Методика
О.Б. Киселева
Формирование акцентологических и произносительных норм в речи младших школьников
Комплексное изучение норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет наилучшим образом решать задачи формирования и развития произносительных умений и навыков. В статье представлены упражнения, которые помогают учащимся овладеть интонационными средствами выразительности, а также способствуют более прочному усвоению норм ударения и делению слов на слоги, вырабатывают умения разграничивать омонимы и подбирать антонимы к данному слову, а также разграничивать многозначные слова.
Ключевые слова: орфоэпия, орфоэпическая норма, фонетическая система, произношение, ударение, развитие речи школьника.
Как известно, литературный язык существует в двух формах - устной и письменной, для которых характерно наличие обязательных норм -лексических, грамматических и стилистических. При этом письменная форма языка подчиняется еще орфографическим и пунктуационным нормам (т.е. правилам правописания), а устная - произносительным и акцентологическим нормам.
Интенсивный процесс усвоения норм литературного языка происходит преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отсюда велика роль школы в становлении и развитии навыков правильной устной речи.
В начальных классах, как правило, уделяется особое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако очень мало времени отводится нормам литературного произношения.
Языковая норма - это «одна из сложнейших проблем, многомерность и разноплановость которой определяются факторами объективно-историческими, культурно-социологическими и собственно-лингвистическими, т.е. внутриязыковыми» [6, с. 16].
С.И. Ожегов рассматривает понятие нормы, как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй». Языковая норма закреплена в словарях и грамматиках и принята обществом [5, с. 421].
Признание возможности сознательного воздействия общества на развитие литературного языка приводило некоторых лингвистов к утвер-
ждению, что норма - результат «целенаправленной деятельности человека» [2, с. 157].
Другой подход к решению проблемы нормы - рассмотрение ее как проблемы лингвистической, убеждение, что норма существует в языке. Сторонники такого решения проблемы рассматривают язык как «систему условных средств, определяющую многообразие ее реализации, а речь - как форму существования системы». Наиболее подробно описал норму языка и ее взаимодействие с системой Э. Коссериу. Он считал, что норма - это система «обязательных реализаций», она соответствует тому, что уже говорится по традиции, т.е. норма «соответствует фиксации языка в традиционных формах» [4, с. 175]. Все последующие теории, объясняющие сущность нормы, представляли собой попытки усовершенствовать теорию Э. Коссериу.
Проанализировав мнения известных ученых-лингвистов, под нормой мы будем понимать формирующееся исторически употребление звуков, слов, отдельных форм слов и синтаксических конструкций, разрешенное системой языка, поддерживаемое образованными людьми, предписываемое грамматиками и словарями и являющееся обязательным для носителей данного языка.
Произносительная норма - это компетенция орфоэпии.
Лингвисты по-разному относятся к определению объема понятия «орфоэпия». Одна группа ученых включает в это понятие только нормы произношения звуков, их сочетаний и слов (А.Н. Гвоздев, М.В. Панов, В.В. Иванов и др.). Другие определяют орфоэпию как совокупность норм произношения и ударения (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский и др.). Последняя точка зрения представляется для школы наиболее приемлемой и обоснованной, т.к. произношение и ударение являются взаимосвязанными и взаимообусловленными проявлениями устной речи.
Работа по овладению нормами произношения предполагает наличие системы упражнений по орфоэпии и акцентологии, основанной на развитии и совершенствовании речевого слуха детей, и спланирована в два этапа.
Первый этап связан с работой по развитию речетворческой системы учащихся в 1 классе, т.к. обучение нормам произношения невозможно без хорошо развитого артикуляционного аппарата. Понятие «произношение» охватывает звуковую систему языка и состав основных звуков языка, их качество и изменения в определенных фонетических условиях (например, оглушение / озвончение, твердость / мягкость согласных).
Кроме того, здесь рассматривается звучание некоторых грамматических форм (например, возвратных суффиксов глаголов, прилагательных
Филологические
науки
Методика
на -кий, -гий, -хий). Следовательно, произношение - более широкое понятие, нежели понятие фонетической системы [1, с. 15].
На уроках используются различные скороговорки, дикционные и интонационные упражнения, логопедические стихи, артикуляционная гимнастика, что позволяет сделать послушными органы речи ребенка, научить правильно дышать во время речи, быстро и четко ставить в нужное положение язык и губы. Четкая дикция - это основной произносительный навык, который тренируется на протяжении обучения в начальной школе.
Во время второго этапа изучается часть слов из орфоэпического минимума. На этом этапе происходит знакомство учащихся с новыми словами, усваиваются правила литературного произношения и ударения в этих словах. Слышать ударение в слове и правильно его произносить -это умение, без которого невозможна сама речь.
Другой, важной стороной орфоэпии является ударение, т. е. звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение в русском языке «привязано к определенному слову, поэтому неправильное ударение в слове часто свидетельствует о незнании правильного произношения слова. С фонетической точки зрения, русское ударение является сильноцентрали-зующим, т.е. ударный слог в слове резко противопоставлен безударным, как в количественном, так и в качественном отношении. Именно в этом заключается глубокий функциональный смысл. Можно, пожалуй сказать, что качественная разница между ударяемыми и неударяемыми слогами в русском языке потому настолько сильна, что ударение имеет в нем важную семантическую функцию» [3, с. 299].
Ударение современного русского языка количественно-динамическое: гласный ударного слога, в отличие от безударных гласных, характеризуется относительно большей напряженностью произнесения, а потому и более четким звучанием.
Единственный возможный или предпочитаемый вариант правильного образцового произношения и правильного ударения - орфоэпическая норма.
Современные орфоэпические нормы регулируют произношение звуков, их сочетаний, грамматических форм, имен и отчеств и т. п., а также правила постановки ударения в различных частях речи. Эти нормы, представляя собой одновременно устойчивое и динамическое явление, с одной стороны, производное языковой системы и ее речевого функционирования - с другой, результат речевой практики и сложившихся традиций произношения и ударения. Знание и соблюдение этих норм -непременное условие для успешного формирования и воспитания орфоэпической культуры младших школьников.
С целью формирования орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка в рамках обучающего эксперимента нами разработана и апробирована система упражнений для учащихся начальной школы.
Приводим образцы таких упражнений.
1. Произнесите скороговорку «Проворонила ворона вороненка» с такими намерениями:
1) пожалеть вороненка: «Ах, как жалко, пропал вороненок из-за вороны»;
2) упрекнуть ворону: «Эх ты, растяпа, что ты наделала!»;
3) выразить недоумение: «Что вы говорите? Этого не может быть».
2. Поставьте ударение в выделенных словах.
а) Красивей всех реснички У маленькой лисички.
б) В волшебный квартал Змей Горыныч прилетал.
в) Трое маленьких чижей Ободрали весь щавель.
3. Прочитайте. Слова с ударением на первом слоге подчеркните синим, слова с ударением на втором слоге - зеленым, а слова с ударением на третьем слоге подчеркните черным цветом.
Алфавит, щавель, звонит, свекла, километр, комбайнер.
4. Придумайте рифмовки к следующим словам: банты, торты, звонит.
5. Прочитайте. Поставьте ударение. Подчеркните ударный слог. Составьте из ударных слогов каждой строчки слово.
Подарок, встречает, коза.
Плотина, карта, весна.
Корней, Ока, Полина.
Нарезал, усики, задача, нанизывает, поехать.
6. Составьте предложения со следующими словами: гвоздики, гвоздики; замок, замок; кружки, кружки; плачу, плачу.
В скобках запишите значения слов.
7. Укажите, какие слова из приведенных ниже можно произносить в соответствии с нормой с [шн], а какие - с [чн] и с [шн].
Булочная, горчичники, девичник, Ильинична, конечно, сердечный, скворечник, скучно, яичница, булавочный, молочный, подсвечник, прачечная, сливочный, яблочный, будничный, добавочный, Кузьминична, двоечник, командировочный, копеечный, спичечный, нарочно, нечто, ничто, чтобы.
8. Подчеркните слова, в которых те произносится как [тэ].
Бутерброд, компьютер, темп, термос, свитер, принтер, текст, тема.
115
Филологические
науки
Методика
9. Подберите к следующим словам слова, противоположные по смыслу.
Утро, грустный, холодный, сухой, близко.
10. Как в следующих примерах произносятся сочетания тск, дск, ств? Напишите в скобках.
Братский (...), городской (...), заводской (...), Кисловодск (...), наследство (...), родство (...) .
11. Найдите последнее слово, которое будет по рифме согласовано со слогами.
СА - СА - СА, в лесу бегает ...
УСЬ - УСЬ, на лугу пасется...
ТА - ТА - ТА, у нас дома .
ТЫ - ТЫ - ТЫ, сметану съели всю ...
ЧА - ЧА - ЧА, горит в комнате ...
ЧУ - ЧУ - ЧУ, молоточком я .
12. Подберите антонимы к выделенным словам:
Летний день - за ... неделю. У короткого ума ... язык. Ради нового дружка ... не покидай. Ранняя птичка носок прочищает, а ... глазки продирает. Полный колос к земле клонится, а ... к небу тянется. Знай больше, а говори ....
Таким образом, при формировании акцентологических и произносительных норм в речи младших школьников необходимо систематически и целенаправленно использовать специальные упражнения на уроках русского языка, независимо от его темы. Они помогают выявить уровень произносительных норм и определить словарный запас младшего школьника. Данные упражнения дают возможность учащимся овладеть интонационными средствами выразительности, способствуют более прочному усвоению норм ударения и делению слов на слоги, помогают выработать умение разграничивать омонимы и подбирать антонимы к словам, а также разграничивать многозначные слова, выработать умение осознавать и подбирать рифму.
Библиографический список
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.
2. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М., 1962.
3. Зиндер Л.Р. Общая фонетика: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.
4. Коссериу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. Вып. 3. М., 1963. С. 143-346.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1998.
6. Скворцов Л.И. Основы культуры речи: Хрестоматия. М., 1984.