Научная статья на тему 'Развитие личности средствами спортивного туризма'

Развитие личности средствами спортивного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЕ КЛУБЫ / СЕКЦИИ / ТУРИСТСКИЕ ПОХОДЫ / TEEN CLUBS / HIKING / TOURISM SECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубис Людмила Григорьевна

В статье представлена секционная работа в подростковом клубе с детьми и подростками, принципы методических занятий в классе и на природе, главные критерии работы с подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality development through sports tourism

The article presents the cell work in the teen club with children and adolescents, principles of teaching lessons in the classroom and in nature, the main criteria of work with teenagers.

Текст научной работы на тему «Развитие личности средствами спортивного туризма»

образа жизни. Молодёжь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбирует личность, вырабатывает конкретные отрицательные установки и не развивает у неё позитивного мышления, что впоследствии влияет на комплекс действий и поступков отдельных индивидов.

На формирование ценностей влияют и происходящие в обществе экономические, социальные деформации. Сложные общественные явления, неоднородность политических и экономических процессов влияют на изменения социальных идеалов и ценностей. Те приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляется новый спектр ценностных ориентаций, значит, разрушаются старые идеалы, традиции, и формируется иной тип личности.

Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодёжи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счёте, в социальном самочувствии. Активная жизненная позиция молодёжи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании не анархично рыночного сознания, а цивилизованного продуктивно осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым. И в этом огромную роль должны сыграть как объективно существующие условия жизнедеятельности, так и последовательная система воспитания и пропаганды новых прогрессивных ценностей.

УДК 37.012:379.8.091.4

Л. Г. Рубис

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

В статье представлена секционная работа в подростковом клубе с детьми и подростками, принципы методических занятий в классе и на природе, главные критерии работы с подростками.

The article presents the cell work in the teen club with children and adolescents, principles of teaching lessons in the classroom and in nature, the main criteria of work with teenagers.

Ключевые слова: подростковые клубы, секции, туристские походы.

Keywords: teen clubs, hiking, tourism section.

Туризм и общество, туризм и спорт, туризм и география, туризм и здоровье - во всех этих взаимосвязях есть масса нерешенных проблем и вопросов, которые требуют вдумчивого рассмотрения профессионалами, обобщения накопленного за много лет разнообразной туристской деятельности педагогического и спортивного опыта. В данной работе постаралась затронуть наиболее животрепещущие темы современного общества - вопросы воспитания молодежи. В центре внимания - вопросы, отражающие эстетическое, физическое, трудовое, морально-нравственное, патриотическое воспитание подростков через активные формы туризма.

Уже много лет в свободное от работы и учебы время занимаюсь с подростками в подростковых клубах по программам «Туризм, ориентирование, юные спасатели». В целом, помимо обучения, помогаю ребятам разобраться в социальных вопросах, в учебе и в любых других трудных для подростка ситуациях.

Летом и зимой, в дни каникул, мы обязательно уходим в многодневные походы, где, собственно, и формируется характер подростка, превращая его в мужественного, сильного, уверенного, целеустремленного и доброго молодого человека. Обычно многодневные походы с детьми проходят по Карельскому перешейку, по реке Вуоксе и Ладожскому озеру. Но были детские походы и в Новгородской области, и на Кольском полуострове, и в Астраханской области по реке Ахтубе.

За время работы инструктором туризма сменились два поколения, более трех тысяч ребят, многие из которых состояли на учете в органах милиции. Уместно заметить, что ни один из них не попал на скамью подсудимых. Из них вышли учителя, бизнесмены, лесники, инструкторы, сотрудники МЧС.

Возглавляя школу «Юных спасателей», убеждалась, что в каждой новой группе половина детей были на учете в милиции [1].

Раньше милиция высылала в подростковый клуб района списки детей, с которыми мы работали. Теперь группы формируются самостоятельно: дети, посещающие наш клуб, приводят своих друзей и знакомых. Наиболее активные 2002-2004 годы, когда секцию посещали 45 и более подростков.

Много отдано сил и времени, чтобы удержать, а затем и помочь каждому пришедшему в клуб, ребенку.

Что это за дети? Это дети и подростки, недополучившие то, что положено каждому ребенку: образования, достаточного питания, качественной и красивой одежды. И на общем неблагополучном фоне - минимальное или полное отсутствие внимания со стороны перегруженных и озабоченных поисками заработка родителей. Все это чаще всего ведет к агрессии, правонарушениям, к негативным срывам, болезням и суицидным настроениям ребенка.

Увлечение походами с детьми началось с первых шагов инструкторской деятельности на новой туристской базе «Нахимовская» в Ленинградской области. Несмотря на то, что была уже кандидатом в мастера спорта, практики работы с плановыми туристами не было. Но мне повезло, потому что преподаватели мои были сильнейшими тогда в Ленинграде в области туризма. Прибывающих на базу туристов распределяли между инструкторами. Привезли группу подростков из ПТУ, и в тот же день они что-то испортили на базе, отказываясь подчиняться воспитателю. Никто из инструкторов не хотел вести их в поход. И тогда директор попросил меня.

Первые выводы о детях после похода:

- дети не столько хулиганы, сколько любознательны,

- несмотря на то, что по возрасту мы почти не отличались, но мой туристский опыт помог убедить подростков подчиниться общим правилам поведения в походе,

- они не капризны и непритязательны,

- они хотели бы продолжать поход под моим началом, и это желание было взаимным.

Вот с тех далеких пор ежегодно и по настоящее время путешествую с детьми и подростками.

Каждый поход прибавляет педагогических и технических знаний. В течение похода неизменно ведется дневник маршрута, наблюдений за природой и общением между детьми, описания наиболее интересных встреч и событий. Время при подготовке к походу посвящено изучению научных трудов, которые затрагивали вопросы психологии, педагогики, личностных отношений, анализу событий, происшедших с детьми в походах.

Тысячи детей, ярких и запоминающихся, прошли со мной в походах. И, несмотря на то что путешествовали почти по одному и тому же маршруту, особенно летом, походы, как и дети, были со-

вершенно разными. Столько непредвиденных обстоятельств, требующих принятия немедленного и единственно правильного решения, было за это время, что вызывало необходимость постоянного самосовершенствования.

Дети всегда талантливы, необходимо лишь разглядеть эти способности и убедить ребенка посмотреть на себя с этой стороны. Вот тогда и открываются у подростка необъятные возможности и способности.

Все занятия проходили по специально разработанным программам, которые в конце учебного года корректировались.

Цель занятий - подготовить ребят к профессиональной поисково-спасательной службе и к профессии инструктора туризма.

Задачи:

- решить проблему сокращения малолетней преступности;

- улучшить климат социально неблагополучных семей;

- формировать всесторонне развитую личность.

Актуальность не вызывает сомнений ввиду того, что воспитание подростков и молодежи было и остается проблемной темой.

Новизна состоит в изложении и выводах автора собственных наблюдений и непосредственной активной работы с молодежью на протяжении многих лет.

Основные принципы методических занятий в классе и на природе с детьми и подростками общеизвестны [2].

Содержательность темы:

- определение четкой направленности,

- привлечение специалистов из МЧС,

- использование методических приемов педагогики.

Функциональность: предпочтительно использование тех форм

работы, где шире и полнее выражается тема (наглядные пособия, выезды в определенные районы).

Многогранность различных форм работы:

- познание, оздоровление, физическое совершенствование, духовность. Средства: беседы, индивидуальное общение, чтение газетных статей, просмотр видеофильмов (ребята посвящались во все события страны, широко обсуждали острые вопросы);

- работа с родителями (собрания, телефон, индивидуальная беседа).

Многовариантность: использование нескольких программ обучения, подготовительных вариантов с учетом:

- погодных условий,

- непостоянства состава,

- физической подготовленности.

Безопасность: соблюдение всех требований техники безопасности, профилактики спортивного травматизма и предупреждение несчастных случаев на выездах:

- воспитательная работа,

- проверка туристского снаряжения,

- наблюдения на маршруте,

- соблюдение контрольных сроков,

- оказание первой помощи,

- режим дня.

Охрана природы: ни одна поляна не остается неубранной.

Доброжелательность:

- не допускать наказаний, унижающих достоинство личности,

- не злоупотреблять многочисленными построениями,

- любить детей и радоваться их успехам,

- вселять в них уверенность.

Доступность:

- подбор средств и методов проведения занятий, доступных данной группе,

- недопустимо завышать сложность маршрута, превышать рекомендуемые нормы нагрузки,

- темп движения - равнение на менее подготовленного или слабого.

Пример: нарушение этого принципа неизменно приводит к несчастным ситуациям. Путешествуя с ребятами по Кольскому полуострову зимой, удалось спасти Олега, который отстал от группы из Прибалтики и двое суток пытался ее найти.

Последовательность: усложнять задачи постепенно, от простого к сложному.

Каждое перенапряжение вызывает отторжение - уход из группы.

Наглядность:

- наглядные пособия, тесты на быстроту реакции, вербальную память,

- внешний вид преподавателя: подтянутость, пунктуальность, четкость.

В походе на первом месте - дисциплина. Опоздал - значит не хозяин своему слову.

Пример: вот что понял подросток Женя Васьковский в походе и отметил в своем сочинении: «Дисциплина - сук, на котором держится все!»

Активность:

- развивать инициативу и самостоятельность до полного самообслуживания;

- поощрения поступков словом, наградой, записью в «походную красную книгу».

Спортивность:

- раскрытие и развитие физических возможностей: зарядка, соревнования, препятствия,

- развитие мужества, смелости, быстроты реакции, ловкости.

Организационная деятельность

Организационно-воспитательная работа складывается из комплекса мероприятий: инструктажи, беседы, информации, групповые разборы, лекции, вечера, консультации с родителями.

Выявление дремлющих способностей для успешного воздействия на ребенка, для выбора актива группы: методы экспресс-информации по Люшеру, анкеты, тесты, сочинения, рисунки.

Создание положительного микроклимата в группе рождает уверенность, спокойствие и готовность подчиниться справедливым указаниям инструктора.

Организационные способности и туристские навыки инструктора, а также его воля и целеустремленность играют важную положительную роль во взаимоотношении с группой.

Физкультурно-оздоровительная работа

Основные параметры, определяющие этот раздел деятельности:

- режим дня на маршруте,

- соблюдение режима питания,

- физические нагрузки,

- контроль здоровья.

Все дети распределены на 3 группы по физическому развитию: основная, подготовительная, специальная.

Контроль:

- субъективные наблюдения - настроение, сон, самочувствие,

- степень тренированности определяем по пульсу: пульс в норме через 20-30 мин после нагрузки - хорошо, если через 60 мин - плохо,

- французские антропологи считают, что масса тела влияет на развитие ребенка: (длина тела - 100) - 10% = вес. Эти параметры применяли на практике.

Величина нагрузки:

ЧССтрен К (ЧССмах - ЧССпокой) + ЧССпокой.

Если ребенку 15 лет и ЧССпокой = 70 уд/мин и ЧССмах = 220 -возраст, то ЧССтр = 0,7 (205 - 70) + 70 = 164 уд/мин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс функциональных изменений определяется по формуле Баевского:

ИФИ = 0,011ЧП + 0,014 САД + 0,008 ДАД + 0,0014 В + 0,009 МТ - 0,009 Р - 0,27.

После похода у ребенка должен возникать стойкий иммунитет к простудным заболеваниям.

Большой раздел, который требует пристального изучения при работе с детьми, - это профилактика, питание, медицина.

Культурно-массовая работа

Развитие всесторонне развитой личности, приобщение ребенка к культурному наследию:

- дальние путешествия,

- экскурсии, театры, дискотеки, музеи,

- инициативная самодеятельность, стенды,

- беседы со спасателями, видеофильмы по темам,

- организация занятости по интересам (гитара, тренажеры),

- подготовка общественников-инструкторов по туризму и юных спасателей.

Главные критерии работы с детьми в подростковых клубах

Что важно:

- преподаватель должен обладать свободой действия,

- постоянный поиск, учеба,

- любить детей.

Нет похожих людей, групп, ситуаций - всегда учеба и самосовершенствование .

Некоторые советы по методике проведения занятий

- Не начинать с опроса. Закрепление материала в конце урока. Учитывать настрой группы. «Кризис внимания» 10 и 20 мин (отступление, шутка, юмор). План занятий помогает обеспечить методическое единство занятий.

- Начинать необходимо от простого и переходить к сложному, первые выезды без ночлегов. Дети, не приученные к труду, пугаются сложности бытия в лесу.

Руководитель должен чувствовать аудиторию:

- многословен и медлителен в показе;

- чрезмерно краток и быстро показывает. Постоянно напоминать о технике безопасности, чтобы выезды были без несчастных случаев.

Дети любят играть в «Петушиный бой», «Столкни с дерева», «С картошкой в ложке», «Мафия», «Болото» и другие игры. Здоровые инициативы всячески поощрять.

Формула критики:

Проводить с родителями беседы на темы:

- почему возникает апатия,

- о гормональной перестройке,

- о свойствах и физиологии подросткового организма,

- о терпимом отношении и любви,

- межличностные отношения.

Обращение к родителям

Дорогие родители! Ваш ребенок встал на новую ступень подросткового развития. Весь организм его перестраивается, взрослеет. Изменяются не только физиология и костно-мышечная система, но и сознание. Вы справедливо считаете, что с вашим ребенком стало тяжело справляться, но надо помнить, что и ребенку в 1316 лет трудно самому с собой. Именно в этот период необходимо проявить к нему максимум внимания и, главное, терпения, чтобы не были напрасны все прожитые годы вашего воспитания. Именно в этот период подросток легко увлекается наркотиками, выпивкой, сектами и т. д. Эти непокорные, до боли дерзкие, неуклюжие или мучительно замкнутые, прыщавые, с угловатыми движениями, ленивые, но всегда милые и любимые - дети! Вы часто задаете вопрос: «Как найти ключ к сердцу ребенка?» Если не знаете как, то надо просто любить его и чтобы он чувствовал, видел, верил в эту любовь. Вот тогда с вашим ребенком ничего страшного не произойдет.

Режим дня в походе

В походе некоторые инструкторы возражают против строгого режима дня, считая, что дети едут отдыхать. Возможно, они и правы. Но я придерживаюсь другой точки зрения, ведь у меня в походе подростки. А они в этом возрасте и так находятся в задумчиво-философском настроении, как правило, рассеянны и малоактивны. Необходимо как можно быстрее привести их в нормальное уверенное состояние, в свое «Я». Поэтому утро начинается с подъема, всегда с общего построения и зарядки.

На построении выясняются все их «ночные» проблемы: кто плохо спал; кто замерзал; у кого промокла палатка; почему комары в палатке; кому нездоровится и еще тысяча вопросов. Для чего? Для того чтобы вовремя устранить все неудобства и причины, их вызвавшие.

Главное, на мой взгляд, в работе с подростками - понять каждого, как бы заглянуть в душу и посмотреть, что у него там, чем дышит и живет, какие нерешенные вопросы волнуют. Мне кажется, нет другого пути воспитания и своевременной помощи.

Несмотря на то что ребят, в первую очередь, привлекают в походе романтика путешествия и неформальные нерегламентиро-ванные отношения друг с другом, для меня эта часть мероприятия являлась лишь приманкой для подростка.

Основная цель - за время похода направить подростка в нужное русло убеждениями, беседами с каждым в отдельности, играми, рассказами. За счет этих бесед, если это было крайне необходимо с целью воспитания, порою сокращался маршрут движения, менялся основной маршрут на запасной. Как правило, все это давало положительные результаты, даже уже после первого похода.

Итак, после утренней линейки и активных водных процедур -завтрак и сборы в путь.

Когда разобраны и упакованы в лодки все вещи, вновь построение для объявления пути движения, об ожидаемых препятствиях, напоминаний посещения перед выходом «санитарной стоянки» и еще раз проверка чистоты оставляемой поляны.

Плывем обычно 3-4 часа до обеда. Во время движения через каждые 40-45 мин останавливаемся на санитарную стоянку либо стоянку по требованию. В эти же минуты отдыха - короткие перекусы. После обеда, пока дежурные моют посуду, час отдыха, а затем - подготовка к различным соревнованиям, конкурсам, играм, концертам, которые сами для себя и устраиваем.

Происходят беседы и откровенные разговоры, решаются вопросы и задачи обычно после ужина у костра.

Мы сидим на бревнышках плотным кольцом у костра, смотрим, как ярко потрескивают дрова в костре, и слушаем, и рассказываем, и говорим, и мечтаем. Незаметно разговор переводится на какую-либо интересную для подростка психологическую либо философскую задачу, и тут уж конца разговорам нет.

В отличие от родителей мы никуда не торопимся и спокойно решаем все такие важные для детей вопросы.

Отбой обычно проходит с трудом в 23-24 часа, ведь завтра снова в путь, и ребятам необходимо выспаться.

Занятия у костра

Итак, путешествие, считаю, вторично, а воспитание, как самое главное в детском походе, первично.

Отдыхая всей группой у вечернего костра, я лишь направляю разговор в нужное русло, чтобы помочь разобраться в жизненных ситуациях, поступках; чтобы подростки были добрыми, любознательными, сильными, целеустремленными, желающими учиться.

Практически с каждым за время похода удается поговорить индивидуально, как говорится, «начистоту» и каждому что-то посоветовать, подсказать.

Почему они «раскрываются», говорят порою о самом сокровенном, о своих сомнениях и переживаниях?

Думаю, причин несколько:

- стараюсь быть предельно искренней,

- всегда сдерживаю слово по взаимной договоренности,

- если ошибаюсь, то никогда не считаю зазорным извиниться и исправить ошибку,

- радуюсь любым их успехам,

- люблю их и с уважением отношусь к мнению каждого,

- работаю вместе с ними и еще больше,

- помогают бесконечные рассказы о сложных и очень сложных походах, которые совершала.

Я видела, как загораются их глаза, ощущала тишину и верила, что в этот момент они хотели бы быть такими же сильными и мужественными.

Занятия в классе и учебные пособия

Когда группа была слишком большой, мы распределяли детей на 3 группы примерно по 15-20 человек в каждой: младшая - 10-

11 лет, средняя - 12-14 лет, старшая - 15-18 лет. Занятия проходили по разным программам и в разные дни.

У нас были хорошие условия, а главное, за нашей огромной секцией был закреплен отдельный класс, где на стеллажах, в шкафах и стенах лежали замечательные учебные плакаты, альбомы и пособия, сохраненные с давних времен Советского Союза.

В классе были различные макеты, сделанные самими детьми, были книги о туризме, природе, а также снаряжение для походов, подаренное нам опытными ветеранами-туристами.

В этот класс ребята несли все, что было ценного, на их взгляд, и что можно было использовать в походной жизни. Там же хранились наши кубки и грамоты.

Это был любимый всеми класс.

Нередко там мы устраивали общее чаепитие, так как большинство ребят жили очень бедно, у них и еда дома была не всегда. Зная это, на занятия без хлеба и батонов не приходила. Но ребята старались не унывать и реже попадаться с приводами в отделения милиции. Секционная работа их увлекала, а очередные походы были мечтой.

Для более глубокого изучения характеров своих подопечных постоянно выискивались и составлялись различные анкеты, викторины, психологические игры, тесты на сообразительность, быстроту реакции, уроки по школьной программе, написание сочинений и многое другое.

Несмотря на то что большинству из детей, как правило, родители почти не уделяли внимания по причине увлечения алкоголем, они понимали человеческие ценности. На вопрос анкеты, что более всего цените в человеке, были отмечены: честность, ум, веселый характер, доброта. А что самое страшное в человеке, что бы вы не простили? Подчеркнуты следующие ответы: измена, вранье, предательство, когда смеются мальчики над девочками, наглость, жадность, заносчивость.

После перестройки поменялось руководство нашего подросткового клуба и произошла реорганизация. В нашу секцию разрешили ходить только тем детям, которые прописаны в данном муниципальном округе, в результате число подростков сократилось. Руководство клуба не высказывало негативного отношения к подростковому туризму, но посчитало, что от нашего снаряжения много грязи (котлы, палатки, мокрые тенты, которые приходилось су-

шить в классе), и отняло у нас самое дорогое - наш любимый класс. Какое-то время мы все вместе собирались в скверах, а в каникулы неизменно уходили в поход. Нового набора в этом клубе уже не было. Спортивный туризм поменяли на кружки «мягкая игрушка» и «рисование». Постоянные занятия с подростками по программе «спортивный туризм», к сожалению, прекратились.

В Санкт-Петербурге в настоящее время остались два известных туристских клуба «Лена» и «Парус», которые продолжают собирать детские группы в дни каникул для участия в походах. Имея столь богатый опыт в воспитании подростков средствами спортивного туризма, я не могла остаться в стороне и продолжаю путешествовать с детьми от клуба «Парус» или от Университета технологии и дизайна, где и работаю по настоящее время. Однако теперь в походы мы вынуждены забирать совсем не подготовленных ребят, создавая дополнительные трудности и для ребят, и для организаторов. А как хотелось бы, чтобы во всех подростковых клубах, как и раньше, были созданы туристские секции, которые так помогают подросткам в трудный период их становления и взросления.

Примечания

1. Рубис Л. Г, Слепнева Т. А., Шилин А. П. Подготовка юных спасателей. Инструкция по организации детских кружков, курсов, школ, связанных с самодеятельным туризмом: методическое пособие. СПб., 1997. 28 с.

2. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М.: Мысль, 1990. С. 34-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.