Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ / РЕФЛЕКСИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / АКТИВНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ / КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / FEATURES OF PERSONALITY OF ELDERLY PEOPLE / REFECTIONS OF A CREATIVE PERSONALITY / ACTIVITY OF THE CREATIVE PERSONALITY IN ELDERLY AGE / QUALITIES OF A CREATIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поставнев Владимир Михайлович

Статья посвящена изучению особенностей личности пожилых людей. Обобщены результаты анализа интервью с пожилыми творческими персонами и рефлексии известных ученых на потенциал своих творческих возможностей. Выявлены особенности личности пожилых людей, включенных в творческую деятельность и сумевших сохранить высокую продуктивность труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Personality of the Elderly People Included in Creative Activity

The article is devoted to the study of personality traits of elderly people. The author summarizes the results of the analysis of interviews with elderly creative persons and refections of well-known scientists on the potential of their creative possibilities. Features of personality of the elderly people included in the creative activity and who managed to maintain a high productivity of labour are identifed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В.М. Поставнев

Особенности личности пожилых людей, включенных в творческую деятельность

Статья посвящена изучению особенностей личности пожилых людей. Обобщены результаты анализа интервью с пожилыми творческими персонами и рефлексии известных ученых на потенциал своих творческих возможностей. Выявлены особенности личности пожилых людей, включенных в творческую деятельность и сумевших сохранить высокую продуктивность труда.

Ключевые слова: особенности личности пожилых людей; рефлексии творческой личности; активность творческой личности в пожилом возрасте; качества творческой личности.

Замысел исследования состоит в том, чтобы при анализе рефлексии на жизнь и творчество людей, сумевших сохранить высокую продуктивность труда до пожилого возраста, попытаться выявить особенности их личности. Представляется, что изучение взаимосвязи объективных и субъективных факторов, признанных значимыми для осуществления жизненного предназначения, позволит выделить качества личности, способствующие сохранению высокой творческой активности в пожилом возрасте.

Интервью с пожилыми творческими персонами, сохранившими высокую активность в своей жизни, были проанализированы и обработаны в соответствии с методом реконструкции рефлексии известных ученых на потенциал своих творческих возможностей.

Социальные представления о вариантах старости. В общественном сознании сложились представления о желательном варианте старости, существенной характеристикой которого является сохранение достаточного уровня активности в избранной сфере деятельности. Признается, что тот или иной вариант старости в значительной мере определяется результатом предшествующих этапов жизни. Осознанный выбор человека в реализации собственной жизни индивидуален и зависит от глубины рефлексии на самого себя.

Проанализируем рефлексии известных ученых на потенциал своих творческих возможностей. В качестве примера приведем суждения Ч. Дарвина, И.П. Павлова, Г. Селье, А. Маслоу.

Рефлексия на себя Ч. Дарвином. Отвечая на вопросы анкеты, разосланной Ф. Гальтоном ряду ученых, Ч. Дарвин не усматривал у себя абсолютно никаких особых качеств, например, глубоких знаний математики и иностранных языков. По отношению к себе Ч. Дарвин был исключительно критичен и полагал, что

особых талантов у него нет. Укрепление и развитие своей склонности к естественным наукам, успехи в естествознании великий ученый связывал с кругосветным путешествием на исследовательском судне «Бишь», отмечал, что наука была его страстным увлечением. Ученый отличался настойчивостью, усердием, большой любознательностью по отношению к фактам и постижению их смысла, независимостью в суждениях. Его умственная энергия проявлялась в способности к упорной и продолжительной работе над одним предметом. Таким предметом на протяжении двадцати лет стала работа над теорией происхождения видов [2].

Особенно значима рефлексия на свой творческий потенциал И.П. Павлова. Являя своей жизнью пример преданности отечеству и истине, он пытался понять и объяснить тайны творческого познания и ума человека. К свойствам ума, определяющим успехи в научном творчестве, И.П. Павлов относил: «Первое, самое общее свойство, качество ума — это постоянное сосредоточение мысли на определенном вопросе, предмете. С предметом, в области которого вы работаете, вы не должны расставаться ни на минуту. Поистине, вы должны с ним засыпать, с ним пробуждаться, и только тогда можно рассчитывать, что настанет момент, когда стоящая перед вами загадка раскроется, будет разгадана» [5: с. 98]. Следующее качество творческого ума — способность усматривать за явлениями их сущность за счет сосредоточенности на действительности, которая скрыта от непосредственного наблюдения. При этом И.П. Павлов указывал на необходимость тщательного подбора словесных характеристик явления и его сущности, поскольку при некорректных определениях возможна фальсификация действительности. Еще одно чрезвычайно ценное качество ума — «это абсолютная свобода мысли, свобода, о которой в обыденной жизни нельзя составить себе даже и отдаленного представления... Действительность велика, беспредельна, бесконечна и разнообразна, она никогда не укладывается в рамки наших признанных понятий, наших самых последних знаний. Без абсолютной свободы мысли нельзя увидеть ничего истинно нового, что не являлось бы прямым выводом из того, что вам уже известно» [5: с. 101]. Качество ума — «абсолютное беспристрастие мысли» И.П. Павлов считал обязательным для исследователя. Абсолютное беспристрастие мысли проявляется в способности исследователя отказаться от идеи, сколько бы времени ни потратил на ее разработку, если встречается факт, который ей противоречит и ее опровергает [5: с. 102]. Понимание сложности мира и бесконечного разнообразия жизни великий ученый считал особенно важным при планировании и описании результатов исследования. И.П. Павлов подчеркивал: «Вы должны, сколько хватит вашего внимания, охватить все подробности, все условия.» [5: с. 104]. Он отмечал, что при описании результатов своего исследования важно добиваться максимальной точности, «чтобы другой человек, читая ваш случай, мог бы заметить все в образе так, как это видели вы» [5: с. 104]. И.П. Павлов выделял такое редкое качество ума, как простота, полная ясность, полное понимание. «Признак истины — простота, и все гении просты своими истинами» [5: с. 104]. При этом великий русский ученый подчеркивал, что

не менее ценным качеством ума является «смелость признания своего непонимания» [5: с. 105]. Особо выделяются качества ума, связанные со сферой высоких чувств и духовностью человека, присущие выдающимся ученым, современникам И.П. Павлова — «привычка упорно смотреть на истину, радоваться ей... Истиной надо любоваться, ее надо любить» [5: с. 105]. Так, И.П. Павлов подчеркивал: «Последняя черта ума, поистине увенчивающая все, — это смирение мысли, скромность мысли» [5: с. 106].

Свойства ума, которые определяют успехи в научном творчестве, И.П. Павлов рассматривал как важные качества личности исследователя. Сосредоточенность на поиске истины, беспристрастность, правдивость и скромность в профессиональной деятельности характеризуют настоящего ученого.

Качества творческой личности в понимании Г. Селье. Представляют научную ценность особенности понимания Г. Селье роли творчества и психологических качеств личности в деятельности ученого. Так, научные фундаментальные исследования Г. Селье считает видом деятельности, наиболее близким к творчеству: «Главная «польза» фундаментального исследования та же, что и у розы, песни или прекрасного пейзажа, — они доставляют нам удовольствие.. Это тип деятельности — единственный из всех, доступных человеческому разуму, — наиболее близок к процессу творчества» [6: с. 19]. К ценным качествам личности ученого Г. Селье относит: энтузиазм и настойчивость; оригинальность (независимость мышления, воображение, интуицию, одаренность); интеллект (логику, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагирование); этику (честность перед самим собой); контакт с природой (наблюдательность, технические навыки); контакт с людьми (понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группы, убеждать других и прислушиваться к их аргументам) [6: с. 33-111].

Таким образом, достижению успеха в научной деятельности служат не только мотивация, креативность, технические навыки и высокий интеллект, но и нравственные качества личности.

Холистический подход к пониманию личности в творчестве. Холистический подход к творчеству и к сущности творческой личности1 развивал А. Маслоу. Он усматривал тесную связь креативности личности и ее психического здоровья. Формулируя новый взгляд на перспективы развития личности, А. Маслоу отметил, что выявленные при исследовании креативности характеристики почти полностью соответствуют перечню, описывающему психологически здоровую личность [3: с. 85].

Среди качеств личности, включенной в творческую деятельность, А. Маслоу выделил ряд особенностей: погруженность в настоящее, отказ от прошлого и будущего: «Для того чтобы лучше вникнуть в суть любого дела, необходимо полностью отдаться ему, не замечая ничего, кроме него

1 Холистический подход — термин, применяющийся в связи с обсуждением проблемы здоровья.

и его сущности, уловить его внутренние связи и движущие силы, найти (а не придумать) способ исполнения в его внутренней структуре» [3: с. 75]; непосредственность в восприятии мира, которая свойственна детям и мудрым пожилым людям; сосредоточенность на процессе творческой деятельности, самозабвенность: «Увлеченные интересующим нас делом, мы можем позволить себе отвлечься от всего, что непосредственно не связано с ним. <.> Образно говоря, нам нет нужды продолжать спектакль, когда занавес опущен и публика ушла. Наконец-то можно перестать паясничать и самозабвенно, с головой погрузиться в работу» [3: с. 76-77]; погруженность в творчество избавляет человека от необходимости сдерживать свои вдохновенные порывы, контролировать борьбу со страхами и тревогами, позволяет преодолеть защитные механизмы и самоограничения; сила и мужество: «Трусость и неуверенность в собственных силах убивают творческое в человеке, или, если угодно, не оставляют креативности шансов проявиться» [3: с. 78]; позитивная установка и доверчивость вместо борьбы: способность творческой личности следовать логике явления, готовность к импровизации; интегрированность человека, постигающего Бытие: «Творчество, как процесс созидания нового, требует от человека всего, на что он способен. Человек, сконцентрированный на акте творчества, теряет обычную дробность и приобретает цельность» [3: с. 81]; возврат к первичному восприятию: необходимым элементом личностной интеграции является пробуждение неосознаваемого, того что составляет суть первичного (поэтического, метафорического, архаического, детского) восприятия; преобладание эстетического постижения вместо абстрактного познания: «Конечная цель эстетического, неабстрагирующего познания — полное постижение объекта, при котором все грани равно важны, прекрасны, одинаково достойны восхищения, при котором нет места анализу и оценке. Здесь нет стремления упростить и расчленить объект, а наоборот, стремление к более целостному постижению его достоинств» [3: с. 82]. Абсолютную спонтанность, полное самоосуществление, слиянность творческой личности с миром А. Маслоу рассматривает в качестве важнейших свойств творческой личности [3: с. 83].

Общественное отношение к пожилым людям, сохраняющим творческий потенциал. Общеизвестно, что высокое общественное положение, административная и общественная деятельность, общение с коллегами дают пожилому ученому, деятелю искусства возможность сохранять и развивать связи с социальной средой. По отношению к пожилому творческому человеку общество более терпимо и не демонстрирует знаки или ожидания освободить статусное место. Творчество как особый вид человеческой деятельности, результатом которой является создание нового, до сих пор не существовавшего, представляет собой мощное средство противодействия инволюционным сдвигам. На этой мысли настаивают сами творческие личности, дожившие до возраста долголетия.

Интеллектуальная активность и старение. На возможностях социальной детерминации замедления процессов старения настаивал Б.Г. Ананьев.

Он относил замедление старения к прижизненным приобретениям современного человека, которое достигается в процессе его индивидуального развития: «Влияние жизненного пути человека и меры его активности на ход онтогенетической эволюции в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы. <...> Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития» [1: с. 122-123]. Б.Г. Ананьев на основе обобщения больших массивов данных, отмечал, что: «.постоянная тренируемость интеллектуальных функций составляет главнейший фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности, общего долголетия человека» [1: с. 64].

Большая личность в творчестве. Сосредоточенность на творчестве как общую тенденцию проявления феноменологической сущности творческой личности определяет известный отечественный психолог В.С. Мухина: «Для творящего творчество превращается в образ жизни, которому подчинена сама его жизнь. Так, для Ч. Дарвина — эволюция животного мира, для Г. Харди — математика, для А. Эйнштейна — поиск законов природы были стержнем их жизни — с юности до самой смерти. Так, для И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.И. Вернадского и многих других замечательных ученых моей страны наука также стояла во главе угла. Вся остальная жизнь как бы сопутствовала основной деятельности, основному смыслу жизни — творчеству, поиску истины» [4: с. 914].

С целью изучения значимых ценностей и смысложизненных ориентаций личности В.С. Мухиной было разработано интервью «Жизненные ценности и жизненный путь».

Представленный в статье эмпирический материал в основном был собран в ходе работы по интервьюированию пожилых людей, включенных в творческую деятельность на протяжении всей своей жизни. Нами были проанализированы их ответы на вопросы, которые отражают отношение Ученика к Учителю, удовлетворенность жизнью и карьерой; показывают актуальное состояние души на момент интервью, выявляют особенности планирования творческой деятельности на ближайшее и отдаленное будущее; показывают понимание смысла жизни; выявляют особенности любимых занятий; указывают на заветные желания.

Обратимся к текстам интервью, взятых у пожилых людей, включенных в активную творческую деятельность на протяжении всей своей жизни.

Вопрос: Кто был Вашим значимым учителем?

А.Д. Миронов2 с благодарностью воспоминал участие значимого Учителя в своем профессиональном становлении: «.когда пришел на работу в наш Лет-но-исследовательский институт им. М.М. Громова, то на шестом-седьмом году «попал в руки» замечательного человека — Ивана Васильевича Остославского. Он известный ученый в области аэродинамики, пришел в наш институт из ЦАГИ

2 Миронов Арсений Дмитриевич (1918) — инженер-авиатор, доктор технических наук, профессор. Интервью опубликовано в журнале «Развитие личности» (2009. №2 3. С. 162-169).

(Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского). Надо сказать, что попал удачно. Я его очень уважал. Он относился ко мне с интересом, поскольку я с готовностью отзывался на его предложения. Мы с ним работали вместе лет десять. Позже он ушел заведовать кафедрой в МАИ. Я продолжал поддерживать с ним отношения. Пожалуй, это тот человек, которого я с почтением вспоминаю как Учителя. Иван Васильевич указал мне путь в науку.»

Н.С. Лейтес3 с особой теплотой говорил о личности Б.М. Теплова, который для многих отечественных психологов явился Учителем в психологии и ориентиром в личностном развитии: «В психологии — Б.М. Теплов. Это выдающаяся личность. Он был больше, чем ученый. <.> В его присутствии повышался интеллектуальный тонус окружающих».

М.Г. Розовский4 отмечал, что ценные уроки отношения к профессии и человеку он получил не только в профессиональной театральной среде, но благодаря дружбе: «.своим Учителем я считаю своего друга Альберта Аксельрода, у которого я очень многому научился. Научился ответственности прежде всего. Верности своему профессиональному долгу. Он был замечательный врач и его такое чисто аксельродовское умение служить другим людям в профессии мне представлялось изумительным примером честного, достойного служения высшему в профессии. Он очень многому меня научил и в плане человеколюбия. Он очень любил и уважал разных людей, разных. И этому я у него учился».

В.Л. Найдин5 с благодарностью и нежностью рассказывал о работе под руководством своего первого Учителя и ее роли в своем профессиональном становлении: «В медицине была Маргарита Вильгельмовна Курелла, она была физио-терапистом (лечение движением). Я учился у нее в больнице для полиомиелитных детей. Она возглавляла всю теоретическую и практическую работу. Она — мой первый Учитель, наставник, организатор моего медицинского мышления».

Анализ интервью показал, что выбор жизненного пути, отношение к людям, к профессиональной деятельности и творчеству как способу жизни у персон, погруженных в творчество, формировались под влиянием значимого Учителя. В жизни всех участников интервью присутствовали Учителя, увлеченные своей деятельностью и заинтересованные в развитии своих талантливых Учеников. Ученики с благодарностью и теплотой вспоминают уроки своих Учителей. В жизни творческих персон Учитель занимает особое место: приобщение к творчеству, определение направления творческого поиска и направления развития личности в целом во многом осуществлялись под влиянием Учителя. Для пожилых,

3 Лейтес Натан Семенович (1918) — доктор психологических наук, профессор. Интервью опубликовано в журнале «Развитие личности» (2004. № 2. С. 223-225).

4 Розовский Марк Григорьевич (1937) — режиссер, сценарист, драматург, художественный руководитель театра «У Никитских ворот». Интервью опубликовано в журнале «Развитие личности» (2009. № 2. С. 155-183).

5 Найдин Владимир Львович (1933) — врач-нейрореабилитолог, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации. Интервью опубликовано в журнале «Развитие личности» (2009. № 3. С. 156-161).

включенных в творческую деятельность, Учитель остается человеком, который выступал одновременно как учитель, наставник в профессиональной деятельности и как Учитель жизни.

Вопрос: Вы удовлетворены своей жизнью? Вы удовлетворены своей карьерой?

В.Л. Найдин отметил, что с позиций своего возраста и профессионального опыта может оценить меру авторства в построении своей жизни: «Да, конечно. Я хотел быть врачом, я и стал врачом. Я хотел помогать людям, чтобы они могли улучшить качество своей жизни. И это происходит благодаря моим усилиям».

М.Г. Щепенко6 оставил открытым вопрос об удовлетворенности своей жизнью. Относительно карьеры обратил внимание на ее социальный аспект и заметил: «Меня карьера все меньше интересует. Сейчас я почти равнодушен к этому. Но думаю, что нельзя быть абсолютно равнодушным».

А.Д. Миронов определил удовлетворенность своей жизнью и карьерой как результат последовательного служения делу всей жизни: «Работать мне всегда было интересно, несмотря на «порки» со стороны разных высокопоставленных руководителей, министров и главных конструкторов. И даже один раз меня «порол» лично товарищ Д.Ф. Устинов. Все равно после таких встреч я понимал, что прав и интереса к работе не терял. Я ни разу не жалел о том, что здесь работаю. Наверное, еще и потому, что сам летал с институтских времен. Я закончил аэроклуб. Был инструктором. Затем перешел на планеры. На планерах летал аэроклубным способом до 60 лет. Семейные дела вполне благополучны».

А.М. Вилькин7 критично и вместе с тем позитивно выразил отношение к своей жизни и карьере: «Я не удовлетворен своей жизнью. Ибо сейчас уже могу сказать, что много было упущено, много не сделано. По натуре я — человек, крайне увлекающийся. Мне не хватало воспитания, образования. Поэтому я очень многое в жизни упустил. Но я доволен тем, что Господь меня вывел на тот путь, по которому иду (в профессиональном смысле). Я понимаю, что ничем другим, наверное, не смог бы заниматься с той же степенью отчаяния и радости. А что касается карьеры, то я не очень хорошо понимаю это слово. Материальное благополучие? Его у меня нет. А право теперь ставить все, что я хочу, у меня есть. Звания у меня есть. Возможность передавать эти знания студентам у меня есть. В принципе я, наверное, счастливый человек в профессиональном смысле. А в реальной жизни у меня свои проблемы, иногда очень сложные. Но я занимаюсь, как мне кажется своим делом. Раз человек занимается своим делом, значит, он счастлив. Поэтому в этом смысле я — человек счастливый. У меня замечательная семья, замечательные дети».

6 Щепенко Михаил Григорьевич (1945) — режиссер, артист, сценограф, драматург, заслуженный деятель искусств России, профессор, академик РАЕН. Интервью опубликовано в журнале «Развитие личности» (2010. № 2. С. 222-229).

7 Вилькин Александр Михайлович (1943) — режиссер, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РФ. Интервью опубликовано в журнале «Развитие личности» (2009. № 4. С. 215-225).

Следует отметить, что пожилые люди, погруженные в творчество, в целом удовлетворены жизнью и карьерой. При этом значимость самой карьеры как ценности невысока. Основу чувства удовлетворенности жизнью в целом и карьерой вызывают прежде всего продолжение творческой деятельности, увлеченность творческим процессом, общеизвестно значимые результаты профессиональной деятельности и семейное благополучие.

Вопрос: Каково состояние Вашей души в настоящий момент?

А.М. Вилькин подчеркнул амбивалентность состояния души и приходящую с возрастом способность усматривать сущность «вещей» в повседневности: «Вот когда идешь в гору, довольно тяжело. Спускаешься с горы, кажется легче, но опаснее. Можно перейти точку, когда ты спускаешься с горы, и инерция становится опасной — начинаешь скатываться. Но объективно надо сказать, что я уже в том возрасте, когда идут с горы. Мне сейчас 66 лет. Можно сказать, что возрастной пик я уже прошел. Я не говорю о пике творчества. А состояние души? По-моему, это выглядит как-то несколько несолидно, но есть ощущение, что начинает шелуха какая-то социально-материальная отпадать. Мы же голыми приходим, голыми уйдем. Внутренне я начинаю понимать, что эта профессия дала мне возможность немножко стать лучше и вернуться к тем идеалам, которые были в детстве».

А.Д. Миронов определяет состояние своей души в непосредственной связи с современным состоянием государства и авиации: «Это трудный вопрос. Пожалуй, самый сильный фактор — это проблемы в государстве. И государство, и авиация в отвратительном состоянии. Поскольку я в авиации с 1941 года, то все подъемы и падения у меня на глазах. Даже на организме, на сердце. Более-менее спасает семейное благополучие. Правда, в нашем возрасте мешают и телесные болячки. Но тем не менее это не душа, а тело».

М.Г. Щепенко критически характеризовал доминирующее состояние своей души в момент интервью: «Непростое. С одной стороны, есть радость от присутствия Бога, а с другой стороны, понимаешь: сколько во мне того, чего бы не должно быть. Каюсь: я очень легко поддаюсь унынию, это моя беда. Я понимаю, что это грех».

Состояние души в момент интервью у пожилых людей, погруженных в творчество, в целом позитивное, укорененное в прошлом, тесно связанное с настоящим и обращенное в будущее. На момент интервью, несмотря на преклонный возраст, у всех интервьюированных присутствует готовность к активным действиям, сопровождаемая амбивалентными чувствами.

Из ответов на вопросы интервью наглядно видно, что состояние души пожилых представителей творческих профессий самым непосредственным образом связано с состоянием различных сфер общества, возможности приложения творческих сил и реализации творческих планов. Увлеченность процессом творчества, достижение общественно значимых результатов для пожилых ученых, литераторов и режиссеров является источником положительных мыслей и переживаний.

Вопрос: Ваши планы на будущее: личные, в творчестве, семье, в другом?

Известный отечественный психолог А.В. Петровский8 оценил планирование своей жизни и профессиональной деятельности как перспективную позицию творческой личности: «Для человека важно иметь сколько-нибудь дальние цели. Должна быть где-то близко завтрашняя радость. Если говорить о самом ближайшем будущем, я хотел бы завершить издание энциклопедического словаря "Психологический лексикон". Остался последний пятый том. Кроме того, не исключено, что я завершу и опубликую книгу "Психология и время"».

М.Г. Розовский, рефлексируя на свои творческие достижения, планирует реализовать масштабные творческие замыслы, которые станут логическим продолжением профессионального развития режиссера и его авторского театра: «.Хочется поставить такую глыбу, например, как "Фауст" Гёте».

Как оказалось, перспективные планы творческих персон ориентированы не только на ближайшее будущее, но и на отдаленное. При этом они практически не разделяются на личные и планы в работе. Пожилые люди, включенные в творчество, планируют свою жизнь и деятельность, исходя из приоритета творческих замыслов. В их планах, вместе с ценностью самого процесса творчества, как правило, отмечается значимость общественно значимых результатов: внести существенный вклад в науку и искусство. При этом планирование на ближайшую перспективу носит преимущественно конкретный характер, а планы на отдаленное будущее формулируются в виде ценностно-смысловых целевых установок.

Вопрос: В чем для Вас смысл жизни?

А.Д. Миронов считает смыслообразующей идеей своей жизни служение людям: «Делать полезное для общества, для моей любимой авиации, для семейства. По-моему, большим количеством слов это выразить трудно».

А.М. Вилькин отметил экзистенциальный характер вопроса о смысле жизни и с некоторой иронией пояснил: «Л.Н. Толстой пытался ответить, так и не ответил. Наверное, в том, чтобы мои дети могли говорить моим внукам: ваш дед был очень приличный мужик. Очень приличный, достойный человек».

Н.С. Лейтес подчеркнул высокое предназначение человека, комментируя вопрос о смысле жизни, на который у него нет ответа: «Трудный вопрос... Я не знаю на этот вопрос ответа. Должны быть высшие смыслы! Что-то зна-

чительное есть в появлении человека на свет».

,9

По мнению Руслана Галазова9, следует находить смысл жизни в непрерывном творческом процессе. Активность и творчество человека являются необходимым условием развития и бытия личности: «Смысл — всегда что-то делать. Человек рожден для действия. <.> Для меня смысл — мое творчество. Творчество определяет развитие и бытие личности».

8 Петровский Артур Владимирович (1924) — действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор. Интервью опубликовано в журнале «Развитие личности» (2006. № 2. С. 193-195).

9 Галазов Руслан (1940) — осетинский художник. Интервью опубликовано в журнале «Развитие личности» (2009. № 1. С. 152-155).

М.Г. Розовский также полагает, что именно творчество в жизни и в профессии придает смысл нашей жизни: «Смысл жизни в том, чтобы делать свое дело. А там будь что будет. Важно, чтобы ты имел удовлетворение от какого-то все-таки содержания жизни. Если жизнь бессодержательна, то смысл жизни теряется. Смысл моей жизни конечно же прежде всего в театре, во всех моих спектаклях».

Вопрос о смысле жизни пожилыми людьми, погруженными в творчество, воспринимался как самый трудный. Вместе с разнообразием формулировок и акцентов в ответах на этот вопрос можно выделить то общее, что их объединяет, — ориентированность на творческую деятельность и потребность в служении.

Люди, посвятившие свою жизнь творчеству и служению обществу, создавая новые уникальные продукты человеческой культуры, и в пожилом возрасте продолжают творческий поиск и в творчестве обретают смысл жизни. Таким образом, творчество и служение обществу являются сущностной особенностью личности пожилых людей, включенных в творческую деятельность.

Вопрос: Ваше любимое занятие?

А.Д. Миронов, как и большинство пожилых людей, включенных в творчество, считает любимым занятием и увлечением на всю жизнь свою профессиональную деятельность: «В молодые годы я летал, и это несравнимо ни с чем. Сейчас я много читаю».

Г.Н. Яновская10 своим любимым и самым интересным занятием считает режиссуру: «Любимое занятие — режиссура, другие занятия менее интересны».

А.М. Вилькин подчеркнул свою ориентированность на близких ему людей и эстетическое наслаждение мастерством: «Мое любимое занятие — доставлять радость близким людям. И еще я люблю получать удовольствие от людей высокой профессии. Это может касаться баскетбола высшей американской лиги».

Анализ ответов интервьюируемых показал, что любимым занятием творческих персон является творческая профессиональная деятельность. Свою внутреннюю сущность пожилые люди, включенные в творческую деятельность, выражают в научном или художественном творчестве, которое для них выступает одновременно и любимым занятием, и смыслом существования.

Вопрос: Если бы Вы были всемогущим волшебником, чтобы Вы сделали: Для себя? Для близких? Для своей деятельности?

Н.С. Лейтес обратил внимание на некоторые ограничения в занятии научной деятельностью и пожелал: «Я бы укрепил свою работоспособность. Это главное».

А.Д. Миронов указал, что такую фантастическую возможность не стал бы использовать для пересмотра своей жизни, при этом отметил как главные ценности здоровье и активную жизнь: «Нужно подумать. Чтобы все окружающие меня были здоровы. <.> Чтобы поле деятельности и финансирование того,

10 Яновская Генриетта Наумовна (1940) — режиссер, художественный руководитель Московского театра юного зрителя. Интервью опубликовано в журнале «Развитие личности» (2010. № 4. С. 112-121).

чего я хотел делать, было бы не безграничным, а хотя бы раз в пять больше, чем сейчас. <.> Исправлять что-нибудь, подправлять в своей жизни мне нечего».

Руслан Галазов отметил, что просто устранил бы все бытовые препятствия на пути к творчеству, отразив в своем ответе исключительную сосредоточенность на творчестве: «Я бы создал себе надежные условия для творчества. Чтобы мог меньше отвлекаться на бытовые и бренные обстоятельства».

А.М. Вилькин с иронией отозвался на предложение пофантазировать: «Если бы я был всемогущим волшебником, то у меня бы не возникало этих вопросов, потому что счастье — это жизнь. <.> Я позволил бы Сизифу донести тот камень до вершины и дал бы ему возможность отдохнуть, чтобы он расплакался от понимания, что прощен».

Размышляя о возможности внести в свою жизнь радикальные изменения, творческие люди, как правило, не склонны пересматривать свою жизнь и тем самым ставить под сомнение результаты своей жизни и творчества.

Примечательно, что, хорошо осознавая затруднения, обусловленные возрастными изменениями, пожилые люди, включенные в творческую деятельность, более всего обращают внимание на ограничения и потери в сфере своей профессиональной деятельности. При этом они не отделяют свою личность от своей творческой деятельности и не рассматривают свой преклонный возраст как помеху. Для себя лично пожилые, увлеченные творчеством, желают по большей части здоровья для того, чтобы продолжить планирование и выполнение своих творческих планов.

Анализ результатов интервьюирования известных творческих личностей дает основание утверждать, что личность пожилых людей, продолжающих активную творческую профессиональную жизнь, имеет ряд особенностей, которые проявляются:

- в понимании особой роли Учителя, который выступает одновременно как Учитель в профессиональной деятельности и личностном развитии;

- в выраженном чувстве удовлетворенности жизнью в целом и некотором обесценивании карьерного успеха;

- в состоянии души, которое напрямую связано с возможностью реализации творческих планов;

- в планировании на далекие перспективы новых замыслов и реализации текущих жизненных и профессиональных планов;

- в погруженности в творчество и невозможности существования вне творческого процесса, когда творчество выступает одновременно и любимым занятием, и смыслом жизни.

Особенности творческой личности. Среди качеств личности, свойственных пожилым творческим людям, мы хотим обратить внимание на некоторые особенности творческой личности.

Особенности личности пожилых людей, продолжающих активную творческую профессиональную жизнь, естественным образом проявляется в рефлексии на себя и самокритичности; в выраженном чувстве удовлетворенности

жизнью в целом; в увлеченности предметом своей деятельности; в планировании на временные перспективы новых замыслов.

Особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность, как правило, проявляются в чувстве свободы от социальных стереотипов и от любых видов зависимости; в понимающем отношении к нарастающей физической немощи, которую пожилой человек не рассматривает как противопоказание к творчеству.

Анализ материалов интервью и рефлексий известных ученых показал, что на фоне физической немощи становится особенно значимой духовная сила творческой личности, проявляющаяся в непрерывной работе над творческими замыслами. Уникальность личности пожилых людей, вовлеченных в творчество, проявляется и в сохраняющейся способности к самоотдаче, в исключительной преданности творчеству, потребности существования в творческом процессе. Для таких персон творчество выступает одновременно и значимым занятием, и смыслом существования. Так, активность творческой личности в пожилом возрасте может реализовываться в интеллектуальной активности, духовной активности и социальной активности. При этом творческая деятельность в пожилом возрасте выступает в качестве условия интеллектуальной, духовной и социальной активности личности. Для пожилых творческих персон чувство личности сопряжено с творчеством, где личность раскрывается во всей своей полноте и уникальности.

Одной из особенностей личности пожилых людей, включенных в творчество, способствующей творческой продуктивности в пожилом возрасте, является развитая способность к идентификации с предметом творчества и отчуждению от всего того, что не способствует творческому процессу.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. С. 16-178.

2. Дарвин Ч. Анкета 1873 г. // Записные книжки, дневники, воспоминания. М.: Академия наук СССР, 1959. С. 243-246.

3. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.

4. Мухина В.С. Личность: Мифы и реальность. М.: Прометей, 2010. 1083 с.

5. ПавловИ.П. Рефлекс свободы. СПб.: Питер, 2001. 432 с.

6. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым: пер. с анг. / Под общ. ред. М.Н. Кондрашовой, И.С. Хорола. М.: Прогресс, 1987. 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Literatura

1. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya // Izbranny'e psixologicheskie trudy': v 2 t. T. 1. M.: Pedagogika, 1980. S. 16-178.

2. Darvin Ch. Anketa 1873 g. // Zapisny'e knizhki, dnevniki, vospominaniya. M.: Akademiya nauk SSSR, 1959. S. 243-246.

3. MaslouA.G. Dal'nie predely' chelovecheskoj psixiki. SPb.: Evraziya, 1999. 432 s.

4. Muxina VS. Lichnost': Mify' i real'nost'. M.: Prometej, 2010. 1083 s.

5. PavlovI.P. Refleks svobody'. SPb.: Piter, 2001. 432 s.

6. Sel'e G. Ot mechty' k otkry'tiyu: Kak stat' uchyony'm: per. s ang. / Pod obshh. red. M.N. Kondrashovoj, I.S. Xorola. M.: Progress, 1987. 368 s.

V.M. Postavnev

Features of Personality of the Elderly People Included in Creative Activity

The article is devoted to the study of personality traits of elderly people. The author summarizes the results of the analysis of interviews with elderly creative persons and reflections of well-known scientists on the potential of their creative possibilities. Features of personality of the elderly people included in the creative activity and who managed to maintain a high productivity of labour are identified.

Keywords: features of personality of elderly people; reflections of a creative personality; activity of the creative personality in elderly age; qualities of a creative personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.