УДК 316
М. К. Карпова
кандидат социологических наук, доцент кафедра философии и социальных коммуникаций Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
К. И. Дятлова
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация ПРОДВИЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные методы продвижения в сети Интернет. Традиционные методы рекламы и продвижения уходят на второй план, так как всегда имеют достаточно большие финансовые и временные затраты. Продвижение малого бизнеса в сети Интернет позволяет предпринимателям быстро получить положительный результат, а также обратную связь от своих клиентов, что тоже немало важно. Все больше нашу жизнь заполонили социальные сети, тем самым они становятся еще одной удачной площадкой для продвижения малого бизнеса, на данный момент -это самый малозатратный и наиболее эффективный вариант продвижения малого бизнеса в сети Интернет. Стоит учитывать специфику продаваемого товара или услуги и только после этого выбрать площадку для продвижения с конкретной целевой аудиторией.
Ключевые слова: продвижение, реклама, PR, интернет, целевая аудитория, малый бизнес, социальные сети, таргетинг.
M. K. Karpova
Candidate of Sociology, associate professor Department of Philosophy and Social Communications Penza State University, Penza, the Russian Federation
K. I. Dyatlova
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation PROMOTION OF SMALL BUSINESS ON THE INTERNET
Abstract. The article discusses the current methods of promotion on the Internet. Traditional methods of advertising and promotion go by the wayside, as they always have a large financial and time cost. Promotion of small business on the Internet allows entrepreneurs to quickly get a positive result, as well as feedback from their customers, which is also important. More and more our life is filled with social networks, thus they become another successful platform for the promotion of small business, at the moment - it is the most cost-effective and the most effective way to promote small business on the Internet. It is necessary to take into account the specifics of the goods or services sold, and only then choose a platform for promotion with a specific target audience.
Key words: promotion, advertising, PR, Internet, target audience, small business, social networks, targeting.
В настоящее время Интернет стал не только способом обмена информацией, общения, коммуникаций, но и площадкой для продвижения товаров и услуг [2; 3]. Все чаще люди предпочитают что-то заказать через Интернет, нежели доехать до торгового центра, теряя кучу времени. Именно поэтому у многих представителей малого бизнеса существует страничка в сети Интернет, где любой человек может приобрести товар, не выходя из дома.
Исходя из этого, можно задаться вопросом, любая ли отрасль малого бизнеса может продвигать свои услуги и товары через Интернет? Ответ очевиден: если ваша целевая аудитория там есть, то почему бы и нет?
Но нужно учитывать специфику своей аудитории, обычно подразделяют конечных потребителей на рынки: B2B (бизнес для бизнеса) - продажа товаров для других компаний, не для личного пользования; B2C (бизнес для потребителя) -означает, что клиент покупает товар для себя, для личного пользования. Для той и другой категории потребителей будут некоторые различии продвижения в Интернете. Для наглядности можно привести пример B2B и B2C рынков. Представим, что существует бизнес по производству сахарной мастики, ее закупает для реализации небольшой магазинчик «Все для кондитера» - это B2B. В кондитерской «Карамелька» приняли заказ на свадебный торт - это B2C. И тот и другой виды малого бизнеса могут успешно продвигать свои товары и услуги в сети Интернет. Рассмотрим наиболее популярные виды продвижения в сети Интернет на данный момент.
1. Имиджевый сайт - такие сайты должны выглядеть презентабельно или, иными словами, «дорого». Начиная со стартовой страницы, посетитель должен понимать, что владелец сайта успешен в своих делах, его компания надежна и состоятельна и работать с ней - предел мечтаний многих. Интересные и эффективные решения, а также утонченный фирменный стиль и отсутствие каких-либо шаблонов является неотъемлемой составляющей успеха имиджевых сайтов.
Очень важно избегать любых излишеств, ведь, к примеру, обильное использование flash анимации крайне негативно сказывается на скорости загрузки страницы и на общем впечатлении, которое она производит. Иными словами, важно точно соблюдать баланс. Также при разработке дизайна важно использовать корпоративный стиль компании-заказчика, поскольку это поможет повысить узнаваемость бренда.
Также не стоит упускать из внимания и удобство использования имиджевого сайта, даже самый красивый проект не сможет надолго удержать посетителей, если его будет сложно просматривать и использовать как с компьютера, так и с телефона или планшета. И если внешний вид можно назвать первым впечатлением, то простота использования - впечатление второе и не менее важное. Таким образом, особое внимание также стоит уделить организации интуитивно понятной структуры и навигации проекта [1].
С точки зрения структуры, то здесь многое зависит от отрасли бизнеса, предоставляемых товаров и услуг, а также функций, которые будет нести сайт, будет ли он просто как визитная карточка компании, или как способ продать товар или услугу. В данном вопросе имиджевые сайты могут походить как на сайты-визитки с минимальным набором функциональных возможностей, так и практически не уступать корпоративным проектам, в которых широкий функционал обеспечивается несколькими уровнями доступа.
Имиджевый сайт должен содержать следующие разделы:
- «О компании». В этом разделе описывается история создания компании, опыт работы и преимущества, наиболее значимые достижения, важные партнеры или клиенты, все то, что может зацепить клиента и раскрыть преимущества перед конкурентами.
- «Новости». В данном разделе размещают новости о событиях в компании, раздел должен постоянно обновляться, чтобы клиент видел активность в жизнедеятельности компании.
- «Услуги и цены». Данный раздел выполняет функцию своеобразной витрины и призван ознакомить посетителей с предложениями компании.
- «Контакты». Этот раздел может содержать как перечень контактных данных (номера телефонов и факсов, адреса электронной почты, адреса главного офиса и представительств и тому подобное), так и интерактивную карту проезда и контактную форму.
Впрочем, количество разделов может быть изменено или дополнено. Для того чтобы обеспечить удобство в управлении сайтом, начиная от размещения, редактирования и удаления информации и заканчивая его оптимизацией.
Невзирая на то, что имиджевый сайт по функциональности может походить на сайт-визитку, в вопросе стоимости и длительности разработки он существенно превосходит подобные проекты. С другой стороны, на имидже компании экономить не стоит, а качественно выполненный имиджевый сайт как нельзя лучше поможет найти новых клиентов и произвести на них должное впечатление.
2. SEO (поисковая оптимизация сайта) - это один из способов продвижения сайта, целью которого является улучшение позиций сайта в списке результатов поисковой выдачи по определенным ключевым запросам. Позиция в списке поисковой выдачи определяется релевантностью документа (страницы сайта). То есть, чем точнее (релевантнее) страница сайта отвечает на поставленный вопрос, тем выше она в результатах поисковой выдачи [13].
3. E-mail маркетинг - это инструмент формирования общественного мнения и генерации продаж при помощи рассылок писем на электронные адреса пользователей. Данный метод продвижения отлично подойдет для оповещений о приближающихся акциях, специальных предложениях, поздравлений [4; 12; 14; 15].
4. SMM (Social Media Marketing) - это совокупность действий, целью которых является привлечение внимания к бренду или продукту через социальные сети. Подробнее об SMM чуть ниже, так как этот метод является наиболее популярным и эффективным на данный момент. Кроме того, SMM не требует больших финансовых вложений, что очень важно для предпринимателей малого бизнеса.
5. Корпоративный блог - это интернет-журнал компании, который предназначен для коммуникаций с целевой аудиторией: клиентами, партнерами, сотрудниками. Корпоративный блог может использоваться исключительно внутри организации - такой блог называют внутрикорпоративным. Другая разновидность блога - это публичный блог компании, в отличие от внутрикорпоративного, он нацелен на общение с широким кругом клиентов и деловой средой [11].
6. Контекстная реклама - это вид интернет-рекламы, в которой содержание рекламного текста соответствует ключевым запросам потенциального покупателя. Контекстная реклама появляется после того, как человек нажимает кнопку "найти", введя свой запрос в строку поисковой системы. Поисковая реклама точно соответствует запросу пользователя, а все деньги от ее размещения зарабатывает сеть контекстной рекламы (Яндекс, Гугл, Бегун) [16].
Реклама в поиске имеет свои престижные и, соответственно, более дорогие места, а также позиции, где она стоит не так дорого, но и ее потенциальная эффективность в таких местах ниже.
На данный момент наиболее популярным остается продвижение с помощью SMM. Данный вид продвижения имеет невысокие финансовые затраты, но имеет большую эффективность. Однако SMM продвижение подойдет не для каждого бизнеса. Особенно если товары относятся к дорогостоящим, и клиенту нужно много времени для раздумий, чтобы расстаться с крупной суммой денег. К таким товарам можно отнести дорогие новые автомобили, ювелирные изделия, квартиры, услуги по строительству загородных домов. Найти целевую аудиторию, которую заинтересуют такие товары в социальных сетях, достаточно сложно, и вероятность того мала, поэтому не стоит тратить время и деньги на продвижение таких товаров и услуг в социальных сетях.
С помощью SMM в социальных сетях уместно продвигать следующие категории товаров:
- одежда, обувь, аксессуары;
- уникальные изделия, сделанные руками (handmade, например, вязанные шапки, игрушки), сувениры;
- услуги в сфере B2C (салоны красоты, массаж, кондитерские изделия на заказ, доставка еды на дом, консультации специалистов и т.д.);
- обучающие курсы (мастер-классы, семинары, вебинары и т.д.);
- билеты на мероприятия (билеты на концерты музыкальных групп и другие мероприятия);
- узкоспециализированные товары и услуги из сегмента B2C [6].
Как мы видим, в этом списке сложно продвигать товары и услуги для сферы B2B. Социальные сети являются частью личной жизни каждого человека, там он ищет и интересуется именно тем, что непосредственно требуется ему. Таким образом в социальных сетях можно идентифицировать с точностью свою целевую аудиторию, указав пол, возраст, место проживания и другие характеристики, которые требуются конкретно для продвижения определенного товара определённой аудитории.
Из социальных сетей наиболее популярными в России можно назвать «Одноклассники», «ВКонтакте» и «Инстаграм». Каждая из них имеет свои особенности и возможности для продвижения малого бизнеса [5; 7; 10]. Стоит рассмотреть отдельно каждую из этих социальных сетей и выделить основные методы продвижения в них.
Социальную сеть «Одноклассники» многие специалисты SMM считают непригодной, но все же, раз там есть люди, значит, у них есть потребности, и им есть, что продавать. Целевая аудитория социальной сети «Одноклассники» - мужчины и в основном женщины от 45 лет, домохозяйки, пенсионеры.
Одним из плюсов социальной сети «Одноклассники» можно назвать активность пользователей. С помощью кнопки «Класс» (которая сочетает в себе «нравится» и «поделиться») очень быстро можно распространить любую информацию. Также аудитория «одноклассников» неприхотлива к контенту, на ура идут яркие картинки, новости, опросы. Если сравнивать с социальной сетью «ВКонтакте», то тут аудитория требует более качественный контент. На этой платформе также можно приглашать в сообщества различных людей, тем самым собрать быстро большое количество людей. «ВКонтакте» можно приглашать только друзей и ограниченное количество людей в день. В «одноклассниках» аудитория не избалована огромным количеством информации и с интересом вступает в новые сообщества.
К недостаткам данной социальной сети можно отнести скудное оформление и функционал сообществ для продвижения. Также отсутствует подробная статистика, где бы можно было отследить тенденции, активность, охват и другие характеристики. Таргетинговая реклама здесь дорогая и непроста в настройке.
Основными способами продвижения товаров и услуг малого бизнеса, которые хорошо работают на одноклассниках, являются:
1. Создание сообщества;
2. Заполнение сообщества простым и полезным контентом, который нужно постоянно пополнять;
3.Написание вирусных постов, которыми бы захотели поделиться пользователи.
«ВКонтакте» насчитывает более 30 млн. пользователей на данный момент. Найти здесь свою аудиторию сможет, скорее всего, любой товар, если он не узкоспециализированный. Аудитория «ВКонтакте» разнообразна, но в основном это молодые люди, средний возраст которых от 16 до 35 лет. Успешное продвижение «ВКонакте» влияет на ранжирование в поисковых запросах «Google» и «Яндекс».
Основным способом продвижения в этой социальной сети также является создание публичной страницы/группы/мероприятия. Как уже говорилось, что «ВКонтакте» - это молодежная социальная сеть, поэтому оформление должно быть ярким, текст простым, легким, неформальным и побольше визуального контента. Продвигать сообщество можно также приглашая людей, но есть ограничения -сорок человек в день.
«ВКонтакте» очень хорошие и эффективные результаты дает таргетинговая реклама. Но она требует больше подготовки и анализа, но в случае правильной настройки может дать нужный результат. Данный инструмент продвижения дает возможность настроить показы на конкретную аудиторию, выставляя фильтры по полу, возрасту, интересам, месту проживания или добавить собственную базу пользователей.
Таргетированные объявления - универсальный вариант для любого типа сообществ. Они будут размещены слева от новостной ленты, под блоком меню. Такие объявления можно настроить как на сообщество, так и на сам сайт. Однако способ является довольно затратным.
Продвижение записей - новый способ рекламы социальной сети «ВКонтак-те» и пока доступен только крупным рекламодателям, в сообществе которых не менее 5 тыс. человек, а на счету в кабинете не менее 10 тыс. руб. Тем не менее, можно ожидать, что со временем данный вид рекламы будет доступен любому желающему.
Записи в сообществах - также неплохой вариант, но не позволяет строго указать аудиторию, как таргетированная реклама. К тому же запись может быстро затеряться на странице среди других постов на стене. Поэтому, покупая рекламу в сообществах, лучше закреплять свой пост вверху.
Специальное предложение в играх - вариант для рекламы развлекательного контента или «вау»-товаров (например, разговаривающие игрушки-хомяки и тому подобное).
Социальная сеть «ВКонтакте» предлагает и мощный инструмент анализа эффективности вашей рекламной кампании. Он доступен в разделе «Статистика страницы» (вкладки «Охват», «Посещаемость» и «Активность»). В этом разделе вы узнаете не только общее количество посещений вашей группы, но также возраст посетителей, их географию, а также источник трафика [8].
Проведение конкурсов и розыгрышей в этой социальной сети очень подходит для региональных сообществ, что является отличным способом привлечь в сообщество потенциальных клиентов. При проведении розыгрышей и конкурсов в небольших пабликах советуется покупать рекламу в других более раскрученных группах, иначе конкурс может пройти незамеченным, а результата можно не ожидать совсем.
«Инстаграм» можно считать одной из самых молодых социальных сетей, но на сегодняшний день это одна из немногих эффективных площадок для продвижения малого бизнеса с минимальными затратами. Привлекательность «Инста-грама» в продвижении малого бизнеса кроется в простоте его использования, функционала и настраивания тергетинга. Целевая аудитория здесь также разнообразна, но все же аудитория здесь молодая, от 14 до 35 лет. Если раньше «Инстаграм» использовался, как личная страница, то теперь разработчики расширили функционал, и теперь страницу можно перевести в «бизнес» аккаунт. В таком ак-каунте функционал разнообразен для продвижения, также есть обширная статистика страницы, которая постоянно обновляется, и с легкостью можно выявить такие моменты, как: в какое время и дни недели лучше размещать посты, какой охват у того или иного поста, сколько человек сохранили/переслали пост и многое другое. Бизнес аккаунт позволяет добавить на страницу вспомогательные кнопки для быстрой связи.
Для успешного продвижения в этой социальной сети необходимо заранее продумать концепцию выкладываемого контента, придумать отличительную черту, зацепить пользователей и «заставить» выбрать именно ваш товар или услуги среди тысячи других конкурентов. Главной особенностью этого ресурса, с точки зрения бизнеса, является возможность взаимодействия с исключительно целевой аудиторией. В качестве критериев отбора используется возраст, семейное положение, географическая принадлежность и интересы пользователей [9]. Предприниматели,
работающие с этой платформой, получают возможность тщательно протестировать выбранную нишу и в течение короткого срока собрать аналитические данные.
Социальная сеть «Инстаграм» является одним из уникальных рекламных инструментов, стоимость которого определяет сам предприниматель.
Возможно, стоит сделать вывод, что Интернет уже немного подвинул традиционные виды рекламы назад, бал правит социальные сети, они дают эффективность продаж, быстрое продвижение, непосредственную коммуникацию с целевой аудиторией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андерсон С. Приманка для пользователей. Создаем привлекательный сайт / С. Андерсон. — М. : Питер, 2013. — 317 с.
2. Бабаев А. Контекстная реклама / А. Бабаев, Н. Евдокимов, А. Иванов. — М. : Питер, 2013. — 304 с.
3. Броган К. Формула эффекта. Как получить реальный результат в социальных медиа / К. Броган, Д. Смит. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 340 с.
4. Вердиян В. Секреты успешного интернет-маркетинга / В. Вердиян. — М. : Книжный мир, 2011. — 160 с.
5. Парабеллум А. Инфобизнес. Зарабатываем на продаже информации / А. Парабеллум, Н. Мрочковский. — СПб. : Питер, 2013. — 256 с.
6. Парабеллум А. Социальные сети. Источники новых клиентов для бизнеса / А. Парабеллум, Н. Мрочковский, В. Калаев. — СПб. : Питер, 2013. — 176 с.
7. Роздольская И.В. Инновационные маркетинговые коммуникации: учеб. пособие / И.В. Роздольская, С.М. Осадчая, К.В. Лихонин. — Белгород: Изд-во Белгородского ун-та кооперации, экономики и права, 2015. — 248 с.
8. Сенаторов А. Битва за подписчика в «ВКонтакте». SMM-руководство / А. Сенаторов. — М. : Альпина Паблишер, 2017. — 168 с.
9. Соболева Л. Феномен «Инстаграма». 2.0. Все новые фишки/ Л. Соболева. — М. : АСТ, 2018. — 272 с.
10. Теренина К.И. Особенности продвижения товара через социальные платформы / К.И. Теренина // Евразийский Союз Ученых. — 2015. — № 9-1 (18). — С. 109-111.
11. Успенский И.В. Интернет-маркетинг / И.В. Успенский. — СПб. : Изд-во СПГУ-ЭиФ, 2003. — 197 с.
12. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 240 с.
13. Храповицкий К. SEO-копирайтинг. Практическое руководство по созданию «правильных» текстов / К. Храповицкий. — М. : Наука и техника, 2014. — 304 с.
14. Шестопалова Е. Интернет-шопинг для неопытных пользователей / Е. Шестопа-лова. — М. : БХВ-Петербург, 2009. — 304 с.
15. Щербаков С. Партизанский маркетинг в социальных сетях / С. Щербаков. — СПб. : Питер, 2015. — 170 с.
16. Яковлев А. Контекстная реклама. Основы. Секреты. Трюки / А. Яковлев, А. До-вжиков. — М. : БХВ-Петербург, 2012. — 248 с.
REFERENCES
1. Anderson S. Primanka dlia pol'zovatelei. Sozdaem privlekatel'nyi sait [Seductive interaction design: creating playful, fun, and effective user experiences (voices that matter)]. Moscow, Piter Publ., 2013, 317 p.
2. Babaev A., Evdokimov N., Ivanov A. Kontekstnaia reklama [Contextual advertising]. Moscow, Piter Publ., 2013, 304 p.
3. Brogan K. Formula effekta. Kak poluchit' real'nyi rezul'tat v sotsial'nykh media [The impact equation: are you making things happen or just making noise?]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2013, 340 p.
4. Verdiian V. Sekrety uspeshnogo internet-marketinga [Secrets of successful internet marketing]. Moscow, Knizhnyi mir Publ., 2011, 160 p.
5. Parabellum A., Mrochkovskii N. Infobiznes. Zarabatyvaem na prodazhe informatsii [Infobusiness. We earn on sale of information]. Saint Petersburg, Piter, 2013, 256 p.
6. Parabellum A., Mrochkovskii N., Kalaev V. Sotsial'nye seti. Istochniki novykh klientov dlia biznesa [Social networks. Sources of new clients for business]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2013, 176 p.
7. Rozdol'skaia I. V., Osadchaia S. M., Likhonin K. V. Innovatsionnye marketingovye kommunikatsii: ucheb. posobie [Innovative marketing communications: the manual] Belgorod, Izd-vo Belgorodskogo un-ta kooperatsii, ekonomiki i prava Publ., 2015, 248 p.
8. Senatorov A. Bitva za podpischika v «VKontakte». SMM-rukovodstvo [Fight for the subscriber in VKontakte. SMM management]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ,, 2017, 168 p.
9. Soboleva L. Fenomen «Instagrama». 2.0. Vse novye fishki [Phenomenon of "Instagram". 2.0. All new counters]. Moscow, AST Publ., 2018, 272 p.
10. Terenina K. I. Features of promotion of goods through social platforms. Evraziiskii Soiuz Uchenykh = Eurasian Union of Science, 2015, no. 9-1 (18), pp. 109-111 (in Russian).
11. Uspenskii I. V. Internet-marketing [Internet-marketing]. Saint Petersburg, SPGUEiF Publ., 2003, 197 p.
12. Khalilov D. Marketing v sotsial'nykh setiakh [Marketing on social networks]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2016, 240 p.
13. Khrapovitskii K. SEO-kopiraiting. Prakticheskoe rukovodstvo po sozdaniiu «pra-vil'nykh» tekstov [SEO copywriting. Practical guidance on creation of the "correct" texts]. Moscow, Nauka i tekhnika Publ., 2014, 304 p.
14. Shestopalova E. Internet-shoping dlia neopytnykh pol'zovatelei [Internet shopping for inexperienced users]. Moscow, BKhV-Peterburg Publ., 2009, 304 p.
15. Shcherbakov S. Partizanskii marketing v sotsial'nykh setiakh [Guerrilla marketing on social networks]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2015, 170 p.
16. Iakovlev A., Dovzhikov A. Kontekstnaia reklama. Osnovy. Sekrety. Triuki [Contextual advertising. Bases. Secrets. Tricks]. Moscow, BKhV-Peterburg Publ., 2012, 248 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Карпова Маргарита Константиновна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Дятлова Ксения Игоревна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHORS
Karpova Margarita Konstantinovna — Candidate of Sociology, associate professor, Department of Philosophy and Social Communications, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Dyatlova Kseniya Igorevna— Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Карпова М.К. Продвижение малого бизнеса в сети Интернет / М.К. Карпова, К.И. Дятлова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Karpova M. K., Dyatlova K. I. Promotion of small business on the Internet. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).