Научная статья на тему 'Развитие личностной рефлексии у студентов второго курса бакалавров педагогики'

Развитие личностной рефлексии у студентов второго курса бакалавров педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / МОЛОДОСТЬ / ТРЕНИНГ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REFLEXION / PERSONAL REFLEXION / YOUTH / TRAINING / PERSONAL GROWTH / SEMINAR-PRACTICAL WORK / NONLEARNING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башаева Е. П.

В статье рассмотрено развитие личностной рефлексии у студентов будущих бакалавров педагогики в условиях педагогического вуза, даны критерии, показатели и методики измерения, а также описан практический опыт разработанного процесса развития личностной рефлексии у студентов будущих бакалавров педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A PERSONAL REFLEXION IN STUDENTS OF THE SECOND YEAR OF BACHELORS OF PEDAGOGICS

In article development of a personal reflexion in students of the future bachelors of pedagogics in the conditions of pedagogical high school, criteria, indicators and techniques of measurement of development of a personal reflexion are given, and also practical experience of the developed development of a personal reflexion at students of the future bachelors of pedagogics is described

Текст научной работы на тему «Развитие личностной рефлексии у студентов второго курса бакалавров педагогики»

ния (курс) должна заканчиваться созданием новой целостности высшего порядка на основе соответствующих обобщенных понятий, категорий и пр.

Процесс дифференциации содержания на отдельные учебные предметы вызвал к жизни также проблему установления межпредметных связей. В современной дидактике выявлены несколько вариантов соотношения интеграции и установления межпредметных связей в межнаучной интеграции преподавания учебных дисциплин:

® межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегратив-ных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах, методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве;

® термин «интеграция» в содержании образования обозначает объединение, в известных пределах, в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной научной области;

межпредметные связи прежде всего предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями, так и оптимальным учетом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета;

межпредметные связи в интеграции преподавания учебных дисциплин — это дидактический принцип обучения, средство отражения в содержании каждого учебного предмета и в учебной деятельности учащихся продуктов межнаучной интеграции.

Из сказанного следует, что при межнаучной интеграции преподавания учебных дисциплин необхо-

димо учитывать следующие дидактические требования:

# необходимо осознать основания для интеграции учебных дисциплин; для этого следует описать структуру взаимодействия педагога и учащегося в каждой из осуществляемых форм преподавания и обосновать необходимость взаимодополнения данных способов взаимодействия;

# интеграция может быть самоцелью только в одном случае: если педагог ставит задачей усвоение специфического содержания, которое заложено в форме преподавания (в структуре взаимодействия педагога и учащегося), в этом случае педагог должен подобрать материал, адекватный избранной форме;

в остальных случаях необходимость межнаучной интеграции преподавания учебных дисциплин в современном образовательном учреждении должна определяться содержанием учебного материала, то есть форма преподавания должна быть адекватна содержанию;

результат интеграции форм преподавания целесообразно описывать через составные термины, например: «занятие—семинар», «лекция—семинар» и т.п.

Литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — М., 2000.

2. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технологии обучения в вузе. — М., 1990.

3. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. — М., 1992.

4. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. — М., 2001.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М; 1998.

6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. — М., 1995.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ

Е.П. БАШАЕВА

Аннотация. В статье рассмотрено развитие личностной рефлексии у студентов — будущих бакалавров педагогики в условиях педагогического вуза, даны критерии, показатели и методики измерения, а также описан практический опыт разработанного процесса развития личностной рефлексии у студентов будущих бакалавров педагогики.

Ключевые слова: рефлексия, личностная рефлексия, молодость, тренинг, личностный рост, семинар-практикум, внеучебная деятельность.

DEVELOPMENT OF A PERSONAL REFLEXION IN STUDENTS OF THE SECOND YEAR OF BACHELORS OF PEDAGOGICS

E.P. BASHAEVA

The summary. In article development of a personal reflexion in students of the future bachelors of pedagogics in the conditions of pedagogical high school, criteria, indicators and techniques of measurement of development of a personal reflexion are given, and also practical experience of the developed development of a personal reflexion at students of the future bachelors of pedagogics is described.

Key words: reflexion, personal reflexion, youth, training, personal growth, seminar-practical work, nonlearning activity.

В современном мире образование как социокультурный институт переживает глобальный кризис, который является отражением глобального цивили-зационного кризиса. Преодоление цивилизацион-ного кризиса связывается с «поворотом к человеку» во всех сферах его жизнедеятельности, в том числе в сфере образования.

Успешное становление личности зависит от ее способности адекватно оценивать себя и свою деятельность, т.е. от того, в какой степени человек способен к рефлексии всех значимых аспектов своей жизни. Механизмом, ответственным за развитие самопознания субъектом своего внутреннего мира, психических актов и состояний, является рефлексия (И.В. Орлова, А.К. Маркова, С.Ю. Степанов, Г.П. Щедровицкий). Интерес к рефлексивным процессам объясняется целым рядом тенденций современной культуры: усложнением познавательных процессов, возрастанием самосознания личности в актах сознания и поведения, развитием обратных связей в социальной системе, осознанием коммуникативной природы научного знания и др.

Рефлексия — это психический механизм, обеспечивающий существование человеческой деятельности (Н.И. Гуткина). Он не сводится к имеющимся у человека мышлению, осознанию, самосознанию, воле и личности, к другим психическим механизмам. Рефлексия интегрирует все психические функции для одной цели: обеспечить существование деятельности человека как источника существования самого человека. Рефлексия — это внутренняя часть деятельности, психологическая ее часть (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Ф.Е. Василюк, Е.И. Исаев, В.Е. Леп-ский, В.И. Слабодчиков, Е.В. Семенов, С.Ю. Степанов, Я.А. Пономарев, Г.П. Щедровицкий).

В нынешних социально-экономических условиях для любого учебного заведения способность педагогического коллектива к осуществлению деятельности рефлексивного характера стала одним из важнейших критериев его выживания, продуктивности и успешности. Проблемы и задачи, с которыми в последнее время приходится сталкиваться педагогическим коллективам, являются все более творческими и не имеют шаблонного и однозначного пути решения. В связи с этим наиболее конструктивным путем оказывается рефлексивное переосмысление и преобразование учителями своего опыта.

К сожалению, современные образовательные стандарты в большей степени направлены на оснащение будущего педагога знаниями, нежели на формирование его профессионально-значимых личностных

характеристик. В результате реформируемая система образования испытывает явный дефицит в профессионально подготовленных кадрах с развитой рефлексией, необходимой как для творческой самореализации, так и для успешной инновационной деятельности (Вульфов Б.Ф., 1995; Давыдов В.В., 1996; Маркова А.К., 1996; Митина Л.М., 2004; Семенов И.Н., 1997). Необходимо критическое переосмысление проблемы, объединяющее все эти исследования в единую систему.

Студенты второго курса педагогического вуза находятся на возрастном отрезке 18—19 лет — этот возраст исследователи определяют как молодость. Именно с этим периодом жизни связывают становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать «смысложиз-ненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, построение устойчивого «образа мира», определение перспектив и целей жизни и т.д. Впервые выстраивается жизненная стратегия, опирающаяся на личностную рефлексию, осмысление достигнутого, достигаемого и пока недостижимого. Но для этого необходимо заглядывать внутрь самого себя, осознать себя как «Я», исследовать свой внутренний мир, необходима личностная рефлексия.

Результаты педагогической практики, наблюдения (И.А. Стеценко, Е.А. Михайлычевой) свидетельствуют о том, что многие 17—19-летние студенты педагогических вузов заявляют о желании реализовать себя, о значимости для них собственной индивидуальности. Тем не менее в учебной деятельности до 1/3 обучающихся довольно часто оказываются не в состоянии оценить свои личностные качества, реализовать поведенческую Я-концепцию. И.А. Стеценко объясняет это недостаточным развитием у студентов необходимых способностей и отсутствием соответствующих умений (способности к самоанализу и самооценке, умения рефлексировать и др.). В основе этих проблем — недостатки профессионально-педагогической подготовки, когда обучающийся выступает объектом массового процесса педагогического воспроизводства [8].

Социальная и профессиональная квалификация педагогов, подготавливаемых современными вузами, не отвечает запросам времени, диктуемым современной социокультурной ситуацией. Массовое школьное образование не справляется со своими задачами, личностная рефлексия формируется на низком и среднем уровне, а, как показывают исследования, профессиональное образование невозмож-

но без личностной рефлексии. Одна из причин такого положения заключается не только в неясности организационно-педагогических основ подготовки к рефлексии, но и в отсутствии теоретических исследований, направленных на разработку рефлексивно-ориентированного педагогического образования. Таким образом, явно обозначились следующие противоречия: между возросшими современными требованиями к качеству профессионального образования педагогов и существующими традиционными подходами к их профессиональной подготовке, не обеспечивающими в должной мере готовности выпускников к рефлексивной деятельности; достаточно высоким уровнем разработанности общей философской и психологической проблем личностной рефлексии и отсутствия концептуальных основ развития ее у студентов в вузе; потребностью педагогического сообщества в более высоком уровне развития рефлексивной культуры будущих специалистов и реальным состоянием подготовки, ориентированной в основном на передачу знаний студентам.

Необходимость разрешения данных противоречий определила проблему исследования — разработать процесс развития личностной рефлексии у будущих бакалавров педагогики — студентов второго курса в условиях высшего учебного заведения.

Именно личностная рефлексия вырывает человека из непрерывного потока жизни и заставляет стать во внешнюю позицию по отношению к себе. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста [5, с. 207].

Личностная рефлексия — механизм самосознания, особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует себя как исследователя: обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту — мышления, деятельности, переживаний и т.д. — ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п. и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует (Н.И. Гуткина). Рефлектирующий человек перестает ощущать, познавать чувственный мир, перестает действовать в нем, он «смотрит» на это свое ощущение, познание, действие в этом чувственном мире (онтологическая рефлексия, если пользоваться терминами Э.Г. Юдина), он «смотрит» на себя-ощущающего, себя-познающего, себя-действующего, на себя-рефлексирующего, на основания, средства и способы этой своей деятельности, на основания, средства и способы этой своей рефлексии над принципиально другим типом или видом деятельности, имеющимся в опыте индивида. Результатом развития личностной рефлексии (В.В. Столин, А.А. Бодалев, Ю.М. Орлова, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов и др.) будет: личностный рост, адекватность и объективность знаний и о себе, активная жизненная позиция, рефлексивность.

В исследовании участвовали студенты педагогического факультета Института педагогики и образования ДВГУ в возрасте 18—19 лет общей численностью 98 человек, из них 98 (100%) — девушки, средний возраст которых составил 18,4.

На этапе констатирующего эксперимента была проведена диагностика уровня развития личностной рефлексии (таблица 1).

Таблица 1

Критерии, показатели, диагностический инструментарий измерения уровня личностной рефлексии

Критерии личностной рефлексии Показатели личностной рефлексии Методика

Личностный рост Уровень самоактуализации личности Опросник «Самоактуализация личности» (автор А. Шостром)

Адекватность и объективность знаний о себе Уровень самооценки Изучение самооценки личности (автор: А.А. Реан)

Активная жизненная позиция Уровень социальной активности Методика личностного дифференциала: оценка, сила и активность. (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева) (Социально-психологическая диагностика / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)

Актуализация рефлексивности студента Уровень рефлексивности Методика определения уровня рефлексивности (авторы: А.В. Карпов, В.В. Понамерев)

Формирующий эксперимент процесса развития личностной рефлексии начался с тренинга личностного роста. В алгоритм проведения тренингов личностного роста нами включены самодиагностика; упражнения на отработку навыков самоанализа; психотехнические игры на рефлексирование и активизацию; обсуждение; элементы проектирования и прогнозирования жизненного пути.

Семинар — практикум по развитию рефлексии. Содержание данных семинаров базируется на исследованиях С.Ю. Степановой (2000), Л.М. Мити-ной (1994), И.Н. Семенова (1992), Ю.Н. Кулюткина (1971, 2002), Е.И. Кузьмина (2007), О.С. Газман и др. При разработке практической части использовались упражнения и задания из материалов Н.Р. Битяновой (1995), Е.И. Рогова (1996), Н.В. Самоукиной (1995, 1997), М.К. Тутушкиной (1997), И.В. Орловой (2006), Е.И. Кузьмина (2007).

Семинар-практикум представлен теоретическим и практическим блоками. Теоретический блок предполагает раскрытие сущности и специфики личностной рефлексии, форм и видов рефлексии, личностный рост и развитие, саморазвитие и самопознание, свободоспособность. Студенты самостоятельно работали с философской, психолого-педагогической, социологической, методической литературой, что способствовало их самообразованию. Особый акцент делался на работу с научной литературой: подбор необходимых фактов, цитат, содержания на заданную тему и др.

Практический блок включает ситуации активного взаимодействия участников, психогимнастическиие игры, психотехники, способствующие актуализации потребностей и возможностей участников в личностной рефлексии.

Внеучебная деятельность. Студенты участвуют во внеучебной деятельности Института педагогики и образования, куда включены специальные мероприятия, подготовка к которым ведется в форме коллективно-творческой деятельности (И.П. Иванов) с четкой структурой: коллективное целепола-гание (дело как реализация задач личностного развития) — коллективное планирование (акцент на индивидуальное авторство идей, умение представлять их в группе) — коллективная подготовка (акцент на принятия решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий) — коллективное проведение дела (согласованность индивидуальной деятельности с групповой) — коллективный анализ по итогам (личностная рефлексия). Процесс развития личностной рефлексии осуществлялся в следующих условиях.

Создание рефлексивной среды. Рефлексивная среда порождается, прежде всего, активностью преподавателей, их ценностными ориентациями, установками, стилем педагогической деятельности, способами организации всего образовательного процесса в

университете. Однако при этом важную роль играет согласование всех участников. Для создания рефлексивной среды нами была выбрана форма тренинга, семинара-практикума по рефлексии, формы внеу-чебной деятельности, где студенты активно взаимодействуют и воздействуют друг на друга и на себя с целью понимания и осознания себя и других. Преподаватель представляет себя в качестве посредника, но и выступает в роли собеседника. Кроме того, студенты второго курса педагогического факультета активно участвуют во всей внеучебной деятельности студентов Института педагогики и образования, куда входят институтские мероприятия, городские акции, посещение культурных центров и др., т.е. использовались такие формы, методы и средства, в которых осуществлялось совместное проживание событий, проблем — познавательных, ценностных, личностных, где у студентов есть возможность свободы выбора и ответственности, что тоже способствовало порождению рефлексивной среды.

Специально организованная рефлексивная деятельность. В тренинге ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание всех форм деятельности: Труда, Общения, Игры, Обучения. В нашем тренинге предусмотрены практически все виды деятельности. Учебная деятельность по освоению теоретического материала реализуется на семинарах-практикумах по рефлексии. Во внеучебной деятельности специально организована коллективная творческая деятельность.

Активизация межсубъектных отношений. Во всем процессе развития личностной рефлексии действовали принципы тренинга:

# принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного и полноценного межличностного общения во время занятий в группе. Этот принцип является ведущим, поскольку только доверительный диалог позволяет построить полноценное межличностное общение, основанное на искренности, доверии друг к другу, освобождении от психологических защит и страха, когда студент не боится рассказать о своих чувствах и мыслях;

# принцип субъект-субъектного подхода предполагает равноправие позиций участников и руководителя тренинга. При реализации данного принципа студенты получают неоценимый опыт доверительного взаимодействия, так как основная задача преподавателя не заставлять, не давить, не ломать студента, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив самого себя. Эти принципы реализуют условие активизации межсубъектных отношений для развития личностной рефлексии.

Контрольный этап, проведенный по методикам диагностики, показал изменения в состоянии дел, связанных с организацией развития личностной рефлексии студентов второго курса педагогического вуза (табл. 2).

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа состояния личности студента вуза (%)

Показатели личностной рефлексии Уровни личностной рефлексии ДО эксперимента (констатирующий этап) Уровни личностной рефлексии ПОСЛЕ эксперимента (контрольный этап)

Н. Ср. В. Н. Ср. В.

Уровень самоактуализации личности 35 54 11 30 35 35

Уровень самооценки 10 85 5 0 95 5

Уровень социальной активности 6 50 44 5 25 70

Уровень рефлексивности 5 75 20 0 30 70

Личностная рефлексия 14 66 20 8 46 46

Условные обозначения'. Н. — низкий уровень, Ср. — средний, В. — высокий уровень.

На основе полученных данных показателей личностной рефлексии (уровень самоактуализации личности, уровень самооценки, уровень социальной активности, уровень рефлексивности) с помощью средней арифметической (М) выявлены общие данные уровня личностной рефлексии.

Таким образом, вовлечение студентов в систему развития личностной рефлексии происходит с помощью таких форм работы, как участие в тренинге личностного роста, в семинарах-практикумах по рефлексии, а также во внеучебной деятельности.

Повысился высокий уровень личностной рефлексии на 26% и снизился низкий уровень личностной рефлексии на 5%, что доказывает, что процесс развития личностной рефлексии у студентов второго курса педагогического факультета, реализуемый через обозначенные условия, оказался эффективным.

Данная работа не решает всех проблем, связанных с развитием личностной рефлексии, она является лишь одним из шагов в данном направлении и позволяет, на наш взгляд, выдвинуть перспективную проблему для дальнейшего исследования — использование потенциальных возможностей гуманитарного образования в содействии развития личностной рефлексии. Но при этом, на наш взгляд, программы развития личностной рефлексии должны реализовываться в старших классах средней школы, когда личностная рефлексия является новообразованием этого возраста. Тем не менее мы считаем, что в нашем исследовании разработан и эффективно реализован процесс

развития личностной рефлексии у студентов второго курса педагогического вуза.

Литература

1. Башаева Е.П. Формирование личностной рефлексии у студентов второго курса педагогического вуза: Дис. ... магистра пед. наук: 12.00.08 — Владивосток, 2008. С. 162.

2. Гуткина Н.И. Разделение рефлексии на виды при экспериментальном изучении // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: тезисы докладов и научно-методической конференции, Новосибирск, 2—4 декабря 1986 г. — Новосибирск: Издательство НГУ, 1986. С. 49—50.

3. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. — СПб.: Речь, 2006. С. 128.

4. Остапенко А.В. Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — Н. Новгород, 2008. С. 22.

5. Пономарев Я.А. Психология творчества. — М., 1976. С. 302.

6. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 99—104.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. — М., 1995. С. 420.

8. Стеценко И.А. Педагогическая рефлексия: теория и технология развития: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 — Ростов н/Д, 2006. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.