Проблемы развития личности
Владимир Поставнев
феноменология личности
пожилых людей творческих профессий
Аннотация. Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей творческих профессий. Показаны специфические особенности людей творческих профессий, которых характеризует выраженное планирование своей творческой деятельности.
Ключевые слова: феноменология личности пожилых, планирование творческой деятельности, особенности продуктивности в пожилом возрасте.
Annotation. This work is to explore the phenomenology of personality of elderly people with creative professions. Characteristic features of the old persons with creative professions are shown, concerning pronounced plans for their future, including their professions activities
Key-words: phenomenology of personality of elderly people, planning of creative activities, peculiarities of productivity at elderly age.
Среди современных проблем следует выделить те, которые сопровождают цивилизацию на протяжении всей ее истории. Это проблемы, решение которых фактически определяет нравственный облик общества и перспективы его развития. В этой связи отношение к пожилым людям является важнейшим критерием состояния общества. На протяжении многих веков отношение к старости выступало в качестве критерия развития общества, его гуманистической ориентированности. Стереотипы нового В XX - начале XXI вв. в высокоразвитых странах
времени в возросла продолжительность жизни, заметно увеличи-
отношении пожилых » сп пп
лось количество людей в возрасте от 60 до 90 лет.
В этой связи социально-психологическое изучение условий жизни пожилых людей в развитых странах Европы и США показало, что в обществе наряду с позитивным отношением к старости формируются негатив-
РАзвитМЕ АиЧности
100
№ 2 - 2009
Указание на безграничность личностного развития
ные стереотипы: на пожилых нередко смотрят как на интеллектуально деградирующих, беспомощных, не способных принимать самостоятельные решения, успешно выполнять общественные функции, приносить пользу обществу. Это отношение к старости обсуждал Г. Крайг, рассматривая его как современное стереотипное видение пожилых людей [1]. Сходные тенденции обнаруживаются и в российском обществе [2].
Не находят должной поддержки и представления о пожилом возрасте как самоценном и уникальном по своей значимости для современного общества. Для описания равнодушно-пренебрежительной установки в отношении пожилых людей используется слово эйд-жизм. Эйджизм означает отрицательное отношение к человеку из-за его возраста. Эйджизм - это широко распространенная социальная установка, заключающаяся в неоправданно высокой оценке молодости и дискриминации старых людей. В этом смысле показательна характеристика старости Д.Б. Бромлей: «полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность» [3]. Мы полагаем, что такое определение старости весьма ограничено относительно целостной выборки возраста. Категория «пожилые» и их психологическая характеристика требует более глубокого рассмотрения возраста: можно выделить группу людей, которая угасает физически и психически -мы не будем здесь обсуждать эту выборку; можно выделить группу людей, которая сохраняет и развивает психический потенциал и творческую продуктивность - это высокообразованные представители творческого труда.
В то же время в психологии существует указание на безграничность личностного развития человека. Так, Э. Фромм опровергал бытующее в психологической науке убеждение о том, что развитие человека как личности направлено на достижение им конечного состояния - «зрелости», «мудрости», после которого личность начинает деградировать [4]. Мы полагаем, что пожилые люди творческих профессий относятся к самой смерти с особых позиций, которые Э. Фромм замечательным образом выразил слоганом: «не цепляться за жизнь, не относиться к жизни как к собственности». <...> И тогда этот страх перестает быть страхом смерти, это страх потерять то, что я имею» [5]. В тоже время Э. Фромм
Речемыслительные,
второсигнальные
функции
противостоят
общему процессу
старения
писал о свободном развертывании всех человеческих сил: «Полностью развитый, истинно очеловеченный человек - это не тот, кто имеет много, а тот, кто является многим» [6].
В свою очередь, исследуя внутренние механизмы стойкости человеческого духа, В. Франкл подчеркивал, что человек, ведущий плодотворную жизнь, не становится дряхлым стариком, напротив, умственные и эмоциональные качества, развитые им в процессе жизни, сохраняются, хотя физические силы слабеют. «Упорство духа дает человеку возможность утвердить себя в своей человечности наперекор телесно-психологическим состояниям и социальным обстоятельствам» [7].
Для психологической позиции человека пожилого возраста особое значение имеет мысль Н.М. Амосова о разрушающей позиции пожилых людей - готовности стареть: «Ничто не старит так, как готовность стареть» [8]. Ученый изучал самого себя в период старости и делился опытом сохранения здоровья и работоспособности в преклонном возрасте. Он стремился теоретически обосновать возможности преодоления старческих проявлений.
В отечественной психологии целостному изучению человека как личности посвящены исследования Б.Г. Ананьева. Отмечая разнородность и противоречивость психофизиологического развития человека в период зрелости, указывая на повышение функционального уровня различных механизмов деятельности, их стабилизацию и понижение, которое не отождествляется с явлениями инволюции, происходящими в старости, Б.Г. Ананьев обратил внимание на противоположный ход развития ряда функций. Им было выявлено, что вербальные функции активно прогрессируют, в то время как невербальные стабилизируются, а затем снижаются. Таким образом: «речемыслительные, вто-росигнальные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций» [9]. Такая гетерохронность является важнейшим приобретением исторической эволюции человека, и, по мнению Б.Г. Ананьева, определяется степенью активности человека как личности. Очевидно, что творчество как особый вид человеческой деятельности, результатом которой является создание нового, до сих пор не существовавшего, представляет собой мощное средство противодействия инволюционным сдвигам.
Особенности личности пожилых людей творческих профессий
Пожилые творческих профессий имеют тренированный интеллект
Исследуя продуктивность пожилых людей, Л.А. Рудкевич формулирует вывод о том, что личность творческого человека достаточно терпелива к старению [10, 11]. Автор отмечал достаточно высокий уровень продуктивности пожилых людей творческих профессий.
В качестве иллюстрации высокой продуктивности в пожилом возрасте нередко указывают на творчество выдающихся ученых, писателей, музыкантов и художников (И.С. Баха, А. Гумбольта, И. Канта, П. Ламарка, К. Моне, Б. Микеланджело, И.П. Павлова, Л.Н. Толстого, В. Тициана и других) [12].
В исследованиях М.Д. Александровой показано, что для личности, увлеченной творчеством, типична широта интересов, динамичность, поиски нового, исключительно строгое отношение к себе, огромная работоспособность, отсутствие стереотипов и целеустремленность. Кроме того, сама творческая деятельность для творческой личности является стимулом, обладающим огромной мотивирующей силой.
В исследованиях О.В. Красновой и А.Г. Лидерс обсуждаются особен-ности пожилых творческих профессий. Согласно авторам, высокообразованные представители творческого труда показывают свою продуктивность, умственную состоятельность и в позднем возрасте. Умственная деятельность в результате тренировки может быть устойчивой до глубокой старости [13].
Многие исследователи старости отмечают, что деятельность, требующая максимальных умственных затрат, в результате постоянной тренировки интеллекта становится к старению весьма устойчивой. Люди творческих профессий сохраняют любовь к своей деятельности и продолжают оставаться продуктивными. Нередки случаи полной сохранности творческого потенциала до глубокой старости. При этом личность творческого человека толерантна к старению, так как пожилой человек сохраняет широту интересов и многосторонность деятельности. Пожилые представители творческих профессий надолго сохраняют потенциал к творчеству.
В пожилом возрасте творческая личность сохраняет интерес к творчеству, к своей профессии. В сфере непрофессиональных интересов преобладают те, которые направлены на взаимодействие с макросредой: политика; социальные процессы, происходящие в мире; достижения культуры и науки и другие.
В пожилом и старческом возрасте у представителей науки появляется склонность к созданию теорий, к теоретическому осмыслению результатов накопленных знаний и эмпирического опыта.
Пожилые других творческих профессий (писатели, режиссеры, художники) так же сохраняют интерес к своей деятельности и порой создают знаменательные работы.
Безусловно, изучение личности пожилых людей, посвятивших себя творческой деятельности (научной и художественной) позволит приблизиться к пониманию сложной корреляции творчества и личности. Представляется, что исследование социально-психологических оснований творчества пожилых людей позволит определить условия, ориентация на которые и есть путь к продуктивной жизни на завершающих этапах онтогенеза. Личность в Для нас исходным положением при анализе особен-
творчестве ностей личности и деятельности пожилых людей твор-
ческих профессий является понимание В.С. Мухиной значимости внутренней позиции человека, погруженного в творчество: «Для творящего творчество превращается в образ жизни, которому подчинена сама его жизнь» [14]. И далее: «Только включенность в творческую деятельность, только постоянное физическое, психологическое и духовное сосредоточение на предмете своего творчества есть некий гарант успеха, реализации смысла жизни» [15].
В своей фундаментальной работе «Личность: Мифы и Реальность» В.С. Мухина раскрывает психологическую сущность творчества и феноменологическую сущность самой творческой личности: «Принадлежа своему историческому времени, своему социальному и психологическому пространству, творец представляет в мире самого себя, свой сущностный внутренний мир и свое непобедимое стремление выразить себя. Сущностная особенность творящего состоит в том, что он не может не выразить себя через свое творчество»[16]. При этом В. С. Мухина отсылает нас к персонам, осуществляющим творчество на базе фундаментальных знаний реально в пожилом и старческом возрасте. Так, Н.М. Амосов, будучи в старческом возрасте, писал о том, что часть своих программ он относил к будущему, несколько меньшую -к прошлому, большую часть - к настоящему [17]. Обычно прошлое, Обсуждая мысль Н.М. Амосова, своим видением
настоящее и будущею соотнесенности сознания человека со временем В.С. Му-
давлеет над хина считает: «Прошлое, настоящее и будущее довлеет
сознанием человека
над нашим сознанием и зависит от того, на что оно направлено: на прошлое, настоящее или будущее. Я буду
Особенности личности пожилых людей творческих профессий
Интервью у
пожилых
представителей
творческих
профессий
обсуждать, прежде всего, феномен временной непрерывности индивидуальной жизни, или феномен континуума индивидуального времени жизни» [18].
Передо мною была поставлена задача - изучить психологию индивидуального времени личности пожилых людей творческих профессий. Я обратился к этой проблеме в той части теории В.С. Мухиной, которая касается психологического времени личности: ее индивидуального и исторического прошлого, настоящего и будущего [19].
Итак, перейдем к анализу полученных результатов собранных интервью.
Особенности личности пожилых людей, продолжающих активную профессиональную жизнь в творчестве, исследовались В.С. Мухиной как теоретически, так и в ходе сбора и анализа материалов интервьюирования известных ученых, писателей и режиссеров.
Настоящая статья является частью исследовательской программы, реализуемой В.С. Мухиной. Ею собраны результаты бесед и интервью пожилых людей творческих профессий. Некоторые из большого числа интервью были опубликованы в журнале «Развитие личности» (2003 - 2009 гг.).
В 2008 году В.С. Мухина предложила мне принять участие в исследовании феноменологии личности людей творческих профессий. С этого времени мы стали совместно брать интервью у пожилых представителей творческих профессий.
Интервью «Жизненные ценности и жизненный путь», разработанное В.С. Мухиной, включает в себя одиннадцать вопросов, направленных на изучение значимых ценностей и смысложизненных ориентаций.
Для нас имеют особое значение вопросы, ответы на которые: отражают преемственность направленности творческой деятельности от Учителя к Ученику; дают ответы об удовлетворенности жизнью и карьерой; показывают актуальное состояние души на момент интервью, выявляют особенности планирования творческой деятельности на ближайшее и отдаленное будущее; показывают понимание смысла жизни; выявляют особенности любимых занятий; указывают на заветные желания.
Обратимся к самому материалу интервью, взятых у пожилых представителей творческих профессий*.
* Ссылки на интервью относят читателя к предлагаемому ниже списку интервью, перечень которых представлен в алфавитном порядке.
Значимые Учителя Вопрос (1) Кто был Вашим значимым учителем?
А.В. Петровский, действительный член РАО, с благодарностью вспоми-нал участие значимого Учителя в своем профессиональном становлении: «Бесспорно, Григорий Алексеевич Фортунатов. Он был представителем славного рода Фортунатовых, которые давали России ученых, священнослужителей и учителей, начиная с XVI века. Г.А. Фортунатов - человек редкостной эрудиции и удивительных личностных качеств, подобных которым мне редко приходилось встречать в кругу моих коллег. Память о Г.А. Фортунатове для меня драгоценна».
Ш.А. Амонашвили, действительный член РАО, в своем становлении как личности и ученого отмечал значимость Учителей: «Первый учитель - Варвара Варди-ашвили - учитель грузинского языка и литературы. Ее уроки были необычными. Она ориентировала нас на нравственно-духовные ценности. Второй учитель -Давид Онисимович Лордкипанидзе. Он пристрастил меня к классической педагогике. Но он не признавал Сухомлинского. А я влюбился в Сухомлинского ... я благодарен Давиду Онисимовичу за пример позиции в науке, за все. Третий учитель - Барнат Иосифович Хача-пуридзе. Он создал свою версию теории установки. Все мои учителя определили мое самосознание».
Н.С. Лейтес, доктор психологических наук, профессор, отметил масштаб личности Б.М. Теплова, который для многих отечественных психологов явился Учителем в психологии и ориентиром в личностном развитии: «В психологии - Б.М. Теплов. Это выдающаяся личность. Он был больше чем ученый. <...> В его присутствии повышался интеллектуальный тонус окружающих».
О.П. Табаков, режиссер, вспоминал замечательные уроки нравственности Ольги Александровны Хортик -педагога школы-студии: «Она была редкой души и ума женщина. Она собственно и стала моим нравственным учителем. И слова: порядочность, обязательность, бессмысленность лжи (врать не стоит, потому что запоминать придется много) вошли в мое сознание».
З.Я. Корогодский, режиссер, с благодарностью и восхищением вспоминал своего первого Учителя в профессии: «Первый учитель - Борис Вольфович Зон. Дал сознание того, что надо быть собой. Второй учитель -Георгий Александрович Товстоногов. Он открыл мне уровень ответственности и масштаб обязанностей нашей профессии».
Анализ результатов интервью показал, что выбор жизненного пути, отношение к людям и творчеству у персон, погруженных в творчество, формировались под влиянием значимых Учителей. В жизни творческой личности присутствовали Учителя, увлеченные своей деятельностью. Ученики с благодарностью вспоминают уроки своих Учителей. В жизни творческих персон Учитель занимает особое место: приобщение к творчеству, определение масштаба творческих задач и направления развития личности во многом осуществлялись под влиянием Учителя. Для представителей творческих профессий Учитель является человеком, который выступал одновременно как учитель в профессиональной деятельности и как Учитель жизни. Удовлетворенность Вопрос (2) Вы удовлетворены своей жизнью? Вы
жжзнью и карьерой удовлетворены своей карьерой?
Л.П. Буева, действительный член РАО, отметила: «Своей профес-сиональной жизнью я удовлетворена. Я прожила хорошую жизнь в целом, несмотря на трудности».
A.С. Арсеньев, доктор психологических наук, профессор, вопрос об удовлетворенности своей жизни оставил открытым, поскольку процесс познания продолжается: «Жизнью я не очень удовлетворен. Сейчас к концу жизни я набираюсь тех философских знаний, которые были недоступны прежде. Что касается карьеры, то она меня никогда не интересовала. Я считал себя свободным».
Н.И. Непомнящая, доктор психологических наук, профессор, оценила удовлетворенность своей жизнью и карьерой сквозь призму предварительных итогов и перспектив своей профессиональной деятельности: «Не совсем. Я начинала как патопсихолог. Потом меня вынесло на большую психологию. <...> Мне кажется, что как патопсихолог я реализовала бы себя в большей степени. Жизнь я люблю. Неудовлетворенности жизнью не может быть».
B.А. Панков, литератор, отметил чувство эмоционального подъема и радости, которое ему приносит творчество: «Да! Я 30 лет работал в «Фитиле». 10 лет - с удовольствием! Последние годы ... начал писать пьесы. Возникает ощущение счастья! Не могу передать, какие ощущения! Сейчас на мои пьесы большой спрос. Это радует!».
З.Я. Корогодский, режиссер, выразил типичное для творческой личности отношение к карьере: «Думаю, что да. Потому что нет завышенных амбиций. И я получаю
радость от невыносимо трудного педагогического процесса. Карьера могла бы быть и ярче, но что может быть дороже моей любви к ученикам? Их любви ко мне?».
Следует отметить, что пожилые, погруженные в творчество, в целом удовлетворены жизнью и карьерой. При этом значимость самой карьеры как ценности невысока. Основу чувства удовлетворенности жизнью в целом и карьерой, в частности вызывают как продолжение творческой деятельности, увлеченность творческим процессом, так и общеизвестно значимые результаты профессиональной деятельности.
Состояние души Вопрос (3) Каково состояние Вашей души в насто-
ящий момент?
А.С. Арсеньев, доктор психологических наук, профессор, выразил в своем ответе стремление выполнить творческие планы, не смотря на убывающие силы: «Состояние моей души определяется . перипетиями моей биографии. Я много недовыполнил. Мое акме творческое пришлось на глухие 1950-1960 годы. Сейчас надо бы много завершить. Но сил уже не хватает».
Г.Ф. Хрустов, доктор биологических наук, профессор, подчеркнул амбивалентность состояния души: «Противоречия. Потому что замыслы непрерывно возрастают, а энергия снижается. Возраст действует, энергии не хватает».
A.П. Ефремов, первый проректор по учебной работе Российского университета Дружбы народов им. П. Лумумбы, подчеркнул физическую и психологическую готовность к продолжению активной профессиональной деятельности: «Рабочее и на хорошем подъеме».
З.Я. Корогодский, режиссер, заметил с некоторой грустью: «Уже не сделать то, что хочешь, что надо бы успеть.».
B.А. Панков, литератор, характеризовал доминирующее состояние своей души в момент интервью как состояние влюбленности: «Я обнаружил одну удивительную вещь... Хочу написать повесть "Состояние влюбленности". Влюбленность ко всему: к миру, к друзьям».
Состояние души в момент интервью у пожилых, погруженных в творчество, в целом позитивное, укорененное в прошлом и обращенное в будущее. В то же время присутствует состояние, которое можно квалифицировать как готовность к активным действиям, сопровождаемое амбивалентными чувствами.
Из ответов на вопросы интервью наглядно видно, что состояние души пожилых представителей творческих профессий самым непосредственным образом связа-
но с оценкой возможностей реализации творческих планов. Погруженность в творчество, достижение общественно значимых результатов для пожилых ученых, литераторов и режиссеров является неиссякаемым источником положительных переживаний.
Планы на будущее Вопрос (4) Ваши планы на будущее: личные, в твор-
честве, в семье, в другом?
А.В. Петровский, действительный член РАО, оценил планирование как перспективную позицию творческой личности: «Для человека важно иметь сколько-нибудь дальние цели. Должна быть где-то близко завтрашняя радость. . если говорить о самом ближайшем будущем, я хотел бы завершить издание энциклопедического словаря "Психологический лексикон". Остался последний пятый том. Кроме того, не исключено, что я завершу и опубликую книгу "Психология и время"».
Ш.А. Амонашвили, действительный член РАО, планирует свои профессиональные и личные дела, никак не разделяя их: «Хочу написать учебник по педагогике "Педагогика как я ее воспринимаю" - это и есть мои личные планы».
Г.Ф. Хрустов, доктор биологических наук, профессор, определил сущность своих планов на будущее - реализовать свой потенциал в интересах общества: «Я хочу до предела реализовать потенциал интеллекта, чтобы это дало науке то, что могу предложить только я. Я хочу превратить возможное в действительность. Для меня научное - это личное. Мне, конечно, хочется, чтобы у моих слушателей благодаря мне был прирост личности».
М.Г. Розовский, режиссер, планирует реализовать свой ближайший творческий замысел: «. хочется поставить такую глыбу, например, как "Фауст" Гете. В следующем году хочу поставить пьесу Иогана Гете "Фауст"».
З.Я. Корогодский, режиссер: «Планы на будущее -работать с молодежью. <...> Наивно, но хочется еще пожить, чтобы успеть хотя бы то, что можно сделать. У меня слито: личная жизнь и профессия» [25].
Как оказалось, перспективные планы творческих персон ориентированы не только на ближайшее будущее, но и на отдаленное будущее. При этом практически не разделяются на личные и планы в работе. Пожилые люди творческих профессий планируют свою деятельность, главным образом, в связи с реализацией творческих замыслов. В планах ярко выражено стремление добиться общественно значимых результатов: внести
существенный вклад в науку и искусство. При этом планирование на ближайшую перспективу носит преимущественно конкретный характер, а планы на отдаленное будущее формулируются в виде результирующих целевых установок.
О смысле жизни Вопрос (7) В чем для Вас смысл жизни?
А.В. Петровский, действительный член РАО, смысл жизни связывал с жизненными целями: «Какой может быть смысл жизни, кроме того, который ты сам в нее вкладываешь. Опубликовать книгу, написать еще пару статей и узнать, что мои внуки и правнуки успешны в своих учебных и личных делах. В противном случае -жизнь бесцельна и потому бессмысленна».
Н.И. Непомнящая, доктор психологических наук, профессор, смыслообразующей идей считает служение людям: «Делать добро другим людям. Приносить им счастье. Еще, конечно, творчество. Любовь и творчество».
Г.Ф. Хрустов, доктор биологических наук, профессор, содействие в развитии других определил как смысл жизни: «Лично для меня смысл жизни состоит в том, чтобы я давал другим людям то, что я могу дать».
Н.С. Лейтес, доктор психологических наук, профессор, подчеркнул высокое предназначение человека, отвечая на вопрос о смысле жизни: «Трудный вопрос... я не знаю на этот вопрос ответа. Должны быть высшие смыслы! Что-то значительное есть в появлении человека на свет».
А.С. Арсеньев, доктор психологических наук, профессор, определил постижение тайны человеческого существования как смысл жизни: «Хочу понять, что такое человек, и что такое Россия. Это затрагивает широкую сферу».
Руслан Галазов, художник, считает активность и творчество человека необходимым условием развития и бытия личности: «Смысл - всегда что-то делать. Человек рожден для действия. Для меня смысл - мое творчество. Творчество определяет развитие и бытие личности».
Р.С. Сеф, детский писатель, полагал, что именно творчество придает смысл нашей жизни: «Образы творчества придают смысл обыденной жизни. Они помогают бороться с пошлостью, с обывательщиной».
Вопрос о смысле жизни пожилыми, погруженными в творчество, определялся как самый трудный. Вместе с разнообразием формулировок и акцентов в ответах на этот вопрос можно выделить то общее, что их объединяет - это ориентация на творчество и идея служения.
Пожилые, посвятившие свою жизнь служению обществу, создавая новые уникальные продукты человеческой культуры, и на склоне лет не мыслят себя вне творчества. Безусловно, творчество и служение обществу являются сущностной особенностью личности пожилых людей творческих профессий. О любимых занятиях Вопрос (10) Ваше любимое занятие?
A.В. Петровский, действительный член РАО, замечал: «В разное время - разное. Прежде всего, это работа. Работа и чтение. Это, пожалуй, мое любимое занятие».
З.Я. Корогодский, режиссер, не мыслит свою жизнь вне театра: «Я трудоголик. Я любил, люблю и буду любить все, что связано с театром».
B.А. Панков, литератор, любимым занятием назвал свою профессиональную деятельность: «Придумывать, воображать. Я, как ни странно, как только "мелькнет" в сознании образ, - сразу пишу целую пьесу».
Г.Н. Яновская, режиссер, самым интересным занятием считает режиссуру: «Любимое занятие - режиссура, другие занятия менее интересны».
Р.С. Сеф, детский писатель, подчеркнул, что литературное творчество является занятием, наполняющим его жизнь ни с чем несравнимыми чувствами: «А еще мне всегда очень хотелось летать. Но ни разу мне не удалось взмыть в небо. Но вот однажды, когда я писал стихотворение и чувствовал, что оно мне удается, что оно ладное, складное, умное и звонкое, я неожиданно взлетел. Я летел высоко над землей, и меня несло в поднебесье мое собственное стихотворение. С тех пор я иногда летаю».
Любимым занятием творческих персон с незначительными вариациями является творческая профессиональная деятельность. Свою внутреннюю сущность творческая личность выражает в научном или художественном творчестве, которое для нее выступает одновременно и любимым занятием, и смыслом существования. О заветных Вопрос (11) Если бы Вы были всемогущим волшеб-
желаниях ником, чтобы Вы сделали: Для себя? Для близких? Для
своей деятельности?
Н.С. Лейтес, доктор психологических наук, профессор, пожелал: «Я бы укрепил свою работоспособность. Это главное».
Л.П. Буева, действительный член РАО, отметила здоровье и активную жизнь как главные ценности: «Для себя продлила бы свою активную жизнь. Интересно жить активно. Узнать, какой путь выберет Россия. Увеличила бы профессиональные силы. Для близких.
Пожилые творческих профессий не перестают планировать свою деятельность
Вместо резюме
Продлила бы их жизнь и укрепила бы их здоровье. Жизнь и здоровье - смыслообразующие вещи. С них все начинается».
Руслан Галазов, художник, отразил в своем ответе сосредоточенность на творчестве: «Я бы создал себе надежные условия для творчества. Чтобы мог меньше отвлекаться на бытовые и бренные обстоятельства».
Г.Ф. Хрустов, доктор биологических наук, профессор, охотно отозвался на предложение пофантазировать: «...наделил себя способностью устранять несчастья других людей. <...> Я бы тогда постарался, чтобы появилась жизнь не в качестве борьбы за существование».
Размышляя о возможности внести в свою жизнь радикальные изменения, творческие люди, как правило, не склонны пересматривать жизнь и в определенной мере обесценивать результаты своего творчества.
Примечательно что, хорошо осознавая затруднения, обусловленные возрастными изменениями, творческие люди более всего огорчаются ограничениями и потерями в сфере профессиональной деятельности. При этом они не сетуют на свой возраст, не отделяют свою личность от своей творческой деятельности. Для себя и своей деятельности пожилые увлеченные творчеством желают по большей части здоровья с тем, что бы продолжить планирование и выполнение своих творческих планов.
Результаты интервьюирования известных творческих личностей дают основание утверждать, что уникальность внутренней сущности пожилых людей, продолжающих активную творческую профессиональную жизнь, естественным образом проявляется: в понимании особой роли Учителя, который выступает одновременно как Учитель в профессиональной деятельности и духовный наставник; в выраженном чувстве удовлетворенности жизнью в целом и карьерой; в состоянии души, тесно связанном с оценкой возможностей реализации творческих планов; в планировании на далекие перспективы новых замыслов; исключительной погруженностью в творчество и невозможностью существования вне творческого процесса, когда творчество выступает одновременно и любимым занятием, и смыслом существования.
1. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.
2. Пожилые люди в Российской федерации: положение проблемы, перспективы: Национальный доклад. -М., 2002. www.demoscope.ru/weekly/2006/0257/analit02.
3. Bromiey D.B. The psychology of human ageing. - L., 1966.
4. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. - Минск, 1992. - С. 92.
5. Фромм Э.Иметь или быть. - М., 1986. - С. 152.
6. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. - С. 316.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - С. 111.
8. Амосов Н.М. Преодоление старости. - М., 1996.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Человек как предмет познания: в 2 т. Т. I. - М., 1980. -С. 111.
10. Рудкевич ЛА. Талант: психология и становление // Социальная психология личности. - Л., 1974.
11. Рудкевич ЛА. Возрастная динамика творческой продуктивности: Автореф. дисс. ... д. психол. наук. -СПб., 1994.
12. Александрова МД. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л., 1974.
13. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. - М., 2001.
14. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007. - С. 914.
15. Там же. - С. 922.
16. Там же. - С. 953.
17. Амосов Н.М. Алгоритмы разума. - Киев, 1979. -С. 80.
18. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007. - С.692.
19. Там же. - С. 692 - 702.
Интервью, взятые у известных персон в области философии, науки и искусства
Амонашвили Шалва Александрович (08.03.1931), действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор. Интервью взято в 2003 г. Опубликовано в журнале «Развитие личности» (2004, № 2. - С. 219 - 222).
Арсеньев Анатолий Сергеевич (13.11.1923), доктор психологических наук, профессор. Интервью взято в 2007 г. Опубликовано в журнале «Развитие личности» (2008, № 2. - С. 187 - 190).
Буева Людмила Пантелеевна (13.11.1926), действительный член РАО, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН. Интервью взято в 2003 г. Опубликовано в журнале «Развитие личности» (2003, № 3. - С. 185 - 188).
Галазов Руслан (28.07.1940), осетинский художник. Интервью взято в 2008 г. Опубликовано в журнале «Развитие личности» (2009, № 1. - С. 152 - 155).
Ефремов Александр Петрович (02.12.1945), кандидат физико-математических наук, доцент, первый проректор по учебной работе Российского университета Дружбы народов им. П. Лумумбы, заведующий кафедрой физики факультета иностранных языков и общеобразовательных дисциплин. Интервью взято в 2005 г. Опубликовано в журнале «Развитие личности» (2005, № 3. - С. 171 - 173).
Корогодский Зиновий Яковлевич (29.07.1926), народный артист России. Интервью взято в 2003 г. Опубликовано в журнале «Развитие личности» (2004, № 1. - С. 242 - 245).
Лейтес Натан Семенович (26.06.1918), доктор психологических наук, профессор. Интервью взято в 2003 г. Опубликовано в журнале «Развитие личности» (2004, № 2. - С. 223 - 225).
Непомнящая Нинель Ионтельевна (27.07.1931), доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии факультета клинической психологии Российского государственного медицинского университета. Интервью взято в 2008 г. Опубликовано в журнале «Развитие личности» (2008, № 3. - С. 187 - 190).
Панков Владимир Александрович (23.03.1937), литератор, драматург. Интервью взято в 2006 г. Опубликовано в журнале «Развитие личности» (2007, № 1. -С. 177 - 179).
Петровский Артур Владимирович (14.05.1924), действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор. Интервью взято в 2005 г. Опубликовано в журнале «Развитие личности» (2006, № 2. - С. 193 - 195).
Розовский Марк Григорьевич (03.04.1937), режиссер, сценарист, драматург, художественный руководитель театра «У Никитских ворот». Интервью взято в 2009 г. (в печати).
Сеф Роман Семенович (06.10.1931), детский писатель, драматург, переводчик. Интервью взято в 2007 г. Опубликовано в журнале «Развитие личности» (2007, № 3. - С. 191 - 196).
Табаков Олег Павлович (17.08.1935), народный артист РСФСР и СССР, профессор, режиссер, художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова, руководитель «Театра-студии под руководством О. Табакова»,
ректор Школы-студии МХАТ им. А. П. Чехова. Интервью взято в 2004 г. Опубликовано в журнале «Развитие личности» (2004, № 4. - С. 191 - 196).
Хрустов Генрих Федорович (22.08.1933), кандидат философских наук, доктор биологических наук, профессор кафедры философии МГИМО (Университет МИД РФ). Интервью взято в 2003 г. Опубликовано в журнале «Развитие личности» (2003, № 3. - С. 188 - 190).
Яновская Генриетта Наумовна (24.06.1940), режиссер, художественный руководитель Московского театра юного зрителя. Интервью взято в 2009 г. (в печати).