Научная статья на тему 'Развитие логического мышления младших школьников как педагогическая проблема'

Развитие логического мышления младших школьников как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА / STUDENT DEVELOPMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ЗАДАЧА / TASK / ИССЛЕДОВАНИЕ / STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекболганов Ерик Жумабаевич, Баймуханов Буркит Баймуханович, Избасарова Махира Амирхановна

В статьи выделены основные педагогические условия развития логического мышления учащихся. Рассмотрены разные педагогические исследования и определены пути целенаправленного формирования умений учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекболганов Ерик Жумабаевич, Баймуханов Буркит Баймуханович, Избасарова Махира Амирхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the main pedagogical conditions of development of logical thinking of students. We consider different pedagogical research, and the ways of purposeful formation of skills of students.

Текст научной работы на тему «Развитие логического мышления младших школьников как педагогическая проблема»

трудовому опыту родителей, ближе познакомиться с их профессией, спецификой предприятий, получают об экономической и экологической жизни страны, своего района, своей семьи, учатся понимать, что в основе повышения жизненного уровня людей лежит бережное отношение к народному добру, рациональное использование каждого рубля. Развивать у школьников экономическое мышление, учить их заботится о нашем главном национальном богатстве - родной природе, все тем, что она дает человеку сегодня и что сможет дать ему завтра.

Список литературы:

1. Из выступления Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на форуме « Инновационный Казахстан-2020» 13 мая 2011 года - Алматы: Жет Жаргы - 12 с.

2. Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 стр, ISBN 5-7155-0164-4

3. Турдикулов Э.А. Экологическое образование у учащихся в процессе изучения предметов естественно- научного цикла.- Ташкент: Укитувчи, 2002- 104с.

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Бекболганов Ерик Жумабаевич

кандидат педагогических наук, Казахский государственный женский педагогичксий университет, г.Алматы

Баймуханов Буркит Баймуханович доктор педагогических наук, Казахский государственный женский педагогичксий университет, г.Алматы

Избасарова Махира Амирхановна

Казахский государственный женский педагогичксий университет, г.Алматы

АННОТАЦИЯ

В статьи выделены основные педагогические условия развития логического мышления учащихся. Рассмотрены разные педагогические исследования и определены пути целенаправленного формирования умений учащихся.

ABSTRACT

The article highlights the main pedagogical conditions of development of logical thinking of Sudents. We consider different pedagogical research, and the ways of purposeful formation of skills of Sudents.

Ключевые слова: развития школьника, педагогические условия, познавательная деятельность, задача, исследование.

Keywords: Sudent development, pedagogical conditions, cognitive activity, task, &udy.

Для решения проблемы обоснования педагогических условий развития логического мышления у школьников мы исходили из двух важнейших концептуальных положений, изложенных в работах В.П.Беспалько, Д.Б.Элькони-на, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Н.А.Менчинской, Е.Н.Ка-бановой-Меллер и др. Первое - это положение о том, что обучение и развитие представляет собой единый взаимосвязанный процесс. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на зону ближайшего развития школьника способствует эффективному раскрытию его потенциальных возможностей. Второе - необходимость системного подхода к исследованию любых педагогических явлений. Современные исследования образовательного процесса характеризуются системным подходом к различным его составляющим. В.П.Беспалько пишет, что под педагогической системой мы понимаем определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами [1].

Такие подходы к выделению педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие логического мышления учащихся младших классов, ставит задачу определения необходимых и достаточных педагогических условий,

которые будут являться компонентами более широкой системы - образовательного процесса начальной школы.

Исследователи выделяют следующие признаки эффективного функционирования системы педагогических условий:

1. признак целостности - эффективность, при которой изменение в какой-либо части системы приводит к изменению в других частях или во всей системе;

2. признак совместимости эффективность функционирования характеризуется степенью согласованности системы с окружающей средой, то есть, в какой мере содержание изучаемого предмета отвечает запросам общества;

3. признак систематизированности - должна существовать сильная связь между элементами системы;

4. признак оптимальности эффективность должна достигаться при наименьших усилиях, затратах времени и других ресурсах

Педагогические условия это обстоятельства обучения, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств обучения, способствующих эффективному решению поставленных задач [1].

В педагогических исследованиях в последние годы выделяют различные комплексы педагогических условий развития или формирования логического мышления учащихся.

Например, некоторые ученные предлагают следующую систему педагогических условий:

1. специально отобранное содержание процесса обучения школьников мыслительным операциям;

2. обеспечение единства мотивационного, содержательного и операционного компонентов обучения;

3. единство репродуктивного и продуктивного характера познавательной деятельности учащихся;

4. постепенное повышение степени их самостоятельности в овладении мыслительными операциями;

5. побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

М.Хакбердыев [2] предлагает систему конкретных упражнений как «средство формирования логических знаний и умений, изучения понятий и действий, раскрытия связей между ними». В своем исследовании он разработал систему по формированию интеллектуальных умений опе-рационно-исполнительского блока учебной деятельности. При подборе учебного материала для упражнений им учитывались следующие педагогические условия:

1) преемственность в интеллектуальной подготовке младших школьников с дошкольниками и средним звеном школы;

2) систематичность и целенаправленность работы;

3) использование специально разработанной системы заданий, способствующей усвоению материала, рассчитанного на интеллектуальное развитие школьников, применению его в новых условиях в процессе изучения различных предметов.

Психологи, изучавшие вопрос о наилучших условиях развития логического мышления в учебном процессе ( С.Д.Забрамная, Н.Н.Кабанова- Меллер, И.А. Погорецкая, Н.Ф.Талызина и др.) на остове своих исследований выявили, что наиболее важным условием является целенаправленное и систематическое формирование логических приемов, такое обучение, когда эти приемы становятся объектом специального усвоения [3].

Одним из наиболее важных педагогических условий, считает Н.В.Шевченко, является преемственность в методах развития логического мышления на разных этапах школьного обучения. Она отмечает, что разработка системы предметных заданий должна осуществляться «при особенном акценте на разработку формирования умений классификации и обобщения и, как частного случая этих умений, умения устанавливать причинно-следственные связи, с первого до одиннадцатого класса» [4].

Развитие приемов логического мышления, как отмечается большинством исследователей, опирается на таких познавательные процессы, как восприятие, внимание и др., а выполнение таких приемов, как анализ, синтез, обобщение вообще невозможно без сосредоточенного внимания. Внимание бывает непроизвольным, произвольным и постпроизвольным. Последний вид внимания обеспечивает наиболее эффективное протекание учебно-познавательной деятельности. Чтобы его достичь, необходимы специальные формы работы на уроке. Так как в прецессе учебной деятельности сливаются воедино внимание, мышление и чувства, то внимание самым тесным образом связано с эмоциональным фоном урока. Кроме того, внимание становится постпроизвольным тогда, когда, включившись в какой-то вид деятельности, учащиеся максимально нагружены, когда учебная работа требует от них умственной активности. Поэтому в

качестве основного педагогичкского условия развития логического мышления многие исследователи выделяют применение способов активизации учебной деятельности.

Исследователи выделяют также различные педагогические условия ак- тивизации познавательной деятельности учащихся. Это систематическое включение учащихся в усложняющуюся самостоятельную деятельность, направленность познавательной деятельности учащихся на формирование умения структурировать учебный материал (П.И.Пидкасистый, Б.Х.Пикалов); циклическое построение учебных занятий (В.В.Дрозина); формирование умения составлять алгоритмы деятельности (Л.Н.Ланда); сочетание алгоритмических приемов умственной деятельности (И.Г. Шабаев).

Рассматривая приемы активизации учебно-познавательной деятельности как педагогического условия развития логического мышления, исследователи сталкиваются с изменением познавательного образа в отношении ширины обхвата разных сторон предмета и глубины проникновения в его сущность. Познание не может сразу перейти от чувственно-конкретного к абстрактному мышлению. Этот процесс сложен и противоречив. Абстрактное представляет собой качественно новую степень в движении знания. В абстракции обнаруживаются свойства, стороны, признаки, отношения, составляющие сущность предмета.

Поэтому ряд исследователей придерживаются мнения о том, что необходимо полностью исключить эмпирическое познание в школьном обучении, заменив его теоретическим, а индуктивную логику - дедуктивной.

По нашему мнению, развитие логического мышления не может осуществляться изолированно, оно должно быть органично соединено с развитием предметных умений, отражаться на успешности обучения школьников. Это важное педагогическое условие сформулировано еще С.Л.Выготским, но оно остается непреложной истиной и важнейшим концептуальным положением и для нашего исследования.

В психологии и педагогике различают прямой и косвенный пути целенаправленного формирования умений осуществлять те или иные логические операции. Прямой путь это объяснение сущности выполняемого приема, знакомство с его алгоритмом, функциями.

Косвенный путь представляет собой, прежде всего, деятельность по усвоению конкретных предметных знаний и умений по определенному правилу. При этом последнее есть ни что иное, как адаптированный к конкретной учебной ситуации прием логического мышления, логическая операция. Для большинства исследователей косвенный путь является более предпочтительным. Как отмечает Б.Ф.Курбело, это связано с тем, что осуществление логических приемов требует двух этапов: выделение содержательной составляющей и логических отношений. Поэтому формирование конкретных приемов и знаний в единстве с применением логических приемов, осознанных учащимися, позволяют в дальнейшем легче абстрагироваться от конкретного содержания и усвоить логические приемы мышления.

Педагогическая психология предлагает следующие условия эффективного решения этой задачи:

1. Способы переноса усвоенных учащимися знаний (понятий, правил, знаков, теорий) в новые учебные ситуации для решения новых задач должны поэтапно отрабатываться и постепенно обобщаться.

2. При выполнении действий на перенос опорных знаний (понятий, правил, знаков, теорий и пр.) в новые учебные ситуации учащиеся должны осмысливать структуру действий и операций на перенос опарных знаний в новую конкретную учебную ситуацию.

3. Важно после осмысливания учащимися структуры действий и операций давать им задание на составление правила-плана на выполнение учебно-познавательных действий [5].

Важное значение для обоснования педагогических условий развития логического мышления младших школьников имеет интегративная технология деятельностного и личностно-ориентированного подходов их обучения, разработанная Л.Г.Петерсон. В исследованиях Л.Г.Петерсон отмечается, что на савременном этапе развития системы начального образования возникла потребность построения каждым учащимся индивидуальной образовательной траектории. В образовательном процессе должна быть обеспечена инвариантность структуры деятельности, определяемой технологией обучения. Такая технология должна включать этапы самоопределения к учебной деятельности, актуализации знаний, постановки проблемы, «открытия» нового знания, вербального закрепления нового знания, самостоятельной работы с самопроверкой в классе, повторения с включением нового знания в систему знаний, рефлексию деятельности. Тогда и станет возможным построение каждым индивидом собственной непрерывной образовательной траектории, позволяющей сформировать готовность к самостоятельному целенаправленному развитию логического мышления.

Таким образом, обобщая предложенные различными исследователями педагогические условия развития логического мышления учащихся, их можно группировать по следующим основным положениям:

1. Каждый урок должен начинаться с решения заданий, направленных на активизацию внимания, памяти, воображения (в традиционной парадигме - это актуализация знаний, умений или навыков).

2. Актуализацию конкретного мыслительного приема необходимо связывать с учебным обьектом (задача, числовой ряд, схема-граф и т.п).

3. Абстрагирование от конкретного содержания учебной задачи должно предваряться решением ряда заданий с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

4. Развитие мыслительных приемов должно осуществляться в комплексе.

5. Развитие рефлексии является одним из определяющих факторов успешной адаптации младших школьников к условиям обучения.

6. Специальная система учебных задач - одно из условий процесса обучения школьников приемам логического мышления.

7. Вместе с обеспечением единства мотивационного, содержательного и операционного компонентов обучения следует уделять внимание развитию интереса к предмету как наиболее важному мотиву в мотивационной сфере учащегося.

Вторым важнейшим условием является обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций в обучении. Со стороны педагога важно не только убеждать учащихся в необходимости умений осуществлять те или

иные логические операций, но всячески стимулировать их попытки провести обобщение, анализ, синтез и т.п. По нашему глубокому убеждению, попытка младшего школьника, пусть и неудачная, осуществить логическую операцию должна оцениваться выше, чем конкретный результат приобретения знаний.

Составление системы вариативных заданий, адекватной возрастным и индивидуальным особенностям личности учащегося, уровню развития его логического мышления, также является педагогичческим условием развития логического мышления младших школьников. Данное условие предполагает изменение в содержании, структуре занятий, использование многообразия методов обучения, поэтапное, системное и обязательное внедрение логических заданий во все учебные предметы школьного курса. Использование комплекса логических заданий в процессе обучения позволит повысить продуктивность и скорость развития логического мышления младших школьников.

Таким образом, нами было выдвинуто предложение, что создание и реализация данных педагогических условий в обучении младших школьников будет способствовать развитию у них логического мышления.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической психологии -М.: Педагогика, 1980-190

2. Хакбердыев М. Формирование интеллектуальных умений у первоклассников на примере математики: Дис. ... канд. пед наук - Душанбе, 1991-135с

3. Кабанова -Меллер Е. Н. Роль образа в решении задач // Вопросы психологии, 1970, №5-с.122-130.

4. Шевченко Н.В Дидактические условия формирования обще- учебных интеллектуальных умений у учащихся 5-6 классов основной школы: Дис. ... канд. пед. наук-М., 1999-167с.

5. Кубело Б.Ф. Соотношение логических и специфических приёмов мышления в обучении: Автореф. дисс. ... канд.псих.наук - М., 1990-19с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.