Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего бизнеса в России в посткризисный период'

Развитие малого и среднего бизнеса в России в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резникова Е. В.

В статье на основе данных статистических сборников дается подробный анализ состояния малого и среднего предпринимательства (МСП) в России в разрезе отраслей и регионов, оценивается его вклад в формирование основных показателей социально-экономического развития страны. Особое внимание уделяется вопросам эффективности деятельности малого и среднего бизнеса и его инвестиционной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего бизнеса в России в посткризисный период»

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

© Резникова Е.В.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

В статье на основе данных статистических сборников дается подробный анализ состояния малого и среднего предпринимательства (МСП) в России в разрезе отраслей и регионов, оценивается его вклад в формирование основных показателей социально-экономического развития страны. Особое внимание уделяется вопросам эффективности деятельности малого и среднего бизнеса и его инвестиционной активности.

Малые и средние предприятия насыщают рынок страны товарами и услугами, обеспечивают гибкость экономики страны и поддержание конкурентных отношений; способствуют снижению безработицы, росту доходов населения и объема налоговых поступлений в бюджеты разных уровней; повышают эффективность деятельности крупных предприятий на основе установления субконтрактных отношений; играют важную роль в разработке новых технологий, средств производства, товаров и услуг.

По данным на конец 2009 г. в России было зарегистрировано 15,5 тыс. средних и 1602,5 тыс. малых предприятий (табл. 1). Причем доля микропредприятий с числом занятых до 15 чел. составила 85,8 %, что говорит о небольших средних масштабах бизнеса в данном секторе.

Среднесписочная численность работников МСП (без учета внешних совместителей) в 2009 г. - 12,2 млн. чел. Доля внешних совместителей в общей численности занятых в малом и среднем бизнеса составила всего лишь 5,8 %. Отсюда можно сделать вывод, что данный сектор экономики играет значительную роль в обеспечении первичной занятости населения России. При этом средний размер заработной платы на средних предприятиях примерно на 20 % выше, чем на малых и микропредприятиях.

Размер годового оборота в расчете на одно среднее предприятие - 195 млн. руб., а на одно малое - 10,52 млн. руб. Стоимость основных средств в расчете на одно предприятие: средние - 38,3 млн. руб., малые - 0,83 млн. руб. Можно сделать вывод, что подавляющее большинство малых предприятий вписываются в критерии перехода на упрощенную систему налогообложения (предельный размер выручки за 9 месяцев - до 45 млн. руб.).

Анализ структуры имущества малых и средних предприятий показывает, что соотношение ме^ду основными и оборотными средствами составля-

* Старший преподаватель кафедры «Экономика и антикризисное управление», кандидат экономических наук.

ет 1 : 3,2 для средних предприятий и 1 : 8 для малых предприятий, что объясняется низким уровнем инвестиций в основной капитал. Сальдированный финансовый результат малых и средних предприятий (прибыль минус убыток) за 2009 г. составил 424609 и 93010 млн. руб. соответственно.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий в 2009 г. [1]

Средние предприятия Малые предприятия Микропред- приятия

Число предприятий (на конец года) 15547 1602491 1374661

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек 1976,3 10247,5 4526,9

Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек 35,7 669,0 394,0

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового ха -рактера, тыс. человек 51,1 276,4 85,0

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. 15301 12780,2 12063,9

Оборот предприятий, млрд. руб. 3030,5 16873,1 8067,2

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 222,8 346,1 93,3

Основные средства, млн. руб. 596990 1329215 581947

Оборотные активы, млн. руб. 1913974 10626134 6979024

Капитал и резервы, млн. руб. 713705 5539531 4450186

Сальдированный финансовый результат, млн. руб. 93010 424609 -

Примечание: * Включая микропредприятия.

Распределение предприятий сферы МСП по видам деятельности представлено в табл. 2. В структуре малых предприятий наибольший удельный вес приходится на оптовую и розничную торговлю: 42,8 % от общего количества предприятий, 31,6 % занятых и 75,1 % оборота. Также значительна доля малых предприятий, занятых операциями с недвижимостью и строительством (18,2 и 11,7 % соответственно), но оборот здесь менее значителен - 7,4 и 6,1 % от общего объема. Что касается обрабатывающих производств, то при доле в общем количестве малых предприятий 9,4 % они обеспечивают всего 5 % совокупной выручки. Удельный вес других видов деятельности, в т.ч. оказания услуг населению, незначителен.

Несколько иная картина складывается по средним предприятиям. Несмотря на то, что здесь также лидируют предприятия оптовой и розничной торговли, их доля в общей численности (41,1 %) соответствует удельному весу в общем объеме выручки (43,1 %). Как положительный момент следует отметить, что средние предприятия обрабатывающих производств при доле 10,3 % в общей численности обеспечивают 26,6 % занятости и 22 % оборота, что свидетельствует о более высокой эффективности данного вида дея-

тельности по сравнению с остальными. Как и в случае малого бизнеса, значительную роль играют предприятия, занятые строительством и операциями с недвижимостью - на их долю приходится 10,6 и 7,6 % выручки от реализации соответственно.

Таблица 2

Основные показатели деятельности малых и средних предприятий по видам деятельности, в процентах в 2009 г. [1]

Количество предприятий Численность занятых Оборот

Средние предпр. Малые предпр. Средние предпр. Малые предпр. Средние предпр. Малые предпр.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,4 3,0 21,2 5,8 6,6 0,9

Обрабатывающие производства 10,3 9,4 26,6 15,2 22,0 5,0

Строительство 12,1 11,7 12,5 15,0 10,6 6,1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 41,1 42,8 13,8 31,6 43,1 75,1

Гостиницы и рестораны 2,6 2,5 1,9 3,4 0,7 1,0

Транспорт и связь 5,9 5,9 5,9 5,3 4,0 2,7

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 18,0 18,2 9,4 17,3 7,6 7,4

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2,4 2,4 1,3 2,5 0,7 0,5

Другие отрасли 2,7 2,5 5,7 3,2 4,6 0,9

Всего 100 100 100 100 100 100

Анализ показателей рентабельности малых и средних предприятий (табл. 3) свидетельствует о низкой экономической эффективности. Рентабельность продукции (товаров, работ, услуг) малых предприятий в среднем составляет всего 2,9 %, а рентабельность активов еще меньше (2,3 %), а значит, внереализационные операции дают еще более низкую норму прибыли. При этом более высокий уровень рентабельности продукции достигается в сельском хозяйстве (8,2 %), гостиничном и ресторанном бизнесе (6,8 %), а также при проведении операций с недвижимым имуществом (6 %); однако рентабельность активов по указанным видам деятельности значительно ниже.

У средних предприятий показатели рентабельности чуть выше (рентабельность продукции составляет 4,7 % а рентабельность активов - 3,1 %), но в целом наблюдается аналогичная ситуация.

Еще одним субъектом МСП, кроме малых и средних предприятий, являются индивидуальные предприниматели. В отличие от сплошного и ежеквартального статистического учета показателей малых и средних пред-

приятий Федеральная служба государственной статистики ведет наблюдение за ПБОЮЛ выборочным методом раз в год и по ограниченному кругу показателей, поэтому сведения о числе наемных работников индивидуальных предпринимателей, объеме прибыли и инвестиций, уровне рентабельности отсутствуют.

Таблица 3

Рентабельность малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2009 г. [1]

Виды деятельности Средние предприятия Малые предприятия

Рентабельность активов Рентабельность продукции Рентабельность активов Рентабельность продукции

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,5 5,8 1,2 8,2

Обрабатывающие производства 2,1 5,5 3,3 3,7

Строительство 2,7 4,3 1,8 3,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 4,1 2,9 3,3 2,2

Гостиницы и рестораны 0,5 5,2 5,7 6,8

Транспорт и связь 3,3 5,4 4,3 4,0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5,8 12,4 2,4 6,0

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг -0,2 5,8 0,7 2,7

Всего 3,1 4,7 2,3 2,9

Примечание: * Рентабельность продукции (товаров, работ, услуг).

По данным на конец 2009 г. численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей составила 2653,3 тыс. человек (табл. 4). При этом средний объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) в расчете на одного ПБОЮЛ составил 2,75 млн. руб., что почти в 4 раза меньше, чем аналогичный показатель по малым предприятиям.

Более половины индивидуальных предпринимателей (56,8 %) работают в сфере оптовой и розничной торговли, а также ремонта предметов потребления. Значительная доля ПБОЮЛ занята операциями с недвижимым имуществом, арендой (10,7 %) и предоставлением услуг транспорта и связи (11,7 %). Участие индивидуальных предпринимателей в обрабатывающих производствах сравнительно невелико (4,5 %), что вполне нормально и соответствует особенностям данной категории хозяйствующих субъектов. На наш взгляд, более оптимальная отраслевая структура сектора ПБОЮЛ с позиций социальной эффективности могла бы быть достигнута за счет расширения предоставления персональных услуг населению

(в настоящее время эта цифра невелика и составляет 5,6 %) за счет уменьшения удельного веса оптовой и розничной торговли.

Таблица 4

Основные показатели индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности в 2009 г. [1]

Виды деятельности Численность индивидуальных предпринимателей Объем выручки

тыс. человек в % млн. руб. в %

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 119,5 4,5 58680,3 0,8

Обрабатывающие производства 120,2 4,5 197317,3 2,7

Строительство 68,4 2,6 53303,6 0,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1505,9 56,8 6425525,9 88,0

Гостиницы и рестораны 310,1 11,7 - -

Транспорт и связь 282,7 10,7 134385 1,8

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 149,7 5,6 288178,1 3,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 37,7 1,3 49318,8 0,7

Всего 2653,3 100,0 7301224,7 100,0

Если смотреть по показателю выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), то картина складывается более яркая: почти 90 % оборота индивидуальных предпринимателей приходится на сферу оптовой и розничной торговли. Учитывая, что данный показатель более чем в 1,5 раза превышает долю ПБОЮЛ, занятых в торговле, можно судить о более высоком уровне (валовой) доходности этого вида деятельности, чем операций с недвижимостью и обрабатывающих производств (на них приходится 3,9 и 2,7 % общей выручки индивидуальных предпринимателей соответственно).

Также представляет интерес степени уровня деловой и инвестиционной активности малых и средних предприятий. Росстат РФ ежеквартально по результатам выборочных обследований малых предприятий рассчитывает индекс предпринимательской уверенности, который характеризует общее состояние предпринимательского климата в данном секторе экономики. Это качественный показатель, который основан на опросе руководителей малых предприятий и рассчитывается как среднее арифметическое «балансов» ответов (разница между положительными и отрицательными оценками) на вопросы о прогнозе выпуска продукции, текущем спросе и остатках готовой продукции. По данным за четвертый квартал 2009 г. индекс предпринимательской уверенности малых предприятий по добыче полезных ископаемых составил 18 %; в обрабатывающих производствах - 15 %; по производству и распределению электроэнергии, газа и

воды - 4 %. Все показатели со знаком «минус», что свидетельствует о вероятности сокращения в ближайшей перспективе объема выпуска продукции (работ, услуг) малыми предприятиями за счет снижения спроса и ряда других факторов [1].

Опросы Росстатом руководителей малых предприятий позволили также выявить и оценить основные факторы, ограничивающие рост производства (табл. 5).

Таблица 5

Факторы, ограничивающие рост производства на малых предприятиях (данные на четвертый квартал 2009 г.) [1]

Ограничивающие факторы Виды деятельности

Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке 58 63 30

Недостаточный спрос на продукцию предприятия на внешнем рынке 6 13 3

Конкурирующий импорт 3 17 0

Высокий уровень налогообложения 41 44 30

Изношенность и отсутствие оборудования 33 18 34

Неопределенность экономической ситуации 56 66 45

Высокий процент коммерческого кредита 22 31 11

Недостаток финансовых средств 55 48 51

Недостаток квалифицированных рабочих 18 18 12

Отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы 5 8 9

Нет ограничений 1 2 10

Оценки респондентами разных факторов позволяют сделать вывод, что для малых предприятий всех видов деятельности общими и наиболее серьезными проблемами являются недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке, неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения и, как следствие, - недостаток финансовых ресурсов. Малые предприятия добывающей промышленности и энергетики отметили также высокий уровень изношенности и отсутствие оборудования, а предприятия обрабатывающих производств - высокую стоимость коммерческого кредита.

Опросы руководителей малых предприятий относительно целей инвестирования в основной капитал показывают, что только 20 % предприятий наращивают производственные мощности, 15 % - заменяют изношенную технику и оборудование на новые; 7 % - проводят автоматизацию и механизацию производственного процесса и лишь 6 % - осуществляют внедрение новых производственных технологий [1].

Несмотря на то, что, как показывает зарубежная практика, у малого бизнеса имеется очень высокий инновационный потенциал, в России он до сих пор не реализован. Так, удельный вес малых предприятий сферы обра-батывающего производства, осуществляющих технологические инновации, составляет всего 4,3 %, а доля инновационных товаров в общем объеме продукции еще ниже - 1,5 % [1].

В России развитие малого и среднего бизнеса носит ярко выраженный региональный характер, что обусловлено высокой степенью дифференциации субъектов РФ по экономико-географическому положению, уровню социально-экономического развития и степени благоприятности предпринимательского климата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пропорции распределения по федеральным округам количества малых и средних предприятий в целом незначительно отличаются от пропорций распределения численности занятых и общего оборота. Лидирующие позиции занимает ЦФО с наибольшей плотностью населения, где сосредоточено 28 % средних и около 30 % малых предприятий, которые обеспечивают соответственно 31 и 39 % общей выручки МСП по стране (табл. 6). Второе место занимает Приволжский федеральный округ со средними значениями рассматриваемых показателей 20 %. Менее всего малый и средний бизнес представлен в Уральском и Дальневосточном федеральном округах. Думается, это вполне логично и объясняется в первом случае высоким уровнем развития крупного промышленного производства в округе, а во втором -невысокой плотностью населения данной территории.

Если оценивать вклад малого и среднего бизнеса России в формирование основных экономических показателей страны, то здесь пока наблюдается значительное отставание от стран Европейского союза, США, Японии. В России доля работников, занятых в сфере МСП, составляет всего 26 %, а вклад малого и среднего бизнеса в формирование совокупной выручки - около 29 %. Аналогичные показатели по странам ЕС составляют около 60 %. Правда, по количеству предприятий в данном секторе Россия (95 %) практически не отстает от развитых стран (в среднем около 98 %). Это свидетельствует о том, что экономическая и социальная эффективность деятельности МСП в России существенно ниже, чем в развитых станах, а значит, имеется значительный потенциал для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса и повышения его роли в обеспечении занятости населения и производстве потребительских товаров и услуг.

Причина сложившейся ситуации в том, что малые и средние предприятия в стране функционируют - ив достаточном количестве, но при этом практически не развиваются как с точки зрения наращивания масштабов деятельности, так и в качественном отношении (повышение квалификации кадров, техническая модернизация, внедрение новых технологий и т.п.). И как подтверждение выступает тот факт, что на долю малого и среднего бизнеса в стране приходится всего около 7 % от общего объема инвестиций.

Таблица 6

Основные показатели деятельности малых и средних предприятий по федеральным округам, в процентах в 2009 г. [1]

Количество предприятий Численность занятых Оборот

Средние предпр. Малые предпр. Средние предпр. Малые предпр Средние предпр. Малые предпр

Центральный ФО 28,0 29,6 28,7 33,7 31,0 39,0

Северо-Западный ФО 10,0 16,3 10,5 12,1 12,7 12,3

Южный ФО 12,7 10,7 11,9 10,9 11,4 10,3

Приволжский ФО 23,1 17,9 22,8 20,6 18,6 16,4

Уральский ФО 8,5 8,5 8,8 7,9 8,5 10,2

Сибирский ФО 14,0 12,9 13,6 11,0 12,6 8,9

Дальневосточный ФО 3,7 4,1 3,6 3,8 5,2 3,0

Российская Федерация 100 100 100 100 100 100

Как видно из табл. 7, на долю малых и средних предприятий приходится 13,5 % капитала и резервов (12,0 и 1,5 % соответственно). В то же время сальдированный финансовый результат МСП равен 10,6 % (8,7 и 1,9 %). Выявленное несоответствие свидетельствует о более низком уровне рентабельности капитала малых и средних предприятий, чем в крупном бизнесе.

Однако удельный вес прибыльных малых и средних предприятий больше, чем крупных - 76,2 и 74,2 % против 66,5 % соответственно. Доля убыточных малых предприятий по разным видам деятельности колеблется в пределах от 20,1 % в оптовой и розничной торговле до 38,1 % по добыче полезных ископаемых. Наибольший удельный вес убыточных средних предприятий - в производстве и распределении электроэнергии, газа, воды [1].

Таблица 7

Удельный вес МСП в основных экономических показателях, в процентах, 2009 г. [1]

Средние предприятия Малые предприятия Микро- предприятия

Число предприятий 0,9 94,4 81,0

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) 4,2 21,7 9,6

Средняя численность внешних совместителей 2,3 43,2 25,4

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера 4,2 22,8 7,0

Оборот предприятий 4,4 24,5 11,7

Инвестиции в основной капитал 2,8 4,4 1,2

Основные средства 2,6 5,7 2,5

Оборотные активы 4,4 24,4 16,0

Капитал и резервы 1,5 12,0 9,6

Примечание: * Включая микропредприятия.

Интересно также провести сравнение текущих показателей развития МСП с докризисным уровнем (2007 г.). Учитывая, что переход к объединенному статистическому учету малого и среднего бизнеса произошел только в 2008 г., мы вынуждены будем ограничиться оценкой динамики показателей только малых предприятий. За период 2007-2009 гг., несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в стране, наблюдается заметный рост ряда количественных показателей малого бизнеса: так, число малых предприятий увеличилось на 40,9 % (на фоне снижения числа ПБОЮЛ на 11,2 %), а численность занятых возросла на 10,9 %. Это позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемый период преимущественно создавались микропредприятия. Однако рост оборота малых предприятий всего лишь на 9,1 % (в то время как уровень инфляции за два года превысил 20 %) свидетельствует о снижении деловой активности малых предприятий [2].

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что деятельность малого и среднего бизнеса в нашей стране характеризуется сравнительно невысокой экономической и социальной эффективностью, что подтверждается в том числе сравнением со странами Западной Европы по показателям вклада в формирование ВВП и занятости населения. Для МСП России характерны малые масштабы деятельности (преобладание микропредприятий); доминирование в отраслевой структуре таких видов деятельности, как оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом на фоне низкой доли обрабатывающих производств и услуг населению; а также крайне низкие показатели рентабельности и, как следствие, - инвестиционной и инновационной активности. Посткризисный период, несмотря на рост числа малых и средних предприятий, характеризуется снижением показателей деловой активности и ухудшением качественных параметров развития данного сектора. Наиболее серьезными ограничивающими факторами выступают недостаточный спрос на продукцию МСП и нехватка собственных финансовых ресурсов.

Список литературы:

1. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 172 с.

2. Малое предпринимательство в России. 2008: Стат. сб. / Росстат. -М., 2008. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.