Научная статья на тему 'Развитие лексических умений у обучающихся основной школы'

Развитие лексических умений у обучающихся основной школы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1062
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / РЕЦЕПТИВНЫЕ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ / КОНСТРУКТИВНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / УЧАЩИЕСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ / LEXICAL SKILLS / RECEPTIVE / REPRODUCTIVE / ANALYTICAL / CONSTRUCTIVE AND CREATIVE EXERCISES / PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хоменко Елена Викторовна

В статье обоснована важность развития лексических умений у учащихся основной школы. Представлен комплекс лексических упражнений, разработанных в соответствии с психологическими этапами усвоения знаний (рецептивные, репродуктивные, аналитические, конструктивные, творческие). Приведены примеры этих упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Хоменко Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEXICAL SKILLS OF STUDENTS OF THE PRIMARY SCHOOL

The article substantiates the importance of the development of lexical skills in primary school students. The complex of lexical exercises developed in accordance with the psychological stages of knowledge assimilation (receptive, reproductive, analytical, constructive, creative) is presented. Examples of these exercises are given.

Текст научной работы на тему «Развитие лексических умений у обучающихся основной школы»

Методика преподавания

УДК 372.881.161.1

Хоменко Елена Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Русский язык и русская литература», Гуманитарно-педагогический институт, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»; Российская Федерация, Севастополь, e-mail: nikita1390@ya.ru

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В статье обоснована важность развития лексических умений у учащихся основной школы. Представлен комплекс лексических упражнений, разработанных в соответствии с психологическими этапами усвоения знаний (рецептивные, репродуктивные, аналитические, конструктивные, творческие). Приведены примеры этих упражнений.

Ключевые слова: лексические умения; рецептивные, репродуктивные, аналитические, конструктивные и творческие упражнения, учащиеся основной школы.

Elena V. Khomenko

PhD of Philology Science, Associated Professor of Department of Russian language and Russian literature, Humanitarian and Pedagogical Institute, Sevastopol State University;

Russian Federation, Sevastopol

DEVELOPMENT OF LEXICAL SKILLS OF STUDENTS OF THE PRIMARY

SCHOOL

Abstract. The article substantiates the importance of the development of lexical skills in primary school students. The complex of lexical exercises developed in accordance with the psychological stages of knowledge assimilation (receptive, reproductive, analytical, constructive, creative) is presented. Examples of these exercises are given.

Key words: lexical skills; receptive, reproductive, analytical, constructive and creative exercises, primary school students.

Для цитирования:

Хоменко Е. В. Развитие лексических умений у обучающихся основной школы // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1 (8). С. 75-81.

Формирование лексических умений у учащихся основной школы — одна из важнейших проблем, стоящих перед учителями-практиками. Это обусловлено тем, что именно со знакомства со словом, его значением начинается введение учащихся в духовный мир народа, в мир национального языка. Лексические знания и умения помогают школьникам усваивать нормы литературного языка, овладевать качествами хорошей речи, свободно выражать свои мысли в устной и письменной форме, легко устанавливать и поддерживать контакт с окружающими людьми. Иными словами, лексические умения лежат в основе формирования коммуникативной компетенции, т. е. способности учащихся правильно и грамотно общаться с людьми в различных жизненных ситуациях.

В понимании терминологического сочетания «лексические умения» считаем целесообразным опираться на требования школьной программы [2; 4]. Все лексические умения, которыми овладевают школьники, можно объединить в четыре основные группы. К первой группе относятся умения толковать лексическое значение известных учащимся слов, фразеологизмов, определять лексическое значение слова, фразеологизма в предложении. Вторая группа умений связана с опознанием и подбором изученных групп слов: это умения находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, устаревшие слова, фразеологизмы и определять их функции. В третью группу входят умения по использованию изученных языковых единиц в речи: употреблять известные слова в свойственном им значении, использовать синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы в собственных устных и письменных высказываниях. И, наконец, в четвёртую группу входят умения пользоваться различными типами лингвистических словарей.

Ведущим методом развития лексических умений учащихся является метод упражнений. Напомним, что упражнение — это «многократное, повторное выполнение умственных или практических действий с целью овладения этими действиями, выработки навыка их выполнения» [5, с. 164]. Считаем, что при разработке видов лексических упражнений важно учитывать теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [1]. Полагаем, что такой подход может быть реализован в выделении шести видов упражнений: рецептивных, репродуктивных, аналитических, конструктивных и творческих.

Рецептивные упражнения направлены на восприятие и узнавание изученных лексических единиц, определение их функциональной роли в тексте, обеспечивают формирование у школьников опознавательных действий, развитие лексической зоркости. Приведём примеры подобных упражнений.

Упражнение 1. Вы уже знаете, что существует несколько способов, которые помогают объяснить лексическое значение слова: а) нарисовать то, что обозначается словом; б) подобрать к слову синонимы; в) назвать его отличительные признаки; г) объяснить через ближайшее родственное слово. Среди предложенных примеров найдите те слова, значение которых объясняется с помощью ближайшего родственного слова. 1. Собака — домашнее животное семейства псовых. 2. Медведь — крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. 3. Медвежонок — детёныш медведя. 4. Храбрый — смелый, бесстрашный, мужественный. 5. Сероватый — чуть-чуть серый. 6. Грустный — печальный, нерадостный, унылый. 7. Дзюдоист — тот, кто занимается дзюдо. 8. Подснежник — цветок, который растёт под снегом. д. Страх — ужас, боязнь, трепет. 10. Строитель — тот, кто что-то строит.

Упражнение 2. Вы уже знаете, что лексическое значение слова можно посмотреть в толковом словаре. Каждое слово описывается в отдельной словарной статье, которая включает в себя: 1) заглавное слово; 2) толкование значения слова и примеры его употребления; 3) производные слова; 4) грамматические и стилистические пометы. Прочитайте словарную статью слова скоморох. Найдите в ней все структурные компоненты словарной статьи.

Скоморох, -а, м. 1. В Древней Руси: певец-музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат. 2. Перен. Несерьёзный человек, потешающий других своими шутовскими выходками (разг. неодобр.) // прил. скомороший, -ья, -ье и скоморошеский, -ая, -ое [3, с. 722].

Упражнение 3. Прочитайте и найдите в тексте многозначные слова. Объясните их лексическое значение.

Класс может быть в школе не только первым, шестым или десятым, но и интересным, шумным, хорошо успевающим (это уже о ребятах), а также светлым, уютным и чистым (а это — о комнате, в которой идут занятия).

Репродуктивные упражнения содействуют усвоению системы умственных действий, необходимой для выполнения определённой практической задачи. В этих упражнениях обязательным компонентом является наличие образца, опираясь на который учащиеся выполняют задание. Приведём примеры подобных упражнений.

Упражнение 1. Прочитайте текст. Опираясь на справочный материал, объясните лексическое значение выделенных слов, используя один из двух

предложенных способов: а) подбор синонимов; б) через ближайшее родственное слово.

Образец выполнения: снегопад — это выпадение снега из облаков (через ближайшие родственные слова, так как слово сложное). После снегопада вся земля покрывается пушистым белым снегом. На безоблачном небе ярко сверкает солнце. Голубоватые от солнца тени деревьев ярки, как на экране. Школьники любят в такую погоду лепить снеговика, а лыжники кататься с высокой горы.

Справочный материал: чистый, ясный, светлый; чуть-чуть голубой; мягкий, рыхлый, пышный; выпадение снега из облаков; скульптура из снега; одевается, застилается, укрывается; блестит, светится, переливается; тот, кто ходит на лыжах, занимается лыжным спортом; те, кто учатся в школе.

Упражнение 2. Прочитайте предложения. Опираясь на «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, определите лексическое значение выделенных слов. Помните, чтобы найти в словаре нужное слово, его надо поставить в начальную форму, а затем найти в словаре соответствующую букву и нужное слово.

Образец: божеством — н.ф. — божество. Божество — это бог.

1. Верховным божеством наших предков был Перун. 2. Слышал ли ты что-нибудь о геральдике? 3. Прекрасно, если человек внешне красивый, пригожий, элегантный. 4. Умеете ли вы отличать тактичность от вежливости? 5. В шестилетнем возрасте Моцарт виртуозно владел скрипкой.

Упражнение 3. Охарактеризуйте животных — героев сказок и басен с помощью антонимов-прилагательных. Образец: Волк простодушный, а лиса хитрая.

Лев — заяц (по храбрости); муха — слон (по величине); ягненок — волк (по силе); лисица — ворона (по уму); стрекоза — муравей (по трудолюбию).

Упражнение 4. Подберите, пользуясь «Словарём русского языка» С. И. Ожегова по 2 примера однозначных и многозначных слов.

Аналитические упражнения предполагают отработку у учащихся навыков анализировать, определять и дифференцировать лексические явления. К ним относятся упражнения, включающие в себя анализ, группирование, классификацию, сравнение и сопоставление языковых единиц. Большую роль аналитические упражнения играют при обобщении и обобщённом повторении. Примеры упражнений.

Упражнение 1. Прочитайте слова. Какие из предложенных слов нельзя объяснить через ближайшее родственное слово. Обоснуйте свой ответ. Безоблачный, облако, облачко, лесоруб, лес, лесник, сахар, сахарница, сахарный, дерево, деревянный, вода, подводный, ворона, воронёнок, чёрный, черноватый, чернить.

Упражнение 2. Прочитайте словарные статьи к слову ключ. Какую информацию о слове вы узнали?

Ключ -а, м. 1. Металлический стержень для отпирания и запирания замка. Запереть на ключ. 2. Перен. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь. Ключ к шифру. 3. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот (спец.). Музыкальный ключ [3, с. 279].

Ключ 2, -а, м. 1. Вытекающий из земли источник, родник. В овраге бьют ключи [3, с. 280].

Упражнение 3. Пользуясь «Словарём русского языка» С. И. Ожегова, определите, какие из слов являются многозначными, а какие — однозначными.

Свежий, добрый, ручей, играть, тяжёлый, пылесос, хлопать, десять.

Конструктивные упражнения ориентируют на конструирование, моделирование, трансформацию, дополнение, синонимическую замену, сознательный выбор тех или иных лексических единиц с учётом требований речевой ситуации. Примеры упражнений.

Упражнение 1. Дополните словосочетания нужными по смыслу словами из справочного материала. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова.

Свежая (ий) ... (в значении «новая (ый)»). Свежая (ий) ... (в значении «прохладная (ый)»). Свежая (ий) ... (в значении «чистая (ый)»). Свежая (ий) ... (в значении «только что сорванная (ый)»). Свежая (ий) ... (в значении «доброкачественная (ый)»).

Справочный материал: газета, фильм, обои, бельё, молоко, говядина, роза, утро, ветер.

Упражнение 2. Дополните словосочетания нужными по смыслу словами из скобок. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова.

Воздушный... (замок, замок); велосипедный ... (замок, замок); (компания, кампания) ... друзей; избирательная ... (компания, кампания); немецкий .( дог, док); корабельный . (дог, док); (косный, костный) . ум; (косный, костный). мозг; (парить, парить) ... в бане; (парить, парить) ...в воздухе; вкусный ..(ирис, ирис); дивный ... (ирис, ирис); дверной ... (порог, порок); ( порок, порог) . сердца; вкусное (жаркое, жаркое); (жаркое, жаркое). лето; выпей ... (чайку, чайку); посмотри на... (чайку, чайку).

Упражнение 3. Прочитайте пословицы, добавляя пропущенные антонимы.

1. Легко подружиться, ... разлучиться. 2. Умный научит, ... наскучит. 3. Не для того живём, чтоб есть, а для того едим, чтоб ... 4. Не мудрено начать, мудрено ... 5. Добрые дети — дому венец, ... дети — дому конец. 6. Смелый там найдёт, где ... потеряет. 7. В долг брать ., да платить тяжело. 8. Много шума, да ... толку. д. Недорого начало, дорог ... д. Труд кормит, а ... портит. 10. Слово серебро, а молчание ... 11. Знайка по дорожке

бежит, а незнайка на печке .... 12. Летом не вспотеешь, так и ... не согреешься. 14. Что посеешь, то и ....

Слова для справок: дурак, лень конец, жить, мало, злые, тяжело, робкий, кончить, легко, золото, лежит, зимой, пожнёшь.

Упражнение 4. Соберите из данных структурных компонентов словарную статью к слову микроклимат.

1. Особенности климата на небольшом участке земной поверхности. // прил. микроклиматический, - ая, -ое

Нравственный микроклимат. 2. Перен. Обстановка, взаимоотношения в небольшом коллективе, в семье.

Творческие упражнения нацелены на активизацию изученной лексики и формирование у школьников умения правильно и уместно употреблять эту лексику с учётом её смысловых и стилистических особенностей в собственных устных и письменных высказываниях разных типов. Приведём примеры подобных упражнений.

Упражнение 1. Составьте предложения со словами-омонимами. Покажите разницу в значениях этих слов. Мина (снаряд) — мина (лицо); рысь (хищное животное) — рысь (бег лошади); дача (место отдыха) — дача (от глагола давать); ключ (родник) — ключ (дверной); наряд (одежда) — наряд (документ); лук (растение) — лук (оружие); коса (причёска) — коса (орудие труда).

Упражнение 2. Составьте и запишите словарную статью к слову молния.

Упражнение 3. Составьте и запишите предложения, употребляя слова в каждом из указанных значений.

Задача — 1) то, что требует исполнения, разрешения; 2) упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.

Корень — 1) подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве; 2) внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя; 3) основная значимая часть слова.

Ручка — 1) часть предмета, за которую его держат или берутся рукой; 2) письменная принадлежность.

Упражнение 4. Представьте, что вам нужно описать грозу. Адресат речи — ваши одноклассники. Подберите глаголы-синонимы, с помощью которых можно рассказать о приближении грозы; подумайте, какие слова вы употребили бы в переносном значении. Составьте устное высказывание.

Упражнение 5. С помощью словаря антонимов подберите антонимы к выделенным словам. Составьте рассказ о дружбе, используя данные словосочетания. Запишите его.

Жалкий трус, тихий разговор, прыгает высоко, хитрый взгляд, бурные ручьи, надежный друг, преданный взгляд.

Упражнение 6. Прочитайте предложения, передавая разные чувства человека: радость, огорчение, удивление. Используя данные предложения, напишите две миниатюры, в одной из которых выражена радость, в другой — огорчение. Уместно используйте слова в переносном значении.

Выпал снег. На улице мороз. Скоро каникулы.

Важным вспомогательным средством формирования у учащихся лексических умений являются толковые словари. Самым распространённым является однотомный словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова [3]. Приведём примеры заданий, направленных на формирование умения работать с толковым словарём: 1) найдите слово в толковом словаре, укажите его значение; 2) найдите слово в словаре, определите, однозначное слово или многозначное; 3) найдите слово в словаре, определите, какие из его значений прямые, а какие переносные; 4) прочитайте определение слова и найдите это слово в словаре.

В заключение отметим, что овладение лексическими умениями является одним из важнейших условий реализации принципа коммуникативной направленности школьного лингвистического образования. Именно поэтому так важно формировать у школьников интерес к слову, его форме и значению; воспитывать у них стремление расширять и обогащать свой словарный запас.

Литература

1. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / / Исследование мышления в советской психологии. М. : АПН СССР, 1966. С. 236—277.

2. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г., Бойкина, М. В. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2011. 352 с.

3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М. : Русский язык, 1990. 921 с.

4. Русский язык. 5—9 классы: программа к учебникам для общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]/ Под ред. Е. А. Быстровой, Л. В. Киберевой. М. : Русское слово — учебник, 2011. 32 с. URL: http://mitryaeva.ucoz.rU/4/bystrova_5-9_kLpdf

5. Рыжов, В.Н. Дидактика : учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 318 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.