Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / меры региональной поддержки предпринимательства / инфраструктура поддержки / экономика Орловской области / small and medium business / measures of regional support for entrepre-neurship / support infrastructure / economy of the Orel region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боброва Елена Александровна, Сотникова Елена Анатольевна

В условиях усиления санкционного давления, разрушения традиционных логистических и финансовых цепочек, колебания валютных курсов и прочих проявлений макроэкономической нестабильности – это далеко не полный перечень факторов внешней среды, оказавших негативное влияние на развитие малого и среднего российского бизнеса в последние годы – изучение региональных мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства представляется актуальной научно-практической задачей. Цель исследования – охарактеризовать инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, проанализировать используемые финансовые и управленческие инструменты его развития в Орловской области. Малый и средний бизнес выступает драйвером экономического развития в разных странах мира, играя большую роль в обеспечении занятости населения, цепочках создания добавленной стоимости, реализации инновационных бизнес-идей. По результатам исследования охарактеризованы компоненты инфраструктуры поддержки, основные финансовые и управленческие инструменты, применяемые на уровне регионального управления для развития малого и среднего бизнеса в Орловской области, сделан вывод об эффективности их функционирования и влиянии на статистические показатели развития исследуемого сегмента региональной экономики. Сформулированы рекомендации относительно оптимизации использования программного подхода к управлению развитием малого и среднего бизнеса в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боброва Елена Александровна, Сотникова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REGION: MANAGEMENT AND FINANCIAL TOOLS

In the context of increasing sanctions pressure, the destruction of traditional logistics and financial chains, exchange rate fluctuations and other manifestations of macroeconomic instability –this is not a complete list of external environmental factors that have had a negative impact on the development of small and medium Russian busi-ness in recent years. Therefore, the study of regional measures of state support for small and medium business seems to be an urgent scientific and practical task. The purpose of the study is to characterize the infrastructure for supporting small and medium business, to analyze the financial and managerial tools used for their development in the Orel re-gion. Small and medium business acts as a driver of economic development in different countries of the world, playing a major role in providing employment, value chains, and the implementation of innovative business ideas. Results: based on the results of the study, the components of the support infrastructure, the main financial and management tools used at the regional management level for the development of small and medium business in the Orel region are characterized, a conclusion is made about the effectiveness of their functioning and the impact on the statistical indicators of the development of the studied segment of the regional economy. Recommendations are formulated regarding the opti-mization of the use of a program approach to managing the development of small and medium business in the region.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

УДК 332.146.2:338.246 001: 10.22394/2071-2367-2023-18-4-178-200

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

БОБРОВА Елена Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, Октябрьская, д. 12, е-mail: bobrova77@bk.ru, AuthorID: 276050

СОТНИКОВА Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, Октябрьская, д. 12, е-mail: sotnikovae76@mail.ru, AuthorID: 631290

Аннотация. В условиях усиления санкционного давления, разрушения традиционных логистических и финансовых цепочек, колебания валютных курсов и прочих проявлений макроэкономической нестабильности - это далеко не полный перечень факторов внешней среды, оказавших негативное влияние на развитие малого и среднего российского бизнеса в последние годы - изучение региональных мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства представляется актуальной научно-практической задачей. Цель исследования - охарактеризовать инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, проанализировать используемые финансовые и управленческие инструменты его развития в Орловской области. Малый и средний бизнес выступает драйвером экономического развития в разных странах мира, играя большую роль в обеспечении занятости населения, цепочках создания добавленной стоимости, реализации инновационных бизнес-идей. По результатам исследования охарактеризованы компоненты инфраструктуры поддержки, основные финансовые и управленческие инструменты, применяемые на уровне регионального управления для развития малого и среднего бизнеса в Орловской области, сделан вывод об эффективности их функционирования и влиянии на статистические показатели развития исследуемого сегмента региональной экономики. Сформулированы рекомендации относительно оптимизации использования программного подхода к управлению развитием малого и среднего бизнеса в регионе.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, меры региональной поддержки предпринимательства, инфраструктура поддержки, экономика Орловской области.

Цит.: Боброва Е.А., Сотникова Е.А. Развитие малого и среднего бизнеса на региональном уровне: управленческие и финансовые инструменты // Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. - Том 18. - № 4. - С. 178-200.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REGION: MANAGEMENT AND FINANCIAL TOOLS

BOBROVA E. A., Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: bobrova77@bk.ru

SOTNIKOVA E. A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management and Personnel Management, Central Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: sotnikovae76@mail.ru

Abstract. In the context of increasing sanctions pressure, the destruction of traditional logistics and financial chains, exchange rate fluctuations and other manifestations of macroeconomic instability -this is not a complete list of external environmental factors that have had a negative impact on the development of small and medium Russian business in recent years. Therefore, the study of regional measures of state support for small and medium business seems to be an urgent scientific and practical task. The purpose of the study is to characterize the infrastructure for supporting small and medium business, to analyze the financial and managerial tools used for their development in the Orel region. Small and medium business acts as a driver of economic development in different countries of the world, playing a major role in providing employment, value chains, and the implementation of innovative business ideas. Results: based on the results of the study, the components of the support infrastructure, the main financial and management tools used at the regional management level for the development of small and medium business in the Orel region are characterized, a conclusion is made about the effectiveness of their functioning and the impact on the statistical indicators of the development of the studied segment of the regional economy. Recommendations are formulated regarding the optimization of the use of a program approach to managing the development of small and medium business in the region.

Keywords: small and medium business, measures of regional support for entrepre-neurship, support infrastructure, economy of the Orel region.

For citations: Bobrova, E. A., Sotnikova ,E. A. (2023) Development of small and medium business in the region: management and financial tools// Central Russian Journal of Social Sciences. -Volume 18, Issue 4. - P.178-200

ВВЕДЕНИЕ

Малый и средний бизнес является одним из инновационных локомотивов современной экономики, обеспечивающим ее важнейшие потребности, являющимся основным источником образования новых рабочих мест и поддерживающим благосостояние населения на оптимальном уровне. По данным Всемирного банка, численность малых и средних предприятий составляет 90 % от общей численности предприятий в мире, на них приходится более половины всех созданных рабочих мест, ежегодно 7 из 10 из них создаются в малом и среднем бизнесе. В среднем данный сегмент обеспечивает до 40 % мирового ВВП только по формальным оценкам1.

Ключевыми проблемами, сдерживающими развитие малого и среднего бизнеса и ограничивающими его масштабирование, являются проблемы финансирования и недостаток управленческих компетенций малых предпринимателей. Малые и средние предприятия имеют значительно меньшие шансы получить банковский кредит по сравнению с крупными предприятиями. По данным Международной финансовой корпорации, около 40 % микро-, малых и средних предприятий имеют неудовлетворенную потребность в финансировании, величина которой оценивается в 5,2 трлн долл. США, что в 1,4 раза превышает текущий уровень кредитования данных субъектов бизнеса [10, с 7].

В России малый и средний бизнес вносит относительно стабильный вклад в развитие национальной экономики. Его доля в формировании ВВП фиксируется на уровне 19-20 %, в структуре занятости населения -на уровне 27-28 % [7, с 7]. На фоне статистики примечательно существование запроса населения на поддержку в открытии собственного бизнеса. Так, по опросам ВЦИОМ, регулярно проводимым с 1992 г., в целом интерес россиян к предпринимательству снизился: только 23 % сограждан желают открыть свое дело (в 2016 г. данный показатель был равен 34 %, в 1992 г. - 31 %). Реальные шаги к открытию своего дела сегодня предпринимают 15 % тех, кто хотел бы иметь свой бизнес, что ниже по сравнению с уровнем 2016 г. (17 %) и выше по сравнению с показателем 1992 г. (5 %). В числе наиболее острых проблем, препятствующих принятию активных действий для реализации данного желания, россияне чаще всего указывают возраст и состояние здоровья (39 %),

1 Small and Medium Enterprises Finance-2023. - URL: https://www.worldbank.org/en/topic/smefinance (дата обращения: 17.03.2023).

отсутствие стартового капитала (28 %), необходимых знаний и компетенций (20 %)1. Представители действующих малых и средних предприятий в числе факторов, негативно повлиявших на развитие бизнеса в 2022 г., указывают снижение платежеспособности населения (актуально для каждого второго предприятия), сложности в организации внешнеэкономической деятельности (38 %), высокий уровень налогообложения (24 %), волатильность валютных курсов (23 %) и потерю ключевых контрактов и клиентов (23 %) [4, с 14].

Осознавая потенциал развития малого и среднего бизнеса в контексте обеспечения социально-экономического развития страны, публичная власть в России уделяла мерам его поддержки повышенное внимание на протяжении 2000-х гг. В 2019 г. был разработан и начал реализовы-ваться национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». В 2020 г. структура проекта была модернизирована и стала включать в себя четыре федеральных проекта2.

Федеральные инициативы по поддержке малого и среднего бизнеса и стимулированию его развития находят продолжение на уровне субъектов Российской Федерации. Орловская область здесь не является исключением. Межрегиональные сопоставления позволяют сделать вывод о том, что малый и средний бизнес Орловщины имеет значительный потенциал роста. По оценкам РИА «Рейтинг» на 2022 г., Орловская область занимает только 48-е место среди других субъектов Российской Федерации по показателю оборота малых предприятий в расчете на одного жителя региона, 56-е место по суммарному обороту малых предприятий и 38-е место по доле занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в общей структуре занятости населения [9, с 55].

Активизация развития малого и среднего бизнеса в регионе будет способствовать решению ряда социальных трудностей (повышение уровня занятости, легализация теневой экономики), ускорению инновационного прогресса (малые предприятия часто позволяют «тестировать» инновационные идеи, являются стартапами, источниками прорывных технологий и услуг, особенно в ^-сфере), развитию конкуренции, формированию новых рыночных ниш региональной специализации, развитию агентских и посреднических услуг. В связи с этим проблема повышения эффективности функционирования данного сегмента с использованием

1 Пора предпринимать? Результаты мониторинга 1992-2022 гг. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pora-predprinimat-monitoring-1992-2022.

2 Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. - 27.07.2020 г. - № 30. -Ст. 4884.

региональной властью финансовых и управленческих инструментов представляется своевременной и актуальной.

Цель исследования заключается в характеристике региональной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, анализе и оценке эффективности финансовых и управленческих инструментов развития малого и среднего бизнеса в Орловской области.

Материалы и методы исследования. Материалы исследования представлены официальными региональными нормативными актами в сфере развития предпринимательства, в том числе региональной программой в сфере развития предпринимательства, данными официальной статистики, информационными сведениями из открытых источников данных о состоянии и проблемах малого бизнеса в Орловской области. Методология исследования базируется на сочетании общенаучных (анализ специальной литературы по выбранной проблематике, системно-структурный метод, сравнительный анализ, классификация, синтез, конкретизация, абстрагирование) и специальных (метод статистического анализа структуры и рядов динамики, абстрактно-логический метод, формально-юридический метод) исследовательских методов.

Финансовые и управленческие инструменты развития малого и среднего предпринимательства: краткая характеристика

Проблемы поддержки и развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне входят в спектр научных интересов А. В. Аверина [1], А. П. Вершининой [3], Н. Н. Киреева [5], Е. Э. Коротких [6], М. И. Прыгуно-вой [8].

На региональном уровне основу государственного стимулирования малого и среднего предпринимательства в России сегодня формирует программно-целевой подход. За годы его реализации в отечественной практике публичного управления обозначился ряд проблем, в числе которых наиболее значимыми представляются разрозненность и отсутствие корреляции между программами федерального и регионального уровней и отсутствие прозрачной системы конт-роля над использованием бюджетных ресурсов, в том числе и в контексте эффективности их расходования [8, с. 5].

Результаты современных исследований свидетельствуют о целесообразности условной классификации всех применяемых инструментов региональной поддержки исследуемого сегмента на две большие группы: финансовые и управленческие (нефинансовые) инструменты (рис. 1). Налоговые льготы и преференции занимают здесь особое положение, так как фактически они позволяют увеличить свободные денежные

средства малых и средних предприятий, притом, что традиционно относятся к нефинансовым институциональным мерам стимулирования, не предполагая прямых финансовых выплат фирмам.

Анализируя российский и зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса на субфедеральном уровне, В. А. Баринова и А. Н. Красносельских делают вывод о том, что финансовые меры поддержки приводят к количественному росту данного сегмента экономики, оказывая при этом негативное влияние на показатели эффективности бизнеса. Приток относительно дешевых кредитных и даже безвозмездно предоставляемых финансовых ресурсов снижает требования к рентабельности малого бизнеса, что, в свою очередь, снижает его конкурентоспособность и может привести к проблемам в обеспечении финансирования по окончании действия мер государственной поддержки.

Рисунок 1 - Финансовые и управленческие инструменты развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне

Figure 1 -Financial and management tools for the development of SMBs at the regional level

Управленческие инструменты регионального стимулирования представляются более привлекательными, так как способствуют реализации предпринимательского потенциала населения, повышению выживаемо-

сти бизнеса, сокращению связанных с недостаточными управленческими компетенциями руководителей экономических потерь [2, с 59]. В регионах с низкой концентрацией малого бизнеса применение финансовых мер более обосновано, в то время как в регионах с относительно развитым сегментом малого и среднего предпринимательства на первый план должны выходить управленческие меры поддержки.

Инфраструктура поддержки малых и средних предприятий в Орловской области

Инфраструктура поддержки малых и средних предприятий в Орловской области представлена широкой сетью институтов, использующих различные механизмы и инструменты стимулирования данного сегмента экономики.

На уровне исполнительной власти субъекта Российской Федерации сформировано управление малого и среднего бизнеса как структурное подразделение Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области. Цель его деятельности заключается в развитии международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, малого и среднего предпринимательства, организации учета и контроля бюджетных средств, предоставленных в рамках государственной поддержки субъектов МСП, ведении реестра таких субъектов. Управление обладает широкими полномочиями инициативы при разработке мер стимулирования малого и среднего предпринимательства, в том числе требующих выделения финансирования из областного бюджета.

В Орловской области на регулярной основе функционирует относящийся к инфраструктуре поддержки Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства и конкуренции как совещательный орган, принимающий участие в разработке, обсуждении, корректировке и реализации нормативных актов и программ развития субъектов МСП и в координации мероприятий по развитию конкуренции в Орловской области, в том числе с привлечением представителей малого и среднего предпринимательства.

Правовую поддержку предпринимателям при решении спорных вопросов, нарушении и восстановлении их прав оказывает уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе - специально созданный целевой правовой институт для содействия развитию предпринимательства в регионе, защиты и пресечения нарушений прав субъектов предпринимательства, а также для восстановления нарушенных прав, рассмотрения жалоб предпринимателей на нарушение их прав, содей-

ствия в их защите и восстановлении. Уполномоченный по правам предпринимателей в пределах закрепленных полномочий осуществляет проверку работы органов контроля и надзора, анализ правоприменительной практики и на его основе нормотворческую деятельность по подготовке предложений для совершенствования правовой защиты прав предпринимателей.

Далее рассмотрим компоненты инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в Орловской области с акцентом на преимущественно реализуемых ими в их деятельности направлениях стимулирования предпринимательства.

Финансовые инструменты поддержки развития малого и среднего бизнеса в Орловской области включают в себя:

- инструменты микрофинансирования. Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области наделен полномочиями по учреждению и финансированию инфраструктурных микрофинансовых организаций. Такой организацией является «Фонд микрофинансирования Орловской области», которая предоставляет субъектам малого и среднего бизнеса кредиты со сроком погашения до 3 лет на сумму до 5 млн руб. на различные цели;

- инструменты предоставления гарантий и поручительств: в рамках Фонда микрофинансирования Орловской области сформировано самостоятельное структурное подразделение «Гарантийный фонд», который предоставляет субъектам малого и среднего бизнеса гарантии и поручительство при получении банковских кредитов.

В соответствии с положениями программы развития предпринимательства меры финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства представлены следующим образом:

- предоставление субсидий на покрытие части затрат по продвижению товаров собственного производства;

- предоставление субсидий на покрытие части затрат по программам развития данного сегмента бизнеса в монопрофильных городах;

- предоставление субсидий малым и средним предприятиям, специализирующимся на торговле непродовольственными товарами;

- предоставление субсидий на покрытие части затрат по созданию новых рабочих мест;

- грантовая поддержка малых и средних предприятий в сфере социального предпринимательства в рамках проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса»;

- предоставление поручительств и гарантий для получения кредита организациям малого и среднего бизнеса в рамках проекта «Акселерация

субъектов малого и среднего предпринимательства»;

- предоставление объектов имущества в региональной собственности малым и средним предприятиям в рамках мероприятия программы «Повышение эффективности оказания имущественной поддержки субъектам МСП».

Субъекты инфраструктуры, оказывающие непосредственную финансовую поддержку малому и среднему бизнесу в Орловской области, систематизированы и кратко охарактеризованы в табл. 1.

Таблица 1 - Инфраструктура финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в Орловской области

Table 1 - The Infrastructure of financial support for SMBs in the Orel region___

Субъект поддержки Организационная характеристика и цель деятельности Характеристика направлений деятельности и поддержки

1. Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Орловской области» Организация учреждена Департаментом экономического развития и инвестиционной деятельности для реализации государственных программ, мероприятий, проектов по поддержке субъектов МСП Помощь предпринимателям в открытии и регистрации бизнеса, обучении, получении займов на выгодных условиях, предоставление поручительства по кредитам, компенсации части затрат, в организации экспортной деятельности, подборе кадров

2. Гарантийный фонд Структурное подразделение НО «Фонд поддержки предпринимательства Орловской области» для обеспечения поддержки интересов малого и среднего бизнеса при получении кредитов на развитие Предоставление гарантий и поручительств по займам и кредитам субъектам малого и среднего бизнеса

3. Некоммерческая организация микрокредитная компания «Фонд микрофинансирования Орловской области» Некоммерческая организация учреждена Департаментом экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области для осуществления микрофинансовой деятельности по поддержке субъектов МСП в регионе Предоставление кредитных средств на сумму до 5 млн руб. на условиях погашения в течение не более 3 лет на развитие предпринимательской деятельности, в частности на погашение кредитов, пополнение оборотных средств, осуществление капитальных вложений и приобретение объектов основных средств

Составлено авторами по официальным данным платформы «Мой бизнес»1 и официального интернет-портала Правительства Орловской области2

1 Официальный сайт платформы «Мой бизнес». - URL: https://msb-orel.ru.

2 Официальный интернет-портал Правительства Орловской области. - URL: https://orel-

На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе осуществляется двумя некоммерческими организациями: Фондом микрофинансирования и Фондом поддержки предпринимательства. Их полномочия и используемые финансовые инструменты не совпадают и не пересекаются, что положительно характеризует инфраструктуру финансовой поддержки малого и среднего бизнеса на Орловщине с точки зрения организационно-управленческой эффективности.

В спектр направлений использования управленческих инструментов, направленных в первую очередь на создание инфраструктуры нефинансовой поддержки исследуемого сегмента предпринимательской деятельности, включаются следующие:

- поддержка экспортной деятельности: реализуется в рамках деятельности центра поддержки экспортно ориентированных отношений посредством предоставления информационных, консультационных, организационных услуг для предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

- формирование кластеров развития малого и среднего предпринимательства: реализуется Центром кластерного развития, в качестве направлений деятельности которого следует выделить выявление кластерных инициатив, создание условий для кооперации и координации проектов малых и средних предприятий, самозанятых лиц;

- организация многосторонней поддержки малого и среднего бизнеса на всех стадиях жизненного цикла фирмы: помощь в регистрации и открытии дела, сопровождение проектных решений, продвижения продукции, товаров и услуг;

- организация образовательных программ, курсов, мастер-классов по повышению навыков и компетенций как потенциальных, так и уже осуществляющих свою деятельность, действующих предпринимателей.

Компоненты инфраструктуры управленческой и прочей нефинансовой поддержки малого и среднего бизнеса в Орловской области кратко охарактеризованы в табл. 2.

Спектр направлений их деятельности свидетельствует о возможностях привлечения разносторонней нефинансовой поддержки адресатами - консультирования, информирования, помощи в заполнении документов, поиске покупателей, продвижении товаров и услуг.

region.ru/index.php.

Таблица 2 - Инфраструктура нефинансовой поддержки малого и среднего бизнеса в Орловской области

Table 2-The Infrastructure of non-financial support for SMBs in the Orel region

Субъект поддержки Организационная характеристика и цель деятельности Характеристика направлений деятельности и поддержки

1. Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Орловской области» Учреждена Департаментом экономического развития и инвестиционной деятельности для реализации государственных программ, мероприятий, проектов по поддержке субъектов МСП Помощь в открытии и регистрации бизнеса, обучении, получении займов, предоставлении поручительства по кредитам, компенсации части затрат, в организации экспортной деятельности, подборе кадров

2. Центр поддержки предприниматель-ства Орловской области Структурное подразделение НО «Фонд поддержки предпринимательства Орловской области» для комплексной поддержки малого и среднего бизнеса на разных этапах Помощь в регистрации, получении статуса самозанятого, организация обучения, софинансирование затрат на ведение бизнеса

3. Центр кластерного развития Орловской области Структурное подразделение НО «Фонд поддержки предпринимательства Орловской области» для эффективного взаимодействия субъектов МСП и других субъектов региональных кластеров Содействует функционированию региональных кластеров, поиск новых направлений кластеризации

4. Орловский региональный центр поддержки экспорта Является структурным подразделением Фонда микрофинансирования, созданным для поддержки экспортной деятельности и инвестиционных проектов субъектов МСП на зарубежных рынках Многосторонняя поддержка экспортной деятельности предпринимателей, поиск контрагентов за рубежом, размещение на международных электронных торговых площадках

5. АО «Корпорация развития Орловской области» Инвестиционная компания, учрежденная Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области и Управлением по муниципальному имуществу Мцен-ского района и выполняющая функции оператора по созданию и развитию инфраструктуры индустриальных парков и инвестиционных площадок в регионе Сопровождение и отбор инвестиционных проектов, подбор инвестиционных площадок для их финансирования и реализации, консультирование, содействие в получении разрешительной документации от органов власти, строительство и развитие инфраструктуры индустриальных парков

6. Союз «Орловская торгово-промышленная палата» Негосударственная некоммерческая организация, учрежденная для защиты и представления интересов членов палаты для развития предпринимательской деятельности в регионе Помощь в организации участия в выставках и ярмарках, услуги экспертизы и оценки, документального сопровождения экспортной деятельности, сопровождение инвестиционных проектов

Составлено авторами по официальным данным платформы «Мой бизнес»1 и официального интернет-портала Правительства Орловской области2

1 Официальный сайт платформы «Мой бизнес». - URL: https://msb-orel.ru.

2 Официальный интернет-портал Правительства Орловской области. - URL: https://orel-

region.ru/index.php.

От указанных органов и организаций можно получить помощь в цифровизации бизнеса, в том числе в использовании маркетплейсов для реализации товаров, платформ международной торговли, создании и оптимизации сайта фирмы.

Таким образом, инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса в Орловской области следует охарактеризовать положительно. Она представлена различными по функциональным направлениям специализации компонентами, которые предоставляют малым и средним предприятиям разнообразный набор услуг и инструментов поддержки развития.

Реализация программного подхода к стимулированию развития малого и среднего бизнеса в Орловской области

В 2019 г. Правительством Орловской области была разработана и принята к реализации государственная региональная программа «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области» (далее - Программа), действие которой рассчитано на 20202025 гг. Реализация Программы предусматривает осуществление мероприятий по двум ключевым направлениям подпрограмм:

- подпрограмма «Развитие инвестиционной и проектной деятельности в Орловской области»;

- подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области».

Ответственным за реализацию мероприятий исполнителем является Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области, одним из участников Программы - Департамент информационных технологий региона. В результате реализации Программы на момент ее окончания планируется привлечь 16 новых резидентов особой экономической зоны «Орёл» промышленно-производственного типа, сопровождение не менее 50 инвестиционных проектов ежегодно в срок реализации Программы, участие в шести мероприятиях, способствующих формированию положительного инвестиционного имиджа региона, а также охват мерами государственной поддержки более 15 тыс. орловских предпринимателей и самозанятых лиц и создание более 2 тыс. новых рабочих мест1.

Такой подход к конкретизации целевых индикаторов эффективности программы развития предпринимательства представляется сомнительным. Указанные показатели не входят в спектр традиционно

1 Постановление Правительства Орловской области № 508 от 9.09.2019 г. «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области»» (в ред. на 10.04.2023 г.). - URL: https://orel-

region.ru/index.php?head=20&part=34&in=3.

формируемых статистических данных, характеризующих состояние малого и среднего бизнеса в экономике. Представляется, что оптимальными критериями эффективности являются рост численности малых и средних предприятий, совокупного числа занятых на таких предприятиях и увеличение оборота малых и средних предприятий, его доли в структуре выручки всех предприятий Орловщины. Оперирование указанными показателями для оценки результативности региональной Программы способствовало бы возможности осуществления общественного контроля над ее эффективностью, так как любой желающий мог бы оценить в динамике по годам реализации Программы официально публикуемые статистические данные и сделать вывод об эффективности расходования бюджетных средств в данном направлении.

Показательно, что с момента принятия Программы в 2019 г. в нее неоднократно вносились изменения (с 2019 по 2023 г. было принято 11 изменяющих Программу документов, вносящих изменения в ее содержание), объем финансирования, предусмотренный для ее реализации, увеличился с 2323 млн руб. до 4446 млн руб. (почти в 2 раза - на 91,4 %), в том числе за счет повышения объема средств для реализации Программы, выделяемых федеральным бюджетом, - на 194 млн руб. (на 28,9 %), за счет повышения объема средств для реализации Программы, выделяемых региональным бюджетом, - на 1928 млн руб. (в 2,6 раза по сравнению с изначально запланированной величиной бюджетных расходов). Внесение регулярных изменений усложняет объективную оценку эффективности реализации го-сударственной программы Орловской области по поддержке малого предпринимательства.

В табл. 3 систематизированы данные о плановых и фактических показателях финансирования мероприятий Программы из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников в 2020-2021 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ данных табл. 3 позволяет сделать вывод о том, что показатели бюджетного финансирования Программы ежегодно корректируются в соответствии с фактическими значениями, достигнутыми в текущем финансовом году, и исходя из оценки реальных возможностей в первую очередь регионального бюджета. Так, если в редакции Программы 2019 г. было запланировано расходование 57 325,6 тыс. руб. за счет средств бюджета Орловской области, то впоследствии этот план был скорректирован до 51 576,1 тыс. руб., а фактические показатели финансирования соответствовали уже скорректированным значениям финансирования.

Таблица 3 - Соответствие плановых и фактических показателей финансирования государственной программы «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области» в 2020-2021 гг.

Table 3 -Correspondence of planned and actual financial indicators in the state program of the «Development of entrepreneurship and business activity in the Orel region» in 2020-2021

Показатель, тыс. руб. 2020 год 2021 год

план (в ред. 2019 г.) план (в ред. 2020 г.) факт план (в ред. 2019 г.) план (в ред. 2021 г.) факт

1. Средства федерального бюджета 100 550,4 100 550,4 267 815,8 55 903 80 562,3 80 562,3

2. Средства регионального бюджета 57 325,6 51 576,1 51 576,1 385 638,9 30 580,7 23 482,6

3. Средства из внебюджетных источников 68 000 68 000 68 000 68 000 68 000 78 050,3

Всего 225876 220 126,5 387 391,9 509 541,9 179 143 182 095,2

Составлено авторами по официальным данным Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области

Аналогичным образом, если изначально на финансирование мероприятий Программы в редакции 2019 г. предусматривалось выделение средств из регионального бюджета в размере 385 638,9 тыс. руб., то в 2021 г. данный показатель был скорректирован до 30 580,7 тыс. руб. (снизился почти в 13 (!) раз) вследствие дефицита регионального бюджета. Но и такие цифры не были фактически достигнуты, а выделенное финансирование на реализацию мероприятий Программы составило 23 482,6 тыс. руб. (всего 6 % от изначально запланированного объема). Годовой отчет о реализации Программы в 2022 г., в котором в соответствии с начальным ее вариантом было запланировано выделение из регионального бюджета 382 967,8 тыс. руб., а затем в 2022 г. - уже 650 061,8 тыс. руб., на момент написания настоящей статьи в открытом доступе не размещен.

Анализируя детальные показатели финансирования отчетов о реализации программы поддержки предпринимательства, следует отметить, что стопроцентные показатели финансирования достигаются по «формальным» мероприятиям соответствующей подпрограммы (например, «формирование и поддержка функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства»), в то время как направления предоставления субъектам поддержки «прямого финансирования» остаются недофинансированными. Так, финансовая поддержка самозанятых, микро-, малых и средних предприятий профинансирована за счет средств регионального бюджета только на 13,7 % (по итогам 2021 г.).

Ситуация с недофинансированием региональной программы поддержки малого бизнеса в Орловской области в 2020 г. частично решалась за счет предоставления избыточных средств из федерального бюджета, что было связано с принятием Правительством Российской Федерации беспрецедентных мер по поддержке предпринимательства в условиях коронавирусных ограничений. Если в начальном варианте Программы финансирование за счет средств федерального бюджета в 2020 г. было запланировано на уровне 100 550,4 тыс. руб., то фактически было выделено 267 815,8 тыс. руб. (в 2,6 раза больше). В 2021 г. плановый показатель финансирования изначально предусматривал привлечение 55 903 тыс. руб. из федерального бюджета, а объем фактически выделенного на реализацию Программы федерального финансирования составил 80 562,3 тыс. руб. (в 1,44 раза больше). Таким образом, проблемы частичного недофинансирования Программы за счет средств регионального бюджета Орловской области несколько снимаются избыточным финансированием из федерального бюджета. Однако, если в 2020 г. мероприятия Программы в целом были профинансированы с избытком в размере 161 515,9 млн руб. (по сравнению с изначально запланированными суммами), то в 2021 г. Программа была недофинансирована в сравнении с первоначальными плановыми показателями на 327 446,7 тыс. руб., то есть более чем на 60 % (рис. 2).

Ежегодное внесение поправок в показатели финансирования Программы и попытка «дофинансировать» ее реализацию в следующие отчетные периоды представляются малоэффективными.

Орловская область является дотационным регионом с экономикой, уязвимой по отношению к макроэкономическим колебаниям и кризисам, поэтому предположение о том, что в 2023 г. правительство региона найдет возможность в полном объеме профинансировать программу поддержки малого предпринимательства на 1456,3 млн руб. (параметры

Программы на 2022 г.) за счет средств регионального бюджета Орловской области, сведенного с дефицитом почти в 2 млрд руб. в 2023 г., представляется чрезмерно оптимистичным.

1000 800 600 400 200 0

1.82,1

С

Э

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

3

I | Средства внебюджетных источников I I Средства бюджета Орловской области ^^ Средства федерального бюджета % Фактически выделенные средства

Рисунок 2 - Сравнение запланированного в первой редакции и фактического финансирования программы «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области» (в млн руб.)

Figure 2 - Planned and actual financing of the Program Development of En-trepreneurship in the Orel Region

Составлено авторами по официальным данным Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области

Одной из задач реализации подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Орловской области» является предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, индивидуальным предпринимателям и самозанятым «в приоритетных направлениях». Однако анализ текста самой Программы и иных нормативно-правовых актов говорит о том, что такие направления в Орловской области не конкретизированы.

Таким образом, анализ содержания и показателей финансирования государственной программы Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области» позволяет сделать вывод о недостаточном использовании потенциала финансовых инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в рамках программного подхода, что в первую очередь объясняется дефицитом регионального бюджета Орловской области.

Показатели развития малого и среднего бизнеса в Орловской области в 2019-2021 гг.

По своему характеру государственная региональная программа «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской обла-

сти» (далее - Программа) является среднесрочной: ее действие рассчитано на 2020-2025 гг. На момент проведения исследования статистические данные о развитии малого бизнеса в Орловской области отсутствуют, в связи с чем сделать вывод об эффективности принимаемых мер можно только на основании данных за 2020-2021 гг. реализации Программы.

Одной из проблем, на решение которых направлены управленческие усилия региональной власти, является создание дополнительных рабочих мест. В соответствии с ожидаемыми результатами к 2025 г. планируется создать 2216 новых рабочих мест в организациях малого и среднего бизнеса. По официальным данным Федеральной государственной службы статистики, по сравнению с показателем 2019 г. численность занятых в малом и среднем бизнесе (включая микропредприятия) Орлов-щины в целом увеличилась на 200 рабочих мест, при этом за 20202021 гг. данный показатель сократился в целом с 74,1 тыс. чел. до 68,0 тыс. чел. (на 9 %). В целом за исследуемый период максимальная занятость в сегменте фиксировалась в 2020 г., когда численность сотрудников микропредприятий Орловской области увеличилась на 21,1 %, малых предприятий - на 7,5 %. При этом занятость сотрудников на средних предприятиях сократилась на 6,1 % и оставалась на уровне 8,5 тыс. чел. и в 2021 г. Таким образом, малые и микропредприятия региона по критерию сохранения и развития кадрового состава оказались более устойчивыми к воздействию кризисных факторов в экономике, обусловленных коронавирусными ограничениями. В 2021 г. наблюдалось сокращение численности сотрудников микропредприятий на 11,1 %, малых предприятий - на 8,4 % (рис. 3).

2019 г. 2020 г. 2021 г.

□ микропредприятия □ малые предприятия □ средние предприятия

Рисунок 3 - Динамика показателей занятости населения в сфере малого и среднего бизнеса Орловской области в 2019-2021 гг. (в тыс. чел.)

Figure 3 - Indicators of employment in the field of SMBs in the Orel region in 2019-2021

Составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации

Оборот микро-, малых и средних предприятий в Орловской области за исследуемый период увеличился с 249,8 млрд руб. до 304,8 млрд руб. (на 22 % в относительном выражении), при этом наращивание данного показателя было стабильным и поступательным. В относительном выражении больше всего увеличился оборот средних предприятий - на 30,8 % за 2 года. Рост оборота малых предприятий составил 21,7 %, микропредприятий - 18,7 % (рис. 4).

350,0 300,0 250,0 200,0 150,0 100,0 50,0 0,0

33,1 41,9

32,0 169,3 177,3

145,8

72,0 87,9 85,5

2019 г. 2020 г. 2021 г.

□ микропредприятия □ малые предприятия □ средние предприятия

Рисунок 4 - Оборот микро-, малых и средних предприятий Орловской области в 2019-2021 гг. (в млрд руб.)

Figure 4 - Revenue of micro-, small and medium-sized enterprises of the Orel region in 2019-2021

Составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации

С одной стороны, такая динамика положительно характеризует результативность реализации на региональном уровне государственной программы поддержки развития предпринимательства. В 2020 г. при фактическом уровне совокупных затрат на финансирование Программы из всех источников в 387,4 млн руб. прирост оборота указанных предприятий составил всего 40,5 млрд руб., в 2021 г. - соответственно, при затратах на реализацию мероприятий Программы в 182 млн руб. прирост оборота составил 14,4 млрд руб.

Положительной динамикой характеризовались показатели усредненного финансового результата деятельности предприятий указанного сегмента региональной экономики Орловской области (рис. 5).

В целом за 2019-2021 гг. данный показатель увеличился в 2,4 раза, составив 26 млрд руб. против 10,7 млрд руб. соответственно.

30 25 20 15 10 5 0

8,8 6,6

13,2 6,2

9,7

5,8 3,5

4,9

2019 г.

□ микропредприятия

2020 г.

□ малые предприятия

2021 г.

□ средние предприятия

Рисунок 5 - Сальдированный финансовый результат микро-, малых и средних предприятий Орловской области в 2019-2021 гг. (в млрд руб.)

Figure 5 - Balanced financial result of micro-, small and medium-sized enterprises of the Orel region in 2019-2021

Составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации

Максимальный относительный темп роста сальдированного финансового результата был зафиксирован у средних предприятий, увеличение составило 4,7 раза. В 2,3 раза увеличился сальдированный финансовый результат малых предприятий, в 1,8 раза - микропредприятий. Среднее значение отношения сальдированного финансового результата организаций исследуемого сегмента к его обороту изменялось неравномерно: в 2020 г. увеличилось с 4,4 % до 12,6 %, в 2021 г. -снизилось до уровня 10,1 %, что в целом говорит о наличии у микро-, малых и средних предприятий стабильного притока собственных финансовых ресурсов в виде реинвестирования прибыли в развитие. Возможно, именно этим аргументом руководствовались государственные органы Орловской области, сокращая объемы предоставления прямого финансирования из бюджета малым и средним предприятиям и отдавая предпочтение нефинансовым инструментам поддержки. Применяемые индикаторы оценки эффективности программы поддержки предпринимательства в Орловской области не позволяют объективно оценить влияние выделяемых бюджетных средств на рост сальдированного финансового результата как в целом исследуемого сегмента в регионе, так и выборочно применительно к получателям финансовой поддержки.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование подтверждает большую популярность использования инфраструктурных решений в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне как продолжения федеральных инициатив. При этом потенциал финансовых инструментов стимулирования данного сегмента экономики в Орловской области используется не в полном объеме в результате недофинансирования программных мероприятий.

В ходе исследования выявлено, что показатели финансирования программы развития предпринимательства в регионе в части стимулирования развития малого и среднего бизнеса из федерального бюджета ежегодно перевыполняются, в то время как финансирование из областного бюджета не соответствует изначально заложенным в программу расходам. Причинами такой тенденции могут быть как дефицитный характер регионального бюджета, так и недостаточное информирование предпринимателей в регионе о возможностях привлечения средств государственной финансовой поддержки.

Вопросы вызывают и заложенные в программу показатели результативности ее реализации, которые вряд ли отражают объективную динамику развития малого и среднего бизнеса как субъекта регионального управления и изменение его роли в региональной экономике после осуществления программных мероприятий. Используемые целевые индикаторы и показатели основаны не на открытых, размещенных в свободном доступе и регулярно формируемых официальных статистических данных (число малых и средних предприятий, их доля в ВВП и структуре занятости), а на показателях участия предпринимателей в программных мероприятиях, что минимизирует возможности осуществления общественного контроля над эффективностью использования расходуемых бюджетных средств, препятствует объективной оценке результативности финансовых и нефинансовых мер поддержки.

Можно предположить, что активность региональной власти в применении нефинансовых инструментов поддержки организаций исследуемого сегмента ведет к наблюдаемому в 2019-2021 гг. повышению их сальдированного финансового результата, однако объективно оценить обоснованность данного предположения на основании применяемых для отчета показателей эффективности программы и данных официальной статистики не представляется возможным. Отсутствуют и выборочные исследования влияния на эффективность малых и средних предприятий разносторонней управленческой и информационной

поддержки, предоставляемой региональными органами государственного управления и учрежденными ими инфраструктурными организациями.

Бюджет Орловской области имеет дотационный характер, что делает финансирование региональных целевых программ крайне зависимым от макроэкономических факторов. С учетом потенциала развития малого и среднего бизнеса в регионе, положительного и растущего значения его сальдированного финансового результата представляется целесообразным пересмотреть соотношение финансовых и управленческих инструментов поддержки в пользу расширения первых, что позволит нарастить оборот и получить дополнительную прибыль микро-, малым и средним предприятиям региона. Кроме того, следует усовершенствовать систему индикаторов эффективности реализации региональной программы поддержки предпринимательства с опорой на ключевые показатели официальной статистики, характеризующие развитие данного сегмента и публикуемые открыто. Такие мероприятия не только позволят сформировать объективную базу для оценки результатов государственной политики Орловской области в сфере малого и среднего бизнеса, но и будут способствовать обеспечению широких возможностей осуществления общественного контроля над ее реализацией.

Библиография / References:

1. Аверин А.В. Управление региональной экономической политикой в сфере поддержки и развития малого бизнеса: монография. -Москва: КноРус, 2022. - 351 с.

2. Баринова В.А., Красносельских А.Н. Поддержка малого и среднего предпринимательства на региональном уровне: международный опыт и российские особенности // Экономическое развитие России. - 2019. - Т. 26. - № 1. - С. 55-62.

3. Вершинина А.П. Оценка особенностей развития и результативность региональной политики поддержки малого предпринимательства: дисс. ... к.э.н. - Барнаул, 2015. - 233 с.

4. Индекс ООО МСП «Опора России» RSBI деловой активности малого и среднего бизнеса в 2022 г. - М.: Опора России, 2023. - 17 с.

5. Киреев Н.Н. Механизм оценки и повышения эффективности развития малого бизнеса в регионе: автореферат дисс. ... к.э.н. - Курск, 2019. - 24 с.

6. Коротких Е.Э. Методический инструментарий совершенствования региональной модели государственной поддержки малого аграрного предпринимательства: на примере Приморского края: автореферат дисс. ... к.э.н. - Владивосток, 2019. - 21 с.

7. МСП / ПОСТКОВИД: Время для системных решений (специальный доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в 2021 г.). - М., 2021. - 60 с.

8. Прыгунова М.А. Оценка эффективности региональных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Республики Татарстан): дисс. ... к.э.н. - Казань, 2019. - 122 с.

9. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни - 2022. - М.: РИА «Рейтинг», 2022. - 60 с.

10. Financing SMEs and Entrepreneurs 2022: An OECD Scoreboard. -Paris, 2022. - 274 p.

1. Averin, A. (2022) Upravleniye regional'noy ekonomicheskoy politikoy v sfere podderzhki i razvitiya malogo biznesa [Management of regional economic policy in the sphere of support and development of small business]: monografiya. -Moskva: KnoRus, -351 p. (In Russ.)

2. Barinova, V., Krasnosel'skikh, A. (2019) Podderzhka malogo i srednego pred-prinimatel'stva na regional'nom urovne: mezhdunarodnyy opyt i ros-siy-skiye osobennosti [Support for small and medium-sized businesses at the regional level: international experience and Russian features] // Ekonomicheskoye razvitiye Rossii [Economic development of Russia]. -Vol. 26. -№1. -P. 55-62. (In Russ.)

3. Vershinina, A. (2015) Otsenka osobennostey razvitiya i rezul'tativnost' regio-nal'noy politiki podderzhki malogo predprinimatel'stva [Evaluation of the features of development and the effectiveness of the regional policy to support small business]: diss. ... -Ph.D. Barnaul, -233 p. (In Russ.)

4. Indeks OOO MSP «Opora Rossii» RSBI Delovoy aktivnosti malogo i srednego biznesa v 2022 g. [Index of «Opora Rossii» RSBI Business activity of small and medium-sized businesses in 2022] -(2022). -M.: Opora Rossii, -17 p. (In Russ.)

5. Kireyev, N. (2019) Mekhanizm otsenki i povysheniya effektivnosti razvitiya malogo biznesa v regione [The mechanism for assessing and improving the efficiency of small business development in the region]: abstract of diss. ... Ph.D. - Kursk. - 24 p. (In Russ.)

6. Korotkikh, Y. (2019) Metodicheskiy instrumentariy sovershenstvova-niya regional'noy modeli gosudarstvennoy podderzhki malogo agrarnogo predprinimatel'stva: na primere Primorskogo kraya [Methodological tools for improving the regional model of state support for small agricultural business: on the example of Primorsky Krai]: abstract of diss. ... Ph.D. -Vladivostok, -21 p. (In Russ.)

7. MSP / POSTKOVID: Vremya dlya sistemnykh resheniy (spetsial'nyy Doklad Upolnomochennogo pri Prezidente RF po zashchite prav predprini-mateley v 2021 g.) [SME / POST-COVID: Time for Systemic Solutions (Special Report of the Commissioner under the President of the Russian Federation for the Protection of the Rights of Entrepreneurs in 2021)] -M., -60 p. (In Russ.)

8. Prygunova, M. (2019) Otsenka effektivnosti regional'nykh mer gosudarstvennoy podderzhki sub"yektov malogo i srednego predprinimatel'stva (na primere Respubliki Tatarstan) [Evaluation of the effectiveness of regional measures of state support for small and medium-sized businesses (on the example of the Republic of Tatarstan)]: diss. ...Ph.D. -Kazan'. -122 p. (In Russ.)

9. Reyting regionov RF po kachestvu zhizni - 2022 [Rating of regions of the Russian Federation by quality of life -2022] (2023) -M.: RIA Reyting. -60 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.