Научная статья на тему 'Создание и применение электронных образовательных курсов в среде Moodle как инструмент реализации современных методик обучения'

Создание и применение электронных образовательных курсов в среде Moodle как инструмент реализации современных методик обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС / EDUCATIONAL COURSE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / TEACHING OBJECTIVES / УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / TEACHING COMPLEX / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камышникова Наталья Николаевна

Целью данной работы являлось создание и апробация электронных образовательных курсов «Химия» и «Биология» в среде Moodle для обучения студентов отделения среднего специального образования. Результаты апробации курсов показали эффективность реализации педагогических задач в среде Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камышникова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of this work was the creation and testing of e-learning courses «Chemistry» and «Biology» in the Moodle environment for training of students of secondary special education. The results of the pilot courses showed the effectiveness of the implementation of pedagogical tasks in the Moodle environment.

Текст научной работы на тему «Создание и применение электронных образовательных курсов в среде Moodle как инструмент реализации современных методик обучения»

СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ В СРЕДЕ MOODLE КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК

ОБУЧЕНИЯ

Камышникова Наталья Николаевна

Кандидат химических наук, доцент кафедры математики и прикладной информатики Рубцовский институт (филиал)

ФГБОУ ВПО Алтайский государственный университет, г.Рубцовск

АННОТАЦИЯ

Целью данной работы являлось создание и апробация электронных образовательных курсов «Химия» и «Биология» в среде Moodle для обучения студентов отделения среднего специального образования. Результаты апробации курсов показали эффективность реализации педагогических задач в среде Moodle.

ABSTRACT

The aim of this work was the creation and teeing of e-learning courses «Chemi^ry» and «Biology» in the Moodle environment for training of Sudents of secondary special education. The results of the pilot courses showed the effectiveness of the implementation of pedagogical tasks in the Moodle environment.

Ключевые слова: Образовательный курс, педагогические задачи, учебно - методический комплекс, методика обучения.

Keywords: Educational course, teaching objectives, teaching complex, educational method.

Современные тенденции развития стандартов в системе образования предполагают выделение значительного числа часов на самостоятельное изучение учебных дисциплин. Повышение эффективности педагогического процесса во многом определяется наличием систем реализации дистанционного образования. Одним из инструментов, позволяющих создавать дистанционные обучающие курсы, контролировать процесс изучения студентами учебной дисциплины, корректировать дистанционный курс, если возникает педагогическая необходимость, является среда по созданию электронных курсов Moodle [1].

В данной работе показаны инструменты среды, реализуемые в созданный автором курсах «Химия» и «Биология» для изучения предметов «Химия» и «Биология» студентами отделения среднего специального образования по специальности «Информационные технологии (по отраслям)», специальности «Земельно-имущественные отношения (по отраслям)».

Тематическое содержание курса реализуется на основе разработанного в соответствии с требованиями ФГОС учебно-методического комплекса дисциплины. Количество часов курса определяет число дидактических единиц. Каждая дидактическая единица содержит определенный набор тем.

Для каждой темы в среде Moodle можно создать от одной и более лекций, семинаров, тестовых заданий, заданий в формате Word и т.д. [2].

Возможность создания форумов и использования инструмента «Вики» (например, для самостоятельной записи студентом на доклады), использование инструмента «База данных» (например, для размещения студентами сообщений в виде файлов), инструмента «Глоссарий», инструмента «Опрос» делают курс интерактивным [1]. Каждый обучающийся по курсу может самостоятельно контролировать свои результаты в журнале оценок. Может видеть пройденные контрольные точки и точки, необходимые для прохождения.

Инструмент «Лекция» позволяет не только размещать теоретический материал, но и проводить срез знаний на усвоение пройденного материала, чередуя информационные

страницы и страницы, содержащие практические задания. Особенно эффективно работает этот инструмент при контроле изучения материала студентами, не посещающими занятия по состоянию здоровья или иным причинам. При создании курса автор может размещать полезные ссылки на интернет-ресурсы: книги, статьи, презентации, видеоматериалы. Материалы могут содержать как основную, так и дополнительную информацию по курсу.

На рисунках №1, №2 приведен интерфейс курсов «Биология» и «Химия».

Первая страница содержит «Новостной форум», в котором отражаются последние новости по курсу. Например, до какого числа необходимо пройти лекцию или тест, разместить доклад. Также на первой станице расположен файл «Инструкция», содержащий организационную информацию по курсу. А также страница содержит учебно-методический комплекс по дисциплине.

Среда Moodle позволяет работать не только со стандартными инструментами, но и размещать дополнительные элементы оформления контента курса: ленты времени, облака тегов, интеллектуальные карты, оформленные с использованием внешних ресурсов: Google Формы, Timeline JS3, Tagul и др. Например, справа на рисунке №2 размещен интерактивный инструмент «Словарь», созданный с использованием системы Tagul.com.

На рисунке №3 приведен пример оформления темы №1 курса «Химия». Страница содержит файл с теоретической информацией, инструмент «Глоссарий» позволяет работать студентам самостоятельно, при создании словаря химических терминов. В качестве контроля пройденного материала предложен тест. Дополнительные баллы по курсу можно получить, решив олимпиадную задачу №1. Также дополнительные баллы обучающиеся получают при работе в глоссарии, создавая словари терминов или биографию и научные достижения ученых, самостоятельно формируя и размещая в системе доклады на предложенные в информационном разделе темы.

Рисунок №1 Интерфейс образовательного курса «Биология»

Рисунок №2 Интерфейс образовательного курса «Химия»

Рисунок №3 Оформление темы №1 в курсе «Химия»

На рисунке №4 показано применение ссылок на интернет - ресурсы. При переходе на заголовок «Биография Д.И. Менделеева» или «Периодический закон Д.И. Менделеева», студент переходит на сайт с указанным материалом. В каче-

стве контрольных точек предложены задание №1 и Доклады, реализуемые инструментами «Вики», «База данных», «Форум», «Файл».

Рисунок №4 Оформление темы №2 в курсе «Химия»

вопросов разных категорий. Множественный выбор, ответы на соответствие, числовые ответы, краткие ответы или результаты в виде эссе - вот основные категории тестовых заданий. Курсы «Химия» и «Биология» прошли апробацию на трех группах учащихся. Из шестидесяти человек успешно прошли курс 75%. В конце дисциплины студентам было предложено пройти опрос: «Считаете ли Вы, что оценка, полученная при прохождении курса, действительно отражает уровень ваших знаний по дисциплине». Результат ответов студентов на вопросы одной из групп по курсу «Химия» приведен на рисунке №5

Натагпв Ннюпмма Найми

нфорыатши ■;:н Списсн студ-гнгоэ пдпучщцря* злчет подйсцнплшч " I О^енла по ди:циппнне Прос^-треть ответу ответу

Оценка по дисциплине Ответы

МрШНТЦ ответ! а> ни С«|Л+ 4). Ч*ч Ч«Г Сч»р)С И*Г, ч»1л Н*

Кслнчество 11 А

Рисунок №5 Результаты опроса по определению эффективности курса «Химия»

Таким образом, первые результаты апробации курса ализации педагогических задач в среде Moodle. Каждый «Химия» и курса «Биология» показали эффективность ре- педагог в рамках образовательной программы может про-

Таким образом, курс «Химия» представлен тремя дидактическими единицами и содержит тринадцать тем, закрепленных в учебно-методическом комплексе. Курс содержит пятнадцать лекций, десять тестов, пять заданий обязательных для выполнения и пять дополнительных заданий, требующих размещения ответов в виде эссе. Результаты работы студентов отражаются в журнале оценок. Курс «Биология» представлен одной дидактической единицей, содержит десять лекций, пять тестов, пять заданий, два доклада. Лекции состоят из трех и более теоретических, и трех и более практических блоков. Тесты содержат от тридцати до двухсот

являть творческую активность, повышая эффективность обучения в процессе реализации ФГОС. А студенты, вне зависимости от состояния здоровья, семейных обстоятельств, личностных особенностей имеют возможность успешного прохождения обучения.

Список литературы:

1. «Moodle - учебник для начинающих» http://rumoodler. сот/

2. Дистанционные курсы для педагогов по работе с системой дистанционного обучения Moodle http://moodleschool. ги/

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Карбаева Шолпан Шайкеновна

Канд.пед.наук., доцент

Абу Айдана

Магистрант специальности 6М011600 «География» Казахский национальный университет им.Абая

г.Алматы, Казахстан

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются методологические и организационно-содержательные проблемы исследовательского подхода в образовании и создание педагогических условий для организации исследовательской деятельности учащихся. Выявлено исследовательское умение, обеспечиващее подготовленность учащихся к творческой работе.

ABSTRACT

Methodological and organizational-subSantive issues of the research approach in education and creation of pedagogical conditions for the organization of research activity of Sudents are discussed in the article.

Research ability providing Sudents' preparedness for creative work is revealed.

Ключевые слова: образование, личностно-ориентированный подход, исследовательская деятельность, исследовательская работа, исследовательское умение, учебный процесс.

Keywords: education, Sudent-centered approach, exploratory work, research, research skills, learning process.

Образование в современном мире требует от учащихся не только глубоких теоретических знаний, но и творческого потенциала, способствующего успешной самореализации в динамической социальной среде, развитому мышлению, ориентированного на устойчивое будущее. Оно связано с коренными преобразованиями во всех областях социально-экономической жизни общества, и необходимостью ставить перед школой переход от «знаниецентрического» подхода к «личностно-ориентированному» подходу в образовании. В связи с этим, одной из главных задач обучения в современной школе становится обучение детей мыслить по-новому, формирование в них навыков исследовательской деятельности. Для реализации задач школа должна больше применять элементы творчества в учебном процессе. В связи с этим, в процесс творческого познания необходимо включать различные виды самостоятельной исследовательской деятельности.

Творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. В связи с этим подготовка учащегося к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска выдвигается в ряд важнейших задач современного образования. В связи с этим, необходимость создания педагогических

условий для организации исследовательской деятельности учащихся как в рамках обязательных учебных предметов, так и вне уроков является одним из основных требований к образовательному процессу, указанных в Государственном общеобязательном стандарте образования РК [1].

Включение исследовательской деятельности в обучение учащихся отражено в работах многих ученых и педагогов. Исследовательская деятельность раскрывет основные психологические закономерности процесса развивающего образования [2,3,4,5].

Исследовательская деятельность направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Исследовательские умения служат основой включения учащихся в исследовательскую работу, в результате которой осуществляется творческий познавательный процесс в познании мира. Исследовательская работа учащихся - это самостоятельный поиск знаний, наблюдение, простейшие эксперименты и творческие способности (развитие мышления, памяти, логики, умения четко выражать свои мысли устно или письменно).

Для развития исследовательских умений необходимо организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся вовлеклись в процесс самостоятельного поиска:

Учитель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.