РАЗВИТИЕ КВАЛИТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
О. А САФОНОВА, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики НГПУ им. К. Минина Ledi78 @yandex.ru
Т. В. РЕГАЛОВА, соискатель НГПУ им. К. Минина, директор МБОУ СОШ № 97 Н. Новгорода [email protected]
Статья посвящена проблеме развития квалитологической компетентности учителя. В ней рассмотрены структура названной компетентности и особенности ее развития в условиях школы как самообучающейся образовательной организации. Предложена программа корпоративного обучения учителей «Управление качеством образовательного процесса в школе» и технология реализации, основанная на рефлексивном управлении учебно-познавательной деятельностью учителя.
The article is devoted to the development of qualitological competence of teacher. It considered to be one kind of structure, that is called as the competence. We'd like especially note for its development at school, that is known as a self-learning educational organization. The programme of corporative education of teachers according to the theme: «The Quality of Control in the educational process at school» is based on reflective learning and cognitive setf-control of teacher.
Ключевые слова: качество образования, управление качеством образовательного процесса, квалитология образования, квалитологическая компетентность, синергетический подход, самообучающаяся организация, рефлексивное управление
Key words: the quality of education, quality of management in educational process, qualitological competence, synergistic approach, self-learning organization, reflexive control
Строительство информационного общества усиливает внимание к человеческому капиталу. В последнее время появился новый термин «знание-вый работник» — «человек, обладающий высоким уровнем профессиональной компетентности и инновационной активности» [5, с. 48].
Сегодня образование — один из важнейших ресурсов инновационного развития России, обеспечивающих «знаниевы-ми работниками» все сферы жизнедеятельности российского общества. В этой связи стратегической целью государственной образовательной политики является повышение доступности качественного
образования, соответствующего потребностям как инновационного развития общества, так и каждого его гражданина. Названный приоритет нашел отражение в следующих нормативно-правовых документах: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 годы, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования и др.
На качество образования, как показано в исследованиях В. П. Панасюка, М. М. Поташника, А. И. Субетто, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой и других авторов, влияет большее количество факторов. Это и качество учебных программ, и уровень реализуемых педагогических технологий, и качество материально-технического, нормативно-правового, методического, информационного обеспечения образовательного процесса, а также компетентность учителя.
Именно учитель как носитель социокультурного опыта является гарантом качественного образования. Иначе говоря, педагог выступает одним из ведущих факторов, влияющих на качество образования. В связи с этим становится очевидным, что в современных социокультурных реалиях актуализируется такая функция профессиональной деятельности учителя, как управление качеством образовательного процесса, поэтому у современного учителя важно сформировать квали-тологическую компетентность, которая позволит ему эффективно решать вопросы управления качеством образования учеников.
Квалитологическая компетентность учителя представляет собой целостную структуру, состоящую из следующих взаимосвязанных компонентов: мотивацион-но-ценностного, когнитивного, технологи-
Педагог выступает одним из ведущих факторов, влияющих на качество образования.
ческого и профессионально-личностного. Совокупность указанных компонентов позволяет учителю осуществлять эффективное управление качеством образовательного процесса.
Мотивационно-ценностный компонент квалитологической компетентности учителя предполагает наличие мотивационно-ценностных ориентаций на управление качеством образования и осознание того факта, что компетентность в этой сфере есть профессионально значимое качество.
Когнитивный компонент включает систему научных, профессионально важных знаний о сущности качества образования и управления им, которые обеспечивают возможность осуществления учителем данной профессиональной функции. К ним относятся: нормативно-правовые, философ-ско-методологические, психолого-педагогические и управленческие знания.
Технологический компонент представляет собой совокупность следующих ква-литологических умений, выступающих конкретной формой функционирования теоретических знаний:
3 проектировочные умения, включающие умения: анализировать состояние и результаты образовательного процесса; ставить цели, отбирать содержание учебного материала и адекватные ему технологии, инициирующие самостоятельность и творчество школьника, сотрудничество в коллективной работе; создавать информационно-коммуникативную и другие образовательные среды, насыщать пространственно-предметные компоненты среды символами учебного предмета; конструировать педагогические задачи различных типов;
3 организационно-коммуникативные умения, к которым относятся умения: организовать деятельность учащихся по работе с информацией; использовать новые информационные технологии для организации самостоятельной деятельности школьников; организовывать учебную, творческую и другие виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей обуча-
ющихся; использовать технологии, ориентированные на разноуровневый состав учащихся; осуществлять рефлексивный анализ урока; строить коммуникативную ситуацию с учетом особенностей ее субъектов; выстраивать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
3 квалиметрические умения включают: умения определять цели измерения и оценки качества образовательного процесса, строить критериальную базу измерения, отбирать квалиметрические методики, разрабатывать тестовые задания, проводить процедуру измерения и по ее результатам принимать соответствующие решения.
К профессионально значимым качествам личности учителя, которые определяют успешность его деятельности по управлению качеством образовательного процесса, следует отнести: аналитичность и прогностичность мышления, инновационную активность, способность к ценностно-смысловой, предметной и процессуальной рефлексии, позволяющей осмысливать свои действия, решения и их результаты.
Развитие квалитологической компетентности учителя может осуществляться в системе повышения квалификации в процессе курсового обучения, которое педагог проходит, как правило, один раз в пять лет. При всех неоспоримых достоинствах этой формы дополнительного образования педагогов она не лишена определенных недостатков, существенным из которых является то, что знания, полученные на курсах повышения квалификации, нуждаются в практической доводке, осмыслении инноваций и апробации педагогических технологий (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. М. Шиянов). Этот факт свидетельствует о необходимости создания условий для развития компетентности учителя, в том числе квалито-логической, непосредственно в образовательном учреждении. А это возможно в рамках школы, функционирующей не только как обучающая, но и как самообучающаяся организация (X. Виссема, П. Сен-
ге). Методологическим ориентиром создания такой школы является синергетиче-ский подход (Л. А. Баев, С. Л. Курдюмов, А. И. Пригожин, У. Р. Эшби и др.). Этот подход раскрывает сущность жизнедеятельности открытых систем, в том числе школы, проявляющуюся в том, что они активно взаимодействуют с внешней средой, за счет чего самоорганизуются. Важное методологическое значение для понимания механизмов развития ква-литологической компетентности учителя в условиях корпоративного обучения будут иметь следующие положения синергетического подхода:
3 признание факта автономности управляемых систем, согласно которому «императивное внешнее управление» [5], не соответствующее собственным тенденциям развития школы, является малоэффективным. Следовательно, процесс развития квалитологической компетентности учителя должен закономерно «вытекать» из стратегии развития школы, приоритетов ее деятельности, быть органично встроен в систему методической работы в школе;
3 обоснование необходимости организации целевого (соответствующего требованиям государства и общества) и ценностного (отвечающего собственным потребностям школы, а также интересам и потребностям ее субъектов) управления в их целесообразном сочетании. В контексте этого положения организация процесса развития квалитологической компетентности учителя должна быть направлена на осознание каждым педагогом управления качеством образовательного процесса не только как общественно необходимой, но и профессионально-личностной ценности, что представляется возможным лишь в условиях рефлексивного управления учебно-познавательной деятельностью учителей;
Процесс развития квалитологической компетентности учителя должен закономерно «вытекать» из стратегии развития школы, приоритетов ее деятельности, быть органично встроен в систему методической работы в школе.
3 выделение в качестве источника самоуправляемого развития противоречия между стабильностью и изменчивостью выражающегося, с одной стороны, в сохранении школой своих основополагающих свойств, обеспечивающих получение оптимального результата, а с другой — в ее самоориентации на развитие посредством эффективного использования внешних и внутренних ресурсов. Применение этого положения к процессу развития квалито-логической компетентности учителя в условиях корпоративного обучения диктует необходимость соединения системы научных знаний об управлении качеством образования с имеющимся опытом учителей, организации взаимовыгодного сотрудничества, взаимообучения, конструктивного обмена информацией, направленного на освоение лучших педагогических практик.
Процесс формирования квалитологиче-ской компетентности учителя в условиях школы как самообучающейся образовательной организации осуществляется по учебной программе «Управление качеством образовательного процесса в школе», включающей три раздела:
3 «Качество общего среднего образования в современном обществе»;
3 «Методология и теория управления качеством школьного образования»;
3 «Технология управления качеством образовательного процесса в школе».
Освоение учебной программы осуществляется в три этапа.
Первый этап (мотивационно-ценност-ный) выступает в качестве основы, которая обеспечивает целенаправленное формирование мотивационно-ценностного отношения учителя к управлению качеством образовательного процесса. Для этого проводится работа, связанная с формированием общественного педагогического мнения вокруг проблемы качества школьного образования. В связи с этим необходимо информировать коллектив о том, как работает школа в плане обеспечения качества образования и каково ее положение среди других школ. Для этого проводятся педагогические советы, на которых обсуждаются приведенные ниже вопросы:
3 «Достижение качественного образования — главная задача школы»;
3 «Состояние и результаты образовательного процесса в школе в контексте ФГОС; пути повышения качество-обес-печивающего потенциала школы»;
3 «Учитель — гарант качества образования учеников».
Основой данного этапа выступает рефлексивный анализ, проводимый методом SPOT-анализа, в процессе которого выявляются сильные стороны (satisfaction) школы, ее слабые стороны (problems), имеющиеся у нее шансы (opportunities) и возможные опасности (threats).
SPOT-анализ качества образования в школе
Сильные стороны (на их основе можно осуществлять развитие качества ОП) Слабые стороны (что нанесет вред школе при переходе на ФГОС)
3 Какие учебные программы, технологии, методики, ориентированные на качество образования, реализуются в школе? 3 Каковы результаты их внедрения? 3 Какие ресурсы и условия способствуют качественной реализации образовательного процесса? 3 Как мотивирован коллектив к переходу на ФГОС? 3 Чего не хватает школе (в организационном, содержательно м, технологическом аспектах) для перехода на ФГОС? 3 Что не удается сделать для повышения качества образовательного процесса?
Окончание табл.
Шансы (предпосылки повышения качества образования в школе) Опасности (что произойдет, если школой ничего не будет предпринято)
3 Какие образовательные услуги мы можем расширить и ввести вновь? 3 Что остается не освоенным нами для полной реализации ФГОС? 3 Какие ресурсы и условия используются нами недостаточно эффективно? 3 Как мы относимся к необходимости перехода школы на ФГОС? 3 К чему мы должны быть готовы? 3 Что произойдет, если мы не будем повышать свою компетентность в области управления качеством образования?
В результате проведенного SPOT-ана-лиза определяются потребности школы в аспекте обеспечения качества образования, ее потенциал, связанный с прогрессивной практикой в этом вопросе. Для усиления мотивационно-ценностной ориентации педагога на развитие квалитологи-ческой компетентности проводятся анкетирование и тестирование учителей, основой которых выступают предметная рефлексия («С чем я имею дело?», «Какими знаниями обладаю?»), и процессуальная рефлексия («Как мне управлять качеством образовательного процесса?»).
На втором (теоретическом) этапе обучения формируется система квалитологи-ческих знаний. На этом этапе учителя знакомятся с понятиями, характеризующими сущность качества образования как философской категории: «свойство», «система», «структура», «эффективность», «количество», «факторы» и «условия». У них складывается представление о школе как среде формирования качества образования; они овладевают понятиями, сопряженными с процессом управления качеством образования, — «проектирование качества», «обеспечение качества», «измерение качества», «оценка качества» и другими. У педагогов формируется система знаний о научных принципах и подходах к управлению качеством школьного образования, о возможностях применения компьютера как ресурса управления качеством.
На этом этапе используются формы и методы обучения, которые предполагает конструктивно-ориентационная стадия рефлексивного управления: проблемные лек-
ции, семинары, проводимые в форме эвристической беседы с постановкой вопросов, требующих предметной и процессуальной рефлексии, предъявление личност-но ориентированных заданий. Например, на семинарском занятии «Школа как среда формирования качества образования», проводимом в виде эвристической беседы, на обсуждение учителей выносятся следующие вопросы:
3 Как можно определить понятие «среда»?
3 Что такое среда формирования качества образования?
3 Что представляет собой процессная система?
3 Почему школу как среду формирования качества образования целесообразно рассматривать как процессную систему?
3 Какие процессы в школе влияют на формирование качества образования?
3 Какой результат свидетельствует о качественной реализации вышеназванных процессов?
При работе над темами «Качество образовательного процесса как объект управления», «Современные технологии управления качеством образовательного процесса» учителям предлагаются вопросы, побуждающие к предметной и процессуальной рефлексии:
3 Какие условия при проведении урока Вы создаете в целях обеспечения его качества?
3 Какие издержки образовательного процесса в Вашем классе отрицательно влияют на его качество?
3 Какие из используемых Вами тех-
нологий в наибольшей степени позволяют достичь качества образования? На чем основываются Ваши суждения?
3 Можете ли Вы утверждать, что осуществляете целостный процесс управления качеством образования? Аргументируйте свой ответ.
Результатом второго этапа обучения выступает система сформированных ква-литологических знаний учителя.
Третий (технологический) этап обучения направлен на развитие квалитологи-ческих умений учителя.
Обучение на этом этапе осуществляется в условиях ситуаций, моделирующих деятельность учителя по управлению качеством образовательного процесса, предусматривает презентацию, анализ и оценку собственной практики управления качеством образования, практики управления других учителей.
Ведущими организационными формами обучения на этом этапе являются обучающие семинары, открытые просмотры, мастер-классы, а основными методами — проектные, групповые, диалоговые, порт-фолио то есть методы, активизирующие аналитичность и прогностичность мышления, инновационную активность, самостоятельность учителей. Обучение предусматривает возможность выбора учебного задания, исходя из предпочтений учителя,
ЛИТЕРАТУРА _
его профессионального опыта, самооценки сформированности квалитологических умений. Широко используются групповые задания аналитического и проектировочного характера, работа в группах в ходе совместного выполнения задания, где идет взаимовыгодный обмен информацией, взаимообучение. Материалы каждого занятия собираются в личное портфолио учителя.
Обязательной составляющей каждого учебного занятия является предметная и процессуальная рефлексия. Примерные вопросы для рефлексии: «Чему я хотел научиться?», «Как я пытался этому научиться?», «Какие чувства при этом испытывал?», «С чем я справился, а что вызвало наибольшее затруднение?», «Что мне помогло, а что помешало в этом процессе?», «В чем причины моих затруднений?», «Какую роль приобретенные умения будут играть в моей деятельности?» [2].
Все рассмотренные этапы развития квалитологической компетентности учителя взаимосвязаны и осуществляются в строго определенной последовательности. При этом каждый последующий этап опирается на достижения предыдущего.
Результатом организованного таким образом корпоративного обучения по принципу школьной самообучающейся организации является развитие квалитологиче-ской компетентности учителя.
1. Князева, Е. Н. Синергетика: начала нелинейного мышления / Е. Н. Князева, С. П. Кур-дюмов // Общественные науки и современность. — 1993. — № 2. — С. 38—51.
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпициной. — СПб., 2008.
3. Сафонова, О. А. Квалитологическое образование будущего педагога / О. А. Сафонова // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. — 2012. — № 8. — С. 903—908.
4. Субетто, А. И. Квалитология образования (основания, синтез) / А. И. Субетто. — СПб. ; М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
5. Трапицын, С. Ю. Новое управление для новой школы / С. Ю. Трапицын, Л. А. Громова // Вестник Герценовского университета. — 2012. — № 2. — С. 43—51.
6. Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Ша-мова, Т. М. Давыденко. — М., 2001.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К. Р. КРУПОДЕРОВА,
аспирант кафедры математики и информатики НГПУ им. К. Минина kklimentina @gmail. com
В статье рассмотрены возможности использования проектной деятельности в формировании общекультурных и профессиональный компетенций студентов. Рассмотрено применение в учебной проектной деятельности сервисов Веб 2.0. Показана их роль в формировании конкретных компетенций.
The article discusses the possibilities of using project activity in the formation of general cultural and professional competences of students. The author present the application of the Web 2.0 services in educational project activities. They show their role in the formation of concrete competences.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, проект, Веб 2.0, сотрудничество
Key words: general cultural competences, professional competences, project, Web 2.0, collaboration
В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь речь идет о вхождении России в Болонский процесс, повышении гибкости образовательных программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации [1].
С вводом новых федеральных государственных образовательных стандартов компетентностный подход к образованию
прочно входит в сферу высшего профессионального образования. Сегодня перед вузами стоит задача подготовки конкурентоспособных, мобильных, инициативных профессионалов, максимально учитывая спрос и интересы работодателей.
Образование, нацеленное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие качества выпускника, как целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность. Кроме того, выпускнику сегодня крайне необходимы мобильность, умение работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, толерантность, направленность на саморазвитие. Воспитание такой социально и профессионально активной личности тре-