Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИКА / РУССКИЙ ЯЗЫК / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Донская Н. А.

Статья посвящена рассмотрению языкового образовательного пространства современной России. Также рассматривается лингвистический аспект формирования современной системы терминов.Article is devoted to consideration of language educational space of modern Russia. Also the linguistic aspect of formation of modern system of terms is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

ценностный контекст // Вестник ТГПУ. 2015. №6 (159).

УДК 80

Донская Н.А. директор ЧОУ "Лицей "Надежда" учитель русского языка и литературы

Россия, г. Москва РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Статья посвящена рассмотрению языкового образовательного пространства современной России.

Также рассматривается лингвистический аспект формирования современной системы терминов.

Ключевые слова: лингвистика, терминосистемы, русский язык, современное образование.

Article is devoted to consideration of language educational space of modern Russia.

Also the linguistic aspect of formation of modern system of terms is considered.

Keywords: linguistics, terminosistema, Russian, modern education.

В 2003 году наша страна присоединилась к Болонскому процессу и встала на путь европеизации, что, в свою очередь, оказало огромное влияние на структуру и содержание российского образования.

В свете данных изменений возросла актуальность исследований лексики современного русского языка, как элемента, наиболее ярко отражающего процессы, происходящие в системе отечественного образования и жизни общества.

Как отмечает в своем исследовании Зайцева Л.А. «... Ориентация на

западную модель образования, заимствование форм, методов и приемов

обучения детерминировали вхождение в состав русского словаря ряда иноязычных слов и словосочетаний.» [4] Сюда вошли такие слова, как бакалавр, магистр, тьютор, декан, колледж, бизнес-школа, кейс-задание и другие. В данную группу включены и слова, образованные в процессе аббревиации системы образования. Например, звуко - буквенные аббревиатуры, такие, как ГИА, ЕГЭ, ФГОС, ИКТ, УМК, ЭОР, ПНПО, КИМ, ИОП, ВШЭ или слово-слоговые: СанПин, демоверсия, минобрнауки и т.д.

Показателен тот факт, что окказиональные слова, как особый вид неологизмов, обычно, не являющиеся частью словарного русского языка, вошли в состав современной образовательной среды. [4] Примером таких слов являются ЕШЭ-шник [6], ГИА-шник [2], ЕГЭвед, ЕГЭфобии, ГИА-страхи и т.д. «...ЕГЭмания и ЕГЭфилия - это неистовое желание отдельных

чиновников сохранить в образовательном пространстве России Единый государственный экзамен, а впоследствии постоянно видоизменять, усложнять его форму и содержание. .. .»[1]

Появление в языке семантических новаций или формирование новых значений уже существующих слов так же повлияло на обогащение современной лексики в сфере образования. Тропина И.А. определяет семантические инновации как «... все типы изменений в семантике слова при условии сохранения его фономорфологической формы.» [8]. «.При этом наблюдается следующая закономерность: чем больше эмоциональность слова, тем активнее его воздействие на адресата. «.Возникновение индивидуализмов служит в тексте всегда одному, по мнению Г. О. Винокура, - преодолению автоматического характера старых языковых связей и созданию новых эффективных смысловых связей. По мнению большинства исследователей, эти слова на своем месте просто неизбежны, многие из них очень выразительны.» [3].

Факторы внеязыковой социальной действительности, так называемые экстралингвистические факторы, обуславливают развитие некоторых лексических единиц.

Так, термин «селфи» (от анг. <^еШе», пер.«сам себя»), обозначает специфический вид автопортрета, который человек делает самостоятельно или с помощью зеркала. От «селфи» произошло понятие «себяшка», как русский эквивалент данного термина. Это понятие описывает не только масштабное увлечение XXI века, но и характерный элемент современной интерактивной, в том числе, и образовательной, культуры.

Термин «чайлдфри» (от англ. сЫШгее — «свободный от детей») -обозначает целую субкультуру, приверженцы которой сознательно отказываются от материнства и отцовства.

Эти, и многие другие понятия, войдя в разговорную лексику, стали элементом современной языковой культуры, заняв свое место в произведениях публицистического стиля.

Говоря о современной образовательной лексике, мы должны рассмотреть и феномен компрессионной функции словообразования. Его суть заключена в сокращении уже существующих лексических единиц. Например слово «стобальник» - ученик, набравший в результате ЕГЭ сто баллов; «малокомплектка» - малокомплектная школа.

Обогатила современное образовательное пространство новая терминология, непосредственно описывающая изменения, произошедшие в данной сфере, его интеграцию в европейскую систему.

Говоря о европеизации отечественного образования, нас не должно удивлять то, что теперь его терминология пронизана заимствованиями из различных языков, в том числе, из английского и латинского языков.

Так термин «Дедлайн» (в переводе с англ. «мертвая линия») употребляется в значении «последний срок \ шанс\». Он применяется при

организации или проведении каких-либо событий: конкурсов, конференций, семинаров, экзаменов и т.д.

Термин «вебинар» соединил в себе два слова «web» и «семинар», где значение первого, английского, - это всемирная система, предоставляющая открытый доступ к информации, а второго, латинского, - форма учебно-практических занятий. Система современного непрерывного образования в Европе построена как раз на данной технологии. В российском образовательном пространстве web - технологии стремительно занимают ведущие позиции.

Термин «Буктрейлер» (англ. booktrailer) образован путем сложения слов book «книга» + trailer «рекламный ролик», он обозначает видеоролик о книге. В современном образовательном пространстве буктрейлеры заняли важное место, как удобный способ демонстрации своих достижений в презентации или как способ заинтересовать учащихся в более детальном изучении каких-либо дисциплин через проектную деятельность (создание буктрейлеров).

В образовательном пространстве современной России значительное место отведено понятиям - словосочетаниям. Одним из таких примеров служит понятие «сетевое взаимодействие», которое стало одним из основополагающих в Законе «Об Образовании»[5] и новом образовательном стандарте педагога [9]. Обогащение образовательной лексики продолжили сложные словосочетания, такие, как интегрированный социальный проект, бинарное интегрированное занятие.

Термин «профстандарт» образован от латинского слова profiteor («объявляю») и английского standart («образец»). Он применяется в сфере российского образования с 2012 года [7] и включает в себя список обязательных компетенций, которыми должен владеть специалист, занимающий соответствующую должность в системе образования.

Резюмируя все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что лексика современного образовательного пространства обогащается за счет

неологизмов. Множество слов и словосочетаний образовано из слов заимствованных из европейских языков, более всего - из английского и латинского.

Из всего многообразия дериваторов в современной образовательной лексике преобладают формы, сжимающие несколько значений в одно, что позволяет нам говорить о тенденции современной лексики «ускоряться» для того, чтобы описывать о обмениваться огромными потоками информации.

Использованные источники:

1.Абрамов. Л.Н. 19.01.2010.

2.Блог образовательного центра «Интенсив», 2012

3.Винокур Г. О. О содержании некоторых стилистических понятий // Стилистические исследования. М., 1972. С. 112-134.

4.Зайцева Л.АЛдиссертация: Актуальная лексика образовательной сферы современной России, Мичуринск-2015,

5.Закон «об Образовании в РФ» № 273-Ф3 от 29.12.2012 \ст.13,15

6.Кузьминов Я., ректор ВШЭ ГУ /Новости-Интерфакс, 2013

7.Приказ Минтруда и соцзащиты РФ №1115н от 25.12.2014 профессиональный стандарт "Педагог (воспитатель, учитель)" будет применяться с 1.01.2017

8.Тропина И. А., к. филол. н., доцент РГМУ Минздрава РФ\ Семантические инновации как средство обогащения языка http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2015_8-2_52.pdf

9.Указ Президента РФ № № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7.05.2012 г.

УДК 619:578. 831.3

Дубовой А.С.

с.н.с. отдел вирусологии и опухолевых болезней птиц

Самусева Г.Н.

с.н.с. отдел вирусологии и опухолевых болезней птиц

Сморчкова Т.Н.

н.с. отдел вирусологии и опухолевых болезней птиц ВНИВИП филиал ФНЦ «ВНИТИП» РАН Россия, г. Санкт-Петербург ИЗУЧЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ИМУННОГО ОТВЕТА ПРОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ АССОЦИИРОВАННОЙ

ИНАКТИВИРОВАННОЙ ВАКЦИНЫ ПРОТИВ МЕТАПНЕВМОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ ПТИЦ И РЕСПИРАТОРНОГО МИКОПЛАЗМОЗА Аннотация. Цель работы - изучение продолжительности иммунного ответа после применения ассоциированной эмульгированной инактивированной вакцины против метапневмовирусной инфекции птиц и респираторного микоплазмоза (МПВИ+РМП), в водную фракцию которой введен синтетический сополимер в качестве дополнительного стимулятора иммуногенеза. Цыплят одной группы иммунизировали вакциной, в состав которой входил синтетический сополимер, цыплят второй группы -аналогичным препаратом, но без сополимера (референс-вакцина). В течение 12 месяцев оценивали поствакцинальный уровень иммунного ответа. Исследования показали, что экспериментальная вакцина индуцирует выработку антител более высокого уровня на протяжении всего срока наблюдения.

Ключевые слова: адъювант, синтетический сополимер, инактивированная вакцина, метапневмовирусная инфекция птиц, респираторный микоплазмоз птиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.