходность в размере 50 % годовых и выше — 23 %.

Очень важный аспект в системе бизнес-ангелов связан с сетями и ассоциациями бизнес-анге-

Схема ассоциации бизнес-ангелов

лов. Сеть бизнес-ангелов — организация, задачей которой является оказание помощи предпринимателям (ищущим частный рисковый капитал) и бизнес-ангелам в поиске друг друга. Сообщества обычно остаются нейтральными при оценке проектов (кроме первичного, формального отбора) и не вмешиваются в процесс принятия решений. Их основная задача — предоставить место и профессиональную поддержку обоим участникам инвестиционного процесса.

В задачи самих ассоциаций входит экспертиза инновационных идей и бизнес-проектов, поступающих из инновационно-технологических центров, вузов, институтов, новаторов и авторов проектов. Кроме этого ассоциации оказывают помощь авторам перспективных проектов и предпринимателям в подготовке презентационных материалов и организации дополнительной (углубленной) экспертизы проектов по заявкам авторов и членов ассоциации, создание менеджерских команд для реализации проектов, формирование общественного мнения о деятельности бизнес-ангелов [7].

У ассоциаций (см. рисунок) существуют обеспечивающие поддержку партнеры. Среди них могут быть некоммерческие предприятия, вузы, венчурные фонды и т. д. Они зачастую предоставляют ассоциации как информационную поддержку, так и помощь в оценке проектов [8].

К основным функциям сетей бизнес-ангелов относятся:

— обеспечение поиска, квалифицированного отбора, оценки, подготовки и представления инновационных компаний инвесторам — членам сетей;

— объединение инвесторов, создание возможности для обмена опытом, поиска партнера,

соинвестора;

— осуществление взаимодействия с органами власти и бизнес-сообществом на региональном, федеральном и международном уровнях в целях создания благоприятных условий для деятельности инвесторов и компаний;

— осуществление обучения инвесторов и инновационных менеджеров.

Таким образом, сети бизнес-ангелов снижают тран-закционные издержки для своих членов и повышают конкурентоспособность биз-

нес-ангелов по сравнению с другими источниками венчурных инвестиций.

Другими важными участниками венчурного рынка являются синдикаты бизнес-ангелов — группы инвесторов, объединенных с целью достижения необходимой критической массы ресурсов (как финансовых, так и интеллектуальных) для финансирования интересующего всех проекта.

Такой подход позволяет бизнес-ангелам инвестировать коллективно. Группам совместного инвестирования отдают предпочтение опытные инвесторы. Большие группы бизнес-ангелов насчитывают до 100 членов, работающих посредством форумов.

Выгода для инвесторов от синдиката состоит в следующем:

— аккумуляция капитала для крупных инвестиций;

— диверсификация рисков инвесторов;

— управление и совместное использование системы контактов и опыта инвестирования в венчурные проекты;

— возможность привлечения дополнительных инвестиций в уже действующие инвестиционные проекты.

Однако такие синдикаты требуют определенных расходов и могут не подходить инвесторам, заинтересованным в получении контрольного пакета в компании.

Обычно член группы представляет инвестиционный проект вниманию синдиката. Проект оценивается группой на венчурном форуме. Каждый член сам решает, будет ли он участвовать в инвестировании проекта. При положительном решении участвующие инвесторы в определенные сроки собирают средства. Обычно на это затрачивается от тридцати до шестидесяти дней. Крупные синдикаты предпочитают более дорогие и сложные проекты с повышенной рентабельностью.

В большинстве случаев один из членов синдиката выступает в качестве ведущего бизнес-ангела, связывающего предпринимателя с синдикатом. В других случаях для выполнения этой функции нанимается постороннее лицо, не имеющее финансовых обязательств перед группой. На него может быть возложена ответственность за проведение комплексной проверки и координация инвестиционных обязанностей членов группы. По сравнению со средним бизнес-ангелом синдикат финансирует проекты более профессионально.

В России движение бизнес-ангелов лишь начинает зарождаться, так как для его существования

должен сформироваться новый класс предпринимателей. Кроме того, должен закончиться бизнес-цикл их собственных проектов, позволяющих инвестировать свободные средства. Если взять за точку отсчета послекризисные 1999—2000 гг., этот процесс только начался, владельцы начали продавать свои компании, освобождая средства для дальнейшего вложения в инновационные проекты.

Специфика работы российских бизнес-ангелов отражает местные реалии. Отечественные инвесторы, вложившие в проект свой капитал, обычно рассматривают его как свой новый бизнес и контроль за предприятием оставляют за собой, беря разработчика в долю. Это объясняется многими факторами, в том числе несовершенством законодательства, неразвитостью системы защиты интеллектуальной собственности, недостатком управленческих кадров, способных к квалифицированной работе в интересах акционеров.

Эксперты отмечают, что на Западе бизнес-ангелы — это, как правило, предприниматели «на пенсии», у которых бизнес состоялся, но «душа требует дела». Такое стремление также подогревается хорошим потенциальным вознаграждением. В России же большинство предпринимателей — действующие. У них тоже имеются свободные личные средства, но есть и основной бизнес, который требует постоянного внимания. Поэтому возможности по «патронажу» новичков ограничены [1, 5]. Но, по мнению специалистов, сектор бизнес-ангельского инвестирования привлекает все больше лиц, которым интересно инвестировать в перспективные и быстрорастущие компании.

Следовательно, хотя бизнес-ангельское финансирование в настоящее время в России привлечь непросто, есть люди, заинтересованные в инвестициях в рискованные, но перспективные проекты. Найти их можно либо самостоятельно, либо обратившись в бизнес-ангельскую сеть.

В период экономического кризиса все участники инновационных процессов анализируют, каким образом он повлияет на венчурное инвестирование и бизнес-ангельское инвестирование в частности. Влияние кризиса на бизнес-ангельское инвестирование идет в двух направлениях. С одной стороны, при кризисе всегда происходит задержка любых выходов. Это ведет к тому, что бизнес-ангелам труднее вернуть деньги, вложенные в проекты, а значит, новым проектам труднее получить финансирование. Ведь, как правило, инвестиции в новые фирмы делаются из денег, полученных от реализации проектов, в которые инвестиции были сделаны ранее.

Таким образом, этот фактор уменьшает количество денег, доступных для инвестирования.

С другой стороны, в экономике высвобождаются новые деньги. Перспективные ранее направления (например недвижимость) перестали быть таковыми. Теперь сферой, действительно дающей шанс получить хорошую прибыль, становится бизнес-ангельское инвестирование. Более того, в отличие от многих инвестиционных инструментов бизнес-ангельские инвестиции имеют свою особенность — это длинные вложения. Поэтому за три—четыре года стоимость проинвестированных компаний может возрасти в 3—4 раза и эти компании могут быть проданы венчурному фонду либо стратегическому инвестору, когда рецессия закончится и начнется этап роста. По словам директора Российской венчурной ярмарки И. В. Гладких, история развития венчурного капитала показывает, что вложения в компании в «трудные» кризисные времена могут принести инвесторам очень хорошие дивиденды [2].

Более того, для малых инновационных компаний кризис может быть полезен тем, что они могут снизить свои издержки. Например, уже сейчас многие инноваторы отмечают, что они могут привлечь в свои команды высококвалифицированный персонал, такой как разработчики, менеджеры и

другие, за гораздо более низкую зарплату. А ведь

это самый ценный ресурс для старт-апа.

Список литературы

1. Гайдук И. Б. Малое инновационное предпринимательство: перспективы развития // Экономика и управление. 2006. № 5. С. 119—121.

2. Гладких И. В. Венчурный бизнес. Уходить нельзя инвестировать... // The ANGEL Investor. 2009. № 1.

3. Каширин А И., Семенов А. С. В поисках бизнес-ангела. М.: Вершина. 2008.

4. Каширин А. И., Семенов А С. Венчурное инвестирование в России. М.: Вершина. 2007.

5. Рагимова С. А. Только крыльев не хватает // Компания. 2007. № 448. URL: http://www.ko. ru/document.php?id=15608.

6. Сидоров В. А В каких сферах летают бизнес-ангелы? URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-11859/.

7. Смирнова Т. П. Различные формы инвестиций в инновационные проекты // Инновационная деятельность. 2009. № 1. С. 37-39.

8. Шубнякова Н. Г. Эра отечественных бизнес-ангелов // The ANGEL Investor. 2007. № 3. С. 58-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.