Научная статья на тему 'Развитие малого бизнеса в проблемных регионах с использованием потенциала этноэкономического сегмента'

Развитие малого бизнеса в проблемных регионах с использованием потенциала этноэкономического сегмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РЕГИОН / ЭТНОЭКОНОМИКА / КРИЗИС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТЕНДЕНЦИИ / ПРИОРИТЕТ / ПРОГРАММА / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / THE REGION ETHNO-ECONOMICS / CRISIS / COMPETITIVENESS / TRENDS / PRIORITIES / PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамов Аслан Алиевич, Тамова Мариет Кадырбечевна, Бабалян Эмин Борикович

В статье рассматривается ряд аспектов, связанных с оценкой состояния малого и среднего бизнеса в проблемных регионах Юга России, включая обоснование необходимости приоритетной ресурсной поддержки этого сектора в условиях пролонгированного финансово-экономического кризиса; особое внимание уделено многоотраслевому этноэкономическому сегменту, который занимает важное место в социально-хозяйственном комплексе указанных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тамов Аслан Алиевич, Тамова Мариет Кадырбечевна, Бабалян Эмин Борикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small businesses development in the troubled regions using the etnoeconomic segment potential

This paper considers a number of aspects connected with the state of small and medium-sized businesses in troubled regions of Southern Russia. It discusses the priority of resource support of the sector in the conditions of prolonged financial and economic crisis. The authors pay their particular attention to the multidisciplinary ethno-economic segment, which occupies an important place in the social and economic complex of these regions.

Текст научной работы на тему «Развитие малого бизнеса в проблемных регионах с использованием потенциала этноэкономического сегмента»

УДК 338 ББК 65.290.31 Т17

А. А. Тамов

Доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, заведующий кафедрой экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (960)499-33-00, e-mail: [email protected]. М.К. Тамова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (906)438-69-90, e-mail: [email protected]. Э.Б. Бабалян

Аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (952)982-99-49, e-mail: [email protected].

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОЭКОНОМИЧЕСКОГО СЕГМЕНТА

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматривается ряд аспектов, связанных с оценкой состояния малого и среднего бизнеса в проблемных регионах Юга России, включая обоснование необходимости приоритетной ресурсной поддержки этого сектора в условиях пролонгированного финансово-экономического кризиса; особое внимание уделено многоотраслевому этноэкономическому сегменту, который занимает важное место в социально-хозяйственном комплексе указанных регионов.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, регион, этноэкономика, кризис, конкурентоспособность, тенденции, приоритет, программа.

A. A. Tamov

Doctor of Economics, Professor, Dean of Faculty of Economics, Head of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (960)499-33-00, e-mail: [email protected]. M.K. Tamova

Candidate of Economics, Associate Professor, Economic Theory and Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (906)438-69-90, e-mail: [email protected]. E.B Babalian

Post-Graduate Student of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (952)982-99-49, e-mail: [email protected].

SMALL BUSINESSES DEVELOPMENT IN THE TROUBLED REGIONS USING THE ETNOECONOMIC SEGMENT POTENTIAL

Abstract. This paper considers a number of aspects connected with the state of small and medium-sized businesses in troubled regions of Southern Russia. It discusses the priority of resource support of the sector in the conditions of prolonged financial and economic crisis. The authors pay their particular attention to the multidisciplinary ethno-economic segment, which occupies an important place in the social and economic complex of these regions.

Keywords: small and medium-sized businesses, the region ethno-economics, crisis, competitiveness, trends, priorities, programs.

В современных условиях в проблемных регионах Юга России усиливается внимание к территориальным аспектам развития малого бизнеса. Малый бизнес оказывает позитивное влияние на большинство параметров, характеризующих региональную конкурентоспособность. Значимость этого сектора региональной экономики с его способностью развиваться в территориях с объективно менее благоприятными условиями хозяйственной деятельности особенно важна для усиления конкурентных позиций проблемных регионов Юга России, в которых основные ресурсы природно-ресурсного, географического и прочего характера, являющиеся их потенциальными конкурентными преимуществами, пространственно локализованы в периферийных территориях.

Субъекты малого бизнеса, решая свои задачи, одновременно оказывают многоаспектное влияние на жизнедеятельность проблемных регионов как на социально-экономические системы, реализующие свои объективные региональные интересы. Сектор малого бизнеса обладает преимуществами в тех сегментах, где производство сопряжено с ограниченным спросом и где производственные процессы не могут быть стандартизированы. Малый бизнес может эффективно содействовать росту занятости населения региона, обеспечивать существенное повышение отдачи от социальных программ, реализуемых органами государственной и муниципальной власти. Кроме того, в силу своих специфических особенностей этот сектор способен определенно сдерживать монополизацию, способствовать формированию конкурентной среды в экономике региона и активизации межрегиональных экономических связей. К тому же в соответствующих условиях малый бизнес обладает повышенной инновационной активностью.

Современное состояние малого бизнеса в проблемных регионах Юга России во многом обусловлено тем, насколько активно и многопланово этот сектор получал ресурсную поддержку со стороны региональных властей в предшествующие годы. С этих позиций проанализируем действия властей Республики Адыгея — одного из проблемных регионов Юга России — по поддержке малого бизнеса в последнее десятилетие.

Прежде всего, отметим, что в процессе разработки Программы экономического и социального развития Республики Адыгея на 2004—2008 гг. была предусмотрена специальная подпрограмма развития малого и среднего предпринимательства. В этой подпрограмме центральное место было отведено системе мер, охватывающей нормативно-правовую базу развития указанного сектора, включая условия для ускоренной легализации деятельности части субъектов предпринимательства, ушедших в «теневую» экономику, а также мерам по предотвращению этого процесса посредством совершенствования системы налогообложения, устранения административных барьеров и т.д. [1].

Позднее была разработана и реализована специальная Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея на 2006—2008 гг., которая, базируясь на достигнутом в процессе выполнения указанной программы развития республики, позволила существенно расширить финансовую, имущественную и информационную поддержку этого сектора экономики, активизировать процесс формирования объектов инфраструктуры. На реализацию перечисленных мероприятий регионом было израсходовано свыше 108 млн р., включая 64 млн р. из бюджета Адыгеи, что в 4 раза превысило расходы на аналогичные цели в 2003—2005 гг. Финансовая поддержка была оказана более 500 предпринимателям, в результате чего было создано около 3 тысяч рабочих мест, в два раза увеличился объем производимой ими продукции. При этом доля налоговых поступлений от этого сектора возросла с 19% до 24%; почти в 7 раз возрос объем инвестиций в основной капитал, превысивший 1,2 млрд р. в 2008 г. [2].

Начало нового финансово-экономического кризиса в стране в 2009— 2010 гг. привело к значительному сокращению кредитования малого и среднего бизнеса со стороны коммерческих банков. Для смягчения негативных последствий этого процесса в Республике Адыгея была развернута программа микрокредитования, позволившая существенно увеличить доступность финансовых ресурсов для этого сектора, особенно для начинающих предпринимателей, посредством льготно-

Таблица 1

Основные показатели развития малых предприятий в регионах Юга России в расчете на 10 человек населения в 2014 г.

Регион Число малых предприятий Среднесписочная численность Оборот, млн р.

Южный макрорегион 91 476,5 111,4

Республика Адыгея 84 485,4 86,2

Республика Калмыкия 36 268,2 29,6

Республика Дагестан 26 163,2 54,3

Республика Ингушетия 60 91,5 30,4

Кабардино-Балкарская Республика 51 219,6 37,0

Карачаево-Черкесская Республика 79 271,2 60,0

Республика Северная Осетия — Алания 92 415,0 61,4

Чеченская Республика 39 135,8 32,5

Краснодарский край 109 607,0 170,1

Астраханская область 90 483,1 76,6

Волгоградская область 109 552,2 100,3

Ростовская область 129 651,0 151,2

Ставропольский край 81 578,3 124,2

го кредитования на короткие сроки. При этом максимальная сумма микрокредита на оборотные средства была увеличена с 300 тыс. р. до 500 тыс. р.

Серьезным подспорьем для товаропроизводителей стало установление суммы микрокредита для финансирования в размере 1 млн р. под 16% годовых при одновременном уменьшении ставки налога на прибыль с 18 до 16%, а также ставки налога по упрощенной системе налогообложения с 15 до 10%.

Создание во всех муниципальных образованиях республики центров содействия развитию малого и среднего бизнеса позволило существенно увеличить эффективность административной поддержки этого сектора. Региональными властями стали регулярно проводиться конкурсы на софинансирование программ поддержки сектора малого и среднего бизнеса. Для этого со всеми муниципальными образованиями в 2012—2013 гг. были заключены соответствующие договоры.

Реализация приведенного комплекса мер позволила вывести развитие предпринимательства Адыгеи на такой уровень, при котором регион стал позиционироваться на Юге России достаточно уверенно

и опережать практически все проблемные регионы (таблица 1) [5].

Тем не менее, Республика Адыгея все еще заметно отстает от бюджетно-обеспе-ченных регионов Юга России по основным показателям развития малого предпринимательства, что косвенно подтверждает наличие значительных потенциальных возможностей в этой сфере у исследуемого региона. На эффективное использование указанных возможностей направлена подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» действующей государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики на 2014— 2018 годы». В ней предусмотрен широкий комплекс мероприятий, реализация которых позволит увеличить количество субъектов малого предпринимательства и численности работников в них к 2018 г. в среднем на 15%, а оборот малых предприятий — почти на треть [3].

Вместе с тем, в современных условиях пролонгированного финансово-экономического кризиса малый бизнес требует к себе еще большего внимания. Для дальнейшего его развития необходимо активно вовлекать в социохозяйственный оборот новые и недостаточно задействованные

180

60 40 -20

0 -1-1-1-г-

1971-1975 1976-1980 1981-1985 1986-1990 1991-1995

I Российская федерация ■■ Южный макрорегион —*— Адыгея

Рисунок 1. Динамика производства овощей в Российской Федерации, Южном макрорегионе и Республике Адыгея по всем категориям хозяйств в 1976—1995 гг., в %, (1971—1975 гг. — 100% )

традиционные факторы, одним из которых является потенциал этноэкономики.

Этноэкономика представлена терри-ториально-локализованным исторически сложившимся на базе хозяйственного уклада этноса сегментом экономики региона, характеризующимся доминированием традиционных, преимущественно аграрных форм хозяйственной деятельности, натуральных и мелкотоварных форм производства, которые получают свое дальнейшее развитие через различные индустриально-рыночные компоненты (индустриальные формы сельского хозяйства, промышленная переработка сельхозсы-рья, этноэкологический туризм и т.п.) [4].

В современных условиях одним из ключевых направлений развития проблемных регионов становится активизация влияния на социально-хозяйственную ситуацию и ее перспективы этнического фактора. Общемировая тенденция возрастания роли этнического фактора в экономическом сознании и практике получает дополнительный импульс в специфических условиях Юга России, в контексте рыночного реформирования и регионализации, что актуализирует этно-экономическую проблематику, предопределяет необходимость её разностороннего исследования, обусловливает целесообразность формирования теоретико-модельных представлений о феномене этноэкономики с опорой на инструментарий регионального анализа.

Сбалансированное воспроизводство этноэкономики в общей динамике территориально-локализованных экономических систем приобретает особую значимость для полиэтнических бюджетно-де-фицитных регионов Юга России, включая и Республику Адыгея. Складывающаяся в регионе ситуация, модельно отражая факторы, следствия и механизм функционирования этноэкономической составляющей в подавляющей части бюджет-но-дефицитных регионов Юга России, инициирует необходимость углубленного исследования данного явления.

В Адыгее этноэкономика имеет давние традиции и успешный опыт развития, особенно в производстве мягких сыров и овощеводстве (рисунок 1) [6].

Во многом благодаря этому сегменту экономики в 1980-е гг. имел место опережающий рост благосостояния населения Республики Адыгея, что подтверждают данные, в частности — показатели обеспеченности населения жильем и собственными легковыми автомобилями, по которым исследуемый регион в тот период входил в число регионов-лидеров по стране в целом [7].

В современных условиях многоотраслевой этноэкономический сегмент продолжает занимать важное место в региональном хозяйстве Республики Адыгея. В нем производится значительная часть потребляемых товаров массового спроса, более половины животноводческой продукции, около 4/5 овощей и т.д. (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура этноэкономического сегмента хозяйственного комплекса Республики Адыгея

Дальнейшее развитие этноэкономического сегмента хозяйственного комплекса Республики Адыгея предполагает проведение такой региональной экономической политики, которая способна не только стимулировать опережающее развитие этноэкономических форм малого бизнеса, но интегрировать этноэкономи-ческий сегмент малого бизнеса в корпоративный сектор экономики региона, найти и реализовать механизмы, позволяющие органически «вписать» мелкотоварные формы производства в развивающуюся на корпоративной основе предпринимательскую деятельность.

Воспроизводственно-экономический потенциал развития и функционирования этнической системы в Республике Адыгея, равно как и в остальных бюджет-но-дефицитных регионах Юга России, предопределяется её территориально-ло-кализационными параметрами, включая масштабность ареала, структурно-воспро-

изводственные особенности конкретной мезоэкономической системы, ее местоположение и ролевые функции в территориальной организации общественного производства в целом.

Не менее существенны общая макроэкономическая ситуация, а также положение конкретной этноэкономики в отношениях, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в том или ином «освоенном» этносом регионе. При этом эффективность стратегического управления развитием бюджетно-де-фицитных регионов Юга России зависит не только от качества прогнозирования и обоснованности приоритетных направлений развития, включая и этноэкономичес-кий сегмент регионального социально-хозяйственного комплекса, но в неменьшей степени — от качества и эффективности использования инструментов реализации приоритетов.

Примечания:

1. Программа экономического и социального развития Республики Адыгея на 20042008 годы // Советская Адыгея. 2005. 9 марта.

2. Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея на 2006-2008 годы. URL: http://docs.cntd.ru/document/459702107.

3. Государственная программа Республики Адыгея «Развитие экономики на 20142018 годы». URL: http://www.minecora.ru/doc/Razvitie_econ.pdf.

4. Колесников Ю.С. Этноэкономика в судьбах модернизации Юга России. URL: http:// www.km.ru/referats/2203541B48654A64A4BlCA494.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. / Росстат. М., 2015. 1266 с.

6. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001. 734 с.

7. Тамов, A.A., Скульчес Д.В. Сравнительный анализ региональных среднесрочных программ развития Республики Адыгея как инструмента ее конкурентоспособности //

Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2012. Вып. 4(97). С. 48-53.

References:

1. Program of economic and social development of the Republic of Adyghea for 20042008 // Soviet Adyghea. 2005. 9 March.2. The program of state support of small and medium-sized business of the Republic of Adyghea for 2006-2008. URL: http://docs.cntd.ru/ document/459702107.

3. State program of the Republic of Adyghea «Development of the economy for 2014-2018 years». URL: http://www.minecora.ru/doc/Razvitie_econ.pdf.

4. Kolesnikov Yu.S. Ethnoeconomics in the destinies of the modernization of the South of Russia. URL: http://www.km.ru/referats/2203541B48654A64A4BlCA494

5. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015: Stat. Sat. / Ros-stat. M., 2015. 1266 pp.

6. Russian Statistical Yearbook: Stat. Sat. / Goskomstat of Russia. M., 2001. 734 pp.

7. Tamov A.A., Skulches D.V. Comparative analysis of regional medium-term development programs of the Republic of Adyghea as an instrument of its competitiveness // Bulletin of the Adyghe State University. Ser .: Economics. 2012. Issue. 4 (97). Pp. 48-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.