Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего бизнеса в современных условиях (на примере Великобритании)'

Развитие малого и среднего бизнеса в современных условиях (на примере Великобритании) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1327
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES (SME) / МАРКЕТИНГ / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / INTERNET / INFORMATION TECHNOLOGY / MARKETING / DEVELOPMENT OF BUSINESS / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савченко Евгений Олегович, Москалёва Анна Алексеевна

В статье рассматривается деятельность малого и среднего бизнеса в Великобритании в современных условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Вызовы и трудности, с которыми малый и средний бизнес государств Запада сталкивается сегодня, придется преодолевать и российским фирмам. Изучение опыта одной из передовых стран Запада Великобритании было бы полезно для России как с точки зрения использования возможностей сети Интернет, включая потенциал привлечения средств для развития компании, так и с позиций правительственной политики. На взгляд авторов, обращение к западному опыту особенно актуально с учетом недавнего резкого сокращения числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Это позволит российскому бизнесу если не избежать провалов, то хотя бы смягчить их последствия и повысить свою конкурентоспособность на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISESUNDER CURRENT CONDITIONS: UNITED KINGDOM CASE STUDY

The article concerns small and medium enterprises in the UK under modern conditions of rapid development of information and communication technology and Internet network. Russian companies would overcome challenges and difficulties, which Western small and medium enterprises have to cope today. It is useful for Russia to study experience of the UK as one of the most advanced Western countries in terms of using Internet opportunities (including potential of fundraising for business development) as well as in terms of government policy. The authors believe that addressing to the Western experience is especially timely, given recent sharp decline of registered individual entrepreneur numbers. This would enable Russian businesses if not to avoid failures, but at least to mitigate the consequences and to improve competitiveness worldwide.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего бизнеса в современных условиях (на примере Великобритании)»

УДК 334.7 (045) (420)

развитие малого и среднего бизнеса в современных условиях

(на примере Великобритании)

САВЧЕНКО ЕВГЕНИЙ ОЛЕГОВИЧ, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры «Общая политология» Финансового университета E-mail: savchenko_eugene@mail.ru

мОСКАЛЁВА АННА АЛЕКСЕЕВНА, преподаватель кафедры «Иностранные языки-2» Финансового университета

E-mail: a.moskaleva.a@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается деятельность малого и среднего бизнеса в Великобритании в современных условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Вызовы и трудности, с которыми малый и средний бизнес государств Запада сталкивается сегодня, придется преодолевать и российским фирмам. Изучение опыта одной из передовых стран Запада - Великобритании было бы полезно для России как с точки зрения использования возможностей сети Интернет, включая потенциал привлечения средств для развития компании, так и с позиций правительственной политики. На взгляд авторов, обращение к западному опыту особенно актуально с учетом недавнего резкого сокращения числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Это позволит российскому бизнесу если не избежать провалов, то хотя бы смягчить их последствия и повысить свою конкурентоспособность на мировой арене. Ключевые слова: Интернет, информационные технологии, малый и средний бизнес, маркетинг, развитие бизнеса, социальные сети.

Development of Small and Medium Enterprises under current conditions: united Kingdom case study

SAvcHENKO EUGENE O., Ph. D (Political Science), Associate Professor of the General Political Science Department,

Financial University

E-mail: savchenko_eugene@mail.ru.

MOSKALYOvA ANNA A., teacher, Chair of the Foreign Languages-2 Department, Financial University E-mail: a.moskaleva.a@gmail.com.

Abstract. The article concerns small and medium enterprises in the UK under modern conditions of rapid development of information and communication technology and Internet network. Russian companies would overcome challenges and difficulties, which Western small and medium enterprises have to cope today. It is useful for Russia to study experience of the UK as one of the most advanced Western countries in terms of using Internet opportunities (including potential of fundraising for business development) as well as in terms of government policy. The authors believe that addressing to the Western experience is especially timely, given recent sharp decline of registered individual entrepreneur numbers. This would enable Russian businesses if not to avoid failures, but at least to mitigate the consequences and to improve competitiveness worldwide.

Keywords: marketing, small and medium enterprises (SME), information technology, social networks, Internet; development of business.

Малый и средний бизнес (МСБ) давно играет важную роль в экономике стран Запада, его вклад в ВВП этих стран в среднем превышает 50%. В Российской Федерации данный показатель гораздо ниже (порядка 20%), [1; 2, с. 36], что не умаляет значения МСБ для экономики страны, так как малый бизнес обеспечивает создание рабочих мест и содействует развитию сектора услуг. Поддержка МСБ может способствовать решению проблемы моногородов. Так, в Великобритании благодаря программам поддержки малого бизнеса происходит развитие депрессивных регионов и городских районов [3, с. 31]. К сожалению, программы поддержки российских моногородов оказались малоэффективными [4, с. 1].

Принятые в России и на Западе определения понятия «малый и средний бизнес» имеют некоторые различия, но общим является то, что в основе определений лежат такие критерии, как небольшие численность сотрудников и размер годового оборота. На основании рекомендации ЕС к МСБ относится фирма со штатом до 250 человек и годовым оборотом, не превышающим € 50 млн или с размером активов менее € 43 млн [5].

По данным британской отраслевой ассоциации FSB (Federation of Small Businesses — Федерация малого бизнеса), вклад МСБ в ВВП страны составляет 50% [6]. При этом он обеспечивает работой более чем 14 млн британцев [7, с. 2]. Неслучайно в условиях неблагоприятной текущей экономической конъюнктуры на важность малого и среднего бизнеса обратили внимание депутаты британского парламента Д. Дэвис и Дж. МакФол. По их мнению, 4,8 млн британских компаний МСБ обеспечивают примерно 60% занятости [8, с. 9]. Депутаты уверены, что в этом секторе можно создать еще 2 млн рабочих мест, это позволит ускорить темпы роста национальной экономики.

При этом следует отметить, что из-за «запаздывающего характера» статистики и наличия теневого сектора, пусть даже и незначительного, в Британии фактически действуют еще больше компаний МСБ. Так, по итогам 2013 г. было зарегистрировано 520 тыс. новых таких компаний, что на 8% больше, чем в 2012 г., и стало для страны абсолютным рекордом [9, с. 41].

Ведущие национальные СМИ уделяют большое внимание проблематике и особенностям развития МСБ. На регулярной основе публикуются соответствующие материалы в таких авторитетных

изданиях, как The Telegraph, The Sunday Telegraph, The Observer, Mail on Sunday, The Times, The Sunday Times, Financial Times и др., в них есть постоянные рубрики (Small Business, Business, Business Doctor, Business questions и т.п.), что свидетельствует о важности малого и среднего бизнеса не только для экономики, но и для общества. В числе прочего в материалах представлены советы, рекомендации, бесплатные консультации предпринимателям, а также различные рейтинги. Проводится активная популяризация данного направления, создается и укрепляется положительный имидж малого и среднего бизнеса.

Учитывая значение малого и среднего бизнеса для национальной политики, правительство (независимо от партийной принадлежности) оказывает ему поддержку не только на словах, но и на деле. Примером могут служить такие инициативы, как проведение более крупными компаниями (Sage, Facebook и др.) бесплатных обучающих семинаров, а также реализация в этой сфере ряда правительственных программ — StartUp Britain (действует с апреля 2011 г. [10, с. 30]), Start Up Loans, Enterprise Allowance и др.

В декабре 2012 г. премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон объявил о запуске программы Tech City Investment Organisation (Городская техническая инвестиционная организация) с общим объемом финансирования в £ 50 млн, а ранее министр по делам бизнеса В. Кейбл дал старт программе The Growth Accelerator (Акселератор роста) с общим объемом финансирования £ 200 млн [11].

Еще один важный инструмент стимулирования инноваций в экономике страны — Технологический совет по стратегии (Technology Strategy Board).

Был продлен срок действия программы Start Up Loans (Кредиты для запуска), изначально предназначенной для молодых предпринимателей, а также снят ряд ограничений. По этой программе предприниматель может получить не только средства в размере £ 25 тыс., но и бесплатные консультации по вопросам ведения бизнеса. С момента запуска Start Up Loans на дату 07.04.2014 было выдано займов на сумму более £ 77 млн, поддержку получили более 15 тыс. предприятий МСБ из разных секторов экономики [12].

Кроме этого, правительство объявило о создании новых бизнес-зон (Silicon Roundabout, FinTech UK) и выделении им существенных льгот [13, с. 30;

14, с. 15; 15, с. 2]. Для компаний с численностью сотрудников менее 50 налоговая служба упростила правила заполнения деклараций и отчетности. Теперь документы необходимо заполнять в режиме онлайн, что снижает бюрократическое бремя и материальные издержки.

Основную ответственность за поддержку МСБ в правительстве несет министр по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования Винс Кейбл. Надо отметить, он действует активно на данном направлении. Так, недавно он представил программу Business Finance Partnership (Финансы, Партнерство, Бизнес), в рамках которой на развитие активно растущего в онлайне сегмента «займов без посредников» (peer-to-peer lending) предполагается выделить из госбюджета £ 87 млн [16, с. 10]. В. Кейбл также призывает крупные британские банки к более активному кредитованию малого бизнеса [17, с. 8]. Следует отметить и его успех в деле создания специального банка для бизнеса — Business Bank. Усилия министра привели к тому, что капитал банка был увеличен на £ 250 млн (до £ 1,25 млрд) [18, с. 1, 4; 19, с. 8].

Анализ подобных программ показывает, что средний размер предоставляемых займов обычно невелик — £ 25-200 тыс. (чаще ближе к нижней границе). Учитывая рост популярности небанковских источников финансирования малого и среднего бизнеса, можно утверждать, что таких программ явно недостаточно для удовлетворения потребностей МСБ. Однако, несмотря на постоянное давление со стороны команды Д. Кэмерона и политической оппозиции, такие крупные банки, как Lloyds, Barclays, RBS, HSBC, не спешат кредитовать малый и средний бизнес [20, с. 30; 21, с. 7; 22, с. 4; 23, с. 8], поэтому его представители зачастую вынуждены обращаться в специализированные фирмы типа Amigo Loans, которые, как правило, работают через Интернет и устанавливают относительно «мягкие» критерии для получения займа. По этой причине размер процентных ставок по таким займам выше рыночных. К особенностям кредитования через подобные структуры следует отнести тот факт, что начинающие предприниматели по тем или иным причинам оформляют займы на развитие бизнеса в формате «до зарплаты» (как физические лица) [24, с. 9]. Понятно, что размер такого займа не может быть большим. С марта 2012 г. по август 2013 г. Amigo Loans выдала таких займов на общую сумму примерно

£ 20 млн примерно 7 тыс. клиентов, т.е. средний размер займа не превышал £ 3 тыс. [24, с. 9].

К альтернативным источникам финансирования также относятся [25, с. 31; 26, с. 1; 27, с. 19; 28, с. 4]:

• гранты, субсидии, безвозмездная помощь, премии по итогам конкурса (например, Midlands Youth Entrepreneur Award — премия «Молодежный предприниматель Мидлендса») или рейтинга. Как правило, их размер составляет от несколько тысяч до нескольких десятков тысяч фунтов стерлингов;

• овердрафты1, единовременные выплаты при увольнении, личные накопления, денежные средства родственников, друзей;

• средства «бизнес-ангелов» и открываемых ими фондов (Liquid Finance, Angel CoFund, Y Combinator, TechStars и др.). Как правило, объемы привлекаемых средств по итогам раунда финансирования составляют от нескольких сотен тысяч фунтов стерлингов;

• возможности сети Интернет, например специализированных площадок Zopa, RateSetter, Funding Circle и др. [29, с. 10], сайтов по крауд-фандингу2 Syndicate Room, Crowdcube, Indiegogo, Kickstarter, Seedrs и др. [30, с. 8]) и иных ресурсов, таких как Quickbooks.intuit.co.uk, Box.com, Toggl. com, Uk.moo.com, Telnames.com, MarketInvoice, Conceptcupboard.com, Naked Wines и др., которые облегчают решение задач по финансированию и привлечению клиентов. В рамках краудфан-динга инвестор может вложить любую сумму, начиная от 1 фунта стерлингов.

Хотя правительство и крупный бизнес оказывают значительную поддержку британскому малому и среднему бизнесу, все же это второсте-

1 Овердрафт (кредит-овердрафт) — это кредит, которым может воспользоваться заемщик, у которого возникла временная потребность в денежных средствах. Пользование кредитными ресурсами осуществляется под проценты.

2 Краудфандинг, или народное финансирование (от англ. rnwd funding, сrowd — толпа, funding — финансирование) — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить для разных целей — помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, поддержка политических кампаний, финансирование стартап-компаний и малого предпринимательства, создание свободного программного обеспечения, получение прибыли от совместных инвестиций и пр.

оплата счетов в режиме «онлайн» поддержание рабочего сайта

загрузка информации/документов

поиск информации, совета, рекомендации, консультации

прием/отправка электронной почты

области использования интернет-функций малым и средним бизнесом [6; 32]

пенный фактор его процветания, дополняющий желание граждан иметь и развивать свое дело. На помощь им приходит Интернет, открывающий большие возможности для повышения оперативности и эффективности предпринимательской деятельности.

По результатам опроса, проведенного под эгидой Федерации малого бизнеса FSB, только 9% опрошенных представителей МСБ не пользуются Интернетом (как правило, это люди старше 65 лет) [6, с. 6; 31]. При этом растет масштаб использования мобильного доступа к Интернету (34% в марте 2012 г. против 23% в феврале 2011 г.) [31]. Активное развитие таких форматов мобильной связи, как 3G и 4G, позволяет говорить о том, что данная тенденция сохранится и впредь.

Офисом и магазином для МСБ часто становится веб-сайт, сами предприниматели зачастую работают из дома с целью снижения издержек, как материальных, так и временных — за счет экономии времени на дорогу.

Как показал опрос, наиболее часто представители МСБ используют интернет-функции, представленные на рисунке.

Для МСБ развитых стран характерна жесткая конкуренция, которая в Великобритании усилена небольшим размером территории страны. Компаниям приходится прилагать немало усилий, чтобы привлечь внимание потребителей. Малое время доставки товаров потребителю

способствует развитию электронной торговли, предприятия которой могут быстро реагировать на изменения потребительских предпочтений, в том числе и за счет экономии на логистике. Вместе с тем обращает на себя внимание одна интересная тенденция: пытаясь компенсировать недостатки работы через Интернет, малые предприятия розничной торговли Британии (интернет-магазины Matilda & Quinn, Love Shopping Direct и др.) открывают торговые точки в помещениях [33, с. 8].

В условиях усиления конкуренции интернет-инструменты применяются для поиска новых клиентов и сохранения уже имеющихся. Согласно результатам исследования FSB, 62% респондентов используют высокие технологии для коммуникации с имеющимися клиентами, 53% — с потенциальными [32].

В целом, для продвижения в сети Интернет малый и средний бизнес Британии использует следующие инструменты:

• собственные веб-сайты;

• различные виды рекламы — текстовую, бан-нерную, интерактивную, контекстную (AdWords, AdSense) и др.;

• приложения для смартфонов и мобильных коммуникационных устройств — ноутбуков, планшетов и т.п. (Google Apps);

• поисковый маркетинг, в том числе оптимизация сайтов (SEO);

• продвижение в социальных сетях (SMO, SMM) и блогосфере. В последнее время растет популярность сети Google+ [34];

• прямой маркетинг с помощью электронной почты, технологии RSS и т.п.

Поскольку ресурсы МСБ ограничены, решать проблемы ему приходится максимально эффективно. При этом, отметим, предприниматели, как правило, не являются экспертами и специалистами в сфере информационно-коммуникационных и сетевых технологий, поэтому не всегда способны реализовать наиболее передовые разработки или делают это с запозданием. Рассмотрим некоторые из таких технологий.

Поисковые системы (Google). При поиске по ключевым словам название компании может быть выведено в начале списка полученных результатов [35, с. 12]. Нет смысла создавать сайт, если потребитель не сможет его найти. Потенциальный клиент не склонен тратить много времени на поиск, поэтому, как правило, ограничивается первыми полученными результатами поиска (по умолчанию на первой странице Google выводит 10 результатов). Важен выбор ключевых слов, которые потенциальные клиенты МСБ смогут использовать в поисковом запросе [35, с. 12]. Проблема заключается в нахождении баланса между широко распространенными и специализированными выражениями.

Цель поисковой оптимизации (SEO)3 состоит не только в том, чтобы компанию заметили в Интернете, но и в том, чтобы определить эффективность затрат. При этом западные маркетологи прибегают к услугам специализированных фирм для проведения соответствующих кампаний, а оптимизация не ограничивается Google [36, с. 103]. Все большее распространение получает оптимизация локальных или специализированных поисковых систем, поскольку это обеспечивает более высокую степень таргетирования аудитории. Фактически можно говорить, что менеджеров по продажам заменяют автоматизированные системы, и данная тенденция будет только усиливаться, как и тенденция к разделению труда и компетенций между такими системами

3 Поисковая оптимизация (англ. search engine optimization, SEO) — комплекс мер для поднятия позиций сайта в результате выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей с целью продвижения сайта. Обычно чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него с поисковых систем.

и специалистами. Так что высказывание о том, что «Интернет убил менеджера по продажам» вряд ли можно считать верным [37, с. 16].

Следует отметить, что повышать рейтинг компании в такой поисковой системе, как Google, довольно затратно по времени, к тому же быстро и гарантированно получить результат сложно, что обусловлено не в последнюю очередь тем, что Google присваивает новым сайтам более низкий рейтинг по сравнению с уже действующими. То же касается и других поисковых систем.

Все больше компаний МСБ применяют поисковый маркетинг (SEM)4, как правило, пользуясь услугами специализированных компаний. В краткосрочной перспективе это помогает повысить рейтинг, однако данный способ имеет ограниченную эффективность, так как покупают товар (услугу) лишь 2-3% кликнувших. При этом все больше потенциальных клиентов понимают, что верхние места в рейтингах проплачены.

Для оказания содействия в выборе компаниями МСБ маркетинговой стратегии Google разработала ряд бесплатных инструментов:

Google.com/analytics — позволяет отслеживать ряд характеристик сайта (посещаемость, время просмотра и т.д.);

Google Webmaster Tools (google.com/ webmasters) — помогает повысить рейтинг сайта;

Google Adwords (adwords.google.com) — определяет, как наиболее эффективно потратить бюджет на рекламу формата «pay per click», а также выдает информацию о числе пользователей, вводивших те или иные поисковые комбинации за последний месяц.

Социальные сети. Принимая во внимание усиление роли социальных сетей, следует размещать странички или информацию в таких популярных сетях, как LinkedIn, Facebook, Twitter, Google+ [32; 38, с. 30]. Время подтверждает правильность тезиса о том, что бизнес не может игнорировать социальные сети, особенно когда люди все чаще отдают предпочтение мобильному доступу к своим аккаунтам в соцсетях (через смартфоны и иные мобильные устройства). Так,

4 Поисковый маркетинг (англ. Search engine marketing, SEM) — комплекс мероприятий, направленных на увеличение посещаемости сайта его целевой аудиторией с поисковых машин, начиная от прямого привлечения целевого трафика ссылками из менее релевантных сайту мест и заканчивая работами внутри сайта, обеспечивающими увеличение релевантности сайта для своей целевой аудитории.

приложение Skype позволяет свести к минимуму расходы на телефонные переговоры и практически отказаться от использования обычной мобильной связи.

В результате многие предприниматели отказываются от инвестирования в разработку и обновление собственных сайтов, поскольку гораздо дешевле и эффективнее активно присутствовать в социальных сетях, географический масштаб проникновения которых продолжает расти и охватывает все новые рынки (Индия, Россия, Китай, страны Африки — Кения, Нигерия, Гана и др.).

Следует отметить, что и сами социальные сети заинтересованы в новых источниках выручки [39, с. 21]. В ближайшее время число компаний МСБ, использующих соцсети, продолжит расти высокими темпами, особенно если учесть, что соц-сети упрощают многие процедуры, связанные с размещением или покупкой рекламы. При этом растет число компаний малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, которые либо специализируются на разработке приложений для смартфонов и мобильных устройств, либо развивают данное направление. Так, небольшая британская аудиторская компания Williams Denton позволяет своим клиентам бесплатно скачивать такие приложения, как Crowdfunding Options и Tax App.

Социальные сети активно развивают сотрудничество с МСБ. Так, в рамках представленной в январе 2014 г. правительственной инициативы Business Exchange социальная сеть Facebook намерена провести 28-дневную программу поддержки малого и среднего бизнеса Британии, которая включает бесплатное обучение основам рекламы в соцсетях и предоставление ваучера на сумму £ 25 [40, с. 7].

Не следует забывать о специфике пользования социальными сетями в разных странах, особенно если компания нацелена на экспортные рынки. Например, в Китае запрещен доступ к Twitter и Facebook; в России наиболее популярна социальная сеть «Вконтакте».

Встречается и довольно критичное отношение к данному инструменту. Некоторые полагают, что «многочисленные друзья в Facebook и подписчики в Twitter ничего не значат для вас и вашего бизнеса без старомодных связей и контактов в реальном мире» [41, с. 31-43].

Веб-сайты. При разработке сайта компании малого бизнеса важную роль играют такие

факторы, как дизайн, дружественный интерфейс, скорость загрузки, полезность сайта, качество обработки заявок клиентов, возможность использовать разные платежные системы, а также частота обновления сайта, поскольку новый контент влияет на результаты поиска. Ранее преимуществом веб-сайта была возможность отслеживать статистику посещений и находиться в относительно постоянном контакте с потребителями, однако сегодня эту инициативу перехватывают социальные сети, создание странички в которых практически не требует затрат. И, как уже говорилось выше, предприниматели МСБ, как правило, не имеют должной квалификации и опыта в сфере ИТ, поэтому их сайты не всегда привлекательны и удобны в использовании для клиентов.

Блоги. Этот инструмент пока не получил широкого распространения, поскольку привлечение блогера или ведение собственного блога требуют времени, которого предпринимателю обычно и так не хватает. К тому же привлечение стороннего специалиста повышает издержки и не гарантирует положительного результата.

«Облачные технологии». Все чаще МСБ Британии прибегает к услугам компаний сектора «облачных вычислений» [42, с. 10]. Сегодня ими пользуются всего 18% общего числа компаний МСБ, однако ожидается, что уже в ближайший год еще 30% компаний малого и среднего бизнеса станут пользователями комплекса таких услуг. По прогнозам, объем данного сектора рынка в этом году превысит £ 5 млрд а в следующие пять лет удвоится [43].

Такой прогресс обусловлен необходимостью снижения издержек и стремлением получать доступ к данным независимо от текущего местоположения (например, в командировке), не таская с собой при этом тяжелый ноутбук. Обычно специализированное программное обеспечение или платформы (приложения Google Apps for Business, Live Drive, Outright, Mail Chimp, Xero, Managed Office) предоставляются МСБ бесплатно или за умеренную абонентскую плату. Такие программы легко интегрируются с другими онлайн-инструментами (например, Mail Chimp & Google Analytics).

Для полноценного использования «облачных сервисов» нужен широкополосный доступ (ШПД) к сети Интернет, который на территории Великобритании есть не везде. В связи с этим

в последнее время правительство активно развивает ШПД. Эта проблема поднималась еще в 2010 г. [6]. В конце августа 2011 г. правительство объявило о намерении инвестировать £ 530 млн в развитие ШПД в сельской местности, однако тогда критики выразили сомнение в возможности реализации такой программы [44, с. 16-17; 45, с. 25].

По состоянию на конец 2013 г. данная проблема сохраняет актуальность, хотя определенный прогресс в ее решении достигнут [46, с. 4; 47, с. 4]. Так, в начале декабря 2013 г. правительство Великобритании объявило о том, что в 10 британских городах для покрытия расходов на подключение ШПД компании МСБ могут подавать заявки на получение субсидий до £ 3 тыс. [48]. Ожидается, что в 2014 г. еще в 12 городах начнется реализация программы Broadband Connection Voucher Scheme (Ваучерная схема широкополосного подключения), которая является частью более масштабной правительственной программы Superfast Britain (Сверхскоростная Великобритания), по которой до декабря 2015 г. скоростным широкополосным Интернетом должно быть покрыто примерно 88% страны, а к началу 2016 г. планируется увеличить этот показатель до 90%.

Таким образом, к основным тенденциям развития малого и среднего бизнеса в Великобритании можно отнести:

активное использование Интернета и соответствующих инструментов для выполнения различных задач, включая маркетинг (социальные сети, краудфандинг, «облачные технологии»);

усиление поддержки со стороны правительства в целом, причем не только в плане финансирования, но и на иных направлениях (бесплатные консультации, обеспечение широкополосного доступа к Интернету и т.д.), а также привлечение для этой цели крупных компаний.

Заканчивая этот краткий обзор, нельзя не отметить, что в России поддержка малого и среднего бизнеса оставляет желать лучшего. Так, недавно премьер-министр Дмитрий Медведев отказался предоставить 100 млрд руб. из Фонда национального благосостояния России на развитие малого и среднего бизнеса [49, с. 2]. Однако для поддержки кредитования субъектов МСБ, снижения заемных рисков правительство планирует создать небанковскую депозитно-кре-дитную организацию — Агентство кредитных

гарантий5 с уставным капиталом 30-50 млрд руб. [49, с. 2]. При этом на базе Внешэкономбанка уже действует специальный банк по кредитованию МСБ («МСП Банк»), однако в его годовых отчетах нет информации о реализованных проектах (на сайте банка указано, что успешно запущено 28 проектов и подано 65 заявок, но частичная информация имеется только по 13 из них).

Изучение британского опыта было бы полезно для России, особенно с учетом недавнего резкого сокращения числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Это позволит российскому бизнесу если не избежать провалов, то хотя бы смягчить их последствия и повысить свою конкурентоспособность на мировой арене.

Литература

1. Growing the global economy through SME / [Электронный ресурс] URL: http://www. edinburgh-group.org/media/2776/edinburgh_ group_research_-_growing_the_global_econ-omy_through_smes.pdf (дата обращения: 08.04.2014).

2. Гасникова В., Цыбина А. Топтание на месте // Коммерсантъ Business Guide. 18.06.2013.

3. Boost for deprived areas // Financial Times. Money. 06.08.2011.

4. Габуев А. Моногородовой // Коммерсант.

12.12.2013.

5. Recommendation 2003/361/EC: SME Definition.

6. Davenport C., Hemming M.-C. Broadband. Steps for an incoming Government. July 2010.

7. FSB Policy Handbook. March 2011.

8. Davies D., MacFall J. Diversify the sources of lending for our small businesses // Financial Times. 22.07.2013.

9. Prosser D. Join the small business boom with a start-up supporter deal // The Observer.

05.01.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Southon M. StartUp Britain // Financial Times. Money. 23.04.2011.

5 06.05.2014 премьер-министр Д. Медведев подписал распоряжение о создании Агентства кредитных гарантий, которое будет заниматься выдачей гарантий для поддержки малого и среднего бизнеса. В течение пяти лет планируется обеспечить предприятия малого и среднего бизнеса гарантиями кредитов на 880 млрд руб. и заключить 7,7 тыс. договоров по гарантиям / Официальный портал Правительства России [Электронный ресурс] http://government.ru/docs/12165 (дата обращения: 06.05.2014). - Прим. ред.

11. Growthaccelerator / [Электронный ресурс] URL: http://www.growthaccelerator.com (дата обращения: 7.04.2014).

12. Startuploans / [Электронный ресурс] URL: http://www.startuploans.co.uk (дата обращения: 07.04.2014).

13. Southon M. Social work is lucrative for all // Financial Times. Money. 04.06.2011.

14. Silva R. Silicon Roundabout may be a focus, but Britain's tech economy stretches way beyond London // The Observer. 12.01.2014.

15. Loizou K. Cameron lends hand to financial techies // The Sunday Times. Business.

01.12.2013.

16. Loizou K. How to call bank manager's bluff // The Sunday Times. Business. 01.09.2013.

17. Burn-Callander R. Bankers in drive to boost SME loan applications // The Daily Telegraph.

24.01.2014.

18. Armitstead L. Business Bank to get extra £250m for lending // The Daily Telegraph.

03.12.2012.

19. Dey I. Small companies, meet Vince's man with the money // The Sunday Times. Business. 26.01.2014.

20. Southon M. Time to turn the tables on the banks // Financial Times. Money. 14.05.2011.

21. WestK. Here is Johnny... look out, banks // The Sunday Times. Business. 11.09.2011.

22. Giugliano F. Pace of lending to business surges // Financial Times. 24.10.2013.

23. White A. «Cost of doing business» still major concern for SMEs // The Daily Telegraph. 04.02.2014.

24. Loizou K. Sign on the dotted line, please, mum // The Sunday Times. Business.

13.10.2013.

25. Businesses injecting own cash // Financial Times. Money. 13.08.2011.

26. Moore E. Peer-tpeer loans to hit £1bn by 2016 // Financial Times. 16.07.2013.

27. Alloway T. Peer-tpeer lenders look to rival traditional banks // Financial Times. 30.01.2013.

28. Gribben R. SMEs «in dark» over funding options // The Daily Telegraph. 21.01.2014.

29. Loizou K. Start-ups to the power of three // The Sunday Times. Business. 20.10.2013.

30. O'Connell S. An alternative recipe for funding // The Sunday Times. Business. 27.10.2013.

31. FSB «Voice of Small Business» Survey Panel». April 2012 / [Электронный ресурс]

URL: http://www.fsb.org.uk/policy/images/ april%202012%20survey%20-%20pres-entation%20v1.4.pdf (дата обращения:

12.12.2013).

32. The Digital Imperative, 2013. / [Электронный ресурс] URL: http://www.fsb.org.uk/front-page/assets/fsb-intellect-april13.pdf (дата обращения: 10.01.2014).

33. Loizou K. Start-ups go from clicks to bricks // The Sunday Times. Business. 05.01.2014.

34. Bridges V. Small-business owners turn to Google Plus to build their brand, search ranking // The News & Observer. 13.01.2014.

35. Bridge R. Words that work magic on the net // The Sunday Times. Business. 15.05.2011.

36. Multimedia, Online, Internet; Search Engine Consulting — The New SEO Secret is Revealed // Journal of Mathematics. 21.12.2010.

37. Hill A. The web has not yet killed the art of sales // Financial Times. 03.12.2013.

38. How to really click with your customers online // Financial Times. Money. 8.01.2011.

39. Kuchler H. Social media carve ads niche // Financial Times. — 30.11.2013.

40. Burn-Callander R. Subsidised advice offer for 20,000 small firms // The Sunday Telegraph. 28.01.2014.

41. Мендельсон Б. Социальные медиа — это бред. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 272 с.

42. Colman E. Time to get your head in the cloud // The Sunday Times. Business. 17.04.2011.

43. The Cloud is the only way Start-Up schemes can be effective, Prism IT Solutions Gary David Smith says // M2 Presswire. 10.01.2014.

44. Fildes N. Britain «stuck in slow lane» despite £1bn network boost // The Times. 30.08.2011.

45. Warman M. Broadband: our divided nation // The Daily Telegraph. 07.07.2011.

46. Thomas D. Doubts raised over race for super-fast internet // Financial Times. 06.11.2013.

47. Thomas D. Superfast internet reaches three in four homes // Financial Times. 25.10.2013.

48. Curtis S. Government dishes out £3,000 broadband grants for small businesses // The Telegraph Online. 07.12.2013.

49. Нетреба П., Ковалева Е. Малый бизнес не нашел прямой поддержки // Коммерсанта [Электронный ресурс] URL: http://www.kom-mersant.ru/doc/2398993 (дата обращения:

08.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.