Научная статья на тему 'Новая образовательная парадигма: формирование профессиональных компетенций врача (скрытые резервы)'

Новая образовательная парадигма: формирование профессиональных компетенций врача (скрытые резервы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разин Максим Петрович, Мищенко Игорь Юрьевич

Авторами определены основные характеристики и современные требования к российскому высшему медицинскому образованию, сформулированы пути и методы формирования основных профессиональных компетенций врача в высшей школе, их цели и ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разин Максим Петрович, Мищенко Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая образовательная парадигма: формирование профессиональных компетенций врача (скрытые резервы)»

Вятский медицинский вестник, N З, 201З

8. Новосадюк Т.В., Дроздов В.В., Салычева Л.В., Комиссаренко А.А. Роль динамизации в гомеопатии. Гомеопатический ежегодник, 2005. 81-85.

9. Слесарев В.И., Шабров А.В. Структурно-информационное свойство воды и его значенние для гомеопатии.//Журн. Гомеопатия и фитотерапия. 2001. №2. С. 6-13.

10. Шангин-Березовский Г.Н., Молоскин С.А., Рыхлецкая О.С. Химический мутагенез в создании сортов с новыми свойствами. (Под ред. Рапопорта И.А.) М.: Наука. 1986. С. 243.

11. L. Betti, G. Trebbi, V. Majewsky, C. Scherr, D. Shah-Rossi, T. Jager, and S. Baumgartner, «Use of homeopathic preparations in phytopathological models and in field trials: a critical review,» Homeopathy, vol. 98, pp. 244-266, 2009.

12. Bolander R.W., Kassner Jr.J.L., Zung J.T.: J. Chem. Phys., 1969: 50: p. 4402-4407.

13. Carneiro SMTPG, Garbim TS, Romano EDB, Oliveira BG. Estudo comparativo da intoxicafao por ácido bórico em tres cultivares de feijoeiro (phaseolus vulgaris l.) II Simpósio de Conservafao do norte do Paraná e IV Encontro de Biologia e Iniciafao Cientifica - Universidade Estadual do Norte do Paraná - UENP. 2010. Cd room [prooceedings]. 13 a 17 de setembro de 2010 - UENP Cornélio Procópio.

14. Carvalho LM, Casali VWD, Cecon PR, Souza MA, Lisboa SP. Efeito de potencias decimais da homeopatia de arnica montana sobre plantas de artemisia. Revista Brasileirade Plantas Medicinais. 2003; 6(1): 46-50.

15. Elzbieta Malarczyk, Diana Wojtkowiak «Changes in the dynamics of germination and growth of flax, garden cress and radish seeds under the increasing dilutions of chosen auxins». International Journal of High Dilution Research, Vol 12, No 44 (2013) p 129-130.

16. Kleijnen J, Knipschild P, ter Riet G. Clinical trials of homeopathy. Brit Med J 1991; 302:316-323.

17. Linde K., Clausius N., Ramirez G., Melchart D., Eitel F., Hedges L.V., Jonas W.B. Are the clinical effects of homeopathy placebo effects? A meta-analysis of placebo-controlled trials. Lancet. 1997 Sep 20; 350(9081): 834-43.

18. V. Majewsky, S. Arlt, D. Shah, C. Scherr, T. Jager, L. Betti, G. Trebbi, L. Bonamin, P. Klocke, and S. Baumgartner, «Use of homeopathic preparations in experimental studies with healthy plants,» Homeopathy, vol. 98, pp. 228-243, 2009.

19. Rossi F, Azevedo Filho JA, Melo PCT, Ambro-sano EJ, Guirado N, Schammass EA. Cultivo orgánico de batata com aplicafao de preparados homeopáticos. Revista Brasileira de Agroecologia. 2007; 2(2): 937-940.

20. Tatiana Vladimirovna Novasadyuk «Plants: a unique model for research on high diluted substances» International Journal of High Dilution Research, Vol 10, No 36 (2011) p. 265-267.

21. Niedele S. Гомеопатия - свод эмпирических знаний или наука (Сообщение о совещании экспертов). Homint R&D NewsLetter. 1999. № 1. P. 14-18.

22. Zhdanova O., Martuevich A., Artese F. Crystallogenesis of bioliquid in the homoeopathy/ Int J High Dilution Res 2012; Proceedings of the XXV GIRI Symposium 04-07; P. 150-151.

Сведения об авторах

Новосадюк Татьяна Владимировна - к.в.н., председатель ветеринарной секции St. Petersburg

Homeopathic Association., С.-Петербург, e-mail: vethom@mail.ro.

Комиссаренко Анатолий Александрович -д.м.н., директор гомеопатической клиники «Петрод-ворец», С.-Петербург.

Цветкова Виктория Вадимовна - член международной группы GIRI, С.-Петербург.

УДК 378.661:378.14:378.145/.147 М.П. Разин, И.Ю. Мищенко

НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧА (СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ)

Кировская государственная медицинская академия М.Р. Razin, I.Yu. Mishchenko

NEW EDUCATIONAL PARADIGM: DOCTORS PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION (HIDDEN RESERVES)

Kirov state medical academy

Авторами определены основные характеристики и современные требования к российскому высшему медицинскому образованию, сформулированы пути и методы формирования основных профессиональных компетенций врача в высшей школе, их цели и ожидаемые результаты.

Ключевые слова: медицинское образование, высшая школа, профессиональные компетенции.

The authors identified the main characteristics and the modern demands for Russian medical higher education, the ways and methods of forming basic professional competencies of a doctor in higher education, their objectives and the expected results were formulated

Key words: medical education, high school, professional competence.

Одним из отличительных признаков государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС) является существенное смещение обучающего вектора в сторону лучшего освоения практических навыков студентами медицинских вузов. Проведенные среди выпускников отечественной высшей медицинской школы исследования показали [1], что в целом, владея академическими знаниями по фундаментальным дисциплинам, выпускники зачастую не способны оказать первую медицинскую помощь, определить группу крови, остановить наружное кровотечение. Совершенствование подготовки врачей потребовало уделять этим вопросам большее внимание. Если в ГОС второго поколения (по сравнению с первым) кроме тех моментов, которые студент должен «знать», были прописаны практические навыки, которые студент должен был освоить, «уметь», то в

Дискуссии

ФГОС абсолютно правомерно требования «знать» и «уметь» пополнились еще одним необходимым пунктом - «владеть». Быши сформулированы разнообразные профессиональные компетенции, которые было определено прививать студентам медицинских вузов. Большинство естественнонаучных и клинических кафедр теперь пытаются выкроить время, необходимое для этой работы, из своих более чем скромных арсеналов аудиторных часов. Большим подспорьем в этом вопросе может послужить работа в СНО.

Помочь студентам получить необходимые профессиональные знания, умения, привить практические навыки и нравственные ориентиры - непростые задачи преподавателей высшей школы вообще [3]. Если же речь идет о студентах медицинских вузов, то было бы очень недальновидным суживать их становление только проводимой учебно-воспитательной работой, им необходимо прививать в числе многого прочего и навыки научно-исследовательской работы. Того, к чему ранее опытные научно-педагогические работники приходили интуитивно, теперь требует и федеральный образовательный стандарт (ПК-31, ПК-32). К тому же работа в СНО позволяет более углубленно изучать наиболее актуальные проблемы дисциплин, мобилизует внеуадиторную работу студентов, способствует привитию им необходимых практических навыков и умений, и, в конечном счете, освоению большинства предписанных профессиональных компетенций.

В Кировской ГМА на кафедрах детского профиля студенческие научные кружки существуют не один десяток лет. За эти годы сотни будущих врачей пробовали себя в научно-исследовательской работе, осознавая для себя главное: только в мучительном, истязающем желании знать врач рождается как профессионал. Со временем существенно расширяются горизонты науки, внедряются новые диагностические и лечебные методики, меняются представления об этиопатогенезе различных заболеваний, качественно изменяется частота встречаемости той или иной нозологической патологии. Практическая работа преподносит самые разнообразные сюрпризы, и только разносторонне образованный, творчески мыслящий человек, не зашоренный «букварными» истинами и учебными штампами, способен не только принимать новые вызовы, но и успешно решать поставленные перед ним жизнью задачи.

Бесценен опыт воспитательной работы, почерпнутой в СНО. Больные (и особенно экстренные) не поступают в стационар в 8.30 с началом практических занятий! Во время заседаний СНО, проводимых в вечернее время, студенты на конкретных клинических ситуациях в приемном покое вовлекаются вместе со своим преподавателем в решение самых актуальных задач этического, профессионально-медицинского, практического и правового плана. Каждый из нас, педагогов, должен уяснить: развитие личности - процесс не только проектабельный, но и должно проектируемый.

Именно в рамках СНО возможно наиболее продуктивно отходить от объектной и переходить к субъектной модели обучения, которая всегда стремится к рефлексии, к обратной связи, что в принципе и является современной образовательной парадигмой. Имен-

но в рамках СНО фасилитирующая позиция преподавателя позволяет способствовать индивидуализации образования, делая его личностно-ориентированным, что характеризует гуманистическую педагогику. Мы видим в современных особенностях образования не этапы его становления, а ступени студенческого развития в высшей школе: репродуктивное на младших курсах ^ продуктивное при изучении клинических дисциплин ^ рефлективное при занятиях студенческой наукой на старших курсах.

Кроме того, перспективы развития студенческой науки мы видим в ее максимально тесной интеграции [2]. Неслучайно даже названия «студенческий научный кружок» во многих вузах РФ в настоящее время заменяется термином «научный кружок», а само понятие «СНО» - на «научное общество молодых ученых и студентов». Различный социальный и потенциальный статус исследователей - лишь ступеньки в едином познавательном процессе осмысления бытия. В наших научных кружках занимаются студенты, врачи-интерны, клинические ординаторы, аспиранты, соискатели. Тесное взаимодействие ученых разных поколений прививает молодежи нравственные и методологические приоритеты, а старших заражает способностью взглянуть на привычные вещи новым, отчасти задорным взглядом, еще ничего не знающем о существовании границ и пределов, так как все на свете границы и рамки существуют только внутри вполне конкретных черепных коробок.

Безусловно, в СНО занимаются лучшие из наших студентов, но и они неодинаковы по своему интеллектуальному, образовательному, креативному потенциалу. Мы условно выделяем три уровня подготовки в СНО: базовый, высокий и продвинутый. Есть и свои характеристики для каждого из них.

К первому можно отнести студентов, регулярно посещающих заседания СНО, выступающих на них с докладами, анализирующих медицинскую документацию и периодику, владеющих компьютерной техникой и методами вариационной статистики; как правило, к выпуску из вуза они имеют опубликованные научные работы тезисного характера. Студенты второго (высокого) уровня подготовки под руководством преподавателей обязательно выполняют самостоятельные научно-практические изыскания, владеют методами параметрической статистики, выступают с докладами на конференциях регионального уровня и бывают отмечены на них, публикуют результаты своих изысканий в российских и международных сборниках, а также статьи в региональных рецензируемых медицинских журналах. Студенты третьего (продвинутого) уровня уверенно владеют иностранным языком, 1Т-технологиями, наиболее широко применяемыми методами непараметрической статистики, выступают с докладами и получают дипломы на всероссийских конференциях, публикуются в журналах списка ВАК (или в зарубежных журналах); их исследования носят диссертабельный характер (см. табл. 1). Именно из таких студентов получается наша достойная смена. За 20 лет работы выпускниками СНО наших двух кафедр было защищено 12 кандидатских и 2 докторские диссертации.

Вятский медицинский вестник, № 3, 2013

Таблица 1

Схема организации работы в СНО

Уровень подготовки Характеристики Параметры продуктивности

Базовый регулярные посещения заседаний СНО к выпуску из вуза имеют опубликованные научные работы тезисного характера

выступления на них с докладами, анализ медицинской документации и периодики

владение компьютерной техникой и методами вариационной статистики

Высокий под руководством преподавателей выполнение самостоятельных научно-практических изысканий дипломы региональных конференций

владение методами параметрической статистики публикации в российских и международных сборниках

выступления с докладами на конференциях регионального уровня

статьи в региональных рецензируемых журналах

Продвинутый уверенное владение иностранным языком дипломы на всероссийских конференциях

владение 1Т-технологиями

владение наиболее широко применяемыми методами непараметрической статистики публикации в журналах списка ВАК (или в зарубежных)

выступления с докладами на всероссийских конференциях исследования носят диссертабельный характер

Способность анализа и синтеза, вынесенная будущим врачом из студенческого научного общества всех трех уровней подготовки, умение ставить перед собой задачи и потенциал их решать существенно повышают конкурентоспособность молодого врача в нашем бурно изменяющемся мире и предопределяют его личностное благополучие и профессиональное долголетие. Таким образом, нам представляется крайне важной работа в студенческом научном обществе, которая характеризуется личностно-ориенти-рованной позицией педагога, его сотрудничеством со студентами, мотивационно-смысловой позицией (способностью к самоактуализации). Мы полагаем, что только этот путь может вести к главному результату обучения в медицинском вузе - личности, способной творить и создавать новые знания в своей профессиональной деятельности.

В заключение считаем необходимым обратить внимание еще на один момент. Каждый из преподавателей любого медицинского вуза более всего хотел бы, чтобы каждый из его студентов сформировался как настоящий профессионал. Но профессионализм = компетентность + порядочность. Очень хотелось бы, чтобы трудная, полифоничная работа педагога не игнорировала и вторую обязательную составляющую этого тандема.

Список литературы

1. Бахтин В.А., Янченко В.А. К вопросу о необходимости обучения преподавателя формированию профессиональной компетенции у студента медицинского вуза // Психолого-педагогические механизмы и средства формирования общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся в медицинских вузах. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Киров. 2013. С. 12-13.

2. Разин М.П., Мищенко И.Ю., Сухих Н.К., Гала-нина А.В. Использование потенциала студенческого научного общества в формировании профессиональных компетенций врача // Там же. С. 73-74.

3. Шешунов И.В. Воспитывать качества, присущие настоящему врачу // Медицинский вестник. 2008. №№ 26 (453).

Сведения об авторах

Разин Максим Петрович - зав. кафедрой детской хирургии Кировской ГМА, д.м.н., профессор.

Мищенко Игорь Юрьевич - к.м.н., доцент кафедры педиатрии Кировской ГМА.

Формат 60х84'/8. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Печать офсетная. Усл.п.л. 5,8. Тираж 180. Заказ 1021. Отпечатано в ООО «Кировская областная типография». 610004, г. Киров, ул. Ленина, 2. www.printkirov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.