474
Вопросы клинической и экспериментальной медицины
М. П. Разин, И. Ю. Мищенко, С. В. Игнатьев, М. А. Батуров
Развитие личности студентов-медиков
в процессе воспитания
ГБОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия»
Минздрава России
На развитие личности влияют множество факторов: внутрен-н ие (природные задатки человека) и внешние (воспитание и среда). Среда медицинского вуза имеет свои четко очерченные особенности, связанные с уникальным гуманизмом преподаваемых там дисциплин. Ведь в медицинских вузах учат не сгладывать, читать и строить, а сострадать и сопереживать, лечить, зачастую вторгаясь в сакральные горизонты, без оглядки на выгоду и даже на понятный смысл, т.к. нам не ведомы Его планы.
Образовательная среда не низвергается на человека с наступлением половой зрелости, осторожно обволакивает его, начиная с самого нежного возраста. До клятвы первокурсника личность студента уже проходит большой путь. Нашим будущим коллегам необходимо привить мысль, что врач - специалист самой человечной области деятельности человека, и требования, которые предъявляет к нему жизнь, очень высоки. Для максимально эффективной профессиональной деятельности врач должен из года в год на протяжении всей своей жизни обогащать себя суммой новых знаний. Важно, чтобы это обогащение сводилось не только к их арифметическому накоплению, но к способности мыслить нестандартно, неординарно, творчески. Хороший врач рождается только в постоянной неудовлетворенности существующими методиками и методами постижения действительности, результатами лечения больных, во всех остальных случаях - дипломированный, да и только.
Еще одна особенность деятельности врача: вся масса его фундаментальных научно-практических знаний будет стоить очень мало, если будет однобоко характеризовать развитие его личности [3]. Более того, от такой профессиональной компе-
Развитие личности студентов-медиков в процессе воспитания
475
тентности может исходить вред. Прав академик Лисовский: «Нельзя заниматься наукой человеку плохо образованному и дурно воспитанному...» Врач по определению должен быть личностью творческой, высоконравственной и развивающейся в этом направлении постоянно, он должен пестовать в себе такие качества, как прямоту, скромность, доброжелательность, искренность, сердечность, отзывчивость, человеколюбие. Врач никогда не должен останавливаться на достигнутом, будь то профессиональное или личностное становление. Эти категории и разделить-то крайне сложно. Трудно даже себе представить врача - высокого профессионала, жизнь которого бы проходила на перегоне «дом - работа - дом»! Такое бездарное растранжиривание отпущенной Богом жизни ещё безбожником К.Марксом когда-то совершенно верно было названо «профессиональным кретинизмом». Только в желании постичь максимально большее количество граней бытия настоящий врач чувствует себя комфортно. Он стремится к прекрасному во всех его проявлениях. Драматургия, музыка, поэзия, балет, живопись, спорт - истинный врач понимает, что только многообразие, полифоничность жизненных приоритетов обусловливает (в том числе) и его личностный рост, и его профессиональную пригодность. Примером для подражания многим поколениям врачей может служить отношение к жизни великого хирурга, педагога, ученого С. С. Юдина. Профессора Юдина, читающего перед особо сложными операциями партитуры Чайковского, профессора Юдина, после 12-часовой изматывающей операции переводящего Шиллера, профессора Юдина, прошедшего через преисподнюю сталинских лагерей, но не утратившего стремление к активной, полезной, продуктивной, светлой и даже - христианской жизненной позиции. Наверное, только творческая и многогранная личность может соответствовать высокому званию истинного врача.
Самоотверженность - еще одно из его главных качеств. Ночное время суток, выходные и праздничные дни, перерывы на обед - недуги не предусматривают таких категорий. Ради здоровья и жизни постороннего человека врач рискует своим благополучием, своим здоровьем и даже жизнью, потому что вовсе не стороной для врача проходят чужие страдания и невзгоды. Так было всегда - и тогда, когда врачами на себе испытывались лекарства и яды, и когда врачи выменивали на себя своих пациентов у террористов, и когда из вертолетов выпрыгивают в снег по шею бортхирурги санавиации, влекомые к кушетке с тяжелым больным не величиной оклада и не возможностями обретения новых материальных благ (подобные посылы смешны в совре-
476
Вопросы клинической и экспериментальной медицины
менной России!), а истинным человеколюбием и внутренним осознанием своей необходимости.
На такое способен далеко не каждый, и потому вовсе не случайны термины «врачебное сословие», «каста врачей». Своеобразие и высокая моральность типично врачебных качеств действительно выделяют врачей из общего круга специальностей. Лучше А. П. Чехова сказать трудно: «Профессия врача - подвиг. Она требует самоотверженности, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это...» Изо всего этого вытекает следующий вопрос: если все эти блестящие качества необходимо привить (прежде всего - своим примером) студенту медицинского вуза, то насколько же высоки должны быть требования, предъявляемые к их преподавателям? Не слишком ли много превосходных предикатов для смертного? В самый раз для врача. Не будучи максималистом, наверное, можно кое-что сохранить, но многого точно не достичь.
Помочь студентам получить необходимые профессиональные знания, умения, привить практические навыки и нравственные ориентиры - непростые задачи преподавателей высшей школы вообще. Если же речь идет о студентах медицинских вузов, то было бы очень недальновидным суживать их становление только проводимой учебно-воспитательной работой, им необходимо прививать в числе многого прочего и навыки научно-исследовательской работы. Того, к чему ранее опытные научно-педагогические работники приходили интуитивно, теперь требует и федеральный государственный образовательный стандарт (ПК-31, ПК-32). Работа в СНО позволяет более углубленно изучать наиболее актуальные проблемы дисциплин, мобилизует внеуадиторную работу студентов, способствует привитию им необходимых практических навыков и умений, и, в конечном счете, освоению большинства предписанных профессиональных компетенций [1].
В Кировской ГМА на кафедрах детского профиля студенческие научные кружки существуют не один десяток лет. За эти годы сотни будущих врачей пробовали себя в научноисследовательской работе, осознавая для себя главное: только в мучительном, истязающем желании знать врач рождается как профессионал. Со временем существенно расширяются горизонты науки, внедряются новые диагностические и лечебные методики, меняются представления об этиопатогенезе различных заболеваний, качественно изменяется частота встречаемости той или иной нозологической патологии. Практическая работа преподносит самые разнообразные сюрпризы, и только разносто-
Развитие личности студентов-медиков в процессе воспитания
477
ронне образованный, творчески мыслящий человек, не зашоренный «букварными» истинами и учебными штампами, способен не только принимать новые вызовы, но и успешно решать поставленные перед ним жизнью задачи.
Бесценен опыт воспитательной работы, почерпнутой в СНО. Больные (и особенно экстренные) не поступают в стационар в 8.30 с началом практических занятий! Во время заседаний СНО, проводимых в вечернее время, студенты на конкретных клинических ситуациях в приемном покое вовлекаются вместе со своим преподавателем в решение самых актуальных задач этического, профессионально-медицинского, практического и правового плана. Каждый из нас, педагогов, должен уяснить: развитие личности - процесс не только проектабельный, но и должно проектируемый.
Именно в рамках СНО возможно наиболее продуктивно отходить от объектной и переходить к субъектной модели обучения, которая всегда стремится к рефлексии, к обратной связи, что в принципе и является современной образовательной парадигмой [4, 5]. Именно в рамках СНО фасилитирующая позиция преподавателя позволяет способствовать индивидуализации образования, делая его личностно-ориентированным, что характеризует гуманистическую педагогику. Мы видим в современных особенностях образования не этапы его становления, а ступени студенческого развития в высшей школе: репродуктивное на младших курсах ^ продуктивное при изучении клинических дисциплин ^ рефлективное при занятиях студенческой наукой на старших курсах.
Кроме того, перспективы развития студенческой науки мы видим в ее максимально тесной интеграции. В наших научных кружках занимаются студенты, врачи-интерны, клинические ординаторы, аспиранты, соискатели. Различный социальный и потенциальный статус исследователей - лишь ступеньки в едином познавательном процессе осмысления бытия. Тесное взаимодействие ученых разных поколений прививает молодежи нравственные и методологические приоритеты, а старших заражает способностью взглянуть на привычные вещи новым, отчасти задорным взглядом, еще ничего не знающем о существовании границ и пределов, так как все на свете границы и рамки существуют только внутри вполне конкретных черепных коробок [2].
Безусловно, в СНО занимаются лучшие из наших студентов, но и они неодинаковы по своему потенциалу. Мы условно выделяем три уровня подготовки в СНО: базовый, высокий и продвинутый. Есть и свои характеристики для каждого из них. К перво-
478
Вопросы клинической и экспериментальной медицины
му можно отнести студентов, регулярно посещающих заседания СНО, выступающих на них с докладами, анализирующих медицинскую документацию и периодику, владеющих компьютерной техникой и методами вариационной статистики; как правило, к выпуску из вуза они имеют опубликованные научные работы тезисного характера. Студенты второго (высокого) уровня подготовки под руководством преподавателей обязательно выполняют самостоятельные научно-практические изыскания, владеют методами параметрической статистики, выступают с докладами на конференциях регионального уровня и бывают отмечены на них, публикуют результаты своих изысканий в российских и международных сборниках, а также статьи в региональных рецензируемых медицинских журналах. Студенты третьего (продвинутого) уровня уверенно владеют иностранным языком, IT-технологиями, наиболее широко применяемыми методами непараметрической статистики, выступают с докладами и получают дипломы на всероссийских конференциях, публикуются в журналах списка ВАК (или в зарубежных журналах); их исследования носят диссертабельный характер. Именно из таких студентов получается наша достойная смена. За 20 лет работы выпускниками СНО кафедр педиатрии и детской хирургии было защищено 12 кандидатских и 2 докторские диссертации.
Способность анализа и синтеза, вынесенная будущим врачом из студенческого научного общества всех трех уровней подготовки, умение ставить перед собой задачи и потенциал их решать существенно повышают конкурентоспособность молодого врача в нашем бурно изменяющемся мире и предопределяют его личностное благополучие и профессиональное долголетие. Т.о., нам представляется крайне важной работа в студенческом научном обществе, которая характеризуется личностноориентированной позицией педагога, его сотрудничеством со студентами, мотивационно-смысловой позицией. Мы полагаем, что только этот путь может вести к главному результату обучения в медицинском вузе - личности, способной творить и создавать новые знания в своей профессиональной деятельности.
В заключение считаем необходимым обратить внимание еще на один момент. Каждый из преподавателей медицинского вуза более всего хотел бы, чтобы каждый из его студентов сформировался как настоящий профессионал. Но...
профессионализм = компетентность + порядочность.
Очень хотелось бы, чтобы трудная, полифоничная работа педагога не игнорировала и вторую обязательную составляю-
Развитие личности студентов-медиков в процессе воспитания
479
щую этого тандема, только в таком случае станет возможным делать упор на личностном созревании специалиста, что особенно важно для врача.
Список литературы
1. Бахтин, В. А. К вопросу о необходимости обучения преподавателя формированию профессиональной компетенции у студента медицинского вуза / В. А. Бахтин, В. А. Янченко // Психолого-педагогические механизмы и средства формирования общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся в медицинских вузах. Материалы Межрегиональной научнопрактической конференции с международным участием. - Киров, 2013. - С. 12-13.
2. Разин, М. П. К вопросам наукометрии ... и не только / М. П. Разин // Вятский медицинский вестник. - 2013. - № 2. -
С. 44-47.
3. Разин, М. П. Приоритетное направление образовательной деятельности медицинского вуза: личностное становление врача / М. П. Разин // Профессиональное и личностное развитие обучающихся в медицинских вузах: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 8-9 декабря 2010 года. - Киров: Кировская ГМА, 2010. - С. 72-73.
4. Разин, М. П. Роль студенческого научного общества в профессиональном становлении врача / М. П. Разин, С. В. Игнатьев // Здоровье ребенка - здоровье нации. Сборник научных работ. - Киров. - 2006. - С. 240.
5. Разин, М. П. Новая образовательная парадигма: формирование профессиональных компетенций врача (скрытые резервы) / М. П. Разин, И. Ю. Мищенко // Вятский медицинский вестник. - 2013. - № 3. - С. 42-44.