Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
'The Space and Time of Education' 'Raum und Zeit der Bildung'
Специальное образование
Практикум
Special Education / Spezialausbildung
Practicum / Praktikum
УДК 37.032:378.147-057.17:303
Виниченко М.В.
Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям) (по результатам педагогических экспериментов)
Виниченко Михаил Васильевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом, документоведения и архивоведения Российского государственного социального университета
E-mail: mih-vas2006@yandex.ru
В статье рассматриваются проблемные вопросы творческого развития личности в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям подготовки) в вузах на основе проведенных педагогических экспериментов. В ходе исследования выявлены пути повышения творческого потенциала, активности студентов в ходе обучения в вузе и определены некоторые направления, способы повышения конкурентоспособности обучаемых как в практической профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Анализируются экспериментальные данные, свидетельствующие о недостаточно эффективном использовании студентами тайм-менеджмента, несмотря на то, что таковой является одним из базовых инструментов развития личности на всех этапах ее становления. Рассмотрена возможность развития творческого потенциала через видео-проекты, при помощи коучинга, включая командный коучинг.
Ключевые слова: педагогический эксперимент, творческое развитие личности, тайм-менеджмент студентов, видеопроект, коучинг.
Едва ли можно назвать исторический период, когда международная обстановка складывалась благоприятно для России, однако руководству страны и российскому народу удавалось преодолевать сложности различного рода и уровня. Основу всех этих побед составлял человек, точнее, его ресурс, использование которого давало огромный эффект и в годы войн, и в мирное время.
Экономике трудовых отношений посвящено значительное количество исследований как зарубежных, так и отечественных специалистов. Не касаясь экономического аспекта системы труда, согласимся с мнением о том, что «труд... является всего лишь очень важной, но функцией рабочей силы, по поводу которой возникают экономические отношения. ... По мере перехода к инновационной экономике главным качеством системы труда становится способность создавать новые знания и инновации. Следовательно, в инновационной экономике наиболее ценным фактором становятся возрастающие и трансформирующиеся созидательные способности, формирующие человеческий потенциал и его ядро — человеческий капитал. Именно этот фактор должен быть максимально востребован в реализации. приоритетных направлений модернизации российской экономики.» [Буланов, Докторович 2009, с. 17].
Сегодня трудовые ресурсы России, даже не будучи в необходимой мере развитыми, превратились в объект острой конкурентной борьбы субъектов международного рынка труда. Между тем, его международный характер не сделал его тем сегментом социального пространства, где работник мог бы адекватно позиционировать себя и оценивать стоимость своей рабочей силы, трудового потенциала. В то же время, именно там происходят события, заставляющие российских работодателей по-новому оценивать и себя, и конкурентов, и претендентов на рабочие места, и своих сотрудников. Действительно, с одной стороны, часто используемая отечественная схема «не нравится — увольняйся (уволю), за забором в очереди стоят желающие.» сохраняется и воспроизводится и в банковской сфере, и в реальном секторе экономики, и в сфере образования: значительная часть руководителей справедливо считает, что их подчиненные осознанно не позиционируют себя на
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
рынке труда и полностью зависят от работодателя. Это дает уверенность руководству в неограниченных возможностях по воздействию на подчиненных, запугивая их увольнением. С другой стороны, современный менеджмент, в том числе и российский, делает ставку в развитии своего бизнеса на сотрудников, развивающихся в гармонии с их организациями.
Поскольку же те, кто быстрее выявит талант потенциального сотрудника и вовлечет его в свою сферу деятельности, по-
■ I 1 ^ V 2 V V
лучает конкурентные преимущества, HR-менеджмент1 и линейный менеджмент2 стремятся найти и использовать новейшие
1 Управление персоналом (англ. human resources management, HRM, HR-менеджмент) — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции, и оптимальное использование такого персонала.
2 Линейная структура управления — отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления.
технологии развития человека, начиная с образовательного процесса, в который вовлечены будущие профессионалы и готовящие их педагоги. В свою очередь, в образовательной сфере не только внедряются, но и вырабатываются научно обоснованные рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов в области управления персоналом и стратегии повышения эффективности использования человеческого потенциала как в коммерческой среде, так и в государственном и муниципальном управлении.
Существенную роль здесь играет педагогический эксперимент. Так, многие вопросы содержания обучения (содержание учебных планов и программ, их структура, бюджет), методики обучения, использования новых технических средств обучения внедряются в образовательный процесс после предварительной экспериментальной проверки. Подобная практика, в частности, в свое время поощрялась в Общевойсковой академии ВС РФ [Вузовская методика обучения... 2008].
Именно с этих позиций на кафедре управления персоналом Российского государственного социального университета (РГСУ) было принято решение о проведении ряда педагогических экспериментов по повышению творческой активности работы студентов в ходе подготовки и при проведении занятий по дисциплинам специальности управление персоналом и системном подходе обучаемых к образовательному процессу.
Это экспериментальное направление было поручено автору настоящей статьи. Начало экспериментальной работе положил педагогический эксперимент под названием «Развитие творческой активности и системности мышления в ходе подготовки и проведения практических занятий при изучении студентами дисциплин "Управление персоналом", "Управление трудовыми ресурсами"», проведенный в Российском государственном социальном университете в 2008—2009 гг.
Была разработана программа педагогического эксперимента.
Целями эксперимента явились:
1. Выявление путей повышения творческой активности и системного подхода студентов к изучению дисциплин специальности управление персоналом.
2. Разработка на основе результатов эксперимента конкретных практических рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, повышению его интенсификации и оптимизации изучения материала.
Научная гипотеза эксперимента заключалась в том, что творческая активность и системный подход в изучении студентами дисциплин специальностей управление персоналом, менеджмент, государственное и муниципальное управление позволит повысить уровень подготовленности выпускников к решению задач профессиональной деятельности в соответствии с особенностями предназначения, а также развить творческие способности в решении профессиональных задач.
Объектом эксперимента стал образовательный процесс по специальностям (специализациям подготовки), предметом эксперимента — деятельность студентов и педагогов.
Для повышения эффективности проведения эксперимента он был разбит на три этапа (см. рис. 1 и табл. 1).
В ходе 1-го этапа планировались: разработка, обсуждение и утверждение учебно-методических материалов для проведения эксперимента по выявлению путей повышения творческой активности и системного подхода студентов к изучению дисциплин специальностей управление персоналом, менеджмент, государственное и муниципальное управление.
В ходе 2-го этапа предполагались проведение эксперимента, практическая работа профессорско-преподавательского состава и студентов в ходе самостоятельной работы, подготовки и проведении практических занятий, сбор данных.
На 3-м этапе предполагались обобщение, оценка и оформление результатов эксперимента, а также практическая разработка конкретных практических рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, повышению его интенсификации и оптимизации изучения материала
Основными методами обобщения и оценки экспериментальных данных являлись: наблюдение, разделение учебной группы на оппонирующие коллективы и экспертов; моделирование; математическая обработка полученных результатов; сравнительный анализ и сопоставление; экспертное оценивание; анкетирование обучаемых и преподавателей; постановка творческих задач в ходе подготовки и проведения занятия; разработка творческих материалов; решение творческих задач; постановка задач по созданию и апробации систем анализа материала по дисциплинам специальности управление персоналом; генерация творческих вопросов; экспертных оценок.
Практикум
виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
Таблица 1
Ход эксперимента
РОССИИСКИИ ГОСТ^ЛРСГТЕЕННЫИ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УППДАП зякдунпнн кафиров Упоэе.-элн пгр:эна."ан д-ЯЕгар нт.т
А. Кнрнп,-а&
lOOÎr.
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
TE1U: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И СИСТЕМНОСТИ МЫШЛЕНИЯ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ И ДОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ ДИСЦИПЛИН ОТПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ^, «УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ**
Oö^-здзна. на ^ïzîzhhhb шф-ддры 2S ввзусж 2-D03 г. ПрогоЕ-а,- 1?
Мэзха - 2008
Рис. 1. Титульный лист программы педагогического эксперимента в РГСУ (2008—2009 гг.) по развитию творческой активности студентов в ходе их подготовки по управленческим специальностям
(направлениям)
Наименование этапа. Перечень конкретных работ, подлежащих выполнению Исполнители Сроки выполнения
начало окончание
I этап (подготовительный): Разработка, обсуждение и утверждение УММ для проведения эксперимента по выявлению путей повышения творческой активности и системного подхода к изучению дисциплин «Управление персоналом», «Управление трудовыми ресурсами» Д.и.н., доцент Виниченко М.В. 01.08.08 30.08.08
Разработка программы педагогического эксперимента Д.и.н., доцент Виниченко М.В. 01.08.08 20.08.08
Подбор учебных групп студентов Преподаватели кафедры 01.08.08 20.08.08
Разработка и утверждение планов проведения семинарских и др. занятий с использованием активных методов обучения Д.и.н., доцент Виниченко М.В., заведующий кафедрой 01.08.08 20.08.08
Разработка методики создания структуры системного подхода к изучению дисциплин «Управление персоналом», «Управление трудовыми ресурсами» Д.и.н., доцент Виниченко М.В. 01.08.08 20.08.08
Обсуждение программы педагогического эксперимента Заседание кафедры 21.08.08 21.08.08
Утверждение программы педагогического эксперимента после доработки. Заведующий кафедрой 28.08.08 28.08.08
Проведение мероприятий по подготовке преподавательского состава и студентов к выполнению педагогического эксперимента Преподаватели кафедры. факультеты 01.08.08 30.08.08
II этап: Практическая работа по реализации программы педагогического эксперимента. Д.и.н., доцент Виниченко М.В. 01.09.08 25.07.09
Проведение семинарских и др. занятий с использованием активных методов обучения. Преподаватели кафедры 01.09.08 20.07.09
Анализ опыта проведения семинарских и др. занятий с использованием активных методов обучения. Преподаватели кафедры 16.07.09 25.07.09
Выдача заданий студентам на разработку систем структурирования информации по дисциплинам «Управление персоналом», «Управление трудовыми ресурсами» Д.и.н., доцент Виниченко М.В. 1.09.08 7.09.09
Практическая разработка студентами систем структурирования информации по дисциплинам «Управление персоналом», «Управление трудовыми ресурсами» Д.и.н., доцент Виниченко М.В. студенты 1.09.08 15.07.09
Проведение анализа систем структуризации информации по дисциплинам «Управление персоналом», «Управление трудовыми ресурсами» студентами Д.и.н., доцент Виниченко М.В. 16.07.09 25.07.09
III этап: Обобщение, оценка и оформление результатов эксперимента и выработка практических рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, повышению его интенсификации и оптимизации изучения материала.
Обобщение и оценка полученных данных, экспертный опрос преподавательского состава по эффективности применения активных методов обучения, анкетирование обучаемых по результатам создания систем структурирования информации по дисциплинам «Управление персоналом», «Управление трудовыми ресурсами» Д.и.н., доцент Виниченко М.В. 25.07.09 30.08.09
Корректировка организации и методики проведения семинарских и др. занятий с использованием активных методов обучения Кафедра «Управления персоналом» 30.06.09 30.08.09
Выработка рекомендаций и уточнение частных методик преподавания учебных дисциплин кафедры Кафедра «Управления персоналом» 30.06.09 30.08.09
Оформление результатов педагогического эксперимента Д.и.н., доцент Виниченко М.В. 30.06.09 30.08.09
В ходе педагогического эксперимента использовались принципы наглядности, системности, детерминизма, справедливости и ранжирования (трейдинг3).
3 Грейдирование, грейдинг (англ. grading) — группировка должностей по определенным основаниям (определение «веса», классификация) с целью построения системы мотивации. Суть грейдинга — в сопоставлении внутренней значимости должностей для организации (внутренняя ценность) с ценностью этой работы на рынке (внешняя ценность).
На первом этапе были разработаны и утверждены планы проведения семинарских занятий, аналитических уроков, компьютерных уроков с использованием активных методов обучения, разработана методика создания структуры системного подхода к изучению дисциплин специальностей управление персоналом, менеджмент, государственное и муниципальное управление и проведены мероприятия по подготовке преподавательского состава и студентов к проведению педагогического эксперимента.
Второй этап включил в себя проведение семинарских занятий, аналитических уроков, компьютерных уроков по дисциплинам управление трудовыми ресурсами, основы управление персоналом и организация труда персонала. При этом
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
семинарские занятия, аналитические уроки, компьютерные уроки имели как схожие элементы методики, так и различные. Довольно часто используемым методом стало деление учебных групп на три подгруппы — два оппонирующих коллектива и группу экспертов. Было уделено внимание достижению системности мышления студентами в ходе изучения дисциплин кафедры посредством получения практики структурирования материала как лекционного, так полученного в ходе производственной практики. Для достижения единства понимания проблематики обсуждаемых вопросов в начале семинарских занятий, аналитических и компьютерных уроков проводился экспресс-опрос (экспресс-летучка) по основным понятиям темы (предмета) с последующими оценкой и анализом результатов с использованием современных технологий для упрощения процедуры оценки, достижения объективности и сокращению времени.
На одном из занятий первым шагом второго этапа стала выдача заданий студентам на разработку систем структуризации информации по конкретному занятию дисциплин управление персоналом, управление трудовыми ресурсами. Им явилась разработка в ходе самостоятельной работы системы взаимосвязанных элементов в рамках управления персоналом по учебникам А.Я. Кибанова, В.Р. Веснина, Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, Д.А. Аширова, А.П. Егоршина и др. [Кибанов 2006; Веснин 2007; Управление персоналом... 2007; Аширов 2008; Егоршин 2005], структуры внутреннего рынка конкретной организации и его взаимосвязь с внешним рынком труда. Проведение анализа созданных студентами систем стало первым вопросом проведения семинарского занятия.
Для качественного анализа представленных систем была назначена группа экспертов, которые исходя из разработанных ими критериев качества и системности представленных работ, определили наиболее интересные, качественно выполненные. Оценивалась и оригинальность, творчество. Эти показатели оценивались с точки зрения их присутствия. Считалось, что оценивать творчество по какой-либо шкале, например, пятибалльной, некорректно.
Вторым вопросом стало генерирование оппонирующими коллективами вопросов на основе данных, полученных в ходе предыдущих занятий, касавшихся сегментации рынков труда, деления на внешний и внутренний, их состояние в различных субъектах Российской Федерации и в стране в целом.
Одним из главных оценочных показателей этих вопросов, как и ответов оппонирующего коллектива, стало генерирование такого вопроса, на который нет прямого ответа в учебной и научной литературе, который бы наталкивал на рассуждение, поиск нового, содержал в себе актуальность и проблематичность в сфере управления персоналом, менеджмент, государственное и муниципальное управление. Экспертная группа оценивалась преподавателем по качеству создания системы оценки, принципиальности и, в то же время, за педагогический такт, умение видеть в вопросах и ответах зерно инновации, перспективы развития как отдельного студента, так и коллектива в целом.
В ходе подготовки к занятию по основам управления персоналом студентам была поставлена задача воспроизвести организационную (организационно-штатную) структуру организаций, где они проходили производственную практику, с последующим анализом ее эффективности, поиском наиболее оптимально организованного штата. За основу бралась деятельность фирмы (предприятия) с определением перечня функций и его распределением среди сотрудников. Основываясь на стратегию развития организации и учитывая реальную финансово-экономическую обстановку в России и за рубежом, студенты в ходе самостоятельной работы выявляли пути совершенствования организационной (организационно-штатной) структуры организаций. Затем на семинарском занятии они предлагали на обсуждение оппонирующим коллективам (в некоторых случаях экспертам). Защищая свой проект, студенты получали практику как построения новых (перспективных) систем управления персоналом в организации, так и аргументированного обоснования своих предложений.
Сам по себе эксперимент не носил исключительно формального характера. В большей степени ему был характерен творческий поиск возможности как педагогов, так и студентов в ходе обучения развиваться, получать новые знания, навыки в сфере своей настоящей и будущей деятельности. Некоторые из обучаемых стремились идти дальше, внедрять новые технологии, например, грейдинг. Разрабатывались проекты, которые впоследствии становились основой дипломных работ по конкретным организациям. Ряд из них были внедрены в практику бизнес-деятельности.
Анализ первичных результатов этого педагогического эксперимента показал, что есть как положительные моменты, так и отрицательные.
К позитивным результатам следует отнести повышение активности творческой деятельности студентов — как самостоятельной, так и в составе коллективов. Это позволяло студентам активизировать свою интеллектуальную деятельность, давало им возможность апробации своих порой нестандартных решений в критически настроенной аудитории; лидеры, как правило, улучшали свой имидж в студенческой среде и перед профессорско-преподавательским составом. Важным результатом данного эксперимента стало получение навыков в системности мышления и создания своих главным образом теоретических систем управления. Более того, имел место случай, когда разработанная студенткой новая организационная структура иностранной фирмы, действующей в России, была принята руководством компании (речь шла о введении в штат специалиста в области управления персоналом при штатной численности постоянного состава 15 человек).
На семинарских занятиях, аналитических и компьютерных уроках при проведении их в такой форме всегда присутствовал дух состязательности, заинтересованности в конечном результате, высокой ответственности экспертной группы за свои действия, сплоченность и коллективизм.
Практикум
виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
Появился интерес к такому рода проведению занятий как у преподавателей, так и у студентов.
Наряду с положительными результатами, были выявлены и негативные стороны. Во-первых, проведение семинарских занятий, аналитических и компьютерных уроков в форме деления на оппонирующие коллективы и проведении их посредством генерации творческих вопросов и ответов на них предполагает высокий уровень подготовки всех студентов к ним. На деле же порой получалось, что добросовестные качественного готовились к занятию, а нерадивые в ходе занятия при выработке вопросов или подготовки ответов «прятались за спины товарищей». В конечном счете оценивалась, прежде всего, группа. Детально выявить участия каждого в дискуссии не представлялось возможным. Поэтому создавалась возможность «эксплуатации» чужого интеллекта.
Второй отрицательный момент — это некоторое снижение эффективности работы при начале проведении занятий в такой форме. Оказалось, что студенты еще не готовы работать в напряженной, творческой манере, коллективно, динамично и корректно обсуждать чью-то идею, которая порой носит шокирующий характер. Только со второго, третьего занятия студенты понимали, что от них требуется, и работали более результативно.
В вопросе индивидуального развития каждого студента была отмечена важность занятия в достижении определенных компетенций, знаний, умений, навыков и насколько они соответствуют запланированным. Это позволяло самому обучаемому контролировать процесс своего развития и выявления наиболее приемлемых способов достижения поставленной цели.
Несмотря на некоторые отрицательные моменты, педагогический эксперимент показал, что необходимо постоянно совершенствовать педагогический процесс, искать новые пути повышения эффективности подготовки специалистов в сфере управления персоналом.
В следующем педагогическом эксперименте ставилась задача продолжение развития творческих способностей студентов и системности их мышления с одновременным внедрением тайм-менеджмента в процесс обучения и создания студентами базы для эффективного использования времени в своей профессиональной деятельности в сфере управления персоналом, менеджмента, государственного и муниципального управления. Он имел более продолжительный период реализации и растянулся сначала на пять лет, а затем был пролонгирован.
На первом этапе эксперимента студенты разрабатывали видео-проект мероприятий по совершенствованию одной из подсистем управления персоналом. За разработку брались творческие группы, формировавшиеся на добровольных началах. Как правило, выбиралась одна тема, и по ней разрабатывался сценарий. Руководитель педагогического эксперимента использовал элементы коучинга4 — наблюдал за работой творческих групп и, задавая вопросы, направлял их
4 Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консалтинга и тренинга; от классических консалтинга и тренинга отличается тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Работа с коучем предполагает достижение определённой цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.
деятельность в нужное русло. За основу брались исследования М. Аткинсон и Р.Т. Чойс, в частности, их тезис, что «...у людей уже есть все ресурсы, чтобы быть успешными» [Аткинсон, Чойс 2012, с. 4, 8], а также учитывались аспекты командного коучинга [Hackman, Wageman 2005, p. 269].
Такой подход иногда вызывал недоумение и ироническую реакцию у студентов; в титрах одного из студенческих видеороликов появилась надпись о том, что работа велась: «.при моральной поддержке Михаила Васильевича». Были случаи, когда видеоролик состоял из нескольких тем. Это были направления разработок дипломных проектов студентов, входивших в состав творческой группы. При таком подходе в качестве артистов видеороликов выступали сами студенты, а в ряде случаев — сотрудники организаций, где студенты проходили практику или работали в сфере управления персоналом (студенты заочного, очно-заочного отделения, а также студенты очного отделения, обучавшиеся по индивидуальным планам). Создание видео-проектов являлось добровольным. Однако использовались приемы мотивации и стимулирования. Во-первых, в университете существует балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Поэтому за видеопроекты студентов оценивались по самой высокой шкале. Во-вторых, на занятиях, когда изучались темы, по которым были созданы видео-проекты, показывались видеоролики студентов. С одной стороны, это повышало рейтинг, статус творческой группы среди сокурсников. С другой стороны, давалась наглядная информация по существу учебного вопроса. После просмотра видеоролика аудитория аплодисментами приветствовала разработчиков. Кроме того, это служило дополнительным толчком к разработке своих творческих работ в виде видеороликов. Дополнительным поощрением было размещение наиболее удачных работ на сайте университета. По ним шло голосование в студенческой аудитории и всех сотрудников университета на лучший видео-проект. Также поддерживалась связь (и поддерживается сейчас) с выпускниками, чьи видеоролики получили признание среди студенческой среды и более широкой аудитории. Студентам перед демонстрацией такого видеоролика доводится информация о карьере авторского коллектива, что зачастую воодушевляет обучаемых к разработке более качественных работ. Анализ трудовой деятельности после выпуска из университета авторов качественных видеороликов показал, что большинство из них весьма успешно двигается по карьерной лестнице.
Этот этап эксперимента имел положительные последствия для образовательного процесса и развитию творческих способностей студентов. У руководителя педагогического эксперимента создана база видеороликов по различной тема-
практикум
виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
тике управленческого характера, которая активно используется в образовательной деятельности. Ряд передовых педагогов взяли на вооружение эту методику и стали поощрять творческую активность студентов. Некоторые студенты после выпуска поступили в аспирантуру и остались на кафедре в качестве преподавателей, активно используя видео-проекты в рамках развития творческого потенциала студентов.
Вторым этапом эксперимента стала разработка и внедрение индивидуального плана развития студента на период обучения в вузе и пяти лет после окончания. При формировании основ этого этапа за исходную установку бралась возможность избрания человеком двух возможных путей в ходе определения направления своего развития. Первый путь — тот, что определяется человеком самостоятельно, тогда студент становится «обучающимся». Второй задается извне — организацией, вузом, родителями, и в этом случае студент является «обучаемым». (В скобках заметим, что в обоих случаях на будущего профессионала опосредованно влияет государство, участвуя в развитии трудовых ресурсов).
В результате студенты должны были спланировать свое будущее и научиться управлять этим процессом — управлять жизнью. Термин «life management» — «управление жизнью», — возникнув на рубеже ХХ и XXI вв.5, используется все более
5 Ряд интернет-ресурсов, в том числе и сайт Ассоциации Практикующих Бизнес-Тренеров [Тилькунов Электронный ресурс б/д размещения], сообщают о том, что данный термин впервые был введен в оборот на ТМ-конференции в 2003 г. (не указывая при этом ни место проведения, ни полное название этой конференции). Между тем мы можем привести работs 1998 и 2002 г. [Freund, Baltes 1998, 2002; Greenglass 2002], свидетельствующих о более ранней истории данного концепта.
широко, поскольку хорошо отражает эволюцию современного тайм-менеджмента: от узких технологических вопросов планирования времени к более глубоким темам поиска жизненных целей, целеполагания и целедостижения [Архангельский 2005, с. 51].
Основу в составлении и реализации индивидуального плана развития студента составлял тайм-менеджмент. Для эксперимента были отобраны те работы по данному вопросу, которые могли быть использованы в качестве практического руководства в конкретной ситуации [Макушкин 2014, с. 47—49; Мрочковский, Толкачев 2012; Архангельский 2005].
Так, в частности, в развитии мотивации к планированию своей карьеры за основу бралась цитата из работы Н. Мроч-ковского и А. Толкачева:
«Всего за два месяца я сделал больше, чем раньше сумел бы и за год. Вчера шеф назначил меня начальником отдела продаж, а ведь совсем недавно я мог только мечтать об этой должности. За эти два месяца моя зарплата выросла почти в два раза. И, что самое классное, мой собственный бизнес тоже развивается! В этом месяце я получил несколько заказов и заработал первые, пусть небольшие деньги. Я представил, что если буду двигаться такими темпами и дальше, то точно смогу выполнить "пятилетку за два года"! То есть достичь всех целей, которые ставил на пять лет, за ближайшие два года или даже быстрее» [Мрочковский, Толкачев 2012].
В ходе исследования выяснилось, что подавляющее большинство студентов живут, получают образование по второму направлению — заданном извне. Это осложнило работу с обучаемыми. Им трудно давался переход от такой, задаваемой извне и тем самым снимающей ответственность за выбор схемы развития: «особо думать не надо — все за тебя решат, что и как делать, куда идти учиться, работать» и т.п. Сначала основная часть студентов разрабатывала планы формально, исключительно для того, чтобы отчитаться. Впоследствии возникали проблемы при отчете о своих достижениях через месяц, два, в конце семестра. Практически никто не работал со своими планами индивидуального развития. Только контроль руководителя эксперимента заставлял делать отметки в своем инструментарии тайм -менеджмента. Лишь отдельные студенты находили в себе силы, желание и понимание необходимости эффективного использования времени с помощью личного тайм-менеджмента или студенческого тайм-менеджмента. Такая ситуация продолжалась несколько лет. Начиная с 2014 г. все больше студентов стало добросовестнее работать с индивидуальными планами развития, почувствовав их полезность.
Второй проблемой стало неумение ставить четкие жизненные цели развития. Было установлено, что подавляющее большинство студентов (97—99%), обучающихся на управленческие специальности (менеджмент в различных сферах, государственное и муниципальное управление, управление персоналом) действительно не имеют опыта и понятия, как правильно поставить цель, спланировать свою жизнь, деятельность, учебу в вузе. Попытки в планировании своих действий с опорой на тайм-менеджмент показали весьма слабые результаты. В ходе разработки стратегии в виде модели личного тайм-менеджмента студенты сталкивались с проблемами как формулировки четкой цели, так и технологии ее достижения. В плане, как правило, отражались только формализованные действия, заданные вузом, отчасти трудовой деятельностью [Виниченко 2014, с. 23].
Здесь помогли работы Г.А. Архангельского. В одной из них в разделе «Цели: как приблизить мечты к реальности» автор так описывает одну из проблем:
«Пожалуй, как никакой другой народ, мы, русские, умеем мечтать. Чтобы эти мечты сбывались, необходимо сначала превратить их в цели... Посмотрите на себя как Персональную Корпорацию, ЗАО «Я». У этой корпорации есть все те
Практикум
виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
же элементы управления, что и у любой фирмы, например:
— личное стратегическое планирование
— постановка долгосрочных целей;
— маркетинг-изучение рынка труда;
— личная бухгалтерия
— учет и планирование денег и т.д.» [Архангельский 2005, с. 38, 40].
Под плакатные варианты создавались дополнения на стандартных листах различного формата, где уточнялись детали и велся учет достижения промежуточных целей, выполнения задач, приобретения знаний, навыков, компетенций...В центре внимания были и личностные качества студентов, исходя из понимания того, что личностные качества — это «совокупность врожденных и приобретенных в процессе социализации черт» или «свойства личности» [Социология... 2008, с. 257; Столяренко 2004, с. 197].
Студенты проявляли творчество в определении форм индивидуального плана (рис. 2).
Рис. 2. Индивидуальные планы развития студентов. Рабочий вариант. Фото автора
Во многих индивидуальных планах в качестве важных личностных качеств эффективного руководителя были названы те, что отражены в учебной и научной литературе, например, «доминантность, уверенность в себе, самообладание, эмоциональная уравновешенность, креативность, способность к творчеству, целенаправленность, предприимчивость, готовность к обоснованному риску, решительность, готовность брать на себя ответственность и пр.» [Пугачев 2006, с. 162—164]. Также руководитель «должен обладать потенциалом личной силы выше среднего уровня» [Осеев 2011, с. 132]; высоким коэффициентом интеллекта [Айзенк 1996, с. 26]; иметь «высокие моральные качества, ровный характер, развитые способности, нервно-психическая устойчивость, толерантность, нестандартное мышление, решительность, скромность, профессионализм и корпоративное чувство» [Анцупов, Шипилов 2013, с. 446—447]. В этом же ряду были названы умение принимать решение, создавать и возглавлять эффективные команды, максимально используя потенциал подчи-
практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
'The Space and Time of Education' 'Raum und Zeit der Bildung'
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
ненных, для чего будущим специалистам в области управления персоналом необходимо опираться на теории малых групп, делая упор на социальную схему принятия решений, используя методику группового принятия решений и групповое мышление [М'ЛЬвпЬаит вЬ а!. 2004, рр. 20—21].
Не менее важное место среди необходимых для руководителя качеств занимали те, которые были определены федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и рынком труда и были отражены на специализированных сайтах.
Учитывались требования и бизнес-структур, например, HR-менеджмента компании Мечел. Особенно это касалось таких качеств, как стремление к постоянному развитию, талант, амбициозность, причастности к корпоративным ценностям [Косякова 2001, с. 26—27].
Следующим шагом во втором этапе эксперимента стало использование в студенческом тайм-менеджменте резюме в виде инфографики6. В них обобщался предшествующий путь развития применительно к обучению получению опыта трудовой
6 Инфографика (от лат. Погтайо — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. YPaфlк6q — письменный, от Ypaфw — пишу) — одна из форм информационного дизайна — графический способ подачи информации, данных и знаний, наглядная и доступная визуализация сложной информации в целях ее лучшего усвоения.
деятельности, учитывались различного рода аспекты личностного характера и др. В наглядной форме описывалось состояние студента и перспективы развития. Это послужило дополнительным помощником в использовании тайм-менеджмента студентами (рис. 3).
Рис. 3. Резюме в виде инфографики. Рабочий вариант. Скриншот автора
В целом, были объединены все усилия по упорядочению действий студентов в их становлении и развитии в одну систему - студенческий тайм-менеджмент.
В ходе эксперимента поиск уже сложившихся «обучающихся», помощь в переходе студентов на такой стиль развития показал, что в студенческой среде процент «обучающихся» очень мал. В учебных группах на 1—4 курсах он в лучшем случае достигает 5% и то не полностью сформировавшихся. На пятом курсе он иногда доходит до 10% [Виниченко 2014, с. 24].
Существующая система обучения студентов по индивидуальному плану нередко носит формальный характер, и не отвечает духу самостоятельности в развитии, получения знаний. Наряду с этим, в последние годы проглядывается тенденция изменения качественных характеристик обучаемых в сторону улучшения. Относится это к бакалавриату и магистратуре, а также специалитету. Улучшение качественных характеристик заключается в стремлении студентов реального получения одновременно теоретических знаний и практических навыков, которые востребованы на рынке труда по своему направлению подготовки. Однако процент «балласта» еще велик. Профессорско-преподавательский состав в таком случае выступает в качестве института насильственного принуждения к обучению.
В ходе проводившихся экспериментов было установлено, что среди студентов, обучающихся по специальностям (направлениям подготовки) «управление персоналом», «менеджмент», «государственное и муниципальное управление», нередко встречаются творческие личности. Они охотно включаются в различного рода проекты, раскрывая свой потенциал и приобретая новые качества и компетенции. В последнее время наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества студентов управленческих специальностей (направлений подготовки), более четко ориентированных
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
на получение теоретических знаний и практических навыков, формированию управленческих компетенций. Разрабатывая и применяя индивидуальные планы развития, современные инструменты планирования времени, студенты все более активно включаются в управление своим развитием и обучением в стенах вуза, в дальнейшем своем становлении в качестве руководителя, специалиста в области управления персоналом.
Особенно это стало характерно для студентов, осваивающих программу бакалавриата по управлению персоналом. Возросло число студентов, стремящихся работать по специальности с одновременным переходом на обучение по индивидуальному плану. В то же время часть из них подходит к этому формально, неэффективно используют время, не используют резервы, предоставляемые тайм-менеджментом, и существенно ухудшают свои показатели в учебе. В результате приходится отказываться от совмещения и бросать работу. Чаще это происходит на выпускных курсах. Но постепенно студенческий тайм-менеджмент совершенствуется, и формируются управленческие кадры, конкурентоспособные на рынке труда.
Педагогические эксперименты дали импульс развития профессорско-преподавательскому составу. Педагоги стали искать пути повышения творческой активности студентов, формировать новые подходы к выявлению скрытых талантов у обучаемых. Тем самым повысилось качество подготовки кадров для реального сектора экономики, государственной службы, вырос профессионализм.
В ходе проведенных экспериментов наряду с достижением положительных результатов, были выявлены и негативные стороны. Работая в командах, некоторые студенты «прятались за спины» своих товарищей, использовали их наработки, труд. Активисты с ложным чувством товарищества их покрывали. Вторым недостатком был формальный подход к творческой работе ряда студентов, так до конца и не осознавших значимость выполняемых заданий, видео-проектов. Для них важен был дополнительный балл для получения высокой итоговой оценки по изучаемой дисциплине как самоцель.
В свою очередь и некоторые педагоги отказывались от проведения или участия в педагогических экспериментах, ссылаясь на сложность организации, большое бюрократическое сопровождение работы и отчетности. Тем самым фактически утверждается порочная практика: учим творчеству без собственного творчества. Здесь следует отметить, что проведение эксперимента — инициатива, которая нередко никому не нужна, кроме самого педагога-экспериментатора. Эта деятельность не оценивается не только в устаревшей форме стимулирования, оплаты труда, но и в более современных системах грейдирования в рамках вуза.
Тем не менее, в ходе экспериментов удалось выявить некоторые пути повышения творческой активности студентов, эффективного использования времени при помощи современных технологий, выработке системного подхода к организации своей деятельности. Это реальный путь к повышению конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. Подтверждена ведущая роль профессорско-преподавательского состава в формировании системы мотивации непрерывного развития студентов, будущих руководителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев Н.В. Описание, объяснение и понимание как процедуры научного познания / / Человеческий ка-
питал. 2010. № 7 (19). С. 70 - 73.
2. Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. М.: Издательство «СТ», 1996. 170 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2013. 512 с.
4. Архангельский Г.А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. 240 с.
5. Аткинсон М., Чойс Р.Т. Мастерство жизни. Внутренняя динамика развития. М.: Альпина Паблишер,
2012. 214 с.
6. Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб. Пособие. М.: Проспект, 2008. 432 с.
7. Буланов В.С., Докторович А.Б. Воспроизводство человеческого и трудового потенциалов в системе труда
// Труд и социальные отношения 2009. № 10. С. 9- 17.
8. Веснин В.Р. Управление персоналом. М.: Проспект, 2007. 688 с.
9. Виниченко М.В. Инновационное развитие личности в ходе подготовки по управленческим специальностям
/ / Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2014. № 4 (13). С. 21 —25.
10. Вузовская методика обучения. Учебно-методическое пособие. М.: Общевойсковая академия Вооружен-
ных Сил РФ, 2008. 46 с.
11. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 5-е изд. доп. и перераб. Н. Новгород: НИМБ,
2005. 720 с.
12. Кибанов А.Я. Основы управление персоналом. Учебник. М.: ИНФРА-М. 2006. 304 с.
13. Кириллов А.В. Уточнение понятийного аппарата в интересах повышения эффективности управления / /
Экономика и управление. 2013. № 10(96). С. 55—59.
14. Косякова С.Г. Хочешь быть руководителем — будь им // Наш Мечел. 2001. № 3(22), С. 24 — 27.
Практикум
виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
15. Макушкин С.А. Особенности формирования кадрового потенциала организации (коллектива) в совре-
менных условиях // Материалы Афанасьевских чтений. 2014. № 1. С. 46 — 51.
16. Мрочковский Н., Толкачев А. Экстремальный тайм-менеджмент. М.: Альпина Паблишер, 2012. 214 с.
17. Осеев А.А. Социально-психологический портрет руководителя: идеальная модель и способы ее измерения
/ / Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 1. С. 126 — 144.
18. Пугачев В.П. Руководство персоналом: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2006. 316 с.
19. Руководство по учебной и методической работе. М.: Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ,
2004. 81 с.
20. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-
ДАНА, 2008. 407 с.
21. Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Фе-
никс, 2004. 672 с.
22. Тилькунов А. Лайф-менеджмент [Электронный ресурс] // Ассоциация Практикующих Бизнес-
Тренеров. Режим доступа: http://www.business-trener.ru/st4.html
23. Управление персоналом. Учебник для вузов / Под. ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и
доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 560 с
24. Burrus J., Jackson T., Holtzman S., Roberts R.D., Mandigo T. "Examining the Efficacy of a Time Management In-
tervention for High School Students." ETS Research Report Series 2013.2 (2013): i—35.
25. Freund A.M., Baltes P.B. "Life-Management Strategies of Selection, Optimization and Compensation: Measurement
by Self-Report and Construct Validity." Journal of Personality and Social Psychology 82.4 (2002): 642— 662.
26. Freund A.M., Baltes P.B. "Selection, Optimization, and Compensation as Strategies of Life Management: Correla-
tions with Subjective Indicators of Successful Aging." Psychology and Aging 13.4 (1998): 531 —543.
27. Greenglass E.R. "Proactive Coping and Quality of Life Management." Beyond Coping: Meeting Goals, Visions, and
Challenges. Ed. E.R. Greenglass. Oxford: Oxford University Press. 2002, pp. 37—62.
28. Hackman J.R., Wageman R. "A Theory of Team Coaching." Academy of Management Review 30.2 (2005): 269—287.
29. Wittenbaum G.M., Hollingshead A.B., Paulus P.B., Hirokawa R.Y., Ancona D.G., Peterson R.S., Jehn K.A., Yoon K.
"The Functional Perspective as a Lens for Understanding Groups." Small Group Research 35.1 (2004): 17—43.
30. Xu J., Du J., Fan X. ""Finding Our Time": Predicting Students' Time Management in Online Collaborative
Groupwork." Computers & Education 69 (2013): 139 — 147.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Виниченко, М. В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям) (по результатам педагогических экспериментов) [Электронный ресурс] / М.В. Виниченко // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 8. — Вып. 1: Пространство и время образования — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.53
PERSONALITY DEVELOPMENT AT THE STAGE OF STUDY AT INSTITUTION OF HIGHER LEARNING DURING TRAINING IN MANAGEMENT SPECIALTIES (BASED ON PEDAGOGICAL EXPERIMENTS)
Mikhail V. Vinichenko, D.Phil. (History), Professor, Chair of HR management, Records Management and Archival Science, Russian State Social University (Moscow) E-mail: mih-vas2006@yandex.ru
Manpower of modern Russia, not even being developed, became the object of intense competition of subjects of international labor market. However, for Russians, problems of adequate positioning themselves in the labor market and evaluation of the value of their labor and labor potential remain relevant. Thus, on the one hand, in Russia, most of executives rightly believe that their subordinates consciously not position themselves in the labor market and are totally dependent on the employer. This gives leadership the confidence in its unlimited possibilities of influence on subordinates, intimidating them with dismissal. On the oth-
Практикум
виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
er hand, modern management, including Russian one, in the development of the business, is betting on employees, developing in harmony with their organizations. HR-management and line management are trying to find and use the latest technology for human development, starting with the educational process, which involves both future professionals and teachers who prepare these professionals. In turn, the educational sector is not the only place where evidence-based recommendations for improving training of specialists in the field staff management and strategies to improve efficiency in the use of human potential in a commercial environment, and public and municipal administration are introduced. Such recommendations and strategies are generated directly in the educational sphere. Pedagogical experiment plays in this significant role. Thus, many aspects of the training content (the content of curriculum and programs, their structure and budget), technique of training, and the use of new technical training facilities are introduced into the educational process after preliminary experimental verification.
The subjects of my article are realization and results of pedagogical experiment "The Development of Creativity and Systems Thinking during the Course of Vocational Training and Practical Classes in Students Studying Subjects 'HR Management' and 'Management of a Manpower'," which was carried at the Russian State Social University in 2008—2009 under my supervision. At carrying out of pedagogical experiment and to analyze its results I have used the principles of systemic and determinism, the method of expert evaluations and grading.
The experiment revealed several problems:
(i) among students, the percentage of those who make decisions independently, is very small (for 1—4 courses it reaches 5%, in the best case; among the students of the 5th year it sometimes reaches 10%);
(ii) the vast majority of students, which get their education on the script given from the outside (by parents, teachers), barely shifted from such development scheme that removes the responsibility of choosing. First, the bulk of the students develop their individual plans formally, only to report back. Only a few students had the strength, desire and understanding of necessity of effective use of the time using a personal time management or student time management;
(iii) for the majority of students studying management specialties, the inability to articulate clear goals in life development is typical;
(iv) some teachers refused to implement the pedagogical experiments or participate in them, under the pretext of complexity of their organization, as well as large bureaucratic processing and reporting. Thereby actually vicious practice is introduced: teachers nurture creativity without their own creativity;
(v) pedagogical experiment is an initiative that is often necessary to nobody, except the teacher-experimenter. This activity is not assessed not only in an outdated form of incentive pay, but also in more modern systems of grading within the institution of higher learning.
However, in the course of pedagogical experiment, I was able to identify some of the ways to improve creative activity of students, effective use of time through modern technology, and the development of systemic approach to the organization of students' activities. This is the real way to increase the competitiveness of graduates in the labor market. The experiment confirmed the leading role of the teaching staff in the formation of motivation system of continuous development of students, future managers and heads.
Keywords: pedagogical experiment, creative personality development, time management in high-school students, video project, coaching.
References:
1. Ageev N.V. "Description, Explanation and Understanding as Procedures of Scientific Knowledge." Human Capi-
tal 7 (2010): 70 — 73. (In Russian).
2. Eysenck H.J. Know Your Own I.Q. Moscow: AST Publishers, 1996. 170 p. (In Russian).
3. Antsupov A.Ya, Shipilov A.I. Conflict Studies. St. Petersburg: Peter Publisher, 2013. 512 p. (In Russian).
4. Arkhangelsky G.A. Time Drive: How To Have Time To Live and Work. Moscow: Mann, Ivanov and Verber Publish-
ers, 2005. 240 p. (In Russian).
5. Atkinson, M., Chois R.T. Art & Science of Coaching: Inner Dynamics. Moscow: Alpina Publisher, 2012. 214 p. (In
Russian).
6. Ashirov D.A. Human Resource Management. Moscow: Prospect Publisher, 2008. 432 p. (In Russian).
7. Bulanov V.S., Doctorovich A.B. "Reproduction of Human and labor Potential in the System of Labor." Labour and
Social Affairs 10 (2009): 9 — 17. (In Russian).
8. Vesnin V.R. Human Resource Management. Moscow: Prospect Publisher, 2007. 688 p. (In Russian).
Практикум
виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)
9. Vinichenko M.V. "Innovative Development of Personality in the Course of Training in Management Specialties."
Management of the Personnel and Intellectual Resources in Russia 4 (2014): 21 —25. (In Russian).
10. Academic Teaching Methods. Moscow: Russian Federation Armed Forces Combined Arms Academy Publisher,
2008. 46 p. (In Russian).
11. Egorshin A.P. Human Resource Management. Nizhny Novgorod: NIMB Publisher, 2005. 720 p. (In Russian).
12. Kibanov A.Ya. Fundamentals of Personnel Management. Moscow: INFRA-M Publishers, 2006. 304 p. (In Russian).
13. Kirillov A.V. "Clarification of the Conceptual Apparatus in Order to Improve Management Efficiency." Econom-
ics and Management 10 (2013): 55—59. (In Russian).
14. Kosyakova S.G. "If You Want To Be a Leader, Be a Leader!." Our Meckel 3(2001): 24—27. (In Russian).
15. Makushkin S.A. "Features of Personnel Potential Formation of organization (Team) in Modern Conditions." Pro-
ceedings of the Athanasian Readings 1 (2014): 46 — 51. (In Russian).
16. Mrochkovsky N., Tolkachev A. Extremal Time Management. Moscow: Alpina Publisher, 2012. 214 p. (In Russian).
17. Oseev A.A. "Social and Psychological Portrait of the Head: The Ideal Model and Ways of Its Measurement." Her-
ald of Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science 1 (2011): 126 — 144. (In Russian).
18. Pugachev V.P. Personnel Management. Moscow: Aspect Press Publisher, 2006. 316 p. (In Russian).
19. Guidelines for Educational and Methodical Work. Moscow: Russian Federation Armed Forces Combined Arms
Academy Publisher, 2004. 81 p. (In Russian).
20. Lavrynenko V.N., ed. Sociology. Moscow: UNITY-DANA, 2008. 407 p. (In Russian).
21. Stolyarenko L.D. Principles of Psychology in the Exam Questions and Answers. Rostov-on-Don: Phoenix Publishers,
2004. 672 p. (In Russian).
22. Tilkunov A. "Life Management." Association of Coaches. N.p., n.d. Web. <http://www.business-
trener.ru/st4.html>. (In Russian).
23. Bazarov T.Yu., Eremin B.L., eds. Management of the Personnel. Moscow: UNITY-DANA Publisher, 2007. 560 p. (In
Russian).
24. Burrus J., Jackson T., Holtzman S., Roberts R.D., Mandigo T. "Examining the Efficacy of a Time Management In-
tervention for High School Students." ETS Research Report Series 2013.2 (2013): i—35.
25. Freund A.M., Baltes P.B. "Life-Management Strategies of Selection, Optimization and Compensation: Measure-
ment by Self-Report and Construct Validity." Journal of Personality and Social Psychology 82.4 (2002): 642 — 662.
26. Freund A.M., Baltes P.B. "Selection, Optimization, and Compensation as Strategies of Life Management: Correla-
tions with Subjective Indicators of Successful Aging." Psychology and Aging 13.4 (1998): 531 —543.
27. Greenglass E.R. "Proactive Coping and Quality of Life Management." Beyond Coping: Meeting Goals, Visions, and
Challenges. Ed. E.R. Greenglass. Oxford: Oxford University Press. 2002, pp. 37—62.
28. Hackman J.R., Wageman R. "A Theory of Team Coaching." Academy of Management Review 30.2 (2005): 269—287.
29. Wittenbaum G.M., Hollingshead A.B., Paulus P.B., Hirokawa R.Y., Ancona D.G., Peterson R.S., Jehn K.A., Yoon
K. "The Functional Perspective as a Lens for Understanding Groups." Small Group Research 35.1 (2004): 17—43.
30. Xu J., Du J., Fan X. ""Finding Our Time": Predicting Students' Time Management in Online Collaborative
Groupwork." Computers & Education 69 (2013): 139 — 147.
Cite MLA 7:
Vinichenko, M. V. "Personality Development at the Stage of Study at Institution of Higher Learning during Training in Management Specialties (Based on Pedagogical Experiments)." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya obazovaniya' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: 'The Space and Time of Education] 8.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.53>. (In Russian).
Практикум
Виниченко М.В. Развитие личности на этапе обучения в вузе в ходе подготовки по управленческим специальностям (направлениям)
(по результатам педагогических экспериментов)