Научная статья на тему 'Развитие личных подсобных хозяйств (на примере Чувашской республики)'

Развитие личных подсобных хозяйств (на примере Чувашской республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / PERSONAL SUBSIDIARY PLOT / COUNTRYSIDE / THE CHUVASH REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимова Г. Т.

В статье рассматривается вклад личных подсобных хозяйств в производство основных видов сельскохозяйственной продукции на примере Чувашской Республики. Автор анализирует состояние сельскохозяйственной потребительской кооперации и формулирует практические рекомендации по государственному регулированию в этой сфере на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PERSONAL SUBSIDIARY PLOTS IN THE CHUVASH REPUBLIC

The paper considers the contribution of personal subsidiary plots to the production of main kinds of agricultural goods on the territory of the Chuvash republic. The author analyses the state of agricultural consumer's co-operatives and puts forward practical recommendations about state regulation in this sphere on the regional level.

Текст научной работы на тему «Развитие личных подсобных хозяйств (на примере Чувашской республики)»

ппшпппппппппп пппш

удк 338.43 Г. Т. Акимова

СКГей ей □ ий Пк у Н мл ШПл Ск у Н Нл ГПППее (Ш ГГГПГГП ПГПГПГГГП I Ill II II I II I)

В статье рассматривается вклад личных подсобных хозяйств в производство основных видов сельскохозяйственной продукции на примере Чувашской Республики. Автор анализирует состояние сельскохозяйственной потребительской кооперации и формулирует практические рекомендации по государственному регулированию в этой сфере на региональном уровне.

Ключевые слова: личные подсобные хозяйства, сельские территории, Чувашская Республика.

G.T. Akimova

DEVELOPMENT OF PERSONAL SUBSIDIARY PLOTS IN THE CHUVASH REPUBLIC

The paper considers the contribution of personal subsidiary plots to the production of main kinds of agricultural goods on the territory of the Chuvash republic. The author analyses the state of agricultural consumers co-operatives and puts forward practical recommendations about state regulation in this sphere on the regional level.

Key words: personal subsidiary plot, countryside, the Chuvash republic.

Особую роль в сельской экономике выполняют сельские подворья как организационная форма, характеризующаяся высокой степенью устойчивости, если не сказать консервативностью, и при этом они вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение страны. Личные подсобные хозяйства выполняют важные социальные функции, именно здесь сельские жители с самого раннего возраста приобщаются к сельско -му труду, основанному на частной собственности, а также это служит средством получения доходов для сельских жителей, оставшихся без работы в результате банкротства многих сельскохозяйственных организаций.

В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. сельскохозяйственное производство в индивидуальных хозяйствах относится к малому бизнесу

Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р, в числе приоритетных мер содействия развитию малого и среднего предпринимательства на селе определены расширение доступа субъектов малого предпринимательства к субсидируемому кредиту, содействие продвижению на рынок и сбыту сельскохозяйственной продукции, расширение сети приемозаготовительных пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции, создание торговой и логистической системы на кооперативной основе и содействие организации кооперативных рынков, снижение административных барьеров в продвижении продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничную сеть организаций торговли и общественного питания.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи населения 2006 г., площадь сельскохозяйственных угодий в среднем на 1 сельскохозяйственную

организацию в Чувашии составляет 784,2 га, в том числе по крупным и средним организациям □ 1 459 га, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям □ 20,9 га, личным подсобным хозяйствам □ 0,46 га. В среднем по России хозяйства населения представляют собой микрохозяйства с низкой концентрацией земли и средств производства и имеют размер по 10 □ 20 соток, земельные участки размером до 6 га имеют всего 100 тыс. хозяйств из 17 млн [2, с. 99]. Личные подсобные хозяйства являются самой массовой категорией производителей сельскохозяйственной продукции в Чувашии: их численность, по данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике, составила на конец 2009 г. более 214 тыс. единиц, в то время как сельскохозяйственных организаций □ 435, а крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, □ 2 473 единицы. Хозяйства населения используют 23% всех посевных площадей в республике, в то время как сельскохозяйственные организации и крестьянские фермерские хозяйства используют соответственно 66,6 и 10,3%, получая при этом менее 40% продукции сельского хозяйства в фактически действующих ценах. Конечно, такая диспропорция сложилась в силу затяжного кризиса крупных сельскохозяйственных предприятий, медленно адаптирующихся к рыночным условиям, однако своевременная государственная финансовая поддержка при одновременном проведении институциональных преобразований может способствовать закреплению этих тенденций.

Между личными подсобными хозяйствами и крупными сельскохозяйственными организациями, фермерскими хозяйствами сложилось разделение труда, при котором высокомеханизированное, трудоемкое производство, промышленные технологии сосредотачиваются в крупных и средних сельскохозяйственных организациях (табл.1).

Т а б л и ц а 1

Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств в 2008 г.*

Рост производственной активности хозяйств населения поддерживается значительными финансовыми вливаниями государства. Гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, помощь оказывается путем субсидирования затрат на получаемые кредиты в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Так, за 2006 □ 2010 гг. малым формам хозяйствования в Чу-

вашской Республике было выплачено субсидий на сумму 1 384 млн руб., в том числе за 11 месяцев 2010 г □ 199 млн руб., что позволило получить кредитных ресурсов в объеме 8 550 млн руб., из них личным подсобным хозяйствам выделено 7 600 млн руб. Удельный вес личных подсобных хозяйств, привлекших льготные кредиты за 2006 □ 2010 гг., в целом по республике составляет 24,2% (по состоянию на 1 декабря 2010 г.), наилучшими показателями отличились 17 сельских поселений, где доля личных подсобных хозяйств, привлекших льготные кредиты, превышает 40%. Из названных лучшими сельских поселений 15 представляют муниципальные районы юга республики □ Батыревский, Комсомольский, Ше-муршинский, Яльчикский, традиционно отличающиеся высоким уровнем развития личных подсобных хозяйств, предпринимательской активности, индивидуального жилищного строительства. В Батыревском, Яльчикском, Большеяльчикском, Шыгырданском сельских поселениях удельный вес заемщиков составляет от 60 до 68,9%.

В то же время необходимо отметить, что для развития личных подсобных хозяйств недостаточно обеспечить доступ к кредитам, большое значение имеет наличие разветвленной рыночной системы сбыта продукции, предоставляющей личным подсобным хозяйствам различные производственные и консультационные услуги по реализации выращенной продукции сельского хозяйства.

В последние годы активно стали создаваться сельскохозяйственные потребительские кооперативы, около 70% которых фактически приступили к деятельности (табл.2).

В передовых по кредитованию хозяйств населения районах соответственно более активно идут процессы создания потребительских кооперативов, из которых половину составляют снабженческо-сбытовые и кредитные (49,3%), а перерабатывающие □ 18,7%.

Создающиеся сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также действующая система по -требительской кооперации в лице Чувашпотребсоюза формируют местную рыночную инфраструктуру по закупке и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, в результате деятельности которой ежегодно в среднем по республике закупается излишков сельскохозяйственной продукции у хозяйств населения на 1 млрд руб., в котором доля сельхозкооперативов составляет около 70%. Однако сельские подворья Чувашии , несмотря на разобщенность и низкую концентрацию земли, скота, технических ресурсов, имеют значительный, к сожалению, не используемый в полной мере потенциал производства качественной, экологически чистой продукции сельского хозяйства. Необходимо всесторонне поддержать процесс интеграции сельхозтоваропроизводителей, который без помощи извне будет происходить медленными темпами, не давая возможности внедрять прогрессивные технологии и повышать качество продукции, что еще более будет способствовать отставанию этого сектора.

Развитие агломерационных связей с городами Казань, Нижний Новгород, Ульяновск, являющимися крупными рынками сбыта сельскохозяйственной продукции, открывает большие перспективы для сельских товаропроизводителей при условии их интеграции и предложения сырья и готовой продукции хорошего качества и больших объемов, так как покупателям невыгодно за-

Сельско-хозяйст -венные организации Личные подсобные хозяйства Крестьянские фермерские хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей

Зерно 86,0 0,7 13,3

Картофель 24,0 66,2 9,8

Овощи 14,9 78,3 6,8

Мясо скота и птицы 37,6 60,9 1,5

Молоко 23,3 75,4 1,3

Яйцо 63,1 36,7 0,2

Ше рсть (в физическом весе) 1,3 97,7 1,0

* Составлено по данным Чувашстата.

Т а б л и ц а 2

Количество выделенных кредитов личным подсобным хозяйствам и созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Чувашской Республике*

Районы Количество кредитов, выданных ЛПХ за 2006 2010 гг. Доля заемщиков, % Всего создано СПОК (по состоянию на 01.07.2010 г.) Приступили к деятельности (в % к созданным)

Ал аты рски й 1 813 18,5 4 75,0

Аликовский 2 067 23,0 7 71,4

Батыревский 5 145 38,6 23 82,6

Вурнарский 2 560 19,5 10 80,0

Ибресинский 1 886 28,0 18 66,7

Канашский 3 239 18,6 12 58,3

Ко зло вски й 1 634 18,5 4 75,0

Комсомольский 3 567 37,5 6 66,7

Ксасноасмейский 1 389 19,2 5 80,0

Ксасночетайский 2 097 21,7 8 62,5

Маспосадский 1 982 23,1 6 66,7

Мосгаушский 3 029 22,6 16 87,5

Посецкий 1 800 21,6 8 75,0

Урмарский 2 487 24,3 13 53,8

Цивильский 2 610 20,4 14 50,0

Чебоксарский 2 845 17,8 14 35,7

Шемусшинский 2 830 44,3 7 71,4

Шумеслинский 904 12,6 6 100,0

Ядсинский 2 219 20,5 21 61,9

Яльчикский 3 693 43,0 7 85,7

Янтиковский 1 771 25,5 4 100,0

г. Канаш 2 0,0

г. Чебоксары 3 100,0

г.Новочебоксасск 1 100,0

Всего 51 817 24,2 219 68,9

Сост. по данным Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики

ниматься большим количеством поставщиков и подряд -чиков. В связи с тем, что многие сельскохозяйственные предприятия находятся в тяжелом финансовом положении и сами нуждаются в массированной помощи государства, у них нет реальной возможности, а самое главное □ заинтересованности, как в поддержке различными ресурсами хозяйств населения, так и в организации сбыта произведенной продукции. Сложно рассматривать в качестве варианта для интеграции и перерабатывающие предприятия в силу потери влияния на них сельскохозяйственных предприятий и крестьянских фермерских хозяйств, занимающих пока незначительный удельный вес в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, сложившаяся ситуация способствует созданию кооперативных структур, объединяющих ресурсы множества мелких товаропроизводителей, малых крестьянских фермерских хозяйств, предпринимателей для производства, переработки и организации сбыта крупными партиями сельскохозяйственной продукции перерабатывающим предприятиям, торговым компаниям. В качестве интеграторов могут рассматриваться крестьянские фермерские хозяйства, предприниматели, имеющие соответствующую материально-техническую базу, например перерабатывающие предприятия, складские помещения, сельскохозяйственную технику и др., использующие различные формы взаимодействия, в том числе договоры аренды, поставки, маркетинговые и производственные контракты и т.д. Возможности сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции повлекут за собой наращивание объемов, необходимость внедрения современных

технологий в производство, переработку, расфасовку, упаковку, маркировку и т.д. Однако для ускорения процессов развития кооперативного движения на селе необходима помощь государства в укреплении материально-технического положения сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предоставление им льготного режима функционирования и т.д., например:

□ в целях укрепления имущественной базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов целесообразно предоставление на начальной стадии в доверительное либо оперативное управление (а в последующем и в собственность) сельскохозяйственных рынков, находящихся в муниципальной собственности;

□ создание режима наибольшего благоприятствования для участия сельскохозяйственных потребительских кооперативов в конкурсах на поставку сельскохозяйственной продукции (особенно экологически чистой сельскохозяйственной продукции детским учреждениям) для государственных и муниципальных нужд, крупных торговых сетей;

□ активнее использовать возможности потребительской кооперации в лице Чувашпотребсоюза, в том числе разветвленную систему приемозаготовительных пунктов, оснащенных соответствующим оборудованием и транспортными средствами, баз хранения, пищевых и перерабатывающих предприятий, предприятий розничной торговли и общественного питания, для активизации заготовительной деятельности на селе;

□ оказать содействие с предоставлением субсидий из республиканского и местного бюджетов для оформления прав на земельные участки, выделенные в счет земельных долей и под личные подсобные хозяйства, для возможного использования их в качестве залогового обеспечения при получении инвестиционных кредитов;

□ оказание помощи в проведении маркетинговых мероприятий, продвижении сельскохозяйственной продукции местного производства, формировании и поддержке местных ПбрэндовП и т.д.

Планом мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г предусмотрена разработка проектов федеральной и региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий в течение 2011 □ 2012 гг., в которых целесообразно рассмотреть вопросы комплексной поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации как основы для устойчивого развития села, повышения занятости и доходов сельских жителей.

1. Официальный сайт Правительства Чувашской Республики. иК1_: http://gov.cap.ru/ (дата обращения: 15.01.2011).

2. Тенденции развития и механизмы взаимодействия крупного и малого бизнеса в агропромышленном комплексе // Науч. тр. ВИАПИ им. А.А. Никонова. М.: ВИАПИ им. А.А.Никонова: ЭРД, 2009. Вып.24.

к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.