Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал детского туризма'

Воспитательный потенциал детского туризма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
668
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / ПОХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВ / ПЕРСПЕКТИВА КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / ДОВЕРИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HIKING FOR CHILDREN / HIKE / ACTIVITY / TEAM / PROSPECTS FOR COLLECTIVE ACTIVITIES / PUR-POSEFULNESS / TRUST / SELF-DETERMINATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербина А.В.

В статье рассматриваются воспитательные возможности сферы детского туризма, дающей педагогу мощные инструменты организации целесообразной, высоко мотивированной совместной деятельности, результатом которой является возникновение и развитие детского коллектива, формирование у воспитанников ценных личностных качеств: целеустремленности, взаимного доверия, самостоятельности (субъектности), познавательной мотивации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Щербина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF HIKING FOR CHILDREN

The article discusses the educational potential in the field of children's hiking, which provides teachers with rich resources in organizing the expedient, highly motivated joint activities, which help unite and develop a children's team, form valuable personal qualities among pupils such as: purposefulness, mutual trust, independence (self-determination) and cognitive motivation.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал детского туризма»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ

УДК 371

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА

В статье рассматриваются воспитательные возможности сферы детского туризма, дающей педагогу мощные инструменты организации целесообразной, высоко мотивированной совместной деятельности, результатом которой является возникновение и развитие детского коллектива, формирование у воспитанников ценных личностных качеств: целеустремленности, взаимного доверия, самостоятельности (субъектности), познавательной мотивации.

Ключевые слова: детский туризм, поход, деятельность, коллектив, перспектива коллективной деятельности, целеустремленность, доверие, субъ-ектность, педагогические технологии.

Потенциал — всего лишь возможность...

Понятие «потенциал» имеет бесчисленное количество определений. Одно из них определяет потенциал, как «общий термин, означающий предельную возможность или способность какой-то деятельности, реализации каких-то действий и т.п.» [9], другое — как «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели...» [7].

Заметим, что в обоих случаях повторяющимся является слово «возможность», и в нашем случае, а говорим мы о «воспитательном потенциале», речь идет о возможности достижения целей, связанных

Как цитировать статью: Щербина А. В. Воспитательный потенциал детского туризма // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 133-156.

А. В. Щербина

руководитель детско-юношеского туристского клуба «Гадкий утенок» ГБОУДО ДТДМ «Неоткрытые острова», г. Москва

E-mail: avsche@dt-ostrova. ru

Alexander V. Shcherbina

Master of children's hiking club Palace of Children's Art and Leisure "Neotkrytyye ostrova", Moscow

с воспитанием личности.

По сути, потенциал — это «еще не реализованная возможность». И никакого намека на чудодейственную силу, которая сама по себе эту возможность реализует.

Посмотрели кино и стали добрее! Сходили в поход и стали дружнее! И все это произошло само? Уверен, это не совсем так. Где-то рядом был педагог, который выбрал фильм, рассказал какие-то интересные истории, благодаря которым тема фильма вызвала отклик, любопытство. Что касается похода, то там педагог точно был, и если в этом походе всем казалось, что все происходит само, то тут уж я точно уверен — этот педагог молодец и большой мастер своего дела.

Успех в воспитательной деятельности редко приходит сам по себе. Педагог и есть та самая движущая сила, без которой механизм не заработает. Надо тщательно поработать на этапе «зачем это нужно». Потом не спешить в выборе средств «как этого достичь». Искать выход из положения, когда кажется, что «все пропало» и стараться раз за разом доводить свое дело до конца. Иначе «воспитание искусством» может превратиться в пошлое хихиканье над картиной с изображением обнаженного тела, а туристский поход, задуманный как средство развития инициативы и самостоятельности, станет строевым смотром, где главная задача — выполнение команд командира.

Готов с полным основанием заявить: воспитательный потенциал детского туризма в самом широком его понимании, от экскурсий до сложных спортивных походов и многодневных экспедиций, грандиозен и многогранен! Поход может стать уроком физкультуры, ОБЖ, географии, истории, литературы, а некоторые энтузиасты найдут здесь место даже для физики и математики. Уйдем от урока. Сейчас популярны тренинги, и поход традиционно признается одним из самых эффективных тренингов сплочения группы, лидерства, самостоятельности и инициативы. А еще поход — это коллективное творческое дело, если смотреть в суть этого понятия, а не в его форму.

И опять возвращаюсь к тому, что все будет зависеть от педагога. Именно он, педагог, является главным условием реализации воспитательного потенциала, заложенного в том или ином виде деятельности. Он определяет, какая грань этого потенциала будет взята за основу. Скажем проще: он сделает то, что умеет и считает целесообразным, многое зависит от его персональной педагогической идеи.

Хочу привести такой пример. В середине ушедшего от нас XX века в городе Ленинграде начал свою педагогическую деятельность, как сказали бы сейчас, педагог дополнительного образования в сфере детского туризма Вадим Александрович Митрофанов, филолог по профессии, в студенческие годы «заразившийся» туризмом. Став педагогом, он принял необычное решение — соединить два главных «полюса» своей жизни: филологию и туризм. Ему виделось, что в результате такого объединения произойдет особо ценное слияние разнонаправленных «начал»: интеллектуального, эмоционального и физического.

В походах туристского клуба «Восхождение», до наших дней продолжающего свою деятельность по системе В. А. Митрофанова, каждый вечер — «вечернее занятие». Эти занятия проходят по-разному: бывает, в форме игры, бывает, в форме тренинга или киноклуба. Но чаще всего ведущий, руководитель или кто-то из ребят, предлагает группе отрывок из литературного произведения или пьесы (для этого в поход берется необходимое оборудование!), который потом обсуждается группой. Как правило, темой обсуждения, задаваемой произведением, становятся вопросы о взаимоотношениях людей, жизненных целях, нравственности.

Разминка, прослушивание одного или нескольких сюжетов, дальнейшее их обсуждение продолжаются несколько часов. Каждый день!

После «вечернего занятия» — отбой, утром — следующий ходовой день, а ребята нередко продолжают обсуждение дальше, сами, между собой...

И все это происходит отнюдь не в походах выходного дня, а в пешеходных, лыжных, горных «единичках», «двойках» и «тройках» (достаточно сложных многодневных походах), которые проводит клуб. Хотя и в походах выходного дня вечерние занятия тоже проходят.

Сознаюсь откровенно, если бы про эту систему мне рассказал посторонний незнакомый человек, я бы сказал, что все это ерунда: для того, чтобы обсуждать литературных героев и их поступки, вовсе не обязательно ходить в походы, да и в лыжные «тройки» вряд ли гармонично вписываются ежевечерние многочасовые «посиделки».

Но мне про все это вдохновенно рассказывали сами воспитанники, выросшие в клубе «Восхождение». Их — 12 человек, ставших педагогами клуба, продолжающих претворять в жизнь педагогическую систему В. А. Митрофанова, ушедшего из жизни в 2009 году. В нынешнем клубе занимается около сотни ребят.

Со временем мы стали друзьями, ездим друг к другу в гости, вместе

ходим в походы. Познакомились и подружились не только руководители, но и ребята из питерского «Восхождения» и московского «Гадкого утенка». Мы быстро находим общий язык, часто ощущаем, что нас связывает что-то такое, что правильно было бы назвать духовным единством.

Лично я несколько раз принимал участие в вечерних занятиях. Убедился, что система работает, что ребята, питерцы, ее полностью принимают и даже наверно не понимают, как можно жить иначе. Они ею заражены.

Жизнеспособность этой, с моей точки зрения, необычной системы доказывает еще и другой красноречивый факт: «вечерние занятия» проводятся не только в «Восхождении», но и в других питерских детских турклубах, организованных выпускниками Митрофанова.

В последние годы много говорится о необходимости серьезной подготовки профессиональных кадров для детского туризма. Многое в этой сфере делается. Идут семинары инструкторов детско-юношеского туризма, на которых молодые (и не очень) педагоги осваивают премудрости разработки маршрутов, организации питания и подбора снаряжения для похода.

А вот о технологии воспитательной работы в походе говорится совсем немного. Жаль. Не следует считать, что «горы сами воспитывают».

Воля, мужество, целеустремленность

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество,— все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости» [5].

В восьмидесятые годы эта цитата из знаменитой статьи А. С. Макаренко «Воля, мужество, целеустремленность» в виде огромного плаката украшала один из кабинетов Московской городской станции юных туристов, красноречиво подтверждая тот факт, что вся сфера детского туризма находится на переднем крае борьбы деятельностного воспитания со словесным. Естественно, на стороне воспитания деятельностного.

Ведь именно в этой статье Макаренко целенаправленно громил тенденцию засилья словесного воспитания в Советских школах: «Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного на-

блюдателя, для которого чужой подвиг — только объект для глазения, развлекательный момент».

Не надо слишком глубоко погружаться в пучину туризма, чтобы понять, что все жизненные испытания, побуждающие нас проявлять и совершенствовать в себе, как волю, так и мужество с целеустремленностью, здесь существуют по-настоящему, по крайней мере, они здесь более реальны, чем на уроке или даже на тренинге.

А теперь хочется обсудить весьма искусственный и даже провокационный вопрос: если бы возникла ситуация выбора, какому из трех названных качеств личности — воле, мужеству или целеустремленности, мы должны были бы отдать приоритет в нашем педагогическом рейтинге применительно к туризму?

Почему-то мне кажется, что большинство проассоциирует туризм с волей и мужеством, остановив свой выбор на одном из них: как же иначе — тяжелые рюкзаки, дефицит комфорта, то жара, то холод — без воли и мужества тут никуда!

Но найдутся те, кто отдаст предпочтение целеустремленности, справедливо полагая, что способность удерживать в себе цель, выстраивать пути ее достижения, является одной из первостепенно главных черт личности человека, запускающих практически все самые важные механизмы жизнедеятельности и развития, включая механизмы воли и мужества.

Я поддержу тех, кто делает выбор в пользу целеустремленности, связывая формирование этого качества с учением А. С. Макаренко о перспективе.

Перспектива — один из важнейших элементов Макаренковской педагогической теории и практики. С возникновения (постановки педагогом) перспективы начинается процесс (этап, цикл и пр.) совместной деятельности, дающий возможность реализовать тот самый воспитательный потенциал, речь о котором мы ведем.

Перспектива — это наша общая «завтрашняя радость», это то, к чему мы все вместе стремимся в течение определенного периода времени. Перспектива определяет наши цели и инициирует общую деятельность, направленную на их достижение, запуская механизмы коллективного взаимодействия. Наконец, перспектива — это не просто мечта, она должна быть реальна, мы должны ее достичь для того, чтобы, реализовав, увидеть новую и идти дальше, продолжая процесс развития коллектива и каждого его участника.

Перспектива — это, выражаясь современным языком, вектор движения и развития.

На начальном этапе своей педагогической деятельности я был прямо-таки захвачен поиском хоть каких-то перспектив, способных стать движущими силами моего воображаемого будущего коллектива, и одновременно озабочен отсутствием этих перспектив в нашей традиционной школьной жизни.

Выход из тупика показал Александр Александрович Остапец-Свешников, доктор педагогических наук, основатель Международной Академии детско-юношеского туризма, в настоящее время носящей его имя. Читая нам, слушателям школы инструкторов детско-юношеского туризма 1981 г., лекцию по педагогике детского туризма, он примерно за два часа (уже не помню, сколько точно времени продолжалось это занятие) дал ответы на большинство моих насущных вопросов.

Главная мысль состояла в том, что с ролью средней перспективы может успешно справляться многодневный туристский поход. Средняя — это перспектива, работа над которой продолжается в течение периода продолжительностью в несколько месяцев, и в соответствии с концепцией Макаренко именно средние перспективы являются основной движущей силой детского коллектива. Несколько месяцев реализации — оптимальный срок удержания ее энергетики и целей, если исходить из особенностей детской и подростковой психики. Удержать перспективу продолжительностью год и более для детского коллектива задача значительно куда более сложная.

Так вот, многодневный поход. Он происходит в каникулы, то есть подготовка к походу может и как правило занимает учебную четверть, два — три месяца. В этот период туристский коллектив (группа, клуб) изучают район будущего путешествия, распределяет обязанности, которые каждый из участников будет выполнять в период подготовки и самого похода, готовит личное и групповое снаряжение, закупает продукты, разрабатывает будущий маршрут, проводит тренировочные походы выходного дня. Идет жизнь, наполненная серьезными реальными заботами и даже трудностями и, что особенно важно, радостным ожиданием будущего «путешествия в дальние страны»!

Потом сам поход. Всего несколько дней, в течение которых время плотно спрессовано и «плотность» происходящих событий возрастает многократно. И практически каждое из них, как это ни банально звучит,

реализует воспитательный потенциал,

По возвращению домой поход не завершается. Подведение итогов, отчет о походе (есть такой документ в спортивном туризме), приведение в порядок снаряжения, фотографии и видеоролики, впечатления и воспоминание. Небольшой, но тоже очень важный момент.

Так, по А. А. Остапцу, возникает цикл туристско-краеведческой деятельности, включающий периоды подготовки, проведения и подведения итогов многодневного похода. Что происходит после того, как цикл подходит к концу? — Начинается следующий! Это действительно именно так и происходит: следующий поход задумывается на фазе завершения предыдущего. Если, конечно, коллектив исповедует непрерывную преданность туризму.

Так я стал руководителем туристского клуба, который сначала назывался «Следопыт», потом превратился в «Гадкий утенок». В 2016 году клуб отметил 35-летний юбилей своей непрерывной жизнедеятельности, пройдя через изменение социального строя, распад СССР и формирование нового государства. В основе нашего движения «вперед и вверх» всегда лежали только что описанные туристские циклы, которых мы прожили уже значительно больше сотни. Благодаря им у нас всегда есть цель, и жизнь наполнена позитивной энергетикой ожидания «завтрашней радости».

Наш сегодняшний клуб — это 50-60 ребят, занимающихся в нем на базе московского Дворца творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова», и несколько сотен «стариков», многие из которых продолжают поддерживать связь с клубом.

Так я нашел свой ответ на вопрос о том, что такое туристский поход. В отличие от урока и тренинга для меня и всего нашего коллектива поход — это общее дело!

А. А. Остапец адресовал свою «концепцию циклической организации туристско-краеведческой деятельности» коллективам исключительно туристского профиля, но на самом деле пространство для ее реализации значительно шире! Главное не в том, что деятельность туристско-кра-еведческая, а в том, что она циклическая и каждый цикл простроен на самостоятельной перспективе.

Что делать педагогу и его коллективу, если он не занимается туризмом (ведь не все же могут и должны им заниматься)? — Ответ очень простой. Надо найти другое общее дело, любую деятельность, дающую

возможность поставить перспективу и организовать ее совместную реализацию. На мой взгляд, проблема найти есть, но она решаема. В качестве примеров общего дела могу назвать постановку спектакля, съемку фильма, издание газеты. Надо искать.

Воспитание доверием

Разберем еще одну альтернативу: доверие и ответственность.

«Вот когда будете вести себя ответственно, будем вам доверять!» — говорят педагоги, испытывая полную уверенность в своей правоте: ну как можно доверять безответственным?!

Увы! На определенном этапе нашей деятельности (подробнее о нем совсем скоро) мы пришли к противоположному мнению: доверие должно выдаваться авансом, воплощая в жизнь принцип «презумпции доверия»!

И здесь тоже есть своя логика: без доверия человек лишен права принимать самостоятельные решения. Без самостоятельных решений ответственность возможна лишь в форме послушания, также, как и инициатива, самостоятельность, общественная активность.

Так что, в области доверия взрослый должен рисковать первым!

В 2003 г. мы, педагоги туристского клуба «Гадкий утенок», задумали новый проект. Это был проект организации палаточного лагеря «Эко», который и сейчас успешно продолжает свое сосуществования, отметив 15-летие прошедшим летом.

В лагерь приезжают ребята от 11 лет, которые приняли решение попробовать 13 дней пожить в палатке, покушать кашу, сваренную на костре и заменить вечерние дискотеки на песни под гитару.

Огромная помощь в организации этого лагеря оказывается нашим Дворцом творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова», помогающем материально, организационно, да и просто морально. Но все равно вся практическая работа ложится на клуб: мы сами каждый год строим лагерь на полуострове между двух озер на территории Национального парка «Валдайский» в Окуловском районе Новгородской области, своими силами организуем приключенческие программы «Азбука Робинзона» и «Дорога приключений» с каверзными испытаниями и «выживанием на необитаемых островах». Педагоги и выпускники клуба работают в лагере вожатыми (они называются у нас старшими инструкторами), ребята, члены клуба, а также те, кто ездит в этот лагерь много лет, тоже становятся инструкторами различных рангов. Ежегодно этими силами

проводится три смены по 13 дней с участием от 70 до 100 ребят в каждую смену.

Когда в 2003 г. мы готовили первую пробную смену, многие, узнав о нашем проекте, крутили пальцами у виска: едете на полуостров, окруженный озерами, с толпой незнакомых детей!? У вас там забор-то будет? Нет, забора по периметру лагеря у нас так и не появилось. Но с первого дня это был, что называется, лагерь на доверии.

Из всех педагогических и организационных подробностей того, как и что в этом лагере организовано, расскажу лишь об одной: о том, как наши ребята плавают по озеру на лодках и байдарках. Право покататься имеет каждый, у кого образовалось свободное время. Исходным моментом для катания является получение разрешения от своего старшего инструктора, которое однозначно дается, если ты здоров, не дежуришь на кухне и волна на озере не превышает допустимого предела. Как и где правильно кататься, что делать надо и чего делать нельзя, описано в специальной инструкции, именуемой «Морским законом», которая висит на информационном стенде в каждой группе. Лодки и байдарки находятся в распоряжении взрослого Начальника порта, который, поинтересовавшись, получено ли разрешение и на сколько времени, выдает участникам судно и принимает его после завершения катания.

Про безопасность: естественно, самостоятельное катание возможно на ограниченной части озерной акватории в пределах взгляда, негромкого крика и немедленной помощи при возникновении проблем. Обязательность спасательных жилетов очевидна.

Дополнительные детали: разрешение на катание дается старшим инструктором в устной форме и для начальника порта считается дурным тоном проверять, не обманывают его. Презумпция доверия!

По подобной схеме в лагере организуются купание в озере, колка дров и многие другие «скользкие» процедуры.

Важный момент: не должно возникать впечатления, что наш лагерь — это территория беззаботного отдыха, где все делается на основе «хотения». Во-первых, ребята здесь живут на полном самообслуживании, а во-вторых, в программе столько «дел» (слово «мероприятия» нам не нравится), что позволить себе беззаботность крайне трудно. Как следствие, у ребят реально много обязанностей! Просто мы постарались выстроить всю их жизнедеятельность в пространстве, которое в прямом и переносном смысле называем «открытым». В том смысле, что их са-

мостоятельный выбор и принятое ими решение играет весьма важную роль. Без взаимного доверия такое пространство просто невозможно.

Очевидны два вопроса: «А как же контроль?» и «А что, если нарушат?» Попробую дать на них ответы.

Контроль нужен! Он должен осуществляться в оправданно необходимом объеме, быть очевидным и не быть унизительным. Очевидна необходимость проверки крепления спасательного жилета у сидящего в лодке или правильности блокировки страховочной системы при занятиях на скалодроме. Я не помню случая, чтобы у кого-то из ребят возникал ропот по поводу необходимости присутствия на берегу старшего инструктора в качестве наблюдателя во время купания в озере. А вот проверять у ребят, как они почистили зубы или вымыли руки мы считаем «перебором».

Я уверен, что в лагере с нормальным психологическим и моральным климатом численностью в 100 ребят, включая, как минимум 25 ребят-инструкторов, утаить какую-то гадость, принципиальное нарушение общих правил, практически невозможно. Например, в лагере категорически запрещено курить. Всем без исключения. О нарушениях становится известно в течение дня и даже часов. Просто об этом начинают говорить и не на ушко «за глаза», а вслух и прямо.

За все серьезные нарушения установлены меры ответственности. Они всем известны и понятны. Наказания в форме нарядов вне очереди на дежурство по кухне у нас никогда не практиковались. За курение участник отправляется домой в Москву, за нарушения правил пользовании лодками и байдарками лишается права ими пользоваться. Все меры реально применяются. Летом 2018 года за курение отправили в Москву двух участников, когда прибегали к этой мере ранее, припомнить не могу.

Хочу рассказать про еще одну нашу «фишку». У нас всем взрослым, сотрудникам лагеря, запрещено называть ребят «детьми», установленное обращение — «участники». По этому вопросу мы нашим «участникам» говорим следующее:

— У нас в лагере «детей» нет! Дети — это маленькие безответственные существа, за которыми необходим строгий контроль: вон посмотрите на малолетних детишек наших сотрудников, которые постоянно с криками бегают по лагерю.

Вас мы считаем «участниками», потому что вы несете ответственность за свои поступки. Мы с вами об этом договорились и вам доверяем!

— Да это игра какая-то! — говорят нам посторонние взрослые, которые со стороны услышали эти наши откровения.

— Да, возможно, игра,— отвечаем мы — но ведь игру, как средство воспитательной деятельности, никто не отменял!

А доверие — это не игра! Это серьезно.

О субъектности

Возразят:

— Да какое же это доверие?! — Столько всяких правил и процедур! И все тот же самый контроль, только скрытый!

Такое возражение достойно ответа.

Во-первых, кто сказал, что правила и контроль противоречат доверию!? Кажется, мы уже давно на огромном количестве примеров из политики, экономики и педагогики убедились в том, что доверие, как, впрочем, и свобода, не могут быть безграничными, а наличие самых различных регуляторных механизмов нисколько не противоречит факту их существования и необходимости.

И, во-вторых. «Презумпция доверия» запускает в жизнь отношения, имеющие существенное отличие от традиционной схемы: «Третий отряд, построились! Идем играть в волейбол!»

Отличие — в том, кто принимает решение! В первом случае это делаем мы, и они («дети») его выполняют, во втором они («участники»!) наделены правом и даже обязанностью принимать самостоятельные решения, являясь субъектами деятельности нашего сообщества.

О субъект-субъектном воспитании, как о единственной схеме построения воспитательной деятельности, приемлемой в сегодняшнем мире, сказано и написано очень много. Но есть ощущение, что количество этих слов пока сильно превышает число педагогов, ежедневно и ежечасно воплощающих этот принцип в жизнь.

Более трех с половиной десятков лет, отданных нами нашему клубу и лагерю, убедили в том, что многие из современных ребят плоховато справляются с ролью субъектов. Привычная формула: «Встали и пошли!» для них куда привычнее и понятнее, чем, например, необходимость решить, какие «инструктажи» стоит посетить за сегодняшний день жизни в лагере, при условии, что «на носу» Робинзонада и полезно сдать еще пару зачетов, а в лесу зреет черника, а ребята тянут на тренировку по волейболу, а еще вечером дежурство на ужине и не очень понятно, как

все это успеть, и все зависит только от тебя самого — как решишь, так и будет.

Некоторые просто впадают в ступор и ... не делают ничего. Тогда приходится спешить к ним на помощь, осуществляя «педагогическое сопровождение выбора персональной траектории в «свободном пространстве», которое мы с нашими инструкторами (в шутку!) называем «стимулирующим педагогическим пинком».

Формирование компетенции «быть субъектом» — важнейшая и очень непростая задача воспитательной работы.

Важнейшая, потому что все, что мы говорим о воспитании ответственного человека, гражданина, целиком и полностью относится к ней.

А очень непростая, потому что очевидна полная бесполезность словесных методов. Только реальная жизнедеятельность и наработка жизненного опыта («упражнения в поведении» по А. С. Макаренко)!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Туристский поход по праву можно считать «школой субъектно-сти». В детском турклубе «Родина», которым долгое время руководил А. А. Остапец, было установлено, что каждый участник похода был наделен аж тремя (!) обязанностями, которые он должен выполнять в течение всего походного цикла, включающего, как мы помним, этапы подготовки, самого похода и «после похода».

В такой системе обязанностей первая является «административной»: завхоз, завпит (заведующий питанием), штурман, медик, ремонтник, фотограф и другие, возможное число которых вполне можно довести до числа членов группы. Вторая обязанность — краеведческая, предполагающая изучение чего-то на маршруте: историк, метеоролог, геолог, ботаник и так далее. Третья обязанность — временная, их выполнение ежедневно чередуется между разными участниками: направляющий и замыкающий, хронометрист, ведущий хронометраж движения группы, наконец, классические дежурные, осуществляющие приготовление ужина, завтрака и обеда в течение дня.

Каждая обязанность — это ответственность, причем самая «настоящая»: забытая завпитом соль имеет последствием несоленую кашу всей группы в течение всего похода.

Выполнение обязанности (даже одной, даже временной) требует внимания, инициативы, творчества, самостоятельности. Далеко не у всех и не сразу начинает получаться. Но в каждой обязанности за несколько походов можно пройти большой путь, ну скажем, от ответственного

за то, чтобы не потерять ремонтный набор (речь идет об обязанности ремонтника) до рачительного хозяина, постоянно следящего за исправностью группового снаряжения, организующего его ремонт, да и своими руками способного многое починить и исправить.

Запуск и нормальное функционирование системы обязанностей в группе требует от руководителя весьма серьезного опыта и «инструментария», который формируется с годами. Я уже сказал, что далеко не у каждого из ребят все начинает получаться сразу. А ведь бывает и так, что у руководителя получается, что вообще ни у кого ничего не получается и не знаешь, что делать. И этот этап приходится пройти.

Есть еще одна интересная проблема: а что делать, если в самом деле завпит не берет в поход соль или завхоз обсчитался на одну палатку. А руководитель, зоркий и внимательный, заметил это заранее, еще до выхода на маршрут. Сказать, поправить оплошность, предотвратить беду? Или пусть учатся на своих ошибках, ведь если подстилать все время соломку, настоящая ответственность так и не появится?

Никакого рецепта нет. Всегда придется искать отдельное, индивидуальное решение, исходя из того, кто этот завпит и завхоз, какова сложность и продолжительность похода, какова погода, настроение группы и большого множества других факторов.

А еще очень важно, чтобы забытая палатка не стала причиной «бунта на корабле», после которого в следующий поход уже никто не пойдет, или несоленая каша не убила в юном завпите желания в будущем брать на себя хоть какую-нибудь ответственность.

Но бывает и так, что в поход отправляются родители, которые готовят ребятам еду, классный руководитель ведет группу по маршруту, а топор дают в руки только взрослым, чтобы дети не поранились. И тогда — никаких обязанностей, никакой ответственности, никакой «субъектности».

Впрочем, об этом мы уже, кажется, говорили.

Зачем коллектив

Начиная разговор о коллективе и его роли в воспитании, мы непременно обращаемся к педагогическому наследию А. С. Макаренко. Не побоюсь назвать Макаренко одним из основателей деятельностной педагогики, в частности, еще задолго до появления теории деятельности А. Н. Леонтьева [3] «предсказавшим» появление «закона сдвига мотива на цель», являющего одной из загадок и в то же время краеугольным

камнем педагогической и психологической теории воспитания.

Основные качества личности, включая те, о которых мы говорили выше, целеустремленность, ответственность, взаимное доверие, «субъектность», Макаренко рассматривает как атрибуты «поведения» человека, вкладывая в это понятие не только внешние, но и внутренние составляющие, такие как мотивация, переживание, осознанность, сближающие Макаренковское «поведение» с Леонтьевской категорией «деятельности».

Такая позиция определяет основной метод формирования личности, называемый А. С. Макаренко «упражнением в поведении». Что значат эти слова, если отвлечься от их несколько «старомодного» звучания и попытаться погрузиться в суть?

Прежде всего они означают то, что поведение не «варится само в себе» а формируется в результате непрерывного «упражнения» — взаимодействия с внешним миром.

Процесс этот происходит в интерактивном пространстве, заполненном самыми различными объектами и силами, ведущая роль среди которых принадлежит объектам социальным — людям, а также правилам ими установленным.

Мудрый взрослый, с первых дней жизни ребенка понимая, что «большой мир» для него (ребенка) сложен и непонятен, создает некую «модель мира», сознательно или интуитивно наполняя окружающее ребенка пространство объектами, соответствующими воспитательной целесообразности.

По мере взросления воспитательное пространство расширяется, «стенки», определяющие его замкнутость, становятся все тоньше и тоньше, но принцип остается прежним: перед выходом в «большой мир» необходимо освоить его на «учебной модели», созданной мудрым взрослым.

Следуя этой логике, А. С. Макаренко приходит к идее детского коллектива, понимаемого как пространство, в котором ребенок или подросток формирует и развивает свой собственный опыт человеческих взаимоотношений.

«.Наш путь единственный — упражнение в поведении, и наш коллектив — гимнастический зал для такой гимнастики»,— пишет А. С. Макаренко в 1932 году в одном из своих художественных произведений.

Мы можем пойти дальше, и сказать, что коллектив — не просто про-

странство для тренировок. Это открытое пространство, несмотря на всю его воспитательную специфику. Здесь молодой человек не просто тренируется, готовясь к жизни,— здесь он живет, совершая свои первые самые настоящие поступки.

Раньше мне казалось, что я очень хорошо понимаю, что такое коллектив. А вот, чем дальше, тем больше в голову лезут вопросы и сомнения.

Заметим, определение коллектива как гимнастического зала носит функциональный характер: зал для осуществления функции «упражнения в поведении».

Однако, на определенном этапе в педагогике возникает понятие «коллективизм», выполняющее функцию оценочную и даже, может быть, нравственную: коллективисты — «наши» люди, кто не коллективист — тот не с нами. А это значит, что не каждый гимнастический зал может быть удостоен высокого «коллективистического» статуса — для этого в нем должны быть особые снаряды, тренеры и т.д.

Современная наука определяет коллектив как особый, наиболее высокий уровень развития малой группы.

Коллектив — это «группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития» [8], говорит одно из многочисленных определений. Другое объясняет, что такое этот «высокий уровень развития»: «объединение людей на основе личного и общего интереса и целей, реализация и достижение которых предполагают определенную структуру, внутреннюю организацию, дисциплину и ответственность, органы управления и самоуправления» [6], а третье идет еще дальше, утверждая, что цели, объединяющие коллектив, непременно должны быть «полезны обществу и людям» [10].

В настоящее время существует целый ряд концепций, определяющих стадии развития коллектива, его эволюцию от стихийной группы до высшей ступени собственно коллектива.

В концепции, предложенной самим Макаренко, движущей силой этой эволюции является развитие системы требований, которые предъявляют друг к другу члены коллектива и педагог, а коллектив проходит стадии от начальной, когда действенными и выполняющими функцию сплочения являются исключительно требования педагога, до высшей, когда каждый из членов коллектива выступает субъектом требований к себе и другим.

Важную роль в современном понимании процесса коллективной сплоченности играет концепция А. В. Петровского и его последователя А. И. Донцова, в соответствии с которой основу межличностной интеграции в группе составляет ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), «высокая степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, особенно значимым для группы в целом» [1].

Все эти определения чрезвычайно интересны и полезны для нас, педагогов, ежедневным своим трудом создающим и развивающим детские коллективы. Но вопросы остаются.

В первую очередь хочется понять: мой родной и любимый туристский клуб или детский театр, или в конце концов мой школьный класс — это коллектив или что-то другое, недозрелое?

Еще в далекие детские годы, поехав в пионерский лагерь «Орленок», я принял участие в диспуте на тему: «Может ли шайка разбойников быть коллективом?» Понятно, что мы тогда по-пионерски решили, что не может быть! А вот сейчас я думаю так: если «коллектив» — категория нравственная, то пионерское решение не подлежит сомнению. А если функциональное? Тогда, наверное, тоже. Но до конца я не уверен, даже, если рассматривать ответ сквозь призму концепции ценностно-ориен-тационного единства.

Если для психолога коллектив — это категория, определяющая уровень развития малой группы, то для педагога коллектив — инструмент. И не просто очень полезный, не просто важный, а необходимый!

Если «наш путь — упражнение в поведении», то без «тренировочного зала» — никуда! Без него все, о чем мы говорили выше (целеустремленность, ответственность, взаимное доверие, «субъектность»), можно воспитать только на словах, и в этом случае они словами скорее всего и останутся.

Если мы не создадим «зал», он так или иначе возникнет стихийно. Во дворе, где нас нет, или в классе, где мы вроде бы присутствуем, но в «тренировках» не участвуем, потому что заняты чем-то другим. В этом случае «тренировки» могут пойти самым непредсказуемым путем, приводя к самым разнообразным воспитательным последствиям.

Вот почему для нас в первую очередь должно быть важно, работает ли наш «гимнастический зал» и как он работает, соответствует ли его «продукция» нашим целям и эталонам качества.

Таким образом, от обсуждения сущности и необходимости коллектива мы переходим к разговору о технологии коллектива и коллективной деятельности, о том, как мы наш главный инструмент «настраиваем», «точим», приводим в работоспособное состояние.

Технологии коллектива

Этих технологий очень много и разговор о них должен идти непрерывно, что, собственно, и происходит в среде руководителей детских коллективов. Здесь очень трудно выделить главные темы или полностью обозначить структуру существующих проблем.

Вот и наше дальнейшее рассуждение не будет претендовать на слишком многое: скорее всего, это будет разговор в формате: «к вопросу о...» в рамках рассмотрения темы воспитательного потенциала детского туризма.

В детском туризме (наконец-то мы снова к нему вернулись!) есть такое противоречие: с одной стороны, субъектом деятельности под названием «Поход» всегда является не отдельный индивид, а группа, что создает отличные условия для ее сплочения. С другой стороны, группы туристов по соображениям безопасности, управляемости и другим, задаваемым спецификой деятельности, всегда бывают не просто «малыми», а реально маленькими (10-15 человек).

Функционируя таким образом в неизменном составе в течение многих лет (классический туристский кружок), такие группы на определенном этапе попадают в плен «группового эгоизма», противопоставляя себя всем окружающим: «у нас хорошо, мы лучше всех, а что там у других, нас не волнует».

Можно много спорить, является ли такая группа коллективом, но мы уже договорились, что споры на эту тему прекратили. Важнее то, что с нравственной точки зрения ценности такой группы вызывают вопросы.

Как сказал однажды один мой коллега, работающий в формате группы: «Мне важно, чтобы мои ребята общались с себе подобными!»

Вот почему многие из нас уходят от формата группы в формат клуба. Суть понятия «клуб» в современном детском туризме может быть очень различной. В педагогическом отношении это может быть простая ассоциация групп. Но некоторые клубы (наш клуб «Гадкий утенок» в их числе) на этом не останавливаются, изобретая различные механизмы «перемешивания», когда ребята проживают разные туристские циклы

в составе разных групп с разными руководителями. В этом случае клуб может быть большим (от 20-30 до нескольких сотен человек), разновозрастным, объединять ребят с разным уровнем подготовки и даже с несколькими различными направлениями деятельности.

В таком клубе становится возможным процесс передачи опыта и традиций от старших поколений младшим, такой клуб способен брать на себя более масштабные задачи и перспективы, выходящие за рамки проведения походов, а порою — и вообще за рамки туризма.

Так начинают возникать соревнования, туристские слеты, лагеря, организуемые этими клубами, причем не для себя, а для других. Именно на этой волне возник и наш палаточный лагерь «Эко».

Теперь о самым важным и сложным вопросе, соединяющим практику и теорию коллективного воспитания, да и воспитания вообще.

Нам придется снова вернуться к Макаренковскому понятию «упражнения в поведении», как мы помним, обозначающем не просто спортивные упражнения или выработку двигательных навыков той или иной степени сложности.

Как бы не были организованы наши «тренировки», их результатом должно стать то, что некая деятельность, к которой ребенок или подросток вначале относился равнодушно и был вынужден выполнять ее под воздействием внешних обстоятельств, становится для него значимой и желанной.

Вместе с этим некие ценности, нормы и правила, связанные с данной деятельностью и вначале выполнявшие чисто внешнюю функцию, «принимаются» нашим ребенком или подростком в качестве своих, личных. Причем, «принимаются» не просто на уровне понимания: «сделаю так, потому что так надо», а на уровне мотивации и переживаний: «делаю так, потому что иначе не могу!»

Пример. Новичок приходит заниматься в туристский коллектив. Перед первым походом он получает в группе обязанность, предположим, ремонтника, которая предполагает необходимость собрать «ремонтный набор» и устранять различные поломки и неисправности снаряжения.

Сама по себе эта работа ему не слишком интересна, да и вообще необходимость самостоятельно выполнять какие-то обязанности в группе для него в новинку.

Но желание пойти в поход велико (исходная мотивация), другие участники группы старательно выполняют свои обязанности по другим

направлениям (внешнее стимулирование позитивным примером коллектива), руководитель всегда готов объяснить непонятные моменты и помочь, а также проверить правильность выполнения тех или иных этапов работы (дополнительные формы внешнего стимулирования и обратной связи).

Работа ремонтника идет успешно и получает позитивную оценку со стороны группы (успех, позитивное эмоциональное подкрепление).

Теперь уже эта работа становится не так безынтересна, как это было раньше, и даже начинает нравится.

В следующем походе наш новичок с интересом берется за новую обязанность, а родители начинают замечать, что он стал более самостоятельным и ответственным.

Первоначально вынужденная работа по выполнению обязанности в группе стала привлекательной, интересной, значимой, а вместе с этим начинают обозначаться усилившиеся или вновь приобретенные качества личности (самостоятельность и ответственность), связанные с данной деятельностью.

В чем же проблема?! Она в том, что все это может случиться или не случиться.

Работа ремонтника может быть, что называется, формально проделана, но идея выполнять какую-либо обязанность в новом походе будет воспринята как наказание и так далее.

Потом, через пару — тройку циклов, может произойти «взрыв» и дело резко пойдет на лад. А может и не произойти.

Сам А. С. Макаренко пишет, что желанный процесс пойдет тем успешнее, чем больше сил, энергии, упорства будет вложено ребенком в деятельность по достижению целей, направленных на реализацию и воплощение в жизнь исходных пока еще внешних норм, принципов и т.д.

Но гарантий нет. И даже если все идет по плану, нам невозможно спрогнозировать, «просчитать», как быстро мы достигнем результата.

Педагоги, психологи, родители разводят руками.

В психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева этот механизм, процессы, идущие в его русле, описываются так называемым «законом сдвига мотива на цель»: «Сдвиг мотива на цель — процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает на-

полняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью» [4].

Но и здесь нет ни слова о том, какая третья сила, влияющая на процесс, способна его усилить или ослабить, ускорить или замедлить, или вообще свести на нет.

Н. И. Козлов высказывает предположение, что самым вероятным механизмом реализации закона сдвига мотива на цель является «элементарное самоподкрепление на основе действия сочетательных рефлексов» [4].

Сочетательные рефлексы, открытые русским физиологом В. М. Бехтеревым, во многом схожи с классическими условными рефлексами, описанными И. П. Павловом. Без излишних подробностей скажем, что оба этих достаточно элементарных типа физиологических механизмов связаны с выработкой новых реакций на условный стимул в результате многократного повторения.

Неужели мотивация, важнейший слой человеческой психики, занимающий высшую ступень в иерархии личностной структуры, формируется так просто, путем простых механических повторов?!

Поверить в это трудно. Да и сам Н. И. Козлов, обсуждая роль сочетательных рефлексов в формировании привычек (куда менее сложных и значимых побудителях человеческой активности), пишет: «Бывает, что привычка не вырабатывается. Случается, что повторение даже вроде бы вполне успешных действий к привычке не приводит, более того, приводит к отвращению и усилению внутреннего протеста» [2].

Вот почему, говоря о профессии педагога, занимающегося воспитанием, мы должны понимать, что есть еще «белые пятна» в учении о воспитании. И поэтому одна часть профессии воспитателя должна опираться на ремесло, науку, алгоритм, другая же — на искусство и интуицию. Без этого — никак!

Изучай родимый край!

Многие мои коллеги начали бы разговор о воспитательной роли детского туризма со слов о краеведении, познании, изучении окружающего мира в путешествиях. Нет смысла обсуждать, какая часть воспитательного процесса важнее, надо уделять каждой из этих частей должное внимание.

Родителям, приводящим своих ребят в наш клуб, да и самим ребятам мы говорим примерно так: «Наш клуб занимается спортивным туриз-

мом, мы ходим в спортивные походы, в которых не проводим научных опытов, не ищем редкие минералы, но все интересное, что нас окружает, стараемся увидеть и запомнить!»

И как-то «само собой» в клубе возникло и поддерживается правило: в каждом походе мы должны «что-то увидеть»! Мы считаем ценным то, что правило это старательно поддерживается самими ребятами, принимающими активное участие в разработки идей и маршрутов наших путешествий.

Однажды мы решили начать свой однодневный поход в подмосковной деревне Захарово, где прошли детские годы А. С. Пушкина. Свое предложение посетить небольшой музей, находящийся в Захарово я сформулировал ребятам так: «Знаете, именно в этом музее я узнал, что до шести лет Пушкин вообще не знал русского языка и говорил только по-французски!»

Мои слова вызвали оживление. Мы пошутили: «И такой человек стал основоположником русского литературного языка?!» В общем, решение в музей пойти, несмотря на то, что это сокращало и без того короткое «световое время» зимнего дня, отведенное на прохождение маршрута, было принято единодушно и с улыбкой.

Вечером накануне похода я зашел на сайт музея и обнаружил, что школьный билет в музей с экскурсией стоит 500 рублей! Таких денег у ребят в однодневном походе с собой, как правило, не бывает, да и дороговато, прямо скажем! Не мешкая, я написал в групповой «беседе» в социальной сети «ВКонтакте» примерно следующее: «Друзья, оказалось, что билет в музей стоит 500 рублей. Давайте договоримся, что, если все возьмут необходимую сумму, мы в музей пойдем, а если нет — ограничимся осмотром сада, окружающего усадьбу, там тоже красиво!»

В электричке обнаружилось, что необходимой суммы не нашлось только у одного мальчика, но мы с ребятами как-то сразу решили скинуться и все-таки музей посетить.

Заплатив деньги удивленному кассиру (видимо, по таким ценам экскурсантов бывает мало), я нашел экскурсовода и попросил сократить часовую экскурсию до сорока минут — нас ждал маршрут. И еще я добавил: «Ребята спокойные и любознательные, пожалуйста, постройте рассказ на ярких фактах. Чтобы запомнилось».

Увы, женщина — экскурсовод, начала свой рассказ с традиционного: «Экспонаты руками не трогать!» И вдруг она «воспарила»!

Она в мелких деталях рассказывала, как проходили занятия Саши Пушкина с учителями, как бабушка Мария Ганнибал отправляла Сашу играть с крестьянскими детьми в подвижные игры, как толстый и неуклюжий мальчик в итоге стал хорошим спортсменом, как Пушкин уважал шахматы и «довел» свою жену Наталью Гончарову до уровня лучшей шахматистки Санкт-Петербурга. Еще мы узнали, что каждый шаг юного Саши, как и любого другого дворянского мальчика, делался под присмотром крепостного «дядьки» Никиты Козлова, что Никита Козлов прожил с Пушкиным всю его (Пушкина) недолгую жизнь и был одним из двух человек, кому было дозволено проводить великого поэта в последний путь.

Выражения лиц ребят во время экскурсии более всего ассоциировались у меня с эмоциональным состоянием, называемым «изумлением». Экскурсия продолжалась час двадцать.

Потом был маршрут, заполненный совместными воспоминаниями и сопереживанием: мы начали обращаться друг к другу словами: «Душа моя, а не пойти ли тебе за дровами!» (в такой возвышенной форме под влиянием эпохи Вольтера общались Александр Пушкин и Наталья Гончарова), а нашему взрослому участнику Алексею Маркову была назначена должность группового «дядьки».

Через несколько дней, в Москве, я предложил участником похода на «анонимном листке» написать пять самых ярких впечатлений от похода. Пушкин уверенно занимал первые-вторые места в каждом листке. Это была удача!

Нет сомнения в том, что организация познавательной деятельности — такая же технология, как и все прочее, что мы делаем в нашем коллективе.

Так как выводы надо делать не только из ошибок, я попробовал обобщить проделанное и достигнутое в этом походе и сформулировать несколько элементарных, но весьма важных правил этой технологии. Вот что вышло.

1. Ребят надо заранее готовить к будущему восприятию. При этом уже на самых первых шагах должно заработать правило, которым много лет назад поделился со мной один из коллег: «Познание должно проходить через «момент удивления!»

2. Готовить надо не только ребят, но и других взрослых, сопровождающих познавательные процессы: гидов, экскурсоводов — всех и насколько это возможно.

3. Сопереживание — важнейший элемент восприятия и познания. Условием этого процесса, естественно, является коллективная атмосфера. Сопереживание должно быть позитивным, веселым, жизнерадостным. Дурачиться можно!

О туризме в заключение

Меня назвали «туристским фанатом» и я обиделся. Я сказал, что фанат — страшный человек: он все, кроме своего предмета, от которого «фанатеет», считает ерундой.

Когда-то давно параллельно с работой в клубе я руководил детской редакцией. Мы издавали местную «Дворовую газету» тиражом в 50 000 экземпляров! Выход каждого номера, несомненно, был ежемесячной «радостной перспективой». Мы были друзьями и соратниками по общему делу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однажды мы проводили праздник на улице. Когда площадка была готова к будущему действу, мы встали в круг и ... ребята достали сигареты.

Я вышел из круга, испытывая такой приступ беспомощности, какой не испытывал никогда! За долгие годы работы в туристском клубе я никогда не проводил воспитательных бесед в формате: «Курение вредит вашему здоровью!» Недопустимость курения всегда была очевидна! Она всегда являлась и является элементом нашей системы!

Именно такую систему, включающую в себя в качестве неразрывно связанных взаимодействующих элементов Целеустремленность, Доверие, Самостоятельность, Ответственность, Коллективизм, Познание мира, Здоровый образ жизни, и образует детский туризм.

Именно за это мы любим и уважаем его!

Литература

1. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://psychology. academic.ru/ (дата обращения: 03.03.2019).

2. Козлов Н. И. Формат и выработка привычки: закон параллельного подкрепления [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/format-i-vyrabotka-privychki-dvoe-zn — zakon-parallelnogo-podkrepleniya (дата обращения: 03.03.2019).

3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. Политиздат, 1975.

4. Леонтьев А. Н. Сдвиг мотива на цель [Электронный ресурс]. URL: https://www. psychologos.ru/articles/view/sdvig-motiva-na-cel-a.n.-leontev (дата обращения: 03.03.2019).

5. Макаренко А. С. Воля, мужество, целеустремленность. Педагогические сочинения в восьми томах. Том 4. М. Педагогика, 1984.

6. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/slovari/slovar-terminov-po-obschei-i-socialnoi-pedagogike.html (дата обращения: 03.03.2019).

7. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/contents. nsf/enclp/ (дата обращения: 02.03.2019).

8. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины. [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/slovari/sovremennyi-obrazovatelnyi-process-osnovnye-ponjatija-i-terminy.html (дата обращения: 02.03.2019).

9. Справочник технического переводчика [Электронный ресурс]. URL: https://technical_ translator_dictionary.academic.ru/ (дата обращения: 02.03.2019).

10. Терминологический словарь. Педагогические технологии [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/slovari/terminologicheskii-slovar-pedagogicheskie-tehnologii.html (дата обращения: 03.03.2019).

EDUCATIONAL POTENTIAL OF HIKING FOR CHILDREN The article discusses the educational potential in the field of children's hiking, which provides teachers with rich resources in organizing the expedient, highly motivated joint activities, which help unite and develop a children's team, form valuable personal qualities among pupils such as: purposefulness, mutual trust, independence (self-determination) and cognitive motivation.

Keywords: hiking for children, hike, activity, team, prospects for collective activities, purposefulness, trust, self-determination, pedagogical technologies.

References

• Bol'shaya psihologicheskaya ehnciklopediya [EHlektronnyj resurs]. URL: https://psychology.academ-ic.ru/ (data obrashcheniya: 03.03.2019).

• KozlovN.I. Format i vyrabotka privychki: zakon parallel'nogo podkrepleniya [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/format-i-vyrabotka-privychki-dvoe-zn — zakon-par-allelnogo-podkrepleniya (data obrashcheniya: 03.03.2019).

• Leont'ev A. N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. M. Politizdat, 1975. [In Rus].

• Leont'ev A. N. Sdvig motiva na cel' [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.psychologos.ru/articles/ view/sdvig-motiva-na-cel-a.n.-leontev (data obrashcheniya: 03.03.2019).

• Makarenko A. S. Volya, muzhestvo, celeustremlennost'. Pedagogicheskie sochineniya v vos'mi tomah. Tom 4. M. Pedagogika, 1984. [In Rus].

• Slovar' terminov po obshchej i social'noj pedagogike [EHlektronnyj resurs]. URL: http://didacts.ru/ slovari/slovar-terminov-po-obschei-i-socialnoi-pedagogike.html (data obrashcheniya: 03.03.2019).

• Sovremennaya ehnciklopediya [EHlektronnyj resurs]. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ enc1p/ (data obrashcheniya: 02.03.2019).

• Sovremennyj obrazovatel'nyj process, osnovnye ponyatiya i terminy. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://didacts.ru/slovari/sovremennyi-obrazovatelnyi-process-osnovnye-ponjatija-i-terminy.html (data obrashcheniya: 02.03.2019).

• Spravochnik tekhnicheskogo perevodchika [EHlektronnyj resurs]. URL: https://technical_transla-tor_dictionary.academic.ru/ (data obrashcheniya: 02.03.2019).

• Terminologicheskij slovar'. Pedagogicheskie tekhnologii [EHlektronnyj resurs]. URL: http://di-dacts.ru/slovari/terminologicheskii-slovar-pedagogicheskie-tehnologii.html (data obrashcheniya: 03.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.