Научная статья на тему 'КВАЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

КВАЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИТОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КВАЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КВАЛИТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / МОДУЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КВАЛИТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / THE QUALITY OF EDUCATION / QUALITY COMPETENCE / THE DIDACTIC SYSTEM OF QUALITY PREPARATION / MODULAR TRAINING PROGRAM / THE TECHNOLOGY OF FORMATION OF THE QUALITY COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова О. А., Шилова Г. А.

Статья посвящена проблеме формирования квалитологической компетентности будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения. Основной акцент сделан на особой значимости данного вида компетентности в условиях перехода общества к модели «устойчивого развития». Авторы предлагают дидактическую систему формирования данной компетентности у студентов, которая включает учебную программу «Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении» и технологию ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kvalitologichesky education of future head of preschool educational institution

The article is dedicated to the problem of formation of the quality competence of the future head of pre-school educational institution. The main accent is given to a special importance of this kind of competence in the conditions of transition to the «sustainable development model». The authors propose the didactic system of the formation of this kind of competence among the students which includes the educational program «The management of the quality of education in pre-school educational institution» and the technology of its realization.

Текст научной работы на тему «КВАЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

КВАЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

О. А. САФОНОВА, Г. А. ШИЛОВА,

доктор педагогических наук, кандидат педагогических наук,

профессор кафедры общей педагогики, доцент кафедры общей педагогики заведующая лабораторией НГПУ им. К. Минина

педагогических инноваций [email protected]

НГПУ им. К. Минина Ledi78 @yandex. ru

Статья посвящена проблеме формирования квалитологической компетентности будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения. Основной акцент сделан на особой значимости данного вида компетентности в условиях перехода общества к модели «устойчивого развития». Авторы предлагают дидактическую систему формирования данной компетентности у студентов, которая включает учебную программу «Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении» и технологию ее реализации.

The article is dedicated to the problem of formation of the quality competence of the future head of pre-school educational institution. The main accent is given to a special importance of this kind of competence in the conditions of transition to the «sustainable development model». The authors propose the didactic system of the formation of this kind of competence among the students which includes the educational program «The management of the quality of education in pre-school educational institution» and the technology of its realization.

Ключевые слова: квалитология образования, квалитологическая компетентность, дидактическая система квалитологической подготовки, модульная учебная программа, технология формирования квалитологической компетентности

Key words: the quality of education, quality competence, the didactic system of quality preparation, modular training program, the technology of formation of the quality competence

Стремительные динамические изменения, происходящие в социально-экономической, политической, социокультурной сферах общества, обусловленные его переходом к модели «устойчивого развития», поставили перед образованием важные задачи, связанные со становлением человека нового культурного типа. Это — человек, понимающий и принимающий новые ценности жизни, самостоятельно, свободно и ответственно решающий различные проблемы, обладающий аналитическим, проектировочным и прогностическим интеллектом, владеющий информационными и коммуникационными технологиями, способный к образованию на протяжении всей жизни.

Становление «культурного человека» XXI века диктует необходимость модернизации высшего профессионального образования в направлении повышения его качества. Согласно Болонской декларации качество образования рассматривается как основа конкурентоспособности образовательной системы. Основным результатом качественного образования в высшей школе является подготовка компетентного специалиста, в том числе — будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Подготовка руководителей ДОУ осуществляется на дошкольных факультетах педагогических вузов в рамках направления 050400 «Психолого-педагогическое образование» по профилю подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» с дальнейшим обучением в магистратуре «Менеджмент в дошкольном образовании».

Одним из новых, принципиально важных в условиях квалитавитизации образования направлений профессиональной подготовки будущего руководителя ДОУ является его квалитологическая подготовка. Научное содержание обозначенного направления подготовки будущего руководителя ДОУ опирается на квалитологию образования, которая представляет собой науч-

ный комплекс, включающий качество функционирования и развития образовательных систем, учебного процесса, профессиональной подготовки ского состава, направленный на обеспечение эффективной системы управления качеством образования.

А. И. Субетто разработана структура ква-литологии образования, включающая следующие компоненты:

3 теория качества, изучающая законы, закономерности, принципы формирования качества образования;

3 теория управления качеством, исследующая законы, принципы, механизмы, методологию управления качеством образования;

3 квалиметрия, изучающая законы, принципы и методологию оценки (измерения) качества образования.

«Наложение» компонентного состава квалитологии образования на специфику профессиональной деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения позволило разработать структуру и содержание его квалитологической компетентности.

Под квалитологической компетентностью руководителя дошкольного образовательного учреждения нами понимается интегральное личностное образование, включающее совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств руководителя, позволяющих ему эффективно осуществлять управление качеством образования.

Квалитологическая компетентность руководителя ДОУ представляет собой целостную структуру, состоящую из четырех взаимосвязанных компонентов: моти-вационно-ценностного, когнитивного, технологического, профессионально-личностного (см. схему на с. 64).

Основным результатом качественного образования в высшей школе является подготовка компетентного специалиста, в том числе — будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Структура квалитологической компетентности руководителя ДОУ

Когнитивный компонент включает систему научных знаний, которые обеспечивают возможность управления качеством образования.

Мотивационно -ценностный компонент проявляется в следующих аспектах: отношение к качеству образовательного процесса и управлению им как к профессионально необходимой и общественно значимой ценности; стремление активно включаться в овладение теорией и технологией такого управления; осознанность задач, путей, средств и способов организации управления качеством образовательного процесса; направленность на самообразование в области использования эффективных средств управления качеством образования.

Когнитивный компонент включает систему научных знаний, которые обеспечивают возможность управления качеством образования:

3 нормативно-правовых, предполагающих знание социального заказа, стандарта образования, нормативно-правовых документов, определяющих требования к качеству образовательного процесса;

3 философско-методологических, включающих понимание социальной сущности качества образования, его структуры как единства процессуальной и результативной составляющих; знание основных кате-

горий, связанных с ним (свойство, система, факторы, количество, эффективность);

3 психолого-педагогических, предполагающих знание психологических особенностей обучающихся, принципов и закономерностей организации образовательного процесса, ориентированного на достижение качества образования, развивающего содержание и технологии обучения, критериев эффективности образовательного процесса и его результатов, условий обеспечения качественного образования (психологических, организационно-педагогических, медико-оздоровительных и других);

3 управленческих, предусматривающих знание сущности управления качеством, его структуры и содержания, основных подходов и принципов управления качеством образования, функционального состава управленческого процесса (проектирование, обеспечение и мониторинг качества), критериев, методов и процедур оценки качества образования, психологических основ управления качеством.

Технологический компонент представляет собой совокупность квалитологиче-ских умений, к которым относятся:

3 проектно-технологические, включающие умение анализировать состояние и результаты образовательного процесса,

выделять факторы, влияющие на них, формировать цели деятельности коллектива по обеспечению качественного образования, моделировать образ желаемого будущего результата и направлений его реализации, разрабатывать систему мер по достижению качества образования, прогнозировать ожидаемые результаты;

3 организационно-мотивационные, предполагающие умение адаптировать функциональный состав управленческой деятельности к целям управления качеством образования; строить качествоориентирован-ную организационную структуру управления; разрабатывать функциональные обязанности сотрудников, связанные с реализацией задач качества образования; создавать необходимое материально-техническое, кадровое, информационное, нормативное обеспечение качества образования; мотивировать коллектив на качественную работу, используя для этого различные мотиваторы (ожидание достижений и вознаграждений, признание успеха, повышение престижа в коллективе, изменение условий труда, профессионально-личностное развитие и др.);

3 мониторинговые, включающие умения определять цели мониторинга, строить его критериальную базу, определять оценочные показатели, отбирать квалимет-рические методики, разрабатывать процедуру оценочной деятельности, принимать

управленческие решения по результатам мониторинга.

Профессионально -личностный компо -нент представлен профессионально значимыми качествами личности, важнейшими из которых являются: осознание руководителем необходимости управления качеством образования, целеустремленность (подчинение управленческой деятельности целям качества образования); новаторство; управленческая концентрация (способность целостно видеть проблему качества образования); интуиция (предвидение тенденций в управляемом объекте и отклонений от целей качества); избирательное отношение к средствам управленческого воздействия, способность к управленческой рефлексии, позволяющей осмысливать свои действия и решения.

Рассмотренные структура и содержание квалитологической компетентности руководителя — это основа профессиональной подготовки руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Нами разработана дидактическая система квалитологической подготовки будущего руководителя ДОУ, реализуемая в образовательном процессе магистратуры (см. таблицу).

Нами разработана дидактическая система квалитологической подготовки будущего руководителя ДОУ, реализуемая в образовательном процессе магистратуры.

Дидактическая система квалитологической подготовки будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения

Структурные компоненты Содержательная характеристика структурных компонентов

Целевой Формирование ценностного отношения к управлению качеством дошкольного образования как составляющей квалитавитизации общества. Формирование системы знаний о качестве дошкольного образования и управления им. Формирование квалитологических умений

Содержа тельный Идеология управления качеством дошкольного образования в условиях перехода общества к модели «устойчивого развития». Научные основы управления качеством дошкольного образования. Технология управления качеством образования в ДОУ

Организационно -ком муника тивный: формы, методы Лекции (информационные, проблемные). Семинары. Практические занятия (на базе института и ДОУ) Объяснение, учебная дискуссия, имитационное моделирование, решение проблемных задач

Окончание табл.

Структурные компоненты Содержательная характеристика структурных компонентов

Оценочно-результативный Результат — сформированность квалитологической компетентности руководителя ДОУ. Критерии: мотивационно-ценностное отношение к квалитавитизации управления; система квалитологических знаний и умений, профессионально значимые качества личности (аналитичность и прогностичность мышления, новаторство, профессионально-личностная и управленческая рефлексия)

Технология реализации дидакти ческой системы включает три вза имосвязанных этапа, последова тельно сменяющих друг друга.

Содержательной основой рассматриваемой дидактической системы выступает учебная программа «Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении», структурированная в соответствии с блочно-модульным принципом. В программе выделены следующие три модуля: «Качество дошкольного образования как социально-педагогическая и управленческая проблема» (модуль 1); «Теоретико-методологические основы управления качеством дошкольного образования» (модуль 2); «Технология управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении» (модуль 3). Каждый из перечисленных модулей включает определенные темы, необходимые для раскрытия его содержания.

Технология реализации дидактической системы включает три взаимосвязанных этапа, последовательно сменяющих друг друга.

На первом (мотива-ционно-ценностном) этапе проводится работа по первому модулю учебной программы. Студентам предлагается следующая тематика занятий: 1. Глобальные вызовы времени и квалитавитизация современного общества как приоритетное направление его развития. 2. Качество дошкольного образования и управление им как стратегическое направление государственной образовательной политики. 3. Нормативно-правовые основы качества дошкольного образования.

На втором (гносеологическом) этапе осуществляется работа по второму моду-

лю учебной программы, в рамках которого изучаются следующие темы: 1. Дошкольное образовательное учреждение как среда формирования качества образования. 2. Качество дошкольного образования как объект управления. 3. Сущность управления качеством дошкольного образования. 4. Квалитологическая компетентность руководителя как фактор эффективного управления качеством дошкольного образования.

На третьем (технологическом) этапе реализуется третий модуль учебной программы, который содержит следующие темы: 1. Проектирование качествоориен-тированной организационной структуры дошкольного образовательного учреждения. 2. Формирование организационной культуры человекоцентристской направленности. 3. Проектирование качества образовательного процесса. 4. Формирование квалитологической компетентности педагога. 5. Технология мониторинга качества деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Такая структура содержания, основанная на взаимосвязи социального и профессионального аспектов управления качеством образования, способствует раскрытию его сущности, осознанию будущим руководителем ДОУ его места и роли в современном обществе, а также овладению им системой знаний и умений, необходимых для реализации данного вида управления в собственной профессиональной деятельности.

Процесс обучения на каждом этапе строится в соответствии со следующим планом:

3 актуализация имеющихся и приобретенных знаний и умений в управлении качеством образования в ДОУ;

3 освоение студентами системы научных знаний об управлении качеством образования в ДОУ;

3 предъявление заданий для самостоятельной образовательной деятельности, связанных с проблематикой модулей;

3 профессионально-личностная и управленческая рефлексия.

Внедрение рассмотренной дидактической системы в учебный процесс магистратуры по направлению «Менеджмент в дошкольном образовании», на наш взгляд, будет способствовать успешному формированию квалитологической компетентности будущего руководителя ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Сафонова, О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для высш. пед. уч. заведений / О. А. Сафонова. — М. : Академия, 2011. — 224 с.

2. Субетто, А. И. Квалитология образования: (Основания, синтез) / А. И. Субетто. — СПб. ; М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 405 с.

3. Управление качеством образования в дошкольном учреждении : учебно-методический комплекс для студентов / О. А. Сафонова, Г. А. Шилова ; под ред. О. А. Сафоновой. — Н. Новгород : ННГУ, 2010. — 24 с.

РИТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ

РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Л. Н. ГОРЕЛОВА,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Мордовского гуманитарного института

(Саранск)

дакогаЬ^а @yandex.ru

Г. Н. КОРАБЛЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания русского языка МГПИ им. М. Е. Евсевьева (Саранск) дакогаЬ^а @yandex.ru

Статья посвящена риторическому анализу текста. Риторический анализ обеспечивает правильное восприятие и понимание текста, является эффективным средством развития будущих педагогов и формирования у них умения создавать собственное речевое высказывание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.