Научная статья на тему 'Реализация программно-целевого и проектного подходов в ведении бизнеса, бухгалтерского учета и налогообложения в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России и Смоленской области'

Реализация программно-целевого и проектного подходов в ведении бизнеса, бухгалтерского учета и налогообложения в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России и Смоленской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Малое и среднее предпринимательство / механизмы / инструменты поддержки / регион / программы / государственная поддержка / бухгалтерский учет / налогообложение / Small and medium enterprises / mechanisms / support tools / region / programs / state support / accounting / taxation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Вера Георгиевна

В настоящее время имеется большое количество исследований в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которая оказывает положительное влияние на развитие данного сектора российской экономики в сфере открытия, ведения бизнеса, бухгалтерского учета и налогообложения. В статье отражается существующая зависимость уровня развития малого и среднего предпринимательства от оптимизации применяемых механизмов и инструментов системы его государственной поддержки в ведении бизнеса, его учета и налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьева Вера Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Program-Targeted and Design Approaches in Doing Business, Accounting and Taxation as Part of State Support for Small and Medium-Sized Enterprises in Russia and the Smolensk Region

Currently, there is a large number of studies in the field of state support for small and medium-sized enterprises, which has a positive impact on the development of this sector of the Russian economy in the field of opening, doing business, accounting and taxation. The article reflects the existing dependence of the level of development of small and medium-sized enterprises on the optimization of the applied mechanisms and tools of the system of its state support in doing business, its accounting and taxation.

Текст научной работы на тему «Реализация программно-целевого и проектного подходов в ведении бизнеса, бухгалтерского учета и налогообложения в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России и Смоленской области»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ Economy and Management of National Economy

В. Г. Воробьёва

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО И ПРОЕКТНОГО ПОДХОДОВ В ВЕДЕНИИ БИЗНЕСА, БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

V.G. Vorobyova

Implementation of Program-Targeted and Design Approaches in Doing Business, Accounting and Taxation as Part of State Support for Small and Medium-Sized Enterprises in Russia and the Smolensk Region

Одним из главных резервов российского экономического роста следует считать развитие малых и средних предпринимательских структур. Однако показатели данного сектора экономики продолжают оставаться низкими, при сравнении аналогичных результатов с зарубежными странами. В данной сфере в России занято более 25 % экономически активного населения, аналогичный показатель в зарубежных странах достигает уровня 90 %. Вклад МСП в валовой внутренний продукт России составляет порядка 20 %, что ниже аналогичного показателя в экономически развитых странах мира (6080%). Способствовать стабильному развитию сектора МСП в долгосрочной перспективе предполагает значительное государственное участие, эффективность которого зависит от правильного выбора институциональных, финансово-имущественных, инфраструктурных, информационных и других механизмов поддержки, а также использования необходимого инструментария. Методы и инструментарий, которые государство отбирает для осуществления процессов регулирования и поддержки сектора малого и среднего бизнеса в каждый период времени, должны быть направлены на развитие приоритетных секторов экономики предпринимательства!.

В настоящее время следует констатировать сравнительно слабое развитие инструментов поддержки «точек роста» - стратегически важных секторов экономики: инновационно-инвестиционного, информационно-коммуникационного, информационных технологий и пр. К инструментам поддержки «точек роста» относятся субсидии,

микрофинансирование, гранты начинающим предпринимателям, инвестиционный заем, инвестиции путем покупки доли в уставном капитале и другие.

В качестве стратегического плана развития предпринимательства малого и среднего масштаба в России реализуется «Стратегия-2030», в которой определены перспективные направления развития МСП, перечень мероприятий для выполнения в перспективе. Этапность реализации Стратегии иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1

Этапность проведения мероприятий в рамках Стратегии-2030

№ Этапы Содержание мероприятий

1 2016-2018 гг. Максимальное сокращение административных барьеров в процессе развития МСП, разработка и использование новых инструментов и мер государственной поддержки для улучшения условий функционирования МСП

2 2019-2025 гг. Развитие новых рыночных ниш

3 2025-2030 гг. Достижение лидирующего положения на уровне мирового развития отдельных сфер МСП

По итогам исполнения мероприятий, предусмотренных «Стра-тегией-2030», начиная с 2016 г., наблюдается повышение их эффективности по сравнению с предшествующими периодами, что связано с развитием инфраструктуры поддержки МСП, созданием ее новых форм, таких как Корпорация МСП и Российский Экспортный Центр (РЭЦ). Внесены существенные изменения в законодательство РФ об административных правонарушениях, что позволило предпринимателям снизить издержки по соблюдению законодательных норм о контрольно-надзорной деятельности: созданы институциональные основы для предварительной проверки информации о нарушении предпринимателем обязательных требований, введены проверочные листы с обязательными требованиями, для выполнения проверок типовых объектов МСП. Административные наказания должны применяться к субъектам МСП исключительно в виде предупреждения, произойдет уменьшение административной нагрузки, акцент смещается на профилактику правонарушений.

Ведение бухгалтерского учета субъектами МСП также, с поддержки нормативно-законодательного регулирования, имеет свои послабления. Например, с 1 июня 2014 г. отменено лимитирование денежных средств в кассе, (абзац 10 п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У), с утверждением внутренним распоряжением руководителя документа о хранении денежных средств в кассе

без лимитирования остатка. Кроме того, конкретизировано применение упрощенных способов ведения бухучета и составления отчетности, в соответствии с Федеральным законом (п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), не составляются приложения к отчетности, если нет необходимости в пояснениях (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н). Микропредприятия могут вести бухучет, не используя двойную запись, сплошной регистрацией хозяйственных операций. При необходимости, малые предприятия могут сокращать позиции рабочего плана счетов (в соответствии с п. 3 информации Минфина России № ПЗ-3/2012), все особенности указываются в учетной политике. Налоговый кодекс РФ позволяет региональным властям устанавливать льготы по налогу на имущество. Выездные неналоговые проверки малых предприятий контролирующими инстанциями должны проходить по сокращенным срокам - не более 50 часов в год, (для микропредприятий — максимально 15 часов в год, по требованию статьи 13 ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Поддержит малые предприятия введение надзорных каникул с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г., запрещение плановых неналоговых проверок: пожарный надзор, санэпи-демнадзор, проверка лицензий (ФЗ от 13 июля 2015 г. №246-ФЗ). Одним из вариантов господдержки МСП является возможность для регионов снижения ставок налогов при применении специальных режимов. Еще одним преимуществом для малых предприятий является ведение бухгалтерского учета, начиная с 2016 г. в упрощенном порядке, с применением сокращенного плана счетов, без учета налоговых разниц, по упрощенным формам отчетности. Предприятие малого бизнеса имеет право заключать со всеми своими сотрудниками срочные трудовые договоры на период до пяти лет, даже если нет специального основания, соблюдая ограничения, с согласия сотрудника (ст. 59 ТК РФ).

В результате исполнения мероприятий первого этапа «Страте-гии-2030» расширены возможности по применению субъектами МСП специальных налоговых режимов. Так, упрощенную систему налогообложения в 2019 г. могут применять МСП и индивидуальные предприниматели, имеющие среднесписочную численность сотрудников, не превышающую 100 человек; размер дохода - не более 150 млн руб., а предельный размер стоимости основных средств - 150 млн руб. Действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход продлено до 2021 г., что очень важно, поскольку за отведенный период произойдет плавный переход к другим системам налогообложения. Значимым нововведением является упрощение кадрового делопроизводства на микропредприятиях, которые освобождаются от обязанности утверждения локальных актов по вопросам трудового права. Это позволило снизить финансовую нагрузку по выполнению требований трудового законодательства для 90 % субъектов МП. С 1 августа 2016 г. все сведения об МСП можно

получить из единого реестра субъектов МСП, что повышает уровень доступности мер государственной поддержки.

Дальнейшее развитие получают существующие и новые инструменты поддержки предпринимательской деятельности. Более 30 субъектов РФ приняли участие в создании и развитии системы «одного окна» посредством создания сети МФЦ и ЦОУ для бизнеса, что позволило расширить перечень организаций инфраструктуры поддержки МСП2. В регионах создано 439 МФЦ и 33 ЦОУ для бизнеса, целью получения расширенного спектра консультационно-информационных услуг. Только в 2016 г. общий объем договоров, заключенных с МСП по результатам закупок, составил 1,5 трлн руб. Для повышения спроса на продукцию МСП в 2018 г. квота госзакупок товаров (работ, услуг) у субъектов МСП увеличена с 10 до 15 %, что является значительным достижением.

Новым перспективным инструментом информационно-маркетинговой поддержки, введенная АО «Корпорация МСП», является информационная система «Бизнес-навигатор МСП», «Программа 6,5», осуществляющая стимулирование применяемой системы кредитования предпринимательства малого и среднего масштабов. Реализация программы является совместным проектом Минэкономразвития России, Банка России и АО «Корпорация МСП»3.

Данный проект развивает финансовый механизм поддержки субъектов МСП в части предоставление льготных кредитных ресурсов на приобретение основных средств (модернизацию, реконструкцию производства); обеспечения кредитов на пополнение оборотных средств, получаемых МСП в кредитных организациях, поручительствами Корпорации МСП. В настоящее время происходит расширение «Программы 6,5» в регионы с вовлечением в нее аккредитованных федеральных и опорных региональных банков. Данные мероприятия позволяют поддерживать приоритетные направления поддержки высокотехнологичных проектов в сфере производства, импортозамещения, агропромышленного сектора, несырьевого экспорта, уделяется внимание и использованию ресурсов лизинговых компаний. Важным нововведением представляется избавление субъектов МСП от кадастрового делопроизводства с 1 января 2017 г. В настоящее время достигнуты следующие основные результаты по внедрению положений Стратегии развития МСП в регионах России:

- Определение уполномоченных органов и должностных лиц.

- Создание координационных (совещательных) органов.

- Приведение целевых показателей государственных программ в соответствие со Стратегией.

- Акцентирование внимания в госпрограммах на повышение эффективности инфраструктуры поддержки МСП.

- Разработка комплекса мер, позволяющих повысить уровень популяризации предпринимательства, поддержать экспортную деятельность, организовать МФЦ для бизнеса, расширить образова-

тельную поддержку МСП.

Важнейшей чертой проводимых преобразований является внедрение проектного подхода к поддержке МСП, в связи с чем был утвержден паспорт приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и его логическое продолжение Национальный проект, рассчитанный на 2018-2024 г., включающий в себя пять федеральных проектов. Мероприятия Национального проекта ориентированы на дальнейшее совершенствование существующих механизмов поддержки субъектов МСП и направлены на их сопровождение от возникновения идеи до выхода, в случае необходимости, на международный рынок.

Например, в рамках Федерального проекта «Акселерация СМСП» огромное внимание уделено формированию систем информационной поддержки предпринимателей путем развития разнообразных электронных сервисов и обеспечения доступа к ним малым и средним предприятиям.

Структура и показатели Национального проекта схематически представлены в таблице 2.

Таблица 2

Целевые показатели национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Наименование проекта Сумма финансирования, млн руб. Содержание мероприятий

1.Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» 2 564,0 Освобождение субъектов МСП от подачи налоговой декларации при использовании контрольно-кассовой техники разработка и принятие переходных налоговых режимов в целях стимулирования роста субъектов МСП и перехода микропредприятий в малые, а малых в средние, законодательное определение понятия «социальное предпринимательство» в целях предоставления этой категории предпринимателей особых мер поддержки

2.Федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» 261 811,3 Многоканальная система оказания финансовой поддержки, в рамах Национальной гарантийной системы с участием Корпорации МСП (выпуск облигаций и краудинвестинговых платформ)

3.Федеральный проект «Акселерация субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» 167 882,2 Комплекс мер по снижению издержек по созданию бизнеса, повышению уровня информированности и доступности необходимого комплекса услуг, сервисов и мер государственной поддержки для предпринимателей (безбумажный доступ к услугам и сервисам в режиме «одного окна», формирование единой цифровой среды с органами власти, организациями-партнерами)

4.Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» 40 761,01 Создание условий для повышения занятости и доходов сельскохозяйственной кооперации, вовлечение продукции личных хозяйств в официальный товарооборот, повышение конкурентоспособности продукции, производимой малыми формами хозяйствования, оптимизация реализуемых механизмов господдержки фермеров и сельхозкооперативов для целей содействия роста производства и сбыта сельхоз. продукции

5.Федеральный проект «Популяризация предпринимательства» 8 473,8 Решение ключевых задач: создание положительного образа предпринимателя, выявление людей, склонных к ведению бизнеса, вовлечение их в предпринимательскую деятельность. Предусмотрено таргетирование мероприятий по выявленным группам целевой аудитории. Это значительно повышает коммуникации

6.Целевые показатели национального проекта: - Рост числа занятых субъектов МСП (в том числе и ИП) с 19,2 млн чел. в 2018 г. до 25 млн в 2024 г.; - Доля МСП в ВВП страны должна вырасти с 22,3% в 2017 г. до 32,5 в 2024 г.; - Увеличение доли экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта с 8,6% до 10 в 2024 г.

Общее финансирование Национального проекта осуществляется на уровне 481,5 млрд руб.: федеральный бюджет - 416,2 млрд руб.; региональные бюджеты - 11,4 млрд руб.; внебюджетные источники - 53,9 млрд руб. Распоряжением Правительства РФ от 31 января 2017 г. № 147-р утверждена целевая модель по направлению «Поддержка малого и среднего предпринимательства», на рисунке 1 схематически представлены основные параметры целевой модели, построенной с учетом практического опыта регионов по осуществлению мер поддержки МСП, при координации необходимых действий органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций инфраструктуры поддержки МСП. Отставание регионов от целевой модели можно укрупненно описать тремя факторами:

1. Фактор «развитие системы одного окна» - выявлен 71 отстающий регион, где отмечается недостаточное количество видов предлагаемых услуг в МФЦ по вопросам открытия и ведения предпринимательской деятельности; недостаточно высокий процент предпринимательских структур, которые обратились в МФЦ за услугами Корпорации МСП; недостаток действующих МФЦ для поддержки функционирования бизнеса в регионе (бизнес-офисы, бизнес-зоны, бизнес-окна).

2. Фактор «Инфраструктурная поддержка» - выявлено 60 отстающих регионов, с низким уровнем показателя доли субъектов индивидуального малого предпринимательства (ИМП), которых поддержали организации инновационно-производственной и имущественной инфраструктуры; неудовлетворение потребности в тренингах, по обучающим программам Корпорации МСП.

3. Фактор «Образовательные программы» - выявлено 58 отстающих регионов, с низкой долей числа обученных ИМП в субъекте РФ; недостаточное количество федеральных партнерских программ обучения, реализуемых в субъектах Российской Федерации институтами развития.

На основе проведенного анализа данных 83 регионов, построена факторная модель, которая позволяет выявить регионы-носители лучших практик. Представляется возможным выделить проблемы развития системы государственной поддержки МСП с помощью рисунка 1, характерные для большинства регионов и, в рамках полученных выводов, проанализировать состояние системы государственной поддержки субъектов МСП в Смоленской области.

Определим специфику реализации программно-целевого подхода к развитию МСП в Смоленской области. По данным Смоленск-стата на начало 2018 г. в Смоленской области функционируют 39 153 субъекта МСП. В период с 2014 по 2016 г. количество субъектов МСП фиксировалось приблизительно на одном уровне. Начиная с 2016 г. изменилась структура МСП: выросло количество индивидуальных предпринимателей, а численность юридических лиц уменьшилась. В составе МСП преобладают субъекты, осуществляющие деятельность в сфере оптовой и розничной торговли и отдельных видов ремонта (43,4 %).

Проблема 1 - низкий уровень развития государственного управления в сфере поддержки МСП.

Характерна для Амурской. Вологодской. Волгоградской. Иркутской. Нижегородской. Орловской. Пензенской областей. Краснодарского края. Республик Крым и Мордовия.

Проблема 8--низкий уровень развития системы одного окна для субъектов МСП. Характерна для Брянской. Магаданской. Мурманской. Орловской. Псковской.

Сахалинской. Тверской областей. Ненецкого и Чукотского автономных округов. Еврейской автономной области. Камчатского края. Республик Карелия. Крым. Мордовия. Тыва.

Проблема 2 - низкий уровень финансовой поддержки субъ ект об МСП.. Характерна для Ивановской. Калужской. Тюменской областей. Еврейской автономной области. Ненецкого автономного округа. Республик Адыгея, Алтай. Калмыкия.

Проблема 7 - недостаточность предлагаемых налоговых льгот субъектам МСП.

Характерна для .Архангельской. Вологодской. Калининградской. Нижегородской. Новосибирской областей.

Приморского. Алтайского краев. Республик Карелия. Кабардино-Балкария. Татарстан.

Пр облема 3 - низкий уровень инфраструктурной поддержки субъектов МСП. Характерна для Амурской. Архангельской. Брянской, В л адимирско й. В ол ого д ско й. Иркуг ской. К алинингр ад ской областей. Камчатского края. Республик Дагестан и Крым

Пр облема б - низкий уровень имущественной поддержки субъектов МСП.

Характерна для Калининградской об л асти. Алт айск ог о: Кр асн оярск ог о. Приморского краев. Республик Адыгея, Алтай. Ингушетия. Крым

П р обл ема 4 - недост аточное стимулирование спроса на продукцию и услуги субъектов МСП. Характерна для .Архангельской.

Б елг ород ской. Бр янской. Орловской. Пензенской областей. Забайкальского и Камчатского краев. Республик .Алтай и Ингушетия.

Про блема 5 - низкий уровень развития

сель скох озяйств енной ко опер ации. Характерна для Брянской. Магаданской

Сахалинской. Челябинской областей. Республик Дагестан. Ингушетия. Карелия. Крым. Хакассия. Чеченской Республики. Еврейской автономной области. .Ямало-Ненецкого автономного округа.

Рис. 1. Проблемы развития системы государственной поддержки МСП, характерные для большинства российских регионов

Постепенно на ведущие позиции выходят операции с недвижимым имуществом, строительство, обрабатывающие производства, транспорт и связь. Законом Смоленской области №153-

з, другими нормативными и правовыми региональными актами регулируется процесс развития субъектов МСП в регионе . В 2016 г. введены в действие несколько законов, регулирующих налогообложение субъектов МСП в Смоленской области, и утверждена областная государственная программа, включающая подпрограмму развития субъектов МСП.

В рамках последовательно реализуемых региональных программ поддержки МСП в Смоленской области создана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. Субъекты МСП Смоленской области, также как и другие субъекты хозяйственной деятельности региона, могут принять участие в реализации 29 областных программ.

Для осуществления рациональной системы государственной поддержки предлагается схема системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, структурирование которой осуществляется по трем блокам: организационно-правовому, программно-целевому и функционально-ресурсному. Действие механизма государственной поддержки МСП в Смоленской области необходимо усилить за счет привлечения на консолидирующей основе ресурсов государственных, целевых, ведомственных программ, реализуемых на всех уровнях, а также комплексом механизмов и инструментов поддержки, получивших развитие в конкретном регионе.

Система государственной поддержки МСП в Смоленской области развивается на основе сочетания прямых (предоставление субсидий на региональном уровне, распределение госзаказов, гарантийная поддержка, выделение грантов субъектам МСП) и косвенных методов (осуществление налоговой политики, создание налоговых льгот, изменение процентных ставок по кредитам и предоставление льгот, штрафы, преференции, прочее).

В результате проведенного исследования выделены механизмы и инструменты, наиболее часто применяемые для решения проблем развития системы господдержки субъектов МСП в России, в том числе (механизм/инструмент):

- поддержка лизинга/субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса;

- создание гарантийных фондов/предоставление поручительства субъектов МСП;

- поддержка муниципальных программ/лизинг, микрофинансирование, обучение, гранты;

- создание микрофинансовых организаций/предоставление микрозаймов для различных категорий МСП;

- содействие субъектам МСП, осуществляющим деятельность в инновационной сфере/ создание центров кластерного развития, прототипирования, инжиниринга и другие.

В 2017 г. Смоленская область заняла второе место среди субъ-

ектов РФ по объему финансовых ресурсов, выделенных на поддержку субъектов МСП из федерального бюджета. Эта сумма составила 318,3 млн руб., что на 93 % превысило уровень 2016 г.

Внедрение инновационно-инвестиционных механизмов является приоритетным для экономики Смоленской области в целом и развития субъектов МСП в частности, с помощью различных программ, реализуемых государством при посредстве организаций инфраструктуры поддержки МСП. Успешно реализуется совместная программа Корпорации МСП, Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Фонда развития промышленности (ФРП) и Российского экспортного центра (РЭЦ) «Инвестиционный лифт», в рамках которой оказывается финансовая и нефинансовая поддержка высокотехнологичным проектам в сфере несырьевого экспорта.

Основное мероприятие '«Создание п развитие инфраструктуры поддержи: объектов Л1СП»

Основное меропр ияти е «Оказание финансовой поддержки су&ъектамМСП. а

также ор с ани з а иия > и образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП»

- предо ста вление субсидий на цели;

Субсидирование НО ^Смоленский областной фощ поддержки предпринимательства с целью обеогечйнпя деятельности фонда содействия кредитованию МСП Смоленской области

Создание и обеспечение деятельности регионального Евро Инфо Консультационного (Корреспондентского) Центра, деятельность котооого напсавлена ш поддесжкузкспоотно

Возмещениячастизатрат на уплату первого взноса субъектам МСП заключившим договор лизинга

В отыещенпя части затрат 'Гу&ьектов МСП. связанных с приобретением обоснования

В озмещения части затрат по уплате проц.ставки ставки по кредитам, предоставленным кредитными ппглнтатшями

Возмещениячастпзатрат по технологическим присоединением к о&ьжтам сетевого хозяйства

Возмещении затрат или недополученных дох одов в связи с производством (реаигзацией) товаров, выполнением рабсгг, оказанием услуг

Организации групп дневного времяпровождения петей дошкольного возрастай иных подобных

Поддержки субъектов МСП. осуществляющих деятельность в области реме сел. народных художественных промыслов, сельскогои экол огическог о туризма

Рис. 2. Основные мероприятия подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области» на 2014-2020 гг.

К финансовым инструментам оказания господдержки в данном случае относятся: льготные займы на реализацию промышленных инвестиционных проектов под 1-5 % годовых; предоставление га-

рантий до 50 % от суммы кредита; страховая поддержка экспорта товаров и услуг российского производства и пр.; к нефинансовым инструментам - маркетинговая и информационная поддержка; расширение доступа к госзакупкам; содействие выходу на международные рынки и прочие4.

Одним из перспективных механизмов развития МСП в Смоленской области является их развитие в качестве резидентов Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Дорогобуж». В основе механизма лежит инициация процесса ускоренного развития и диверсификации социально-экономического развития моногородов России. Сегодня в стране 313 моногородов с населением более 13 млн чел. Механизмом предусматриваются льготы для резидентов ТОСЭР, что должно способствовать созданию новых рабочих мест.

Создание индустриальных парков является ключевым моментом основного мероприятия «Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП» подпрограммы поддержки МСП на 20142020 гг.

В Смоленской области созданы два государственных индустриальных парка: парк «Феникс», занимающий площадь 54,9 га, на которой разместится на первом этапе порядка 30 предприятий. Парк будет оснащен собственными электроподстанцией, системами водозабора и водоотведения, технологическое присоединение к которым для резидентов парка будет бесплатным. Производство изделий из композитных материалов является специализацией индустриального парка «Сафоново». На территории парка будут проложены все коммуникации, к его инфраструктуре отнесены опытная станция и образовательный центр. Проекты предполагают получение резидентами парков льгот по аренде, налогу на имущество, налогу на прибыль, субсидии на лизинг, финансово-кредитные бонусы. Смоленская область в 2017 г. получила 244 млн руб. из федерального бюджета, из них 140,7 млн руб. - на создание индустриального парка «Феникс» и 103,7 млн руб. - индустриального парка «Сафо-ново». Кроме того, из областного бюджета на строительство индустриальных парков выделено около 100 млн руб. Таким образом, в перспективе Смоленская область пополнится 50 промышленными площадками, будет создано 3000 рабочих мест и уплачено 10 млрд руб. налоговых поступлений.

Предоставление льгот по налогам и оказание методической, информационной и организационной поддержки управляющим компаниям и резидентам индустриальных парков - это формы государственной поддержки, закрепленные в областном законодательстве, где указаны формы предоставления государственной поддержки управляющим компаниям и резидентам индустриальных парков. Следовательно, существующие механизмы развития региональной системы господдержки МСП дополняются технопарками, промыш-

ленными парками, Центрами инноваций социальной сферы. Следует активнее подключать к развитию МСП такие механизмы, как государственно-частное и социальное партнерство, лизинговые схемы, территориально-производственные кластеры. Вовлечение МСП в выполнение государственных контрактов, инвестиционных проектов, представляется одним из эффективных инструментов государственной поддержки на региональном уровне.

В целях реализации программно-целевого подхода к формированию системы поддержки МСП на муниципальном уровне, необходимо решение важнейшей проблемы ограниченности ресурсов местного бюджета5. Поэтому большинство мероприятий муниципальных программ поддержки МСП реализуются на бесплатной основе, в основном, на базе человеческих ресурсов, в качестве которых в большинстве случаев используются штатные сотрудники местных администраций, персонал организаций инфраструктуры поддержки МСП и общественных организаций предпринимателей.

Рис. 3. Схема прикладной модели государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осуществление программ позволяет решить ряд сходных задач развития МСП, в числе которых:

- совершенствование нормативно-правовой базы и мониторинга

деятельности субъектов МСП;

- оказание субъектов МСП финансовой и имущественной поддержки;

- предоставление субъектам МСП организационной и консультационной поддержки;

- повышение конкурентоспособности и содействие продвижению продукции субъектов МСП на товарные рынки;

- формирование положительного образа предпринимателя, популяризация предпринимательства;

- трансформация образовательной поддержки предпринимателей и персонала малых и средних предприятий;

- усиление деятельности координационных (совещательных) органов по развитию субъектов МСП;

- повышение статуса общественных объединений субъектов МСП, аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смоленской области и пр. Из 25 муниципальных программ поддержки МСП в соответствии с местной нормативной базой в 52 % оценивалась результативность реализованных программ, а в 48 % их эффективность. В 13 муниципальных образованиях программа (подпрограмма) оценивалась положительно, если финансирование ее мероприятий было осуществлено в полном объеме. По итогам остальных 12 программ (подпрограмм) оценивалась их эффективность (высокая, средняя, удовлетворительная, неудовлетворительная) - рисунок 4.

ш

Щ

я Неудовлетворительная и Удовлетворительная

*Составлено по данным оценки эффективности муниципальных программ поддержки МСП

Рис. 4. Оценка исполнения муниципальных программ поддержки МСП в Смоленской области

Следует подчеркнуть, что процент неудачно реализованных программ составляет всего 4 % из рассмотренной выборки. Все остальные программные мероприятия не предусматривают финансирования. Анализ рисунка 4 демонстрирует насущную необходимость приведения к единому виду нормативной базы разработки муниципальных программ поддержки СМСП, иначе сравнительная оценка их реализации затруднена, а в ряде случаев становится некорректной. Для решения поставленных задач следует привлекать все видов институциональных ресурсов:

Р = Р + Р + Р + Р + Р + _ + Р (1)

И ППМСП ВП ОП ИПМСП ООП п У '

где: РИ - ресурсы институциональные;

РППМСП - ресурсы программ поддержки МСП;

РВП - ресурсы ведомственных программ;

РОП - ресурсы отраслевых программ;

РИПМСП - ресурсы инфраструктуры поддержки МСП;

РООП - ресурсы общественных организаций предпринимателей;

Рп - прочие виды институциональных ресурсов.

Необходимым условием координации программ является применение механизма сопряжения региональных и муниципальных программ поддержки МСП. Функции интегратора должна выполнять отобранная на конкурсной основе действующая организация инфраструктуры поддержки.

Координация интересов предпринимателей субъекта РФ будет учитываться непосредственно в момент разработки, усиленная инфраструктура поддержки МСП сосредоточит внимание на расширении охвата предпринимателей по территориальному принципу, с апробацией современных информационных и коммуникационных механизмов, а также созданием рабочих мест для консультантов в отдельных муниципальных образованиях. В настоящее время сравнение программ затруднено в связи с различным набором информации, представленной на муниципальных сайтах, и задержкой в отображении аналитической и отчетной информации в открытом доступе.

По результатам 2018 г., исходя из оценок президентских, правительственных структур, Смоленская область продемонстрировала одну из лучших динамик в стране. Если, в среднем, по Российской Федерации рост привлечения инвестиций составил 4,3 %, то Смоленская область показала 17,7 %, заняв вторую строчку в Центральном федеральном округе и уступив лишь Московской области, а также десятую строчку среди 85 регионов страны. На проходившей в Смоленске в марте 2019 г. Стратегической сессии Корпорации МСП, в процессе решения приоритетных вопросов развития сельскохозяйственной кооперации, осуществление субъектами МСП государственных закупок, а также использования возможностей портала «Бизнес-навигатор МСП», отмечено, что Смоленская область сделала значительный рывок в повышении инвестиционной привлекательности региона для Корпорации МСП и частных инвестиций, для крупнейших заказчиков, а также для малого и среднего бизнеса. В осуществлении закупок крупнейшими заказчиками у МСП Смоленская область занимает второе место по Центральному федеральному округу.

В феврале 2019 г. АО «РЛК Ярославской области» совместно с микрокредитной компанией «Смоленский областной фонд под-

держки предпринимательства» заключен первый договор финансовой аренды (лизинга) на территории Смоленской области. В рамках господдержки МСП «Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства» и АО «МСП Банк», и другими банками заключено соглашение о сотрудничестве по предоставлению поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, в статье предпринята попытка рассмотрения процесса реализации программно-целевого подхода в вопросах государственной поддержки субъектов МСП. Рассмотренные механизмы и инструменты позволили в общих чертах дать оценку в осуществлении господдержки основных направлений деятельности в России и Смоленской области для обеспечения эффективного его функционирования в современных условиях.

Примечания Endnotes

1 Костин Г.А., Юшкова В.В. Малые и средние предприятия в России: проблемы и основные направления развития // Экономика и управление. 2019. № 8 (166), С. 70-76.

2 Анненкова А.А., Жучкова Д.Л. Оценка эффективности государственных программ поддержки малого предпринимательства: проблемы и пути решения // Вестник ОрелГИЭТ. 2019. № 1 (47). С. 168-173.

3 Официальный сайт акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП). [Электронный ресурс]. URL: http://corpmsp.ru/.

4 Горлов А.В. Методологический подход к оценке уровня развития малого предпринимательства на территории субъектов Российской Федерации (на примере регионов Центрального федерального округа) // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1 (102). С. 300-305.

5 Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_172962/.

Автор, аннотация, ключевые слова

Воробьева Вера Георгиевна - старший преподаватель Смоленского института экономики, филиала Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики (Смоленск)

vero4ka111261@mail.ru

В настоящее время имеется большое количество исследований в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которая оказывает положительное влияние на развитие данного сектора российской экономики в сфере открытия, ведения бизнеса, бухгалтерско-

го учета и налогообложения. В статье отражается существующая зависимость уровня развития малого и среднего предпринимательства от оптимизации применяемых механизмов и инструментов системы его государственной поддержки в ведении бизнеса, его учета и налогообложения.

Малое и среднее предпринимательство, механизмы, инструменты поддержки, регион, программы, государственная поддержка, бухгалтерский учет, налогообложение

References (Articles from Scientific Journals)

1. AnnenkovaA.A., Zhuchkova D.L. Otsenka effektivnosti gosudarstvennykh programm podderzhki malogo predprinimatelstva: problemy i puti resheniya. Vestnik OrelGIET, 2019, no. 1 (47), pp. 168-173.

2. Gorlov A.V. Metodologicheskiy podkhod k otsenke urovnya razvitiya malogo predprinimatelstva na territorii subyektov Rossiyskoy Federatsii (na primere regionov Tsentralnogo federalnogo okruga). Ekonomika i predprinimatelstvo, 2019, no. 1 (102), pp. 300-305.

3. Kostin G.A., Yushkova V.V. Malyye i sredniye predpriyatiya v Rossii: problemy i osnovnyye napravleniya razvitiya. Ekonomika i upravleniye, 2019, no. 8 (166), pp. 70-76.

4. Zabolotskaya V.V. Kharakteristika infrastruktury i mer gosudarstvennoy podderzhki malykh i srednikh predpriyatiy na sovremennom etape. Ekonomika: teoriya ipraktika, 2014, no. 1 (33), pp. 38-44.

(Monograph)

5. Alikayeva M.V., Aslanova L.O., Bazhenova T.Yu., Borisov S.A., Dudnik D.V., Dyakov S.A., Zakharova S.G., Zenkina M.V., Kuzmina E.E., Ksanayeva M.B., Lapushinskaya G.K., Lysenko E.A., Mironov L.V., Opryshko E.L., Orlova L.D., Ostapchuk E.G., Skazochkin A.V., Skazochkin G.A., Tekucheva S.N., Firtseva S.V., Shafiyeva Yu.N., Sheveleva V.V., Sher M.L., Shcherbakova E.N. Strategicheskoye razvitiye malogo biznesa i formy podderzhki individualnogo predprinimatelstva. Nizhniy Novgorod, 2018, 302 p.

Author, abstract, keywords

Vera G. Vorobyova - Senior Lecturer, Smolensk Institute of Economics, branch of St. Petersburg University of Management and Economics of Technology (Smolensk, Russia)

vero4ka111261@mail.ru

Currently, there is a large number of studies in the field of state support for small and medium-sized enterprises, which has a positive impact on the development of this sector of the Russian economy in the field of opening,

doing business, accounting and taxation. The article reflects the existing dependence of the level of development of small and medium-sized enterprises on the optimization of the applied mechanisms and tools of the system of its state support in doing business, its accounting and taxation.

Small and medium enterprises, mechanisms, support tools, region, programs, state support, accounting, taxation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.