Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЗДНЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЗДНЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / LIFE STRATEGIES OF THE INDIVIDUAL / CREATIVE POTENTIAL IN OLD AGE / PSYCHOLOGICAL ESSENCE OF CREATIVITY / VITALITY OF CREATIVE PERSONALITY / SPIRITUAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поставнев В.М., Поставнева И.В.

В статье представлен анализ проблемы творческой продуктивности в контексте продолжительности жизни человека. В основе лежит принцип социальной обусловленности жизни человека. Творческая продуктивность в преклонном возрасте рассматривается в тесной связи с социально-психологическими условиями становления и развития творческого потенциала человека. Акцент делается на безграничности личностного развития человека, выборе человеком собственной линии движения по жизни, условиях продолжительной продуктивной жизни, способности совершать выборы и принимать на себя ответственность за их реализацию в собственной жизни. Показано, что творчество как особый вид человеческой деятельности, результатом которой является создание нового, представляет собой мощное средство противодействия инволюционным сдвигам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY DEVELOPMENT IN LATE ONTOGENESIS AS A FACTOR OF CREATIVE PRODUCTIVITY

The article presents an analysis of the problem of creative productivity in the context of human life expectancy. It is based on the principle of the social conditionality of human life. Creative productivity in old age is considered in close connection with the socio-psychological conditions for the formation and development of human creative potential. The emphasis is placed on the limitlessness of a person’s personal development, a person’s choice of his own line of movement in life, the conditions for a long productive life, the ability to make choices and take responsibility for their implementation in his own life. It is shown that creativity as a special type of human activity, the result of which is the creation of something new, is a powerful means of counteracting involutionary shifts.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЗДНЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ»

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЗДНЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ

PERSONALITY DEVELOPMENT IN LATE ONTOGENESIS AS A FACTOR OF CREATIVE PRODUCTIVITY

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ проблемы творческой продуктивности в контексте продолжительности жизни человека. В основе лежит принцип социальной обусловленности жизни человека. Творческая продуктивность в преклонном возрасте рассматривается в тесной связи с социально-психологическими условиями становления и развития творческого потенциала человека. Акцент делается на безграничности личностного развития человека, выборе человеком собственной линии движения по жизни, условиях продолжительной продуктивной жизни, способности совершать выборы и принимать на себя ответственность за их реализацию в собственной жизни. Показано, что творчество как особый вид человеческой деятельности, результатом которой является создание нового, представляет собой мощное средство противодействия инволюционным сдвигам.

Ключевые слова: жизненные стратегии личности, творческий потенциал в пожилом возрасте, психологическая сущность творчества, жизнеспособность творческой личности, духовные способности.

ABSTRACT

The article presents an analysis of the problem of creative productivity in the context of human life expectancy. It is based on the principle of the social conditionality of human life. Creative productivity in old age is considered in close connection with the socio-psychological conditions for the formation and development of human creative potential. The emphasis is placed on the limitlessness of a person's personal development, a person's choice of his own line of movement in life, the conditions for a long productive life, the ability to make choices and take responsibility for their implementation in his own life. It is shown that creativity as a special type of human activity, the result of which is the creation of something new, is a powerful means of counteracting involutionary shifts.

Keywords: life strategies of the individual, creative potential in old age, psychological essence of creativity, vitality of creative personality, spiritual abilities.

Владимир

Михайлович

ПОСТАВНЕВ,

кандидат психологических наук, доцент ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (Москва)

postavnevv@mgpu.ru

Ирина

Васильевна

ПОСТАВНЕВА,

кандидат психологических наук, доцент ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (Москва)

PostavnevaIV@mgpu.ru

Vladimir

Mikhailovich

POSTAVNEV,

PhD in Psychology, Associate Professor, Moscow City Pedagogical University (Moscow) postavnevv@mgpu.ru

Irina

Vasilievna Postavneva,

PhD in Psychology, Associate Professor, Moscow City Pedagogical University (Moscow)

PostavnevaIV@mgpu.ru

психология

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Введение

В современной России приходит осознание того, что главной ценностью является конкретный человек. Наглядным примером таких процессов является появление специальных программ разного уровня, направленных на поддержку активного образа жизни пожилых, например, «Московское долголетие», «Серебряный университет» и др.

Индивидуальный жизненный проект, ранее возможный как результат противостояния с общей идеологией коллективизма, становится нормой для многих граждан. Именно этим, на наш взгляд, объясняется и рост научного интереса исследователей к психологии выбора человеком собственной линии движения по жизни. В научном сообществе психологов обсуждаются предпосылки и условия, определяющие потребность и способности человека самостоятельно осуществлять свой жизненный проект: самостоятельно ставить цели и выбирать средства их достижения. Предметом исследования становятся личностный потенциал человека, социальные условия жизни и личностные качества, присущие творческим людям.

При современной медицине и благосостоянии общества состояние здоровья пожилого человека и его творческая активность в значительной мере зависят не только от природного здоровья, но и от прожитой жизни. Характер воздействий, которым человек подвергся в детстве, юности, а затем и в период взрослости, также существенным образом отразится на его жизненных ориентирах и отношении к реалиям природного и социального мира, а значит, с высокой вероятностью, и на продолжительности его жизни.

Варианты жизни

Проблема выбора человеком способа своего существования и отношения к жизни исследовалась С.Л. Рубинштейном [21]. Описанные автором два способа существования человека отражают два полярных варианта жизни. Первый вариант жизни человека - «жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем подруги, учителя, затем муж, дети и т.п. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом» [21, с. 351]. Такой вариант жизни предполагает устойчивый

жизненный уклад и следование усвоенным правилам и нормам жизни. В ситуации ломки социального устройства и смены системы ценностей подобный выбор варианта жизни оставляет человека незащищенным перед социальными катаклизмами.

Характеризуя второй вариант жизни, построенный на основе способности человека к рефлексии, С.Л. Рубинштейн пишет: «С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни. Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней... С этого момента, собственно, и встает проблема ответственности человека в моральном плане, ответственности за все содеянное и все упущенное» [21, с. 352].

Таким образом, второй вариант жизни отвергает тотальную зависимость человека от внешних условий и предлагает в качестве основания поведения человека рассматривать «внутренние условия», которые и определяют степень свободы человека от жизненных обстоятельств.

Тренировка интеллекта способствует сохранению умственной продуктивности

В исследованиях [4, 9, 22], посвященных выявлению закономерностей изменений в психике человека, связанных с преклонным возрастом, отмечают, что деятельность, требующая максимальных умственных затрат, в результате постоянной тренировки интеллекта становится устойчивой к старению. Установлено, что человек, не утративший интерес к деятельности, остается продуктивным и в пожилом возрасте, поскольку сохраняет широту интересов и многосторонность деятельности, сохраняет и даже расширяет интенсивные социальные связи. Включенность в творчество позволяет пожилым людям долгие годы создавать выдающиеся произведения искусства, совершать научные открытия. Подробно описаны многие случаи сохранности творческого потенциала до глубокой старости.

Творческая личность помимо профессиональных интересов, как правило, имеет увлечения, которые связаны со способностью к обобщению. Интересы творческой личности преклонного возраста чаще всего направлены на про-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

блемы устройства общества, происходящие в мире политические процессы, достижения культуры и науки и другие. В преклонном возрасте у представителей науки появляется склонность к теоретическому осмыслению результатов накопленных знаний и эмпирического опыта.

Пожилые представители других профессий, предполагающих создание творческих продуктов (писатели, режиссеры, художники), также сохраняют интерес к своей деятельности и порой создают свои лучшие работы на склоне лет. В современном общественном сознании сложились представления о благоприятном, желательном варианте старости. В основе этих представлений лежат индивидуальные истории жизни ученых, деятелей искусства и других пожилых людей, сохранивших творческую продуктивность до преклонных лет.

Безграничность личностного развития человека

В психологии личности обосновано положение о безграничности личностного развития человека. Так, Э. Фромм [25] опровергал бытующее в психологической науке убеждение о том, что развитие человека как личности направлено на достижение им конечного состояния - «зрелости», «мудрости», после которого личность начинает деградировать.

Для пожилых творческих людей, отмечает Э. Фромм, свойственно достаточно спокойное отношение к факту конечности жизни: «не цепляться за жизнь, не относиться к жизни как к собственности». <...> И тогда этот страх перестает быть страхом смерти, это страх потерять то, что я имею» [26, с. 152]. При этом Э. Фромм подчеркивал, что человек должен стремиться быть многим, а не иметь многое. Такое отношение к жизни создает предпосылки для свободного самоосуществления человека: «Полностью развитый, истинно очеловеченный человек - это не тот, кто имеет много, а тот, кто является многим» [27, с. 316].

Действенный гуманизм В. Франкла отражается в его взглядах на перспективы развития человека в преклонном возрасте. Даже на фоне естественного убывания физических сил, человек, увлеченный творческой деятельностью, сохраняет и развивает умственные и эмоциональные качества, приобретенные им в процессе жизни. «Упорство духа дает человеку возможность утвердить себя в своей человечности на-

перекор телесно-психологическим состояниям и социальным обстоятельствам» [28, с. 111].

Вера в человека, помноженная на знание его возможностей, отражена в представлениях Н.М. Амосова [4] о жизненной стратегии многих пожилых людей. Ученый изучал возможности человека преклонного возраста, при этом исследовал собственный опыт сохранения здоровья и работоспособности в преклонном возрасте. Н.М. Амосов стремился теоретически обосновать и практически показать на практике возможности человека в преодолении старческих проявлений.

Условия продолжительной продуктивной жизни

Особую роль творческой активности человека в продлении жизни отмечал основатель акмеологии в России А. А. Бодалев [6]. Творческую деятельность по созданию материальных и духовных ценностей А.А. Бодалев считает обязательным условием продолжительной продуктивной жизни, несмотря на биологическую инволюцию, которая обусловлена преклонным возрастом. В качестве иллюстрации такого способа существования автор приводит жизнь и творчество известных ученых, писателей и политических деятелей (М. Ганди, Гёте, И.П. Павлов, Р. Тагор, Л.Н. Толстой и др.).

Известность, высокое общественное положение, продуктивная творческая деятельность, интенсивный обмен идеями с коллегами, административная и общественная занятость не позволяют пожилому ученому или деятелю искусства утратить или ослабить связи с социальной средой. Замечено, что на протяжении всей истории науки по отношению к пожилому творческому человеку, философу, ученому или художнику, или врачу общество всегда было более терпимо и не демонстрировало претензии на его статусное место, поскольку право занимать статусное место творческая личность подтверждает своей созидательной деятельностью. Творчество как особый вид человеческой деятельности, результатом которой является создание нового, до сих пор не существовавшего, представляет собой мощное средство противодействия инволюционным сдвигам. На этой мысли настаивают сами творческие личности, дожившие до предела долголетия.

На протяжении всего научного пути Б.Г. Ананьев [5] разрабатывал проблемы психологичес-

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

кого обоснования такой стратегии организации и содержательного наполнения жизни человека, при реализации которой каждый человек мог бы успешно развиваться в последующие периоды взрослости. Чрезвычайно ценным нам представляется замечание автора о замедлении старения, которое он причислял к прижизненным приобретениям современного человека в процессе его индивидуального развития: «Влияние жизненного пути человека и меры его активности на ход онтогенетической эволюции в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы. <...> Высокая социальная активность, каждодневная интеллектуальная деятельность, оптимальная физическая активность и творчество являются факторами, противостоящими инволюционным процессам, регулирующими ход органического развития» [5, с. 17-178, с. 122-123.]. По мнению ученого, «постоянная тренируемость интеллектуальных функций составляет главнейший фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности, общего долголетия человека» [5, с. 64].

Б.Г. Ананьев обратил внимание на противоположный ход развития ряда психических функций. Было выявлено, что вербальные функции продолжают прогрессировать, когда в это время невербальные стабилизируются, а затем снижаются. Таким образом, установлено, что: «речемыслительные, второсигнальные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций» [5, с. 111]. Такая неравномерность является важнейшим приобретением исторической эволюции человека, и, по мнению Б.Г. Ананьева, зависит от степени активности человека как личности. Из этого следует закономерный вывод о том, что творчество представляет собой мощное средство противодействия старению.

Чувство личности и творчество

Феноменологическую сущность личности в творчестве раскрыла В.С. Мухина [14]. В своей фундаментальной работе «Личность: Мифы и Реальность» автор доказывает значимости внутренней позиции человека, погруженного в творчество: «Для творящего творчество превращается в образ жизни, которому подчинена сама его жизнь. Так, для Ч. Дарвина - эволюция животного мира, для Г. Харди - математика, для А. Эйнштейна - поиск законов природы были стержнем их жизни - с юности до самой смерти. Так, для

И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.И. Вернадского и многих других замечательных ученых моей страны наука также стояла во главе угла. Вся остальная жизнь как бы сопутствовала основной деятельности, основному смыслу жизни - творчеству, поиску истины» [14, с. 914]. И далее: «Только включенность в творческую деятельность, только постоянное физическое, психологическое и духовное сосредоточение на предмете своего творчества есть некий гарант успеха, реализации смысла жизни» [14, с. 922]. Феноменологическая сущность творящего проявляется в том, что он обрел возможность выразить себя через свое творчество и не может от этого отказаться.

Творчество, вся его духовная жизнь человека, отмечает В.С. Мухина, сопряжено с чувством личности. Не только в науке, но в народной мудрости отражена истина, касающаяся разных вариантов старости. Отмечается, что тот или иной вариант старости человека является результатом выбора сделанного на предшествующих этапах жизни.

Мужество брать ответственность на себя

Способность совершать выборы и принимать на себя ответственность за их реализацию в собственной жизни дается не просто, а порой исключительно тяжело. Так, К.Г. Юнг [30] и М. Мамардашвили [11] отмечали присущие развитой личности особенности, такие как свой уникальный Путь, свой внутренний закон и неустранимое одиночество. Раскрывая философ-ско-психологические основы собственного понимания жизни, М. Мамардашвили дает сущностную характеристику способа жизни зрелого человека, показывает направление психологического анализа жизненной стратегии творческой личности. В частности, отмечает, что жить в реальной жизни - значит жить в мире, в котором нет ни виновников человеческих бед, ни наград за достоинства и жизненную стойкость. На наш взгляд, М. Мамардашвили исключительно точно определил одну из ключевых характеристик жизненной стратегии творчества.

Для нас исходным положением при анализе особенностей личности и деятельности пожилых людей является понимание В.С. Мухиной значимости внутренней позиции человека, погруженного в творчество.

Безусловно, изучение личности пожилых людей, посвятивших себя творческой деятельности (научной и художественной), позволит

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

приблизиться к пониманию сложной корреляции творчества, личности и выбора человеком способа собственного существования. Закономерным в этой связи выглядит стремление определить внутренние детерминанты долгой и продуктивной жизни творческой личности. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, наиболее информативными психологическими детерминантами поведения и деятельности человека являются обобщенные, агрегированные характеристики, объединяющие действие нескольких факторов, т.е. имеющие комплексную природу [16-18].

Проблема выбора человеком способа собственного существования

Одной из характеристик, отражающих уникальность индивидуальной истории личности и перспективы ее развития, является жизненная стратегия [1, 5, 31]. Обратимся к анализу исследований, посвященных проблемам выбора человеком способа собственного существования, или жизненной стратегии.

В настоящее время в психологии закономерно растет интерес к проблемам выбора человеком способа собственного существования. Обсуждаются возможности человека в меняющемся мире успешно осуществлять свой жизненный проект, ставить цели, определять средства их достижения. Анализируются возможности человека, его личностные ресурсы, внешние условия существования и силы, побуждающие пассивно принимать или активно выстраивать определенную линию жизни.

Исследуя проблему развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности, Б.Г. Ананьев [5] поставил не только перед психологией, но и перед всем человекознанием задачу разработать такую стратегию организации жизни каждого человека, ее содержательного наполнения, способов инструментовки, реализация которых позволила бы во всех отношениях успешно объективировать себя на ступени взрослости. Поскольку не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в значительной мере зависит, с каким запасом прочности человек подойдет к очередной возрастной ступени и какая зрелость у него при этом обнаружится. Характер социализации и воспитания, которым человек подвергся на предшествующих его взрослости возрастных ступенях, также прямо скажется на его ценнос-

тных ориентациях, отношении к действительности, а значит и на его личности в целом.

Идея интенциональности как функционального ядра личности

Еще одним из значимых теоретических оснований привлечения конструкта «жизненные стратегии личности» к изучению феномена творческого долголетия ученого явились положения, сформулированные А. Адлером, Ш. Бюл-лер, Э. Фроммом и др. исследователями психологии жизненного пути личности. А. Адлер [2] ключевой психологической характеристикой личности называет жизненный стиль - интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. В основе механизмов приспособления к окружающему миру, по мнению А. Адлера, лежит врожденное стремление к превосходству или совершенствованию. Так, если стремление к превосходству включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то оно будет развиваться в конструктивном направлении. Таким образом, процессы формирования жизненной цели, стиля жизни, представлений о себе и о мире, в сущности, являются творческими актами. Следует подчеркнуть, что интегрированный стиль приспособления к жизни, или жизненный стиль в трактовке А. Адлера, сопоставим по масштабу обобщения с жизненной стратегией личности в трактовке К. А. Абульхановой-Славской.

Передовые идеи А. Адлера были восприняты Ш. Бюлер [31]. Центральное место в ее концепции личности и жизненного пути личности занимает идея интенциональности. Интенци-ональность определяется в качестве функционального ядра личности, которое участвует во всех ее жизненных выборах. Основу интенцио-нальности составляют врожденные целевые и ценностно-смысловые структуры личности, которые экстериоризируются в процессе жизни. Интенциональность считается врожденной структурой, которая не поддается и не подвергается влиянию внешних сил. Как считает Ш. Бюлер, условия среды и воспитание меняют формы проявления интенциональности, но не способны изменить ее сущность. Тем не менее, неблагоприятные социальные условия могут деформировать и заглушить в ребенке ростки ин-тенциональности. Раскрывая глубинную сущность интенциональности, автор отмечает, что интенциональность личности структурируется

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

из «базовых тенденций» - врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов, которые проявляются в стремлении к удовлетворению простейших физиологических нужд, обеспечивающих физическое самосохранение человека; стремления к адаптации в окружающей среде; стремлений к достижениям и творческим творениям; тенденций интеграции и упорядочивания внутреннего мира личности. Взаимодействие «базовых тенденций» является источником и движущей силой психического развития личности, а их индивидуальная архитектура обусловливает особенности жизненного пути.

По мнению Ш. Бюлер, ведущей динамической тенденцией в структуре интенциональ-ности является стремление личности к самоосуществлению. По своему содержанию понятие «самоосуществление» сходно с понятиями «самоактуализация и «самореализация», предложенными А. Маслоу [12] и К. Роджерсом [20].

В психологии жизненного пути получили развитие представления о жизненных стратегиях личности, возникших в русле социально-психологических теорий. Так, Э. Фромм [26], подчеркивая риски выбора человеком способа жизни в рыночном мире, показывает, что рыночная экономика, основанная на отношениях соперничества, отрицательно влияет на развитие личности. Следует отметить, что современный человек, как и прежде, стоит перед выбором - «иметь» или «быть». В связи с разными обстоятельствами люди склоняются к выбору, предполагающему материальное благополучие в ущерб перспективе личностного развития. При этом собственные интересы и склонности не рассматриваются как существенные и игнорируются, что зачастую приводит человека к ложным жизненным выборам.

Жизненные стратегии личности

Необходимым объяснительным потенциалом, на наш взгляд, отвечает предложенная К.А. Абульхановой-Славской [1] интегральная характеристика личности, которую она определяет как жизненную стратегию. Согласно автору, жизненная стратегия - это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» [1, с. 245]. Свою жизненную стратегию человек осуществляет, из-

брав свой уникальный способ конструирования жизни, обоснования и реализации своей человеческой сущности.

Согласно К. А. Абульхановой-Славской [1], важной стороной жизненной стратегии выступает соотнесение активности личности со способом реализации жизни, что позволяет выделить два критерия жизненных стратегий - внутренний и внешний. К внутреннему критерию автор относит степень активности личности в построении собственной жизни. Внешним критерием выделения жизненных стратегий являются объективные требования социальной реальности. Выраженность внешних и внутренних критериев и их сопоставление позволяет все жизненные стратегии условно разделить на два общих типа: активные и пассивные. Автор выделяет две формы активности: инициативу и ответственность. Активные стратегии могут быть с преобладанием инициативы либо с преобладанием ответственности.

Инициативная жизненная стратегия предполагает постоянное расширением круга жизненных целей и частных задач, построение личностной перспективы, проявляющейся в создании перспективных жизненных планов, постоянном расширении возможностей для реализации своих жизненных планов. Жизненная стратегия личности с преобладанием ответственности характеризуется стремлением заблаговременно создать необходимые условия для достижения цели, основательно подготовиться к преодолению трудностей [1]. Кроме активных стратегий автором выделяются разновидности пассивных жизненных стратегий. Типичной является стратегия психического ухода, которая реализуется как стратегия надежды или стратегия жизненного тупика. Стратегия надежды проявляется в уходе человека от возникшего жизненного противоречия в другую область. При этом человек признает свою способность найти выход из сложившейся ситуации в других областях жизнедеятельности. В случае реализации стратегии жизненного тупика личность не видит ни одной альтернативы для преодоления трудностей реальной жизни.

В качестве оптимальной К.А. Абульхано-ва-Славская называет жизненную стратегию зрелой личности, при которой человек реалистично оценивает свои возможности и жизненные задачи, решая которые постоянно развивает свой потенциал. По мнению автора, лич-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

ность можно назвать зрелой, если она способна сама устанавливать ограничения при удовлетворении своих материальных потребностей и рассматривает их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на достижение других целей.

Содержательное наполнение типов жизненных стратегий К.А. Абульханова-Славская предлагает осуществлять на основе анализа таких параметров, как притязания, саморегуляция, удовлетворенность.

Притязания определяют соотношение внешних условий и собственной активности субъекта в достижении целей.

Саморегуляция в контексте жизненных стратегий рассматривается как система средств и способов достижения поставленных целей, а также потенциал преодоления жизненных трудностей. Особое значение здесь имеет мера затрачиваемых усилий, настойчивость, уверенность, точность критериев достижения, возложение ответственности за результат либо на себя самого, либо на окружающих, способность достигать результат в ситуации неодобрения.

Удовлетворенность связана с выявлением ценностного содержания жизненных потребностей. Соотношение потребления (присвоения) и объективации (отдачи) определяют жизненную стратегию личности.

Стратегия жизни состоит в разработке определенных жизненных решений как конструктивных способов преодоления этих противоречий. Способность человека выработать и осознать свою устойчивую жизненную позицию, отделить существенные отношения, из которых складывается эта позиция, от случайных обобщений, осознать дело своей жизни и отделить его от мелких, преходящих, формальных дел и есть жизненная стратегия.

Подходы к пониманию феномена жизненной стратегии

Представляет интерес подход к пониманию жизненных стратегий Р. Пехунен [15], который отмечает, что жизненная стратегия вырабатывается личностью на основе выполняемой жизненной функции. Р. Пехунен выделяет три системы в структуре личности - управления, действия и обратной связи. Каждая из систем отвечает за различные аспекты жизненной стратегии. В качестве основания классификации жизненных стратегий предлагается рассматривать

способ, которым личность разрешает жизненные противоречия между социальными условиями и привычным образом жизни человека.

Автор выделяет две разновидности жизненных стратегий, которые проявляются в конфликтных ситуациях: на стадии обнаружения конфликта и в период его преодоления.

На стадии обнаружения конфликта личность способна проявлять защитные стратегии двух типов: консерватизма и избегания. Так называемая консервативная стратегия проявляется в действиях, направленных на сохранение привычного порядка своей жизни, не придавая существенного значения изменившимся условиям. Стратегия избегания заключается, как правило, в росте активности человека в неконфликтных сферах, или в свертывании активности во всех сферах жизнедеятельности личности. Рассматривая динамику проявления жизненных стратегий в ситуации конфликта, Р. Пеху-нен отмечает, что после разворачивания жизненного конфликта личность в зависимости от ситуации способна реализовывать одну из трех типов жизненных стратегий: отказа, приспособления или развития.

Стратегия отказа проявляется в случае, когда жизненные трудности воспринимаются личностью как неразрешимые.

Приспособительная жизненная стратегия личности характеризуется смирением с изменившимися условиями жизни, вследствие чего личность предпринимает шаги для изменения своего образа жизни и самого себя.

Существенной характеристикой стратегии развития является стремление преодолеть жизненный конфликт. При этом стратегия развития проявляется в активном поиске и овладении новыми компетенциями и сферами деятельности. Сходную логику выделения жизненных стратегий предлагают Т.Е. Резник и Ю.М. Резник [19]. Авторы выделили три основных типа жизненных стратегий: стратегию благополучия, стратегию жизненного успеха, стратегию самореализации. Основанием для построения типологии избран характер социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность соотносится со стратегией жизненного благополучия. Стратегия жизненного успеха в своей основе имеет мотивацию достижения, где реализуется ориентированная на общественное признание активность. В основе стратегии самореализации, по мнению авторов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

лежит творческая активность личности. Вместе с тем авторы отмечают, что в реальной жизни преобладают смешанные типы, поскольку большинству людей в разной мере присущи стремления к благополучию, успеху и самореализации. Различия определяются соотношением и интенсивностью этих стремлений.

Прагматический подход к пониманию феномена жизненной стратегии представлен в исследовании О.С. Васильевой и Е.А. Демченко [7]. Жизненную стратегию личности авторы рассматривают сквозь призму способа бытия, системы ценностей и целей, реализация которых, по убеждению человека, позволит ему достигнуть весомых результатов. В качестве критериев эффективности стратегии жизни авторы избрали удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Наиболее значимыми показателями жизненной стратегии личности авторы считают уровень ответственности, степень осмысленности жизни, систему ценностей и отношений человека.

По нашему мнению, жизненная стратегия может быть соотнесена с практическим умом (в понимании Б.М. Теплова [24]), где отмечается единство интеллектуальных и волевых свойств личности, единство цели и действия.

Следует отметить, что в рамках представленных выше подходов не рассматриваются внутренние ресурсы личности, которые на практике обеспечивают формирование и реализацию той или иной жизненной стратегии.

Вместе с тем проблема поиска и обоснования психологических ресурсов организации оптимального режима функционирования человека на протяжении всего периода жизни остается актуальной для теории и психологической практики.

Психологические закономерности и механизмы развития личности

Для раскрытия феноменологической сущности личности пожилых людей, включенных в творчество, особую значимость имеет понимание В.С. Мухиной механизмов идентификации и обособления применительно к творческой личности. Автор подчеркивает, что «дело не столько в том, что творческая личность подчас плохо отождествляет себя с социальной группой, сколько в способности этой личности к идентификации в высшей степени с объектом своего творческого интереса. В ажиатированной идентификации суть творческой личности. <...> У творческой личности идентификация-обособление в высшей мере

служат самой творческой личности» [14, с. 929]. В таком формате творческая личность, по мнению В.С. Мухиной, выстраивает свои отношения с социальным окружением и проявляет свою феноменологическую сущность.

Анализ показал, что часть ученых склонна предполагать, что свой творческий потенциал человек исчерпывает на определенном этапе развития личности. Однако изучение биографий выдающихся ученых, художников, изобретателей дает нам бесчисленное количество примеров сохранения высокой творческой продуктивности в поздних возрастах. В ходе изучения множества биографий творцов (ученых, художников, политиков, представителей других профессий) стала определяться возрастная динамика творческих достижений представителей разных профессий (К. Берри, Г. Леман, Р. Сноу и др.). По утверждению Г. Лемана, подъем креативности у человека (преимущественно у мужчин) приходится на возраст 20-30 лет; пик творческой продуктивности наступает в 30-35 лет; спад - к 45 годам (50% от первоначальной продуктивности); к 60 годам происходит утрата творческих способностей. Если в отношении падения продуктивности к 45 годам и тем более утраты творческих способностей к шестидесятилетнему возрасту есть иные факты и принципиально другие суждения, то возрасты подъема и творческой активности, а также и пика продуктивности обычно не оспариваются.

Данные, полученные А.И. Савенковым и М.А. Воронцовым, «свидетельствуют о том, что пик творческой активности современных ученых-математиков приходится на возрастной период от 53 до 74 лет, период цитируемости их работ сдвинут на три года (56-78), что позволяет говорить о выраженном пике научной продуктивности с 53 до 78 лет. У современных ученых-культурологов пик творческой продуктивности наступает на три - пять лет раньше и продолжается также до 78 лет. Эти данные существенно расходятся со сформированным биографами выдающихся людей мнением, что период максимальных достижений математиков приходится на возраст до 30 лет, а пики продуктивности ученых-гуманитариев наступают после сорока лет» [23, с. 52-53].

Исследуя продуктивность пожилых людей, Л.А. Рудкевич [22] формулирует вывод о том, что личность творческого человека достаточно терпелива к старению.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

В качестве иллюстрации высокой продуктивности в пожилом возрасте нередко указывают на творчество выдающихся ученых, писателей, музыкантов и художников - И.С. Баха, А. Гумбольта, И. Канта, П. Ламарка, К. Моне, Б. Микеланджело, И.П. Павлова, Л.Н. Толстого, В. Тициана и других.

В исследованиях М.Д. Александровой [3] показано, что для личности, увлеченной творчеством, типична широта интересов, динамичность, поиски нового, исключительно строгое отношение к себе, огромная работоспособность, отсутствие стереотипов и целеустремленность. Кроме того, сама творческая деятельность для творческой личности является стимулом, обладающим огромной мотивирующей силой. Таким образом, можно выделить категорию людей, которая сохраняет и развивает психический потенциал и творческую продуктивность на протяжении всей своей жизни.

Обратившись к проблеме условий, определяющих развитие личности и реализацию творческого потенциала по оптимистическому сценарию, нельзя обойти вниманием варианты жизненного пути одаренных людей, жизнь которых складывалась по пессимистическому, а порой, трагическому сценарию.

Человек, обладающий даром (способностью к творчеству), выражает свою сущность в творчестве, поэтому, психологическим предиктором творческого долголетия личности может выступать характеристика личности, определяющая возможность развития и реализации «дара» в максимальной степени.

В.С. Мухина раскрывает психологическую сущность творчества и феноменологическую сущность самой творческой личности: «Принадлежа своему историческому времени, своему социальному и психологическому пространству, творец представляет в мире самого себя, свой сущностный внутренний мир и свое непобедимое стремление выразить себя. Сущностная особенность творящего состоит в том, что он не может не выразить себя через свое творчество» [14, с. 953]. Автор отсылает нас к персонам, продолжающим творческую деятельность в пожилом и старческом возрасте. Так, Н.М. Амосов, будучи в преклонном возрасте, писал о том, что часть своих программ он относил к будущему, несколько меньшую - к прошлому, большую часть - к настоящему [4]. Психологическое время задает перспективу жизни в зависимости от направлен-

ности на прошлое, настоящее или будущее, отмечает В.С. Мухина [14].

Носителем же позитивной стратегии жизни может выступать только зрелая, стратегически мыслящая личность.

Духовные способности творческой личности

Показательно, что пожилые, сохраняющие потенциал творчества до преклонного возраста, обладают качествами, которые многими исследователями относятся к особому классу способностей личности, а именно, духовным способностям [14, 29]. Установлено, что для многих пожилых людей свойственно интегрировать продуктивность в деятельности с духовно-нравственными установками. В данном контексте продуктивность понимается нами не только как вклад ученого или деятеля искусств в науку или искусство, а общий вклад человека в жизнь других, который не менее значим. Создание атмосферы добра, понимания, поддержки в жизни других людей представляется нам особенно ценным результатом творческого отношения к жизни.

Несмотря на то, что на протяжении всей культурной истории человечества проблема духовности становилась предметом исследования философов, ученых и представителей искусства, ее следует признать как недостаточно разработанную.

В последние годы в отечественной психологии заметно вырос интерес к данной проблематике. Отечественными психологами выполнен ряд исследований, открывающих возможность использования знаний о психологии духовности в прикладных исследованиях. Применительно к теме нашего исследования наибольший интерес имеют исследования, направленные на изучение феномена духовных способностей. Приоритет в исследовании феномена духовных способностей принадлежит В.Д. Шадрикову [29].

Духовные способности В.Д. Шадриков рассматривает как свойства, характеризующие функциональную индивидуальность человека, в единстве и взаимосвязи свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Развитие и проявление духовных способностей ученый рассматривает в тесной связи с духовными состояниями. «Духовные способности -это способности духовного состояния, которое формируется как на основе духовных ценнос-

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

тей личности, так и на основе искушения отказа от долга следовать идее, вере, духовным ценностям. Если сама способность мыслить есть свойство мозга, его особой организации, то мы можем сказать, что организация мозга во многом определяется его состоянием (физиологическим и духовным), а, следовательно, в разных состояниях мозг может представлять разные сущности. И поэтому духовное состояние определяют и иную функциональную сущность мозга, другие его функциональные (интеллектуальные) возможности позволяют по-иному мыслить» [29, с. 191]. Таким образом, считает автор «духовные способности - это сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния» [29, с. 197].

Исследуя феномен светской духовности в контексте проблемы одаренности Л.И. Ларионова [10] рассматривает духовность как высший уровень развития личности, который достигается человеком во взаимодействии с социокультурным пространством в процессе врастания личности в культуру. В структуре духовности автор выделяет две стороны: внутреннюю (Я-концепция, направленность личности, ценностные ориентации, личностные смыслы) и внешнюю, которая связана с категорией «Другой» и реализуется во взаимоотношениях со значимыми другими. Отмечается, что высокий уровень развития духовности является необходимым условием того, что с одной стороны, одаренная личность реализует свой дар на пользу человечеству, а с другой стороны, является необходимым условием для дальнейшего развития одаренности.

Феномен светской и религиозной духовности как смысловые образования исследует А.М. Двойнин [8]. Автор подчеркивает, что жизнь человека при наличии смысла обретает творческий, целетворящий характер. Обретение смысла побуждает человека к свободному волеизъявлению, выбору и принятию ответственности за свой жизненный выбор.

Жизнеспособность творческой личности

Дополнительные возможности в изучении социально-психологических факторов продуктивности пожилых ученых, на наш взгляд, дает привлечение еще не получившей в психологии широкого признания категории «жизнеспособность человека». Применительно к исследованию условий творческого долголетия человека

особенно ценным является обобщение А.В. Мах-нача о том, что наряду с изучением того, каким образом и за счет каких ресурсов человек преодолевает жизненные трудности, необходимо исследовательские усилия направлять и на изучение «. структурных условий современного состояния общества (социальной политики и экономики), влияющих на формирование жизнеспособности» [13]. Следует отметить, что автор последовательно и успешно ведет работу по введению в понятийный аппарат психологии теоретического конструкта «жизнестойкость человека». Вместе с теоретическим обоснованием категории разработан авторский тест «Жизнеспособность взрослого человека» [13], отражающий современные представления о структуре жизнестойкости. В тесте выделены шесть шкал: «Самоэффективность», «Настойчивость», «Внутренний локус контроля» «Совладание и адаптация», «Семейные/социальные взаимосвязи», «Духовная жизнь, религиозная вера». Сумма балов по всем шкалам отражает общий уровень жизнеспособности взрослого человека.

Заключение

Проведенный теоретический анализ позволяет сделать несколько обобщений.

В настоящее время в науке и обыденной жизни растет интерес к проблемам выбора человеком способа собственного существования. Актуальными становятся вопросы, связанные с возможностями человека в меняющемся мире успешно осуществлять свой жизненный проект, ставить цели, определять средства их достижения.

В современном общественном сознании сложились представления о благоприятном, желательном варианте старости. В качестве таких вариантов рассматриваются жизненные истории пожилых ученых и представителей других профессий (писатели, режиссеры, художники), которые сохраняют интерес к своей деятельности и порой создают свои лучшие работы в преклонные годы.

Творческая деятельность по созданию материальных и духовных ценностей является обязательным условием продолжительной продуктивной жизни, несмотря на биологическую инволюцию, которая обусловлена преклонным возрастом.

Таким образом, творчество как особый вид человеческой деятельности, результатом которой является создание нового, до сих пор не существовавшего, представляет собой мощ-

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PSYCHOLOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

ное средство противодействия инволюционным чество - факторы, противостоящие инволюци-

сдвигам. Постоянная умственная деятельность, онным процессам, регулирующие ход органи-

высокая социальная активность, труд и твор- ческого развития.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии; пер. с нем. и вступ. ст. А.М. Бокови-кова. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 291 с.

3. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1974. 136 с.

4. Амосов Н.М. Преодоление старости. М.: Будь здоров, 1996. 190 с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. тр. в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. С. 17-178.

6. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.

7. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 74-84.

8. Двойнин А.М. Проблема веры в зеркале философско-психологического знания: монография; вступ. ст. и науч. ред. М.Л. Двойнина. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. 102 с.

9. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.

10. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 320 с.

11. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (Психологическая топология пути). М.: AdMarginem, 1995. 548 с.

12. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.

13. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 368.

14. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). 2-е изд. Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. 1072 с.

15. Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни; ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1987. С.125 - 129.

16. Поставнев В.М., Поставнева И.В. Социально-психологические факторы творческой продуктивности ученых преклонного возраста: монография. [Электронный ресурс]. М.: Известия ИППО, 2020. 164 с.

17. Поставнев В.М., Поставнева И.В., Песков В.П., Двойнин А.М. Творческая продуктивность ученых старшего возраста // «Acta Biomedica Scientifica» (East Siberian Biomedical Journal). 2022. Т. 7. № 2. С. 233-242.

18. Поставнев В.М., Поставнева И.В. Личность ученого на этапе кризиса среднего возраста // Психология одаренности и творчества: Сб. научных тр. участников IV Международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 15 ноября 2022 года. М.: Известия ИППО, 2022.

19. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. Вып. 2. М.: Деловое содействие. 1995. 69 с.

20. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс: Универс, 1994. 479 с.

21. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. С. 255-385.

22. Рудкевич Л.А. Возрастная динамика творческой продуктивности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1994. 17 с.

23. Савенков А.И., Воронцов М.А. Микродинамика творческой продуктивности математиков и культурологов // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2(36). С. 41-53.

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

24. Теплов Б.М. Ум полководца // Избр. психол. тр.: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. С. 223-305.

25. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики; пер. с англ. Л.А. Чернышевой. Минск: Коллегиум, 1992. С. 92.

26. Фромм Э. Иметь или быть? / пер. с англ., общ. ред. и послесловие В.И. Добренькова. - 2 изд. доп. М.: Прогресс, 1990. 331 с.

27. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 316.

28. Франкл В. Человек в поисках смысла / перевод с англ. и нем.; общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вступ. ст. Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. С. 111.

29. Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Изд-во «Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 288 с.

30. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации / сб. ст.: перевод; послесл. А.В. Бруш-линского; Рос.акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 1996. 267 с.

31. Buhler Ch., Massarik F. The Course of Human Life: A Study of Goals in the Humanistic Perspective / ed. by C. Buhler, F. Massarik. N.Y., 1968. 422 р.

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. M.: Mysl, 1991. 299 p.

2. Adler A. Praktika i teoriya individual'noj psikhologii; per. s nem. i vstup. st. A.M. Bokovikova. M.: Fond «Za ehkonomicheskuyu gramotnost'», 1995. 291 p.

3. Aleksandrova M.D. Problemy social'noj i psikhologicheskoj gerontologii. L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1974. 136 p.

4. Amosov N.M. Preodolenie starosti. M.: Bud' zdorov, 1996. 190 p.

5. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya // Izbr. psikhol. tr. v 2 t. M.: Pedagogika, 1980. Vol. 1. Pp. 17-178.

6. Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dostizheniya. M.: Flinta: Nauka, 1998. 168 p.

7. Vasil'eva O.S., Demchenko E.A. Izuchenie osnovnykh kharakteristik zhiznennoj strategii cheloveka. Voprosy psikhologii, 2001, no. 2, pp. 74-84.

8. Dvojnin A.M. Problema very v zerkale filosofsko-psikhologicheskogo znaniya: monografiya; vstup. st. i nauch. red. M.L. Dvojnina. Omsk: Izd-vo OMGPU, 2011. 102 p.

9. Krasnova O.V., Liders A.G. Social'naya psikhologiya stareniya. M: Izdatel'skij centr «AkademiYA», 2002. 288 p.

10. Larionova L.I. Kul'turno-psikhologicheskie faktory razvitiya intellektual'noj odarennosti. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2011. 320 p.

11. Mamardashvili M.K. Lekcii o Pruste (Psikhologicheskaya topologiya puti). M.: AdMarginem, 1995. 548 p.

12. Maslou A.G. Dal'nie predely chelovecheskoj psikhiki / per. s angl. A.M. Tatlybaevoj. SPb.: Evraziya, 1999. 432 p.

13. Makhnach A.V. Zhiznesposobnost' cheloveka i sem'i: social'no-psikhologicheskaya paradigma. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2016. Pp. 368.

14. Mukhina V.S. Lichnost': Mify i Real'nost' (Al'ternativnyj vzglyad. Sistemnyj podkhod. Innovacionnye aspekty). - 2-e izd. Ekaterinburg: InteLFlaj, 2007. 1072 p.

15. Pekhunen R. Zadachi razvitiya i zhiznennye strategii // Psikhologiya lichnosti i obraz zhizni; red. E.V. Shoro-khova. M.: Nauka, 1987. Pp.125-129.

16. Postavnev V.M., Postavneva I.V. Social'no-psikhologicheskie faktory tvorcheskoj produktivnosti uchenykh preklonnogo vozrasta: monografiya. [Ehlektronnyj resurs]. M.: Izvestiya IPPO, 2020. 164 p.

17. Postavnev V.M., Postavneva I.V., Peskov V.P., Dvojnin A.M. Tvorcheskaya produktivnost' uchenykh starshego vozrasta. «Acta Biomedica Scientifica» (East Siberian Biomedical Journal), 2022, vol. 7, no. 2, pp. 233-242.

18. Postavnev V.M., Postavneva I. V. Lichnost' uchenogo na ehtape krizisa srednego vozrasta. Psikhologiya odarennosti i tvorchestva: Sb. nauchnykh tr. uchastnikov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii, Moskva, 15 noyabrya 2022 goda. M.: Izvestiya IPPO, 2022.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

Статья поступила в редакцию 05.10.2023; принята к публикации 28.10.2023.

The article was submitted 05.10.2023;

accepted for publication 28.10.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

19. Reznik T.E., Reznik YU.M. Zhiznennye strategii lichnosti: poisk al'ternativ. Vyp. 2. M.: Delovoe sodejstvie. 1995. 69 p.

20. Rodzhers K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. M.: Progress: Univers, 1994. 479 p.

21. Rubinshtejn S.L. Chelovek i mir // Problemy obshchej psikhologii. M.: Pedagogika, 1973. Pp. 255-385.

22. Rudkevich L.A. Vozrastnaya dinamika tvorcheskoj produktivnosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. SPb., 1994. 17 p.

23. Savenkov A.I., Voroncov M.A. Mikrodinamika tvorcheskoj produktivnosti matematikov i kul'turologov. Vestnik MGPU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, 2016, no. 2(36), pp. 41-53.

24. Teplov B.M. Um polkovodca // Izbr. psikhol. tr.: v 2 t. M.: Pedagogika, 1985. vol. 1. Pp. 223-305.

25. Fromm EH. Chelovek dlya sebya. Issledovanie psikhologicheskikh problem ehtiki / per. s angl. L.A. Chernyshevoj. Minsk: Kollegium, 1992. Pp. 92.

26. Fromm EH. Imet' ili byt'? / per. s angl., obshch. red. i posleslovie V.I. Dobren'kova. - 2 izd. dop. M.: Progress, 1990. 331 p.

27. Fromm EH. Dusha cheloveka. M.: Respublika, 1992. Pp. 316.

28. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla / perevod s angl. i nem.; obshch. red. L.YA. Gozmana i D.A. Leont'eva; vstup. st. D.A. Leont'eva. M.: Progress, 1990. Pp. 111.

29. Shadrikov V.D. Sposobnosti cheloveka. M.: Izd-vo «Institut prakticheskoj psikhologii; Voronezh: NPO «MODEHK», 1997. 288 p.

30. Yung K.G. Struktura psikhiki i process individuacii: sb. st.: perevod; poslesl. A.V. Brushlinskogo; Ros.akad. nauk, In-t psikhologii. M.: Nauka, 1996. 267 p.

31. Buhler Ch., Massarik F. The Course of Human Life: A Study of Goals in the Humanistic Perspective / ed. by C. Buhler, F. Massarik. N.Y., 1968. 422 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.