8. Аксенова Л.Н. Образование в республике Алтай в начале 90-х гг. XX в. Природные условия. История и культура Западной Монголии и сопредельных регионов: сборник материалов конференции. Горно-Алтайск, 2007; Т. 1: 131 - 135.
9. Об образовании в Республике Алтай. Закон Республики Алтай от 3 июня 1999 года № 12-50. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/802008902
10. Аксенова Л.Н. Образование в республике Алтай в начале 90-х гг. XX в. Природные условия. История и культура Западной Монголии и сопредельных регионов: сборник материалов конференции. Горно-Алтайск, 2007; Т.1: 131 - 135.
11. Концепция национальных школ и Программа развития народного образования Республики Алтай на переходный период. Горно-Алтайск: Комитет образования РА, 1992.
12. Концепция национальных школ Республики Алтай. Горно-Алтайск: Комитет образования РА, 1993.
13. О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай. Закон Республики Алтай от 3 марта 1993 года № 9-6. Available at: http://docs.cntd.ru/document/802008526
14. Н.В. Гусельникова, П.Н. Карплюк и др. Состояние и основные тенденции развития системы общего среднего (полного) образования в Республике Алтай. Наука, культура, образование. 2002; 12: 31 - 40.
15. Конституция Республики Алтай от 7 июня 1997 года. Available at: http://constitution.garant.ru/region/cons_altai/
16. Об образовании в Республике Алтай. Закон Республики Алтай от 3 июня 1999 года № 12-50. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/802008902
References
1. Cmolin O.N. Metodologiya razrabotki sistemy rossijskogo obrazovatel'nogo zakonodatel'stva: problemy i perspektivy. Pedagogika. 2015; 7: 3 - 23.
2. Ochur N.M. Formirovanie regional'noj obrazovatel'noj politiki v Respublike Tyva v 1991-2008 godah. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2012; 4. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-regionalnoy-obrazovatelnoy-politiki-v-respublike-tyva-v-1991-2008-gg
3. Danilova I.Yu. Regional'naya obrazovatel'naya politika v postsovetskij period. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2009: 3. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-obrazovatelnaya-politika-v-postsovetskiy-period
4. Strelkova O.V. 'Evolyuciya sistemy obschego obrazovaniya UdmurtskojRespubliki v 1991 - 2000 gg. Dissertaciya ... kandidata istoricheskih nauk. Izhevsk, 2007: 65 - 85.
5. Belikova A.P. Sovremennye tendencii razvitiya regional'nogo obrazovaniya (na primere Respubliki Altaj). Social'nye processy vsovremennoj Zapadnoj Sibiri: sbornik materialov konferencii. Gorno-Altajsk, 2002: 28 - 32.
6. Kypchakov V.K. Problemy regionalizacii obrazovaniya v Respublike Altaj. Regional'no-nacional'nye cennosti istoriko-pedagogicheskogo znaniya i sovremennye innovacionnye processy v obrazovanii Zapadnoj Sibiri: sbornik materialov konferencii. Gorno-Altajsk, 1997: 216 -222.
7. Kandarakova E.P. Problemy realizacii koncepcii nacional'no-regional'nogo komponenta v sisteme obrazovaniya Respubliki Altaj. Nauka i obrazovanie. 1998; 2: 115 - 117.
8. Aksenova L.N. Obrazovanie v respublike Altaj v nachale 90-h gg. XX v. Prirodnye usloviya. Istoriya ikul'tura ZapadnojMongoliiisopredel'nyh regionov: sbornik materialov konferencii. Gorno-Altajsk, 2007; T. 1: 131 - 135.
9. Ob obrazovaniivRespublikeAltaj. Zakon RespublikiAltaj ot 3 iyunya 1999 goda № 12-50. Available at: http://docs.cntd.ru/document/802008902
10. Aksenova L.N. Obrazovanie v respublike Altaj v nachale 90-h gg. XX v. Prirodnye usloviya. Istoriya ikul'tura Zapadnoj Mongolii isopredel'nyh regionov: sbornik materialov konferencii. Gorno-Altajsk, 2007; T.1: 131 - 135.
11. Koncepciya nacional'nyh shkol i Programma razvitiya narodnogo obrazovaniya Respubliki Altaj na perehodnyj period. Gorno-Altajsk: Komitet obrazovaniya RA, 1992.
12. Koncepciya nacional'nyh shkol Respubliki Altaj. Gorno-Altajsk: Komitet obrazovaniya RA, 1993.
13. O yazykah narodov, prozhivayuschih na territorii Respubliki Altaj. Zakon Respubliki Altaj ot 3 marta 1993 goda № 9-6. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/802008526
14. N.V. Gusel'nikova, P.N. Karplyuk i dr. Sostoyanie i osnovnye tendencii razvitiya sistemy obschego srednego (polnogo) obrazovaniya v Respublike Altaj. Nauka, kul'tura, obrazovanie. 2002; 12: 31 - 40.
15. Konstituciya Respubliki Altaj ot 7 iyunya 1997 goda. Available at: http://constitution.garant.ru/region/cons_altai/
16. Ob obrazovanii v Respublike Altaj. Zakon RespublikiAltaj ot 3 iyunya 1999 goda № 12-50. Available at: http://docs.cntd.ru/document/802008902
Статья поступила в редакцию 22.07.16
УДК 379.8
Heckmann N.A., postgraduate, Department of Sociocultural Work, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP POTENTIAL IN PARTICIPANTS OF A ROLE-PLAY YOUTH MOVEMENT: THE PEDAGOGICAL APPROACH. The research represents a situation of sociocultural sphere in modern Russia by a variety of informal youth movements, among which a special place is occupied by a movement of fans of role-plays that develop for more than a dozen years, mostly in urban areas. This movement is represented by different types, is run and organized by leaders chosen from its participants. There is a pedagogical problem: how can a researcher of relationships in the play team during experimental observation of the situation in the role-play affect the processes of formation and development of leadership qualities of the individuals; or is the formation of leaders only a spontaneous process? The author proposes a program of training games, consisting of three blocks, and aimed at developing the leadership potential of team fans of role-playing games of the active action.
Key words: leadership, informal groups of young people, fans of role-playing games, formation of leadership qualities.
Н.А. Гекман, аспирант Алтайского государственного института культуры, Барнаул, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ РОЛЕВОГО ИГРОВОГО ДВИЖЕНИЯ МОЛОДЁЖИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Социально-культурная сфера России в современной ситуации представлена множеством разнообразных неформальных молодёжных движений, среди которых особое место занимает движение любителей ролевых игр, развивающееся уже не один десяток лет преимущественно в городских условиях. Это движение имеет свои разновидности, возглавляется и организуется лидерами, выдвигающимися из среды участников. Возникает педагогическая проблема: насколько можно воздействовать исследователю взаимоотношений в игровой группе в экспериментальной ситуации включенного наблюдения за ее игрой, на формирование и развитие лидерских качеств отдельных участников группы; или формирование лидеров это только стихийный процесс? Автором предлагается программа тренинговых игр, состоящая из трёх блоков, и направленная на развитие лидерского потенциала участников команд любителей ролевых игр активного действия.
Ключевые слова: лидерство, неформальные объединения молодежи, любители ролевых игр, формирование лидерских качеств.
Формы проявления лидерства достаточно разнообразны, и в современной научной литературе присутствует довольно большое количество попыток их классификаций. По мнению многих учёных, данные попытки обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров или же возможностью формировать лидеров.
Отечественный психолог Л.Д. Столяренко определяет лидерство как способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение цели организации [1]. Лидерство, по её мнению, естественный социально-психологический процесс, протекающий в группе, который связан с влиянием авторитетной личности на поведение членов группы.
Говоря о феномене лидерства, следует отметить, что оно напрямую зависит: 1) от соотношения качеств тех, на кого оказывается влияние с качествами самой авторитетной личности; 2) от ситуации, в которой находится группа.
Поскольку наибольший интерес для данной работы представляют неформальные объединения молодежи, нам представляется целесообразным обратиться к определению понятия «неформальные объединения», рассмотреть их отличие от формализованных групп и обратиться к существующей классификации неформальных объединений.
В современной научной литературе нет однозначного толкования термина «неформальные объединения», поскольку и сама деятельность данных объединений не однозначна. На наш взгляд, наиболее подходящей к специфике нашего исследования является трактовка, представленная в учебном пособии «Социальная психология» под редакцией А.Л. Журавлева. Формальные группы - это группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяется формальными предписаниями и договоренностями [2]. Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе присущим индивидам потребностям в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.
На наш взгляд, основываясь на точке зрения М.С. Кагана [3] и Л.Н. Столовича [4], к особой разновидности художественно-творческих неформальных объединений можно отнести и объединения, связанные с ролевыми играми. При этом стоит обратить внимание на то, что сущность их деятельности связана не столько с художественным творчеством, сколько с творчеством в области игры, поскольку в теории и практике развития сферы культуры и досуга игра наряду с праздником занимает центральное место [5].
К сожалению, в настоящее время практически отсутствует научная литература, посвященная изучению и развитию ролевых игр в России и за рубежом. Информация по данному вопросу значительно шире освещается на Интернет-порталах, посвященных ролевым играм или сообществам любителей ролевых игр живого действия, поэтому обращение к этим материалам является единственно возможным.
Под ролевой игрой понимают игру развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, будь то персонаж литературного, кинематографического произведения, историческая личность или персонаж компьютерной игры. В соответствии с выбранной ролью участники руководствуются характером своего персонажа и внутренней логикой среды действия. На протяжении всей игры они вместе создают сюжет или следуют уже созданному. Само действие ролевой игры происходит в мире игры, который представляет собой определенное реальное или вымышленное пространство - мастер игры определяет, будет ли мир основываться на книге или фильме, или же будет создан им на основе своей фантазии. Мир игры может выглядеть как угодно, но именно он определяет ход игры. Сюжет, предлагаемый мастером игры, а, соответственно, и описываемый им мир составляет основу ролевой игры и определяет её ход. Достижение цели не обязательно является основной задачей ролевой игры, а в некоторых ролевых играх её вообще нет.
В настоящее время условно можно выделить 3 основные ветви ролевых игр: 1) Ролевые игры направления «фэнтези»; 2) Ролевые игры исторической реконструкции; 3) Ролевые игры активного действия.
Основное различие между первыми двумя типами игр заключается в отличии «основы» для создания мира игры. Игры направления «фэнтези» основываются на фэндоме, то есть вымышленном мире, описанном в художественном произведении (Властелин колец, Гарри Поттер, Ведьмак и др.), а любители
исторической реконструкции воссоздают реальные исторические события, будь то битва, танец или быт определенной эпохи. Несмотря на эти различия, участники данных объединений стремятся к наиболее достоверному изображению игрового мира и достоверности отыгрывания заявленных персонажей.
Ролевые игры активного действия в больше степени отличаются от рассмотренных выше типов ролевых игр, поскольку являются играми соревновательно-приключенческого типа, а участники находятся в ситуации «здесь и теперь».
Говоря о феномене лидерства в молодежных неформальных объединениях, не представляется возможным выделить из существующих в настоящее время классификаций один наиболее подходящий тип лидерства, поскольку сама внутренняя структура подобных объединений является нестабильной и подвижной.
Классификация Л.И. Уманского представлена 6 типами-ролями лидера:
1) лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);
2) лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);
3) лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
4) лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);
5) лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);
6) лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности) [6].
Стоит отметить, что применительно к игровым объединениям каждая роль соответствует определенным функциям, распределённым между участниками объединения. Соответствие ролей и функций можно отразить в табл. 5.
Таблица 5
Роли и функции лидера
№ п/п роль по Л.И. Уманскому функции в объединении
1 лидер-организатор (функция групповой интеграции) собирает команду (деловое и ситуативное лидерство)
2 лидер-инициатор (выдвижение идей) решение основных задач в ходе игры (деловое и ситуативное лидерство)
3 лидер-генератор эмоционального настроя поддержание команды (эмоциональное лидерство)
4 лидер-эрудит (обширные знания) в играх активного действия - мозговой центр (деловое и ситуативное лидерство)
5 лидер-эталон (образец, идеал) «центр» команды, как правило капитан (деловое и эмоциональное лидерство)
6 лидер-мастер, умелец (специалист в каком-либо виде деятельности) м.б. универсален практически во всех ролях команды (деловое и эмоциональное лидерство)
Функции, соответствующие ролям по Л.И. Уманскому, оптимально сочетаются между собой, что позволяет говорить о собирательном «идеальном» типе лидерства, наиболее подходящим для молодежных неформальных объединений.
Тем не менее, «собирательный» тип лидерства хоть и является наиболее подходящим для молодежных неформальных объединений, встречается в указанных группах довольно редко. В настоящее время все чаще говорят о возможности воспитания и активизации лидерского потенциала. Основываясь на существующих методиках, тренингах и играх-упражнениях, направленных на выявление и развитие лидерского потенциала, автором данной статьи предлагается комплекс тренинговых упражнений, направленных на создание интегративного типа
лидерства, который в большей степени соответствует формам и способам взаимодействия, характерным для объединений любителей ролевых игр живого действия. Формирование новых лидеров в неформальных объединениях необходимо, поскольку система организационного устройства и активных форм деятельности, возглавляется и организуется лидерами, выдвигающимися из среды участников. В неформальных игровых объединениях лидеры не оставляют коллектив «по достижению возраста», однако, субъект в неформальных объединениях неустойчив, подвижен, субъектом могут стать другие лидеры любительского объединения и «рядовые» его участники, которые также пред-ставляютсобойотносительно организованную группу,то есть состав этой группы непостоянный. В этой системе лидер может быть выбран как из актива, так и из числа участников объеди-ненюя.
Тренинговые упражнения, направленные на выявление и развитие лидерекиаклчеств.Лылиослсвнорасделены намю ея 3 основных блока:
1)кеманунобрнзуватие - асновюоЛзадачей этаго блоеаян-ляется формирование группового взаимодействия, определение основных ралейв кнмандеыл телькс вг^еов^ов^^, длявпaимoл действия среде (конвент ролевых игр, турнир и т. д.)
2) закрепление лидерского потенциала и определение типа лидырсова- вхтдесыноолюеаияуерожненсЫпоувогоЫлокале-
полнительным результатом может стать выявление ситуативных и харизматических лидеров. Упражнения данного блока направлены на закрепление лидерского потенциала и/или установление преобладающего типа лидерства.
3) конкурентоспособность - упражнения данного блока направлены на закрепление лидерских позиций. Различные конфликтные ситуации, в которых позиция лидера может быть неустойчивой, поиск оптимального решения и объединение трёх типов лидерства в один представляют собой ядро тренинговых игр данного блока.
Прохождение потенциальным лидером объединения всех арёх эоавыверцнинговых игр прурполамстсклюоензергн в дальнейшую деятельность объединения не только как участника, но и как руководителя. Предложенный автором статьи комплекс упражнений неоднократно был апробирован на различных молодёжных группах разной степени активности и сплоченности.
ребоое! познолеют нудить об эффективности данных упражнений, следовательно, исследова-тель.нааыдяеь в ппзиспдпгроко гааппы люОиоелеПдолевых игр активного действия с помощью определённой педагогической прогяаммымыжет успншпо впздыаcтйoвптьнaфopмиpование и развитие лидерских качеств как отдельных участников группы, так и на формирование мотивации к лидерству участников всей геуппы.
Блок 1
Командообразование - формирование группового взаимодействия, определение основных ролей в
команде не только в привычной для взаимодействия среде (конвент ролевых игр, турнир и т.д.)
• Социометрия Дж. Морено. Цель: выявление симпатий/антипатий в группе;
• Упражнение «Приветствие». Цель:тренировать такие лидерские качества, как подвижность мышления и навыки эффективной коммуникации;
• Упражнение «Реклама». Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки в участниках тренинга;
• Упражнения «Бревно», «Паутина», «Ковер». Однотипные упражнения с пошаговым усложнением, направленные на попытку сплотить и активизировать группу на работу, дать заряд на положительные эмоции, на выработку оригинальных идей.
1 I
Блок 2
Закрепление лидерского потенциала и выявление типа лидерства
• Упражнение «вавилонская башня». Цель: используя навыки командного взаимодействия и рамках определенного времени превзойти команду-соперника. Бонус: выявление лидера в ситуации соперничества.
• Упражнение «дебаты». Цель: быть убедительнее команды-соперника. Бонус: преобладание ситуативного лидерства при обсуждении в команде может смениться харизматическим при выступлении команды-соперника. Позиция лидера одного из типов может быть неустойчивой.
Блок 3
Кышкмрйшыысюысыбшысыъ - мюражшйшюя ырдшюшмю, юыыывйржысющюй шысы6шысыю лидера в слыжшых, еачасыую кышФликышых сюыуацюях.
• Уюражшдшюд «Кыраблйкрмшйший» - в юрдыламадмый сюыуацюю мчасышюмам ырдбмдыся юрюшяыъ мыллдмыювшыд рдшдшюд. Для ыымы, чыыбы мюражшдшюд былы мсюйшшы выпылшдшы, мчасышюмамю РМмывыыиы люыдр. В ыпшшым мпражшдшюю шд рйымы выешюмады сюымаыювшыд люыдрсывы, а гшсчиы пыеюцюю ызйсывующдмы лидера пы умрыеый.
• Уважений «Бушсйр». Цдлл>ю мпражшдлдюя является ыбпедегюд в сюыуацюю веыюоо[шымы ыцдшивашппя и ждсымымы выбыра; ыысыаивсший свыюх ишыйрйсыв (пы рылюр. Примйшйший раеличщых спысыбыв влияния, а ыаажд юспылъеывсшюй шпвымыв мруппывымы веаюмыыдйсывюя.
Рис. 1. Виды упражнений, направленных на выявление и развитие лидерских качеств, по основным блокам.
Библиографический список
1. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Социальная психология: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2016.
2. Социальная психология: учебное пособие. Ответственный редактор А.Л. Журавлев. Москва: ПЕР СЭ, 2002.
3. КаганМ.С. Миробщения:проблемамежсубъектных отношений. Москва: Политиздат, 1988.
4. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. Функция художественной деятельности. Москва: Политиздат, 1985.
5. Игровой метод в ИПД. Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: мастерство ведущего информационно-просвети-тельныхпрограмм. Автор-составитель Г.В. Оленина. Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2009.
6. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьника. Москва: Просвещение, 1980.
7. Программы деятельности любителей ролевых игр: теоретико-практический анализ. Н.А. Гекман, Г. В. Оленина. Вестник МГУКИ. 2015; 3 (65): 130 - 137.
References
1. Stolyarenko L.D., Samygin S.I. Social'naya psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: KNORUS, 2016.
2. Social'naya psihologiya: uchebnoe posobie. Otvetstvennyj redaktor A.L. Zhuravlev. Moskva: PER S'E, 2002.
3. Kagan M.S. Mir obscheniya: problema mezhsub'ektnyh otnoshenij. Moskva: Politizdat, 1988.
4. Stolovich L.N. Zhizn'. Tvorchestvo. Chelovek. Funkciya hudozhestvennoj deyatel'nosti. Moskva: Politizdat, 1985.
5. Igrovoj metod v IPD. Masterstvo veduschego kul'turno-dosugovyh programm: masterstvo veduschego informacionno-prosvetitel'nyh programm. Avtor-sostavitel' G.V. Olenina. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2009.
6. Umanskij L.I. Psihologiya organizatorskojdeyatel'nostishkol'nika. Moskva: Prosveschenie, 1980.
7. Programmy deyatel'nosti lyubitelej rolevyh igr: teoretiko-prakticheskij analiz. N.A. Gekman, G. V. Olenina. Vestnik MGUKI. 2015; 3 (65): 130 - 137.
Статья поступила в редакцию 22.07.16
УДК 378
Senko Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Unievrsity, Academician of RAO (Barnaul, Russia),
E-mail: y. [email protected]
Myasnikova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Altai State University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE CREATION OF EDUCATIONAL TEXTS IN THE TEACHING PROCESS. The article reveals a notion of a training text and the way to convert a primary (copyright) text into a secondary school text. An academic text is defined as a text, which if included into the "teaching-learning" relation creates preconditions for learning its values, personal meanings and generalization of personal meanings by direct participants in the teaching process. In other words, a training text is a product of and a basis of cooperation between a teacher and students. The pedagogical basis of such conversion serves like a professional image of the world of teachers. Using practical examples, the authors show the process of conversion of a text from one type to another.
Key words: art text, educational text, culture, meaning, understanding, professional image of the world of teachers.
Ю.В. Сенько, д-р пед. наук, проф., проф. каф. ПВШ АлтГУ, академик РАО, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
О.В. Мясникова, канд. пед. наук, доц., доц. каф. иностранных языков АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В статье раскрывается понятие учебного текста и пути преобразования первичного (авторского) текста во вторичный (учебный) текст. Учебный текст определяется авторами как текст, включение которого в отношение «преподавание - учение» создаёт предпосылки для овладения его значениями, авторскими смыслами и порождения личностных смыслов непосредственными участниками процесса обучения. Иными словами, учебный текст является продуктом и основой сотворчества преподавателя и студентов. Педагогическим основанием такого преобразования выступает профессиональный образ мира педагога. На практических примерах показан процесс данного преобразования.
Ключевые слова: авторский текст, учебный текст, культура, значение, смысл, понимание, профессиональный образ мира педагога.
О, сколько нам открытий чудных Го/повя/ч просвещенья дух А.С. Пушкин
Процесс обученся как встрозаоюдеогосмысяеннвоморв развертывается на определённом содержании, т. е. текстах, наделённых смыовамю Первдпееп°Вователам(и плоедсрудлн-том) всякий раз возникает сложная - творческая по своей сути -задача преобразвоаеияяодевжзоияоОуазокения (пглничные тексты) в содержание обучения (вторичные, встречные или учебные тексты). С учВоом жвзнен рогв ояыва нрепочаваавляи стм-дента диалектика совместного построения обучения схематически может быть представленлкаксзаиомдеостоие твеокрлотор: а) «ставшей» культуры (социальный опыт), отражённой в проектах содержанивговфявсионавлногсовразевтвов(учебные планы и программы, учебные пособия, стандарты профессионального образова ниеисоС;б)-мльсорыстуыллта, в том числе его
довузовского опыта; в) культуры вузовского преподавателя, в том еисмо кгопрсфевсионалоооглопыеа. Компелентный педагог в современном представлении «ориентирован на поиск педагоги-оеокого омеlслл(пpлдяeяеcсвмecзеоЯлрсaлоаовя деятельности) в образовательной ситуации» [1, с. 54]. Культура педагога -этолпмсоМйгоюрофессктмалыногоМырой, кооорыовыражается в чувствах, мыслях, деятельности педагога, ориентированных на гюмoщьсаaчомoмоДpЗгoмy(oPyчaЮLмлгycч)вгчoрoи ске и осуществлении смысла.
В Pтвчнcевоннлкрcиеoлoп-гтpaдицгувPo разграничивают понятия «смысл» и «значение». Одним из первых дифферен-цирисaлояисссетияП.В.Pыготсксй. Го, говтсмо слове как средстве знаковой коммуникации, вслед за Ф. Полани, разли-чалс«ямыслл слолвилгосвнлеенюе». «Сгыол оаова, - писал Л.С. Выготский, - оказывается всегда динамическим, текучим, сложным образованием, которое имеет несколько зон различной
Авторский (первичный) текст
Понимающий контекст
""""N^ Дидактический контекст
Вторичный (встречный) = учебный текст
R1
R2
Рис.1.Преобразованиепервичноготекставтекствторичный