Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ТРЕНДЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ТРЕНДЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ВЕКТОР / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионов М.Г.

В статье рассмотрены вопросы организации развития предпринимательских структур малого и среднего предпринимательства с учетом современных проблем и тенденций социально-экономического развития общества. В качестве первостепенной задачи автор рассматривает описание теории управления финансовыми аспектами деятельности малого и среднего предпринимательства. Методы, которые были использованы при проведении исследования: описание, сравнение, анализ, классификация, расчет и прогнозирование. В работе использовались труды российских авторов: С.С .Демцура,, Ю.А. Балдина, А.Г. Литвинова, А.С. Негорожина, В.Э. Полетаева. Важным элементом финансовой системы страны были и будут являться финансы малого и среднего предпринимательства. Их роль нельзя недооценивать, так как они образуют денежные фонды России, такие как социальный и пенсионный фонды, медицинское страхование, а также являются источником доходов бюджета. Еще они выполняют такие функции, как образование рабочих мест и материальное производство. Поэтому субъекты малого и среднего бизнеса имеют высокое значение в стране и поддерживаются государством. Это обусловлено тем, что в наше время основными задачами финансовых менеджеров являются такие, как поддержание оптимального баланса финансов в постоянно изменяющихся условиях с помощью финансовых инструментов, соблюдение интересов всех заинтересованных сторон и разработка планов по эффективному управлению в компании. Для самих организаций целями являются конкретные социальные, экономические и финансовые итоговые результаты. И чтобы хозяйствующий субъект оставался значимым звеном в экономике, необходимо строить продуктивную деятельность, направленную на достижение общественно значимых экономических результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES: CHALLENGES OF THE TIME AND TRENDS OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT

The article deals with the organization of the development of small and medium-sized businesses, taking into account current problems and trends in the socio-economic development of society. As a primary task, the author considers the description of the theory of management of financial aspects of small and medium-sized businesses. Methods that were used in the study: description, comparison, analysis, classification, calculation and forecasting. The work used the works of Russian authors: S.S. Demcura, YU.A. Baldina, A.G. Litvinova, A.S. Negorozhina, V.E. Poletaeva. An important element of the country's financial system was and will be the finance of small and medium-sized businesses. Their role should not be underestimated, as they form the monetary funds of Russia, such as social and pension funds, medical insurance, and are also a source of budget revenue. They also perform functions such as job creation and material production. Therefore, small and medium-sized businesses are of high importance in the country and are supported by the state. This is due to the fact that in our time, the main goals of financial managers are such tasks as maintaining an optimal balance of finances in constantly changing conditions with the help of financial instruments, respecting the interests of all stakeholders and developing plans for effective management in the company. For the organizations themselves, the goals are specific social, economic, and financial outcomes. And in order for an economic entity to remain a significant link in the economy, it is necessary to build productive activities aimed at achieving socially significant economic results.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ТРЕНДЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»

УДК 338.242.4 ББК 65.29 © М. Г. Родионов Б01: 10.24412/2225-8264-2021-1-76-80

М. Г. Родионов

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ТРЕНДЫ

ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

В статье рассмотрены вопросы организации развития предпринимательских структур малого и среднего предпринимательства с учетом современных проблем и тенденций социально-экономического развития общества. В качестве первостепенной задачи автор рассматривает описание теории управления финансовыми аспектами деятельности малого и среднего предпринимательства. Методы, которые были использованы при проведении исследования: описание, сравнение, анализ, классификация, расчет и прогнозирование. В работе использовались труды российских авторов: С.С Демцура,, Ю.А. Балдина, А.Г. Литвинова, А.С. Негорожина, В.Э. Полетаева. Важным элементом финансовой системы страны были и будут являться финансы малого и среднего предпринимательства. Их роль нельзя недооценивать, так как они образуют денежные фонды России, такие как социальный и пенсионный фонды, медицинское страхование, а также являются источником доходов бюджета. Еще они выполняют такие функции, как образование рабочих мест и материальное производство. Поэтому субъекты малого и среднего бизнеса имеют высокое значение в стране и поддерживаются государством. Это обусловлено тем, что в наше время основными задачами финансовых менеджеров являются такие, как поддержание оптимального баланса финансов в постоянно изменяющихся условиях с помощью финансовых инструментов, соблюдение интересов всех заинтересованных сторон и разработка планов по эффективному управлению в компании. Для самих организаций целями являются конкретные социальные, экономические и финансовые итоговые результаты. И чтобы хозяйствующий субъект оставался значимым звеном в экономике, необходимо строить продуктивную деятельность, направленную на достижение общественно значимых экономических результатов.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, предпринимательский вектор, социальное предпринимательство, финансовое обеспечение, государственное регулирование.

ель финансов на предприятии -

Ц непрерывное обеспечение текущей деятельности, то есть обеспечение кругооборота внеоборотных и оборотных активов. Необходимым является определение баланса между финансовыми рисками и доходностью компании.

Одной из социальных функций малых и средних организаций является привлечение населения, которое не востребовано в нише крупного бизнеса, в процесс общественного воспроизводства [5]. К ним можно отнести людей, трудоспособность которых ограничиваются некоторыми

обстоятельствами: многодетные матери, люди, не достигшие совершеннолетнего возраста или лица с ограниченными возможностями здоровья. Из-за определенных ограничений, такие работники не могут полностью посвятить себя работе и выполнять тот же объем, что выполняют другие. Поэтому в условиях рыночной экономики многие работодатели не могут дать им возможность трудоустройства [4].

Учитывая вышеизложенное и статистические данные (на основании данных с официального сайта Федеральной службы государственной статистики) на федеральном и региональном уровне, а также данные из научной литературы, выявлены несколько важных задач, которые способствуют развитию малого и среднего бизнеса:

- уменьшение экономической нестабильности достигается вследствие уравновешивания спроса и предложения;

- развитие здоровой конкуренции на рынке, которая помогает появлению мотивации для применения навыков, знаний и умений специалистов.

Появляется мотивация на создание и использование нововведений в уже существующих материальных, кадровых, организационных и технологических ресурсов;

- совершенствование диверсифицированного и качественного механизма бытовых, организационных и производственных услуг;

- создание необходимого количества рабочих мест и важной части общества - среднего класса.

Далее рассмотрим принципы малого и среднего предпринимательства.

- хозяйственная самостоятельность. Организация самостоятельно планирует финансовую деятельность для получения прибыли;

- самофинансирование. Организация полностью окупает расходы на производство и реализацию товаров, кроме этого, она инвестирует в свою деятельность собственный, либо заемный капитал;

- материальная ответственность. Организация несет ответственность за результаты ее деятельности;

- заинтересованность в результатах деятельности. Одной из основных целей каждой организации является получение прибыли;

- обеспечение финансовых резервов. Организации, которые хотят избежать риска неплатежеспособности, организовывают финансовые резервы.

С 2016 года к малым организациям относят те, в которых численность от 15 до 100 сотрудников и размер годовой выручки находится в пределах 120800 млн. рублей.

Средними организациями считаются те, в которых численность сотрудников составляет 101-

250, а размер годовой выручки от 800 млн. до 2 млрд. рублей.

Государство финансово поддерживает малый и средний бизнес денежными средствами для начала деятельности и роста бизнеса. К такой помощи относят субсидии, компенсации, льготные кредиты и гранты. Субсидии предназначены для компаний, деятельность которых связана с инновационной. Можно также получить субсидирование процентной ставки по предоставляемым кредитам. А приобретение оборудования можно осуществить вместе с государством через софинансирование [9].

К сожалению, с каждым годом объем государственной поддержки снижается. В 2014 году на поддержку малого предпринимательства было выделено 20 млрд. рублей, а в 2017 г. - 3,17 миллиардов рублей. В 2019 г. из бюджетов РФ на поддержку малого и среднего бизнеса планировалось предоставить 15 миллиардов рублей, но выделено всего 11 миллиардов рублей. В 2020 году такая закономерность сохраняется [2].

В 2020 году малый бизнес имеет некоторые административные льготы.

Индивидуальные предприниматели,

занимающиеся предоставлением услуг,

изготовлением изделий собственного производства, в штате у которых нет сотрудников, имеют возможность работать без кассы до 01.07.2021 года.

Малый бизнес имеет право вести бухгалтерский учет по упрощенной налоговой системе.

Индивидуальные предприниматели и организации малого предпринимательства могут производить кассовые операции в упрощенной системе без установления лимита кассы.

Работодатели малого предпринимательства могут оформлять сотрудников по срочному трудовому договору на срок, не превышающий пяти лет, с условием, что работник должен дать свое согласие на срочное оформление и количество сотрудников в организации не превышает 35 человек.

При кредитовании малая организация может претендовать на государственную гарантию, данное обязательство увеличивает шансы организации в качестве заемщика.

По законодательству у малого предпринимательства государственные заказчики должны приобрести 15% и более от годового размера закупок [6].

Преимуществом для малого

предпринимательства являются продленные до конца 2020 года надзорные каникулы, это означает запрещение на осуществление плановых неналоговых проверок. Но внеплановые неналоговые проверки будут осуществляться, так же, как и проверки от ФНС.

Еще одним преимуществом для малого бизнеса является возможность арендовать на выгодных условиях на срок до 5 лет у региональных и местных властей здания и помещения. Также есть право на выкуп данного имущества.

В 2020 году финансовая поддержка малого бизнеса может осуществляться с помощью субсидий. Возможно получить обратно часть затрат по договору лизинга, на уплату процентов по займам и кредитам, затрат на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях. Для только начинающих предпринимателей возможна помощь до 500 тыс. рублей.

Для малого предприятия также предусмотрены налоговые льготы. Они снижают сумму налогов, которые организация должна перечислить в бюджет государства. В России существуют специальные налоговые системы, предназначенные для малого и микробизнеса. С 2016 года у региональных властей появилось право снижать налоговые ставки по УСН и ЕНВД [7].

С 2015 по 2020 года государство предоставляет возможность начинающим предпринимателям воспользоваться налоговыми каникулами, то есть работать по нулевой процентной ставке, но не более двух лет. Таким образом, государство помогает малому бизнесу направлять денежные средства на саморазвитие, а не на налоговые платежи.

Преимуществом малых и средних организаций является их гибкость, возможность быстро подстроиться под существующие условия. Это возможно в большей степени благодаря структуре управления финансами, которая обеспечивает определенные особенности работы:

- быстрая реакция на изменение рынка и законов, так как небольшим организациям легче перепрофилировать деятельность.

- более экономичное производство. В штате практически нет сотрудников, которые не связаны с процессом производства, например, маркетологи или другой вспомогательный персонал.

- возможность пользования упрощенной налоговой и бухгалтерской системами и оплата единого налога.

- узкая специализация. В случае успеха в процессе расширения направлений производства организация может увеличиться.

- личная заинтересованность руководителя в развитии организации, так как зачастую он и является собственником.

Результаты деятельности будут ощутимыми только когда будут обеспечены все финансовые потребности процесса производства. Начинающим организациям часто требуются внешние источники финансирования. По мере развития все большая часть производства будет финансироваться из собственных денежных средств.

При достаточной рентабельности и правильном функционировании системы денежный капитал переходит в производительную форму. Его распределяют на исполнение финансовых обязательств, на обеспечение организации, ее развитие. При хорошей платежеспособности предприятию легче привлечь дополнительные сторонние инвестиции [3].

В деятельности компаний практически невозможно обойтись без заемных средств, но все

равно собственные ресурсы - это основа стабильной и благополучной финансово-хозяйственной деятельности. Они используются в течение всего периода существования организации и показывают ее кредитоспособность, платежеспособность и стабильность с которой она работает.

Главными источниками собственного капитала является уставный капитал, собственно-накопленные резервы предприятия и безвозмездные взносы. При этом уставный капитал формируется при создании организации и имеет возможность измениться при изменении учредителей. Безвозмездные вклады образуются благодаря сторонним физическим лицам и организациям. Среди них можно выделить государственные программы и целевое финансирование, благотворительность и

пожертвования. В данном случае у инвесторов нет пользы в виде прибыли, этим они и отличаются от заемных средств.

Практически каждый руководитель осуществляет финансовое планирование, полагаясь на свое знание рынка и интуицию. Поэтому они довольно часто обращаются к специалистам, которые проведут подробный анализ и составят профессиональный прогноз.

К задачам финансового планирования относят:

- обеспечение организации средствами, необходимыми для успешного функционирования и развития, которое становится возможным при наличии финансовых резервов.

- привлечение средств в организацию. В данном случае необходимы документы, подтверждающие платежеспособность и высокую эффективность работы.

- контроль финансового состояния.

- проверка соответствия выбранной политики организации и законодательства. Учитывая многие факторы, возможно добиться максимизации чистой прибыли благодаря уменьшению платежей в бюджет страны.

Организации малого и среднего предпринимательства наиболее гибки, благодаря этому они спокойно сосуществуют с крупным бизнесом. Стабильность предприятия в условиях рыночной конкуренции гарантируется

осуществлением эффективной финансовой политики.

На систему управления финансами малого и среднего предпринимательства влияет достаточное количество факторов, которые воздействуют на финансовую устойчивость организации.

В российских организациях выделяется несколько основных источников снижения конкурентоспособности. Среди них можно выделить несистемный подход в управлении, малая инновационная активность и недостаточная направленность на клиента. Качественные комплексные подходы помогают улучшать конкурентоспособность отдельного товара и организации в целом.

Важно подстраивать методы управления финансами малых и средних организаций под изменения рыночной конъюнктуры. Это увеличивает

социально-экономическую значимость данного сектора экономики и помогает производить для потребителя высококачественную,

конкурентоспособную продукцию.

К внешним факторам относят те, на которые компания ни в силах повлиять. Они образуют две группы: факторы макроуровня и мезоуровня [1].

Факторы макроуровня характеризуются национальной идеей и касаются таких сфер как экономическая, международная, социальная политика государства, уровень развития научно-технического процесса, антимонопольная, финансово-кредитная политика государства, наличие и улучшение федеральных программ поддержки развития предпринимательства и другие.

Факторы мезоуровня имеют региональный характер и касаются природно-климатических и экологических условий, уровня развития образования в регионе, особенностей экономических механизмов регулирования регионального рынка, развития и возможностей сырьевой базы, емкости рынка отдельных сегментов и степени их насыщения, активности конкурентов, уровня спроса на отдельные группы товаров, наличия родственных и поддерживающих отраслей и так далее [10].

К внутренним факторам относятся:

- материально-технические факторы. В них входят - уровень развития инфраструктуры, наличие качественных сырьевых ресурсов, помещений, в которых установлено современное оборудование, способное качественно удовлетворить запросы потребителей;

- научно-технические факторы. К ним относятся - этап развития инновационной деятельности организации, возможность и уровень взаимодействия с научными компаниями, наличие собственных разработок, вероятность введения наукоемких технологий [6];

- экономические факторы. Среди них выделяют эффективность управления капитала, объем уставного капитала, потенциал финансовых вложений, устойчивость экономических показателей, степень развития системы управления рисками, прогресс инвестиционной деятельности;

- организационно-управленческие факторы. К ним относятся уровень мотивирования специалистов, организационная структура компании, развитость организации труда, верное распределение должностных обязанностей, четко организованная система контроля качества продукции, степень развития логистики организации;

- маркетинговые факторы. В них входят -наличие качественной сбытовой политики и степень ее ориентации на потребителя, эффективность аналитической деятельности, применение прогрессивных методов расчета конкурентоспособности ассортимента товаров и экономически эффективные технологии продвижения;

- кадровые факторы. Наличие специалистов, степень квалификации сотрудников, заинтересованность организации в высокой степени

профессионального обучения специалистов, наличие обучения на предприятии, состав социального пакета.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что под множество влияющих факторов в условиях нестабильности и кризисов легче подстроиться малым и средним организациям. Это показывает, что данный сектор экономики должен развиваться и дальше.

Большое значение для начинающих компаний имеют государственные программы и поддержка от крупных организаций. Доверие населения помогает усиливать позиции центрального банка, как финансового стабилизатора. Происходит это благодаря вложениям в банковские счета, это способствует уменьшению процентов за пользование кредитами, а также стабилизирует банковскую систему. Генеральной деятельностью для российской экономики признан экспорт сырьевых товаров. Для удачной реализации данных планов, в России нужно

вести деятельность по получению и предоставлению инвестиций, импортозамещению, и, конечно же, работать над уменьшением уровня инфляции. В осуществлении задуманного может помочь хорошо отлаженная деятельность малых и средних организаций [2].

Развитие экономики напрямую зависит от устойчивости внешнеполитических связей и внутриполитического состояния. К условиям, необходимым для успешного развития малых и средних организаций можно отнести поддержку малого и среднего бизнеса, предоставление консультации специалистов, и организацию выходов на дополнительные рынки сбыта. Центральному банку нужно усовершенствовать государственное регулирование, направленное на улучшение условий для иностранного инвестирования, и повышения качества российского предпринимательства [8].

Библиографический список

1. Балдина, Ю. А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях / Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. — 2018. — Т. 26. — № 4. [Электронный источник] / URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26643676.

2. Демцура, С. С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2019. № 9. С. 223-225.

3. Литвинова, А. Г. Формы и методы управления в малом предпринимательстве / Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 2. С. 23-26.

4. Мамедова, Н. А. Малый бизнес в рыночной среде / Мамедова Н. А., Девяткин Е. А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. Морозко, Н. И. Механизм формирования финансового потенциала малого бизнеса / Морозко Н. И. — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 314 с.

5. Негорожина, А. С. Малое предпринимательство как важный структурный элемент региональной экономики / Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2017. — № 3. — С. 19—22.

6. Полетаев, В. Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография / Полетаев В. Э. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 624 с.

7. Ромицына, Г. А., Романовская, Н. Н. Современное состояние и тенденции развития малого предпринимательства в регионе / Вестник Тульского филиала Финуниверситета. — 2019. — № 1. — С. 181— 184.

8. Родионов, М. Г. Государственно-частное партнерство как инновационный метод взаимодействия государства и частного бизнеса : монография / Родионов М. Г., Симонова Н. Ю., Исаева Е. В. [и др.]. - Омск: Омский государственный технический университет, 2012 — 164 с.

9. Родионов, М. Г. Организация и правовое обеспечение предпринимательской деятельности : учебное пособие / Родионов М. Г. - Омск: Омский государственный технический университет, 2014 — 140 с.

10. Халяпин, А. А., Куфтырева, Е. Б. Малое предпринимательство в финансовой системе региона / Новая наука: Современное состояние и пути развития. — 2018. — № 1—1 (56). — С. 125—127.

References

1. Baldina, YU.A. Rol' i mesto sub"ektov malogo i srednegopredprinimatel'stva v sovremennyh ekonomicheskih usloviyah. [The role and place of small and medium-sized businesses in modern economic conditions] / Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. - 2018. - T. 26. - № 4. [Elektronnyj istochnik] / URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=26643676.

2. Demcura, S.S. Maloe predprinimatel'stvo: rol' i problemy razvitiya. [Small business: the role and problems of development] / Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya. 2019. № 9. S. 223-225.

3. Litvinova, A.G. Formy i metody upravleniya v malom predprinimatel'stve. [Forms and methods of management in small business] / Nauka i biznes: puti razvitiya. 2018. № 2. S. 23-26.

4. Mamedova, N. A. Malyj biznes v rynochnoj srede. [Small business in the market environment] / Mamedova N.A., Devyatkin E.A. - M.:NIC INFRA-M, 2019. Morozko, N. I. Mekhanizm formirovaniya finansovogo potenciala malogo biznesa / Morozko N.I. — M.:NIC INFRA-M, 2019. - 314 s.

5. Negorozhina, A.S. Maloe predprinimatel'stvo kak vazhnyj strukturnyj element regional'noj ekonomiki. [Small business as an important structural element of the regional economy] / Politika, ekonomika i social'naya sfera: problemy vzaimodejstviya. 2017. - № 3. - S. 19-22.

6. Poletaev, V. E. Biznes v Rossii: innovacii i modernizacionnyj proekt: Monografiya. [Business in Russia: innovations and modernization project: Monograph] / Poletaev V. E. - M.: NIC INFRA-M, 2019. - 624 s.

7. Romicyna, G.A., Romanovskaya, N.N. Sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya malogo predprinimatel'stva v regione. [The current state and trends in the development of small business in the region] / Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta. - 2019. - № 1. - S. 181-184.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Rodionov M.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak innovacionnyj metod vzaimodejstviya gosudarstva i chastnogo biznesa : monografiya. [Public-private partnership as an innovative method of interaction between the state and the private sector : monograph] / Rodionov M.G., Simonova N.YU., Isaeva E.V. [i dr.]. - Omsk: Omskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet, 2012 - 164 s.

9. Rodionov M.G. Organizaciya i pravovoe obespechenie predprinimatel'skoj deyatel'nosti : uchebnoe posobie. [Organization and legal support of entrepreneurial activity: textbook] / Rodionov M.G. - Omsk: Omskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet, 2014 - 140 s

10. Halyapin, A.A., Kuftyreva, E.B. Maloe predprinimatel'stvo v finansovoj sisteme regiona [Small business in the financial system of the region] / Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya. - 2018. - № 1-1 (56). - S. 125-127.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES: CHALLENGES OF THE TIME AND TRENDS OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT

Maxim G. Rodionov

associate Professor, Siberian Institute of Business and Information Tecnologies

Abstract. The article deals with the organization of the development of small and medium-sized businesses, taking into account current problems and trends in the socio-economic development of society. As a primary task, the author considers the description of the theory of management of financial aspects of small and medium-sized businesses. Methods that were used in the study: description, comparison, analysis, classification, calculation and forecasting. The work used the works of Russian authors: S.S. Demcura, YU.A. Baldina, A.G. Litvinova, A.S. Negorozhina, V.E. Poletaeva. An important element of the country's financial system was and will be the finance of small and medium-sized businesses. Their role should not be underestimated, as they form the monetary funds of Russia, such as social and pension funds, medical insurance, and are also a source of budget revenue. They also perform functions such as job creation and material production. Therefore, small and medium-sized businesses are of high importance in the country and are supported by the state. This is due to the fact that in our time, the main goals of financial managers are such tasks as maintaining an optimal balance of finances in constantly changing conditions with the help of financial instruments, respecting the interests of all stakeholders and developing plans for effective management in the company. For the organizations themselves, the goals are specific social, economic, and financial outcomes. And in order for an economic entity to remain a significant link in the economy, it is necessary to build productive activities aimed at achieving socially significant economic results.

Keywords: small and medium-sized enterprises, entrepreneurial vector, social entrepreneurship, financial support, state regulation.

Сведения об авторе:

Родионов Максим Георгиевич - кандидат экономических наук, доцент, доцент факультета очного обучения АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24-ая Северная, 196, корп. 1, e-mail: rod_max@mail.ru)

Статья поступила в редакцию 19.01.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.