Научная статья на тему 'Развитие лидерских качеств руководителей в процессе социально-психологического тренинга'

Развитие лидерских качеств руководителей в процессе социально-психологического тренинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1603
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP / РУКОВОДСТВО / MANAGEMENT / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / LEADERSHIP SKILLS / ТРЕНИНГ / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пожарский Сергей Олегович

Описана модель развития лидерских качеств руководителей, которая может использоваться в практике психологического сопровождения становления руководителя в качестве организационного лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MANAGERS’ LEADERSHIP SKILLS DURING SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TRAINING

The article describes the model of development of managers' leadership skills, which can be used for psychological support of the formation of the manager as an organizational leader.

Текст научной работы на тему «Развитие лидерских качеств руководителей в процессе социально-психологического тренинга»

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

THE DEVELOPMENT OF MANAGERS' LEADERSHIP SKILLS DURING SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TRAINING

С.О. Пожарский

Лидерство, руководство, развитие, лидерские качества, тренинг.

Описана модель развития лидерских качеств руководителей, которая может использоваться в практике психологического сопровождения становления руководителя в качестве организационного лидера.

S.O. Pozharsky

Leadership, management, development, leadership skills, training.

The article describes the model of development of managers' leadership skills, which can be used for psychological support of the formation of the manager as an organizational leader.

Теоретический анализ литературы проблемы лидерства показывает недостаточность исследований, посвященных должностной власти в коммерческой организации. Многие исследователи показывают сложности отделения лидерства от характеристик людей, которые занимают лидерские позиции (И.В. Дрыги-на, М.Н. Емельянова, О.В. Евтихов, Е.М. Смека-лова, Е.И. Тихомирова и др.).

Ключевую роль в организации занимает руководитель, который в идеале должен быть и её лидером, а также эффективным менеджером.

Лидер и руководитель обладают качественно различными формами и степенью воздействия на группу (организацию). Эти различия, в свою очередь, непосредственно и сильно влияют на то, как конкретно может быть осуществлена ими деятельность управления, как они могут реализовать свою позицию ведущего. Лидер обладает влиянием - способностью оказывать воздействие на отдельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Влияние в основном реализуется через феномен авторитета. Руководитель же обладает (либо наряду с авторитетом и влиянием, либо помимо них) властью, статусом. Это уже не «способность влиять», а обязанность оказывать влияние.

Многие аспекты проблемы лидерства применительно к руководителям коммерческих структур остаются недостаточно разработанными, а также дискуссионными. Но практически все исследователи разделяют общее понимание, что руководство как система управления должно стимулировать инновационное поведение сотрудников, обеспечивающее постоянное рождение и использование нового знания на всех уровнях коммерческой организации (О.С. Виханский, С.Т. Зуб, Л.П. Калининский, Д.Я. Райгородский, Э.Х. Шейн и др.).

Лидерские качества - это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой и акмеологичес-ких характеристик личности руководителя коммерческой структуры.

Руководство на основе лидерства обусловливается наличием у человека не только определенных лидерских качеств, но и навыков и особенностей взаимодействия с последователями. В первую очередь оно обусловлено такими личностными составляющими, как «лидерское мировоззрение» с соответствующими целями и социальными установками и «лидерская Я-концепция» как совокупность представлений человека о себе как лидере с соответствующими ценностями [Евтихов, 2012, с. 4].

Под процессом развития лидерских качеств в работе понимается процесс развития мотивов и стремления к лидерству, становление лидерской Я-концепции, развитие межличностной чувствительности, коммуникативной и профессиональной компетентности.

Важнейшей задачей реализации управленческой деятельности в современных условиях становится необходимость развития лидерских качеств в руководителе, которое определено как процесс развития мотивов и стремления к лидерству, становление лидерской Я-концепции, развитие межличностной чувствительности, коммуникативной и профессиональной компетентности.

Профессионально-психологический тренинг, как считает О.В. Евтихов, вполне может способствовать развитию лидерских качеств, повышению стремления к лидерству [Евтихов, 2012, с. 5].

При разработке концепции развития лидерских качеств руководителя коммерческих структур были приняты в качестве отправной точки следующие теоретические положения:

1) лидерство является социальным феноменом, следовательно, освоение лидерских моделей поведения необходимо осуществлять в процессе межличностного и внутригруппового взаимодействия;

2) развитие лидерских качеств может происходить в ситуации успешно реализуемого лидерского поведения;

3) комплексное развитие лидерских качеств руководителя должно осуществляться в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности и внутригруппового взаимодействия, связанных с выполнением лидерских функций организационного лидера;

4) эффективным средством развития лидерских качеств является профессионально-психологический тренинг.

Основное содержание практической работы по развитию лидерских качеств включает в себя систему последовательно выстроенных, но относительно самостоятельных занятий и социально-психологических мероприятий, объединенных в

комплексную программу, в основу которой легли теоретические положения о разработке и проведении психологического тренинга.

Комплексная программа тренинга состоит из трех этапов-модулей.

1. Личностный модуль направлен на формирование у участников мотивации и стремления к лидерству, лидерского мировоззрения и лидерской Я-концепции, повышение уровня моральной нормативности и социализации,

2. Организационно-лидерский модуль направлен на развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, способности учитывать в деятельности как интересы группы, так и отдельных ее членов.

3. Профессионально-управленческий модуль предназначен для формирования и развития компетентности участников в вопросах руководства и профессионального взаимодействия, способности быстро и правильно ориентироваться в ситуации и принимать соответствующие управленческие решения, управлять мотивацией подчиненных, направлять их на решение поставленных задач и т. п.

Интервал времени между занятиями составляет 2-3 дня, а между основными модулями -1-2 недели.

В программе тренинга представлены следующие содержательные блоки работы: блок формирования индивидуальной и групповой работоспособности; информационный блок; блок развития личностных и социальных качеств; блок развития профессионально-управленческих качеств; блок модификации и отработки лидерского поведения в моделируемых ситуациях; блок завершения занятий и сопровождения в межмодульный и посттренинговый периоды направлен на сохранение полученных в тренинге изменений, закрепление и перенос участниками в профессиональную деятельность приобретенных ими навыков.

В тренинге используются следующие методы: психогимнастические упражнения, основанные на методах ролевых игр, деловые игры, групповая дискуссия, домашние задания для самостоятельной работы.

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

Для экспериментального подтверждения и обоснования эффективности и результативности социально-психологического тренинга был подобран инструментарий психодиагностического исследования изменений в личностной динамике формировавшихся лидерских качеств у руководителей коммерческих структур.

Исследование проводилось на базе тренин-гового центра ООО «СНАП-Сибирь», Красноярск. В исследовании принимали участие 100 руководителей коммерческих структур Красноярска, из них 50 руководителей составляют контрольную группу, 50 - экспериментальную.

В качестве психодиагностических методик в исследовании применялись: тест «Определение уровня лидерского потенциала» (Е. Жариков и Е. Крушельницкий); методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)); методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховско-го); тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Шнайдера; тест «Я - Лидер» (А.Н. Лутошкин).

На констатирующем этапе были получены следующие данные:

- лидерские качества руководителя (волевые качества, настойчивость инициативность и независимость, психическая устойчивость, самокритичность, требовательность, выносливость) выражены на среднем уровне у большинства руководителей (60 % руководителей экспериментальной группы и 65 % руководителей контрольной группы);

- потенциал коммуникативных и организаторских склонностей руководителей не отличается высокой устойчивостью (средний показатель выявлен у 75 % руководителей экспериментальной группы и 85 % руководителей контрольной группы);

- большинство руководителей (55 % руководителей экспериментальной и 50 % руководителей контрольной групп) характеризуются средним уровнем коммуникабельности;

- у преобладающего количества (70 %) руководителей выражен средний уровень коммуникативного контроля, что отражает их непосредственность в общении, искренность и доверчивость по отношению к другим;

- руководители высоко оценивают собственные лидерские качества: «осознание цели (знаю, чего хочу)», «влияние на окружающих»; на слабом уровне руководители считают проявление следующих качеств: «умение управлять собой» и «наличие творческого похода».

После проведения формирующего этапа исследования, направленного на реализацию социально-психологического тренинга по развитию лидерских качеств руководителей коммерческих структур, было проведено повторное экспериментальное исследование. После проведения развития лидерских качеств руководителей экспериментальной группы произошли следующие изменения:

- улучшились показатели организаторских и коммуникативных способностей, на контрольном этапе отсутствуют руководители, имеющие низкий и ниже среднего уровни общительности, что свидетельствует об изменении их уровня общительности и развитии способности легко вступать в контакты с окружающими, возрастает доля руководителей с уровнем общительности выше среднего (с 10 до 30 %) и высоким уровнем;

- в экспериментальной группе увеличился показатель высокого уровня лидерского потенциала на 35 %, высокий уровень выраженности лидерских качеств имеют 65 % руководителей, на контрольном этапе исследования низкий уровень лидерского потенциала отсутствует;

- руководители имеют более высокие показатели оценки самоконтроля в общении: постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций;

- в структуре лидерской Я-концепции произошло статистически значимое увеличение выраженности следующих качеств: «умение управлять собой», «наличие творческого подхода», «организаторские способности»;

- повысился уровень развития лидерских способностей.

Достоверность различий между результатами первого и второго срезов лидерских качеств была подтверждена с помощью критерия Фишера (ф).

После проведения тренинга у руководителей экспериментальной группы улучшились показатели организаторских и коммуникативных 2. способностей, повысился уровень общительности руководителей, произошло увеличение выраженности следующих качеств: «умение управ- 3. лять собой», «наличие творческого подхода», «организаторские способности».

Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили возможность 4. развития лидерских качеств у руководителей коммерческих структур с помощью социально-психологического тренинга, направленного:

- на развитие у участников мотивации и стремления к лидерству, лидерского мировоз- 5. зрения и лидерской Я-концепции;

- развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, способности учитывать в деятельности как интересы группы, так и отдельных ее членов; 6.

- развитие компетентности участников в вопросах руководства и профессионального взаимодействия, способности быстро и правильно ориентироваться в ситуации и принимать соответствующие управленческие решения.

Выводы проведенного исследования не 7. претендуют на исчерпывающее решение данной проблемы, предлагается только один из путей ее решения.

8.

Библиографический список

1. Валунов М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-

экономического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2010. 126 с. Володина O.A. Руководитель, организатор, лидер // Автоматика, связь, информатика. 2011. № 2. С. 17-18.

Гвоздева Н.И. Руководитель-лидер: необходимости направления его формирования // Психология и экономика. 2008. Т. 1, № 1-2. С. 146-150.

Глухенькая Н.М., Сац Е.А., Глухенький А.Н. Стили и подходы к формированию лидерских качеств будущего руководителя // Сборники конференций НИЦ «Социосфе-ра». 2013. № 56-2. С. 68-70. Евтихов О.В. Социально-психологическая модель развития лидерского потенциала руководителя // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4 (51). С. 3-6.

Кодин В.Н. Лидерские качества и билль о правах личности // Элитариум: Центр дистанционного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.el¡tar¡um. ru/2011/12/09/l¡dersk¡e_kachestva_l¡chnost. html (дата обращения: 13.03.2013). Селезнева Н.Т., Измалкина A.A. Конструирование руководителем социально-педагоги-ческого взаимодействия // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 109-112. David A. Zilz, В. Woodward, Thomas S. Thielke, Rita R. Shane Leadership skills for a high-performance// Am J Health-Syst Pharm. Vol. 61. Dec. 1. 2004. P. 2562-2574.

<C

t

tí m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

EÍ W H

s о

Рч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

W

0

1

X %

«

« о

W V

s

ь

1-4

<с п

W

с

« s

X

H

и

w м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.